- Вид работы: Курсовая работа (т)
- Предмет: Культурология
- Язык: Русский , Формат файла: MS Word 27,92 Кб
Досуг как социализация личности детей и подростков
Содержание
Введение
Глава 1. Досуг как социализация личности детей и подростков
.1 Характеристики досуга детей и подростков
.2 Досуговые социальные институты в социализации детей и подростков
Глава 2. Досуг детей и подростков в г. Тюмени
.1 Состояние и проблемы досуга детей и подростков в г. Тюмени
.2 Развитие подростковой досуговой деятельности на примере ДК «Строитель»
Заключение
Список использованной литературы
Введение
Легко ли быть молодым? Во все времена было нелегко. А сейчас возникло много новых молодёжных проблем. Но в то же время молодость – это ещё и прекрасная пора, когда энергия бьёт через край и хочется всё постичь, обо всём узнать. Мы уже во многом самостоятельны, но ещё не озабочены в такой степени как взрослые проблемами дома, семьи, денег, здоровья.
И в этот неповторимый период, надо успеть познать, постичь и сделать как можно больше. Любому обществу, любой культуре небезразлично, какой выбор сделает личность. Поэтому во все времена, в том числе и сегодня молодых самыми различными способами учат, наставляют, упрашивают, угрожают, берегут, заставляют и т.д. И если бы молодой человек в такой пёстрой среде культурного (и не очень культурного) воздействия подчинился бы всем призывам и любому нажиму, то он попал бы в природу хаоса, беспорядка и раскола.
Стержневой проблемой общественного развития является гармонизация взаимоотношений общества с каждой отдельно взятой личностью, то есть ее социализация. Особенно актуальной для общества является социализация подрастающего поколения. Именно в период детства, отрочества и юности складываются основные структуры личности, качественные характеристики которой, в существенной степени зависят от степени педагогизации окружающей среды. Личность, с точки зрения психологии,- индивид как субъект социальных отношений и сознательной деятельности. Понятие, определяемое включенностью в общественные отношения. Системные качества индивида, формирующиеся в совместной деятельности и общении.
Социальное самоопределение человека одинаково актуально и для прошлого, и для настоящего столетия, но оно существенно зависит от социально-политической и экономической системы общества. Это процесс, непрерывно меняющийся по своему характеру.
По истине могучим стимулом для творческого развития детей, подростков и юношества, расцвета их способностей, расширения диапазона интересов, гуманизации мыслей, чувств и поступков, созидательной активности является досуг и, в частности, досуговые объединения, представляющие феноменальную педагогическую систему, где процесс формирования и развития индивида не ограничивается «социальным заказом», а осуществляется на основе доминирующих потребностей и мотивов поведения.
При всех положительных сторонах досуга, можно отметить, что досуг ярко подвержен состоянию политике, экономики, идеологии, образованию и культуре. Примером является время командно-административного стиля. Как показывает практика, досуг подрастающего поколения, при относительно низкой культуре его использования не только не приносит ожидаемого восстановления утраченных сил, расцвета творческих способностей и тому подобное, а напротив превращается в криминогенный фактор общества.
В отечественной науке вопросом социализации подрастающего поколения в условиях командно-административной системе уделялось незначительное внимание. Фрагментарность существующих теоретических разработок и ограниченность эмпирического материала по проблемам, связанным с социализирующим воздействием досуга и сведения его преимущественно к реализации воспитательной функции, существенно снижает эффективность практических мероприятий в сфере досуга, что также обуславливает необходимость и актуальность данного исследования.
Наиболее сложно процесс социализации протекает в подростковом возрасте, так как происходят большие изменения и в организме, и в сознании. Появляется большое разнообразие отношений (дружба, вражда, любовь и т.д.). На подростка сильное внимание оказывают микро и макро среды, а так же различные социальные институты. «Социализация подростков в сфере досуга» – этому вопросу будет посвящена данная работа. На примере сферы досуга можно наиболее полно раскрыть проблемы подростка возникающие в процессе социализации.
Хочется отметить, что актуальность данной работы подтверждается состоянием семьи и детства в России (увеличение количества неблагополучных, неполных семей, беспризорных и безнадзорных детей), положением социально-досуговых центров (нехватка материальных средств, квалифицированных кадров), а также экономики и политики России на данном этапе развития (наличие различных конфликтов, вопросы по использованию бюджета, и разработка программ по защите детства).
Цель данной работы – исследование влияния индивидуальных особенностей личности в культурно-досуговой деятельности.
Для разрешения данной цели необходимо решить следующие задачи:
) рассмотреть характеристику досуга детей и подростков;
) проанализировать досуговые социальные институты в социализации детей и подростков;
) изучить состояние и проблемы досуга детей и подростков в г. Тюмени;
) раскрыть Развитие подростковой досуговой деятельности на примере ДК «Строитель».
Объект работы – досуг как социализация личности детей и подростков.
Предмет работы – досуг детей и подростков в г. Тюмени.
Среди исследователей, занимавшихся данной темой, выделяются следующие авторы: Г.П. Гаврилова, В.А. Еремин, И.Н. Ерошенков, А.В. Мудрик, А.Д. Жарков, Т.Г. Киселев, Ю.Д. Красильников, Ю.А. Стрельцов и др.
Глава 1. Досуг как социализация личности детей и подростков
.1 Характеристики досуга детей и подростков
Плодотворное использование досуга человеком – важная задача общества, ибо, когда он осуществляет процесс своего досугового общения с искусством, техникой, спортом, природой, а так же с другими людьми, важно, чтобы делал он это рационально, продуктивно и творчески.
Так что же такое детский досуг? До сих пор нет общепринятого определения этого понятия. Более того, в специальной литературе досуг имеет самые разнообразные определения и толкования.
Досуг часто отождествляется со свободным временем (Ф.С. Махов, А.Т. Куракин, В.В. Фатьянов и д.р.), с внешкольной и внеклассной работой (Б.Э. Вульфов, Л.Н. Николаева, М.М. Поташник и д.р.), и даже с внеучебным временем (Л.К. Балясная, Т.В. Сорокина и д.р.). Но можно ли отождествлять свободное время с досугом? Нет, так как свободное время есть у всех, а досугом обладает не каждый. Существует много интерпретаций слова «досуг». Досугом называется деятельность, отношения, состояние ума. Множество подходов осложняет попытки понять, что значит досуг [12, C.23].
Досуг способен объединить и отдых и труд. Большая часть досуга в современном обществе занята разными видами отдыха, хотя понятие «досуг» включает в себя и такие виды деятельности, как продолжение образования, общественная работа на добровольных началах.
Определение досуга распадается на четыре основных группы.
Досуг как созерцание, связанное с высоким уровнем культуры и интеллекта; это состояние ума и души. В этой концепции досуг обычно рассматривается с точки зрения эффективности, с какой человек делает что-либо
Досуг как деятельность – обычно характеризуется как деятельность не связанная с работой. Это определение досуга включает ценности самореализации.
Досуг, как свободное время, время выбора. Это время может быть использовано различным образом, причем оно может быть использовано для деятельности связанной с работой или не связанно с ней. Досуг рассматривается как время, когда человек занимается тем, что не является его обязанностью.
Досуг интегрирует три предыдущих концепции, стирает грань между «работой» и «не работой» и оценивает досуг в терминах описывающих человеческое поведение. Включает в себя понятия времени и отношения к времени [12, с.26].
Досуг является благоприятной почвой для испытания детьми, подростками и юношеством фундаментальных человеческих потребностей. В процессе досуга ребенку гораздо проще формировать уважительное отношение к себе, даже личные недостатки можно преодолеть посредством досуговой активности. Досуг в существенной степени ответственен в части формирования характера ребенка, в частности таких качеств как инициативность, уверенность в себе, сдержанность, мужественность, выносливость, настойчивость, искренность, честность и д. р.
Досуг при известных обстоятельствах может стать важным фактором физического развития детей. Любимые занятия в часы досуга поддерживают эмоциональное здоровье. Досуг способствует выходу из стрессов и мелких беспокойств, и, наконец, досуг признается значительным орудием в предупреждении умственной отсталости и реабилитации умственно больных детей. Особая ценность досуга заключается в том, что он может помочь ребенку, подростку, юноше реализовать то лучшее, что в нем есть [5, C.123].
Можно выделить реальный досуг (общественно полезный) и мнимый (асоциальный, личностно значимый) досуг.
Реальный досуг никогда не находится в разрыве как с самой личностью, так и с обществом. Наоборот, это состояние деятельности, создание свободы из необходимых повседневных дел, время для отдыха, самоактуализации, развлечения.
Мнимый досуг-это, прежде всего насилие, любо над собой, либо над обществом, и как результат разрушение себя и общества. Мнимый досуг, обусловлен неумением проводить свое время, это бесцельное времяпрепровождение, приводящее к асоциальным поступкам.
Можно вывести следующие основные характеристики досуга детей, подростков и юношества:
досуг имеет ярко выраженные физиологический, психологический и социальный аспекты;
досуг основан на добровольности при выборе рода занятий и степени активности;
досуг предполагает не регламентированную, а свободную творческую деятельность;
досуг формирует и развивает личность;
досуг способствует самовыражению, самоутверждению и саморазвитию личности через свободно выбранные действия;
досуг формирует потребность детей в свободе и независимости;
досуг способствует раскрытию природных талантов и приобретению полезных для жизни умений и навыков;
досуг стимулирует творческую инициативу детей;
досуг есть сфера удовлетворения потребностей личности;
досуг способствует формированию ценностных ориентаций;
досуг детерминирован внутренне и внешне;
досуг выступает как своеобразная «зона ограниченного вмешательства взрослых»;
досуг способствует объективной самооценке детей;
досуг формирует позитивную «Я-концепцию»;
досуг обеспечивает удовлетворение, веселое настроение и персональное удовольствие;
досуг способствует самовоспитанию личности;
досуг формирует социально значимые потребности личности и нормы поведения в обществе;
досуг- активность, контрастирующая с полным отдыхом;
природе детского досуга чужда оппозиция «учебное время» – досуг (как часть внеучебного времени);
детский досуг подразделяется на собственно досуг и полудосуг;
детский досуг широк в своем понимании [5, C.125].
Таким образом, можно констатировать, что сущностью детско-юношеского досуга является творческое поведение (взаимодействие с окружающей средой) детей, подростков и юношества в свободной для выбора рода занятий и степени активности пространственно-временной среде, детерминированный внутренне (потребностями, мотивами, установками, выбором форм и способов поведения) и внешне (факторами, порождающими поведение).
Характерологические особенности детского досуга являются основополагающими для определения его функций.
Творческое самоосуществление личности подростка – актуализация генетически запрограммированных задатков, а также реализация сформированных в процессе социальной деятельности способностей как нельзя лучше протекают в досуговое время, сущностью которого является свободная творческая деятельность. Детский досуг это своеобразная «зона невмешательства» так необходимая для самопроверки, оценке собственного «Я». Досуг для подростков – это сфера, в которой, выступая в новых ролях, отличных от семейных и школьных, они особенно остро и полнокровно раскрывают свои естественные потребности в свободе и независимости, активной деятельности и самовыражении. Таким образом, детскому досугу свойственна самореализационная функция [16, C.83].
Досуг – это зона активного общения, удовлетворяющая потребности подростков в контактах. Такие формы досуга как самодеятельное объединение по интересам, массовые праздники – благоприятная сфера для осознания себя, своих качеств, достоинств и недостатков в сравнении с другими людьми.
Такие формы досуга как самостоятельные объединения по интересам, игровые программы, массовые праздники и другие – благоприятная сфера для осознания себя, своих качеств, достоинств и недостатков в сравнении с другими людьми. Дети оценивают себя, ориентируясь на социально принятые критерии и эталоны, ибо самосознание социально по своему содержанию, по своей сути и невозможно вне процесса общения. Именно в условиях досуга формируются общности, дающие детям, подросткам и юношеству возможность выступать в самых разнообразных социальных амплуа. Таким образом, можно обозначить еще одну функцию детского досуга – коммуникативную.
В сфере досуга дети, подростки, юноши (девушки) более открыты для влияния и воздействия на них самых различных социальных институтов, что позволяет с максимальной эффективностью воздействовать на их нравственный облик и мировоззрение. В процессе коллективного досугового времяпрепровождения происходит упрочение чувства товарищества, возрастание степени консолидации, стимулирование трудовой активности, выработка жизненной позиции, научение нормам поведения в обществе [3, C.95].
Отличительной особенностью детского досуга является его театрализация. Художественные образы, воздействуя через эмоциональную сферу, заставляют его переживать, страдать и радоваться, их воздействие часто намного острее жизненных коллизий. Иначе говоря, детский досуг благоприятен для формирования возвышенных идеалов и выработки системы ценностных предпочтений.
Досуговое время подрастающего поколения оказывает огромное влияние на познавательную деятельность детей, подростков и юношества. В досуге происходит узнавание нового в самых разнообразных областях знания: расширяется художественный кругозор; постигается процесс технического творчества; происходит знакомство с историей спорта и так далее; наконец, осуществляется вооруженность досуговыми видами деятельности. Это значит, что детскому досугу свойственна просветительская функция [3, C.97].
Одна из важных задач детского досуга – помочь в выборе профессии. От первого периода детства до юношеского возраста все актуальней становится вопрос об избрании профессии. От тривиального: «Кем быть?» в детстве, до мучительного поиска своего места в жизни в юношеские годы, вопрос выбора профессии волнует все возрастные группы подрастающего поколения.
Большинство детей находят ответ на этот важный вопрос в сфере досуга. Во время досуга дети читают книги, смотрят кинофильмы, спектакли и телепередачи, где открывают для себя мир профессий. А наметив для себя профессиональный путь, преимущественно на досуге, приобретают знания и развивают способности, навыки специфические для того или иного вида деятельности. И, наконец, досуговые учреждения целенаправленно осуществляют профориентационную деятельность, то есть, детский досуг предполагает осуществление профориентационной функции.
Жизнедеятельность современных детей, подростков и юношества предельно насыщена и относительно строго регламентирована, а потому требует больших затрат физических, психических и интеллектуальных сил. На этом фоне детский досуг, осуществляющийся преимущественно на основе игровой деятельности, помогает снять создавшееся напряжение. Именно в рамках досугового времени происходит восстановление и воспроизводство утраченных сил, то есть, реализуется рекреационная функция [8, C.254].
Более того, заложенное от природы стремление человека к получению удовольствия также преимущественно реализуется в сфере досуга. Дети, подростки и юноши получают наслаждение от самых разнообразных досуговых занятий: игры и победы в ней; узнавание нового и возможность творить на этой основе модель самолета. Иными словами, детскому досугу свойственна гедонистическая функция.
Разнообразные по форме, содержанию и эмоциональной насыщенности досуговые занятия детей, подростков и юношества вызывают широкий резонанс в их душах, в кругу друзей и знакомых, в классе и семье, порождая таким образом заданное досуговым мероприятием общение на предмет услышанного, увиденного, совершенного. Как результат, осуществляются виды деятельности, которые сам ребенок не совершил бы не будь побуждения извне. То есть детский досуг предполагает прокреативную функцию [11, C.71].
Всякая деятельность зиждется на общих закономерностях ее развития. Досуг детей, подростков и юношества развивается по своим законам, принципам, теоретически обоснованным и апробированным на практике.
К ним относятся:
Принцип всеобщности и доступности – то есть возможность приобщения, вовлеченности всех без исключения детей, подростков и юношества в сферу деятельности досуговых учреждений с целью удовлетворения творческих потенций подрастающего поколения, их досуговых запросов и интересов.
Принцип самодеятельности – реализуется на всех уровнях детского досуга: от любительского объединения до массового праздника. Самодеятельность, как сущностное свойство личности, обеспечивает высокий уровень достижений в любой индивидуальной и коллективной деятельности. Принцип самодеятельности зиждется на творческой активности, увлеченности и инициативе детей.
Принцип индивидуального подхода – предполагает учет индивидуальных запросов, интересов, склонностей, способностей, возможностей, психофизиологических особенностей и социальной среды обитания детей, подростков и юношества при обеспечении их досуга. Дифференцированный подход обеспечивает комфортное состояние каждого участника досуговой акции.
Принцип систематичности и целенаправленности – предполагает осуществление этой деятельности на основе планомерного и последовательного сочетания непрерывности и взаимозависимости в работе всех социальных институтов, призванных обеспечивать досуг детей, подростков и юношества. Важно направлять детей, подростков и юношество на дела общественно значимые, поскольку богатство творческих сил индивида зависит от всестороннего и полного проявления этих сил в жизни общества. Это процесс ограниченного превращения человека в общественное существо, в активную и творческую личность, живущую полной жизнью в согласии с самим собой и обществом.
Принцип преемственности – в первую очередь предполагает культурное взаимодействие и взаимовлияние поколений. Необходимо активизировать деятельность родителей, всех взрослых на передачу детям социального знания и опыта на проведение разумного досуга, его философии. Принцип преемственности означает также поддержание норм и традиций при перемещении детей из одной возрастной общности в другую, из одного социально-воспитательного учреждения в другое.
Принцип занимательности – заключается в создании непринужденного эмоционального общения посредством выстраивания всего досуга на основе игры и театрализации, ибо сухость, блеклость, отсутствие эмоциональной привлекательности способны обречь на неудачу любые формы и методы работы. Детский досуг должен быть красочно оформлен и дополнен самой разнообразной атрибутикой. Все это превращает досуг детей, подростков и юношества в праздник [13, C.35].
Реализация принципов организации детского досуга на практике по своим масштабам воздействия на личность выходит далеко за рамки досугового времяпрепровождения, это крупномасштабная социальная акция, цель которой – разностороннее развитие личности ребенка, подростка, юноши (девушки).
.2 Досуговые социальные институты в социализации детей и подростков
С целью социализации подрастающего поколения создана специальная система учреждений. Это, в первую очередь – детские сады и школы. Кроме того, существуют естественно сложившиеся учреждения и организации, функционирование которых направленно на «включение» индивидов в общество. Это культурно-досуговые учреждения, спортивные комплексы, научно-технические центры и т.п., функционирующие в сфере досуга, с расширением границ которых повышается и социализирующее воздействие на детей, подростков и юношество.
Однако, сам по себе досуг не является показателем ценностей. Самое главное заключается в характере его использования, степени его социальной насыщенности. Досуг может стать могучим стимулом для развития личности. В этом заключены его прогрессивные возможности. Но досуг может превратить в силу, калечащую личность, деформирующую сознание и поведение, привести к ограничению духовного мира и даже к таким проявлениям ассоциальности как пьянство, наркомания, проституция, преступность [4, C.85].
В этой связи особую актуальность приобретает вопрос о соотношении между направленным процессом социализации и количественно преобладающим стихийным воздействием на индивида. К сожалению, чаще всего социализирующее воздействие на детей, подростков и юношество бывает случайным, мало организованным в целостную систему в различных сферах деятельности – в семье, в школе, в досуговых учреждениях. Случайными могут быть посещение кино, театра, выставки, выбора литературы для чтения и музыки для прослушивания. Случайным может оказаться окружение и дела, осуществляемые в этой группе. И хорошо, если случайный выбор удачен, в противном случае он влечет за собой приобщение детей, подростков и юношества к ассоциальным явлениям.
Разрешение этого противоречия заключается в целенаправленной формирующей деятельности различных социальных институтов, ориентированной на формирование соответствия между лично значимым и общественно значимым, на формирование общечеловеческих ценностей подрастающего поколения. Особая роль в решении этих задач отводится семье, школе и досуговым учреждениям [4, C.87].
Семья, являясь источником первоначального развития природных свойств человека, где формируется основа для развития собственно человеческих потенций, а также специфические роли и отношения в макро – и микрогруппах, могла бы оказать существенное воздействие на формирование и развитие подрастающего поколения.
Весьма существенное значение в социализации детей, подростков и юношества имеет школа, где на различных этапах в программу образования включены предметы, способствующие осуществлению этого процесса. В отдельных школах факультативно преподаются предметы «человековедение», «основы этики и эстетики», «риторика», «этика и психология семейных отношений» и другие, способствующие становлению человека. Этот процесс усиливается «внедрением» в школу специальных учебных телепередач, однако всего этого совершенно недостаточно для полноценной социализации учащихся. Более активно социализация школьников осуществляется через систему внеклассных мероприятий. Так, лекциями и беседами на нравственно-этические, экологические, искусствоведческие и другие темы охвачены все учащиеся средних школ [4, C.91].
Важное место в объеме школьной работы по социализации учащихся занимают массовые мероприятия. Внутришкольные вечера, беседы, диспуты по различным проблемам, недели музыки, детской книги и другие мероприятия способствуют социальному становлению и развитию учащихся.
Указанное выше во многом способствует процессу социализации подрастающего поколения в условиях школы. Однако, внеклассная работа не носит для школьников обязательного характера и поэтому не охватывает всех учащихся. Кроме того, в этой деятельности не используется все многообразие форм и методов работы, она не всегда целенаправленна, эпизодична и не имеет массового характера по причине слабой оснащенности школы и недостатка специалистов для осуществления процесса социализации детей, подростков и юношества.
Важным и эффективным фактором социализации детей, подростков и юношества является досуговое учреждение, которое по природе своей является учреждением полифункциональным и мобильным, способным объединять и активно использовать все социальные институты, оказывающие социализирующее воздействие на личность. Именно приложением сил творческих союзов и организаций определяется многообразие форм и средств воздействия досугового учреждения на детей, подростков и юношество [1, C.36].
Возможность вбирать в себя функции всех социальных институтов, способствующих формированию и развитию подрастающего поколения, делает работу досуговых учреждений привлекательной, интересной и содержательной, а это, в свою очередь, способствует привлечению в них школьников. Досуговое учреждение дает возможность широким массам школьников развивать свои творческие способности и открывает пути самореализации личности. В своих высших формах досуговая деятельность служит целям воспитания, просвещения и самовоспитания подрастающего поколения. Причем решаются эти задачи в досуговом учреждении своеобразно, в ограниченном сочетании с культурным отдыхом и разумными развлечениями. Это вызывает благоприятный психологический настрой и облегчает процесс социализации подрастающего поколения.
Досуговая деятельность базируется на принципе интереса. Если посетителю будет неинтересно в досуговом учреждении, то он не пойдет в него. Это обязывает их учитывать конкретные интересы и запросы своих посетителей, формировать их, направлять в нужное русло и строить свою работу с их учетом. Направленный интерес создает благоприятную психологическую установку у посетителей и делает процесс социализации более эффективным. На такой основе базируется досуговая деятельность [1, C.37].
Однако, в современных социально-экономических условиях, когда детский досуг недопустимо коммерциализируется и включенность в сферу деятельности досуговых учреждений в силу отсутствия материальных средств, становится уделом избранных, говорить о масштабности сферы их влияния не приходится.
В результате, в обществе создается вакуум в сфере социализации подрастающего поколения. Но природа, как известно, пустот не терпит и все в большей и большей степени в источник социальной информации превращается улица, определяя свои нормы поведения, формируя своеобразный «кодекс нравственности», диктуя свои условия общественного становления и выживания. В конечном итоге улица все больше и больше превращается в одно из самых действенных средств социализации подрастающего поколения. И, как результат – безудержный рост детской преступности и страстное желание детей разбогатеть, не прикладывая при этом на физических, ни интеллектуальных усилий [1, C.38].
В условиях усиления тенденции сокращения вложений государственных средств в развитие детско-юношеских досуговых учреждений, исходя из посылки вредоносности «растаскивания» личности ребенка по ведомствам и сферам влияния, а также опираясь на международный опыт организации детского досуга, представляется целесообразным сконцентрировать материальные средства, кадровый потенциал и основную досуговую деятельность детей, подростков и юношества в детских садах и учебных заведениях. В результате чего, все без исключения дети, подростки и юноши (девушки) будут вовлечены в орбиту педагогически направленной культурно-досуговой деятельности.
Вместе с тем, параллельно с всеобщей системой может существовать специальная или дополнительная система, обеспечивающая социализацию подрастающего поколения в сфере досуга. То есть, могут существовать два типа моделей социализации детей, подростков и юношества в сфере досуга – общая и специальная, каждая со своим наполнением [6, C.108].
Заметим, что общая модель социализации должна осуществляться за счет государства в рамках детских садов и школьных досуговых программ, а также за счет самоорганизации семейного досуга (самодосуга).
Специальная модель социализации может осуществляться на уровне коммерческих структур, и то, что она не будет доступна всем детям, существенно не отразится на социальном здоровье нации, ибо предполагается, что общая модель вбирает в себя необходимый минимум социальных знаний, умений и навыков для детей, подростков и юношества.
Рассмотрим функции социальных институтов, призванных осуществлять становление и развитие индивида в сфере досуга, в рамках общей модели.
Семья, как институт социализации в большинстве случаев играет решающую роль в деле формирования личности, ее ценностных ориентаций. Семья, формируя молодое поколение, приобщает детей к ценностям и нормам общества. В определенном смысле семья может рассматриваться как своеобразный институт культуры, ибо семья обеспечивает многостороннее участие детей в культуре общества.
Путь социализации ребенка, осуществляемый, прежде всего посредством активного и внимательного восприятия окружающего мира, начиная от природы, общения людей, красоты, растворенной во всех формах жизни и деятельности человека, оказывает значительно более глубокое и серьезное влияние, если он начинается в самом раннем возрасте, что возможно только в семье.
Целостный нравственно-этический подход к явлениям жизни – результат деятельности, кропотливой и индивидуальной работы с ребенком, которую, в первую очередь, выполняет семья с ее неповторимым в каждом случае опытом и традициями воспитания, сложившимся бытовым укладом, духовными интересами и потребности [6, C.110].
Предпосылкой художественного формирования ребенка является совместная культурно-досуговая деятельность родителей и детей. Данные исследования показывают, что совместная досуговая деятельность взрослых и детей в семье носит в целом относительно активный характер
Опыт наблюдения за природой в разные времена года развивает чувство гармонии, цвета, пространства, обогащает воображение и развивает фантазию. Только внутреннее «чувство природы», сложившееся в детстве и отрочестве, может сформироваться в определенный психологический механизм, который будет реагировать всякий раз при взгляде человека на окружающий мир природы. Пробуждение «чувства природы» и закрепление его в сознании ребенка – одна из главных задач социализации.
Таким образом, семья в любом обществе является той нишей, где подрастающее поколение получает первый социальный опыт знания норм и эталонов культуры, знакомится с реальным повседневным поведением и общением людей. Семья выступает и воспитателем детей, реализуя определенные идеалы, нормы, и ценности, приобщая подрастающее поколение к исторически сложившимся формам и видам социальной деятельности, научая детей трудиться и познавать.
При этом следует отметить, что процесс социализации детей, подростков и юношества в каждой семье проходит по-разному и зависит от совокупности факторов: условий субкультуры семьи; полноты семьи; степени, в которой семье удается оказывать влияние на ребенка; материального благополучия семьи; количества членов семьи и места конкретного ребенка в ее структуре; продолжительности времени, уделяемого родителями ребенку в сфере досуга. Организация совместной досуговой деятельности родителей и детей это, конечно же, прежде всего, дело самой семьи.
Сегодня нет другого социального института кроме самой семьи, который бы был ближе и территориально, и по времени проведения там детей, чем школа.
Более того, именно школа является тем основным звеном системы, которое обеспечивает освоение ребенком тех социальных ролей, которые ему предстоит выполнять как полноправному гражданину, то есть социализировать подрастающее поколение.
При этом следует отметить, что процесс воспитания, «возделывания» формирующейся, развивающейся личности предпочтительнее осуществлять не разрывая ребенка на части – в клуб, спортшколу, техническую станцию и т.п., а осуществлять всестороннее развитие личности ребенка в стенах самой школы, но с привлечением всех сторон воспитательного процесса, а именно: педагог-ребенок-родители, ибо только педагогическое сотрудничество этих трех сторон может привести к успеху в деле социализации подрастающего поколения.
С целью целостного «возделывания» ребенка необходимо достичь органического единства учебной и внеучебной работы посредством предоставления каждому учащемуся в свободное от учебы время возможности здесь же в стенах школы заниматься полезным делом с учетом его интересов, склонностей и способностей, превратив школу в центр культурно-досуговой деятельности семьи в микрорайоне. Первые шаги в этом направлении уже сделаны. В средних школах введены специальные должности педагога-организатора внеклассной и внешкольной воспитательной работы с детьми.
Опыт работы лучших организаторов внеклассной и внешкольной работы убедительно показал своевременность и значимость этого шага. В школах, где еще недавно после занятий гасился свет, и закрывались двери актового и спортивного залов, а также прекрасно оборудованные кабинеты физики, химии, географии и т.д., сегодня заметно повысилась активность школьников в самой разнообразной внеурочной досуговой деятельности [4, C.93].
Реализация специальной модели социализации детей, подростков и юношества в сфере досуга может осуществляться культурно-досуговыми центрами, парками, физкультурно-спортивными комплексами, музыкальными, хореографическими и художественными школами, библиотеками, техническими станциями, летними лагерями, экскурсионно-туристскими, спортивно-оздоровительными и санаторно-курортными учреждениями при активном участии всей семьи ребенка. Деятельность обозначенных социальных институтов (при условии обеспечения общей модели) может быть основана на коммерческой основе.
Существует бесконечное множество программно-методических разработок функционирования культурно-досуговых учреждений второго типа, и за ненадобностью мы не будем более подробно останавливаться на анализе их деятельности.
Заметим, что большей эффективности функционирования как общей, так и специальной моделей для работы с детьми, подростками и юношеством целесообразно использовать средства массовой информации, театры, кинотеатры, музеи, выставки, религиозно-культовые учреждения, массовые добровольные организации.
Глава 2. Досуг детей и подростков в г. Тюмени
.1 Состояние и проблемы досуга детей и подростков в г. Тюмени
По данным Управления статистики г. Тюмени на 01.01.2006. доля подростков и молодёжи от 14 до 30 лет составила 22% от всего постоянного населения города. В настоящее время начался прирост молодёжной категории населения в связи с тем, что в молодёжный возраст начали вступать родившиеся в 1982-1988 годах – в период повышенной рождаемости. Это создаст определённую напряженность в обществе, поскольку к вступлению в экономическую, политическую, культурную жизнь большой группы молодёжи не сформированы соответствующие социальные, правовые, организационные условия. На ближайшую перспективу доля молодёжи в составе населения города будет возрастать. И это потребует серьёзной корректировки социальных стандартов – с учётом запросов молодёжи и их более адекватного отражения в городской социальной политике [7, C.31].
Одной из самых острых является проблема общественно-полезной занятости подростков. За год на 956 человек (на 25%) возросла численность молодых людей, обратившихся в городской Центр занятости населения в поисках работы. Если в целом количество обратившихся по вопросам трудоустройства составило 10181 человек, то из них 4833 (48%) – это горожане в возрасте от 14 до 30 лет, в том числе, имеющие высшее образование – 1508 человек. При этом необходимо читывать и "скрытую" молодёжную безработицу, т.к. большая часть молодых людей ищет работу самостоятельно, не обращаясь в Центр занятости населения [7, C.33].
Трудовая мотивация начинает формироваться в раннем подростковом возрасте и служит основой трудового поведения в дальнейшем.
Работа комитета по делам молодёжи по организации трудоустройства подростков и молодёжи началась в 1994 году. В 2015 году благодаря скоординированным действиям городского Центра занятости населения и комитета по делам молодецки на сезонные работы было устроено 2900 молодых людей, что на 70% больше по сравнению с прошлым годом [7, C.34].
В настоящее время складывается тревожная ситуация в сфере труда и трудовой мотивации среди детей и подростков. Основные тенденции – падение социальной ценности труда и связываемых с ним надежд, ориентация на материальный успех независимо от содержания труда, выхолащивание традиционных нравственных оценок из трудовой сферы. Для нынешней ситуации характерно превращение в самоценность любой деятельности, которая обеспечивает высокий жизненный уровень, материальное благосостояние. Такое смещение в системе ценностей связано с формирующейся тенденцией терпимости к неблаговидным способам получения вознаграждений. Взамен труда молодёжь всё больше ориентируется на досуг и престижное потребление, что совершенно неадекватно потребностям нашего общества, выход которого из кризиса возможен только через упорный труд всего народа, подъем экономики и культуры труда [10, C.32].
Здесь мы возлагаем большие надежды на созданный в городе молодёжный социально-деловой центр, который будет решать вопросы не только трудоустройства, а также профориентации и трудового воспитания, а также содействия молодёжному предпринимательству.
Тенденция ухудшения состояния здоровья детей и молодецки продолжает усиливаться. В молодёжных возрастах первые места среди наиболее распространенных заболеваний занимают болезни органов пищеварения, нервной системы, органов дыхания. Стрессы, плохое питание, снижение возможностей участвовать в оздоровительных мероприятиях, неполноценный отдых – эти и другие причины приводят к росту заболеваний неокрепшего организма.
Неуклонно растет детская инвалидность. Заболеваемость венерическими болезнями в молодёжной среде имеет характер эпидемии, во многом вследствие раннего вступления в активную половую жизнь, распространения проституции. На состоянии здоровья детей и подростков существенно сказываются меры по организации летнего отдыха. За последние годы сократилось число школьников, отдохнувших в загородных оздоровительных лагерях. Прекратили свое существование лагеря труда и отдыха для старшеклассников и студентов. Все чаще подростки вынуждены оставаться на лето в городе, в неблагоприятной для здоровья среде [10, C.34].
В современных условиях серьёзно обострились проблемы социальной дезадаптации у подростков и молодёжи. Политическая и экономическая нестабильность в обществе, тяжелое материальное положение многих семей, безработица родителей оказали влияние на развитие таких явлений, как снижение правовой культуры, безнадзорность, бродяжничество, попрошайничество, воровство среди детей и подростков. Из общего количества преступлений, совершенных за 2005 год на долю подростков и молодёжи в возрасте от 14 до 30 лет приходится 63%, наблюдается тенденция снижения числа преступлений по сравнению с этим же периодом 2004 года, но настораживает то, что в 2 раза возросло количество преступлений, совершенных в стадии наркотического опьянения, а также лицами, не имеющими постоянного дохода [10, C.36].
Наряду с данными официальной статистики необходимо учитывать число несовершеннолетних, совершивших общественно-опасное деяние до достижения возраста, с которого наступает уголовная ответственность.
культурный досуговый подросток социализация
2.2 Развитие подростковой досуговой деятельности на примере ДК «Строитель»
В Тюмени имеется значительный потенциал для проведения занятий по интересам и развития творческих способностей детей и подростков. В городе действует разветвлённая сеть учреждений дополнительного образования муниципальной и ведомственной принадлежности. Для удовлетворения дополнительных образовательных потребностей активно используются возможности четырех ДК ("Строитель", "Геолог", "Торфяник", "Железнодорожник"), театра кукол, филармонии, четырех плавательных бассейнов, десятка библиотек и учреждений дополнительного образования областного подчинения – центра эстетического воспитания и станций юных туристов, юных натуралистов, юных техников, 13 УДО системы образования, 42 подростковых клубов, Управления по молодежной политике физической культуре и спорту [15, C.214].
Создавая определённые условия для общения, решения личностных и профессиональных проблем. УДО представляют детям услуги в художественном, образовательном, музыкальном, спортивном, юннатско-биологическом, туристско-краеведческом видах деятельности. Но явно мало внимания уделяется технической, производственно-предпринимательской и поисково-исследовательской деятельности детей и подростков, развитию у них социально значимого творчества.
Для привлечения как можно большего числа детей при образовательных учреждениях создаются детские объединения и организации. Сейчас в нашем городе 40 общественных организаций на базе образовательных учреждений и 11 подростковых клубов. Эти организации самостоятельны, каждая имеет свое название свои законы, внешние атрибуты. В городе есть 4 крупные организации, имеющие юридический статус: "Республика неугомонных", "Вега", "Непоседы" и Тюменское региональное отделение детских и молодежных социальных инициатив – ДиМСИ. Члены детских общественных организаций заботятся о ветеранах войны и труда, участвуют в городской программе "Вахта памяти". Много лет "Непоседы" дружат с Борковским детским домом, а детская организация "Круг" школы №37 – с детским приютом. Трудно сказать, кто от этого общения получает больше удовольствия и радости [15, C.218].
В подростковых клубах города накоплен опыт организации нетрадиционных форм подростково-молодежного отдых: палаточные и туристические лагеря, молодёжные экспедиции и т.д., которыми охвачено большое количество подростков (летом 2005 года около 3-х тысяч). Но все они испытывают большие трудности с туристическим снаряжением.
Ситуация с состоянием здоровья подростков и молодёжи требует серьёзных мер по организации оздоровления и отдыха, особенно в летний период, поддержки спортивно-оздоровительных, подростково-молодёжных клубов и объединений, а также системы мероприятий по профилактике подростково-молодёжной наркомании и токсикомании, пропаганде здорового образа жизни.
В г. Тюмени существует сеть подростковых военно-спортивных клубов, имеющих опыт подготовки юношей к службе в армии, которые могли бы стать базовыми методическими центрами по добровольной подготовке к службе в рядах Вооруженных Сил РФ для образовательных учреждений города [14, C.46].
В условиях растущей криминализации подростковой среды возрастает роль подростково-молодёжных клубов, которые имеют в нашем городе большой воспитательный потенциал. В городе работают 54 подростковых клуба. Занятия в клубах являются альтернативой бесцельному времяпрепровождению. Направления работы клубов соответствуют сегодняшним интересам подростков и пользуются их спросом.
На сегодняшний день в подростковых клубах города организован досуг более 19,5 тысяч детей, подростков и молодёжи, в том числе:
Центральный округ – 8300 чел.
Ленинский округ – 6519 чел.
Калининский округ – 4650 чел. [7, C.38].
Основным содержанием деятельности клубов является ежедневная работа но организации досуга детей, подростков и молодёжи посредством занятий в кружках, секциях и объединениях, обучение определённым знаниям, умениям и навыкам в рамках программ дополнительного образования.
Комитет по делам молодёжи считает поддержку подростковых клубов одним из приоритетных направлений своей работы. В связи с этим необходимо организационно-методическое обеспечение деятельности этих учреждений, проведение обучающих семинаров, выпуск методических сборников, а также поддержка наиболее интересных программ организации молодёжного досуга в виде грантов.
В городе имеется большой спектр досуговой деятельности, но, к сожалению, в плачевном состоянии находятся спортивно-технические виды творчества. Комитет по делам молодёжи начал работу по реализации программы "Поддержка спортивно-технического творчества молодёжи". Для того, чтобы технические виды спорта в Тюмени сохранились и продолжали развиваться, необходимо в первую очередь приобретение техники, что требует целевого финансирования.
Эффективная реализация молодёжной политики в современных условиях невозможна без опоры на информацию. Информация сегодня играет важную роль, выступая одним из ведущих факторов, определяющих нормальное функционирование структур, работающих в сфере молодёжных интересов.
Государственное учреждение Тюменский областной Дворец культуры "Строитель" предоставляет комплекс услуг для активного отдыха, восстановления физических и духовных сил, удовлетворения культурных запросов и потребностей всех слоев населения. Во Дворце работает более 20 клубных формирований, в которых занимается 2765 человек. Это ансамбль песни и танца "Сибирская забава", хор русской песни, хор ветеранов, фольклорный ансамбль, детская музыкально-хоровая студия "Сибирята", др. Дворец культуры "Строитель", согласно Устава, выполняет функцию Дворца молодежи и является базой для прохождения учебной и дипломной практики студентов Тюменского государственного института искусств и культуры, что способствует полной реализации творческих наклонностей и способностей детей и юношества [10, C.76].
На базе дворца культуры "Строитель" проводятся театрализованные шоу-программы, фестивали, презентации, посвящения в студенты, дебюты первокурсников, конкурсы, КВН, конкурсы: "На клавишах весны", "Студенческая весна"; дискотеки, телевизионные съемки молодежных программ, международные, областные, городские соревнования по боксу и кикбоксингу, и др. Для детей младшего и среднего школьного возраста в этом году был проведен цикл познавательно-развлекательных программ "Живая культурология". С целью профилактики правонарушений, алкоголизма, наркомании среди детей и подростков во Дворце культуры работал кинолекторий, который посещали школьники Ленинского округа.
Дворец культуры "Строитель" совместно с областным комитетом по социальной защите населения регулярно проводит благотворительные праздники для детей инвалидов, малоимущих и многодетных семей, детских домов, а также продолжает работу по программе культурного обслуживания сельского населения юга Тюменской области "Возрождение российской деревни".
человека обучаются в коллективах студии, из них 465 учащихся – дети от пяти до 17 лет.
Дворец культуры «Строитель» гордится своими творческими коллективами. Детская музыкально-хоровая студия «Сибирята» за 15 лет своей работы выпустила 25 учащихся, ставших преподавателями хоровых дисциплин ДМШ и ДШИ. Студия «Сибирята» – народный коллектив, лауреат региональных и областных фестивалей и конкурсов исполнителей хоровой музыки. Руководит студией Т. Кайгородова [10, C.77].
В 1996 г. на базе Дворца был создан вокальный эстрадно-Джазовый ансамбль «Санрайз». В настоящее время коллектив носит звание лауреата международного фестиваля «Золотой шлягер-2001» и всероссийских эстрадных и джазовых фестивалей. Коллектив приглашен на работу в Тюменскую государственную филармонию, но продолжает работать с юными эстрадными певцами в детской студии «Санрайз». Руководитель эстрадно-джазового ансамбля «Санрайэ» Н. Гультяева [10, C.78].
Популярностью у любителей русской музыки и песни области пользуется народный ансамбль «Сибирская забава». Ансамбль – лауреат всероссийских и региональных конкурсов исполнителей русской песни. В 2001 г. коллектив принимал участие в открытии павильона Тюменской области на ВВЦ в г. Москве, руководитель коллектива – заслуженный работник культуры России Н. Нехорошков.
Пять лет в ДК «Строитель» работает театральная студии "Кумир», в репертуаре которой 21 спектакль. Ежегодно коллектив театра представляет зрителям сноп премьеры, среди которых пьесы русских классиков и современных драматургов. Режиссер театра О. Иванющенко.
Творческий коллектив Дворца ведет большую работу по улучшению своей культурно досуговой деятельности. Новыми формами работы во Дворце стали шоу-программы «Самая татьянистая Татьяна», «Бал первоклассника», конкурсы портных домашнего ателье «Золотая нить», конкурс «Супербабушка Тюмени», телевизионный конкурс «Курочка ряба», детские конкурсы «Золушка» и «Маленький принц». Популярным стал фестиваль искусств «Из века в век», в котором отражены лучшие жанры искусства России. На площади Дворца ежегодно проводится 8-10 праздничных народных гуляний, посвященных календарным праздничным датам и праздникам российского парода: «Рождественские звоны», «Гуляй, Масленица», «Пасха православная» [10, C.80].
В течение трех лет ДК «Строитель» проводил областной детский телевизионный фестиваль молодых дарований «Созвездие икс». Лауреаты этого фестиваля стали юными артистами детской филармонии Дворца «Веселые нотки».
С 1 января 2002 г. ДК «Строитель» преобразован в областной Дворец национальных культур «Строитель», объединивший творческие коллективы, представляющие 14 национальностей и диаспор, проживающих на юге Тюменской области. За столь небольшой промежуток времени ОДНК «Строитель» смог провести на сцене Дворца областные фестивали детского творчества «Радуга» и фестиваль взрослых творческих коллективов «Мост дружбы». Руководствуясь уставом ОДНК «Строителе.», коллектив творческих работников проводит национальный праздники на местах компактного проживания народов, населяющих Тюменскую область. За пять месяцев работы Дворец провел национальный праздник казахов «Науруз», праздник малочисленных народов Севера «Вороний день». Прошла презентация отдела польской культуры, на которой присутствовали представители посольства республики Польша в России. Творческие коллективы отделов национальных культур стали лауреатами конкурсов и фестивалей [10, C.82].
«Ошер» – ансамбль еврейского танца – лауреат международного фестиваля хореографических еврейских коллективов в Москве и Казани.
Ансамбль польского танца «Карузеля» – лауреат всероссийского фестиваля польского народного танца в г. Челябинске.
«Лянок» – ансамбль белорусской песни – является лауреатом и дипломантом второго международного фольклорного фестиваля в г. Тюмени.
Главная задача Дворца – дальнейшее развитие творческого потенциала коллектива и сохранение доброго имени, которое дали жители города ОДНК «Строитель», назвав его народным.
Заключение
Резюмируя вышесказанное, досуг является благоприятной почвой для испытания детьми, подростками и юношеством фундаментальных человеческих потребностей. В процессе досуга ребенку гораздо проще формировать уважительное отношение к себе, даже личные недостатки можно преодолеть посредством досуговой активности. Досуг в существенной степени ответственен в части формирования характера ребенка, в частности таких качеств как инициативность, уверенность в себе, сдержанность, мужественность, выносливость, настойчивость, искренность, честность и д.р.
Творческое самоосуществление личности подростка – актуализация генетически запрограммированных задатков, а также реализация сформированных в процессе социальной деятельности способностей как нельзя лучше протекают в досуговое время, сущностью которого является свободная творческая деятельность.
Досуг – это зона активного общения, удовлетворяющая потребности подростков в контактах.
В сфере досуга дети, подростки, юноши (девушки) более открыты для влияния и воздействия на них самых различных социальных институтов, что позволяет с максимальной эффективностью воздействовать на их нравственный облик и мировоззрение. В процессе коллективного досугового времяпрепровождения происходит упрочение чувства товарищества, возрастание степени консолидации, стимулирование трудовой активности, выработка жизненной позиции, научение нормам поведения в обществе.
Досуг может стать могучим стимулом для развития личности. В этом заключены его прогрессивные возможности. Но досуг может превратить в силу, калечащую личность, деформирующую сознание и поведение, привести к ограничению духовного мира и даже к таким проявлениям ассоциальности как пьянство, наркомания, проституция, преступность.
В этой связи особую актуальность приобретает вопрос о соотношении между направленным процессом социализации и количественно преобладающим стихийным воздействием на индивида. К сожалению, чаще всего социализирующее воздействие на детей, подростков и юношество бывает случайным, мало организованным в целостную систему в различных сферах деятельности – в семье, в школе, в досуговых учреждениях.
Возможность вбирать в себя функции всех социальных институтов, способствующих формированию и развитию подрастающего поколения, делает работу досуговых учреждений привлекательной, интересной и содержательной, а это, в свою очередь, способствует привлечению в них школьников. Досуговое учреждение дает возможность широким массам школьников развивать свои творческие способности и открывает пути самореализации личности. В своих высших формах досуговая деятельность служит целям воспитания, просвещения и самовоспитания подрастающего поколения. Причем решаются эти задачи в досуговом учреждении своеобразно, в ограниченном сочетании с культурным отдыхом и разумными развлечениями. Это вызывает благоприятный психологический настрой и облегчает процесс социализации подрастающего поколения.
Список использованной литературы
1.Гаврилова Г.П. Личностные трудности и проблемы подростков. // Психологическая наука и образование. – 2015. – №1. – С.34-41.
2.Гармаш И.И. Игры и развлечения. Киев: Урожай, 2012. – 272с.
.Еремин В.А. Улица-подросток-воспитатель. М.: Педагогика, 2011. – 146с.
.Ерошенков И.Н. Работа клубных учреждений с детьми и подростками. М.: МГУКИ, 2012. – 228с.
.Жарков А.Д. Технология культурно-досуговой деятельности. М.: МГУКИ, 2012. – 288с.
.Киселев Т.Г., Красильников Ю.Д. Основы социально-культурной деятельности. М.: Изд-во МГУ культуры, 2015. – 136с.
.Культура в Тюменской области. Статистический сборник. / Под ред. И.А. Аникиной. – Тюмень: Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Тюменской области, 2016. – 125с.
.Культурно-досуговая деятельность. / Под ред. А.Д. Жаркова. – М.: МГУКИ, 2013. – 462с.
.Махов Ф.С. Когда подростку интересно. Подросток в школе и в клубе. М.: Педагогика, 2016. – 164с.
.Медведев В.Ф. Проблемы культурной деятельности в регионе. Тюмень: Вектор Бук, 2015. – 92с.
.Мосалев П.Г. Досуг: методология и методика социологических исследований. М.: Изд-во МГУ культуры, 2014. – 96с.
.Мудрик А.В. Социализация и воспитание подрастающего поколения. М.: Республика, 2010. – 250с.
.Попов В.В. Опыт культурно-исторического анализа досуговой деятельности. // Культура и социум: Матер. Всерос. конфер. Культура. Литература. Искусство. Регион. Тюмень: ТюмГУ, 2015. С.33-37.
.Проблемы и перспективы развития культуры г. Тюмени. / Под ред. В.В. Сушковой и др. – Тюмень: ТюмГУ, 2015. – 140с.
.Рогачев В.А. Такая культурная жизнь. Тюмень: Тюменский курьер, 2014. – 495с.
.Стрельцов Ю.А. Свободное время и развитие социокультурной деятельности. // Вестник Моск. ун-та культуры и искусств. – 2013. – № 1. – С.76-85.