- Вид работы: Реферат
- Предмет: Культурология
- Язык: Русский , Формат файла: MS Word 2,21 Мб
Американский дизайн для организации досуга и развлечений на примере музеев современного искусства
ТЕМА: Американский дизайн для организации досуга и развлечений, на примере музеев современного искусства
Содержание:
Введение
Глава 1. Определение дизайна. Американский дизайн и архитектура в формировании городского пространства – музеи современного искусства
Глава 2. Великие деятели американского дизайна, основоположники новых направлений и их вклад в популяризацию и развитие музеев современного искусства
.1 Френк Ллойд Райт – музей современного искусства Гугенхайма в Нью Йорке. Биография, творческие достижения
.2 Френк Оуэн Гери – музей современного искусства Гугенхайма в Бильбао, 1997 , концертный зал Уолта Диснея в Лос – Анджелесе, 2003. Биография, творческие достижения
.3 Стивен Холл – Музей современного искусства Киасима в Финляндии, 1998. Биография, творческие достижения
Заключение
Список литературы
музей американский дизайн искусство
«Дизайнер может и должен участвовать в поиске смысла, в конструировании цивилизованного мира»
(Филипп Старк, США)
Введение
Наша жизнь не стоит на месте. Меняется человек, развивается общество, выдвигаются все новые и новые требования к среде обитания.
Мы живем в обществе, где эстетические свойства предмета, ценятся не ниже функциональных. Дизайн в 20-21 веке стал глобальным феноменом охватывающим самые разнообразные сферы: начиная с архитектуры и мебельного производства и заканчивая графикой.
Современный дизайн словно губка впитывает, самые разные мотивы, он не ограничен никакими стилистическими рамками, он обнаруживает новые выразительные средства, распологая неограниченными возможностями. Архитектура, как и дизайн всегда отражала в своих произведениях, как в зеркале периоды человеческого бытия, их тенденцию, моду, социально-экономический уклад, эстетические взгляды. Нынешний этап развития человеческой цивилизации добавил к традиционным средствам архитектурного творчества новую форму искусства – дизайн. В современном мире архитектура и дизайн стали неотъемлемыми составляющими жизнедеятельности человека.
Дизайн – явление 20 века – активно развивался в течение всего столетия. Архитектура к началу 21 века, хотя и с очень большим сопротивлением, позволила ему войти в свои владения, начиная проектировать не отдельные детали и фрагменты нашего окружения (дома, дороги, благоустройство), а все обстоятельства и формы существования вместе как целое – т.е. среду. Средовой дизайн – это связующая нить, объединяющая различные уровни городской жизни. Это информация, необходимая для нормального существования и комфортного перемещения в урбанистическом пространстве. То, что помогает людям понять и осознать, где они находятся и чем занимаются, чувствовать себя уверенными и полноправными участниками процессов, происходящих в городе.
В конечном итоге средовой дизайн призван объединить различные элементы городской среды в единое целое, формируя узнаваемый образ. Огромное значение в развитие данного явления сыграли выдающиеся американские архитекторы, создав совершенно новый и уникальный тип зданий – музеи современного искусства, которые не только разумно вписываются в окружающую среду, но и формируют и преображают пространство вокруг себя, придавая ему новое социально – культурологическое значение.
В проектировании музеев современного искусства в полной мере выразились уникальные дизайнерские идеи американских архитекторов, которые до сих пор являются предметами массового внимания, изучения, да и просто достижениями современности. Именно американские архитекторы стали законодателями мод и основоположниками новых дизайн – форм и технологий в проектировании зданий музеев современного искусства, а также их грамотной интеграции в городскую среду, которые продолжают свое развитие по сей день.
Цель данной работы оценить вклад американского дизайна, в развитие и популяризацию музеев современного искусства на примере знаменитых сооружений, созданных такими американскими архитекторами как: Френк Ллойд Райт, Френк Оуэн Гери и Стивен Холл.
Исходя из цели были поставлены на решение следующие задачи:
Рассмотреть понятия дизайна, американского дизайна, взаимодействия архитектуры и дизайна в проектировании городского пространства.
Проанализировать и представить творческую биографию, выдающихся американских деятелей дизайна: Френка Лойда Райта, Френка Оуэна Гери, Стивена Холла.
Рассмотреть дизайнерские подходы американских архитекторов: Френка Лойда Райта (Музей Гугенхайма в Нью Йорке), Френка Гери (Музей Гугенхайма в Бильбао) и Стивена Холла (Музей Киасма, Финляндия), при проектировании музеев современного искусства и их интеграции в городскую среду.
Показать, что бурное развитие музеев современного искусства в 20-21 веке напрямую связано с их ценностью как архитектурно -дизайнерских шедевров современности.
В качестве объекта исследования рассматривались Музеи современного искусства, созданные американскими архитекторами. Предмет исследования: своеобразие и уникальность творческих подходов в дизайн – проектировании зданий (Музеев современного искусства) выдающихся американских архитекторов 20-21 века (Френка Ллойда Райта, Френка Оуэна Гери, Стивена Холла). В работе представлен иллюстративный материал, позволяющий оценить масштабность идей и особенности дизайна, каждого здания.
Глава 1. Определение дизайна. Американский дизайн и архитектура в формировании городского пространства – музеи современного искусства
Дизайн, как термин, имеет множество определений и значений.
Дизайн, как вид деятельности, Дизайн, как внешний вид предмета, Дизайн, как концепция или идея. Попытки дать всеобъемлющее определение дизайна наталкиваются на определенные трудности. В. Флуссер определял дизайн -«как место, где встречаются искусство и технология, чтобы произвести новые формы культуры. Он заявлял:
«Роль, которую играет дизайн, является черезвычайно важной для жизненности искусства.» ( В. Флуссер The shape of things: A philosophy of design? 1999).
В толковом словаре русского языка С. И. Ожегова дано следующее определение:
«Дизайн – конструирование вещей, машин, интерьеров, основанное на принципах сочетания удобства, экономичности и красоты».
Более полное определение дизайна, было предложено Международным советом организаций индустриального Дизайна,- ICSID:
«Дизайн – это творческая деятельность, целью которой является установление многогранных свойств объектов, процессов, услуг и их систем в полных жизненных циклах. Следовательно, дизайн – центральный фактор прогресса в гуманизации технологий и определяющий фактор культурных и экономических изменений.
Дизайн – явление 20 века – активно развивался в течение всего столетия. Архитектура к началу 21 века, хотя и с очень большим сопротивлением, позволила ему войти в свои владения, начиная проектировать не отдельные детали и фрагменты нашего окружения (дома, дороги, благоустройство), а все обстоятельства и формы существования вместе как целое – т.е. среду.
И мировая архитектурная практика показывает, что там, где есть творческое содружество архитектуры и дизайна, есть произведение искусства.
Исходным и важнейшим моментом концепции архитектурно-дизайнерского образования является представление об архитектурном дизайне как о новом виде пластического искусства, основанном на традициях архитектуры с использованием возможностей современного дизайна эстетически обогатить архитектурную среду и экологически оптимизировать урбанизированные пространства. В данной работе, хотелось бы поговорить о великих американских архитекторах, задавших целое направление в дизайне и архитектуре, предложив новый подход в проектировании зданий и интеграции их в городское пространство.
Для изучения были выбраны знаменитые на весь мир музеи современного искусства спроектированные такими американскими архитекторами и деятелями дизайна как: Френк Ллойд Райт (Музей Гугенхайма, Нью Йорк, 1959), Френк Оуэн Гери ( Музей Гугенхайма, Бильбао,1997, Концертный залл Уолта Диснея,2001), Стивен Холл (Музей Киасма, Финляндия, 1998). Их вклад в мировой дизайн очевиден, и находит продолжателей и учеников по сегодняшний день.
Чтобы понять как происходило становление американского дизайна, обратимся к истории. Впервые европейская промышленность столкнулась с американскими изделиями и бытовым оборудованием на Первой Международной выставке в Лондоне в 1851 г. Европейские наблюдатели были поражены их простотой, технической точностью и правильностью формы. Французский наблюдатель Леон де Лаборд видит в американцах «промышленную нацию, которая становится художником». Он добавляет, что «Америка пойдет своим собственным путем».
В первой трети 20 века в Европе один за другим начинают возникать музеи современного искусства. Само появление этого типа музея было обусловлено спецификой авангардной художественной культуры, противопоставлявшей себя традиции и утверждавшей новизну в качестве ценности и, в силу этих особенностей, не находившей места в пространстве традиционного музея.
В США первый музей, посвященный исключительно современному искусству, открылся в Нью-Йорке только в 1929 году – Museum of Modern Art известный под аббревиатурой (MoMA) стал образцом не только для американских, но и европейских музеев современного искусства, во многом определившим пути их развития в 20-21 веках.
Модернистский этап развития МоМА связан и с созданием постоянной экспозиции музея по новым принципам: был выработан тот принцип показа, который оказался доминирующим при экспонировании большинства мировых коллекций искусства модернизма и остается таковым по сей день. Принцип был изобретен Барром, в 1936 году, создавшим схему, которая легла в основу временной выставки «Кубизм и абстрактное искусство». Вместо традиционного хронологического показа, Барр предложил концепцию эволюции «-измов», согласно которой, искусство совершило путь от фигуративности к абстракции: развивалась скорее форма, чем содержание, и искусство не подвергалось при этом существенным внешним влияниям.
При этом индивидуальная художественная практика «вписывается» в некие направления и течения, которые связаны между собой и имеют определенные хронологические рамки.
Такой логичный, рациональный подход удобен, и этот метод репрезентации остается и сегодня, главным методом при создании постоянной экспозиции музеев современного искусства, включая МоМА.
Создание эволюционной концепции и соответствующего ей принципа показа, – предлагающего зрителю единственный вариант прочтения истории современного искусства, потребовало нового музея.
Именно эта музейная и художественная концепция легла и в основу нью-йоркского Музея Гуггенхайма, созданного по инициативе финансиста и промышленника Соломона Гуггенхайма и задуманного как музей нефигуративного искусства. Нефигуративное (нонфигуративное) искусство – термин, используемый в искусствознании в качестве синонима абстрактного искусства.
Элитарный образ модернистского музея потребовал и соответствующей архитектуры его здания, которая бы способствовала подобному восприятию его экспонатов. Проект создавался американским архитектором – Френком Ллойдом Райтом на протяжении двух десятилетий и был закончен в 1959 году. Здание музея прославилось своей архитектурой, едва ли небольше, чем своей коллекцией современного искусства. И повлекло за собой появление музеев в других городах и странах.
Испанский музей Гуггенхайма, как и его нью-йоркский предшественник, знаменит, прежде всего, своей архитектурой. Он построен по проекту всемирно известного современного архитектора Фрэнка Гери, представителя постмодернистского направления в архитектуре. Сложное решение внутренних пространств создает условия для создания нелинейного типа экспозиции. Архитектура существует в одном концептуальном поле с выставочными методами музея.
Проект Музея современного искусства Киасма в Хельсинки, построенный в 1998 году, по всеобщему мнению, является шедевром знаменитого американского архитектора, который завоевал расположение публики как виртуоз перфорированных объемов. Стивен Холл специализируется на интеграции новых проектов в существующую контекстную среду, обладающую своей особенной, индивидуальной, культурной и исторической важностью . Сам он говорил так:
«Я полагаю, что архитектура должна полностью соответствовать своей цели и создавать так называемый смысл места. Каким бы ни было здание, оно связано с определенной страной и культурой. Если изначальная архитектурная концепция глубока и оригинальна, то пространство получает новое значение.»
Глава 2. Великие деятели американского дизайна, основоположники новых направлений и их вклад в популяризацию и развитие музеев современного искусства
2.1 Френк Ллойд Райт – музей современного искусства Гугенхайма в Нью Йорке. Биография, творческие достижения
Основоположник органического дизайна, архитектор и теоретик искусства – американец Френк Ллойд Райт – родился 8 июня 1867 г. в городе Ричленд-Сентер штата Висконсин в семье церковного деятеля и учительницы. Он не посещал общеобразовательную школу, получая знания на дому,. Проучился год на инженерном факультете Висконсинского Университета. После этого ушел «на вольные хлеба» и в 1887 г. переехал в Чикаго, где попал в архитектурную мастерскую Джозефа Лаймана Силсби.
В 1893 у Райта уже была своя мастерская в чикагском пригороде Оук Парк. Инновационным в работах Райта было использование сборных железобетонных блоков с армированием, панельное отопление, использование кондиционеров, рассеянное освещение. Также он предлагал отталкиваться в проектировании, в первую очередь, от ландшафтных условий и за свою карьеру успел построить 363 объекта.
Известность Райту принесли «Дома Прерий <#”723496.files/image001.gif”>
.2 Френк Оуэн Гери – музей современного искусства Гугенхайма в Бильбао, 1997 , концертный зал Уолта Диснея в Лос – Анджелесе, 2003. Биография, творческие достижения
Френк Гери один из крупнейших архитекторов современности, стоявший у истоков архитектурного деконструктивизма <#”723496.files/image009.gif”>
Еще одно творение Френка Гери и не менее серьезный вклад в американский современный дизайн – это концертный зал Уолта Диснея в Лос – Анджелесе.
Концертный зал имени Уолта Диснея. История создания, дизайнерские особенности.
Поразительно красивый Концертный зал имени Уолта Диснея (Walt Disney Concert Hall) – это не только новый дом для филармонического оркестра Лос-Анджелеса, но и жемчужина даунтауна. Семья Уолта Диснея очень хотела получить проект, достойный самых высоких оценок, и пожертвовала на строительство 50 миллионов $. Строительство было завершено в 2003 году. В результате Лос-Анджелес получил шедевр архитектуры и дизайна, а также концертный зал, превосходящий по акустическим качествам самые известные площадки в мире. Архитектором концертного зала Уолта Диснея стал Франк Гери – автор другого всемирно известного архитектурного шедевра – музея Гуггенхайма в Бильбао. Внешний облик концертного зала иснея во многом схож с музеем в Бильбао. Экстерьер здания формируется серией волнистых изогнутых поверхностей из нержавеющей стали. Солнце отражается от здания и еще больше подчеркивает его удивительную форму. Внутри концертного зала – ослепительная аудитория на 2265 мест с отделкой из дорогого дерева. Орган в концертном зале, состоящий из более чем 6100 труб, настолько сложный, что потребовался целый год для его окончательной настройки. Кроме того, в здании открыты ресторан, кафе, книжный и сувенирный магазины. На строительство Концертного зала Уолта Диснея было потрачено около 274 миллионов долларов. Еще около 25 миллионов долларов было выделено Компанией Уолта Диснея. Проект неудержимого в своей фантазии Фрэнка Гери не единожды корректировался на начальных этапах, и даже после окончания строительства претерпел некоторые изменения. В 2005 году блестящий, в прямом смысле слова, фасад здания стал причиной жалоб жителей из домов напротив. Отраженные солнечные лучи чрезмерно разогревали их квартиры и раскаляли ближайшие тротуары до 60 градусов. В итоге фрагменты зеркально-стальной обшивки подверглись пескоструйной обработке, лишившей проблемные участки фасада первоначального блеска. Не менее экстравагантным, нежели фасад здания, оказался и фасад органа – главного действующего музыкального инструмента. Фрэнк Гери представил его как асимметричный пучок труб-регистров, сплетающихся между собой и расходящихся в разные стороны. Благодаря своему поразительному дизайну, орган скорее походит на диковинный экспонат, который «по совместительству» способен изливать звуки музыки. Роскошный, отделанный золотистой сосной зал вмещает до 2265 любителей высококачественной музыки. Акустика зала, созданная японскими специалистами, восхищает не только слушателей и критиков, но и самих музыкантов, выступающих на этой площадке. В музыкальном комплексе также имеется открытый амфитеатр, террасы для отдыха, кафе и ресторан, и, конечно же, сувенирная лавка. Представляя обширную культурную программу, Концертный зал Уолта Диснея сам по себе является достопримечательностью, которая достойна отдельного внимания.
2.3 Стивен Холл – Музей современного искусства Киасима в Финляндии, 1998
Внутренняя планировка музея Киасима – арх. Стивен Холл.
Заключение
Нынешний этап развития человеческой цивилизации добавил к традиционным средствам архитектурного творчества новую форму искусства – дизайн. В современном мире архитектура и дизайн стали неотъемлемыми составляющими жизнедеятельности человека. И мировая архитектурная практика показывает, что там, где есть творческое содружество архитектуры и дизайна, есть произведение искусства. В процессе написания работы, выяснилось, что: исходным и важнейшим моментом концепции архитектурно-дизайнерского образования является представление об архитектурном дизайне как о новом виде пластического искусства, основанном на традициях архитектуры с использованием возможностей современного дизайна эстетически обогатить архитектурную среду и экологически оптимизировать урбанизированные пространства.
Что в свою очередь привело к появлению такого понятия как «здание – достопримечательность», удачно вписанное в пространство городской среды и создающее её неповторимый, запоминающийся облик.
Познакомившись с творческой биографией выдающихся американских архитекторов можно сделать выводы, что они были ключевыми фигурами и основоположниками новых направлений в современном дизайне, таких как «органический дизайн» – Френк Ллойд Райт (музей Гугенхайма, Нью Йорк), «деконструктивизм» – Френк Оуэн Гери (музей Гугенхайма в Бильбао, концертный зал Уолта Диснея в Лос – Анджелесе).
Эти архитекторы создали совершенно новый и уникальный тип зданий – музеи современного искусства, которые не только разумно вписываются в окружающую среду, но и формируют и преображают пространство вокруг себя, придавая ему новое социально – культурологическое значение.
Они создали новое современное явление – «здание достопримечательность».
Появление такого рода здания преображает окружающую его среду, придает ей уникальность, привлекает постоянный интерес, повышает имидж города и несет в себе культурно – образовательную функцию.
Необычные, супертехнологичные здания музеев современного искусства, наиболее полно отражают современное понимание мира и организации городской среды.
Здание само по себе структурирует и преображает облик города и становится арт – объектом, произведением искусства. Высокая технологичность, смешение стилей, нарушение всех правил и интеграция в среду – вот отличительные черты американского дизайна 20-21 века.
Появление нового типа музея, его концептуального отличия от традиционной системы, привело к созданию совершенно уникального сооружения в котором, архитектура и дизайн тесно переплелись и создали нечто уникальное и самобытное. В дизайне музеев современного искусства выразились настроения американских архитекторов, их творческое видение и художественное развитие. Их вклад сложно переоценить.
Именно они стали законодателями моды в проектировании музеев современного искусства по всему миру:
Френк Лойд Райт – архитектор, дизайнер, художник (Музей Гугенхайма в Нью Йорке),
Френк Оуэн Гери – архитектор, дизайнер, художник (Музей Гугенхайма в Бильбао)
Стивен Холл – архитектор, дизайнер (Музей Киасма в Финляндии).
История музеев современного искусства только начинается, но уже сейчас мы видим важность их влияния на жизнь города и людей, на его привлекательность с туристической и культурной позиции.
Открытие музея Гуггенхайма в Бильбао привлекло огромное внимание.
Сами испанцы называют его ключевым звеном в возрождении культурной жизни Бильбао. Открытие музея Гуггенхайма спровоцировало в Бильбао самый настоящий строительный бум, и десять лет спустя этот испанский город можно считать мировым полигоном современной архитектуры.
В мировой практике даже появилось такое понятие как «синдром Бильбао», под которым подразумевается именно социально-культурный и экономический эффект от возведения знакового объекта. Все из рассмотренных зданий, являются признанными шедеврами современности.
Список использованных источников
Анисимова И. И. Уникальные дома от Райта до Гери. – М.: Архитектура-С, 2009. – 158 с.
Беккер А. Ю., А. С. Щенков Современная городская среда и архитектурное наследие; ЦНИИ теории и архитектуры – М.: Стройиздат 1986, 200
Глазычев В. Л, М.М. Егоров, Т.В. Ильина. Городская среда. Технология развития: Настольная книга. – М.: Издательство Ладья, 1995.
Иконников А. В. Архитектура 20 века. Утопии и реальность. – М.: Прогресс-Традиция, 2001
Клец В.А. Стивен Холл. Киасма, как центр феноменологической архитектуры // Современные научные исследования и инновации. – Май 2013. – № 5 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2013/05/23981
Ландрам Джин, Четырнадцать гениев, которые ломали правила. -Ростов – на Дону: Феникс, 1997. – 219 с.
Ожегов С. И., Н. Ю. Шведова. Толковый словарь русского языка. – М.:Азь,1992 – 22 издание.
Пфайффер Б. Райт. 1867-1959: Архитектура демократии. – М.: АртРодник, 2006- 96 с.
Фремптон К. Современная архитектура: Критический взгляд на историю развития. М., Стройиздат, 1990S. Anchoring, Prineceton Arch. Press, New York. – 1988, p. 9, 42S. Parallax, Milano, Postmedia, 2004. – с. 19, 21, 143, 151S. Architecture spoken, Rizzoli Int. P.: – NY,2007. 170-183, 19 с.-Gomez A. The Architecture of Steven Holl, In Search of a Poetry of Specifics, El croquis. – Mexico: Arquitectos Publishing, 2003. – 547 с.F. Genius Loci, Bonanno Editore, 2011. – с.19J. The eyes of the skin, John Wiley & Sons Ltd., 2005.- с.11- Ponty M. The Visible and the Invisible, Evanston. -: Northwestern University Press. – 1968 – 134 с.J. Light Screens: The Leaded Glass of Frank Lloyd Wright. – Rizzoli, 2001. – 160 с.
Концертный зал Уолта Диснея в Лос-Анджелесе – Walt Disney Concert Hall //tiptotrip. – URL: http://tiptotrip.ru/tips/914-kontsertnyy-zal-uolta-disneya-walt-disney-concert-hall-v-los-andzhelese-ssha#ixzz2n9GMukkg <http://tiptotrip.ru/tips/914-kontsertnyy-zal-uolta-disneya-walt-disney-concert-hall-v-los-andzhelese-ssha> (5.12.13)
Архитектурное бюро Стивена Холла. Официальный сайт архитектурного бюро // stevenholl.com <http://www.stevenholl.com/> (5. 12.13)
Википедия: Свободная энциклопедия //ru/ wikipedia/org/wiki. – URLhttp://ru.wikipedia.org/wiki