- Вид работы: Реферат
- Предмет: Культурология
- Язык: Русский , Формат файла: MS Word 517,17 Кб
Атеизм в современном мире
Федеральное государственное казенное образовательное учреждение
Высшего профессионального образования
"Восточно-сибирский институт Министерства внутренних дел Российской Федерации"
Кафедра философии, психологии и социально-гуманитарных наук.
РЕФЕРАТ
по дисциплине: "Религиоведение"
на тему: "Атеизм в современном мире".
Выполнил: курсант 1 курса ФПД
Группа ПД-15-4, рядовой полиции
Р.А. Гейдаров
Проверил:
Кандидат Философских наук, доцент, профессор кафедры ФПиСГД
А.И. Бобков
Иркутск 2016 г.
Содержание
Введение
1. Основны современного атеизма
2. География атеизма
3. Атеизм в современной России
Заключение
Введение
Атеизм (франц. atheism от греч. atheos – безбожный) – исторически разнообразные формы отрицания религиозных представлений и культа и утверждение самоценности бытия мира и человека. Находил выражение в вольнодумстве, свободомыслии и др.; в более узком – убеждение в том, что богов не существует. В самом широком смысле атеизм – простое отсутствие веры в существование любого из богов. Атеизм противоположен теизму, понимаемому в самом общем случае как вера в существование как минимум одного бога. Атеизм часто понимается также как отрицание существования сверхъестественного вообще – богов, духов, других нематериальных существ и сил, загробной жизни и т.д. По отношению к религии атеизм – мировоззрение, отрицающее религию как веру в сверхъестественное.
Для атеизма характерна убеждённость в самодостаточности естественного мира (природы) и в человеческом (не сверхъестественном) происхождении всех религий, в том числе религий откровения. Многие из тех, кто считает себя атеистом, скептически относятся ко всем сверхъестественным существам, явлениям и силам, указывая на отсутствие эмпирических свидетельств их существования. Другие приводят доводы в пользу атеизма, опираясь на философию, социологию или историю. Большая часть атеистов является сторонниками светских философий, таких как гуманизм и натурализм. Не существует единой идеологии или шаблона поведения, присущего всем атеистам.
Термин "атеизм" появился как уничижительный эпитет, применявшийся к любому человеку или учению, находившемуся в конфликте с установившейся религией. И только позднее это слово стало означать определённую философскую позицию. С распространением свободы убеждений, свободы мысли и совести, научного скептицизма и критики религии этот термин стал приобретать более конкретное значение и начал использоваться атеистами для само обозначения.
1. Основы современного атеизма
Современный атеизм рассматривает религию как иллюзорное сознание. Это самое общее определение, которое дает светская научная литература. Оно требует конкретизации.
Атеизм в XX столетии, особенно в форме практического атеизма, распространился во многих обществах. Атеистические мысли нашли признание во многих других обширных философиях, таких, как экзистенциализм, объективизм, светский гуманизм, нигилизм, логический позитивизм, марксизм и феминизм.
Сознанием верующих атеизм воспринимается в первую очередь как неверие. Его формы могут быть различными в зависимости от его причин и предпосылок. Неверие – это состояние человеческой души, при котором бытие Божие не чувствуется, отрицается либо выводится за рамки человеческой жизни в целом. Можно выделить несколько форм неверия в зависимости от его содержания.
· Неверие как синоним незнания. Здесь подразумевается неосведомленность, непросвещенность человеческого сознания в отношении бытия Божия. Такое состояние вызвано внешним фактором, поэтому вины самого человека в его неверии нет, так как при незнании нет и противления.
· Неверие как нежелание верить. Причины такого состояния могут быть различными. Человек не хочет, чтобы Бог был, потому что в противном случае его жизнь, привычки окажутся не совместимыми с волей Божией; либо гордость вызывает неспособность подчинить себя; либо страх за ответственность в беззаконной жизни заглушает голос совести; либо все эти причины вместе; либо другие, подобные им.
· Неверие как неверность. Здесь предполагается отказ от веры в результате неспособности проводить жизнь в соответствии с требованиями норм религиозного поведения. О таких апостол Павел говорит: "Они говорят, что знают Бога, а делами отрекаются, будучи гнусны и непокорны и не способны ни к какому доброму делу".
· Неверие как безразличие. По мнению м. Вениамина (Федченкова), "Это есть практический индифферентизм, полусонное состояние людей, ничего глубоко не думавших и ничего до конца не решивших".
· Неверие как рациональная проблема, или теоретический атеизм. Те, для кого разум является единственным критерием истинности утверждений, оказываются не способными принять религию. Ибо на пути к религиозной истине они встречают теоретические препятствия.
· Неверие как противление Богу. Ярким примером является ницшеанство.
Прежде всего, перед тем как начать разговор об идеологии современного атеизма, отмечу то, что во многом атеизм сегодняшнего дня вырос. Подавляющее большинство крупных работ, отечественных и переводных, было издано при Советской власти. Что-то сегодня уже атеистами не принимается, что-то перерабатывается, а что-то оставлено ими без изменений.
Атеизм – одна из наиболее последовательных в критике религии форм свободомыслия. Согласно атеистическому воззрению мир единственен и самодостаточен, религия – творение человека. Атеизм отрицает существование мира сверхъестественного (Бога, богов, духов и т.д.). Это основополагающие догматы атеизма. В прошлом они были выстроены в относительно стройную систему. В наши дни атеисты в мире не так едины в идеологическом отношении как ранее. Множество форм атеизма можно наблюдать сегодня. Классифицировать их не просто потому, что все современные формы так или иначе наследники одной и той же "атеистической платформы", тем более – активный обмен информацией и материалами в Интернет приводит порой к тому, что на сайтах либеральных атеистов размещаются статьи, которые содержат идеи атеизма воинствующего и наоборот.
Логический позитивизм и сциентизм проложили дорогу для неопозитивизма, аналитической философии, структурализма и натурализма. Неопозитивизм и аналитическая философия отказались от классического рационализма и метафизики в пользу строгого эмпиризма и эпистемологического номинализма. Сторонник аналитической философии Бертран Рассел считал, что христианский бог не более вероятен, чем боги-олимпийцы. В своей ранней работе Людвиг Витгенштейн попытался отделить метафизику и язык сверхъестественного от рациональных рассуждений. Альфред Айер, ссылаясь на приверженность эмпирическим наукам, заявлял о бессмысленности религиозных утверждений и невозможности их проверки. Родственный прикладной структурализм Леви-Стросса объявлял человеческое подсознание источником религиозного языка, отрицая его трансцендентальное значение. Джон Финдлей и Джон Смарт утверждали, что существование бога не является логически необходимым. Натуралисты и материалистические монисты, такие как Джон Дьюи, рассматривали естественный мир как основу всего, отрицая существование бога или бессмертность.
В развитых странах снижается посещаемость храмов, уменьшается количество проводимых обрядов, происходит увеличение числа людей, причисляющих себя к агностикам или атеистам, даже у верующих религия теряет своё главенствующее положение. 2. География атеизма
В западном мире, Европа бесспорно является тем место, где наибольшее число само определенных, нерелигиозных, людей, а также атеистов и агностиков. Особенно высока нерелигиозная прослойка населения в Скандинавии. Согласно энциклопедическим данным, в Европе живет около 41 миллиона атеистов. А вот в Австралии и Новой Зеландии доля нерелигиозной прослойки чуть меньше, но все же достаточно высока и составляет приблизительно пятнадцать процентов. Например, во время проведения национальной переписи в Австралии, которая проходила в 1996 году, меньше чем одна десятая доля процента опрашиваемых людей ответила на поставленные вопросы, что они (респонденты) – атеисты. А вот в Соединенных штатах Америки процент нерелигиозного населения еще ниже. Так, например, в Соединенных штатах Америки приблизительно 13,2 % населения страны считает себя нерелигиозными людьми, и только пятая десятая процента респондентов ответила, что они – атеисты. По результатам исследований этого вопроса, которые были проведены в 2005 году, были получены очень интересные результаты. В ходе этих исследований были компилированные результаты, полученные, в основном во время опросов, также результаты опросов были разбиты на каждую отдельную страну мира. Еще раз повторимся, что результаты были получены на основе опросов и обзоров не приверженцев религий и религиозных течений в пятидесяти странах мира с самым высоким соотношением людей, которые не верят в Бога в религиозным людям. Также, к этим странам были добавлены те страны, в которых достаточно высокая плотность населения – это такие страны как Мексика, Польша, Молдова Румыния, Грузия, Узбекистан, Индия, Ирландия, и Чили.
Согласно предварительно обработанным результатом исследований, всего в мире насчитывается не религиозных людей и атеистов где-то между 504 962 830 и 749 247 571. здесь, соответственно, приведено минимальное и максимальное число нерелигиозных людей. То есть средний процент нерелигиозных людей составляет 2,5 процента. А вот в таких густо населенных странах, как Египет, Бразилия, Индонезия, Нигерия, Бирма, Танзания, и Иран число не верующих людей, точнее соотношение не верующих людей к верующим, было значительно больше. Также, стоит отметить, что приведенные выше числа характеризуют число не религиозных людей. Если учесть всех не религиозных людей, включив в данную выборку атеистов и агностиков, то получиться число, двое превышающее приведенные выше данные. Нужно помнить, не религиозные люди, а также атеисты и агностики, занимают четвертое место, после христианства (2 миллиарда людей), ислама (1.2 миллиарда людей), и индуизма (900 миллионов людей) в терминах глобального ранжирования обычно-проведенных систем веры. Согласно полученным и обработанным данным было выяснено, что добавление "нерелигиозной" доли мирового населения к расчетному максимуму 749 247 571 человек (приблизительно 750 миллионов человек), с учетом атеистов, агностиков и людей, которые не верят в существование Высшей силы и Высшего разума приведет к тому, что число неверующих людей увеличиться вдвое, и составит около 1,5 миллиардов человек.
Нужно помнить, что это число в 1,5 миллиарда людей – это не только секулар, атеисты, агностики, так как половина этих нерелигиозных людей основывается исключительно на вере в единственное теологическое суждение о Боге, а не на религиозном предпочтении религиозного человека. Большая часть людей в подобного рода обзорах была объединена для того, чтобы достигнуть вот такого общего количества – это явно сторонники достаточно известных религий, таких как буддизм, индуизм, иудаизм, китайская народная религия и христианства.
Очень многие из этих людей, которые не верят в Бога, божество или более высокую власть – однако, являются достаточно набожными почитателями различных вер или, даже, относятся к духовенству. Эти люди были перечислены выше как сторонники тех вер, они также не подсчитаны среди нерелигиозного населения, атеистов и агностиков, потому что их первичная религиозная идентичность не является не атеизмом или агностицизмом. Это обязательно нужно помнить, так как не все виды религий и религиозных направлений основаны на вере в Бога или более высокую власть, или же в божество. Хотелось бы остановиться еще на одном аспекте исследований. Всегда нужно помнить о том, что все те, кто выражает религиозную веру, на самом-то деле совсем не обязательно зарегистрированы как члены церкви или религиозного направления. Например, в Соединенных штатах Америки большая часть христиан и сторонников других религий официально присоединяется к этой религиозной организации. Большая часть агностиков, атеистов и, конечно же, не религиозных людей – не являются членами религиозных организаций, которые представляют религиозные или нерелигиозные предпочтения этих людей.
Более раннее исследование ссылается на британскую энциклопедию, в которой указывается, что нерелигиозными являются около 14,7 % населения мира и атеистами – около 3,8 %. Довольно сложно узнать, растёт ли число атеистов. Не вызывает сомнений и тот факт, что в некоторых районах мира (например, в Европе или в Южной Америке) авторитет атеизма растёт и происходит процесс секуляризации, а в других районах мира (например, в Китае и других нынешних и бывших коммунистических государствах) количество атеистов уменьшается.
Хотя сейчас атеистов на Земле больше, чем когда-либо прежде, из-за увеличивающегося население планеты, но доля атеистов в обществе постепенно падает. Это можно объяснить намного более высоким уровнем рождаемости у верующих людей. Этот результат подтверждается исследованием сайта Adherents.com 2002 года, которое оценивает долю людей в мире, являющихся "светскими, нерелигиозными, то есть агностиками и атеистами" в 14 %.
В 2004 году опрос, проведенный BBC в десяти странах показал, что доля не верящих в Бога колеблется от 0 % (Нигерия) до 39 % (Великобритания) и в целом близка к 17 %. Около 8 % респондентов заявили, что они считают себя атеистами. 65 % опрошенных в 2011 году британской Ассоциацей гуманистов (англ.) русск. не ответили утвердительно на вопрос: "Вы религиозны?".
Данные, приведенные в World Factbook ЦРУ за 2004 год, показывают, что около 12,5 % мирового населения не являются верующими и только 2,4 % причисляют себя к атеистам. В том же году опрос, проведённый Pew Research Center (англ.) русск. показал, что в США 12 % людей младше 30 лет и 6 % людей старше 30 лет могут быть охарактеризованы как неверующие [13] . По исследованию 2005 года, проведённому в десяти странах мира, люди из развитых стран были увереннее в вопросе "Существует ли Бог или иная высшая сила?" (всего 2 % атеистов и 4 % агностиков), в то время как Франция оказалось самой скептически мыслящей страной (19 % атеистов и 16 % агностиков), у Южной Кореи был самый большой процент неверующих людей (41 %), а в Италии – наименьший (5 %).
Как правило, в странах с высокими экономическими показателями уровень религиозности относительно низок, хотя существуют некоторые исключения, наиболее заметными из которых являются США. Совершенно иная ситуация в развивающихся странах: как правило, чем беднее страна, тем важнее для населения религия. В исламских странах, таких как Иран, Судан, Пакистан и Саудовская Аравия, действует шариат, по которому отказ от ислама расценивается как измена и наказывается смертной казнью. 3. Атеизм в современной России
В современной России атеизм представлен рядом общественных организаций и неформальных объединений, а также отдельными гражданами, осознающими себя как нерелигиозные.
Кроме того в России сегодня не существует официальной статистики членства в религиозных организациях: закон запрещает требовать от граждан заявлений о их религиозной принадлежности. Таким образом, о религиозности россиян и об их конфессиональной самоидентификации можно судить лишь по социологическим опросам населения. Таким же образом невозможно выявить и число атеистов. Результаты таких опросов весьма противоречивы. Так, в опросе от 2007 года, РПЦ утверждала, что в числе её последователей около 120 млн граждан России, в то время как лидеры ислама считали, что мусульман в стране от 13 до 49 миллионов. И поскольку в РФ всего проживает 144 миллиона человек, очевидно, что как минимум одна из конфессий преувеличивает свою "популярность"
Оценки численности атеистов сильно различаются из-за различной трактовки понятия "атеизм".
По данным социологического опроса, проведенного в августе 2012 года, нерелигиозными и атеистами себя назвали 12.9% россиян.
В ходе исследования Левады-Центра в ноябре 2012 года атеистами назвали себя 5% опрошенных, 10% заявили, что не принадлежат ни к какому вероисповеданию.
По данным ФОМ на июнь 2013 года 25% россиян не считают себя верующими людьми.
В рамках исследования "Арена: Атлас религий и национальностей", проведённого службой Среда в 2012 году, 13% россиян заявили, что не верят в Бога.
Согласно данным всероссийских опросов, больше всего атеистов в Приморском крае (35%), Алтайском крае (27%), Якутии (26%), Новосибирской области (25%) и Амурской области (24%).
Заключение
Религия как общественное явление – это историческая реальность. В современном мире она имеет еще социальные и психические основы. Проблема ее выживания или отмирания отнюдь не исчерпывается тактическим мастерством религиозных организаций, заинтересованных в ее сохранении, или умелой стратегией атеистов, ведущих с ней борьбу. С точки зрения познания проблемы, связанные с местом религии в жизни современного общества, ничем не отличаются от любых других, которые наука считает необходимыми разрабатывать. Научное исследование религии так же важно, как и разработка других научных проблем. Исторические преобразования, осуществляемые реформами общества, вызывают глубокие изменения и в коллективном и в индивидуальном сознании. Эти изменения могут стать плодотворным полем исследования для ученых, в том числе и для тех, кто занимается современной эволюцией религиозных явлений.
Секуляризация означает торжество человека, полностью включившегося в преобразование общества, человека, для которого мир перестает быть сотворенным богом и превращается в природу. Человек, занятый в промышленности, как и житель, села, переживающий процесс урбанизации, имеют дело с действительно новой природой. Они участники постепенного формирования такого способа восприятия и оценки природы, когда последняя рассматривается в плане ее соотношения с естественными законами, а не с божественными силами.
В условиях демократии гарантируется свобода совести для всех граждан: каждый гражданин имеет право веровать и принадлежать к любому культу, признанному законом, или же не придерживаться никакой религиозной веры. Верующие и неверующие пользуются одинаковыми гражданскими правами: религиозные убеждения человека, равно как и отсутствие таковых, не дают повод для его дискриминации, ограничения его гражданских прав и свобод.
Итак, рассмотрев само понятие атеизма, мы пришли к выводу, что атеизм представляет собой мировоззрение (систему взглядов, убеждений и ценностей), отрицающее истинность религиозных представлений. В этом плане атеизм является наиболее последовательной формой проявления религиозного свободомыслия. Однако, в разные исторические эпохи понятие атеизма включало в себя самые разнообразные оттенки, в том числе и оценочные. Основными критериями атеистичности личности являются отрицание истинности религии (неверие в сверхъестественное) и неучастие в религиозной жизни.
Список источников
1. Гинзбург В.А. Религия и наука. Разум и вера // Наука и жизнь. – 9-2007.
. Радугин А.А. Введение в религиоведение: теория, история и современные религии. М. 2000. стр: 158
. Религия в цифрах и фактах // Статистика. ру, 05.12.2007
. Рассел Р. Я атеист или агностик? // Скепсис., 2010-№3. С 123-125.
. Atheism". Encyclopedia Britannica (1995), Т.32.
7. Frerking, Ken. Atheists take bigger leap of faith than ‘believers’, Columbia Daily Tribune. 2005-210 с.