- Вид работы: Дипломная (ВКР)
- Предмет: Культурология
- Язык: Русский , Формат файла: MS Word 37,08 kb
Библиотечно-библиографическое обслуживание
Содержание
Введение
. Индивидуальное библиотечно-библиографическое обслуживание
. Конфликты в обслуживании читателей и их разрешение
. Групповое и фронтальное (массовое) библиотечно-библиографическое обслуживание
. Выставочная работа. Составление тематических подборок и дайджестов
. Краеведческая составляющая библиотечно-библиографического обслуживания
. Межбиблиотечный абонемент (МБА)
Заключение
Список использованных источников
Приложения
Введение
Работа библиотеки получает непосредственный выход на пользователей через три взаимосвязанных, дополняющих друг друга направления: индивидуальное, групповое и фронтальное библиотечно-библиографическое обслуживание. Второе и третье направления традиционно называют массовым библиотечно-библиографическим обслуживанием.
Для реализации целей индивидуального и массового библиотечно-библиографического обслуживания используются различные способы. Каждый из них имеет свою четкую направленность, выражающуюся в специфических возможностях так или иначе решать конкретную информационную и воспитательную задачу. Информационная задача заключается в передаче сведений о литературе, предоставлении фактов, ориентации читателя в фонде и СБА библиотеки или электронных ресурсах. Воспитательная – вырабатывает и развивает у читателей творческие навыки, инициативность, организованность, интерес к участию в библиотечных мероприятиях. Единство этих двух сторон помогает осуществлять рекомендацию книги, направленную на духовное развитие читателя или его производственную деятельность, раскрывать возможности библиотек, формировать информационную культуру.
Что же такое библиотечное обслуживание? «Толковый словарь библиотечных и библиографических терминов» даёт следующее определение: Библиотечное обслуживание – деятельность библиотеки по пропаганде и выдаче произведений печати и других документов или их копий, оказание помощи в выборе и использовании [13;с. 29]. Издание «Библиотечное дело: Терминологический словарь» под библиографическим обслуживанием понимает процесс доведения библиографической информации до пользователей [1;с. 34].
Таким образом, библиотечно-библиографическое обслуживание можно определить как совокупность процессов приёма разовых запросов и вызванных ими библиографического поиска и выдачи пользователям библиографической и фактографической информации [5;с. 8].
Таким образом, целью данного курсового исследования является выявление специфики библиотечно-библиографического обслуживания, выявление его основных принципов и видового разнообразия.
Для этого нам следует решить следующие задачи:
§ определить особенности индивидуального библиотечно-библиографического обслуживания;
§ рассмотреть виды конфликтов в обслуживании читателей и пути их разрешения;
§ выявить специфику группового и массового библиотечно-библиографического обслуживания;
§ провести анализ краеведческой составляющей библиотечно-библиографического обслуживания;
§ рассмотреть особенности выставочной работы библиотек;
§ дать определение и кратко охарактеризовать межбиблиотечный абонемент как элемент библиотечного обслуживания читателей.
1. Индивидуальное библиотечно-библиографическое обслуживание
Публичная библиотека, как никакое другое культурное или образовательное учреждение, располагает возможностью индивидуальной работы с людьми. Контакт читателя с библиотекарем обязателен, однако станет он лишь эпизодом или началом плодотворного сотрудничества, во многом зависит от желания и компетенции как библиотекаря, так и читателя.
Индивидуальное библиотечно-библиографическое обслуживание – процесс, обеспечивающий непосредственное и систематическое общение библиотекаря с одним или одновременно несколькими читателями, учитывающий личностные особенности каждого. Последнее необходимо для того, чтобы читатель взял именно «свою» книгу, то есть доступную ему по уровню культуры чтения, соответствующую его интересам и реальным потребностям, учитывающую индивидуально-психологические особенности и возможности [5; с. 10].
Круг задач индивидуального обслуживания довольно широк: помощь в определении тематики чтения, выборе конкретной литературы, обсуждение прочитанного с целью определения и формирования читательских интересов и уточнения запросов, воспитания культуры чтения, оказания помощи в поиске произведений печати и ознакомлении с библиографическими источниками и справочниками.
Практика индивидуального библиотечно-библиографического обслуживания, подкрепленная достижениями психологии личности и социальной психологии, показывает, что индивидуальное обслуживание более эффективно реализуется тогда, когда происходит общение библиотекаря не с одним читателем, а с несколькими одновременно. В этом случае начинает действовать так называемый синергетический эффект (или эффект «2 + 2 = 5»), который обеспечивает выделение дополнительной психической энергии, высвобождающейся в ходе и в результате взаимодействия членов группы. Эта энергия образует как бы «коллективный разум», объединяя интересы и возможности читателей, создает дух соревнования, ускоряя усвоение рекомендательных идей библиотекаря. Что касается численного состава группы индивидуального обслуживания, то он колеблется от одного до 7 ± 2 человека, что обусловливается закономерностью, характеризующей объем оперативной памяти человека, которая эффективнее всего охватывает и сохраняет для восприятия число разных элементов 7 – 2или7 + 2 (так называемый «эффект Миллера»).
Универсальным способом индивидуального обслуживания является индивидуальная беседа с пользователями библиотеки. Она выступает как самостоятельный способ, так и присутствует во всех других способах индивидуального библиотечно-библиографического обслуживания и включает три взаимосвязанных вида: беседа при записи читателя в библиотеку; рекомендательная беседа; беседа при получении от пользователя прочитанной книги.
Беседа при записи в библиотеку дает возможность собрать сведения о человеке, пожелавшем стать читателем. Эти сведения играют важную роль при определении стратегии, общего направления работы с новым пользователем библиотеки. Во время этой беседы его знакомят с правилами пользования, историей и традициями, которые сложились в библиотеке, с ее информационными возможностями, устанавливают уровень культуры чтения записывающегося. Наконец, выясняют, чем он может быть полезен для самой библиотеки. Желательно, чтобы эту беседу вел самый квалифицированный сотрудник библиотеки.
Беседа при выдаче читателю литературы. Эта беседа считается тактической, ибо на основе знаний о читателе, полученных при его записи в библиотеку, определяется дальнейшая тактика обслуживания. Общее правило таких бесед сводится к следующему: об одной книге различным читателям говорят именно то, что они могут найти полезного в ней для себя, исходя из читательской культуры каждого, его цели обращения к книге, содержания и особенностей рекомендуемого издания.
Рекомендательную беседу строят таким образом, чтобы читатель захотел прочесть книгу. Например, в рекомендательной беседе по художественному произведению желательно приводить яркие сведения о личности писателя, о замысле произведения, показать, почему писателя волновали именно эти мысли, почему использован именно этот жанр. Целесообразно остановиться на творческой истории произведения. Полезно рассказать о том времени, когда появилось произведение, как его приняли современники. Чтобы читателю легче было разобраться в произведении, нужно обратить его внимание на основные проблемы и нравственные коллизии в нем. Если по произведению создан фильм или спектакль, то об этом непременно нужно упомянуть. Не обязательно, конечно, все эти вопросы затрагивать в каждой беседе – само произведение и читатель подскажет библиотекарю на чем лучше остановиться.
Беседа о прочитанном (корректировочная беседа) является способом проверки принятых библиотекарем решений по работе с читателем в целом и рекомендации конкретной книги [9; с. 32]. Характер беседы зависит от многих факторов, в том числе таких как особенности книги (содержание, читательское назначение), читательское развитие пользователя библиотеки и др. Главный критерий – выяснение степени достижения задачи чтения (выявление уровня восприятия, понимания прочитанного, уточнение читательских интересов и т. д.).
Индивидуальное плановое чтение. Здесь используются типовые планы чтения и другие «малые формы» библиографической продукции для организации индивидуального планового чтения. Приоритетные группы читателей, привлекаемые к плановому чтению – молодежь, лица, занимающиеся самообразованием. Суть данного способа заключается в привлечении пользователей библиотеки к чтению литературы по их интересам с постоянным переходом от одной темы к другой с целью разностороннего культурного или профессионального развития читателей, а также выработки у них умений и навыков систематического самообразовательного чтения.
Способ индивидуального информирования заключается в постоянном оповещении специалистов о новой литературе по их профилю, как поступившей в библиотеку, так и выявленной по библиографическим источникам. Индивидуальное обслуживание носит название избирательного распространения информации (ИРИ), если оно:
• осуществляется оперативно с оговоренной периодичностью;
• имеет два контура, то есть читателю первоначально предоставляется библиографическая информация, и только затем по его требованию – полные тексты документов;
• предусматривает анализ данных обратной связи, благодаря чему уточняются потребности абонента [10; с. 14].
По системе ИРИ обслуживаются читатели, профессиональная деятельность которых предполагает систематическое самостоятельное ознакомление с новой информацией по определенному кругу проблем при условии, что тематика их потребностей является стабильной. Среди читателей публичных библиотек абонентами ИРИ выступают, прежде всего, работники образовательных учреждений; среди читателей научно-технических и научно-медицинских библиотек – ведущие специалисты организации.
Управленческий персонал получает информацию по системе дифференцированного обеспечения руководства (ДОР). Особенность этой системы – наличие референта, систематически анализирующего текущий поток информации и подготавливающего для руководителя обзорные справки, отчеты, докладные записки и т. д. Для библиотек референты являются абонентами ИРИ.
Способ рекомендации литературы в соответствии с личными увлечениями читателя предполагает обеспечение пользователей библиотек всей той литературой, которая тематически связана с их увлечениями, хобби. Читательские пристрастия могут относиться к широкому кругу проблем: изобразительному искусству, театру, музыке, политике, географии, путешествиям, естествознанию, садоводству, рыболовству, спорту, рукоделию и др. Некоторых читателей интересуют подчас довольно узкие темы: коллекционирование разных предметов (например, пуговиц, спичечных этикеток), выращивание определенных сортов комнатных растений (например, кактусов) и т.д.
Задача библиотекарей – иметь четкое представление о досуге и его структуре, особенностях досуговых интересов основных групп пользователей библиотек и собирать литературу, особенно справочную, о коллекционерах и видах коллекций. Систематическое изучение досуговых потребностей читателей позволяет создавать при библиотеках клубы по интересам, а также обоснованно избирать тематику групповых мероприятий.
Важное место в ряду других способов индивидуальной работы принадлежит справочно-библиографическому обслуживанию (СБО). Оно представляет собой выполнение разовых запросов читателей путем предоставления им справок, содержащих:
• библиографическую информацию о наличии и /или местонахождении документа (адресная справка);
• библиографическую информацию по определенной теме, проблеме (тематическая библиографическая справка);
• сведения об отсутствующих или искаженных элементах библиографического описания (уточняющая библиографическая справка);
• фактические сведения (фактографическая справка) [2; с. 16-17].
СБО справедливо считается одним из наиболее сложных направлений деятельности библиотеки, плохо поддающимся алгоритмизации. Для такого утверждения есть ряд оснований.
Во-первых, разовые запросы часто возникают в случае вхождения читателя в новую для него проблематику. Формулировка таких запросов некорректна, а уточнить ее читатель не может. Отсюда возникают трудности поиска информации.
Во-вторых, разовые запросы непрогнозируемы. Они могут относиться к любым, порой самым неожиданным областям. Предшествующие знания и опыт библиографа оказываются малополезными.
В-третьих, искомое читателем знание может содержаться в публикациях совсем не тех отраслей, в которых их предполагалось найти, и, соответственно, выражено другими терминами. Важнейшей особенностью СБО поэтому является поиск глубинного смысла, а не понятий, названий, событий и т. д., с использованием всего арсенала родо-видовых и ассоциативных связей.
В-четвертых, далеко не всегда ясны хронологические границы поиска, а ретроспектива может оказаться сколь угодно глубокой.
Именно поэтому стратегия удовлетворения читательских запросов, которую разрабатывает библиограф, часто является уникальной.
Таким образом, СБО по своей сложности существенно превосходит индивидуальное информирование, содержанием которого является многократно повторяемый поиск информации по стабильной, четко обозначенной тематике при возможности анализа данных обратной связи. Именно поэтому индивидуальное информирование представляет собой самосовершенствующуюся систему, каждое следующее действие которой по своему качеству выше предыдущего. СБО же этим свойством не обладает и его успех всецело зависит от эрудиции и широты общекультурного кругозора, эвристических способностей и интуиции библиографа, а не только от профессиональных знаний и навыков последнего.
Основными этапами СБО являются:
• прием запроса;
• его уточнение (установление цели и причин обращения читателя к информации; его осведомленности в данной проблематике; наличия известных читателю авторов и публикаций поданной теме и т. д.);
• разработка стратегии поиска: определение круга источников, которые целесообразно использовать; последовательности обращения к ним; методики выявления сведений в каждом из источников (по ключевым словам, предметным рубрикам, авторскому указателю и т.д.);
• осуществление поиска, сопровождающегося уточнением (расширением, сужением, переформулировкой) запроса;
• отбор и группировка выявленного материала;
• оформление справки и ее передача читателю; выявление его мнения о качестве услуги;
• регистрация справки в журнале учета результатов СБО.
Полнота, оперативность и точность выполнения справок помимо квалификации библиографа зависят от:
• качества СБА библиотеки;
• возможности использования сетевых информационных ресурсов;
• широты и устойчивости связей взаимодействия, обеспечивающих возможность обращения в сложных случаях поиска к услугам специализированных библиотек и центров информации; фиксации сложных случаев для облегчения выполнения в будущем аналогичных или близких по содержанию справок.
В последние годы отчетливо проявляются тенденции развития СБО. К ним относятся использование при выполнении справок совокупных информационных ресурсов, а не только СБА данной библиотеки. Кроме того, тематические библиографические справки все чаще становятся промежуточным, а не конечным результатом обслуживания. Библиограф составляет список публикаций, а читатель получает подборку полных текстов необходимых материалов (тематическую подборку) или дайджест. И, наконец, в общем объеме запросов возрастает удельный вес фактографических.
2. Конфликты в обслуживании читателей и их разрешение
Качество индивидуального обслуживания читателей во многом зависит от способности сотрудников библиотеки предупреждать и разрешать конфликты. В настоящее время утвердилось мнение, что конфликт или столкновение противоположных взглядов, стремлений, интересов есть естественное явление, сопровождающее социальное взаимодействие и являющееся элементом нормы, а не признаком ее нарушения. Полезность конфликта связана с его сигнальной функцией, то есть указанием на неблагополучие в деятельности организации или отдельных сотрудников, демонстрацией «узких мест», обнаружением явлений и процессов, нуждающихся в обновлении. Считается, что именно конфликты способствуют повышению гибкости, адаптивности организации к изменениям внешних условий. В конфликте люди лучше узнают друг друга. Возникает возможность оценки персонала по их моральным качествам, стойкости, чувству ответственности. Одновременно конфликты обладают большой разрушительной силой. Они отрицательно сказываются на престиже организации, ее репутации; ухудшают социальный климат; снижают производительность труда. Часто негативные последствия несет не сам конфликт, свидетельствующий о возникновении новой сложной задачи, а неправильное поведение людей, не умеющих найти пути его разрешения.
§ ограниченных финансовых, материально-технических и трудовых ресурсов библиотеки;
§ структурно-организационного несоответствия библиотеки потребностям читателей и задачам обслуживания;
§ расхождения ценностей, норм и приоритетов общающихся;
§ некомпетентности читателей, низкого уровня их информационной культуры [10; с. 28].
Чаще всего, однако, в качестве причин выступает одновременно несколько условий: ограниченность ресурсов при структурно-организационном несоответствии деятельности библиотеки потребностям читателей; ограниченность ресурсов при недостаточной компетентности пользователей; ограниченность ресурсов при расхождении ценностей и приоритетов библиотекаря и читателя. Иначе говоря, в основе конфликта всегда лежат ограниченные ресурсы при неумении или нежелании персонала библиотеки и самих пользователей найти способ компенсации, восполнения недостающего.
Ограниченность ресурсов сопровождает деятельность любой социальной организации и выражается в недостаточности имеющихся средств для качественного обслуживания населения. Для библиотек это означает:
• невозможность приобретения требующейся читателям литературы;
• невозможность выдачи литературы на дом;
• недоступность сетевых информационных ресурсов;
• ограниченность мест в читальных залах;
• очередь на кафедре обслуживания;
• медленное выполнение заказов.
Стремясь расширить свои возможности, библиотеки ищут дополнительные источники финансирования. Но, во-первых, это далеко не всегда бывает успешным, а во-вторых, не решает все возникающие проблемы. Поэтому библиотечное сообщество использует такие пути разрешения или уменьшения действия этих негативных факторов как:
§ усиление межбиблиотечного взаимодействия; перенаправление читательских запросов, совместная подготовка мероприятий и т. д.;
§ создание сводных каталогов, позволяющих предоставлять читателям адрес издания, отсутствующего в фонде данной библиотеки;
§ разработку путеводителей по информационным ресурсам региона, включающих краткую характеристику не только фондов и СБА библиотек, но и архивов, музеев, театров, информационно-аналитических центров и т. д.;
§ привлечение к обслуживанию в «часы пик» сотрудников разных подразделений;
§ систематическое изучение неудовлетворенных читательских запросов с передачей результатов в отделы комплектования, обработки литературы, библиографическое подразделение.
Таким образом, основным средством предотвращения конфликтов на почве организационных ресурсов выступает постоянное совершенствование процессов библиотечной технологии, усиление взаимосвязей как между отделами, так и с другими учреждениями. Профилактике и разрешению функциональных конфликтов способствует совпадение целей деятельности, ценностей, норм и приоритетов библиотекаря и читателя. Только при соблюдении этих условий библиотекарь сумеет объяснить причину конфликта, а читатель адекватно и с пониманием воспримет эту информацию. Совместными усилиями они найдут пути разрешения проблемы, а библиотекарь окажется способным оценить объективность претензий пользователя и проанализировать их.
. Групповое и фронтальное (массовое) библиотечно-библиографическое обслуживание
Групповое библиотечно-библиографическое обслуживание предполагает удовлетворение культурно-информационных потребностей небольших коллективов (групп) пользователей, объединенных общими интересами [12; с. 39].
Фронтальное библиотечно-библиографическое обслуживание строится таким образом, чтобы удовлетворить культурно-информационные потребности, которые характерны для большинства пользователей и «непользователей» библиотеки. Такое обслуживание помогает привлечь их внимание к библиотеке, чтению, конкретной книге [12; с. 95].
Групповые и фронтальные мероприятия должны проводиться так, чтобы поставленные вопросы и их раскрытие были понятны и интересны и тем, кто хорошо знает рекомендуемую книгу, и тем, кто впервые знакомится с ней.
Ориентирами для организации группового обслуживания являются реально функционирующие (учителя, предприниматели) или условно объединенные (любители поэзии, собиратели почтовых марок) группы читателей; для фронтального – все пользователи библиотеки и «непользователи», проживающие в районе ее деятельности, – так называемая читательская аудитория библиотеки.
Читательская группа и читательская аудитория имеют между собой много общего, так как и ту и другую образует множество индивидов, но содержание этих понятий различно.
Читательская группа – это совокупность индивидов, имеющих какие-то общие объективно существующие характеристики и свойства. Это вполне определенное устойчивое множество, упорядоченное по тому или иному признаку, значимому для библиотечного обслуживания: по полу, возрасту, профессии, интересам [13; с. 45].
В читательской аудитории это множество не представляет собой самостоятельного целостного образования, «вхождение» разных индивидов в состав множества носит неупорядоченный, «неорганизованный» характер. Иначе говоря, такое множество зависит от конкретной библиотечной ситуации (она и определяет, в известной мере, заинтересованность того или иного читателя в посещении мероприятий, планируемых библиотекой), отличается заведомо неопределенным количеством и непредсказуемым составом (читатель той или иной группы может и не посетить то или иное мероприятие), размытыми (открытыми) границами, меняющимися от случая к случаю, от мероприятия к мероприятию.
Одна и та же книга может стать объектом рассмотрения как на групповом мероприятии, так и на фронтальном. Но раскрываться она будет по-разному. На групповом мероприятии, охватывающем небольшое количество людей, появляется возможность более глубоко раскрыть книгу с учетом интересов большего числа присутствующих; на фронтальном мероприятии – охватить большее количество представителей разных групп, но раскрыть только те стороны, которые одинаково им интересны. Групповое мероприятие требует длительной подготовки, но тогда, когда надо быстрее познакомить с книгой, лучше использовать фронтальное мероприятие, которое готовить легче, чем групповое. Надо заметить, что жесткой «привязки» того или иного способа массового обслуживания только к групповой или только фронтальной работе не существует.
Основываясь на направленности и возможностях каждого способа библиотечно-библиографического обслуживания, раскрыть перед пользователями библиотеки сущность произведений печати и/или развить информационную культуру, способы массового обслуживания можно разделить на критико-аналитические, позитивно-иллюстративные, рекомендательно-информационные, а также опосредованной рекомендации книги.
Критико-аналитические способы призваны обеспечить всесторонний и глубокий анализ произведений печати или отдельных проблем, изложенных в них. Заинтересованное отношение читателей к рассматриваемым на мероприятии книгам предполагает предварительное ознакомление их с этими книгами и с публикациями о них. В основе способов, входящих в эту группу, критический, творческий подход к диалогу библиотекаря и участников дискуссии, участников дискуссии между собой. В результате обмена мнениями, направляемого ведущим, вырабатывается определенное общественное мнение о произведении и его целостности.
К основным способам, входящим в эту группу, относятся: различные виды обсуждения произведений отраслевой и художественной литературы (читательские и читательско-зрительские, заочные и др.); литературные диспуты; громкие чтения, сопровождающиеся комментариями чтеца, вопросами слушателей и нередко завершающиеся обсуждением прочитанного; вечера вопросов и ответов и др.
Обсуждение книг способствует возбуждению читательской активности, выработке умений и навыков критического мышления, самостоятельной работы над книгой, формированию эстетических взглядов и вкусов. Чтобы обсуждение было принципиальным и активным, требуется серьезная и длительная подготовка.
Вечер вопросов и ответов – способ вовлечения читателей библиотеки в познавательную деятельность и активизации чтения отраслевой и художественной литературы. Здесь есть возможность практически показать, как тесно познавательный процесс связан с чтением путем использования потенциала, заложенного в вопросно-ответной форме мыслительной деятельности. В библиотеке эти вечера проводятся по-разному; периодически по одной теме (предложенной библиотекарями или читателями), по меняющимся (разным) темам в зависимости от изменения интересов пользователей. Иногда тема конкретно не обозначается, а собираются разные вопросы. В этом случае мероприятие зачастую называют «Отвечаем на ваши вопросы», «Есть вопросы -даем ответы», «Специалисты отвечают». При систематизации вопросов определяется, каких специалистов необходимо пригласить.
Позитивно-иллюстративные способы. В эту группу входят способы, которые главным образом знакомят пользователей библиотеки с позитивными фактами, событиями, изложенными в произведениях печати, с жизнью и деятельностью их авторов. При их проведении учитывают рекомендации физиологов и психологов о чередовании видов познавательной деятельности как возможности повышения эффективности этих мероприятий. Это достигается раскрытием одной и той же темы различными средствами (музыка, художественное слово, изобразительное искусство, аудио-, видеоматериалы), широко используются возможности радио, телевидения, кино. Особое место здесь занимают так называемые «чтения», литературно-художественные композиции, раскрывающие жизнь и творчество замечательного человека, представляющие собой циклы мероприятий, связанных главной темой «чтения». В основе «чтения» лежат специально разрабатываемые сценарии. Участниками могут быть артисты, участники художественной самодеятельности, библиотекари и читатели. Особняком стоят принадлежащие к этой группе так называемые вечера занимательной науки – весьма перспективный и давно успешно используемый библиотекарями способ привлечения прежде всего молодежи к науке через использование научно-популярных книг и статей, написанных в жанре «занимательная наука».
Рекомендательно-информационные способы. Цель их – заинтересовать читателей, убедить их в необходимости чтения рекомендованных произведений. Они привлекают внимание к лучшим произведениям печати, обеспечивают широкую информацию о них, раскрывают особенности художественных произведений или актуальные вопросы, освещенные в отраслевой литературе, и тем самым способствуют повышению общеобразовательного, общекультурного и профессионального уровня читателей.
Устный журнал – оперативный способ информации о новинках отраслевой и художественной литературы, о книгах, готовящихся к печати, а также о содержании новых периодических изданий. По характеру он похож на обычный научно-популярный журнал. В той или иной степени устному журналу присущи: постоянное название, периодичность, оперативность, актуальность, разнообразие материала и обязательно – новизна предлагаемой информации.
Премьера книги (журнала, новой газеты). Этот способ используется для информирования пользователей библиотек о выходе нового издания, показа его достоинств. В премьере книги участвуют представители издательства, автор, художник и другие лица, «причастные» к ней (в том числе и прототипы произведения, участники событий, описанных в книге, и т. п.). Премьера книги сопровождается книжной выставкой по ее теме, продажей книжной новинки с автографом автора или подпиской на соответствующее периодическое издание. В последнее время это мероприятие часто называют презентацией нового издания.
Способы опосредованной рекомендации книг. Суть этих способов состоит в том, что, пропагандируя деятельность библиотеки, рассказывая о ее возможностях, о пользе чтения, развивая у пользователей библиотеки информационную культуру, библиотекари подводят пользователей и «непользователей» библиотеки к необходимости чтения. Способы, входящие в эту группу, являются важными составляющими деятельности «паблик рилейшнз».
. Выставочная работа. Составление тематических подборок и дайджестов
Важной составной частью библиотечно-библиографического обслуживания является выставочная деятельность библиотек. Современную библиотеку трудно представить без системы выставок, плакатов и других наглядных способов раскрытия библиотечного фонда.
Библиотечная выставка – это публичная демонстрация специально подобранных и систематизированных произведений печати и других носителей информации, рекомендуемых пользователям библиотеки для обозрения и ознакомления [9; с. 18]. Каждая выставка решает свою конкретную задачу и имеет определенный читательский адрес. Выставка предполагает непосредственный показ книг или материалов, раскрывающих их содержание, в зрительно воспринимаемом виде. Пользователь библиотеки видит либо саму книгу, либо ее изображение.
Выставочная деятельность опирается на принцип наглядности и представляет собой один из действенных способов его реализации. Она успешно реализует во взаимосвязи возможности библиотечного (непосредственный показ различных документов), библиографического (рекомендация собственно библиографических работ, библиографических сведений, дополняющих экспонируемые документы и др.), фактографического (обеспечивает аналитической подборкой материалов по тематическим узлам выставки, представляет фактографические справки, дайджесты и др.) обслуживания.
Непосредственный показ самих книг и других источников информации, сопровождаемый ярким, образным раскрытием их содержания, служит задачам привлечения внимания к чтению, облегчает поиск необходимых изданий. Для этого, в частности, используются различные макеты, модели, муляжи предметов, сами предметы или их детали, символы, эмблемы, имеющие отношение к теме выставки. На выставках также используется возможность подкреплять рекомендацию книг иллюстрациями (портреты, декоративные элементы), цитатами, аннотациями, графиками, таблицами и т. п. Однако все названные элементы «действуют» положительно только тогда, когда они составляют единое целое, подчинены основной идее выставки, не отвлекают внимание от книг, а помогают раскрыть их содержание. Экспонируемый материал и способ его подачи должны содержать элемент новизны, оригинальности, неожиданности.
Во многих библиотеках для демонстрации выставок отводятся постоянные места, применяется специальное оборудование и мебель: подставки, вращающиеся стеллажи и стенды. Выставки должны находиться в хорошо освещенном, удобном для обозрения месте. Таким образом появляется возможность возбудить непроизвольное внимание у посетителей: прежде, чем познакомиться с выставкой, ее по крайней мере необходимо увидеть. Этому способствует и стиль художественного оформления выставки, ее технические элементы, новые конструктивные материалы, используемые на ней.
Обязательное условие выставочной деятельности публичных библиотек – открытый доступ к экспонируемой литературе.
Библиотечные выставки можно классифицировать по ряду признаков, а именно:
• по статусу – самостоятельные и сопровождающие массовое мероприятие. Это означает, что выставки могут использоваться самостоятельно (например, выставки новых поступлений), но чаще всего они становятся важными элементами группового и фронтального библиотечно-библиографического обслуживания;
• по содержанию – выставки могут быть универсальными, отраслевыми и персональными;
• по целевому назначению – в помощь профессиональной и образовательной деятельности, для повышения культурного уровня и др.;
• повремени публикации и поступления в библиотеку представленных на них материалов – новых поступлений, за разные годы, «забытых изданий» (в ряде публичных библиотек США организуются подобные выставки под названием «Spotlight book» («книги, заслуживающие внимания») – экспонируется 10-15 хороших книг, некоторое время не выдававшихся читателям);
• по месту экспонирования – организуемые в библиотеке и за ее пределами;
• по срокам функционирования – постоянные, длительные, периодические, краткосрочные;
• по используемым ресурсам – базирующиеся на фонде данной библиотеки (в том числе просмотровые, то есть обеспечивающие возможность ознакомления с большим массивом литературы, часто со специальным образом подготовленным разделом фонда; выборочные или локальные), или базирующиеся на фондах нескольких библиотек, библиотек и музеев, библиотек и любительских объединений, частных коллекций и т. д.;
• по видам изданий – книжные, других видов изданий (журнальные или газетные и др.), нескольких видов изданий одновременно (комплексные), новых носителей информации (CD-ROM, пластинки, микрофильмы, видеокассеты и др.),
• по конструкционным особенностям – витринные, внутристеллажные, внутриполочные, выставки-«развалы» на столах, передвижные, «кольцевые» и др.;
• по основанию для проведения – по инициативе библиотекарей, по предложениям читателей библиотеки, по заказу учреждений и предприятий;
• по степени доступности – бесплатные (каковыми должны быть практически все) и платные (из личных собраний, частных музеев и т. д.);
• по источникам финансирования – бюджетные, внебюджетные [12; с. 38].
Анализ предстоящих или уже проведенных выставочных мероприятий по перечисленным аспектам позволяет совершенствовать это важнейшее направление деятельности любой библиотеки, приближая его к потребностям и интересам читателей.
Помимо книжных выставок, разрабатываются библиотечные плакаты, составляются альбомы и иллюстративные картотеки. Возможность использования интернет-ресурсов и копировально-множительной техники значительно расширили ассортимент подобной продукции. Библиотеки все активнее составляют тематические подборки и дайджесты. В качестве примеров дайджестов, составляемых публичными библиотеками, можно привести: «Отражение жизни городского района в печати», «Первое апреля: история возникновения праздника: традиции разных стран», «Единый экзамен для выпускников школ: за и против».
5. Краеведческая составляющая библиотечно-библиографического обслуживания
Этническая общность живет до тех пор, пока поддерживаются традиции и существует историческая память. Знание своих корней, своего прошлого, контакты со своим народом, взаимная поддержка питают его будущее.
Недавняя всепоглощающая унификация и централизация в стране и их воплощение в библиотечном деле привели к потере связей с краем, выхолащиванию из деятельности библиотек не только национальной, но и локальной специфики (отмеченное нивелирование создало в библиотеках эффект близнецовой схожести). Эта жизненная ситуация в конечном итоге привела к появлению так называемой неукорененной личности. Такая личность довольно распространена в стране и ее черты проявляются на уровне семьи (не знаем своих предков, своей родословной), малой Родины, которую плохо знаем или вообще потеряли с ней связи (родились в одном месте, а живем в другом).
В настоящее время происходит восстановление утраченного в советские годы краеведческого направления деятельности общедоступных библиотек. Краеведческая составляющая библиотечно-библиографического обслуживания может и должна в этой ситуации стать одной из точек опоры в ценностном самоопределении человека, в развитии его связей с миром.
На региональном уровне наиболее уместен вариант культурного развития с учетом местной специфики и самобытности, возможностей территории – институциональных, материальных, человеческих и т. д. Именно на локальном пространстве достигается максимальная активность участия различных социальных групп в культурных процессах, в общественной жизни в целом. Краеведческая составляющая в той или иной мере, напрямую или косвенно, пронизывает все отрасли знания, участки и сферы интеллектуального и физического труда человека, придавая им конкретность, близость к человеку, читающему и ищущему. В библиотеке-филиале № 19 краеведческой программе отводится значительное место в плане работы, активно разрабатываются такие темы, как «История Отечества в романах, повестях и документах», «Памятники ратной славы», «Без краеведения нет памяти, без памяти нет будущего» и др.
Каждый человек по своей воле или под давлением жизненных обстоятельств независимо от возраста, пола, принадлежности к тому или иному этносу, научного ценза, профессии, места жительства сталкивается с краеведением, занимается им, пользуется его результатами. Кроме общения с самим краем мы неизбежно имеем дело с документально зафиксированными итогами краеведческих поисков, представленными в произведениях печати, рукописях, видеодокументах и т. д. Все эти документы с наибольшей полнотой собраны в библиотеках, архивах, музеях.
Ведя индивидуальную краеведческую работу с пользователями библиотеки, надо иметь представление об их уровнях познания края, ибо это важный показатель краеведческого развития личности. Он выступает для библиотекаря ориентиром в осуществлении индивидуального подхода к каждому читателю и в совершенствовании всей краеведческой работы, направленной на формирование и развитие социокультурных краеведческих потребностей читателей. Можно выделить следующие уровни познания своего края у читателей библиотеки:
§ нулевой – о крае нет ни эмпирических, ни теоретических знаний (например, у только что въехавших на территорию края людей, никогда в нем ранее не проживавших);
§ эмпирический – наличие лишь житейских познаний о крае;
§ теоретический – наличие лишь теоретических знаний о крае;
У разных категорий читателей интерес к краю имеет различную направленность, в частности, он вызван таким фактором, как степень связи с краем. Специфика, особенности этого интереса проявляются не совсем одинаково у тех, кто:
• родился и постоянно живет в крае (библиотечная задача – помощь в изучении, осмыслении особенностей края, его истории, экономики, культуры и т. п.);
• прибыл в данный край на некоторое время (библиотечная задача – обеспечивать ознакомление с краем и его достопримечательностями);
• недавно переехал в край на постоянное место жительства (библиотечная задача – помочь адаптации в новых условиях, нахождению связей, «похожестей» с местом, откуда человек приехал);
• вернулся на родину предков после длительного отсутствия (библиотечная задача – развитие стремления к восстановлению знаний о крае).
В настоящее время краеведческие знания и соответственно краеведческая литература как носитель этих знаний начинают все сильнее выполнять помимо традиционных функций (воспитательных, рекреационных, просветительских) функции экологические, научные и производственные. Поэтому возникает потребность в разных способах работы с краеведческой литературой.
Библиотечное краеведение, призванное решать эти задачи, одновременно стремится к духовно-культурной интеграции всех групп пользователей и «непользователей» библиотек, ибо эта интеграция, являясь соединительным компонентом культуры, снижает уровень социокультурной и политической напряженности, обеспечивает устойчивость и относительную гармонию духовного единства и дифференциации, обособления и взаимодействия. Поэтому на уровне территории необходимо каждый раз находить наилучший вариант национально-этнических и духовно-культурных ориентации, тенденций и способов самоопределения и самореализации основных социальных групп населения.
6. Межбиблиотечный абонемент (МБА)
Традиционно важное место в обслуживании читателей занимает межбиблиотечный абонемент (МБА). Именно благодаря МБА оказывается возможным использовать совокупные фонды библиотек региона и страны, а не ограничиваться только возможностями данной библиотеки.
Межбиблиотечный абонемент основан на использовании документов из фондов других библиотек при их отсутствии в данном фонде. Основанием для получения литературы является заполненный бланк-заказ, подписанный лицом, ответственным за работу МБА, и заверенный печатью библиотеки-абонента [3; с. 53].
Для контроля за возвратом литературы на оборотной стороне листка-требования отмечается дата получения документа и название выславшей его библиотеки. Издания, полученные по МБА, используются только в читальном зале, а их хранение производится отдельно от фонда библиотеки. При получении литературы читателя извещают о сроке пользования ею. Абоненты, нарушившие правила МБА, лишаются права пользования этой услугой на срок, установленный в каждом отдельном случае, в зависимости от степени нарушения.
Материальную ответственность за сохранность изданий, полученных по МБА, несет абонент, запросивший данную литературу. Юридическим документом, гарантирующим сохранность выданных изданий, является бланк-заказ.
Расширение тематики потребностей пользователей библиотек, уменьшение тиражей изданий резко повышают сегодня роль межбиблиотечного абонемента. При этом внедрение информационных технологии должно было позволить повысить оперативность выполнения заказов путем их пересылки по электронной почте. Однако в действительности сложности с финансированием, приведшие к ухудшению комплектования библиотек, разрыв межбиблиотечных связей, повышение стоимости почтовых и транспортных услуг привели к снижению качества обслуживания читателей и резкому сокращению объема выдачи литературы по МБА. Эти проблемы не являются, однако, только «российскими». Библиотекари всего мира ограничены в средствах на приобретение необходимых читателям материалов. Выходом из создавшегося положения является объединение библиотек в консорциумы для создания единого информационного пространства и предложения новых видов услуг, в том числе электронных доставки документов.
Как и прежде, работа служб МБА, а теперь служб электронной доставки, строится на основе сводных каталогов, позволяющих быстро установить место хранения нужного читателю документа. Создаваемые в настоящее время сводные электронные каталоги предусматривают функцию прямого заказа необходимых материалов.
Объектом доставки является электронный документ, благодаря чему он может содержать самую различную информацию, а не только текстовую.
В качестве средства передачи используются компьютерные сети связи, а стоимость доставки не зависит от удаленности источника. Для обеспечения электронной доставки документов, существующих на традиционном бумажном носителе, библиотека использует различные способы перевода их в электронную форму. Сегодня в сервис-систему электронной доставки документов должны входить следующие компоненты:
автоматизированный заказ литературы (в том числе через Интернет) с помощью межбиблиотечной поисковой системы;
автоматизированная электронная доставка документов в виде сканированных изображений страниц.
По мере развития службы электронной доставки библиотеки формируют полнотекстовые базы данных часто запрашиваемых документов, что значительно сокращает трудоемкость и стоимость обслуживания. Электронная доставка документов является дорогостоящей процедурой. Повышение ее экономической эффективности связано с расширением круга пользователей этой услугой, а также с корректировкой комплектования (прежде всего, подписки на периодические издания) каждой из библиотек-участниц. Электронная доставка документов может осуществляться несколькими способами (в зависимости от ситуации может быть избран любой из них):
• пересылка файла с изображением страниц документа на e-mail «основной» библиотеки читателя с последующей распечаткой на принтере и предоставление читателю копии на бумажном носителе;
• пересылка файла на e-mail читателя;
• помещение файла на FTP- или HTTP-сервер, откуда его забирает сам читатель (в этом случае может понадобиться уведомление читателя о выполнении услуги);
• пересылка файла средствами ICQ или аналогичной программы по каналу on-line поддержки читателей.
Однако, несмотря на развитие электронных способов доставки документов, традиционный МБА не исчерпал себя, особенно когда читателю требуется издание целиком (монография, диссертация и т. д.), а не его фрагмент. Но когда речь идет о сравнительно небольших объемах, то электронная доставка документов вне конкуренции.
библиотечный библиографический читатель межбиблиотечный абонемент
Заключение
Библиотечно-библиографическое обслуживание осуществляется с учётом профиля каждой библиотеки, состава фонда и СБА. Основными организационными принципами СБО являются:
§ удовлетворение библиографических запросов по месту их поступления;
§ разграничение деятельности библиотек и координация их усилий;
§ обслуживание различных категорий читателей;
§ выполнение плана.
Лучше всего принципы библиотечно-библиографического обслуживания работают тогда, когда между библиотекарем и читателем складываются взаимоуважительные отношения, предполагающие наличие понимания, такта и терпения. Поэтому для библиотекаря так важно обладать высокой культурой, владеть профессиональными знаниями, быть всегда готовым прийти на помощь читателям. Целью библиотечно-библиографического обслуживания является не только удовлетворение запросов читателей, но и их библиографическое обучение: развитие у читателя умения ориентироваться в источниках библиографической информации. Потому очень важно привлечь читателей к непосредственному участию в библиографическом поиске.
Список использованных источников
1. Библиотечное дело: Терминологический словарь / Сост.: Суслова И.М., Уланова Л.М. – М., 1986. – с. 34.
2. Васильева Т.А. О сущности справочно-библиографического обслуживания // Сов.библиогр. – 1984. №5.
. Диомидова Г.Н. Библиография: Общий курс. – М., 1991. – 241 с.
. Мачурина А.Т. Об «интуиции» библиографа и логике библиографического разыскания: (Из опыта работы с читат. требованиями) // Сов.библиогр. – №1.
. Моргенштерн И.Г. Справочно-библиографическое обслуживание в библиотеках: Научно-практическое пособие. – М., 1999. – 80 с.
. Моргенштерн И.Г. О профессии и личности библиографа // Сов. библиогр. – 1983. №5.
. Объяснительная записка к отчёту библиотеки-филиала №19 за 2004 год
. План работы библиотеки-филиала № 19 ЦС ДПБ г.Минска на 2005 год.
. Проблемы библиографической работы в централизованных библиотечных системах. Вопросы библиографоведения. – М., 1981. – 123 с.
. Работа с читателями / Под ред. В.Ф. Сахарова. – М., 1981. – 296 с.
. Садова М.А. В поисках книги (Библиографические разыскания при выполнении читательских требований) / Под ред. М.А. Брискмана. – М., 1963. – 84 с.
. Справочник библиотекаря / Под ред. А.Н. Ванеева, В.А. Минкина. – СПб., 2002. – 448 с.
. Тлумачальны слоўнік бібліатэчных і бібліяграфічных тэрмінаў / Леончыкаў В.Е., Дзямешка Л.А., Саматыя Р.І. – Мн., 2003. – с.29.
Приложение 1
Объяснительная записка к отчёту библиотеки-филиала № 19 за 2004 год
Библиотека работала в 2004 году в соответствии с намеченными задачами:
§ Празднование 60-летия освобождения Беларуси и города-героя Минска от немецко-фашистских захватчиков;
§ Освоение новых компьютерных технологий;
§ Создание публичного центра правовой информации;
§ Глубокая профессиональная работа по обеспечению информационных, образовательных и культурно-познавательных запросов читателей;
§ Расширение платных услуг, улучшение их качества.
Эти и другие задачи библиотека решала на фоне следующих численных показателей:
Таблица 1. Анализ численных показателей
План | Исполнение | ||
Читатели | 7350 | 7802 | +452 |
Книговыдача | 105000 | 132490 | +27490 |
Посещение | 34000 | 40179 | |
Средняя посещаемость | – | 5,14 | -0,06 |
Средняя читаемость | – | 17,0 | 0 |
Средний оборот книжного фонда | – | 2,8 | -0,17 |
Средняя книгообеспеченность | – | 6,06 | +0,34 |
В 2004 году произошло уменьшение количества читателей, книговыдач и посещений в сравнении с 2003 годом. Это связано с тем, что после капитального ремонта открылась бибилиотека-филиал №1 имени Л.Толстого, читатели которой временно пользовались нашей библиотекой.
Основным информационным ресурсом библиотеки является книжный фонд. Его развитие в 2004 году отмечено небольшой положительной динамикой. В сравнении с 2003 годом он увеличился на 580 экземпляров.
В 2004 году библиотека активно работала по оказанию платных услуг читателям. С июля месяца введена новая услуга – ксерокопирование. Сумма платных услуг составила более 7 000 000 рублей, а в 2003 году она составляла 5 889 335 рублей. С октября месяца плата за услуги взималась через кассовый аппарат, что также увеличило быстроту обслуживания.
За счёт платных услуг в 2004 году было приобретено 459 экземпляров книг, в 2003 году – 539 экземпляров.
В декабре 2004 года библиотека была оснащена 4 новыми компьютерами, 3 принтерами. Также была создана локальная компьютерная сеть, поставлен электронный каталог и база данных правовой информации на CD.
Таблица 2. Дневная нагрузка по отделам и на одного работника библиотеки-филиала № 19 за 2004 год (304 рабочих дня)
Читатели | Читатели | Книговыдача | Книговыдача | Посещения | Посещения | |
Отдел | На отдел | На одного работника | На отдел | На одного работника | На отдел | На одного работника |
Абонемент | 10,54 | 5,27 | 171,38 | 85,69 | 71,27 | 35,63 |
Читальный зал | 15,2 | 3,78 | 264,44 | 66,11 | 60,8 | 15,22 |
Всего по библиотеке | 25,66 | 4,28 | 435,82 | 72,64 | 132,17 | 22,02 |
Приложение 2
План работы библиотеки-филиала № 19 ЦС ДПБ г. Минска на 2005 год
Таблица 3. Контрольные показатели работы
Отделы | Читатели | Книговыдача | Посещения |
Абонемент Читальный зал Всего | 3150 4200 7350 | 43000 62000 105000 | 18500 15500 34000 |
кв.
Абонемент Читальный зал Всего
1500 1800 3300
12000 20000 32000
5500 4500 10000
кв.
ОтделыЧитателиКниговыдачаПосещения | |||
Абонемент Читальный зал Всего | 2200 2600 4800 | 35000 38000 63000 | 10000 8500 18500 |
кв.
ОтделыЧитателиКниговыдачаПосещения | |||
Абонемент Читальный зал Всего | 2500 3000 5500 | 34000 45000 79000 | 12500 9500 22000 |
кв.
ОтделыЧитателиКниговыдачаПосещения | |||
Абонемент Читальный зал Всего | 3150 4200 7350 | 43000 62000 105000 | 18500 15500 34000 |
Приложение 3
Динамика основных показателей развития библиотеки за три года