- Вид работы: Контрольная работа
- Предмет: Культурология
- Язык: Русский , Формат файла: MS Word 9,69 kb
Библиотека: возникновение и развитие. Основные современные концепции библиотеки
Введение
Библиотека, культурно-просветительное и научно-вспомогательное учреждение, организующее общественное пользование произведениями печати. Библиотеки занимаются сбором, хранением и выдачей читателям произведений печати, а также информационно-библиографической работой. В широком понимании библиотеки – это память человечества и самые доступные учреждения культуры для всех категорий населения. Поэтому тема контрольной работы актуальна, имеет большое практическое значение.
Объектом исследования является библиотека.
Предметом исследования является возникновение и развитие библиотеки, основные современные концепции библиотеки.
Цель исследования: определение места и роли библиотеки в развитии цивилизации и культурном становлении общества.
На пути к поставленной цели решались следующие задачи:
-отбор, анализ и оценка литературных источников;
-выборка понятий отражающий особенности развития библиотек;
-формирование выводов, заключений, библиографического списка.
При исследовании проблемы использовались следующие методы: наблюдение, осмысление, обобщение, сравнение. Работа базировалась на трудах: Горбачевский Б. «Люди, книги, библиотеки»; Егорова А. «Библиотека города Александрии – восьмое чудо света» (Новая библиотека, 2001, №3); Тупчиенко-Кадырова Л.Г. «Информатизация библиотеки: пути преобразования» (Библиотековедение, 2003, №1); «Региональные библиотеки России в зеркале цифр и информации 1998» и др.
Структура контрольной работы состоит из введения, трех разделов, четырех подразделов.
Всемирная история библиотек показана на примере Александрийской библиотеки, история библиотек России на примере Екатерининской библиотеки.
Современные концепции библиотеки развиты с учетом особенностей развития российский библиотек.
Третий раздел посвящен БГУНБ и ЦБС г. Губкина, как типичным представителям современных муниципальных библиотек.
Таким образом, проблема развития библиотек, основные современные концепции библиотеки, рассмотрены на основе исторического опыта, теории и практики современного библиотековедения.
1. Библиотека: история возникновения и развития
История древних библиотек на примере Александрийской библиотеки
Библиотеки возникли в глубокой древности. В середине VII в. до н.э. при дворце Ассирийского царя Аштурбанипала в Ниневии имелось большое собрание глиняных таблиц. Из античных библиотек наибольшую известность получили Александрийская библиотека, основанная Птолемеем, и библиотека в Пергаме, основанная в III в. до н.э. Александрийская библиотека пополнялась в течение нескольких веков и вошла в историю как самое крупное книгохранилище.
Египетские чиновники забирали в библиотеку все ввозимые в страну греческие пергаменты. Каждый корабль, прибывший в Александрию, если на нем имелись литературные произведения должен был или продать их библиотеке, или предоставить для копирования. Хранители библиотеки переписывали все попадавшиеся под руки книги, сотни грамотных рабов ежедневно трудились, переписывая и рассортировывая тысячи свитков.
Уже к первому веку до н.э. Александрийская библиотека насчитывала до 700 тысяч папирусных свитков. Среди них было целое собрание работ философов и ученых со всего мира.
Существует много легенд о гибели Александрийской библиотеки. Те сокровища, которые уцелели, послужили основой для развития интеллектуальных сообществ исламского и христианского Средневековья.
В Западной Европе в период раннего средневековья библиотеки существовали обычно при крупных монастырях и храмах.
В эпоху Возрождения число библиотек увеличивается. Это связано с развитием культуры и книгопечатания. В то время библиотеки являлись местом хранения редкостей. Их деятельность была направлена на ограждение книг и манускриптов от посетителей.
В XVII-XVIII вв. во многих странах возникают библиотеки, получившие впоследствии общенациональное, а некоторые и мировое значение.
С европейскими библиотеками XVI-XVII столетий связаны имена талантливых ученых, отдавших много сил их развитию. Один из них – француз Габриэль Ноде (1600-1653). В 1627 г. Ноде издает книгу «Советы для устройства библиотек», которая получает широкое распространение в Европе и долгое время служит настольной книгой библиотекарей.
Процесс возникновения крупных национальных и университетских библиотек продолжался и в XIX в. Со второй половины XIX века начинается организация массовых библиотек. Это вызвано увеличением потребности в квалифицированной рабочей силе.
Таким образом, Александрийская библиотека является классическим образцом развития древних библиотек.
Библиотеки в России
Первая известная библиотека в Древней Руси была основана в 1037 г. Ярославом Мудрым в Киеве.
В основном фонды монастырских библиотек состояли из книг религиозного содержания.
В начале XVIII в. в связи с петровскими реформами в Росси начинают возникать библиотеки с фондами светской и научной литературы. В 1714 г. по распоряжению Петра I создается крупная коллекция книг в Петербурге.
В дальнейшем она была передана Академии наук. В конце XVIII в. появляются платные публичные библиотеки…
Указом императрицы была создана Национальная библиотека. XVIII век развил традиции собирания книг, в результате возникла идея создания Публичной библиотеки.
Частные коллекции и книжные собрания не могли в полной мере ускорить формирование русской интеллигенции из «просвещенных дворян», способствовать наращиванию слоя образованных «государственных людей», потребность в которых ощущалась все сильней.
По замыслу Екатерины II, национальная библиотека должна была олицетворять мощь Российского государства.
Подобно «образцу знатнейших публичных библиотек» Европы, хранивших архивы национальной печати и памятники письменности, новой библиотеки предстояло стать собирательницей всех российских книг и рукописей.
Национальная библиотека России – и в этом, по словам стоящего у ее истока А.Н. Оленина, заключалась в ее «первоначальность», – была задумана и организована не только как книгохранилище, но одновременно как библиотека публичная, общедоступная.
Она ставила своей целью общественное просвещение россиян. С ее появлением открылась новая глава в истории науки, культуры и образования России. Публичная библиотека стала вторым российским университетом.
Обустройство публичной библиотеки заняло почти двадцать лет.
Формирование фонда происходило при участии Екатерины II. По ее приказанию в Петербург была доставлена книжная коллекция братьев Залуских, ставшая основой иностранного фонда Публичной библиотеки. Публичная библиотека была первой государственной библиотекой России, перед которой была поставлена цель – создать «полное собрание российских книг». Имелись ввиду все книги, изданные с самого начала книгопечатания в России, а также книги выпущенные на русском языке в чужих краях.
Таким образом, потребность древних государств в просвещении и знаниях способствовала накоплению книжных собраний при монастырях, церковных соборах и духовных учебных заведениях. В связи с развитием культуры и книгопечатания число библиотек увеличивается. В связи с увеличением потребности в квалифицированной рабочей силе начинается организация массовых библиотек.
. Основные современные концепции библиотеки
библиотека муниципальный методический научный
Сегодня библиотека – четко отлаженный механизм с десятками подразделений. В структуре библиотеки можно выделить два подразделения – технические службы и читательские службы. Технические службы связаны с внутренней деятельностью библиотеки и обеспечивают такие функции как комплектование и развитие фондов, каталогизация и хранение. Читательские службы заняты справочной деятельностью и обеспечивают доступ читателей к фондам.
Фонды современных библиотек включают рукописи, книги и прочие печатные издания, различные аудиовизуальные материалы (кинофильмы, грампластинки) и многочисленные виды электронных носителей информации (компьютерные дискеты, CD-ROMы, видеодиски). Помимо этого современная библиотека, подключенная к телекоммуникационным сетям, имеет доступ к материалам в других хранилищах.
Информатизация общества выдвигает новые теоретические и практические проблемы перед библиотекарями. Библиотека представляет собой сложную систему взаимодействия документальных, информационных материально-технических ресурсов и людей. Попытаемся рассмотреть информационную среду библиотеки в связи с внедрением новых информационных технологий. Одна из главных задач информатизации общества и библиотек – внедрение принципов, которые способствовали бы большей открытости информационных систем, росту общекультурного и духовного потенциала людей. Не менее важной является и проблема вседоступности информации. Она становится все более актуальной в связи с тем, что «сегодня даже самые большие библиотеки не могут собственными ресурсами удовлетворить весь спектр информационных потребностей».
Комплекс объектов, на которые направлена сегодня деятельность библиотеки не только расширился, но и усилились связи с ними. Это связи между библиотеками различного уровня и профиля и связи с другими культурными учреждениями и организациями.
В процессе информатизации появляются новые требования и к библиотекарю, и к читателю. Библиотекарь должен уметь обращаться с новейшими носителями информации, с базами данных, удаленными ресурсами.
В своем последнем Послании Федеральному Собранию из всей сферы культуры Президент России особо выделил библиотеки, сказав, что пора «…начать модернизацию российских библиотек».
В настоящий момент людям нужна достоверная, оперативно получаемая информация, новые практические знания. Потребность общества в этом может быть удовлетворена только через государственные общедоступные библиотеки, поскольку библиотека осталась единственным учреждением, предоставляющим доступ к культуре и информации бесплатно. В настоящее время происходит расслоение библиотек на сравнительно богатые и сравнительно бедные. На тех, кто сумел найти свое место в новых экономических условиях, на тех, кто уже активно занимается модернизацией своей деятельности.
На карте страны появились богатые, бедные и даже нищие в информационном отношении регионы. Получается, что страна информационно разобщена. Разрыв в уровне обслуживания и возможностях доступа к информации в разных регионах все усиливается. Пришло время, когда без достоверной информации библиотеки существовать не могут.
Хотя сами библиотеки нуждаются в улучшении материально-технического состояния. В укреплении кадрами, в пополнении информационных ресурсов. Библиотека осталась единственным учреждением, предоставляющим доступ к культуре и информации бесплатно.
. Библиотеки Белгородской области
Областная научная универсальная библиотека как методический центр для муниципальных библиотек Белгородской области
В Белгородской области имеется развитая сеть муниципальных массовых и специализированных библиотек. Они объединены в территориальные централизованные библиотечные системы. Насчитывается 24 такие системы.
Работа муниципальных библиотек осуществляется в условиях региональной библиотечной политики. На областном и районных уровнях утверждена программа развития библиотечного дела:
-комплектование книжных фондов;
-компьютеризация библиотек;
-создание модельных библиотек на селе;
-повышение профессионального уровня библиотечных специалистов.
Принят местный Закон «Об обязательном экземпляре документов в Белгородской области» (1997 г.)
В 2002 г. создано пять модельных библиотек. Модельная библиотека это такая библиотека, которая имеет оптимальный стандартный набор материальных и информационных ресурсов и эффективно их использует для качественного обслуживания населения.
Сегодня общедоступные библиотеки можно рассматривать как публичные центры муниципальной, правовой и социально-бытовой информации. Практически во всех центральных библиотеках открыты центры правовой и социальной информации, оснащенные электронными БД «Консультант плюс».
Белгородская государственная научная библиотека оказывает методическую помощь библиотекам области. В методической работе основное внимание уделяется вопросам организации обслуживания, расширения форм и методов информационной и массовой деятельности, внедрение в центральных районных библиотеках автоматизированных технологий и др. Сотрудники методического отдела оказывают практическую и консультационную помощь библиотекам области в форме совещаний и семинаров, школ передового опыта, выездов на места, подготовки методических пособий.
В 1991 г. в библиотеке создан отдел автоматизированных систем управления. В настоящее время на основе АС «Библиотека» созданы базы данных: «Электронный каталог», «Краеведение». Находятся в эксплуатации базы данных: «Консультант», «Медицина», англоязычные энциклопедии и др. Создан лазерный диск с базой данных по историко-художественным ценностям Белгородской области.
Таким образом библиотека является крупным информационным учреждением, методическим центром для библиотек области. Базой для развития инновационных технологий.
ЦБС г. Губкина: культурные традиции и инновационные решения
ЦБС г. Губкина участвует в реализации духовно-нравственного просвещения населения. В ЦБС разработаны и осуществляются восемь целевых программ, среди которых: «Россия: время выбора», «Экология: век XXI», «Книга и культура», «История Отечества: о прошлом для настоящего», «Чтение – дело семейное» и др. Функционируют десять клубов по интересам; школы этики, права, общения; творческие объединения «Вдохновение» и «Проба пера». Техническая база ЦБС пополнилась новым комплектом компьютерного оборудования на средства, выделенные ОАО ЛГОК.
На базе центральной детской библиотеки открыт информационный сектор по проблемам детства. Большое значение имеет изучение и сохранение традиций края, что является основой краеведческой работы.
В ЦБС действует 43 тематические картотеки, издано 128 библиографических пособий.
Были подготовлены новые информационные ресурсы. Продолжена работа по формированию своих информационных ресурсов.
Инновационная деятельность ЦБС нашла воплощение в проектах, нацеленных на реализацию практической помощи читателям в достижении ими эстетических, образовательных, информационных целей.
Таким образом, инноватика легла в основу образовательной методической деятельности ЦБС; помогла определить новые направления работы.
Заключение
Завершая контрольную работу, делаем выводы.
Александрийская библиотека является классическим образцом развития древних библиотек.
Потребность древних государств в просвещении и знаниях способствовала накоплению книжных собраний. В связи с развитием культуры и книгопечатания, число библиотек увеличивается. Начинается организация массовых библиотек, это связано с увеличением потребности в квалифицированной рабочей силы.
Хотя библиотеки нуждаются в улучшении материально-технического состояния. Она осталась единственным учреждением, предоставляющим доступ к культуре и информации бесплатно.
БГУНБ является крупным информационным учреждением, методическим центром для библиотек области.
ЦБС г. Губкина является информационным и культурно-образовательным центром. Инноватика легла в основу образовательной, методической деятельности ЦБС; помогла определить новые направления работы.
Библиографический список
1.Библиотека города Александрии – восьмое чудо света // Новая библиотека. – 2001. – №3. – С. 12-13.
2.Горбачевский, Б. Люди, книги, библиотеки/ Б. Горбачевский. – М., 1963. – 208 с.
.Муниципальные библиотеки Белгородской области в 2003 г.: Аналитический обзор/БГУНБ. – Белгород, 2004. – 99 с.
.Тупчиенко-Кадырова, Л.Г. Информатизация библиотеки: пути преобразования/ Л.Г. Тупчиенко-Кадырова // Библиотековедение. – 2003. – №1. – С. 40-46.
.Указом императрицы была создана Российская Национальная Библиотека, которая по праву считается вторым университетом России // Новая библиотека. – 2001. – №2. – С. 6-9.