- Вид работы: Контрольная работа
- Предмет: Культурология
- Язык: Русский , Формат файла: MS Word 1,2 Мб
Вязание крючком
«Сокольский педагогический колледж»
Контрольная работа
Практикум по художественной обработке материалов и изобразительному искусству
Тема: Вязание крючком
План
1. Теоретические основы народного прикладного искусства
.1 Народное прикладное искусство в системе ценностей культуры
.2 Особенности произведений народного прикладного искусства. Символика
.3 Вязание крючком – вид народного прикладного искусства. История возникновения и развития промысла
. Технология выполнения вязания крючком
Список литературы
Приложения
1. Теоретические основы народного прикладного искусства
.1 Народное прикладное искусство в системе ценностей культуры
Декоративно-прикладное искусство – наиболее древний по своему происхождению вид искусства, возникший с момента выделения ремесла в самостоятельную отрасль производства и в течение многих веков развивавшийся в народном творчестве в форме художественных ремесел. Этот вид искусства объединил в себе два понятия: декоративное и прикладное искусство, которые, как правило, находятся вместе в неразрывной связи, но могут существовать и отдельно.
Произведения декоративно-прикладного искусства создаются ради удовлетворения как материальных, так и духовных потребностей человека.
Будучи самостоятельной специфической формой художественного творчества, отражения и познания мира, эти произведения обладают возможностями не только отображать, используя специфический для них язык, но и преобразовывать по законам красоты окружающую действительность. Это та область художественного творчества, с которой человек находится в непосредственной близости и контакте всю свою жизнь. Произведения этого искусства являются частью материальной культуры общества [8].
Декоративно-прикладное искусство – сложное и многогранное явление культуры. Оно охватывает многие виды народных промыслов, связанных с созданием художественных изделий, имеющих практическое назначение в быту, и художественной обработкой утилитарных предметов (утварь, мебель, ткани, орудия труда, средства передвижения, одежда, украшения, игрушки и т. д.).
Декоративно-прикладное искусство живет вместе с народом, уходя корнями в седую древность и развиваясь в наши дни. Оно зародилось при родовом строе, когда человек украшался браслетами, кольцами. Позднее появились предметы украшения одежды, затем жилья. Искусство создавать такие вещи стали называть декоративным («декор» от франц. – «украшение»). Первые примеры развитого кузнечного и ювелирного производства встречаются у скифов и родственных им племен, живших на территории от Черного моря до Черноземья и Сибири. Для этих территорий характерен т.н. скифский звериный стиль. Северные славяне, постоянно контактировавшие с балтийскими и скандинавскими племенами, переняли от них другой вариант звериного стиля, где орнамент включает части звериных и человеческих тел, переплетающихся причудливым образом. На Урале и в Зауралье угро-финские племена, сначала из дерева и камня, а потом из бронзы изготовляли амулеты со стилизованными изображениями медведей и волков. Вырезанные из дерева ковши, увенчанные головами лосей, оленей, уток, найденные в уральских торфяных болотах отличаются экспрессией и пластической выразительностью. Эти традиции долго сохранялись в русском народном искусстве.
Многие столетия, вплоть до 20-х годов 20 века, крестьянское домашнее производство, а с 18 – 19 веков и кустарные крестьянские промыслы, насыщали деревни и города глиняной, деревянной и металлической утварью, деревянными и керамическими игрушками, набивными тканями, коврами и т.д. Особенно знаменитыми стали хохломская деревянная посуда, городецкая яркая и жизнерадостная роспись по дереву, дымковские глиняные фигурки и свистульки лукутинские лаковые шкатулки с росписью [3].
Произведения декоративно-прикладного искусства отражают художественные традиции нации, миропонимание, мировосприятие и художественный опыт народа, сохраняют его историческую память. Ценность произведений народного декоративно-прикладного искусства состоит не только в том, что они представляют природный мир, материальную культуру, но и являются памятниками культуры духовной. Именно духовная значимость предметов народного искусства особенно возрастает в наше время, так как они созданы талантом и душой наших предков, любивших красоту и умевших её творить. Они вносят в нашу жизнь праздничность и красоту. Они все больше входят в наш быт не как предметы утилитарные, а как художественные произведения, отвечающие нашим эстетическим идеалам, сохраняющие историческую связь времен. Народное искусство соединяет прошлое с настоящим, сберегая национальные художественные традиции, этот живой родник современной художественной культуры.
Произведения этого вида искусства неотделимы от материальной культуры современной им эпохи, тесно связаны с отвечающим ей бытовым укладом, с теми или иными его местными этническими и национальными особенностями, социально-групповыми различиями. А.П. Рогов отмечает, что «народное художественное творчество самым тесным образом связано с национальным своеобразием культуры. Искусство, лишенное национального своеобразия, оторванное от традиций широких масс, может быть лишь достоянием какого-либо весьма узкого общественного слоя».
Народное искусство – это уникальный мир духовных ценностей, где воплощена духовная энергия народа, хранящая и развивающая нравственный потенциал этноса. Черты национального характера, обусловленные окружающей природой, жизненным укладом, историей, эмоциональный, психологический склад народа всегда предопределяют духовное содержание и самобытный характер созданных руками народа предметов.
Изделия народных художественных промыслов несут в массы эстетические идеалы народа, его демократическое отношение к действительности и высокую культуру художественного освоения материалов, достижения которой – результат опыта, труда и изобретательности многих поколений талантливых русских мастеров.
Большое значение имеет народно-прикладное искусство для эстетического воспитания детей. Оно оказывает сильное эстетическое и эмоциональное воздействие на личность, а также обладает большими познавательными, развивающими и воспитательными возможностями. Народное искусство образно, красочно, доступно детскому восприятию, так как несёт в себе понятное детям содержание, которое в простых, лаконичных формах раскрывает красоту окружающего мира [4].
.2 Особенности произведений народного прикладного искусства. Символика
Рассматривая народное творчество, особое внимание обратим на особенности народного искусства, отмеченные отечественными учеными, искусствоведами. Так, В.М. Василенко подчеркивает, что все предметы народного искусства создавались руками мастера, который сам делал каждый предмет от начала до конца. Поэтому здесь невозможно точное повторение. Создавались вещи в чем-то похожие, близкие друг другу, но «всегда отмеченные прелестью своеобразия». Мастер стремился найти им не только чисто практическое, но и декоративно-художественное применение.
В народном искусстве всегда находила свое отражение родная природа. Знакомые каждому с детства цветы и травы, изображения зверей и птиц, солнца и неба, земли и воды, преображенные фантазией художника, превращались в изделии в яркий, выразительный орнамент. Близость народного искусства с природой определяет радостный, оптимистический характер его произведений.
К наиболее ярким особенностям народного прикладного искусства прошлого следует отнести необыкновенно меткие, продуманные и правдивые характеристики конкретного образа, переданного с большой выразительностью, причем форма, в которую вкладывает народный мастер свой замысел, всегда предельно лаконична. Все второстепенное отбрасывается, уступая место главному, которое выявляется особенно четко. Такая художественная трактовка образа в народном искусстве делает его особенно понятным и доступным для восприятия.
Другой характерной особенностью произведений народного прикладного искусства является красочность и декоративность. Смелые, часто конкретные цветовые сочетания отличают произведения народного мастера, делают их необыкновенно привлекательными.
Исследователь русского народного прикладного искусства М.Н. Каменская отмечает, что в декоративно-прикладном искусстве народных мастеров четко выделяются два вида изображений – сюжетные и орнаментальные.
Среди сюжетных изображений следует, прежде всего, отметить изображения животных и птиц. Часто эти образы имели символическое значение. Символ – особая коммуникационная модель. Сакральный смысл символики является наследием истории человечества, когда люди стали выражать свои мысли, свое мироощущение посредством условных знаков.
Лев, барс и орел символизировали силу, власть, сокол олицетворял собой смелость и отвагу, изображение молодой девушки олицетворяло весну и т.д. [7].
Лебеди (утки) – наиболее почитавшиеся на Севере птицы, связанные с небом, солнцем и водной стихией. Образы парных лебедей очень устойчивы в искусстве: с ними были связаны представления народа о счастливом браке, и пережитки почитания этих птиц на Севере сохранялись вплоть до начала XX века.
Круг (солнце) часто является основным мотивом узора. Солнце, по народным представлениям праведное и чистое, противопоставлялось всему злому, нечистому. Оно почиталось как источник жизни, обладающей великой очистительной и охранительной силой. К нему обращались с молитвами о плодородии и благоденствии. Изображалось оно окружностью, цветком. Порой в центре круга помещался цветок с шестью или восемью лепестками. Мотив круга (иногда ромба или шестигранника) с лучистым или цветочным обрамлением хорошо известен по росписям Севера.
Со всем растительным миром была связана определенная символика, что нашло отражение в росписях. Белая береза – иногда это образ невесты, за которую сватается дуб – жених. Калина часто символизировала девичество, то же относилось к вишне. Сладкие плоды и ягоды – образы любви. Деревья, ягодные ветки, растения с плодами и ягодами были в известной степени и символами достатка.
Широко представлен в росписях образ «древа» в окружении птиц и животных. В изображениях деревьев подчеркнуты кроны, стволы, иногда корни, отмеченные ромбами, крестами. Дерево с птицами – "древо жизни" – стало одним из любимых сюжетов русского народного искусства: с ним связывалось представление о могуществе сил природы, о зависящем от нее благополучии человечества и его счастье [9].
Большого развития в народном прикладном искусстве прошлого достигает орнамент. Орнамент – это преднамеренно созданный узор, элементы которого ритмично повторяются Он состоит главным образом из многообразных растительных форм, в которые нередко включаются изображения животных и птиц. Растительные орнаменты декоративно условны. Свободно заполняя поверхность различных предметов и изделий, орнамент почти не оставляет, как правило, фона. Наряду с растительным орнаментом встречается и геометрический. Простейшие геометрические формы в виде концентрических кругов, ромбов, розеток, звезд, переплетающихся между собой в разнообразных вариантах, распространяются во всех видах народного прикладного искусства [7].
Орнамент – уникальное художественное явление. Оно объединяет прошлое с настоящим. Орнамент, подобно письменности, рассказывает нам об исторической эпохе, об особенностях культуры народа, его отношении к миру. В древности люди умели читать орнаменты, зашифровывали в них свои представления о жизни, о потустороннем мире, о вечных истинах в виде символов. Символы пришли в народное искусство от славян-язычников, населявших в прошлом территорию Древней Руси, которые обожествляя Солнце, несущее земные блага, изображали его в виде круга, розетки или ромба. Русский крестьянин исстари жил землей. Земля, в представление русских крестьян, наделялась человеческими чертами. Землю, ее плодородие он связывал с образом матери. Изображали ее на орнаментах в виде женской фигуры. Женская фигура – это божество, выражавшее представления о земле, которая родит, и о женщине – продолжательнице рода.
Называют этот образ по – разному: великая богиня земли, плодородия, мать – сыра земля, Макошь, что означает «мать хорошего урожая».
Народная игрушка в своем первородном виде культовая и обрядовая скульптура, инструмент магии. Она представляет собой явление народного искусства, в котором эстетическое и культовое начала были слиты воедино
Женская фигурка олицетворяет великую богиню «Природу». Женское начало несло знак добрых сил: Мать – кормилица, Весна, Купава, Берегиня, Лада и т.д. Медведь – один из ведущих персонажей народных сказок – предвещал пробуждение природы, был символом могущества. Олень – изображал удачный брак, тепло и плодородие. Конь – считался слугой Солнца. Конь в искусстве языческой Руси имел охранительный смысл и символизировал как культ солнца, так и воды. В народном искусстве конь – это время, свет, богатырская сила. Птицы – знак воскресения природы, пробуждение земли, рассвета, хорошего урожая, счастливой семьи. Они вестники богини Матери – земли и обязательные спутники женских изображений. Корова символизировала бодрую силу, плодородие и могущество. Во всех этих сюжетах отображалась наивная вера крестьянина в добро и зло, поэтическое одушевление сил природы, от которых зависело благополучие человека, счастье и достаток [10].
В силу вышеназванных особенностей декоративное искусство понятно и доступно людям и даже самым маленьким – дошкольникам, оно соответствует их мировосприятию.
.3 Вязание крючком – вид народного прикладного искусства. История возникновения и развития промысла
прикладной искусство вязание крючок
Вязание – процесс изготовления изделий (обычно элементов одежды) из непрерывных нитей путём изгибания их в петли и соединения петель друг с другом с помощью несложных инструментов вручную (вязальный крючок, спицы) или на специальной машине (механическое вязание).
Дата рождения вязания теряется в глубинах истории. Очень сложно точно установить историю вязания, так как нити и трикотаж сохранить тяжело. Но некоторые свидетельства этого искусства дошли до нас в виде изображений. В одной из египетских гробниц (1900 год до н.э.) сохранилось изображение женщины, надевающей носки. Отпечаток чулка обнаружен в застывшей лаве Помпеи в 79 году н.э. Детские чулки III-IV в. н.э. найдены в Египте. Эти чулки уже учитывали форму обуви, сандалий с ремешком после большого пальца.
Ручное вязание изначально появилось как простая утилитарная необходимость, в дальнейшем превратилось в настоящее искусство. В 13 в. вязание распространилось в Италии как вид домашней работы. Позднее оно проникло во Францию, Англию, Шотландию, Россию.
Вязаные изделия всегда ценились очень высоко. Например, в Европе их могли поначалу носить только очень состоятельные люди. Вязаные вещи, особенно чулки, стали очень популярными (главным образом при королевских дворах и среди знати). Первым среди носивших вязаные чулки был Генрих 4, английский король (1366-1413 гг.)
В 16 в. вязание уже известно во всех странах Европы и превращается в доходную отрасль: вяжут чулки, носки, перчатки, капюшоны, кофты шляпки. Тогда же появился и стал традиционным для шотландцев головной убор – вязаный берет. Со временем работы мастеров становятся искусством, вязаные изделия попадают в музеи. Например, две кофты XVII века хранятся в Швеции – в Северном музее в Стокгольме и в Историческом музее в Гетеборге.
Интересно, что вязание было вначале исключительно мужским ремеслом и мужчины боролись с женской конкуренцией даже специальными договорами. Так, пражские чулочники в 1612 г. постановили, что под страхом денежного взыскания не примут на работу ни одной женщины. Лишь позднее, когда вязание широко распространилось, им стали заниматься, прежде всего, женщины [11].
В наши дни искусство вязания продолжает развиваться, обогащаясь новыми мотивами, композиционными приемами, современными материалами. Ручное вязание выгодно отличается из других видов рукоделия. Особенно оно привлекательно тем, что исходный материал – пряжу можно использовать несколько раз и без особых потерь. Ручное вязание позволяет изготовлять неповторимые, уникальные модели. Возможности крючка позволяют сделать различные декоративные вещи, например, кружева, покрывала, одежду, игрушки, украшения.
В настоящее время очень трудно представить наш гардероб без трикотажа. Вязаные изделия удобны и прочны, практичны и элегантны, в них тепло и уютно.
2. Технология выполнения вязания крючком
Вязание крючком можно применять в ДОУ в виде кружкой работы для детей старшей и подготовительной к школе групп.
В старшей группе дети знакомятся с изделиями связанными крючком, инструментами и материалами, правилами техники безопасности, свойствами пряжи, историей рукоделия.
Приобретают умения держать крючок и пряжу, выполнять первую петлю, цепочку из воздушных петель, закрывать цепочку, регулировать натяжение нити, длину петель, использовать вязаные элементы для изготовления игрушек, атрибутов для игр и сувениров, созданию панно.
В подготовительной группе формируется умения вязать петли «полустолбик», «столбик без накида», «столбик с накидом», прием обвязывания края, изготовления плоскостных и объемных игрушек, одежды на кукол и других изделий.
Первые 2-3 занятия посвящаются знакомству с вязаными изделиями, материалами, организацией рабочего места и техникой безопасности.
Следующие 6-10 занятий – практические. Ребенка учат держать крючок, набирать петли, провязывать столбики.
средний палец должен находиться чуть ближе к головке крючка, указательный – чуть дальше среднего, но лежать на крючке, а большой палец должен поддерживать крючок снизу; безымянный и мизинец- подогнуты; – как располагать нить: держать на безымянном и указательных пальцах левой руки, пропустив нить вниз и придерживая ее там большим пальцем, нить должна быть ровно натянута. Чтобы научить детей приему подцепления нити крючком, правильному держанию крючка и нити, можно использовать дидактические упражнения «Пушистое солнышко», «Запускаем воздушного змея. С этого этапа следует проводить на занятии пальчиковую гимнастику и физкультминутки, что позволит избежать переутомления.
На следующих занятиях детей учат образованию воздушной петли. Обучение детей выполнению первой петли является сложной работой. Педагог использует показ, объяснение:
. Крючок вводим под нитку на левой руке.
. Движением кисти правой руки делаем полный оборот крючка с нитью на себя.
. Придерживая получившуюся петлю в основании большим и средним пальцами, вводим крючок под нить и протаскиваем в петлю.
. Получившуюся петлю слегка затягиваем.
Для закрепления навыка выполнения первой петли ребенку надо предложить отрезать вывязанную петельку чуть ниже основания узелка, а затем связать еще несколько петелек и также их отрезать.
Детям очень важно видеть результаты своего труда. И поэтому можно провести интегрированные занятия (вязание и аппликация) с использованием выполненных детьми петелек для аппликации. Например, выполнить аппликацию осеннего дерева с разноцветными листочками, или подсолнуха, спрятавшегося за забором, или колючего ежика. На следующем этапе учат ребенка вязать цепочки из воздушных петель и использовать их в аппликационных работах. Например, гитара, подарок папе на 23 февраля. Струны – это длинные вязаные цепочки, приклеенные на клей ПВА. В этой же технике можно сделать улитку. Вначале объясняется, как связать цепочку: «После выполнения первой петли вяжем вторую. Для ее образования снова вводим крючок под нить на левой руке, выполняя те же операции, что и при вязании первой петли. Таким образом, выполняем ряд петель, которые образуют цепочку. Чтобы закрепить цепочку, то есть выполнить последнюю петельку, надо оборвать ниточку, ее конец продернуть в последнюю петлю и затянуть нить».
Используется показ, рисунки (вязание первой, второй и последней петель) и схемы цепочек с точным количеством петель [6].
Вязаные цепочки можно совмещать не только с аппликацией. Можно организовать дидактические игры «Выложи букву», «Сложи из цепочки цифру», «Не цепочка, а геометрическая фигура» и многое другое.
Вязаные цепочки можно использовать для изготовления браслетов и бус для сюжетных игр и подарка маме на 8 марта. Достаточно только добавить несколько бусин и украшение готово.
Научив детей набирать воздушные петли и замыкать их в кольцо, можно предложить детям освоить следующий этап – вязание по кругу столбиками без накида, которыми можно также выполнить плотные вязаные полотна.
Обвязав небольшое колечко, получаются кружочки, из которых дети с удовольствием создают свои маленькие шедевры. Например, корзина с цветами или яблоня со спелыми яблочками, некоторые из которых уже упали на мягкую травку (первые петли).
Список литературы
1. Буткевич Л.М. История орнамента : учеб. пособие. – М. : Гуманитар, изд. центр ВЛАДОС, 2008. – 267 с,
. Василенко В.М. Русское прикладное искусство.- М.: Искусство, 1977.- 230с
. Власов В.Г. Новый энциклопедический словарь изобразительного искусства: В 10 т. – Спб.: Азбука-классика, 2004-2009.
. Корчагина-Мокеева А.Г. Знакомство старших дошкольников с народным декоративно-прикладным искусством// Начальная школа плюс До и После. – 2008. – № 4. -С.1-12
. Молотова В.Н. Декоративно-прикладное искусство: учебное пособие. – 2-е изд. испр. и доп. – М.: ФОРУМ, 2010. – 288 с.
. Пантелеев Г. Н. и др. Декоративное искусство – детям. Пособие для воспитателя ст. групп дет. сада. М., «Просвещение», 1976 г.
. Фокина Л.B. История декоративно-прикладного искусства: учебное пособие. – Ростов н/Д: Феникс, 2009. – 239с.
. Символика северной росписи. #”872872.files/image002.jpg”>
Приложение 2. Интегрированные занятия. Вязание – аппликация
Осеннее дерево Подсолнух Ежик
Гитара Улитка
Дидактическая игра «Выложи букву» Подарок маме (бусы)