- Вид работы: Контрольная работа
- Предмет: Культурология
- Язык: Русский , Формат файла: MS Word 947,41 Кб
Богородская игрушка
Муниципальное бюджетное общеобразовательное
учреждение Гимназия № 25
г. Ставрополя.
Творческий проект
"Богородская игрушка"
Выполнил
Учащийся 9 класса
МБОУ Гимназия № 25
Руководители творческого проекта
Гуламов Вагиф Гаджиевич,
Кирьянов Владислав Петрович
Ставрополь 2014 г.
Выбор идеи, её обоснование
Старинная Русская народная игрушка "Мужик и Медведь" сегодня известна, пожалуй, каждому человеку. Другое название этой же игрушки – "Кузнецы", где в роли кузнецов выступают все те же Медведь и Мужик. Ещё есть "Медведи и мёд", "Зайцы и капуста" и многие другие. Эти игрушки поражает своей простотой и оригинальностью. Дети, уставшие от экранов монитора и от компьютерных мышек, с удовольствием берут в руки эту игрушку и могут часами, радостно смеясь, приводить в движение незамысловатые живые фигурки.
При перемещении параллельных планок то в одну, то в другую сторону, "Мужик и Медведь" начинают поочередно стучать молотками по наковальне, бить топорами и пилить двуручной пилой дрова, зайчик с радостью поедает свою морковку, а кот-рыболов подсекает свою желанную рыбку.
В наше время на прилавках магазинов, супермаркетов, рынков большое множество разнообразных игрушек, в основном импортированные из Китая, и ввиду этого забыты старые добрые русские игрушки. Их существовало огромное множество и один из её видов – Богородская игрушка. Мне немного стало обидно за наш народ, что в России практически перестали производить элементарные те же игрушки для детей. И вот поэтому я решил изготовить одну такую.
Богородские игрушки добрые, забавные, поучительные, "живые". Потянешь за верёвочку улыбчивого Мишку-дергунчика, и он, приветствуя нас, раскинет в стороны лапы. Кузнецы Мишка и Мужик – главные герои богородского промысла – бьют молоточками по наковальне, если поочерёдно двигать планки. По этому же принципу сделана игрушка "Солдатики на разводе". Раздвигаешь деревянные планки – солдатики расходятся в стороны, сдвигаешь планки – сходятся в стройные шеренги. Щелкунчик разгрызает лесные орешки от прикосновения к рычагу за его спиной. "Куры на кругу" клюют зёрнышки благодаря раскручивающемуся шарику-балансу. А есть игрушки, работающие на пружинном механизме, спрятанном в брусочке-тумбочке. При нажатии на кнопку, связанную с пружинкой, фигуры начинают двигаться. Медведица качает колыбельку, стирает бельё, может даже гладить утюгом. Для оживления жанровых сцен резчики вводят в композицию изображения деревьев с колеблющимися листочками, укреплёнными на тонких проволочных пружинках.
Качать и кружить, тянуть и толкать, раздвигать и сдвигать – эти универсальные элементы подвижных механических игрушек служат развитию сноровки у детей, развивают мелкую моторику пальцев. Для малышей такие забавы – самые лучшие.
Историческая справка
Село Богородское раскинулось на высоком берегу реки Кунья, неподалёку от Сергиева Посада. Игрушечный промысел зародился здесь в XVII веке под влиянием Троице-Сергиева монастыря – в то время одного из крупнейших центров художественных ремёсел Московской Руси. В подмосковном селе Богородское, женщина, мать двоих детей, вырезала ножом из деревянной чурочки фигурку человека. Когда ребятишки наигрались, отец отнес ее на базар и продал. Ему заказали новую. Так жена стала вырезать игрушки для продажи, а муж торговать ими. С этого и пошла Богородская резьба, которая по сей день славится мастерицами и мастерами, удивляя прекрасным творчеством.
Для Богородской резьбы характерно большое разнообразие жанров. Это и фигурки животных и птиц, и занимательные бытовые сцены, и всевозможная игрушка с движением. Используется главным образом мягкая, легкая в работе липа. Мастерство, творческая фантазия многих поколений резчиков передаются в искусстве Богородской резьбы из рода в род. Здесь сформировались свои, Богородские навыки работы стамеской и ножом, художественная система пластического строения фигур и особенности их декоративной порезки. Создавая игрушки, где персонажи движутся, мастера проявили себя еще и своеобразными конструкторами. Простые приемы – использование смещающихся планок, подвижных деталей, крепящихся на пружинах или веревках, несложные механизмы на кнопках применяются в самых различных композициях, усиливая яркость художественной образности игрушки, делая ее по истине живой. Местные мастера вырезали из дерева фигурки людей и животных. Нередко такие фигурки имели символическое значение. Медведь, персонаж многих народных сказок, по языческим верованиям, был символом могущества. Козёл олицетворял добрую силу, покровительствовал урожаю. Баран и корова символизировали плодородие, олень – изобилие, удачный брак.
Первые фигурки людей, животных и птиц были одинарными и, по обыкновению, неокрашенными. Красоту наводили узорной резьбой. Со второй половины XIX века резчики начали делать скульптурные группы из нескольких фигур на общем основании: "Крестьянское хозяйство", "Тройка", "Кавалерия", "Чаепитие" и др. Символом промысла стали "Мужик и Медведь" в различных сюжетных постановках.
В 1911 году местные жители решили организовать учебные мастерские. В 1913 году Главным управлением земледелия и землеустройства была создана Учебно-показательная мастерская с инструкторским классом по резному делу. Методику учебного процесса впервые придумал и ввёл в школу мастер Андрей Яковлевич Чушкин. Детей учили рисованию, технологии деревообработки и резьбы по дереву.
Тогда же мастеровые люди основали артель – маленькое совместное производство, где сообща решали задачи приобретения материала, улучшения качества инструмента, сбыта продукции и т. д. Создателями артели считаются А. Я. Чушкин и Ф. С. Балаев. Предприятие так и назвали: "Кустарно-игрушечная артель". В её состав вошли 19 талантливых резчиков. Работали по уставу, утверждённому владимирским генерал-губернатором И. Н. Сазоновым.
В летопись промысла вписаны многие поколения славных мастеров-резчиков: Бобловкиных, Барашковых, Барденковых, Ерошкиных, Зининых, Пучковых, Стуловых, Устратовых, Чушкиных, Шишкиных и др. Эти фамилии – воплощение блестящего исполнительского мастерства и творческой мысли.
Опорная схема создания проекта
Вариативность
Существует еще много разнообразных игрушек, созданных по схожему принципу действия:
"Мужик и Медведь пилят (рубят) дрова";
"Ворона и Лисица";
"Кот-рыболов";
"Зайчик с морковкой" и так далее.
Общий вид изделия.
Технология изготовления
Прежде чем игрушка попадает на прилавок, она проходит долгий путь. Сначала необходимо найти липу, такую, чтобы сучков было поменьше. Сучки плохо выглядят на изделиях, поэтому их или обходят, или вырезают. Снимать липу с корня можно лишь зимой, когда весь сок уйдёт в землю и в дереве останется меньше влаги. А почему именно из липы делают игрушки? Да потому, что она самая мягкая для резчика, податливая, с ней легче работается. После снятия коры липу просушивают в течение двух-трёх лет на воздухе под навесом. Оставляют кору лишь на краях бревна в виде колец, чтобы древесина не треснула при высыхании. Просушенное бревно распиливают на "чураки", то есть короткие стволы. И только после этого мастер приступает к задуманной работе.
Богородские изделия выполняют как вручную, так и на токарных станках. Ручная работа гораздо сложнее. Ствол пилят на части, а их, в свою очередь, разрубают вдоль волокон на треугольные поленья в зависимости от необходимого размера игрушки.
Потом игрушку "зарубают", т.е. придают ей самые общие очертания будущего произведения.
Эти операции придают изделию общий контур. Затем приступают к обработке Богородским ножом.
После того, как медведь сделан, вырезается рельеф, имитация шерсти. Делается это вот такой полукруглой стамеской.
Далее делается второй медведь, им обоим в лапы вставляем уже вырезанные ложки для мёда, глаза имитируем мебельными латунными гвоздиками, и окрашиваем медведей коричневой водной морилкой.
Теперь изготовим реечки, на которых будут сидеть медведи и которые будут их приводить в движение. Вырезаем бочку и делаем в одной её части пропил под рейку. Вскрываем все детали лаком и даём им высохнуть.
В рейках и в медведях необходимо просверлить маленькие отверстия под гвоздики, чтобы мишки держались на рейках и приводились в движение при их разведении и сведении. И вот всё готово!
Инструмент
. Топор.
. Ножовка.
. Карандаш.
. Линейка.
. Богородский нож.
. Полукруглая стамеска.
. Нож косяк.
. Свёрла (диаметром 1,5 и 6 мм.
. Наждачная бумага.
. Водная морилка
. Лак.
Материалы:
. Древесина -липа.
Оборудование:
Сверлильный станок.
Техника безопасности
Техника безопасности при работе топором:
. Контролировать что бы на линии взмаха-удара не было людей.
. При колке мелких заготовок никогда не стараться удержать её рукой! Для удержания можно взять ветку или уже отколотый кусок чурки.
. При раскалывании поленьев надо стоять широко расставив ноги, удар должен быть направлен между ног. В противном случае, при промахе мимо полена, топор может попасть по ноге, что приводит к очень болезненным и неприятным травмам.
. Топорища топоров должны быть изготовлены из твёрдых и вязких пород древесины (вяз, дуб, бук, берёза и т. д.), иметь гладкую поверхность и расклинены металлическим завершённым клином.
Техника безопасности при работе с резцами по дереву:
. Работать только исправным и остро заточенным режущим инструментом
. Крепко держать рукоятку ножа.
. Следить, чтобы руки и рукоятка ножа были сухими.
. Главное правило – лезвие резца всегда направлять от себя или в сторону.
. Не отвлекаться во время работы.
. Не оставлять нож в положении режущей кромкой вверх.
. Не пытаться поймать падающий нож.
Техника безопасности при пилении ножовкой:
. Использовать исправную, остро заточенную ножовку.
. Использовать вспомогательный брусок в начале пиления.
. Не допускать резких движений.
. Левую руку держать дальше от полотна пилы.
. Класть ножовку зубьями от себя.
. Надёжно крепить заготовку.
. Надёжно удерживать пилу.
. Не сдувать опилки. Использовать щётку.
Техника безопасности при работе на сверлильном станке:
Опасности в работе
. Ранение глаз отлетающей стружкой при сверлении металла.
. Ранение рук при плохом закреплении деталей.
До начала работы
. Правильно наденьте спецодежду (фартук с нарукавниками или халат, берет или косынку).
. Проверьте надежность крепления защитного кожуха ременной передачи.
. Проверьте надежность соединения защитного заземления (зануления) с корпусом станка.
. Надежно закрепите сверло в патроне.
. Проверьте работу станка на холостом ходу и исправность пусковой коробки путем включения и выключения кнопок.
. Прочно закрепите деталь на столе станка в тисках или кондукторах. Поддерживать руками при сверлении незакрепленную деталь запрещается.
. Перед самым началом работы наденьте защитные очки.
Во время работы
. Не пользуйтесь сверлами с изношенными конусными хвостовиками.
. Сверло к детали подавайте плавно, без усилий и рывков, и только после того, как шпиндель станка наберет полную скорость.
. Перед сверлением металлической заготовки необходимо накернить центры отверстий. Деревянные заготовки в месте сверления накалывают шилом.
. Особое внимание и осторожность проявляйте в конце сверления. При выходе сверла из материала заготовки уменьшите подачу.
. При сверлении крупных деревянных заготовок (деталей) на стол под деталь кладите обрезок доски или кусок многослойной фанеры.
. Во избежание травм в процессе работы на станке:
а) не наклоняйте голову близко к сверлу;
б) не производите работу в рукавицах;
в) не кладите посторонние предметы на станину станка-
г) не смазывайте и не охлаждайте сверло с помощью мокрых тряпок. Для охлаждения сверла нужно пользоваться специальной кисточкой;
д) не тормозите руками патрон или сверло; е) не отходите от станка, не выключив его.
. При прекращении подачи электрического тока немедленно выключите электродвигатель.
. Перед остановкой станка отведите сверло от детали, после чего выключите электродвигатель.
После окончания работы
. После остановки вращения сверла удалите стружку со станка с помощью щетки. Из пазов станочного стола стружку уберите металлическим крючком. Не сдувайте стружку ртом и не сметайте ее руками.
. Отделите сверло от патрона и сдайте станок учителю.
. Приведите себя в порядок.
Экономический расчет
Материал: Древесина липы была добыта после опиливании разросшихся деревьев возле школы, поэтому на древесину денег я не тратил, – потрачено 0 руб.
Гвозди мебельные латунные 4 шт. по 50коп. за штуку – 2 р.
Стоимость морилки водной цвет Мокко 50 р. Чтобы покрасить двух медведей и бочонок, было использовано 10 грамм морилки – 50 коп.
Пузырёк клея ПВА стоит 20 р. Чтобы приклеить 2 ложки в лапах мишек было потрачено всего 2гр. клея – это 4 коп.
Маленькая банка лака стоит 150руб, но чтобы покрыть им одно изделие понадобилось всего 20 грамм – это 5 руб.
Итого стоимость одного изделия: 7,54 руб.
Экологическое обоснование
богородский игрушка декоративный порезка
При производстве богородской игрушки я использовал материалы, не выделяющие вредных веществ: древесину липы, клей ПВА. Клей ПВА безвреден и не токсичен. Он состоит из поливинилацетата (поливиниловый спирт) и воды. применял вытяжку для вентиляции при шлифовании. Несмотря на то, что детали изделия соединены между собой с помощью клея "ПВА", его было потрачено мизерное количество и поэтому он не несёт никакого вреда. Во время работы над изделиями я периодически проводил влажную уборку рабочего места.
Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод о том, что изделие экологичное, не вызывает аллергических реакций у человека и не наносит вред окружающей среде.
Вывод
В процессе выполнения проекта передо мной вставало множество задач, с которыми приходилось справляться с помощью новых навыков, как столярного мастерства, так и работы с компьютером. Во время изготовления изделия я научился пользоваться сверлильным станком и всеми видами столярных работ. Так же производились работы по сборке изделия с использованием клея. При составлении проекта нельзя было обойтись без использования текстовых и графических компьютерных редакторов. Немаловажным оказались умения чертить, рисовать, рассчитывать себестоимость изделия. Работа с рекламой и презентацией потребовала немного творческой мысли.
Я считаю мою работу оригинальной. Богородская игрушка является эксклюзивной работой. В процессе работы у меня появились идеи для создания ряда новых игрушек подобного типа.
Наиболее интересным для меня разделом "Технологии" является раздел "Творческие проекты". Это и способствовало созданию этого изделия. А такой раздел, как "Предпринимательство" поможет выполнить бизнес-план появится перспектива выхода на рынок с подобными изделиями.
Список литературы
1. Афанасьев, А.Ф. Резьба по дереву. Издательство: Эксмо 2006г.-463с.
. Буриков В.Г., Власов В.Н. Домовая резьба. Издательство: Нива России 1992г. 73-100с.
. Гликин М.С. Декоративная работа по дереву. Издательства: Народное творчество, Искона. 2002г 20-30с.
. Коваленко В.И. и Кулененок В.В. Объекты труда 7 класс Издательство: Просвещение, 1993г.
. Рихвн Э.В. Мастерим из древесины. Издательство: Просвещение, 1989г.
. Учебная литература: технология 5,6,7,8,9 классы, под редакцией В.Д. Симоненко.
. Интернет ресурс: http://igrushka.kz/vip114/medzaya.php
. Интернет ресурс: http://www.nkj.ru/archive/articles/14791/
. Интернет ресурс: http://samovarovo.ru/glavnaya/narodnye-promysly-rossii/113-bogorodskaya-igrushka.html