- Вид работы: Сочинение
- Предмет: Культурология
- Язык: Русский , Формат файла: MS Word 14,35 Кб
Божественная правда и Божественная любовь
СОЧИНЕНИЕ
По Догматическому богословию
На тему: «Божественная правда и Божественная любовь»
Введение
Правда и любовь – это два свойства Божиих, в усвоении которых человек приобщается к Божественной природе и достигает спасения. Понимание этих главнейших свойств существенно необходимо для духовной жизни христианина, потому что, с одной стороны, от этого зависит спасение, а, с другой, – они наиболее часто подменяются человеческой правдой и человеческой любовью и подвергаются искажению, что ведет к искажению мировоззрения и духовной жизни человека. Главное отличие человеческих правды и любви от Божественных состоит в том, что они разделены друг от друга. Человеческая правда без любви к Богу и ближним становится неправдой перед Богом, а любовь без правды – либо самолюбием, либо греховных пристрастием к кому-либо или чему-либо. Божественные же правда и любовь действуют и проявляются вместе.
Целью данной работы является прояснить учение Церкви о правде и любви Божиих. Учение о правде Божией раскрывается на основании ряда известных источников и пособий, а учение о любви Божией взято из магистерской диссертации доцента МДА Александра Дмитриевича Беляева «Любовь Божественная. Опыт раскрытия главнейших христианских догматов из начала любви Божественной». Эта книга является уникальной. Это единственная работа, в которой в систематической форме изложено учение о Божественной любви и из нее выведены все важнейшие христианские догматы. Благодаря такому подходу А.Д. Беляеву удалось прояснить очень многие вопросы учения о Троице, об отношении Бога к миру, о домостроительстве спасения и о любви вообще. В данном сочинении приводятся только некоторые положения из книги А.Д. Беляева о Божественной любви, которые являются необходимыми для составления общего представления об этом свойстве Божества.
1. Божественная правда
Правда, или справедливость, – это свойство Божественной воли, которое «…проявляется в двух действиях: в правде, дающей закон святости (правда законодательная) и в правде, воздающей нравственным существам – каждому по заслугам (правда мздовоздаятельная или правосудие)». На эти два действия правды Божией указывает ап. Иаков: «Един Законодатель и Судия, могущий спасти и погубить» (Иак.4:12), т.е. «…Бог одновременно является и Законодателем и Судией». Правда Божия является продолжением Его святости и любви. Ибо поскольку Господь Свят, а подобное познается подобным, то Он, чтобы сделать сотворенные Им существа (Ангелов и людей) причастниками Своей вечной блаженной жизни, дал закон, ведущий к святости. Законодательная правда Божия проявилась в даровании человеку внутреннего естественного нравственного закона, заложенного в его природе (см. Рим.2:14-15), а затем сверхъестественного Богооткровенного, ветхозаветного и новозаветного.
Высочайшая правда Божия основывается на других существенных свойствах Божиих: на Его всеведении и всемогуществе, ибо как всеведующий Он знает все, а как всемогущий «…имеет все средства воздавать другим по их заслугам». Она открывается в Его правлении миром, во всех Его делах. Господь как праведный Мздовоздаятель управляет миром и воздает каждому по его делам. «Что посеет человек, то и пожнет» (Гал.6:7), пишет ап. Павел.
Священное Писание приводит много примером праведного воздаяния за добро или зло. В Священном Писании она изображается беспристрастной (Иов.34:12), нелицеприятной (Втор.10:17), неподкупной (Втор.10:17), непогрешимой (Соф.3:5), непреложной и неизменной (Иов.34:12), изобильной (Иов.37:23), несравнимой (Пс.70:19).
«Против правосудия Божия с давних времен указывается на торжество нравственного зла в лице благоденствующих грешников, при унижении добродетели в лице страждущих и гонимых праведников». В древности даже возникли учения о существовании доброго и злого начал, которое было усвоено гностиками. Объяснением этого являются следующие истины христианского вероучения. «1) на земле нет полного воздаяния; поэтому и праведники могут часто страдать и нечестивые благоденствовать. 2) Бедствия, которым подвергаются праведники, и видимое благоденствие грешников часто зависят … от действия их свободной воли… 3) Добрые люди, при тягостях внешнего положения своего, пользуются драгоценнейшими внутренними благами: миром духовным, радостями и утешениями от Бога (Рим. 14, 17), а грешники, при внешнем благополучии, имеют источник мучений для себя в самых своих страстях и беззакониях…, оказывающих гибельное влияние на их душу и тело. 4) Когда Бог попускает страдания праведников…, Он поступает по правде, ибо не бывает на земле праведника, который бы в чем-либо не согрешил…; делает же это Он с благою целию, чтобы чрез бедствия очистить их от всякой греховной скверны …, утвердить в добре…, и, наказав временно здесь, возвысить их будущую славу…; с другой стороны, Он попускает и благоденствие грешников по правде, ибо и грешники имеют иногда в себе не мало доброго; в тоже время они побуждаются к покаянию тем, что Бог, изливая на них благость, не наказывает за грех… Главное же, – 5) правосудие Божие по отношению к людям не должно ограничивать пределами их настоящей жизни, которая для них есть только время подвигов и воспитания для вечности: есть жизнь другая, в которой правда Божия воздаст всем по заслугам, когда праведники будут вечно блаженствовать, а грешников постигнет вечное наказание».
Бог пребывает в мире и вне его. «…Все Им стоит», – пишет о Христе ап. Павел (Кол.1:17). Поскольку правда является существенным свойством Божиим, то она является и существенным свойством этого мира. Ибо «…Господь – сама Правда». «Будучи Правдой, Он не оставляет зло безнаказанным». О действии правды Божией в мире свт. Николай Сербский пишет: «Ткань правды тоньше шелка, но незримо и надежно охватывает оба міра, тогда как ткань неправды и насилия с виду груба и прочна, но легко рвется».
В широком смысле свойство правды Божией сближается со свойством святости. Еп. Кассиан (Безобразов) пишет: «Объективно, правда Божия есть полнота нравственного добра, которая присуща Богу. Бог есть носитель правды, как высшего идеала добра. Но к правде Божией дано приобщиться и человеку». В Ветхом Завете правдой Божией называется сила, которая дает человеку возможность вести праведную жизнь: «Животвори меня правдою Твоею» (Пс.118:40). А «в Новом Завете под правдой Божией (прежде всего у апостола Павла) понимается божественная милость, благодать, спасение, подаваемые всем уверовавшим во Христа». Свт. Феофан Затворник пишет, что правда Божия – это «…праведность, даруемая Богом, не отдел закона писанного, или естественного, но от веры; праведность, о которой свидетельствовали закон и пророки». Таким образом, понятие правды Божией включает в себя понятие Его любви и не отделимо от него.
. Божественная любовь
.1 Любовь как содержание внутренней жизни Пресвятой Троицы
Главным свойством Божественной природы является любовь. «…Любовь Божия, с одной стороны, не тождественна с самым естеством Божиим, не совмещает в себе всей полноты бытия и жизни Божества, а с другой стороны, она есть, по-видимому, главнейшее и всеобъемлющее свойство Божие, в котором сильнее, полнее и разностороннее, нежели в каком-либо другом свойстве, отображается природа Божия». Поэтому Иоанн Богослов в 4-й главе своего первого соборного послания дважды говорит, что Бог есть любовь (1Ин.4:8, 16).
«Первым и достойнейшим предметом» любви Божией является Он Сам», и в мире Бог любит только божественное. «Бог любит мир только как Свое же творение, как отображение Своих же совершенств…». В Боге «это не эгоизм, а святая любовь. Всякое существо есть то, что оно любит…». Со стороны же человека такая любовь была бы эгоизмом, ибо поскольку все сотворенные личностные существа имеют жизнь и блага от Бога, то их истинная любовь состоит в стремлении через наибольшее раскрытие в себе божественного начала приблизиться к Богу, т.е. в стремлении жить в Боге и для Бога. В своей работе А.Д.Беляев ясно показал, что все виды истинной человеческой любви – любовь к ближним, к знаниям, к творчеству, стремление к счастью – «…суть проявления любви к божественному и к первоисточнику божественного – к Богу».
Внутренняя жизнь Божия выражается во взаимной любви между Лицами Святой Троицы. Отец, Сын и Дух Святой пребывают во взаимной абсолютной и совершенной божественной любви. «Бог любит Сына как Самого Себя, потому что Сын есть также Бог, как и Отец. Отец, любя Его, любит Свое существо, Свою личность, или Самого Себя». Священное Писание свидетельствует о взаимной любви Отца и Сына (Ин.3:35; Ин.5:20). О любви Духа Святого не говорится прямо, потому что о Духе Святом в нем вообще сказано прикровенно. Но «…если Дух Св. есть участник во внешнем проявлении любви Отца и Сына, то Он же участвует и во внутренних действиях любви Божественной; и притом, как лицо Божеское, Он имеет такую же любовь к Отцу и Сыну, какую Отец и Сын имеют друг к другу и к Нему». «Итак, не какое-либо одно Лицо Св. Троицы есть любовь, но триединый Бог вообще есть любовь».
.2 Любовь Божия, явленная в творении мира
Бог создал мир по любви, любовью и для любви. «Благий и всеблагий Бог не удовольствовался созерцанием Себя Самого, – пишет прп. Иоанн Дамаскин, – но по (преизбытку) благости своей благоволил, чтобы произошли существа, пользующиеся Его благодеяниями и преизбытком Его благости». Совершеннейшая Божественная любовь проявилась в том, что «…во-первых, она создала возможно большее число существ, и, во-вторых, одарила их возможно большею полнотой счастья и жизни». По любви к Своим созданиям Бог хочет сделать их причастниками Своей Божественной блаженной жизни, «…хочет, сколько возможно, приблизить к Себе тварь». Для этого Он создал существа, наделенные свободой и разумом, и пребывает в нравственном общении с ними. Он сделал все, чтобы они могли достигнуть блаженства и вообще цели их бытия, но само достижение блаженства их «…поставил в зависимость не только от Своего желания, но и от их воли…; действительно достигать этой цели Он предоставил их свободной воле».
Некоторые люди, которые видят причину зла и страданий в дарованной Богом свободе, а не в злоупотреблении ею, задаются вопросом: зачем Бог дал разум и свободу, если Он знал, что «…многие из созданных Им разумно-свободных существ не воспользуются дарованными Им благами, злоупотребят свободой, будут грешить, страдать, и погибнут…». Александр Беляев отвечает на этот вопрос следующим образом. Во-первых, «…если бы Бог не сотворил разумно-свободных существ, то творческая любовь Его проявилась бы не во всей силе, и мир не был бы прекраснейшим». Во-вторых, «…неужели справедливо было ради добровольно погибающих не творить тех, которые разумно воспользуются благами жизни и будут вечно блаженствовать? Неужели бытие добра, жизни и счастья нужно было принести в жертву тому, чтобы не явилось зло? Не значит ли это – добро побеждать злом?» То есть в таком случае злая воля части сотворенных существ ограничивали бы проявление любви Божией ко всему тварному миру.
В-третьих, Бог все сделал для того, чтобы эта возможность зла в мире не перешла в действительность. Для этого Он «…вложил в ангелов и в человека положительную наклонность к добру, любовь к нему и понимание его красоты. Он одарил их разумом светлым и чистым, силами духа свежими, добрыми и крепкими. Кроме того, Он содействовал им в усовершенствовании и укреплении их нравственной свободы Своею благодатью, Своим присутствием и промышлением о них. Даже человеку, облеченному вещественным телом, Он являлся яве… Далее, созданные по образу Божию, ангелы и человек имели естественное и непреодолимое влечение к своему Первообразу и к нравственному теснейшему единению с Ним». Кроме того, «…возможность зла в ангелах и человеке грозила опасностью быть осуществленной только в начале: по мере постепенного развития их и укрепления в добром направлении, она не возрастала бы, а все более и более ослабевала бы, и, наконец, сделалась бы столь далекой от осуществления, что уже никогда не могла бы перейти в действительность». Как ангелы, утвердившиеся в добре, уже не могут грешить, так и человек, если бы не пал на первых же порах, то утвердился в добре, и возможность зла в нем перешла бы в невозможность грешить.
Далее у многих возникает следующий вопрос, теперь уже касающийся отношения любви и правды Божией: как совместить любовь Божию и вечные мучения грешников в аду. На основании этого кажущегося противоречия появилось учение Оригена об апокатастасисе, т.е. спасении демонов и грешников. Александр Беляев об этом недоумении говорит, что «оно подобно наивному взгляду на всемогущество Божие, по которому Бог все может делать безусловно; между тем, как Бог может делать только то, что хочет, а хочет Он только того, что не противно требованиям Его природы». Бог не может делать зла, ибо это противоречит Его природе, но из-за этого Он не перестал быть всемогущим. Так же и Божественная любовь. Бог не перестал быть всеблагим и любящим, «..хотя не любит тех злых, которые не желают сделаться достойными Его любви, и подвергает их мучениям. Любовь Божия безусловна только в Самом Боге, а в проявлениях своих в мире она ограничивается: Бог Сам ограничивает ее здесь. Само собой, напр., понятно, что Бог менее достойных и любит менее, чем более достойных. Следует ли отсюда, что Его благость и любовь перестали быть беспредельными и совершенными? Напротив, любовь Божия перестала бы быть святой, и величие ее было бы нарушено, если бы она простиралась и на то, что не достойно ее». Проф. МДА А.И.Осипов высказал еще одно объяснение этого вопроса. Он говорит, что в вечные муки заключаются в том, что Бог позволяет твари быть вне Себя. Но эта точка зрения может быть оспорена, потому что, как говорит диакон А.Кураев, в Священном Писании сказано, что Бог будет «все во всем» (1Кор.15:28), т.е. грешники не будут вне Бога.
.3 Любовь Божия в промышлении о мире и спасении людей
После сотворения мира Бог «…заботится с такою же всеобъемлющею любовью, с какою Он сотворил его». «Промышление о мире есть в своем роде продолжающееся творение, и потому в промысле, как и в творении, главная действующая сила есть любовь». Промышление Божие направлено на весь мир, но после грехопадения человека главной его целью стало спасение людей. После того, как вопреки воле Божией в мир вошел грех, «…любовь Божия не только не ограничилась и не ослабела в своем действовании в мире, но даже проявилась с необычайной силой. В частности, любовь Божия проявилась уже и в том, что предметом ее попечений и благодеяний сделались грешники и враги Божии». «…Явление зла в мире послужило поводом к обнаружению любви Божией во всем ее необъятном величии», хотя «…действия ее по отношению к согрешившим существам ограничиваются самими этими существами, именно, ограничиваются их произволением».
Основанием для действия любви Божией являются остатки добра в человеке после грехопадения, ибо он, в отличие от диавола, пал не сам, а был обманут. К тому же все человечество не по своей воле было заражено первородным грехом. «…Остатки добра в человеке, составляя основание для развития его в добре и воссоздания, делают возможным содействие ему любви Божией и даже привлекают ее к нему и побуждают ее спасти его». Но «…добро в естественном человеке, как бы велико оно ни было, не обязывало Бога спасти человека именно в награду за это добро. Вот почему в Священном Писании спасение людей Богом прямо называется благодатью, даром Божиим, милостью» (см. Еф.2:4-9). Милость – это любовь к тому, кто ее не заслуживает.
«Так как все люди имеют начатки добра и во всех них есть способность к исцелению от греха, то любовь Божия, содействующая, благодетельствующая и спасающая, простирается на всех людей. … Все люди могут спастись, все имеют к тому способность и задатки, но не все желают этого». По Своей непостижимой небесной любви Бог до конца жизни призывает к покаянию и упорных грешников, гибель которых Ему наперед известна. «На земле разве только мать бывает на минуту объята этою священною любовью, когда она бросается спасать свое дитя, хотя уже почти уверена в его погибели».
2.4 Любовь Божия, явленная Сыном Божиим
«Любовь Божия не могла сообщить свои блага людям, не могла спасти их, пока не были выстраданы все их грехи, пока не была понесена вся тяжесть наказания за эти грехи…». Правда Божия требовала, чтобы для спасения людей должна быть принесена жертва, которая бы загладила их грехи. Но люди сами не могли выстрадать своих грехов. Поэтому Сын Божий по воле Отца принял на себя тяжесть грехов человечества и тяжесть наказания за них. «Жертва Сына Божия со всеми ее последствиями, составляя удовлетворение правде Божией, в тоже время представляет высочайшее проявление любви Божией». В ней в самой большой степени явилась любовь Божия к миру. «Любовь Божия к нам открылась в том, что Бог послал в мир единородного Сына Своего, чтобы мы получили жизнь чрез Него» (1Ин. 4:10). В этом действии явились и другие свойства Божии, но апостол Иоанн о них умалчивает, а говорит только о явлении любви потому, что в нем «…любовь открылась преимущественно, что прочие свойства были введены в действие ею, что они были орудиями ее, а не действовали самостоятельно, что любви Божией принадлежал и почин дела, и способ совершения его, и самое совершение, и наконец завершение, – она была душой дела». Прп. Исаак Сирин говорит: «Не называй Бога правосудным, ибо правосудие Его не познается на твоих делах. Хотя Давид именует Его правосудным и справедливым, но Сын Его открыл нам, что паче Он благ и благостен. Ибо говорит: благ есть к лукавым и нечестивым (Лук. 6, 35). … Где же правосудие Божие? В том, что мы грешники, а Христос за нас умер?»
Жертвенность, как показывает А.Д.Беляев, – это первое и самое главное свойство истинной любви. Жертвенность любви Сына Божия к Своему Отцу и к миру выразилась в том, что это было добровольным унижением Его Божественной славы, ибо через соединение Божеского естества с человеческим «…Он добровольно ограничил на время проявления и жизнь Своей Божественной природы…, подверг Себя всем условиям тварного ограниченного бытия».
«Хотя Бог Отец, побуждаемый правдою, наказывает грехи рода человеческого смертью Богочеловека; но в сущности наказывающая правда становится орудием любви Божией к миру…». В крестной жертве Иисуса Христа обнаружились: а) любовь Сына Божия к Отцу, ибо из послушания и любви к Нему Он принял это посланничество и совершил этот подвиг: «Никто не отнимает ее у Меня, но Я Сам отдаю ее» (Ин.10:18); б) любовь Отца к Сыну, ибо Господь сказал: «Потому любит Меня Отец, что Я отдаю жизнь Мою, чтобы опять принять ее» (Ин.10:17); в) любовь Бога Отца и Сына Божия к человечеству, «ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного» (Ин.3:16); г) любовь Сына Божия к миру. Принеся Себя за нас в жертву, Господь явил еще большую любовь к нам, чем до грехопадения. «Божество, снисшедши до человечества в воплощении, возвысило его до Себя, так сказать, обожествило…». «Приидите, разсудительные, и удивляйтесь! – пишет прп. Исаак Сирин. – Кто, имея ум мудрый и чудный, достойно подивится милости Создателя нашего? Есть воздаяние грешникам, и вместо воздаяния праведного воздает Он им воскресением; и вместо тления тел, поправших закон Его, облекает их в совершенную славу нетления. Эта милость – воскресить нас после того, как мы согрешили, выше милости – привести нас в бытие, когда мы не существовали».
Умалив Свою Божественную славу через воплощение, Господь Иисус Христос явил беспредельность Своей Божественной любви. «Вражда и злоба не могла ожесточить Богочеловека, не могла ни на минуту ослабить Его пламенной любви к людям. Тьма не объяла Его (Иоанн. 1, 5)». «…Только с этого времени люди получили возможность и обязанность осуществлять в своей жизни эту святую любовь».В Своем учении и Своей жизни Господь показал, что «…сущность всякой добродетели состоит в любви к Богу и к людям». Поэтому Он дал заповедь о милосердии и о любви к врагам: «Итак, будьте милосерды, как и Отец ваш милосерд» (Лк.6:36); «А Я говорю вам: любите врагов ваших…» (Мф.5:44).
Условием же для принятия Божественной любви является потребность в Божественной помощи, в Божественной любви и милосердии и желание этой помощи. «Эта потребность и это желание составляют основные черты покаяния». Необходимость усилий со стороны человека для проявления в себе Божественной любви – еще одна сторона Божественной правды.
.5 Еретические искажения учения о правде и любви Божиих
Оскудение в людях любви ведет к искажению христианского мировоззрения. В западном обществе по причине распространения беззаконий стала оскудевать в христианах любовь друг к другу. В следствие этого в своих отношения к Богу они на первое место поставили правду. В результате евангельское учение об отношении Бога и человека и о спасении было заменено юридической теорией спасения, которая «…изменяет всю духовную жизнь, превращая ее в торг между Оскорбленным и падшим». Это привело Католическую церковь и к другим заблуждениям, например, к учению о сверхдолжных заслугах, об индульгенциях, о чистилище.
Протестанты же, наоборот, основываясь на любви Божией, игнорируют требования правды Божией, которая не может допустить соединения с Богом грешника, не исправившего повреждение своей души стремлением к добродетели и не исцелившегося от греха. «Однако будучи выражением ложного духовного опыта, еретическое учение обладает и обратным действием: усвоенное человеческим созданием, оно неизбежно искажает и саму духовную жизнь, в большей или меньшей степени препятствует соединению человека с Богом».
Заключение
Правда и любовь – свойства Божии, основанные на святости Божией и проявляющиеся и раскрывающиеся во всех действиях Божиих, особенно в домостроительстве спасения человека. «…Грехопадение человека послужило поводом к большему и славнейшему проявлению любви Божией, а остатки добра в нем сделали возможным это проявление», в чем раскрылась и правда Божия.
Любовь является главнейшим свойством как внутренней жизни Божества, так и Его отношения к миру. Именно поэтому она является основой всех человеческих отношений и смыслом христианской жизни (см. Мф.22:37-40). Милосердие – это одно из существенных свойств Божией любви к падшему человечеству, а, следовательно, самая главная добродетель, через которую грешные люди уподобляются Богу. Нужно стремиться к правде и осуществлять ее в своей жизни, ибо правда, по слову Священного Писания, есть свойство вечной жизни: «…мы, по обетованию Его, ожидаем нового неба и новой земли, на которых обитает правда» (2Пет.3:13). Но любовь должна стать главным движущим мотивом в жизни. А для этого необходимо познавать любовь Божию к нам и основывать на ней свою жизнь.
Божественную любовь, несмотря на ее важнейшее значение, нельзя отрывать от Божественной правды. Рассматривание любви Божией в отрыве от Божественной правды ведет к искажению вероучения и даже к ереси, например, ереси об апокатастасисе или протестантскому учению о спасении верой. Рассматривание Божественной правды без Божественной любви ведет к другим ересям, которые приняты Католической церковью.
Список литературы
1. Алфавит духовный старца Паисия Святогорца. Избранные советы и наставления. – М.: «Ковчег», 2009. – 352 с.
. Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета / В русском переводе с параллельными местами. М., Российское Библейское Общество, 1995.
. Преподобного аввы Исаака Сирина Слова Подвижнические. – М.: Правило веры, 1998. – XI, 435, IV, 87, X с.
. Творения святителя Николая Сербского (Велимировича). О Боге и людях. / Пер. с сербск. С.Фонова. – М.: Паломник, 2006. – 461 с.
II. Литература:
. Беляев А, доцент МДА. Любовь Божественная. Опыт раскрытия главнейших христианских догматов из начала любви Божественной. – СПб., 2006. – 507 с.
. Библейский богословский словарь. / Под ред. свящ. В.Михайловского. – М.: Изд-во Свято-Владимирского Братства, 1995. – 567 с.
. Давыденков О., иерей. Догматическое богословие: курс лекций: В 3 ч. Ч.1 и 2. М., 1997. – 159 с.
. Давыденков О., иерей. Катихизис. Введение в догматическое богословие: Курс лекций. – М., Изд-во ПСТБИ, 2000. – 232 с.
. Духанин В. Сокровенный мир Православия. – М.: Издат. Совет РПЦ, 2006. 536 с.: илл.
. Иерофей (Влахос), митр. Жизнь после смерти. – М., ДАР, 2008. – 320 с.
. Малиновский Н., прот. Очерк православного догматического богословия. – М.: Изд-во ПСТБИ, 2003. – 485, II, 351, XXXIII с.
. Православно-догматическое богословие. Д.Б. Макария, архиеп. Харьковского. В 2 т. Т.1. – изд. 3-е. – М.: Свято-Троицкий Ново-Голутвин монастырь. – 598, VI с. – Печатается по изд. 1868 г.