- Вид работы: Контрольная работа
- Предмет: Культурология
- Язык: Русский , Формат файла: MS Word 10,91 Кб
Черняховская культура
Содержание
Введение
. Основные этапы этнической истории Черняховских племен
. Население Черняховской культуры
. Археологические памятники Черняховской культуры
Заключение
Список использованной литературы
Введение
Переход к пастушеству в начале бронзового века привел к рождению новых форм материальной культуры (посуда, боевые топоры) и к сильному перемешиванию медленно расселявшихся племен. Завоевание Дакии римлянами во II в. н.э., приведшее к полной смене дакийских наречий латинским языком, оказало сильное влияние на те народы, которые в результате этого завоевания оказались на несколько столетий непосредственными соседями Римской империи, – на славян Поднепровья и готов Причерноморья. Славянская культура стала развиваться в совершенно новых, исключительно благоприятных условиях, когда римские легионеры в славянские земли не заходили, а римские города охотно закупали славянский хлеб. Свидетельством небывалого благосостояния в эти «трояновы века» являются сотни кладов римских серебряных монет и наличие большого количества импортных предметов роскоши в приднепровской лесостепи. Поэтому Черняховская археологическая культура II – IV вв. н.э., порождение новой благоприятной ситуации, несравненно выше по общему уровню, по богатству форм, чем предшествовавшая ей зарубинецкая, историческое бытие которой протекало в значительно менее хороших условиях сарматского натиска.
Наиболее распространённым является мнение М. Гимбутас, согласно которому Черняховская культура была создана готами на завоёванных ими землях, а среди населения в основном преобладали славяне. Мнение о многоэтничности Черняховской культуры подтверждается, в частности, наличием локальных особенностей в домостроительстве, керамике и погребальном обряде её носителей. Наиболее обосновано мнение, что Черняховская культура была уничтожена гуннским <#”justify”>1. Основные этапы этнической истории Черняховских племен
Черняховская культура – археологическая культура <#”justify”>В Нижнем и Среднем Поднепровье, на Южном Буге и Днестре, вплоть до Черного моря появляется новая культура – Черняховская, названная так по могильнику у села Черняхово, к югу от Киева.
Черняховская культура возникла на базе вельбарской культуры при сильном провинциально-римском влиянии. Формирование Черняховской культуры происходило в период Скифских войн (238-270 гг.), где ведущая роль принадлежала готским племенам. Их союзниками выступали другие племена, часто германского происхождения.
Накануне возникновения черняховской культуры в юго-восточной Европе складывается довольно нестабильное культурно-политическое положение. В лесостепи Центральной и Восточной Украины размещались редкие постзарубинецкие поселения, западнее – на Волыни и Верхнем Днестре. В окружении причерноморских городов проживало этнически неоднородное эллинизованное население. Кочевники были малочисленны. В бассейне Нижнего Дуная жили фракийские народы – карпы и даки. Около рубежа II-III вв. местное население северо-запада Украины было оттеснено вельбарскими племенами, что совпадает с рассказом Иордана о походе готов к Понтийскому морю через область Ойум и победе над народом спалов. Ранние вельбарские памятники Волыни и верховьев Южного Буга еще не имеют признаков черняховской культуры.
Формирование черняховской культуры происходило в период Скифских войн (238-270 гг.), где ведущая роль принадлежала готским племенам (рис. 2). Их союзниками выступали другие племена, часто германского происхождения. За эти годы в варварское общество было включено большое количество пленных, специалистов в различных производствах. Ареал культуры в первой фазе ее существования охватывает частично Правобережную Украину и Молдову. Тервинги-везеготы заселяют территорию союзных карпов на правом берегу Прута (Тодирень, Козия-Яссы, Бырлад-Валя Сяче), начинают проникать в Мунтению (Тыргшор). В Среднем Поднепровье грейтунги-остроготы появляются у рубежей киевской культуры. Черняховское влияние распространяется на славянскую группировку в верховьях Днестра.
Стабилизация Черняховской культуры (270-330 гг.).
После нескольких десятилетий войн начался этап относительно мирной жизни черняховских племен. Возрастание количества населения сопровождается захватом новых территорий. Тервинги-визиготы в 303 г. окончательно вытесняют карпов из междуречья Прута-Сирета и продолжают осваивать Мунтению. Расширяются владения остроготов-грейтунгов. Они начинают колонизацию приморских земель (Каборга), где в результате культурного симбиоза с поздними скифами и сарматами формируются памятники причерноморского типа; в Буджакской степи до середины IV в. проживают кочевники. Усиливается давление на племена киевской культуры. Около рубежа III-IV вв. черняховское население занимает их земли в Киевском Поднепровье, включая полосу вдоль левого берега Днепра. Возникают памятники: Глеваха и Обухов 1 (на местах киевских поселений), Великая Снитинка, Соснова, Переяслав, Градижск, Компанийцы.
«Эра Германариха» (330-375 гг.).
На этот период приходится высший экономический расцвет черняховского общества, показателем чего является большое количество археологических комплексов и массовое поступление римских импортов. Этот период в истории восточных готов – грейтунгов иногда зовут «эрой Германариха». После смерти Германариха его «держава» распалась, по крайней мере, на три части, возглавленные своими вождями.
В первой половине V в. наблюдается угасание Черняховской культуры, вызванное эколого-демографическим кризисом, господством гуннов, крахом провинциально-римской системы связей. Везеготы, позднее остроготы и ряд других племен уходят на запад, в пределы Империи. Последние проявления Черняховской культуры относятся к середине V в. Вместе с распадом Черняховской культуры происходят изменения и в среде ее северных соседей, в основном сохранивших прежнюю социально-экономическую структуру.
2. Население Черняховской культуры
Памятники остальных двух типов сосредоточены в определенных регионах, соответствующих областям компактного проживания негерманских народов. В рамках черняховской культуры они образуют локальные культурно-этнические группы – Верхнеднестровскую («тип Черепин») и Причерноморскую («причерноморский тип»).
Среди населения Черняховской культуры известны две группы представителей народов иранского происхождения – сарматы и поздние скифы.
Среди «черняховцев» оказались и греко-римляне – этнически неоднородное население римских провинций. Это были жители захваченных северо-причерноморских городов, остатки населения эвакуированной около 271 г. Дакии, большое количество пленных из восточных провинций, захваченных во время Скифских войн, а также немногочисленные сотрудники торгово-ремесленных факторий. Присутствие представителей античной цивилизации на черняховских памятниках могут выдавать образцы греческой и латинской письменности (Лепесовка, Будешты, Собарь, Куркань, Каменка-Анчекрак, Александровка), в некоторой степени – находки римских масляных ламп, а также особенности погребального обряда (плитовые могилы – Тыргу-Муреш, Каменка-Анчекрак). Люди греко-римской культуры составляли незначительную часть черняховского населения, были рассеяны среди варваров, но их цивилизаторская роль была очень важной.
О присутствии заметных групп представителей балтских и, тем более, финнских народов среди черняховских племен прямых свидетельств нет. Бронзовые вещи балтского происхождения единичны. Находки черняховских вещей на землях этих племен свидетельствуют о торговых отношениях.
3. Археологические памятники Черняховской культуры
Основными археологическими памятниками этой культуры являются большие поселения открытого типа, наподобие современных сел, и могильники, в которых наряду с полями погребальных урн прибегали и к трупосожжению. Различные погребальные обряды указывают на смешанность населения. Черняховские поселения укреплений не имеют, расположены в удобных для земледелия местах, в долинах небольших рек.
Черняховская культура представлена многочисленными поселениями и могильниками. Поселения – большие неукреплённые селища (их насчитывается в настоящее время уже несколько сот) – расположены по берегам рек и ручейков, вдоль их южных и восточных склонов. Жилища в поселениях наземные или несколько углублённые, и те и другие – дерево-глинобитные. Поблизости от поселений располагаются могильники, обычно довольно больших размеров, с трупосожжениями и трупоположениями, обставленными сосудами и снабжёнными типичными для данной культуры мелкими украшениями и предметами домашнего обихода. Керамика, как сопровождающая захоронения, так и с поселений, серого и черного цвета, великолепного качества, разнообразных форм, нередко украшенная орнаментом, в огромном своём большинстве сделана на круге. Довольно многочисленна, особенно на поселениях, импортная посуда, в частности амфоры, в которых с юга, из северочерноморских городов, доставлялись растительное масло и вино. Встречается и стеклянная посуда, а ещё чаще – стеклянные бусы, бронзовые, а иногда и серебряные фибулы, пряжки, подвески, костяные гребни и т. д. Совершенно отсутствует оружие.
Создателями Черняховской культуры были земледельческие племена, которые достигли несколько более высокого уровня развития, чем их северные соседи. Ремесленное производство характеризуется появлением гончарного круга, употребление которого было заимствовано этими племенами из областей римского мира.
Общественный строй носителей Черняховской культуры отмечен возникающим имущественным неравенством членов племени. Инвентарь погребений и состав кладов показывают, что в руках отдельных лиц скапливались сокровища, включавшие ценные предметы и римские серебряные монеты. Примечательно, что, собирая римское серебро, это население не сохраняло медной монеты. Известны клады, содержащие сотни императорских серебряных монет, общий вес которых достигает 4- 20 кг.
Носители черняховской культуры находились в тесном общении с Северным Причерноморьем и дунайскими провинциями, свидетельством чего являются, помимо монет, многочисленные находки амфор и инкрустированных металлических украшений из причерноморских центров, краснолаковая керамическая посуда, стеклянные изделия и т.д. Этот приток монет и вещей так называемой «провинциальной римской культуры» несколько сократился с середины III в. н.э. в связи с начавшимся передвижением европейских племён и натиском их на границы Римской империи.
Этнический состав носителей черняховской культуры при современном состоянии науки трудно определить более точно. Очевидно, носителями её в разных местностях были различные этнические элементы, жившие по соседству друг с другом. Например, в Поднестровье это были фракийские племена и та часть готов, которая там осела. В Среднем Поднепровье в создании тамошнего варианта черняховской культуры участвовала часть, повидимому, славянского населения, смешавшегося здесь с давним сарматским населением.
Анализ технологии выявляет относительно высокий уровень железообрабатывающего ремесла. Железоделательные горны открыты на поселениях в небольшом количестве. Отдельное скопление таких горнов обнаружено под Уманью <#”justify”>Черняховские ювелиры производили различные украшения из бронзы <#”justify”>Оседлоземледельческие, скотоводческие племена носителей черняховской культуры жили в больших неукрепленных поселениях. Наземные жилища и землянки <#”justify”>². У наземных построек стены возводились из жердей, обмазанных глиной. Полы представляли либо утрамбованную землю, либо покрывались глиной. Жилища отапливались каменными или глинянными очагами. У домов найдены хозяйственные постройки и ямы-хранилища, иногда глубиной до 3 метров.
Хозяйство: скотоводство <#”justify”>Процветала торговля с ближайшими античными центрами. Об этом свидетельствуют импортные предметы (амфоры, в которых привозили вино и оливковое масло, стеклянные кубки, реже – краснолаковые сосуды) – целые и в обломках, обнаруженные на всех памятниках черняховской культуры. Во внешней и внутренней торговле использовалась римская монета. На территории черняховской культуры обнаружено более тысячи монетных кладов. Некоторые черты черняховской культуры сложились под влиянием позднеантичной цивилизации.
В полях погребений Черняховского типа погребальный обряд неодинаков, трупоположения сосуществуют с трупосожжениями, последние преобладают. Разные обряды указывают на смешанность населения. Значительны различия в инвентарях, отражающие процесс классообразования.
Заключение
черняховский культура археологический памятник
Черняховской называется культура Приднепровья (степного и лесостепного), Молдовы, Польши и части Румынии III-V вв. н.э.
Создателями Черняховской культуры были земледельческие племена, которые достигли несколько более высокого уровня развития, чем их северные соседи.
Общественный строй носителей Черняховской культуры отмечен возникающим имущественным неравенством членов племени.
Черняховцы жили в домах типа мазанок и в землянках. Наземные жилища и полуземлянки имеют открытые очаги или печи и глубокие, до 3 м ямы-хранилища. На поселениях и в могильниках обычны украшения из бронзы и серебра, часто привозные. Нередки находки и даже клады римских монет, что говорит о возникновении денежного обращения. Керамика сделана на гончарном круге, что свидетельствует об обособлении гончарного ремесла, наряду с которым были развиты кузнечное и ювелирное производство.
Покойников черняховцы хоронили в бескурганных могильниках с трупосожжением и трупоположением. Культура погибла после вторжения гуннов.
Черняховская культура прекращает существование в первой половине V в. Пожалуй, последние группы готов, основных носителей этой культуры, оставили земли Восточной Европы в 432 г. вместе с гуннами, когда их вождь Руа предпринял войну на Дунае, или вскоре после 433 г., когда Аттила перенес ставку из Северного Причерноморья в Паннонию. Судя по датировкам памятников причерноморского типа, вместе с готами уходят союзные им аланы и «поздние скифы».
Список использованной литературы
1.Авдусин Д.А. Археология СССР. – М.: Высшая школа, 1977. – 272 с.
2.Белявский А., Лазаревич Л., Монгайт А. Всемирная история. Том 2. Энциклопедия: в 10-ти томах. – М.: Государственное издательство политической литературы, 1956. – 900 с.
.Магомедов Б.В. Этнические компоненты Черняховской культуры <#”justify”>.Мартынов А.И. Археология СССР. – 2-е изд. – М.: Высшая школа, 1982. – 271 с.
.Рыбаков Б.А. Язычество древних славян. – М.: Издательство «Наука», 1981. – 592 с.
.Терпиловский Р.В. Киевская и Черняховская культуры. Проблема контактов <http://stratum.ant.md/4_00/articles/terpilov/terpilov01.htm>. // Стратум. Время великих миграций. № 4, 2000.