- Вид работы: Доклад
- Предмет: Культурология
- Язык: Русский , Формат файла: MS Word 8,73 kb
Дана и Геракл: рождение легенды
Дана и Геракл: рождение легенды
А.В.Журавлев
Как сохранить память о прошлом, когда исчезают языки, причудливо перемешивается кровь, и вчера еще могучие государства сегодня называют именами деревушек, где найдены остатки их могущества? Как уберечь знания, если каждая война первыми уносит жизни лучших сынов народа?
Только те знания, что были зашифрованы в образы, пережили тысячелетия. Каждый миф, каждая легенда хранят в себе либо формулу, либо память – надо только прочесть.
Ни один рассказ о скифах не обходится без легенды, которую рассказали Геродоту эллины Северного Причерноморья: о том, как у Геракла похитили упряжных коней, и он после долгих поисков набрел на пещеру на Днепре, где встретил женщину со змеями вместо ног. Она предложила ему вернуть коней, если Геракл станет ее мужем. Дав жизнь трем сыновьям, Геракл ушел, завещав сильнейшему землю, лук, пояс и чашу. Правда Геродот сразу оговорился, что мало верит таким легендам. А зря…
Меня заставила вспомнить эту легенду книга Д.И.Яворницкого «Днепровские пороги». В этой книге подробнейшим образом описано то, чего уже нет: острова и пороги Днепра, затопленные ДнепроГЭСом.
Вот небольшой фрагмент этой книги:
Ниже Орлового острова подходят к Днепру с левой стороны одна за другой балки: Большая Бицулина, малая Бицулина и Таволжанка, и тут же бросается в глаза маленький, но очень высокий, скалистый, известный своим названием остров Перун, по местному звучанию Пе’рун, даже Перен.
Когда, за что и кто именно дал такое название этому острову – неизвестно, но то, что говорят про этот остров местные столетние деды-рассказчики, напоминает то, что говорил в 988 году русский летописец про Перуна, языческого бога наших далеких предков.
«Яко приде Володимеръ повеле кумиры испроврещи, овыи сещи, а другыя огньви предати; Перуна же повеле привязати къ коневи хвосту и влещи с горы по Боричеву на ручай, и 12 мужа пристави бити жезлиемь. Се же не яко древу чюющу, но на поругание бесу, иже прельщаше симъ образом человекы, да возместье приметь отъ человекъ… И, влекому же ему по Ручаеви къ Днепру, плакахуся его неверныи людье, еже бо не бяху приняли крещения; и привлекше и вринуша и въ Днепре. И пристави Володимеръ, рекъ: аще кгде пристанеть ви, то отревайте его отъ берега, доньдеже порогы пройдеть; тогда охабитеся его. Они же повеленое створиша. Яко пустиша и пройде сквозе пороги, изверже и ветръ на рень, яже Ё до сего дни словет Перуня рень». (Летопись по Ипатьевскому списку. – СПб.. 1871. – С.80 «Рень»).
— Посмотрите на этот остров Перун и скажите на кого он похож.
— И на кого же?
— На змея: вот, где самая высокая его часть – это голова; середина, где поясница – туловище; а вот, где его конец – хвост.
И действительно, если посмотреть на остров Перун немного издали, то увидишь перед собой невероятное огромное чудище, которое расположилось вдоль левого берега Днепра головой на север, а хвостом на юг с перехватом по середине.
— Это был когда-то такой языческий бог у наших предков, и стоял он где-то в Киеве, но киевский князь Святославский, как принял святой закон Христа, свалил того бога на землю, оттащил его к Днепру и бросил в воду. И поплыл он, поплыл и очутился аж между порогами, да и превратился вот тут в остров.
— Так и было?
— Так рассказывал мне мой дед, а он прожил на свете девяносто пять лет, а ему за его длинный век довелось много чего слышать.
Можно подумать, что в древности этого острова совсем не было, а была высокая прибрежная скала, которая очень упиралась в левый берег Днепра. Однажды в очень большой весенний паводок мощный поток воды, дошедший до высокой каменной прибрежной скалы и, не имея сил сдвинуть ее с места, со страшной силой упал от нее слева, размыл за скалой землю и сделал остров Перун. Так же, как это сделала большая вода и ниже, где появился остров Большая Хортица.
Вся площадь земли острова Перун 7 десятин. Остров имеет 296 сажень длины, 80 сажень ширины, 50-60 футов в средней части своей и 98 футов в высшей части «головы» высотой при полном спаде воды в Днепре. Перун выше скалы Стрелы, которая около Лоханского порога и 30 футов, но ниже соседнего острова Таволжаного (150-200 футов) и острова Большой Хортицы (300 футов).
С западной стороны остров Перун имеет пещеру, которая называется Змеиная и в которую можно влезть только в июле месяце или августе, когда вода в Днепре низко стоит. Пещера внутри имеет 7.5 аршин в длину, 1-1.5 аршина в ширину и 1.5 аршин в высоту; заканчивается узким ущельем, которое поднимается в гору; с весны и до середины лета пещеру заливает вода.
В 1867 про эту пещеру писал польский археолог Подберезкий так: «У этой скалы (то есть Перун) под уровнем воды видно узкое ущелье, вход в змеиную пещеру, в которой очень много человеческих костей; из нее будто бы поднимается крутой выход на вершину скалы, но его никто не исследовал».
Из-за этой Змеиной пещеры на некоторых планах порогов Днепра и у некоторых исследователей остров Перун неправильно называют «Змеиной скалой». У лоцманов и местных жителей – это остров Перун.
Этот остров хорошо знают старые лоцманы, которые доказывают, что когда-то на нем был чудесный, роскошный, высокий, густой лес: росли вековые дубы, татарские клены, гибкие высокие ивы, густой боярышник; водились могущие орлы, страшные окатые филины, дикие кабаны, дикие козы, а среди них большое множество гадюк. От дубов теперь остались только пеньки, а вот больших гадюк в расщелинах скал мелкий гадючник.
На острове Перун жили и запорожцы, которые добывали тут так называемую слюду, которая заменяла им стекло. От запорожцев, как говорят, тут остался и погреб, выкопанный как раз посредине острова в так называемой пояснице. Говорят, что в том лесу запорожцы закопали целый ящик денег; такой ящик, что в нем десять человек переплывут Днепр. Каждый год в том лесу кладоискатели ищут деньги, но до сих пор не слышно, чтобы кто-то их там нашел. Ученые находили только черепки и посуду периода неолита каменного века, но и их пока не так много. Про то, почему пещеру и сам остров Перун прозвали Змеиными, есть несколько легенд.
«В той пещере когда-то жил змей-царь с тремя головами; у него была дочка красавица. Змей берег свою дочку, чтобы она не полюбила какого-нибудь русского царевича, но все-таки не уберег: красавица уплыла с каким-то рыцарем по Днепру аж в Черное море. С того времени змей стал еще злее, чем был до того, и ежедневно вылетал куда-нибудь в округу за новой жертвой».
«Когда-то, говорят, змей жил на небе и летал по всему миру; его все боялись, а некоторые даже кланялись ему. Как узнал про то бог, что ему поклоняются, взял и отнял у него крылья, он упал с неба в Днепр и поплыл. Идолопоклонники бежали берегом и кричали: «Пе’руне, Пе’руне, приплыви к берегу». Он приплыл к острову, и открылась ему глубокая нора; он там и пропал. С того времени и прозвали остров Перуном».
«Говорят, что Перун острова тут не было, а приплыл на нем змей откуда-то с горы. Когда плыл он, то, говорят, по одному берегу бежали идолопоклонники и звали его на берег, а на другой берег вышли навстречу православные и начали заклинать и читать молебны. Где стояли наши с хоругвами, туда он подплыл и стал. Змеиная нора сбоку Днепра была, говорят, очень глубокая, а после тог, как змей исчез, скала сошлась плотно, и норы нет. Быть-то так было, а правда или нет – не знаю».
Про этот остров Перун вот что я слышал от старых людей. Как-то, говорят, бог Перун плыл Днепром, и его волной выкинуло на остров; тут его спрятали, а потом откопали. На нем, говорят, золота было три пуда, а сам сделан из дерева. От того и остров стал Перун. На Перуне, от Днепра, есть нора: «Когда-то, говорят, там жил змей, и ему носили людей. Нору звали Змеиной».
«Сколько помню, остров зовется Перуном. На нем высокая скала, а в ней, от стороны Днепра сходы. До Христового рождения там, говорят, жил змей; он гарбал под себя женщин и девушек, а мужчин пожирал. Как Христос родился, змея проклял, а потом его завоевал какой-то богатырь. У змея, говорят, было три головы и крылья. Он, как летит, освещает весь мир, а огонь так и полыхает».
Итак, есть пещера посреди Днепра, явно культового назначения. Связь ее со змеиным культом прослеживается во многих пересказах местных жителей. Очень подходит эта пещера под описанные Геродотом события. Только что же произошло на самом деле? Если от союза двух богов родилось три народа, то вероятно этот союз был союзом не просто богов, а двух культур: патриархальной – с Богом-Героем, отождествленным греками с Гераклом, и матриархальной с Богиней-Матерью, змееногой богиней воды, давшей имя Дону, Днепру, Дунаю, Днестру – Даной. Вероятно, здесь произошла встреча воинственных кочевников с населявшими эти места мирными племенами (возможно “трипольцами”, учитывая количество парных змей в трипольских орнаментах), и встреча эта завершилась созданием союза племен, разделившемуся впоследствии на три народа.
Когда это было? Наверняка раньше, чем воцарились здесь скифы, наверняка позже, чем возникло святилище Каменной Могилы. Возможно, в этой легенде отражен эпизод истории на грани 3 – 2 тыс. д.н.э., когда с наступлением эпохи Овна, огненно-солнечный культ Бога-воина начал везде вытеснять лунно-водный культ Богини-матери. Да видно не везде это проходило “огнем и мечем”, раз до сих пор в Украине рисуют Дану на оберегах и великодних писанках.
Список литературы
1. Д.І. Яворницький Днiпровi пороги: Геогр.-iстор. нарис, Днiпропетровськ: Промiнь, 1989.—142с.: Iл.
2. Геродот История, Москва: НИЦ “Ладомир”, 1999. – 740с.