- Вид работы: Курсовая работа (т)
- Предмет: Культурология
- Язык: Русский , Формат файла: MS Word 5,1 Мб
Декоративная живопись
Введение
Декоративная живопись – это совокупность художественных свойств, усиливающих эмоциональную выразительность и художественно организационную роль произведений пластических искусств в окружающей человека предметной среде. Важную роль в создании эффекта декоративности произведения играют декор, (в т.ч. орнамент или его детали), выразительность природной фактуры материалов и присущих им особенностей пластической формы, композиции, организация линейных ритмов, пластических объемов и цветовых пятен, интенсивность звучания цвета, выразительность и фактура красочного мазка и др.
Актуальность курсовой работы заключается в интересе декоративного настенного панно, выполненное в технике коллаж. Оно создает комфорт и уют в домашнем интерьере, дарит ощущение «вещей с историей», а для офисного помещения служит неповторимым элементом декора. В наши дни профессиональные дизайнеры интерьера все чаще обращаются в своих проектах к предметам ручной работы – ведь такие вещи способны выразить индивидуальность. Уникальными элементами декора служат настенные панно, созданные своими руками. За основу можно взять сюжетную композицию, соответствующую интересам человека, способную не оставить его равнодушным, в данном случае я оттолкнулась от бурятского национального орнамента.
Цели курсовой работы: систематизация, расширение, закрепление и углубление теоретических знаний и практических навыков и умение по дисциплине «Живопись с основами цветоведения».
Поставленная цель курсовой работы определяет следующие задачи:
· углубление и обобщение теоретических знаний в области цветоведения
· поиск мотива декоративной композиции
· изучение аналогов мирового искусства по теме курсовой работы национальный орнамент
· разработка эскиза декоративного панно с использованием основных закономерностей цветоведения и возможностей декоративной композиции
· выполнение декоративного панно в технике: аппликация
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЦВЕТОВЕДЕНИЯ
.1 Физические основы цвета
Цвет – это ощущение, возникающее в органе зрения при воздействии на него света, т.е. свет+зрение=цвет.
Цвет– это свойство, воспринимаемое наблюдателем. Это понятие захватывает наше воображение, когда мы сталкиваемся с такими оптическими иллюзиями, как остаточные изображения, последовательный контраст и прочие эффекты, казалось бы, возникают не в наблюдаемых нами объектах.
С точки зрения физики свет представляет собой один из видов электромагнитного излучения, испускаемого светящимися телами, а также возникающего в результате ряда химических реакций. Это электромагнитное излучение имеет волновую природу, т.е. распространяется в пространстве в виде периодических колебаний (волн), совершаемых им с определенной амплитудой и частотой.
Человеческий глаз способен воспринимать (видеть) электромагнитное излучение только в узком диапазоне длин волн, ограниченного участком от 380 до 760 нм, который называется участком видимых длин волн, собственно и составляющих свет. Излучения до 380 и выше 760 нм мы не видим, но они могут восприниматься нами другими механизмами осязания (как, например, инфракрасное излучение) либо регистрироваться специальными приборами (рис. 1.1). Свет – это электромагнитное волновое движение. Длины волн видимого цвета заключены в интервале от 380 н.м. до 760 н.м. См. рис.(1.2)
Рис. 1.1. Спектр электромагнитных излучений и спектр видимого света
н.м 760 н.м.
Рис.1.2 Длины волн видимого цвета
В зависимости от длины волны, световое излучение воспринимается человеческим глазом окрашенным в тот или иной цвет (правильнее сказать, вызывает у человека ощущение того или иного цвета) от фиолетового до красного. Эта способность определяет возможность цветового видения человека.
Хрусталик глаза человека фокусирует свет от объекта в виде его изображения на сетчатке. Сетчатка располагает двумя видами клеток для восприятия света: палочки и колбочки. Эти микроскопические сенсоры распределены по всей сетчатке, и каждый вид клеток служит строго определенной цели. Палочки и колбочки преобразуют свет в бесконечно малые электрические импульсы, восходящие по нервным волокнам к мозгу (рис.1.3). В мозгу они преобразуются в матрицу, имеющую форму и цвет наблюдаемого объекта. Все палочки имеют одинаковую чувствительность к световым волнам разной длины и поэтому не могут различать цвет объекта.
Рис.1.3 Схема восприятия цвета головным мозгом
.2 Основные характеристики цвета
Все воспринимаемые глазом цвета могут быть подразделены на две группы: ахроматические и хроматические. Ахроматическими цветами называется белый, черный и все располагающиеся между ними оттенки серого цвета (рис.1.4); они отличаются друг от друга только светлотой. Все остальные цвета – хроматические; они отличаются друг от друга цветовым тоном, светлотой и насыщенностью (рис.1.5).
|
|
|
|
Рис.1.4 Ахроматические цвета
Рис.1.5 Хроматические цвета
Цветовой тон – это специфическое качество, которым один цвет, например красный, отличается от любого другого – синего, зеленого и т.д. при равной светлоте и насыщенности. Цветовой тон зависит от длины воздействующей на глаз световой волны (рис.1.6).
|
|
|
|
|
|
Рис.1.6 Цветовой тон
Светлота – это степень отличия данного цвета от черного. Наименьшей светлотой обладает черный цвет, наибольшей – белый цвет. Светлота зависит от коэффициента отражения. Коэффициент отражения равен единице минус коэффициент поглощения. (Например, поверхность черного бархата поглощает 0,98 световых лучей и отражает 0,02 световых лучей). Чем больше коэффициент поглощения световых лучей какой-нибудь поверхностью и чем, соответственно, меньше свойственный ей коэффициент отражения, тем ближе ее цвет к черному; чем меньше коэффициент поглощения какой-нибудь поверхности и, соответственно, больше свойственный ей коэффициент отражения, тем ближе ее цвет к белому.
От светлоты предметов следует отличать их яркость, которая зависит от энергии световой волны, или амплитуды ее колебаний. Яркость характеризуется произведением освещенности на коэффициент отражения. Освещенность же предметов характеризуется количеством лучистой энергии, падающей в течение одной секунды на единицу поверхности. Светлота – цветовое свойство поверхности, яркость же характеризуется количеством лучистой энергии, отражаемой от данной поверхности. Это количество лучистой энергии зависит от двух причин: с одной стороны, от коэффициента отражения от данной поверхности, а с другой – от количества лучистой энергии, падающей на данную поверхность.
Поэтому яркость сильно освещенного черного бархата может быть больше яркости белой бумаги, находящейся в тени (рис.1.7).
|
|
|
|
|
|
Рис.1.7 Светлота цвета
Насыщенность – это степень отличия данного цвета от серого цвета, одинакового с ним по светлоте, или, как говорят, степень его выраженности. Насыщенность цвета зависит от отношения, в котором находится количество световых лучей, характеризующих цвет данной поверхности, к общему световому потоку, ею отражаемому. Насыщенность цвета зависит от формы световой волны (рис.1.8).
|
|
|
|
|
Рис.1.8 Насыщенность
Температура цвета– это его относительная теплота или холодность (рис.1.9).
Рис.1.9 Температура цвета
Теплые: Красный, Красно-Оранжевый, Оранжевый, Желто-Оранжевый, Желтый, Желто-Зеленый.
Холодные: Голубой (Сине-Зеленый), Синий, Сине-Фиолетовый, Фиолетовый.
Самый горячий: Красно-Оранжевый.
Самый холодный: Голубой (Сине-Зеленый).
Нейтральные ( Зеленый и Пурпурный).
) холодные тона, близкие к цвету льда, воды, неба, сумерек.
Чистота цвета – доля чистого спектрального в общей яркости данного цвета.
Самые чистые цвета – спектральные. Чистота ахроматических цветов равна 0, так же как и насыщенность. Сочетание цветового тона и насыщенности называют цветностью. Ахроматические цвета ее не имеют.
Естественной шкалой цветовых тонов является спектр солнечного света, в котором цвета располагаются в определенной последовательности.
1.3 Типы гармонических сочетаний цветов
Цветовая гармония – это сочетание отдельных цветов или цветовых множеств, образующие органическое целое и вызывающие эстетическое переживание. Цветовая гармония в дизайне представляет собой определенное сочетание цветов с учетом всех их основных характеристик, таких как
цветового тона;
светлоты;
насыщенности;
формы;
размеров занимаемых этими цветами на плоскости, их взаимного расположения в пространстве, которое приводит к цветовому единству и наиболее благоприятно эстетически воздействует на человека.
Выделяют четыре группы цветовых сочетаний:
Однотоновая цветовая гармония – это такая гармония, которая заключается в выборе одного цветового тона, и в сочетании его оттенков, разных по насыщенности. Гармония нескольких тонов одного цвета, богаче, чем одноцветная композиция, например белый, светло-голубой, синий и темно-синий или коричневый, светло-коричневый, бежевый, белый (рис.1.10).
Рис.1.10 Однотоновая цветовая гармония
Родственная цветовая гармония – это гармония цветов расположенных в одной четверти цветового круга и имеющих в своем составе один общий главный цвет (например, желтый, желто-красный, желтовато-красный). Существуют 4 группы родственных цветов: желто-красные, красно-синие, сине-зеленые и зелено-желтые.
Переходные оттенки одного цвета хорошо согласованы между собой и гармонично сочетаются, так как имеют в своем составе общий главный цвет. Гармоничные сочетания родственных цветов спокойны, мягки, особенно если цвета слабо насыщены и близки по светлоте (красный, пурпурный, фиолетовый) (рис.1.11).
Рис.1.11 Родственная гармония цветов
Родственно-контрастная – это цвета располагаются в двух соседних четвертях цветового круга на концах хорд (то есть линий, параллельных диаметрам) и имеют в своем составе один общий цвет и два других составляющих цвета, например, желтый с красным оттенком (желток) и синий с красным оттенком (фиолетовый). Эти цвета согласованы (объединены) между собой общим (красным) оттенком и гармонично сочетаются. Существуют 4 группы родственно-контрастных цветов: желто-красные и желто-зеленые; сине-красные и сине-зеленые; красно-желтые и красно-синие; зелено-желтые и зелено-синие.
Родственно-контрастные цвета гармонично сочетаются, если они уравновешены равным количеством присутствующего в них общего цвета (то есть красные и зеленые цвета одинаково желтоваты или синеваты). Эти сочетания цветов выглядят более резко, чем родственные (рис.1.12).
Рис.1.12 Родственно- контрастная гармония
Контрастно-дополнительная гармония – это диаметрально противоположные цвета и оттенки на цветовом круге самые контрастные и несогласованные между собой.
Чем больше цвета отличаются друг от друга по цветовому тону, светлоте и насыщенности, тем менее они гармонируют друг с другом. При соприкосновении этих цветов возникает неприятная для глаза пестрота. Но существует способ согласования контрастных цветов. Для этого к основным контрастным цветам добавляют промежуточные, которые гармонично соединяют их (рис. 1.13).
Рис.1.13 Контрастно- дополнительная гармония
.4 Психологические особенности восприятия цвета
Цвет воздействует на физиологические процессы человека и на его психологическое состояние. Зная особенности каждого цвета можно сформировать определенный образ, вызвать определенные эмоции, ассоциации.
Красный – теплый и раздражающий, стимулирует мозг, улучшает настроение. Цвет лидерства, мужской цвет, этот цвет также возбуждающе действует на нервную систему. Как вы думаете, почему телефонные будки изнутри красят в красный или оранжевый цвет? Правильно, чтобы болтали меньше. А с другой стороны красно-оранжевый цвет улучшает настроение. Красный цвет предпочитают влюбчивые и сексуальные люди.
Возбуждение, энергия, страсть, желание, скорость, прочность, мощность, тепло, любовь, агрессия, опасность, огонь, кровь, война, насилие, всё интенсивное и страстное.
Пурпурный – заработок, духовность, благородство, церемония, непостижимый, преобразование, мудрость, просвещение, жестокость, высокомерие.
Голубой, синий цвет создает прохладное окружение, снимает боли при невралгии и воспалениях, означает разочарование и подозрительность. При восприятии голубого время сильно недооценивается. Подвоздействием этого цвета у человека уменьшается уровень тревожности, снижается напряжение и кровяное давление. При слишком долгом воздействии возникают утомление, усталость.
Мир, спокойствие, спокойствие, устойчивость, гармония, объединение, доверие, истина, консерватизм, безопасность, чистота, порядок, лояльность, небо, вода, холод, технология, депрессия, подавитель аппетита.
Зеленый цвет означает недоверие и уравновешенность. Успокаивает нервную систему. Снижает боль, усталость, нормализует кровяное давление. Благоприятствует концентрации внимания. Поле привыкания к зеленому число правильно решенных задач увеличивается на 10%, при сокращении числа ошибок на 20%, но при этом возникает определенная недооценка времени. Зеленый является тихим и успокаивающим. Предпочитают способные, уверенные в себе, стремящиеся к самоутверждению и уравновешенные люди.
Природа, здоровая среда, восстановление, молодость, бодрость, весна, щедрость, плодородие, ревность, неопытность, зависть, неудача.
Оранжевый цвет -самый динамичный, молодежный и веселый цвет. Стимулирует чувства и ускоряет сердцебиение, обостряет восприятие и способствует разрешению сложных ситуаций, задач и проблем. Жизнерадостный и импровизированный. Действие, вызывающее возбуждение, менее сильное, чем от красного поэтому более приятное. Цвет слегка ускоряет пульс, не увеличивая кровяное давление, создает чувство благополучия и счастья. Оказывает благоприятное воздействие на работоспособность, при условии переодического отдыха от него. При длительном восприятии оранжевого может появиться утомление и даже головокружение.
Энергия, баланс, тепло, энтузиазм, оживленный, экспансивный, пышный, требующий внимания.
Желтый жизнерадостный цвет способствует решению задач и проблем. Если исходить из утверждения, что желтый – смесь зеленого и красного, то он объединяет в себе свойства этихцветов. Желтый цвет стимулирует мозг, вызывает возбуждающее напряжение, тркбующее разрядки. Предпочтение желтого означает стремление к независимости, расширение горизонта восприятия. Это ярчайший цвет спектра. Он весьма гибок и легко приспосабливается, всюду проникает. С помощью желтого луча можно подобраться к истокам проблемы. Желтый обожает учиться, отличается сообразительностью, ясностью мысли, точностью. Желтый знает о жизни все… и тем не менее полон оптимизма. Этот цвет находится в постоянной борьбе, не уступает без боя. Радость, счастье, оптимизм, идеализм, воображение, надежда, солнечный свет, лето, золото, философия, мошенничество, малодушие, предательство, ревность, жадность, обман, болезнь, риск.
Фиолетовый цвет любят люди с неустойчивым характером. Он действует на сердце и кровеносные сосуды, а также на психику. Его также называют "цветом женского одиночества".
Коричневый – цвет консервативных людей, не желающих ничего менять. Земля, очаг, дом, надежность, удобство, выносливость, устойчивость.
Тона:
Черный – мотивированное применение силы, созидание, обучение, способность к предвидению, содержательность, скрытые сокровища, разрушительность, использование силы как проявление слабости и эгоизма, подавление, депресия, пустота, воздержание, ограничения. Черный скрывает то, чем обладает. Человек предпочитающий его, стремится скрыть свой внутренний мир от окружающих. Черный символизирует конец. Каждый вечер мы с удовольствием возвращаемся в ночь для восстановления сил. Но именно он дает начало и всему новому. Жизнь начинается с неизвестности. Черный способен контролировать ситуацию благодаря тайным знаниям. Черный стремится любыми средствами удержать свою власть. С другой стороны этот человек испытывает потребность во внешнем контроле.
Мощность, сексуальность, сложность, формальность, элегантность, богатство, тайна, страх, зло, анонимность, недоволство, глубина, стиль, печаль, раскаяние, гнев, метрополитен, хороший техно-цвет, траур, смерть (западные культуры).
Белый – нетронутость, полнота, самоотдача, единство, легкость, выявлении скрытого и ложного, изоляция, бесплодность, окоченение, разочарование, чопорность, скука. Основным качеством белого цвета является равенство. Белый цвет ищет справедливости. Он беспристрастен. Белый цвет символизирует невинность. Это цвет настоящей невесты, девушки еще не знающей страсти. Белый характеризуется определенной плотностью. Держа в руках прозрачный кристалл, вы видите перед собой Сияние. Взяв в руки белую хлопчатобумажную простыню, вы ничего сквозь нее не разглядите. Белый находится на ступень ниже безупречной чистоты Сияния. Белый содержит все цвета спектра поровну, являясь результатом их смешения. Следовательно, белый может использоваться для создания тех или иных сочетаний. Все цвета в белом равны. В мифологии белый служит символом единства. Белый ищет справедливости. Белый парик на голове судьи говорит о его беспристрастности. Белый ? духовный хранитель. Если присутствует белый цвет, то все будет в порядке. Доктор в белом халате вырывает человека из пасти смерти. Почтение, чистота, простота, мир, смиренность, точность, невиновность, молодость, рождение, зима, снег, хорошо, стерильность, брак (западные культуры), смерть (восточные культуры), холодный, клинический, стерильный.
Серый – безопасность, надежность, интеллект, степенный, скромность, достоинство, завершенность, твердый, консерватор, практический, старость, печаль. Серый, черный и белый (тона) – являются связуюшим звеном для цветов. Не обладают эффектом. Являются фоном для цветов и повышают интенсивность находящегося рядом цвета, а при добавлении повышают светлоту(светло-серый, белый) или насыщенность(темно-серый, черный) цвета.
.5 Цветовые тенденции сезона осень-зима 2012-2013г.
Палитра сезона осень-зима 2012-13 представляет собой сочетание нейтральных и ярких оттенков.
French Roast («Жаркое по-французски») – богатый и сложный коричневый оттенок, который в этом сезоне может стать альтернативой базовому чёрному (рис.1.23).
.
1.23 French Roast («Жаркое по-французски»)
Gold (Медово-золотой) – приглушенный жёлтый оттенок внесёт немного солнца в осенний день. Его можно использовать как цветовую основу look’а и сочетать с коричневым French Roast и синим Olympian Blue (рис. 1.24).
Рис. 1.24 Honey Gold (Медово-золотой)
Pink Flambé (Розовый огонь)– яркий розовый цвет с тёплой нотой специалисты Pantone предлагают сочетать с синим и оранжевым (рис.1.25)
Рис.1.25 Pink Flambé (Розовый огонь)
–красно-оранжевый оттенок – новая версия красного в сезоне осень-зима 2012-13 (рис.1.26).
Ultramarine Green (Зеленый ультрамарин)– холодные оттенки зеленого очень актуальны в этом сезоне. В версии Pantone это зеленый ультрамарин (рис.1.27).
Рис.1.27 Ultramarine Green (Зеленый ультрамарин)
Chartreuse (Яркий горчичный)- активный горчичный оттенок осенью более органично будет смотреться в принтах, а более спокойные версии подойдут для однотонных вещей (рис.1.28).
Рис.1.28 Bright Chartreuse (Яркий горчичный)
Blue (Олимпийский синий) – исследователи Pantone посвятили Олимпиаде сине-голубой оттенок (рис.1.29).
Рис.1.29 Olympian Blue (Олимпийский синий)
(Титан)- элегантный универсальный серый цвет предлагается сочетать с зеленым ультрамарином, пепельно-сиреневым и дымчато-розовым (рис.1.30).
Рис.1.30 Titanium (Титан)
Rhapsody (Рапсодия)– пепельно-сиреневый оттенок можно встретить в виде отдельных акцентов или в принтах (рис.1.31).
Рис.1.31 Rhapsody (Рапсодия)
Rose Smoke (Розовый дым) – сочетается с оттенками Rhapsody и Titanium, но также органичен и в сочетаниях с яркими оттенками (рис.1.32).
Рис.1.32 Rose Smoke (Розовый дым)
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ИСТОЧНИКА ВДОХНОВЕНИЯ ДЛЯ СОЗДАНИЯ ДЕКОРАТИВНОЙ КОМПОЗИЦИИ
.1 Орнамент
Орна́мент (лат. ornemantum – украшение) – узор, основанный на повторе и чередовании составляющих его элементов; предназначается для украшения различных предметов (утварь, орудия и оружие, текстильные изделия, мебель, книги и т. д.), архитектурных сооружений (как извне, так и в интерьере), произведений пластических искусств (главным образом прикладных), у первобытных народов также самого человеческого тела (раскраска, татуировка). Связанный с поверхностью, которую он украшает и зрительно организует, орнамент, как правило, выявляет или акцентирует архитектонику предмета, на который он нанесён. Орнамент либо оперирует отвлечёнными формами, либо стилизует реальные мотивы.
Происхождение орнамента доподлинно неизвестно. В нём запечатлено эстетическое осмысление деятельности человека, творчески преобразующей, упорядочивающей природу или религиозного содержания. В орнаменте, особенно в народном творчестве, где он имеет самое широкое распространение, запечатлелось фольклорно-поэтическое отношение к миру. Со временем мотивы утрачивали свой первоначальный смысл, сохраняя декоративную и архитектоническую выразительность. Важное значение в генезисе и дальнейшем развитии орнамента имели эстетические общественные потребности: ритмическая правильность обобщённых мотивов была одним из ранних способов художественного освоения мира, помогающим осмыслить упорядоченность и стройность действительности.
Возникновение орнамента уходит своими корнями в глубь веков и, впервые, его следы запечатлены в эпоху палеолита. В культуре неолита орнамент достиг уже большого разнообразия форм и стал доминировать. Со временем орнамент теряет своё господствующее положение и познавательное значение, сохраняя, однако, за собой важную упорядочивающую и украшающую роль в системе пластического творчества. Каждая эпоха, стиль, последовательно выявившаяся национальная культура вырабатывали свою систему; поэтому орнамент является надёжным признаком принадлежности произведений к определённому времени, народу, стране. Особенного развития достигает орнамент там, где преобладают условные формы отображения действительности: на Древнем Востоке, в доколумбовой Америке, в азиатских культурах древности и средних веков, в европейском средневековье. В народном творчестве, с древнейших времён, складываются устойчивые принципы и формы орнамента, во многом определяющие национальные художественные традиции. Например, в Индии сохранилось древнее искусство ранголи(альпона)- орнаментальный рисунок – молитва.
К числу формальных особенностей орнамента относится декоративная стилизация, плоскостность, органическая связь с несущей орнамент поверхностью, которую он всегда организует, нередко выявляя при этом конструктивную логику предмета. Не всякий узор можно считать орнаментом. Так, узорная ткань с бесконечно повторяющимся раппортом, не является орнаментальной. По характеру композиции, орнамент может быть ленточным, центрическим, окаймляющим, геральдическим, заполняющим поверхность или же сочетающим некоторые из этих типов в более сложных комбинациях. Это связано с обусловленной формой декорируемого предмета.
В орнаментальной композиции обязательно присутствует мотив.
Мотив- часть орнамента, который состоит из одного или нескольких элементов и повторяется в композиции.
Орнамент делится на несколько видов:
1) Ленточный– мотив, многократно повторяющийся в многократном направлении (рис.2.1).
Рис.2.1 Ленточный орнамент
) Сетчатый– мотив, повторяющийся в двух направлениях и заполняет всю декорируемую плоскость (рис.2.2).
Рис.2.2 Сетчатый орнамент
) Центрический или замкнутый– мотив, основанный на центрально- осевой симметрии, когда мотив вращается вокруг своей оси (рис.2.3).
Рис.2.3 Центрический орнамент
В зависимости от тематического содержания мотива, орнаметы подразделяются на жанры:
Геометрический орнамент– это орнамент, состоящий из абстрактных форм (точки, прямые, ломаные, зигзагообразные, сетчато – пересекающиеся линии; круги, ромбы, многогранники, звёзды, кресты, спирали; более сложные специфически орнаментальные мотивы – меандр и т. п.) (рис.2.4).
Рис.2.4 Геометрический орнамент
Растительный орнамент- мотив орнамента являются стилизованные изображения растений (рис.2.5).
Рис.2.5 Растительный орнамент
Зооморфный орнамент– орнамент, в котором используют стилизованные изображения животного мира (рис.2.6).
Рис.2.6 Зооморфный орнамент
Антропоморфный орнамент- композиция, составленная из изображений человеческой фигуры (рис.2.7).
Рис.2.7 Антропоморфный орнамент
Каллиграфический орнамент– мотивом такого орнамента являются буквы (рис.2.8).
Рис.2.8 Каллиграфический орнамент
Геральдический орнамент– орнамент, в котором, в качестве мотива используют гербы, флаги, оружия и т.д. (рис.2.9).
цвет декоративная живопись орнамент
Рис.2.9 Геральдический орнамент
Тератологический орнамент- мотивом являются персонажи, не существующие в природе, а фантазии порожденные художником (рис.2.10).
Рис.2.10 Тератологический орнамент
.2 Бурятский национальный орнамент
Культурным ценностям любого народа относятся орнаменты, которые широко распространены в быту, народном искусстве, архитектуре и т.д. Орнаменты мы видим везде. Они – одно из древнейших проявлений народного творчества. Орнамент монголоязычных народов носит название "хээ угалз", по-бурятски слово звучит "угалза", что означает узор.
Древнейшая функция орнамента – магическая: человек разрисовывал свое тело, лицо, личные предметы теми или иными узорами, выступающими в роли защиты, оберега. Декоративная функция узора – узор как украшение; информационная функция сводится к получению того или иного сведения о человеке, предмете или явлении. Бурятский народный орнамент имеет немало общих черт с орнаментом живших в древности и ныне живущих кочевых и полукочевых народов Средней Азии и Южной Сибири. Самые распространенные орнаменты монголоязычных народов – геометрические.
Ведущими мотивами геометрического орнамента являются "меандр" или "алхан хээ" – (молоточный орнамент (рис.2.11), рисунок стеганого матраса -шэрдэг – "шэрэмэл шэрдэгэй хээ", "улзы" – (плетенка (рис.2.12) и сложные сочетания крестообразного орнамента "хас" – (свастика (рис.2.13)), круг.
Меандр – "алхан хээ" называют молоточным, т.к. по-бурятски и монгольски "алха" – молоток. Этот узор имеет множество вариантов, в числе которых встречается классический меандр древних греков, его упрощенные и усложненные виды. Меандр у монголоязычных народов выражает идею вечного движения. Но в самом названии меандра "алхан хээ", связанном с древним орудием труда, отразилось уважение скотоводческих племен к ремеслу. Но не только уважение, а и любовь к ремеслу отразились в названии орнамента, т.к. известно, что кочевники прославились как искусные мастера по изготовлению мужских и женских украшений из золота и серебра, как мастера по изготовлению конской сбруи.
Рис.2.11 Меандр
Рис.2.12 Улзы (плетенка)
Рис.2.13 Хас (свастика)
Широко применялись в быту кочевников изделия из войлока. Технология катания изделий, функции и обряды, связанные с ним, описаны выше в разделе "Жилище". Если большие плоскости войлока, которыми укрывали юрту, использовались без простежки, то небольшие по размерам войлочные матрасы – шэрдэг -простегивались насквозь сухожильной ниткой. Такая операция у многих кочевых народов преследовала практическую цель: она должна была придать войлочному матрасу особую прочность. Без простегивания войлок при перекочевках мог бы растрепаться по краям и распасться на отдельные куски. Нанесение узоров в технике сквозной простежки – сложный и кропотливый труд, требующий большого мастерства и точного глазомера. В бурятских селах и сейчас встречаются прекрасные образцы этого столь необходимого в быту произведения народного искусства. В нанесении узора на бурятских, монгольских шэрдэгах получили развитие два типа орнаментальных мотивов: геометрический и цветочный. Мастерицами созданы несколько вариантов таких узоров в форме замкнутых секций, полностью покрывающих плоскость матраса. Форму узоров можно понимать по-разному, в зависимости от того, что будет принято за основу. При нанесении цветочного орнамента используется четырехлепестковая розетка, из геометрических – ромбы или квадраты. В современном быту практически перестали новые изделия украшать орнаментами, обычным явлением стало использование матерчатых матрасовок. Территория Бурятии богата растительным миром. Сосна и кедр, лиственница и береза, зеленеющие долины, на которых вольно пасутся стада – основа жизни и деятельности скотовода-кочевника отразились в орнаментальном искусстве бурят.
Эта группа орнаментов во всем их многообразии символизирует жизнь, красоту, долголетие и мир на Земле. Поэтому они уместны на одежде мужчин, женщин и детей, на росписи мебели, украшениях, конской сбруе и детских игрушках. Бурятский орнамент – составная часть художественной национальной культуры, сохранившая самобытный характер, преемственную связь с прошлым, отличающаяся особой устойчивостью традиционных образов, мотивов, форм. Однако, бурятский орнамент остается еще малоизученной областью, которая не получила должного, всестороннего и глубокого анализа, особенно в искусствоведении, поэтому эта работа поднимает действительно актуальную проблему.
2.3 Бурятский национальный орнамент в современном дизайне
Бурятский орнамент имеет свои выразительные особенности, отличающиеся от узоров других народов традиционными мотивами, формой, цветовой гаммой, композиционным решением. Он находит универсальное применение при украшении предметов быта, народного костюма, ювелирных украшений и др.
В современном бурятском искусстве чешуйчатый орнамент и изображение парных рыбок встречаются на женских нагрудных украшениях – hиихэ. Изображение двух золотых рыбок – сырня – один из восьми буддийских символов – жертвоприношений – “найман тахил”. Рыба – существо, обитающее в воде, связана с водным царством, одним из четырех стихий, символизирует бдительность. В бурятском декоративном искусстве радужным орнаментом расписывается лицевая сторона мебели, из шелковых тканей с изображением такого орнамента шьется нарядная одежда для мужчин и женщин. Символизирует чистоту, красоту и радость, ибо радуга появляется на небе после дождя, радуя своими красками глаза и душу человека. Сувениры несут колорит места, в котором они были произведены и приобретены. Это может быть эмблема города, изображение памятного места, объект культуры. Сувениры часто продаются в специализированных магазинах и палатках.
К культурным ценностям любого народа относятся орнаменты, которые широко распространены в быту, народном искусстве, архитектуре и т.д. Орнаменты мы видим везде. Они – одно из древнейших проявлений народного творчества. Орнамент является важнейшим компонентом, определяющим художественное содержание бурятского сувенира. Бурятский орнамент имеет свои характерные выразительные особенности, отличающие его от национальных узоров других народов (традиционные мотивы, форма, цветовая гамма, композиционное решение и т.п.). Это объясняется спецификой естественно-географических, природных, бытовых, культурных и ряда других условий, в которых происходило его формирование.
.14 Бурятский национальный орнамент в современном костюме (дизайнер Н.Тогочиева)
2.15 Бурятский национальный орнамент в оформлении интерьера
Заключение
Главное в живописи цветов это сопоставление цвета друг с другом, образуя выразительные сочетания. При подборе цветовой гаммы курсовой работы важно учитывать правила о гармоническом сочетании используемых цветов.
При выполнении курсовой работы были систематизированы теоретические знания, практические навыки и умения.
В первой главе пояснительной записки были отражены основные характеристики цвета, рассмотрены принципы составления цветовых гармоний, а так же психологическое воздействие цвета на состояние человека и тенденции цвета в новом сезоне.
Во второй главе пояснительной записки был выполнен анализ творческого источника проектируемого декоративного панно – национальный орнамент Бурятии.
Таким образом, задача выполнена и цель достигнута.
Список литературы
1. Большая Советская Энциклопедия. Орнамент. М., 2004.
2. Лоренц Н. Ф. Орнамент всех времен и стилей. М., 2005.
. Миннарт М. Свет и цвет в природе. Р н/Д.: Феникис, 2009.
. Иттен Иоханнес Основы цвета. М., 2009.
. Беляева С.Е. Основы изобразительного искусства и художественного проектирования. М.: Академия, 2009.
6. Волков Н.Н. Цвет в живописи. М.: Искусство, 2007
7. Арнхейм Р. В.Н.Самохина. Искусство и визуальное восприятие, М., 2009.
. Иттен И. Искусство цвета. М.: Издатель Д.Аронов, 2001.
9. Миронова Л . Цветоведение. – Минск: Высш. шк., 2003.
10. Бабуева В.Д. Материальная и духовная культура бурят. У-У., 2004.
Интернет-ресурсы
1 Психология человека. – http://motion.kodak.com
2 Викия, Наука-цвет. – http://ru.science.wikia.com
3 Цвет -теория и практика. – http://lightcolor.iatp.by