- Вид работы: Дипломная (ВКР)
- Предмет: Культурология
- Язык: Русский , Формат файла: MS Word 44,57 Кб
Декоративно-прикладное искусство на примере техники батик
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«КУБАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
(ФГБОУ ВПО «КубГУ»)
Кафедра дефектологии и специальной психологии
ДИПЛОМНАЯ РАБОТА
Декоративно-прикладное искусство на примере техники батик
Работу выполнил
М.М. Лысенко
Факультет Педагогики, психологии и коммуникативистики
курс 4 ЗФО
Специальность: 050715-Логопедия
Научный руководитель
Преподаватель А.И. Бушуева
Нормоконтролер
Ст. преподаватель И.В. Лаврентьева
Краснодар 2013
ВВЕДЕНИЕ
Дипломная работа представляет собой деревянную ширму с текстильными вставками, расписанными в технике холодного батика.
При выборе темы диплома, во-первых, стояла задачу найти для себя тот вид изобразительного искусства, который был бы близок по духу, стал бы увлекательным занятием и доставил бы удовольствие от реализации замыслов. Это помогло бы при создании работы добиться выразительности и индивидуальности исполнения.
Во-вторых, важна была актуальность темы и значимость работы.
После длительных поисков, выбор остановился на росписи по ткани или батике. Батик является совершенно уникальным и неповторимым видом в художественном искусстве. Он поражает своим живописным разнообразием и оригинальностью. Работая в технике батик, так же большое внимание уделяется форме, пропорциям и красоте материала.
Существует множество техник росписи по ткани. Батик вобрал в себя особенности и приемы многих изобразительных искусств: акварели, графики, витража, мозаики и др.
Помимо очаровывающих художественных эффектов, причиной выбора стало то, что декоративные ткани играют важную роль в эстетическом окружении человека, будь то картина, панно, текстильные элементы интерьера или же атрибуты гардероба. Актуальность избранной темы определяется тем, что этот вид искусства очень востребован в наше время. С практической стороны, изделия, выполненные с применением техники батик, являются украшением одежды, широко применяется в оформлении интерьера (шторы, скатерти, пастельные принадлежности и др.). В историческом аспекте батику, как очень интересной технике росписи тканей, посвящено множество публикаций.
После того, как была определена основная часть темы, встал вопрос о ее воплощении. Привлек такой элемент декора, как ширма. Помимо того, что она несет на себе функциональную роль, разделяя пространство помещения, ширма является своеобразной переносной картиной. Этот забытый нами предмет интерьера дает множество возможностей для воплощения идей в росписи по ткани.
Итак, сформировалась основная цель работы: изучить материал по заданной теме; углубить свои познания в истории развития росписи по ткани и ширмы, как изучаемого предмета, передача цветовых эффектов и насыщенности цвета; систематизировать свои знания для создания оригинальной творческой работы.
Исходя из этого, можно выявить основные задачи:
собрать текстовый и иллюстрационный материал для изучения темы;
освоить основные приемы росписи тканей;
выполнить творческую композицию.
Приступив к работе, были выявлены основные особенности батика. Был изучен теоретический материал, создано множество поисковых работ, с целью окончательного выбора техники и непосредственной темы для композиции.
Выбор остановился на растительных мотивах в технике холодного батика. В частности, темой творческой работы является «Стилизация цветов». Холодный батик привлек возможностью достичь яркой декоративности и выразительной пластики, а так же эффектом легкости и воздушности, которых можно добиться, работая в этой технике.
Теоретическая часть дипломного проекта изложена в этой пояснительной записке, практическая часть представлена в приложении к ней.
В пояснительную записку включены: введение, четыре главы, заключение и используемые источники.
В первой главе представлены сведения из истории.
Во второй главе рассказывается о практическом использовании декоративных тканей в интерьере и об особенностях их восприятия, которые нужно учитывать при их создании.
В третьей главе рассматриваются основные виды батика, техники, материалы и инструменты для его выполнения. Информация, полезная и интересная для всех, начинающих работать с декоративным текстилем.
В четвертой главе описывается основной ход практической работы.
Глава 1. Краткие сведения из истории
.1 История шелка
"Жемчужина среди тканей" с её неподражаемым блеском и уникальными качествами постоянно окружена легким ореолом роскоши. Особый антураж создают тайны и легенды, связанные с открытием и изготовлением шёлковой ткани. Искусство создавать шёлк родилось в Китае, и существует множество историй и мифов о том, как начиналось разведение гусениц шелкопряда, и как появился первый шёлк. Одна из версий наиболее распространенной в Китае легенды гласит, что тайну шёлка открыла в 111 тысячелетии до н.э. Си Лин Ши, жена Желтого императора Хуанцы. Во время одной из прогулок к ногам Си Лин Ши якобы упали небольшие плоды тутового дерева. Когда императрица подняла один плод, из него вылупилась бабочка. Заинтересовавшись этим, императрица стала наблюдать за всем циклом развития гусениц шелкопряда, и ей пришла в голову мысль, что нить, которой гусеница обматывает себя, снова можно размотать и соткать из неё ткань[36].
Название "шёлк" присваивается, в соответствии с законом о наименовании тканей, только тем волокнам, которые производятся из коконов шелковичных червей. Доля шёлка в мировом производстве волокон составляет менее 0,5%. Несмотря на весь научный и технический прогресс нашего времени, шёлковые нити по-прежнему получают только путем разведения тутового шелкопряда. Жизнь шелкопряда длится 28 дней, за свою жизнь каждый шелкопряд производит примерно 1000 метров шёлковой нити. Древние любили повторять: "Из малого строится великое". Маленькая бабочка подарила человечеству шёлк. Это необычное сырьё, не растительного и не животного происхождения. Изделия из шёлка во все времена являлись символом аристократичности и утонченности. В Японии самой великолепной и дорогой одеждой считается кимоно из шёлка. В Европе считали, что шёлк растет на деревьях, и что только китайцы знают секрет этой культуры[45].
Уникальные свойства шелка и окружавшие его возникновение легенды сделали струящуюся, нежную на ощупь ткань выражением могущества, роскоши и, пожалуй, самым вожделенным товаром в Риме на рубеже старого и нового летоисчислений. Шелк был настолько дорогим, что шел на вес золота. Так, например, Цезарь демонстрировал свое могущество помимо всего прочего и тем, что при вхождении в Рим велел натянуть на тенты драгоценную шелковую ткань. В скором времени шелк настолько покорил римлян, что появилась озабоченность по поводу экономической мощи великого государства. Вместе с тем опасались, что воцарившаяся с шелком роскошь приведет к упадку и разложению. Так, в 14 г. н.э. Тиберий запретил римлянам носить шелковую одежду – хотя, по правде сказать, этот запрет так никем и не выполнялся. Тайна изготовления шелка на радость китайцами торговцам шелкового пути, в чьи карманы, прежде всего и стекалась вся прибыль, – еще долго оставалась неразгаданной. Якобы даже сам Нерон предполагал, что шелк вычесывают из коры тутового дерева или же получают из какого-то пустынного цветка. Тем временем римляне уже научились ткать нежный шелк. Относительно толстая китайская шелковая ткань под неусыпным надзором римлян осторожно разделялась на мануфактурах Ближнего Востока на нити, после чего из них снова ткали невесомую, украшенную различными орнаментами и узорами ткань. Эти искусно сотканные и великолепно окрашенные получаемой из пурпурных улиток краской драгоценные ткани попадали по шелковому пути назад в Китай, древнюю родину шелка. Когда же римским купцам примерно в 150-200 гг. н.э. во время одной из поездок в далекий Китай удалось узнать тайну шелка и познакомиться с его получением с помощью гусениц шелкопрядов, они все предприняли для того, чтобы самим разводить удивительных бабочек. Однако добиться этого удалось лишь в 532 году после рассада единой китайской империи. Пожалуй, как этот великолепный пестрый жаккардовый шелк, сияли знамена парфян в ослепительных лучах солнца. По поручению императора Юстиниана, два византийских монаха несторианца вывезли из Китая контрабандой личинки гусениц в полых посохах. В 533 гожу, в Сирии, вывелись из коконов первые гусеницы шелкопряда. Более трех тысячелетий Китаю удавалось сохранять тайну разведения шелкопрядов, а должно было пройти еще несколько веков, прежде чем Китаю пришлось уступить свое господствующее положение на этом рынке арабам. Теперь изготовление шелка стало распространяться вместе с исламом и в Северную Африку, Сицилию, Испанию. Центром производства шелка стал Дамаск. Когда в ХШ столетии производство шелка на территории современной Италии достигло значительных объемов, то «победоносное шествие» шелка уже невозможно было остановить и в остальной Европе. Шелком стали торговать практически повсюду. В 1522 г. Кортес достиг берегов нынешней Мексики. Среди всего прочего он привез с собой тутовые деревья и гусениц шелкопряда. Таким образом, изготовление шелка началось теперь и в Новом Свете, а китайская монополия на шелк ушла в далекое прошлое[62].
В Британии шелковое производство не играло сколько-нибудь заметной роли вплоть до конца XVI – начала XVII века, именно в это время в Англию перебрались ткачи из Нидерландов и Франции, где уже существовала устойчивая шелкоткацкая индустрия. Эти заезжие мастера первоначально обосновались в Лондоне, в районе Спайтлфилдз, а затем постепенно расселились по всем областям страны. Производство шелка стало важной и специализированной отраслью торговли, что привело в 1629 году к основанию Шелкоткацкой гильдии[2, стр.7].
Увиденная однажды, эта ткань в последующие столетия повергла Европу в настоящую "шёлковую лихорадку". Прохладную ткань, "легкую, как облако" и "прозрачную, как лед", европейцы назвали "китайская вуаль". В период правления Августа Рима, китайский шёлк имел равную ценность с золотом и специями. В настоящее время 4/5 шёлка производится в Китае.
Настоящий шёлк легок и приятен телу, благотворно влияет на магнитное поле человека, нормализует кровяное давление, теплообмен, снимает усталость, дышит и хорошо впитывает влагу. Сырье шёлка содержит свыше восемнадцати полезных биологических микроэлементов. Если положить на ладонь тончайшую салфетку из шёлка, через несколько секунд можно почувствовать, как рука под этой необычайно легкой полупрозрачной тканью становится теплой: когда холодно, шёлк согревает, когда жарко – создает прохладу. Топики, маечки, сорочки из настоящего 100% шёлка – все это вызывает желание примерить и купить чего-нибудь из всего этого шёлкового великолепия. История шёлка насчитывает не одно тысячелетие, но эта ткань и сейчас является лидером моды. Шёлк обладает уникальными свойствами – он гигроскопичен, хорошо окрашивается, легок, кроме того, очень прочен. Из него одинаково качественно получаются как легкие ткани: муслин, вуаль, органза, различные крепы, шифоны, так и плотные ткани: муар, тафта, бархат, атлас, парча, дамаск. Шёлк идет на производство бельевых, платочных тканей, а также портьерных, декоративных и мебельных тканей. Прочность шёлка используется даже в парашютах и бронежилетах[45].
1.2 История развития батика
В разных странах техника батика, или нанесения рисунка на ткань, имеет свои особенности, но в любом случае используют воду и воск.
Участки ткани, покрытые воском, не впитывают краску. Воск также сочетают с рисовым клейстером и глиной. Наносят их вручную, с помощью бумажных конусообразных пакетиков, чантингом, а для повторения рисунка используют деревянные или медные штампы, трафареты из дерева или высококачественной бумаги.
Понятие «батик» впервые появляется в голландских текстах 17 столетия. Яванцы называют батик «амбатик», что означает рисование и письмо. Хотя на художественных изображениях из Индии и можно увидеть одежду, рисунок которой напоминает роспись в технике батика, ранних образцов таких тканей не обнаружено. Самые древние образцы найдены в Египте, они датируются 5 веком н.э[59].
Искусство батика очень древнее. Самые ранние упоминания об использовании красителей для ткани можно найти в китайских текстах, относящихся примерно к 2500г. до н.э. Изобретение шелка также приписывают китайцам (хотя есть мнение, что еще в 1 тысячелетии до н.э. его вполне могли производить и в Индии). Но то, что батик применяли в Китае во времена династий Суй (710-794), известно абсолютно точно. В любом случае история прочно связывает это искусство с Китаем, ведь именно оттуда оно распространилось по всему миру – вместе с шелком. Нежная, легкая материя ценилась тогда на вес золота и экспортировалась из Китая в Японию, Центральную Азию, а оттуда на Ближний Восток и в Индию. Потому – то этот торговый путь и получил название Великого шелкового пути[3].
В Индонезии, в некоторых областях Центральной Явы и прилегающих к ней островах, сохранилась древнейшая форма резервирования, которой пользуются до сих пор при создании особой церемониальной ткани. Резервом здесь служит специально приготовленная рисовая паста, которую наносят с помощью бамбуковой палочки. Ткань берут только ручного прядения, краска приготовляется из корня растения Morinda citrifolia, окрашивание происходит в несколько стадий и длится несколько дней. После удаления пасты остаются простые, в основном геометрические, реже – фигуративные изображения.
Русский этнограф Игорь Каммадзе, изучавший материальную и духовную культуру Явы, обращает пристальное внимание на искусство батика: «С давних пор батик стал неотъемлемой частью ритуала поклонения богам, раджам и т.д., и каждый узор полон символики и наделён волшебной силой. Одним из значительных символов индонезийской культуры является ‘крис’ – древнейшее оружие яванцев – он же один из любимейших и символичных мотивов, изображаемых в батике. В отличие от криса, изготовление батика является исключительно женским ремеслом».
Символическое значение батика проявляется в его традиционной сине-коричневой цветовой гамме, в изображении древних орнаментальных мотивов и, особенно, в том, что ни один обряд жизненного цикла не обходится без криса и без батика. «Крис, завернутый в ткань, воплощает единство космоса во всей его полноте, отдельно же крис и батик – воплощение мужского и женского аспектов мироздания». Философско-символическая соотнесенность предметов материальной культуры и духовной жизни народа имеет очень древние корни[59].
Из стремления воспроизвести понравившиеся узоры в собственной технике возник типично яванский прибор – тьянтинг (джаньтинг) – маленький медный сосуд, который наполняется расплавленным воском и может быть разогрет на огне, если воск начинает застывать. Сосуд снабжен тонкой загнутой трубочкой, из которой вытекает тонкая струйка воска, и именно это приспособление позволяет нанести тонкие штрихи, линии и точки, составляющие сложный узор – характерную особенность индонезийского батика. А рисование от руки превращает простое окрашивание ткани, столь необходимое в повседневной жизни, в высокоразвитое искусство.
Следующей предпосылкой для развития узорного украшения ткани послужил особенно тонкий гладкий хлопок, привозимый из Индии. Этот дорогой материал могли себе позволить только женщины богатых городов побережья и жители кротонов – княжеских домов патриархальной Явы[38].
Из тысячи различных орнаментов, передававшихся из поколения в поколение, многие были в конце 18 века запрещены к употреблению для простолюдинов, и носить их дозволялось только членам княжеской семьи и лицам, особо приближенным к султану. Это были прежде всего традиционные ритуальные, символические орнаменты. К таким орнаментам относились, например, изображения мифической птицы с раскрытым перепончатым хвостом, схематичное изображение старинного меча, спиральная полоса, язычок пламени, дополняющий спираль, штрихи, напоминающие дождик, мотив изображения священнной горы на белом фоне. Эти запреты и предписания строго соблюдались в XVIII веке, и даже сегодня появиться в кратоне Джакарты в запретном (lorangan) узоре считается неприличным для местных жителей. Символическое значение узоров возвышало и магически защищало их носителей.
Настоящий художник по ткани глубоко укоренен в собственной культурной традиции. Кроме того, занятие батиком требовало много времени, совершенствования мастерства, создания особой атмосферы духовной гармонии и концентрации. Все это вело к расцвету искусства батика.
Когда англичане в 1811 году оккупировали Яву, они решили распространить английские хлопчатобумажные ситцы во всем юго-азиатском регионе, но натолкнулись на непреодолимое препятствие, которым было качество окраски местного батика. Оно было гораздо выше европейского, растительные красители не линяли при стирке, как это происходило с ситцами, окрашенными анилином. Так местная традиция укрепила свои позиции, и, возможно, именно этот фактор повлиял на дальнейший ход событий.
Мелкие торговцы поставляли желающим работать привозную ткань для батика и доставали красители, приготовленные по традиционной технологии. Одновременно разрушается ‘монополия’ женщин в батике. Совершается переход к технике tjap – батика, т.е. нанесения узора медным штампом, и мужчины, работающие по найму в мастерских, берут на себя изготовление штампов. Это было достаточно дорогим и даже рискованным делом. Новый индийский или европейский узор не всегда сразу находил своего потребителя, и затраты на изготовление целой партии одинаковых батиков могли привести как к неожиданному богатству, так и к полному разорению. Поэтому мастерские никогда не переходили целиком к производству tjap – батика, продолжая разрисовывать ткани вручную. Это обеспечивало сохранение художественных навыков исполнителей, богатство вариаций в орнаментации, неповторимость и высокое качество изделий[41].
Как развивалась история технологий окраски в Индии, Китае и Японии?
В Индии в средние века рисунок на ткань наносился двумя способами – кистями и при помощи деревянного штампа. Первый способ был весьма трудоемким и длительным. Известные исследователи индийского ткачества Дж.Ирвин и П.Шварц утверждают, что «раскрашивание ткани кистями было гораздо ближе к искусству, чем к ремеслу». Из ручной технологии до настоящего времени широко распространена техника узелковой окраски ткани, так называемая бандхана, при которой узор выглядит составленным из мелких неровных пятнышек. Изображения людей в одежде, украшенной таким точечным узором, можно увидеть в скульптурах, рельефах и фресках древних индуистских храмов.
Другая древняя технология распространена в Гуджарате. Ткань свивают жгутом и плотно обматывают те места, где должны быть полосы, затем ткань погружают в краску. После развязывания на месте свивки остается непрокрас. Такая техника называется лахерия. Она похожа на батик, но здесь иной метод резервирования.
Технология, соответствующая батику, известна под названием каламкари и сохранилась в основном в Короманделе и Тамилнаде в среде ремесленников, изготовляющих для местной клиентуры портьеры для храмов, пологи, балдахины, часто включающие мифологические сценки и даже портреты. Понятно, что такая технология не дает большого количества изделий и не может удовлетворить широкий спрос. А такой спрос появился в Индии в XVII веке, в связи с ее колонизацией англичанами.
Распространение метода набойки, или набивки явилось важным усовершенствованием. Индийские ситцы (голландское chintz от хинди ‘чхинт’) пользовались огромной популярностью в самой Индии и за ее пределами, особенно в Европе XVII-XVIII веков. Для мольеровского Журдена обзавестись ситцевым халатом означало приобщиться к аристократическому обществу. Европа была настолько покорена индийскими ситцами, что быстро переняла технологию их изготовления. Можно сделать вывод, что именно европейский спрос породил развитие индийской набойки, которая совершенно вытеснила ручное изготовление ткани в Индии. Набивные ткани упоминаются в произведениях художественной литературы и воспоминаниях путешественников первых десятилетий XVI века как уже распространенный вид текстильных изделий. Современные исследования находят относящиеся ко все более ранним периодам доказательства того, насколько высоко были развиты тканевое производство и технологии в средневековых Индии и Китае.
Китай дал миру такой прекрасный материал, как шёлк. Техника украшения шелковой ткани методом набойки в Китае называлась жанцзе. Это можно перевести как узоры краской, орнамент, получаемый погружением в красящую жидкость. Во многих письменных источниках говорится, что ткани жанцзе повсеместное носила как знать, так и простой народ. В танский период существовало три различных метода нанесения узоров краской: восковой, блоковый и узелковый. По-видимому, самым древним и традиционным из них является метод лацзе (узоры воском). Чаще всего применялась двухцветная окраска. В три цвета окрашены немногие дошедшие до нас образцы. Они назывались санбаоцзе. Исследователи-этнографы считают, что тройная окраска была техническим пределом, так как при наложении четвертого слоя ткань делается почти черной. Вышеописанный способ можно смело назвать батиком. Только это батик на шёлке[38].
В Японии технологии украшения ткани развивались своим особым путем. Как и многое другое, это было обусловлено её географической изоляцией, самодостаточностью и своеобразием культуры. Считается роспись по ткани мировой культуре под названием батик, была завезена в Японию из Индии или из Китая. По-японски он назывался рокэти и использовался при разрисовке ткани для ширм и одежды. VIII век был золотым веком художественного ткацкого производства в Японии. В это время уже существовало множество видов ткани; кроме батика, развивается вышивка и восковая набойка – суримон, а также техники кокэти (узоры по трафарету) и юхата, напоминающая индийскую лахерию. С Х-ХI веков японский костюм стал роскошным как никогда. Погоня за сложностью наряда вызвала к жизни искусство чередования цветовой гаммы складок и одежд и тщательного размещения узора, который не должен теряться в складках. Рисунки, полученные техникой трафарета, вытесняются градуированной ручной росписью. С течением веков меняются предпочтения: так, в XIII веке в моду входит орнаментация гербами, а в конце XVI в полной мере оценят значение сюжетного узора, и на ткань для кимоно и ширм переносят целые картины. Продолжает развиваться техника набойного рисунка, а в конце XVII – техника юдзен, разработанная Миядзани Юдзен – рисунок с помощью рисовой пасты! Возникает вопрос, а не привезли ли эту технологию голландцы с Явы? Ведь именно в торговле с Японией Нидерланды добились почти монопольного положения. В начале XIX века изготовление тканей и узоров достигло большого совершенства, но творчество в орнаментике начинает вытесняться штамповкой, как это случилось гораздо раньше в Индии и Китае, где связь с Европой налаживалась издревле по Шелковому Пути, а затем в процессе колонизации[59].
Особо следует отметить ‘вропейский’ фактор развития тканевых технологий. С проникновением европейцев (в основном, голландцев и англичан) в Индию и Индонезию связаны многие цивилизационные и культурные процессы. В их числе развитие ткацко-красильного производства в связи с расширением спроса, распространение технологий, взаимопроникновение восточной и европейской эстетики в орнаменталистике, ее обогащение и в то же время некоторое упрощение, необходимое при широком производстве.
С середины XIX века голландцы, потерявшие своё влияние на европейский рынок, развили предпринимательскую деятельность на Яве. Открывались целые мануфактуры по производству батика, хозяева которых чувствовали дух времени, знали господствующие направления и умели угодить самому взыскательному вкусу. Но в это время английская хлопчатобумажная промышленность, опирающаяся на высокую технологию ситцевой набойки, окончательно обгоняет нидерландскую, а метод батикования переходит в сферу кустарного и мелкого производства. Им интересуются, в основном, немцы, которым мы должны быть благодарны за сохранение батика как технологии в Европе и которые в наши дни выпускают высококлассные принадлежности для профессионалов и делают все возможное для широкой популяризации батика среди любителей[58].
С одной стороны, мода времен нэпа обусловила значительный спрос, а значит постоянные заказы на шикарные шелковые шали с изысканным прихотливым орнаментом в восточном стиле, платья с асимметричным рисунком, что подстегивало воображение и фантазию художников, владеющих техникой ручной росписи ткани. Со временем, увлечение расписными шляпами сошло «на нет», было объявлено мещанским, «не соответствующим образу советской женщины».
С другой стороны, в работах мастерской Н. Ламановой, театральных художников Е.Е. Лансере, М.В. Либакова, А.Г. Тышлера, В.А. Щуко ярко проявился революционный конструктивизм. Конструктивизм определял форму, а политическая ситуация диктовала сюжеты, в том числе и в тканях того времени. Была большая потребность во флагах, вымпелах, новая тематика породила множество орнаментов с советской символикой, расписанные серпами и молотами театральные занавеси сопровождали любую агитбригаду. Где был натуральный батик, а где – масляный трафарет, сейчас не разобраться. Уникальные работы нашли своих хозяев, не оставив документальных следов в искусствоведении России.
В 30-х годах занятие батиком было замечено и поддержано на правительственном уровне: издано несколько пособий по технологии, организовано несколько артелей, в дальнейшем превратившихся в фабрики. «Всекохудожник», Московское товарищество художников, Ленинградское товарищество художников и другие воспитали целое поколение художников батицистов. Но исторические и экономические условия, всеобщая «уравниловка» не способствовали развитию высокохудожественного батика, свойственного ему индивидуального вкуса. И только 50-е годы, после выхода партийного постановления «О всеобщем повышении качества и художественного уровня изделии текстильной и легкой промышленности» ситуация в корне изменилась. Возник девиз – лозунг: «Каждой советской женщине – по красивому платку». Была организована мастерская при НИИХП, несколько галантерейных фабрик в Москве и Ленинграде, куда приглашали на работу уже известных художников и набирали учеников – расписников.
Благодаря изысканиям С. Темерина в 50-х годах в области батика остались известны имена таких художников, как А. Алексеева, Т. Алексахина, Н. Вахмистров, К. Малиновская, С. Марголина, И. Иноземцева и др. Именно они стояли у истоков развития батика в нашей стране. Они, работая в НИИХП, создали первые композиции в батике, которые были основаны на строго классическом понимании геометрического и растительного орнамента и служили моделями для производства платков; первые сюжетные панно на темы «Москва», «Труд», «Весна». Поначалу деятельность художников, в основном, была подчинена платочному производству. Но со временем все чаще появлялась потребность в крупных панно для оформления кафе, фойе кинотеатров, концертных залов и театральных сцен.
В отличие от большинства других художественных ремесел, здесь нет прочно сложившихся традиций и прямых преемственных связей с крестьянским бытовым искусством или с каким-либо определенным художественным промыслом России.
Современные техники росписи ткани очень разнообразны. Батик вобрал в себя особенности и художественные приемы многих изобразительных искусств – акварели, пастели, графики, витража, мозаики. Значительное упрощение приемов росписи по сравнению с традиционными техниками и многообразие специальных средств позволяет расписывать различные детали одежды, предметы интерьера, картины на шелке даже тем, кто никогда раньше не занимался оформлением ткани[63].
1.3 История ширмы
Ширма, китайское изобретение, впервые известна из литературных источников, датируемых концом поздней династии Чжоу (IV-III вв. до н.э.), и по изображениям в росписи гробницы Хэн и на каменных рельефах (200 г. до н.э. – 200 г. н.э.), представляющим собой двух- и трехстворчатые ширмы. Самые ранние сохранившиеся ширмы, датируемые VIII в., находятся в хранилище Шосо-ин в Наре, в Японии, попав туда через Корею. Опись 756 г. н.э., перечисляющая имущество императора Сёму, упоминает несколько сотен ширм. Они сделаны из шелка или бумаги, расписанных светскими сюжетами, такими как пейзажи, цветы, стихи, люди, животные, птицы и дворцы Все ширмы из Шосо-ин содержат на каждой панели самостоятельную композицию на родственные сюжеты, окаймлены парчой и вставлены в раму, что подчеркивает их вертикальность и индивидуальность. Декоративный эффект великолепен, но техническое мастерство довольно низко. Панели скреплены ремнями из кожи или тканью, протянутой в отверстия у краев.
Тяжесть китайской ширмы и ее грубое скрепление частично обусловлены способом использования. В отличие от японских домов, китайские жилища имели постоянные стены, часто украшенные фресками, и ширмы часто не передвигались. Ширма рассматривалась с эстетической точки зрения, как источник красоты, вдохновения или интеллектуальной активности, гибкости же и подвижности ее придавалось меньшее значение.
До династии Сун (960-1279) роспись ширмы оставалась серьезной художественной формой, но затем выродилась в чисто декоративное искусство. Увеличился разрыв между "учеными" художниками и профессиональными ремесленниками, которые придавали золочению и резьбе, инкрустации полудрагоценными камнями, слоновой костью и перламутром большее значение, чем содержанию[34].
Вскоре после своего появления в Японии ширма достигла своего расцвета и приобрела дополнительные формы и функции. Японские дома могут иметь три типа ширм: помещенную у входа, чтобы отвадить злых духов, скользящую внутреннюю стенную панель, называемую fusuma, и byobu, створчатую ширму из нескольких панелей, которая стоит на полу без всякой опоры. Byobuбуквально означает "защищает от ветра". Эта ширма проделала свой путь в английские дневники и описи как "beoubus" (или в каких-либо других подобных орфографических вариациях). К достоинствам byobu можно отнести ее подвижность и приспособляемость, защитные свойства, многообразное функционирование в повседневной обстановке и жизнедеятельности. Маленькие ширмы были частью комнат для чайных церемоний, в то время как большие использовались на сцене или как задник для концерта или танцев. Byobu были непременным атрибутом императорских коронаций, употреблялись в уличных процессиях и образовывали ограждения для буддистских ритуалов. В дополнение к этому они служили местом бесед между членами семьи и неким стимулом для литературных и поэтических споров.
Так как японская ширма должна была очень часто передвигаться, ее легкость становилась не только желательным, но и необходимым требованием. По мере того как ширмы увеличивались в размерах, они становились еще более значительными. В то время как рамы китайских ширм делались из довольно тяжелого дерева, японцы могли использовать более легкие породы благодаря прочности конструкции их ширм, обусловленной свойствами самой бумаги. Она делалась вручную из растительных волокон, ее качество и прочность были превосходны. Cегодня все еще сохранилось несколько ширм подобной конструкции, возраст которых насчитывает 500-800 лет.
Настоящей победой японцев стало мастерство композиции и качество самой живописи. В культуре, где не существовало ни стенной росписи, ни картин, ширмы были образцом изобразительного искусства. Так как все дома, кроме самых бедных, имели ширмы, вполне обычной была огромная разница в качестве, обнаруживающаяся во всех предметах домашней обстановки и декоративном искусстве.
К несчастью, в истории ширмы существуют большие проблемы. Ширмы из хранилища Шосо-ин датируются VIII в., но за следующие триста лет не сохранилось ни одной ширмы, и существует очень мало таких, что датируются 1450-ми гг.
Искусство росписи ширмы получило свое высшее развитие в Японии, в то время когда западный мир впервые вторгся туда. Зенит же был достигнут в течение периода Момояма (1573-1615), с искусством namban, представлявшим один из аспектов стиля[8].
В то время в Японии создавались расписные ширмы, в Китае делался другой их вид – лаковая ширма, тип, которому суждено было иметь значительно большее влияние в Европе в следующие два столетия.
Китайский лак начал поступать в Европу в первые годы XVIIв., а в 1614 г. первый английский корабль вернулся из Японии с "японскими товарами, рукописями.., beoubus и всевозможной посудой отличнейшего лака". С этого момента можно найти многочисленные записи о ширмах.
Лак впервые стал известен китайцам более трех тысяч лет назад и проник в Японию в VIв. н.э. К XV в. японцы развили искусство лаковой техники до такой степени, что даже китайский император признал превосходство их изделий. Лак мог делаться только на Востоке, так как сырье для него – смола дерева Rhusvernicifera.
Так как спрос на импорт с Востока все возрастал, китайцы, продолжая делать традиционные ширмы, расширили их производство, предназначенное специально для европейского рынка. Уже в 1670 г. европейцы, заинтересованные в коммерческом развитии, отправились на Восток, чтобы внедрить там образцы, по которым в Китае должны были производиться изделия для западного рынка[34].
Европейцы сразу увидели не только декоративные эффекты, но и возможности для весьма изящных пространственных игр. Особую популярность ширмы обрели в XIX-XX веках. Планировка квартир того времени требовала деления жизненного пространства на зоны, и ширмы легко справлялись с этой задачей, прикрывая собой то, чего не следовало видеть посторонним.
В современных ширмах от исторического прообраза сохранилось немногое. Выпускаемые известными мебельными фирмами, они поражают разнообразием: деревянный или металлический каркас может быть самых причудливых силуэтов, обтянут тканью, бумагой, кожей или заполнен стеклом. Применяется даже кевларовая сетка – высокотехнологичный материал, используемый в космической индустрии[8].
Глава 2. Особенности создания декоративного текстиля в интерьере
.1. Особенности использования текстиля в интерьере
Декоративные ткани занимают важное место в современном интерьере и нередко являются принципиальным определяющим художественным элементом. И в жилье, и в публичном здании они могут сделать увлекательный и запоминающийся интерьер, если при подборе учтено функциональное предназначение самой ткани, также помещения. К примеру, номера гостиницы, санатория либо дома отдыха близки по предназначению к жилью подбор декоративных тканей для этих помещений различен: короткое пребывание в гостинице позволяет применить более насыщенные по цвету изделия и ткани с увенчанным масштабом рисунка, для жилья нужно учесть условия ежедневного пребывания. Для интерьеров административных построек ткани должны быть сдержанными по цвету и рисунку, беря во внимание рабочую атмосферу помещения, тогда как в кафе, ресторане могут употребляться самые разные по декору и насыщенности изделия[61].
В современной практике использования декоративных тканей для интерьеров различного предназначения наметились три главных приёма:
) Тканям отводится главенствующая роль в разработке художественного вида интерьера;
) Ткани дополняют по цвету и нраву рисунка другие элементы убранства интерьера;
) Ткани являются нейтральным фоном для других художественных частей.
Первый прием предугадывает оформление интерьера, преимущественно, декоративным текстилем и более применимым для интерьеров публичных построек. Тут могут употребляться самые разные изделия: гобелен, занавес, мебельная ткань, ковровые покрытия и т.д. сочетаясь контрастно либо тонально с другими видами тканей либо элементами оборудования, хоть какой текстиль может стать ведущим элементом всей композиции интерьера[46].
В интерьерах жилья этот прием также очень распространен: в оформлении той либо другой комнаты акцентом композиции могут быть ковер, ткань, шторы.
Второй прием использования декоративных тканей заключается в том, что они являются дополнительным элементом ансамбля интерьера, по цвету либо рисунка дополняют главные более выразительные элементы (декоративного панно, витраж, роспись и т.д.).
Третий приём предугадывает внедрение текстиля как нейтрального фона для более сильных по своим качествам и выразительности разных произведений искусства. В большинстве случаев произведения монументального искусства – мозаики, росписи, витража требуют нейтрального фона, и в данном случае текстиль для штор, ковровые покрытия, мебельные ткани должны быть подобраны по цвету и рисунку с учетом этого требования. В жилье этот прием больше выявляет функциональное предназначение помещения: так, для спальной комнаты либо кабинета нужны нейтральные ткани.
Декоративное панно, картины, драпировки, исполненные в технике батик, очень декорируют жилое место дома[43].
Как правило, полотно, выполненное в технике «батик» и прежде всего его тканевая природа, имеет ряд свойств, помогающих ему гармонично влиться в любой интерьер и создать домашний уют. Ведь не одно столетие человек использует текстиль для облагораживания и украшения своего дома. Это, конечно, ковры, гобелены, портьеры – всё то, что придаёт жилому помещению особое тепло и мягкость.
Техника «батик» в интерьере является продолжателем этих традиций и возможностей декорирования. Этот приём в дизайне не преследует цель удивить кого-либо экстрамодным цветовым сочетанием и авангардным решением[47].
Он, являясь по своей сути прикладным искусством, оказывает успокаивающее действие, помогает погрузиться в состояние созерцания, размышления и умиротворения. Всего этого так часто не хватает современному человеку, живущему в мегаполисе с его сверхскоростным жизненным ритмом.
Поможет обрести равновесие и душевный покой морская тематика в интерьере. Натюрморт придаст помещению особое очарование. Растительные мотивы, природа – самые универсальные сюжеты, которые легко вписываются в большинство интерьеров и располагают к размышлению о жизни и созерцанию[61].
2.2 Колорит и композиция в текстиле
Колорит в декоративном текстильном изделии неотъемлемая часть декора. Прекрасную по рисунку вещь можно загубить не соответствующим общему художественному замыслу колоритом, неправильным распределением цвета. Цветом можно объединить отдельные элементы в единое целое и можно раздробить их так, что от тщательно продуманной композиции ничего не останется. Для того чтобы грамотно решать вопросы колористики, необходимо знать элементарные законы сочетания цветов. Влияние цветов и их сочетаний на человека. Колорит текстильного изделия определяется совокупностью применяемых цветов, гармоничностью их сочетаний[61].
Колорит текстильного изделия определяется совокупностью применяемых цветов, гармоничностью их сочетаний. В зависимости от преобладания тех или иных цветов колорит может быть темным или светлым, холодным или теплым, он может строиться на сочетании больших плоскостей насыщенных цветов или на тонких тональных сочетаниях, может быть спокойным или напряженным. Однако, прежде всего колорит характеризуется преобладающим в нем цветом – синим или желтым, фиолетовым или зеленым и т. д.
Выбор основной гаммы и подчинение общего колористического решения этой гамме позволяет осмысленно подходить к вопросу цветового решения произведения. Недостаточно распределить цвета по плоскости изделия. Нужно научиться управлять возможностями, которые дают имеющиеся под рукой краски или пряжа. Колористически гармонично решенная вещь подобна музыкальному произведению, в котором ясно слышится основная мелодия на фоне музыкального сопровождения, не заглушающего эту мелодию, а только подчеркивающего и обогащающего ее.
Колорит – одно из средств создания определенного образа, настроения произведения. Не случайно, рассматривая произведение текстильного искусства, употребляют такие эпитеты, как солнечный, весенний, сдержанный, радостный, мрачный и пр. Они рождаются в результате зрительного и эмоционального ощущения, возникающего при первом знакомстве с вещью. Основу этого ощущения составляет глубокая внутренняя связь, существующая во всяком законченном художественном произведении между общим композиционным замыслом, орнаментальным ритмом и колористическим решением. Но, только обладая богатым опытом в создании художественных произведений, знаниями закономерностей взаимоотношения цветов, можно проанализировать зрительные ощущения, сказать, почему то или иное произведение, его колорит хороши или плохи, насколько полно они раскрывают художественную идею произведения.
Сложные вопросы, связанные с цветовым решением, не исчерпываются данными здесь сведениями. Они приобретают ценность в руках вдумчивого художника при осмысленном применении их в процессе создания художественных произведений[46].
Композиция декоративного текстильного произведения – это ритмическое и организованное и членение его плоскости, когда все орнаментальные либо изобразительные элементы выполнены в единых художественных и технических приемах и подчинены общему художественно – декоративному плану. Другими словами, это внутренняя связь материала, художественных средств и идейно – примерного содержания. Работа над композицией, заключается в сознательном нахождении композиционных решений в каждом отдельно взятом случае зависимо от поставленных художником задач, от всего его творческого дела к миру. В значимой степени нрав композиции определяется ритмом – одним из важных художественных средств сотворения произведения декоративно – прикладного искусства.
Ритм – это закономерное чередование соизмеримых частей рисунка, способствующее достижению явности и выразительности композиции, четкости ее восприятия. Последовательное рассредотачивание частей композиции художественного произведения – повышение либо уменьшение расстояния меж ними, изменение заполнености узором к краям либо середине изделия – также варьирование движения в определенном темпе. Ритмическое построение в текстильном рисунке достигается разными приемами: повторением узора, симметричное построение рисунка, свободным рассредотачиванием орнамента.
Прием раппортного повторения узора, при котором элементы композиции умеренно чередуются на плоскости изделия, на базе разного типа сеток. Сетка может быть построена из квадратов, треугольников, ромбов либо прямоугольников, расположенных в определенном порядке.
Прием симметричного построения рисунка. Симметрию следует осознавать не только лишь как зеркальное повторение рисунка относительно вертикальной либо горизонтальной оси. Она может иметь диагональное направление либо случайный наклон.
В случае свободного рассредотачивания орнамента по всей плоскости украшаемой вещи, элементы размещены на обратных краях изделия, уравновешены – они сходны по величине и общему силуэту. Не исключено, наполнение только 1-го угла либо одной стороны текстиля. Равновесие композиции в данном случае достигается цветовым решением. Работа мастера над новым произведением начинается с выбора темы, соответственно предназначения изделия. На данном шаге в особенности принципиальна не только лишь определенная информация, содержащаяся в изображаемых элементах, да и тот декоративный образ и эмоциональное настроение, которое живописец стремиться передать при помощи. Разных художественных средств. Отлично сложенная и обмысленная композиционная схема – база сотворения художественного произведения. Следует начинать с эскиза композиционной схемы в истинную величину либо уменьшенном масштабе. При разработке декора следует найти, какая часть композиции будет нести основную орнаментальную и цветовую нагрузку. По схеме построения и нраву трактовки орнамента, композиционные решения, бывают 2-ух видов: статичные и оживленные. Статичные композиционные схемы в большинстве случаев симметричны и требуют серьезной трактовки орнамента. Сюда, обычно, относятся линейные картинки, композиции с геометрическим орнаментом и некие произведения с растительным узором. Статичные композиции передают состояния покоя и уравновешенности. В оживленных по решениям композициях элементы узора размещаются по диагональным осям либо свободно распределяются по плоскости. В их ярче выражено движение, схемы более многообразны, тут может быть смелое нарушение симметрии. Цветовое решение в динамических композициях может быть более напряженным.
Очень значимым моментом является выбор масштаба рисунка соответственно размеру и предназначению изделия. Важной художественным мерилом текстильного искусства может быть отлично обмысленный спектр. Цельное решение может быть только при обобщенности форм, раздробленность тянет за собой и пестрое цветовое решение. Не считая того, для современного стиля в искусстве типично бережное отношение к красе обрабатываемого материала, а обобщенность форм позволяет ярче выявить естественные его свойства. Спектр в декоративном текстильном изделии неотъемлемая часть композиции. Красивую по рисунку вещь можно погубить не подходящим общему художественному плану колоритом, неверным рассредотачиванием цвета. Цветом можно соединить отдельные элементы в единое целое и можно раздробить их так, что от кропотливо обмысленной композиции ничего не остается. Для того чтоб хорошо решать вопросы колористики, следует знать простые законы сочетания цветов. Воздействие цветов и их сочетаний на человека[47].
Спектр текстильного изделия определяется совокупностью используемых цветов, гармоничностью их сочетаний. Зависимо от доминирования тех либо других цветов спектр может быть темным либо светлым, прохладным либо теплым, он может строиться на сочетании огромных плоскостей насыщенных цветов либо на тонких тональных сочетаниях, может быть размеренным и напряженным. Но, сначала спектр характеризуется доминированием в нем цветов – голубым либо желтоватым, фиолетовым либо зеленоватым и т.д. Выбор основной палитры и подчинено общего колористического решения этой палитре позволяет осмысленно подходить к вопросу цветового решения произведения. Недостаточно распределить цвета на плоскости изделия. Необходимо научиться управлять способностями, которые дают имеющиеся под рукою краска и пряжа. Колористически гармонически решенная вещь подобна музыкальному произведению, в каком ясно слышится основная мелодия на фоне музыкального сопровождения. Спектр – одно из средств сотворения определенного вида, настроения произведения.
Не случаем, рассматривая произведения текстильного искусства, употребляют такие этикеты, как солнечный, вешний, сдержанный, веселый и пр. они появляются в итоге зрительного и чувственного чувства, появившегося при первом знакомстве с вещью. Базу этого чувства составляет глубочайшая внутренняя связь, существующая во всяком законченном художественном произведении меж общим композиционным планом, орнаментальным ритмом и колористическим решением. Форма и цвет текстурных изделий выявляют особенности многофункционального предназначения изделий, сразу упрощают зрительное восприятие интерьера и устанавливают взаимодействие меж архитектурой и человеком. Цвет – важное средство орнаментальной композиции тканей. Он обладает большой силой чувственного воздействия на человека. При выборе цветовой палитры тканей интерьера, принимается во внимание, эмоциональное воздействие. Цвет и набросок декоративных тканей имеет значение не только лишь для художественного дизайна интерьера.
Опытным подбором и сочетанием цвета ткани, ковра, панно, можно оптически изменить пропорции и размеры помещения: условно прирастить либо уменьшить его, сделать чувство тесноватого и низкого помещения либо, напротив – более просторного и высочайшего. Таким образом, художественный текстиль играет важную роль в современном интерьере жилых и публичных построек. Любая из видов ткани либо изделий художественного текстиля, выполняя нужную функцию, делает определенные эмоции и в купе с другими элементами интерьера определяет его образ.
узелковый краска ширма ткань
Глава 3. Технология и материалы
.1 Основные технологии
Техника горячего батика.
При росписи текстиля способом «горячий батик» открываются огромные возможности проявления авторского почерка, что особенно ценится в декоративном искусстве. Художник легко откликается на декоративные поиски, на разнообразие живописных и графических манер. Классическая техника горячего башка – многократное покрытие ткани расплавленным воском и ее погружение в краску.
В основном образная выразительность в изделиях из текстиля, расписанных способом «горячий батик», достигается колористической гармонией. При этом разработка цвета бесконечно разнообразна по структуре, оттенкам, цветосочетаниям, достижимым только в этой технике[42].
Способы росписи ткани горячим батиком как никакие другие мобилизуют творческую фантазию художника, его профессиональное мышление и волю, дают большие возможности для его самовыражения.
Резервирование отдельных участков ткани в горячем батике осуществляется горячим резервом, в основе которого лежат воск и парафин. Благодаря тому что контурные линии здесь не обязательны, в рисунке возможны мягкие переходы тонов. Соединение различных приемов нанесения резервирующего состава позволяет делать более тонкие и разнообразные разработки орнаментальных форм. При составлении горячих резервов, кроме парафина и воска, добавляется еще вазелин, так как парафин, охлаждаясь, затвердевает и образует хрупкую пленку, через которую может проникнуть краска. Добавление же вазелина делает защитную пленку мягкой и эластичной. После окончания работы резерв удаляется с поверхности с помощью утюга[5, стр.96].
В горячем батике различают следующие основные способы работы:
. Простой батик (в одно перекрытие).
. Сложный батик (в два и более перекрытий).
. Работу от пятна.
Простой батик. Рисунок по шаблону наносят на ткань при помощи кистей, штампов, ножей, воронок или каталок разогретым резервирующим составом. Получается контурный рисунок, геометрический или растительный орнамент.
Ножи и каталки предварительно обтягивают тонким трикотажем, надежно закрепляют на них. Перед работой они (так же как и воронки) опускаются на несколько минут в разогревающийся резервирующий состав (до полного прогревания металла). Как только инструмент остынет, его снова нужно таким же образом разогреть, иначе резервирующий состав может застыть еще на инструменте и не будет пропитывать ткань. Когда резервирующий состав, нанесенный на ткань, застынет, она равномерно перекрывается краской при помощи ватного или губчатого тампона поверх нанесенного рисунка (в отличие от росписи холодным батиком, где каждая форма орнамента заливается отдельно). После удаления резервирующего состава на ткани образуется светлый узор на более темном фоне. Роспись горячим батиком в одно перекрытие можно сочетать с вливанием краски одного или нескольких цветов в отдельные ограниченные резервом элементы орнамента. Такая заливка производится до перекрытия всей плоскости ткани фоновой краской; после высыхания залитых краской участков их покрывают резервирующим составом и только потом производят перекрытие фона и каймы. В данном случае одноцветный рисунок, который обычно получается при способе росписи простым батиком, дополняется другими цветами[44].
Роспись способом сложного батика состоит из нескольких этапов, из которых каждый как бы повторяет роспись способом простого батика: после первого перекрытия фона и его высыхания снова наносят рисунок резервирующим составом и снова перекрывают всю поверхность натянутой на раму ткани. Такие перекрытия можно повторять до четырех раз. Перекрытия идут последовательно от светлого тона к темному.
Перед каждым новым перекрытием краской необходимо проверять качество покрытия резервирующим составом и заботиться о том, чтобы весь узор в соответствии с шаблоном был переведен на ткань.
Роспись от пятна самая сложная и интересная работа по оформлению ткани. Этим способом обычно выполняются изделия, украшенные растительным орнаментом. Принцип работы тот же, что и в сложном батике, но вместо сплошных последовательных перекрытий всей ткани здесь на полотно в соответствии с эскизом наносят расплывчатые пятна разных цветов. По каждому из этих пятен идет соответствующая эскизу первоначальная прорисовка орнамента резервирующим составом, далее эти же пятна или соседние с ними участки фона перекрывают другим цветом, и снова идет дальнейшая дорисовка орнамента. Эту процедуру можно повторять не более трех раз. Перед последним перекрытием окончательно прорисовывают орнамент и в заключение все полотно перекрывают каким-либо темным цветом. Как правило, такого рода рисунки всегда имеют темный фон, так как необходимо, чтобы он перекрыл краску, расплывшуюся за пределы рисунка. Происходит как бы работа сложным батиком на отдельных участках декорируемой ткани. Это дает возможность при небольшом количестве перекрытий добиться тончайших переходов цветов и их оттенков.
При росписи необходимо следить, чтобы каждый слой краски, накладываемой на ткань, полностью просыхал, а резервирующий состав застывал[39].
Кроме описанных выше способов оформления ткани с применением горячего резервирующего состава, существует очень эффектный прием отделки законченного рисунка. Это гак называемый эффект кракле.
После того как нанесен основной рисунок (но не более чем в два перекрытия), ткань, натянутая на раму, при помощи широкой кисти-флейтца-сплошь покрывается разогретым резервирующим составом. Когда он застынет, ткань снимают с рамы, осторожно сминают и встряхивают, чтобы на слое резерва появились частые трещины, затем ткань снова натягивают на раму и губчатым или ватным тампоном перекрывают более темной краской. Краска, проникая в трещины, оставляет на ткани тонкую темную сетку, сквозь которую просвечивает ранее нанесенный рисунок. Снятие резервирующего состава производится ранее описанным способом[49].
Техника холодного батика.
Холодный батик изобрели уже гораздо позже, с развитием химической промышленности, упросив работу тех, кто любит батик, но кому кажется чрезвычайно сложным работа с воском, вытравливание его с готового изделия и прочие премудрости.
При технике холодного батика роль воска выполняют специальные контуры и резервы для батика, которые сегодня можно купить в любом магазине товаров для творчества. Это значительно облегчает технологию росписи по ткани[42].
Холодный батик основан на применении резервирующего состава, в основе которого находится резиновый клей. При росписи ткани способом «холодный батик» этим составом покрываются (резервируются от проникновения краски на ткань) очертания рисунка, которые обязательно должны иметь замкнутый контур. Роспись выполняется специальными стеклянными трубочками. В пределах контура ткань покрывается краской, которая за его границы не проходит. При этом количество цветов, применяемых для росписи, практически не ограничено. После резервирования контуров рисунка на ткани расцвечивания раствором красителей получают цветные узоры с белыми обводками. Для того чтобы обводки не разрушали рисунок и его композиционный строй, задуманный художником, пользуются резиновыми резервами, предварительно подцвеченными масляными красками[5, стр.84].
Большое значение для качества наводки контура имеет наклон кончика трубочки. В местах более замедленного движения и в начале линии обычно получаются капли. Поэтому вести трубочку по ткани следует равномерно, а в начале работы быстро опускать на ткань, не дожидаясь образования капли. Отнимая трубочку от ткани, ее переворачивают носиком вверх, и резервирующий состав уходит из кончика. Противоположный конец трубочки должен быть слегка приподнят, чтобы резервирующий состав не пролился на ткань.
После того как контур наведен, рисунку дают просохнуть. Более чем на 24 часа оставлять незакрашенным наведенный рисунок на ткани не рекомендуется, так как в этом случае резервирующий состав дает ореол вследствие выделяющегося жира и краска при заливке не подходит вплотную к контурной наводке.
Заливка рисунка краской производится ватными тампонами, кистями или трубочками. При заливке необходимо обратить внимание на то, чтобы большие и малые участки рисунка получали одинаковое насыщение краской, в противном случае они все будут разной светлоты или на них появятся ореолы и разводы.
По окончании работы необходимо промыть трубочку в бензине и прочистить ватой, намотанной на упругую тонкую проволоку. После этого в носик трубочки рекомендуется вставить мягкую тонкую проволоку, для того чтобы он не закупорился от оставшейся капли резервирующего состава[51].
Художественные особенности этого способа росписи определяются тем, что наличие обязательного цветного контура и использование его для разнообразных орнаментов придают рисунку графически четкий характер.
Свободная роспись.
Этот способ росписи ткани является наиболее сложным, требует от художника свободного обращения с красителями и тканью, знания законов цветоведения и композиции, умения свободно рисовать кистью без предварительного рисунка. В свободной росписи полностью проявляется творческий почерк художника, так как он не стеснен в своих творениях границами резерва.
Расписывать ткань нужно быстро, каждый мазок ставить на место, т. е. включать одновременно мысль, чувство и мастерство.
Самый лучший материал для свободной росписи – все виды шелка.
Шелк открывает широкие возможности для совершенствования технологии свободной росписи и художественного творчества[5, стр.116].
В свободной росписи используют различные загустители, которыми либо покрывают ткань (грунтуют), либо загущают сами красители.
Можно выполнять свободную роспись и по грунтованной ткани (практически по любой), использую как достоинство эффекты затекания, размывок, мазков и т.д. Разные текстуры ткани, кисти и красители дают совершенно невообразимое практически настроенному уму количество вариантов цветовых сочетаний, изобретённых нюансов, стилистических изысков[44].
Находка для гурманов – техника "сухая кисть", применяемая разными кистями на различных тканях. Требуется умение свободно владеть карандашными техниками, знать законы рисунка и виртуозно владеть кистью. В свободной росписи требуется мастерство, богатая практика рисования и живописи, свободное владение материалом, инструментом и техникой живописи.
Ткань – это не холст и не бумага. Материал диктует свои особенности. Причём, часто сама фактура ткани, состав волокна, его переплетение играют очень важную роль в том, как будет выглядеть конечный результат вашей работы.
Разумеется, здесь помогает опыт живописца, графика, прикладника – свободное владение различными материалами и техниками, знание законов композиции, цветоведения, постоянная пленэрная практика, владение многими видами рукоделия – всё это даёт неограниченую свободу творчества как в выборе техники исполнения картины, так и в исполнении любых своих замыслов[52].
Роспись по-сырому разновидность свободной росписи. У работ, выполненных «по-сырому» необычно красивый эффект плавного перетекания краски одной в другую, что создает иллюзию воздушности.
Есть несколько видом этой техники. Можно натянутую и увлажненную ткань посыпать сухим красителем (чем меньше, тем нежнее цветовые переходы). Можно вести кистью с краской прямо по увлажненной поверхности полотна, самостоятельно формируя рисунок, не используя готовых шаблонов для батика. Делать все нужно быстро, иначе на подсыхающей ткани образуются некрасивые подтеки[42].
Узелковая техника
Узелковый батик можно считать одним из древнейших видов оформления ткани. Этому искусству более двух тысяч лет. Самая простая, дешевая ткань, расписанная в этой манере, становится великолепным одеянием.
В Западной Африке ткань традиционно покрывают крупными ромбовидными узорами. Высота таких ромбов почти равна росту человека от плеча до ступней. Такой крупный орнамент красиво смотрится в складках одежды, которая представляет собой прямоугольное полотнище шириной в размах рук с прорезью для головы. Создать орнамент с помощью завязывания множества узелков несложно. И кроме ромбов появляются полосы, круги, волны.
В Индии, где узелковый батик называют «бандана», придумали дополнительный эффект для узелковых тканей. Поддевая ткань с помощью длинного острого ногтя на мизинце, мастерицы завязывают тысячи мельчайших узелков и создают сложные многоцветные орнаменты. Каждый узелок завязывают не отдельной, а общей нитью. Сделав ею несколько витков на приподнятом ногтем фрагменте ткани, ею же обматывают следующий приподнятый участок. После окрашивания и просушивания такую ткань не разглаживают, сохраняя эффект своеобразной гофрировки. Таким образом создаются ткани даже со сложным цветочным или «огуречным» рисунком.
В Японии узелковое крашение ткани известно под именем «тибари», в других странах, например в Малайзии, – «планги».
Маловероятно, что в наше время кто-нибудь посвятит свое свободное время завязыванию тысяч узелков. Поэтому мы остановимся на более простых способах окраски ткани. Для начала, чтобы освоиться с технологией и почувствовать взаимосвязь между способом складывания ткани и результатом, сделаем комплект салфеток для стола.
Для первых изделий можно использовать старую простыню или наволочку белого цвета. Разрежьте ткань на квадраты 20×20 см. Чтобы получился комплект салфеток, используйте один и тот же краситель, а салфетки попробуйте сложить по-разному.
Чтобы окраска получилась ровной и качественной, необходимо соблюсти два условия. Первое: перед крашением ткань необходимо смочить и отжать. Второе: окрашивать изделие нужно не менее получаса.
Чтобы получился рисунок в виде концентрических кругов, возьмите салфетку за центр и распределите свободно свисающие края равномерными складками. Другой рукой перехватите салфетку посередине, крепко сожмите. Намотайте несколько витков нити поблизости от центра салфетки, потом внизу, около концов. Отпустите ткань. Туго перевяжите ее еще в нескольких местах. Каждая такая обвязка после крашения образует на салфетке светлый круг. Меняя ширину и количество обвязок, можно получить множество вариантов одного и того же узора.
Для того чтобы получить узор из центрального круга и полосок по углам салфетки, надо сложить ткань в четыре раза, а полученный квадрат – по диагонали, а затем обвязать ниткой центр и противоположный острый угол треугольника.
Если ткань сложить гармошкой, получаются волны. Чем уже сторона гармошки, тем мельче волна. Сложенную полосу ткани перегните пополам так, чтобы получилась фигура, похожая на латинскую букву V. Обвяжите «букву» на небольшом расстоянии от основания. Свободные концы полоски можно обвязать дополнительно[50].
Несмотря на все эти техники батика, существует множество дополнительных эффектов, используя которые можно добавить работе выразительности и своеобразия, например, солевой эффект, «кракелюр», использование мочевины или необычный эффект от спирта[41 <#”justify”>3.2 Материалы, инструменты
Ткани для росписи.
Выбор ткани для батика имеет определяющее значение. Начинающие художники обычно делают свои первые опыты по росписи на простых хлопчатобумажных тканях, таких, как полотно, ситец или бязь. Эти ткани используются для узелкового и горячего батика. Подойдут и более плотные ткани – поплин или репс. А маркизет, мадаполам, шифон или батист – эти ткани «придутся ко двору» для изысканной росписи.
Толщина ткани, ее плотность и пушистость, ткацкое переплетение – всё это играет важную роль при росписи батиком, особенно для холодного батика.
В этой технике росписи лучше всего воспринимаются натуральные ткани; в работе с синтетикой могут быть проблемы из-за сложности подбора соответствующего красителя.
Лучшими тканями для батика принято считать гладкие тонкие ткани полотняного переплетения. Из таких тканей чаще всего используется крепдешин, туаль, креп-шифон, жоржет. Полотняное переплетение – самое распространенное и наипростейшее переплетение. Оно же и самое древнее. Основа и уток здесь пересекаются в шахматном порядке. Основой в батике называют нити, идущие вдоль ткани, а уток – пересекающие их поперечные нити. В полотняном переплетении – очень маленький раппорт. Раппорт – это повторение части узора, самая маленькая площадь рисунка, в которую входит сам мотив и расстояние до следующего мотива[48].
Но особенно велик выбор шелковых тканей для работы в технике батик. И сами ткани по своей фактуре весьма разнятся. Так, креп-жоржет или креп-шифон – очень тонкие, почти воздушные, прозрачные ткани со слегка шероховатой поверхностью. Еще одна из самых легких и нежнейших шелковых тканей – это эксельциор. С эксельциором работают очень аккуратно, так как он может расползтись по раме. Изделия, получаемые из этого вида шелка, стирают осторожно – скорее не стирают, а просто замачивают. А вот фактура туали, наоборот, упругая и плотная. Туаль почти не растягивается на раму, краска по ней растекается хорошо. Проще всего натягивается на раму шифон, тянуть его нужно по утку. Краска на нем также ложится ровно и хорошо. Креп-жоржет тянут и по утку и по основе, поэтому на раму его натянуть сложнее. Краситель креп-жоржет воспринимает хуже. Мастера работают и с диким шелком – такими тканями, как тусса, чесуча, шелк-сырец и т.д. Эти ткани хотя и грубоваты для шелка, но привлекают Авторов интереснейшей текстурой ткани.
Из шелка традиционно делают платки, шарфы, парео и палантины. Одной из лучших тканей для изготовления таких изделий считается крепдешин. «Толстыми» видами крепдешина прекрасно расписывают и панно. Мелкозернистая поверхность плотного крепдешина растягивается по утку и по основе совсем немного. Красится он легко и ровно.
В батике применяется и искусственный шелк, на раме он тоже почти не тянется, а краска, особенно по мокрой ткани, растекается хорошо.
Для горячего батика традиционно подходят хлопковые ткани. Они бывают разные по качеству и толщине. Работая с хлопком нужно выбирать ровную и гладкую ткань – без узелков, катышей или утолщений – с плотным, не рыхлым переплетением. После росписи хлопковую ткань не запаривают, поэтому для хлопка используют специальные краски, чтобы затем изделие могли стирать[40].
Что касается льняных тканей, то лен не весь подойдет для работы в технике батик. Для техники горячего батика, например, подходит только лен определенного качества – тонкий и мягкий, который хорошо способен впитывать красители, с плотным нитевым переплетением. Лен применяют в целом так же, как и при работе с хлопком. Для льна также нужны свои красители.
Еще одна популярная ткань для росписи – это, конечно, атлас. И у него есть свои особенности. Атласная ткань хороша при росписи шарфов и палантинов. Для платков она все же тяжеловата, хотя существует и довольно тонкий и мягкий атлас, который можно применять для росписи платков. Из атласа получается прекрасный комплект постельного белья. Также применим он и в росписи абажуров, диванных подушечек. А вот для росписи панно атлас, из-за своего характерного блеска, не совсем подойдет. Зато оригинальный батик из атласа может получиться, когда его берут для росписи штор, т.к. он драпируется блестящими складками.
Для работы в техниках батика подойдут и эластичные, мягкие по своей фактуре, шерстяные ткани. Роспись на них на вид получается очень эффектная и необычная. Изделия из шерсти, как и из шелка, стирают вручную[47].
Инструменты.
Как и при некоторых других видах росписи, роспись тканей лучше всего производить за специальным рабочим местом. Здесь можно использовать обыкновенный стол. Ткань расписывают, натягивая ее на рамы. Для этих целей используют разборные рамы или фиксированные рамы. Крепят ткань к раме либо кнопками, лучше с тремя зубцами, либо иглами, либо специальными натяжными крючками. Использование игл и крючков предпочтительно, если вы расписываете уже готовое изделие: таким образом можно предотвратить его разрывы. При закреплении простого куска ткани надрывы и небольшие дырки особой роли не играют, так как поврежденную часть можно отрезать. Чтобы кнопки и иголки хорошо держались, рама должна быть изготовлена из мягкой древесины.
Перед тем, как прикрепить к ней ткань, раму обматывают одним слоем скотча. Это делают для того, чтобы древесина не впитывала краску, не пачкала другие изделия и легко очищалась от краски после работы.
Для удаления излишков краски и ее остатков используют палочки с намотанной на них ватой, бумагой и креп.
Сушка расписанных изделий осуществляется при помощи фена. Фен используют только для того, чтобы удалить влагу, ускорить ее высыхание, а потому нужно заметить, что обработки при его помощи оказывается недостаточно. Кроме того, посредством фена можно добиться достаточного интересных эффектов[57].
Кисти для нанесения красок используют самые разные, в первую очередь в зависимости от того, какие цели ставит перед собой мастер. Для покрытия ткани сплошным слоем одноцветной краски используют широкие плоские кисти, называемые флейцами. Для меньших поверхностей, а также для выполнения мелких деталей используют тонкоконечные кисти № 6-12. Вместо кистей можно использовать ватные тампоны. Они представляют собой куски ваты, намотанные на специальные палочки. С одной стороны, это удобно, так как при использовании нескольких красок не требуется большого количества кисточек (при использовании одной кисточки могут образовываться грязные пятна). С другой стороны, этот способ не всегда позволяет добиться той же детализированности и выразительности рисунка, которых можно достичь при помощи кистей.
Для нанесения контурных красок и контурных составов используются специальные бутылочки для красок. Поступление их на ткань, а последовательно, и толщину линии регулируют при помощи пера.
Если таких бутылочек нет, их заменяют стеклянными трубочками. При этом необходимо, чтобы трубки были изготовлены из тонкого стекла. Дело в том, что толщина линии зависит не только от толщины отверстия в трубке, но и от ее общего диаметра: чем он больше, тем толще получается линия. Кроме того, слишком толстые стенки трубок могут приводить к непредвиденному растеканию краски по ткани, а следовательно, к браку.
Более толстые трубочки применяют при нанесении контура на толстые ткани, более тонкие трубочки – при нанесении на прозрачные ткани, например, на тонкие разновидности шелка[40].
Желательно, чтобы такие трубочки были снабжены резервом. Такие трубочки не требуют слишком частого наполнения и, соответственно, частых перерывов в работе, что, конечно же, сказывается на качестве нанесения резерва. После работы трубочки обязательно промывают бензином и прочищают при помощи проволоки, на конец которой намотан кусок ваты.
Для работы в технике горячего батика используют не трубочки, а специальные воронки с отверстиями разных диаметров. Такие воронки при желании можно изготовить самостоятельно. Кроме того, для работы в данной технике необходимо иметь кружку для разогревания резерва. Она должна иметь два дна, между которыми находится электролампочка.
Для разведения современных красок, которые не требуют кипячения, можно взять обыкновенный стакан, стеклянный или пластмассовый. Понадобиться также другие емкости для хранения разведенных красок, которые нередко остаются, а потому лучше взять закрывающие стаканчики или коробочки, в которых выпускают некоторые продукты, например, йогурты, масло и т.д.[56].
Красители.
Красители для росписи тканей используют разные, которые различаются сферой своего применения. Кроме того, их можно противопоставить друг другу и на основании способов приготовления краски и закрепления ее на поверхности ткани. Однако главным основанием для разделения красителей на группы являются все-таки технические свойства. С этой точки зрения выделяют прямые, кислотные, основные и хромовые красители.
Характер красителя обычно обозначается при помощи специальной маркировки. На красителях отечественного производства проставляются буквенные и цифровые обозначения, на основании которых можно выяснить характеристики красителя. Сначала указывают тип красителя, затем буквой обозначают его цвет (С-синий, З-зеленый, К-красный и т.п.).
Интенсивность цвета и оттенок обозначается посредством буквы и цифры. Так, например, если красный краситель имеет ярко выраженный синеватый оттенок и приближается к фиолетовому цвету, то на упаковке будет стоять «ЗС». Это касается, прежде всего, буквы. Цифровое обозначение призвано показать, какова интенсивность дополнительного оттенка – в нашем случае синего оттенка в красном красителе. Краситель, на котором стоит «2С», будет иметь менее выраженный оттенок, чем краситель, маркированный «3С». Другими словами, чем больше цифра, тем интенсивнее оттенок. Иногда на упаковках обозначают также характеристику красителя с точки зрения прочности.
Для различных тканей используются различные красители, хотя существуют универсальные красители, но они не всегда полностью соответствуют своему названию[40].
Пользуясь концентрированными импортными красителями, необходимо разобраться, чем их разводят – спиртом или водой. Отечественные красители Дербеневского химзавода требуют специальной подготовки перед росписью. Важно знать и способ закрепления красителя на ткани можно ли ограничиться обычной утюжкой или необходимо запаривание. Существуют так же фломастеры, предназначенные специально для тканей. Рисунок, нанесенный с их помощью, закрепляют, проглаживают утюгом.
Красители по своим техническим свойствам делятся на группы. Хромовые – применяются для росписи ткани из натурального шелка и шерсти, растворяются в воде и хорошо смешиваются между собой и прямыми красителями, после запарки меняют цвет. Прямые – применяются для росписи хлопчатобумажных тканей, растворяются в воде, имеют яркие краски и хорошо сливаются между собой. Кислотные – применяются для росписи ткани из шелковых, шерстяных, штапельных и синтетических волокон, растворяются в воде, в которую добавлен уксус, муравьиная или серная кислота, хорошо смешиваются между собой и ровно растекаются по ткани. Анилиновые – продаются в порошках, растворяются в воде, имеют способность хорошо растекаться[57].
Вся работа по росписи ткани основана на большой или меньшей способности красителя растекаться по ткани. Перед началом работы необходимо подобрать красители по тонам, соответствующим эскизу, путем сливания добиваться нужных оттенков.
Глава 4. Описание творческой части
Деревянная ширма, состоящая из трех панелей размером 50/165, с текстильными вставками, выполненными в технике холодного батика. Материал – креп-атлас и креп-сатин. Основной мотив композиции – цветы, расположенные на плоскости, с дополнительными растительными элементами, вписанные в многосекционную композицию (рис. 21).
Работа началась с выбора темы, техники и стиля. Было выполнено несколько работ на цветочную и растительную тематику в технике холодного батика (рис. 7,8,9), многослойного холодного батика (рис. 10) и свободной росписи (рис. 11,12,13). Композиции выполнены как в графическом, так и в живописном стиле.
Первоначально, в дополнительные секции меньшего размера предполагалось заключить растительные орнаменты. Но после выполнения их эскизов, решено было отказаться от этой идеи и в эти вставки продолжить основную композицию (рис.17,18).
Важно было с помощью пластики линий передать тот декоративный образ и эмоциональное состояние, через которые хотелось отобразить красоту природы.
После того как был определен колорит, эскиз был перенесен на шаблон в натуральную величину. Шаблон рисовался одной четкой линией на бумаге, все плоскости рисунка имеют замкнутый контур (рис.19,20). Рисунок шаблона был переведен на ткань, предварительно прикрепив его булавками к обратной стороне ткани. Ткань соответственно предварительно натянута на подрамник, рамой же является сама ширма. При выборе ткани ставился акцент на ее фактуру и легкость. Креп-сатин и креп-атлас привлекли своей переливчатой гладкой поверхностью, что способствовало передаче образа.
Далее на ткань по перенесенному рисунку была нанесена резервирующая линия, затем работа перешла непосредственно к росписи. Сначала все плоскости были прописаны полупрозрачным тоном. Затем были наложены основные цвета. Последовательность наложения тонов от самого светлого к самому насыщенному и темному. Применялся такой художественный прием как растяжка тона.
После того как роспись была завершена и красители высохли, она была обработана по краям и запарена. Затем подрамники с тканью были закреплены в ширме.
Так же была проведена работа оформлению деревянной поверхности ширмы.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Данная дипломная работа это результат долгих поисков и труда, стремление показать людям красоту природы, создать оригинальный предмет интерьера, который являлся бы украшением помещения, создать произведение, которое бы привлекало внимание, своей композицией, стилизацией и цветовой ассоциацией. Чтобы выразить это была выбрана растительная тематика, в частности, стилизация цветов.
В дипломной работе нами было уделено внимание изучению декоративно-прикладного искусства на примере технике батик. Были практически изучены основные техники росписи по ткани, а также расширены знания в области теоретической части раскрывающей тему.
В ходе работы были изучены особенности создания композиции в виде триптиха, так как ширма состоит трех панелей и заключенных в них вставках с тканью, а также применение такой композиции в интерьере. Была проведена работа над подбором и сочетанием цвета ткани, дерева и колорита самой композиции. А так же большое внимание уделяется форме, пропорциям и красоте материала.
Таким образом, углубленное изучение декоративно-прикладного искусства помогают в решении комплекса основных задач обучения:
.колористическое решение – чувство цвета;
.развитие композиционной культуры;
.развитие фантазии и творческого воображения.
Выполняя работу, были применены все навыки и знания, полученные в ходе обучения, и старалась выполнить все поставленные задачи.
Проанализировав выполненную работу, сделан вывод, что был желаемый результат.
Работа может быть использована в интерьере. А так же данный дипломный проект может иметь практическую пользу для тех, кто хочет научиться приемам росписи по ткани.
Может применяться в качестве наглядного пособия, а также методического материала не только на занятиях по художественной обработке ткани, но и на занятиях по сосданию декоративной композиции.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1.Давыдов С.Г. Батик – М.: АСТ – ПРЕСС КНИГА, 2005 г.
.Кэролайн Эрл Роспись по шелку Основы мастерства, Изд. АРТ-РОДНИК, М., 2005
.Стоку С., Батик. Современный подход к традиционному искусству росписи тканей. – М.: Ниола 21-й век, 2005
4.Синеглазова М., Батик. – М.: Издательский дом МСП, 2005
.Гильман Р., Художественная роспись тканей. – М.: Владос, 2003 г.
.Арманд Т. Руководство по росписи ткани. М.: 2002 г.
.Арманд Т. Руководство по росписи ткани. М.: 2002 г.
8.Современный интерьер/Авт.- сост.Т.А.Новоселова, С.А.Павлоградский.- Ростов-н/Д: Феникс, 2002
9."Роспись по шелку" – Издательский Дом ОВА-ПРЕСС, 2001
10.Алферов Л., Технологии росписи. Дерево. Металл.- Ростов – на – Дону: Феникс, 2000 г.
11.Дворкина И. батик. М.: 2000 г.
.Сараев Ю.С. Роспись по ткани. – Ростов – на Дону: Феникс, 2000г.
.Синеглазова М.А. Ремесло и рукоделие. М.: 2000г.
.Моран А. Декоративно – прикладное искусство. М.: 1999 г.
.Синеглазова М.А. Распишем ткань сами. М.: 1998г.
.Конран Теренс Современный дом: Искусство дизайна: Популярная энциклопедия/Пер.с англ. Г.Беликова.-М.:DGS Croup Limted: Русские словари, 1997
.Хансен Б., Роспись по шелку для начинающих. – Германия, 1997
.Кузнецова С.С. У истоков индонезийской культуры. М.: 1989 г.
.Аскова Е. Ткань. Декоративная ткань. Панно. Графика. – М.: Сов. Художник, 1986г.
.Степанов Н.Н. Цвет в интерьере – Киев, Высшейш. Шк., 1985г.
.Миронова Л.А. цветоделение. Минск: 1984 г.
.Пономарева Е.С. Цвет в интерьере. – Минск: Вышейш. Шк., 1984г.
.Барадулин. Основы художественного ремесла. М.: 1978 г.
.Минклявичус И.К. интерьер и монументально – декоративное искусство. – М.: Стройиздат, 1974г.
.Г у р ь е в а Т. С, Опыты Л. В. Маяковской в оформлении тканей. – Сборник трудов НИИХП, Вып. б. М., 1972.
.Мартынова Л. Художественная роспись тканей 1966 г.
.Дашкевич В., Иск-тво современной Японии. – Л.: Советский художник,1965 г.
.Демин Л., Искусство Индонезии.- М.: Знание, 1965 г.
.Коган М. С. О прикладном искусстве. Некоторые вопросы о теории. – Л.: Художник РСФСР, 1961 г.
.Виноградова. Современное прикладное искусство Китая. М.: 1959 г.
.Дашкевич В., Декоративно – прикладное искусство Китая. – М.: Восточная литература, 1959 г.
.Арманд Т. Орнаментация ткани. Руководства по росписи ткани. М.: 1931 г.
.Рогинская Ф. Советский текстиль. М.: 1930г.
.Вудбэри Адаме Д. ДЕКОРАТИВНЫЕ ШИРМЫ НА ЗАПАДЕ С 1600-х ДО НАШИХ ДНЕЙ. Перевод Н.В Гридневой, старшего научного сотрудника Музея личных коллекций им. А.В. Блещунова (Одесса).
.Статья. Выставка вятских народных художественных промыслов «Умелые руки мастеров». Государственный Кировской областной художественный музей им. В.М. и А.М. Воснецовых