- Вид работы: Курсовая работа (т)
- Предмет: Культурология
- Язык: Русский , Формат файла: MS Word 30 Кб
Детский театр кукол
Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
Высшего профессионального образования
«Тобольская государственная социально-педагогическая академия им. Д.И. Менделеева»
Кафедра теоретической и практической психологии
Курсовая работа
Тема: «Детский театр кукол»
Выполнил(а):
студентка 4 курса
заочной формы обучения
художественно – графического факультета
(специальность «Дизайн»)
№ зачетной книжки 12333
Мухамадеева Эльвира Робертовна
Тобольск 2014
Содержание
Введение
Глава I. Театр кукол
.1 История возникновения театра кукол
.2 Основные виды театров кукол
.3 Виды кукол
Глава II. Изготовление театра кукол
.1 Поиск аналогов и разработка эскиза
.2 Изготовление ширмы
.3 Изготовление куклы-перчатки
Заключение
Список литературы
Введение
Любой театр, какой ни возьми, имеет свою страницу в истории. Также известна история зарождения театрального искусства. Театры для детей тоже не стали исключением. Хотя история их возникновения очень короткая. Сама идея создания детского театра начала обсуждаться в кругах творческих людей и интеллигенции только в середине XVIII века, но сами представления для детей появились лишь в XIX веке. До этого времени профессиональное театральное искусство было недоступно детям.
Театр кукол – одна из разновидностей кукольного вида искусства, в который входят мультипликационное и не мультипликационное анимационное киноискусство, кукольное искусство эстрады и художественные кукольные программы телевидения. В спектаклях театра кукол внешность и физические действия персонажей изображаются или обозначаются, как правило, объёмными, полу объёмными (барельефными или горельефными) и плоскими куклами (куклами-актёрами). Куклы-актёры обычно управляются и приводятся в движение людьми, актёрами-кукловодами, а иногда автоматическими механическими устройствами. В последнем случае куклы-актёры называются куклами-роботами. Следует отметить, что словосочетание «кукольный театр» является некорректным и обижает профессиональное достоинство кукольников, поскольку прилагательное «кукольный» ассоциируется с понятием «ненастоящий». Правильно говорить: «театр кукол», так, кстати, называются все профессиональные театры анимации.
Искусство кукольников очень старое – в разных странах возникали свои, ставшие затем традиционными, виды кукол и типы представлений. Есть сведения о существовании ритуальных мистерий в Египте, во время которых женщины носили куклу Озириса. В Древней Греции кукольный театр существовал в эпоху эллинизма. Истоки кукольного театра – в языческих обрядах, играх с овеществлёнными символами богов. Упоминание об игровых куклах встречаются у Геродота, Ксенофонта, Аристотеля, Горация, Марка Аврелия, Апулея. Однако в Древнюю Грецию и Древний Рим кукольные представления, условно говоря, эстрадного типа и искусство театра кукол пришли с бродячими группами кукольников из Древней Индии (сухопутными и морскими путями через Древний Иран) и Древнего Китая .
Целью нашей курсовой является освоение и создание театра кукол.
Для достижения цели нами ставились и решались следующие задачи:
·Изучить особенности театра кукол
·Проанализировать материал по теме курсовой
·Обобщить материалы истории
·Рассмотреть техники изготовления ширмы и кукол
·Разработать эскиз, и выполнить куклы и ширму
Объект исследования: театр кукол как вид искусства.
Предмет исследования: процесс изготовления ширмы и кукол.
Работа состоит из: введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения.
В введении раскрывается тема исследования. В первой главе раскрывается история возникновения, виды и особенности. Во второй главе указывается этапы работы по изготовлению ширмы и кукол. В заключении указаны основные выводы по работе. Список литературы состоит из
Глава I. Кукольный театр
.1 История возникновения кукольного театра
В XV веке в Европе и с XVII в России были созданы школьные театры, которые имелись при учебных заведениях. У них были теоретически разработанные основы и правила. Школьные театры в основном носили политическую направленность и были далеки от того представления о детском театре, в каком виде мы знаем его сейчас.
В России детские театры появились намного позже, только после революции. Это произошло в основном благодаря поддержке Луначарского. Детские театры начали появляться в годы Гражданской войны в Москве, Петрограде, Саратове. Но просуществовали недолго. Зато в 20-е годы появилось много детских театров (ТЮЗов) и кукольных театров для детей в разных городах России. Театры давали представления, как на русском, так и на национальных языках.
Возникновение детских кукольных театров в России можно отнести к 1918-1919 годам, когда появились первые театры такого направления. Это «Театр марионеток Шапориной – Яковлевой» в Питере, «Театр петрушек и китайских теней Ефимовых» в Москве.
Репертуары детских театров поначалу составляли из произведений, входящих в круг детского чтения: «Маугли», «Конек-горбунок», «Принц и нищий», «Том Сойер». В середине 20-х годов стали появляться детские спектакли на современные темы: «Тимошкин рудник», «Черный яр», «Винтовка 492116». Героями этих пьес стали современные подростки, а исполняли их роли актрисы-травести, многие из них стали впоследствии очень известными, например, Охитина, Сперантова, Коренева.
К 1930 году в России театры для детей достигли высокопрофессионального уровня и начали ставить пьесы, с учетом возрастных особенностей ребенка и подростка. Для старшего дошкольного и младшего школьного возраста ставились в основном сказочные представления, сочетающие в себе фантастику и реальность: «Снежная королева», «12 месяцев», «В гостях у Кощея». Театральные пьесы стали способствовать воспитанию пионеров и школьников. В связи с этим был привлечен широкий круг авторов, писавших детские произведения, среди них всем нам известные – С. Михалков, Е. Шварц, Л. Кассиль. В центре внимания моральный и общественный облик подростка, воспитание героизма, способность совершить подвиг. Спектакли: «Брат героя» Кассиль, «Сережа Стрельцов» Любимова, «Клад» Шварц, «Хлопчик» Даниэль. Также для подростков стали появляться приключенческие, комедийные, историко-революционные пьесы советских и зарубежных авторов с упором на изучение школьной программы по литературе.
В годы Великой Отечественной войны многие детские театры были эвакуированы в тыл, где стали давать спектакли не только для детей, но и для взрослых. Особое место в репертуаре заняли спектакли на патриотическую тему: «Сын полка», «Город мастеров», «Два капитана».
В 70-е годы в СССР было уже более 100 кукольных театров, 46 драматических и 1 музыкальный детский театр. Также спектакли для детей начали ставить и во взрослых театрах.
В 1965 появилась Международная ассоциация театров для детей и юношества (АССИТЕЖ), президентом которой с 1968 был К. Я. Шах-Азизов (руководитель Центрального детского театра, Москва), генеральным секретарём – Р. М. Бодуэс (Франция).
В настоящее время в России существует огромное количество всевозможных детских театров, так сказать, на любой, даже самый изысканный вкус.
1.2 Основные виды театров кукол
Среди театров кукол различают три основных типа:
. Театр верховых кукол (перчаточных, гапитно-тростевых и кукол иных конструкций), управляемых снизу. Актёры-кукловоды в театрах этого типа обычно скрыты от зрителей ширмой, но бывает и так, что они не скрываются и видны зрителям целиком или на половину своего роста.
. Театр низовых кукол (кукол-марионеток), управляемых сверху с помощью ниток, прутов или проволоками. Актёры-кукловоды в театрах этого типа чаще всего тоже скрыты от зрителей, но не ширмой, а верхней занавеской или падугой. В некоторых случаях актёры-кукловоды, как и в театрах верховых кукол, видны зрителям целиком или на половину своего роста.
. Театр кукол срединных (не верховых и не низовых) кукол, управляемых на уровне актёров-кукловодов. Срединные куклы бывают объёмными, управляемыми актёрами-кукловодами либо со стороны, либо изнутри кукол больших размеров, внутри которых находится актёр-кукловод. К числу срединных кукол относятся, в частности, куклы Театра теней. В таких театрах актёры-кукловоды не видны зрителям, так как находится за экраном, на который проецируются тени от плоских или не плоских кукол-актёров. В качестве срединных кукол-актёров используются куклы-марионетки, управляемые сзади кукол видимыми или не видимыми зрителям актёрами-кукловодами. Либо перчаточные куклы или куклы-актёры других конструкций. Как это происходит, например, в известной эстрадной миниатюре С.В. Образцова с кукольным малышом по имени Тяпа (перчаточная кукла надетой одну руку Образцова) и его отцом, роль которого играет сам Образцов.
В последнее время всё чаще театр кукол представляет собой сценическое взаимодействие актёров-кукловодов с куклами (актёры «играют в открытую», то есть, не скрыты от зрителей ширмой или каким-либо иным объектом). В XX веке начало этому взаимодействию положил С. В. Образцов в той самой эстрадной миниатюре, в которой действовали два персонажа: малыш по имени Тяпа и его отец. Но фактически подобные взаимодействия актёров-кукловодов и кукол-актёров привели к размыванию границ между кукольным и не кукольными видами пространственно – временного искусства. Профессиональные кукольники всё же призывают не злоупотреблять «третьим жанром», а использовать в основном выразительные средства, присущие театру кукол.
Следует отметить, что специфическая самобытность искусства театра кукол и в целом кукольного пространственно-временного искусства образуется не только и не столько благодаря куклам-актёрам, сколько в силу единой совокупности многих особенностей. Причём одни особенности свойственны кукольному искусству, а другие являются общими для кукольного искусства и всех или некоторых других видов пространственно-временного искусства. Например, такие общие особенности, как композиционное построение драматургической основы спектаклей: экспозиция, завязка, кульминация, развязка (или финал без развязки). Кроме того, широко используются общие жанры, реалистические и художественно-условные формы, пантомимический и не пантомимический варианты сценических действий и т. д. и т. п.
.3 Виды кукол
Каждая разновидность кукол имеет свои особые средства сценической выразительности. Правда, ни одна из них не может воспроизвести полностью поведение живого существа – человека или животного. Но это и не входит в задачи театра кукол. При раскрытии содержания пьесы каждый вид театра кукол берет лишь самые характерные и сценически выразительные черты образа, наиболее правдиво и пластично воплощаемые именно данной конструкцией кукол.
Прежде чем приступить к постановке спектакля, следует отчетливо уяснить, какую систему кукол лучше всего избрать для данной пьесы. Ведь разные по своему техническому устройству куклы по-разному ведут себя на сцене, по-разному соотносятся с окружающим их декоративным оформлением. Все эти разнообразные свойства кукол, зависящие от их конструкции, внешнего облика, скульптурной манеры, в которой они выполнены, должны быть, однако, в каждом спектакле приведены к единству. В тех случаях, когда разнохарактерность совершаемых куклами действий не позволяет осуществить постановку в куклах одной системы, художник совместно с режиссером должен приложить всю свою изобретательность для того, чтобы применение различных систем не нарушало цельности спектакля.
Механическое перенесение кукол из одной постановки в другую, хотя бы и с перегримировкой и переодеванием, редко может дать положительные результаты. Наши лучшие кукольные театры давно уже осознали необходимость создания специальных комплектов кукол для каждой постановки и важность индивидуального подхода к решению внешнего образа каждой куклы в зависимости от характера исполняемой ею роли.
Виды кукол:
Петрушечная (перчаточная) кукла – персонаж французского театра кукол, ярмарочного театра перчаточного типа.
Предком всех разновидностей верховой куклы является так называемая кукла-петрушка, то есть кукла, надеваемая непосредственно на руку актера и не имеющая никаких дополнительных приспособлений для управления ею.
Имя свое она получила от героя старинных народных кукольных представлений – веселого озорника Петрушки.
Марионетка (в том числе штоковая) – кукла, приводимая в движение актером-кукловодом при помощи нитей, металлических прутьев или деревянных палочек.
Кукла на вертикальном гапите – гапит закреплен вертикально, голова куклы изготовляется теми же способами, что и голова перчаточной. Точно так же надевается на руку актерадо локтя, что придает кукле значительную гибкость и подвижность.
Куклы на тростях
Одной из наиболее интересных разновидностей верховой куклы является кукла на тростях (или тростевая кукла). Она получила свое название от тростей, при помощи которых актер управляет руками куклы. Тростевая кукла чаще всего изображает фигуру человека, реже – животных.
Тростевая кукла не надевается вплотную на руку актера, как кукла-петрушка, а только управляется ею изнутри. Благодаря этому она отличается значительным разнообразием пропорций и размеров. Руки тростевой куклы, имеющие сгибы во всех сочленениях, могут повторить большинство жестов, свойственных человеку. Широкий и пластичный жест тростевой куклы делает ее особенно пригодной для воплощения на сцене пьес героико-романтического репертуара.
Конструкция тростевой куклы должна быть непременно твердой. Основные материалы для скелета тростевой куклы – дерево и металл. При мягкой конструкции нельзя добиться точного, выразительного жеста.
Необходимо отметить, что механизированный гапит значительно усложняет работу актера. При простом коротком гапите актер может легко передавать те или иные эмоции движениями кукольной головы. Механизированный гапит, как и всякий более или менее сложный инструмент, требует основательной тренировки. Им надо хорошо овладеть, иначе не получится тонких оттенков и все движения головы будут более или менее приблизительными.
Гапит состоит из трех частей: неподвижной палки вместе с плечами А, трости Б, вращающей и опускающей голову, и деревянного цилиндра В, на котором укрепляется голова. Деталь Б состоит из самой трости и наглухо скрепленного с ней деревянного кольца, надетого на неподвижную палку.
Карнавальные куклы на шестах
Все сказанное выше касается главным образом кукол на тростях, чаще всего применяемых нашими театрами, то есть таких, высота которых колеблется в пределах от 60 до 80 см.
Но у кукольного театра может возникнуть необходимость поставить спектакль, который могли бы смотреть одновременно несколько тысяч зрителей, скажем, на карнавальных гуляньях или во время различных массовых кампаний. В этом случае делаются огромные карнавальные куклы на шестах.
Основой для каждой куклы служил длинный шест с перекладиной наверху. Мешок, набитый соломой или стружками и надетый на шест, давал кукле объем. Сверху на шест прикреплялась голова, на мешок надевался костюм.
Кукол показывали из-за ширмы. В некоторых случаях исполнитель держал шест в руках, иногда он вставлял его в карман, приделанный к поясу. Этот прием освобождал руки кукловода для управления руками и мимикой куклы. Были случаи, когда с куклой работали два человека: один держал шест, другой управлял руками куклы. С иными куклами работали даже три человека.
Пятачковая кукла
Вертепная – небольшая, малоподвижная кукла рождественского мистериального театра. Часто такие куклы не имеют ни рук, ни ног, а их лица – только намечены.
Планшетная (выводная) кукла – театральная кукла, которая "умеет ходить" по планшету сцены. Некоторые разновидности планшетных кукол управляются ногами кукловода.
Мимирующая – применяются главным образом в эстрадно-концертных номерах. Мимика у такого рода кукол бывает утрированно комическая, и даже при самом умелом обращении с такой куклой в мимике всегда будет много случайного.
Поэтому мягкую мимирующую куклу применяют исключительно для изображения персонажей с мимикой, которую скорее можно назвать гримасничаньем. Так, интересны мимирующие куклы – истерически кривляющийся «Гитлер» (художник В. В. Андриевич) и строящий неимоверные рожи «пьяница» у С. В. Образцова (художник Е. И. Гвоздева).
Материалами для изготовления мягкой мимирующей куклы служат замша, сукно, мягкий фетр, байка и т.п. Опыты с применением резины еще не дали положительных результатов.
Ростовая кукла
Тантамареска – это кукла, при помощи которой отрабатывается мимика, эмоциональная выразительность речи и жестикуляция, выразительность движений.
театр кукла ширма
Глава II. Изготовление кукольного театра
.1 Поиск аналогов и разработка эскиза
У куклы-петрушки нет туловища: она состоит из твердой головы и прикрепленного к этой голове костюма. Когда актер вводит в костюм куклы свою руку, кукла приобретает туловище.
Рука кукольника может расположиться внутри куклы по-разному – от этого меняется устройство, а с ним и выразительные возможности куклы-петрушки. Наиболее часто встречаются два способа управления куклой-петрушкой:
) указательный палец входит в голову куклы, большой и средний – в рукава костюма, мизинец и безымянный пригибаются к ладони;
) указательный и средний пальцы входят в голову, большой палец – в один рукав, безымянный и мизинец – в другой.
Сравнивая даже такие наиболее простые системы управления и обусловленные ими конструкции, мы видим, что и «жизнь» этих кукол несколько разнится. У куклы очень подвижная шея, но поворот головы у нее связан с поворотом корпуса. Кукла не обладает такой гибкой шеей, зато она свободно вертит головой, не поворачивая корпуса. Для этого достаточно пошевелить пальцами, вложенными в голову.
Такая кукла по внешнему виду больше приближается к человеческой фигуре. Недостаток данного способа управления заключается в том, что подогнутый безымянный палец при мало тренированной руке затрудняет игру актера.
Кукла, которая менее сковывает движения руки актера, чем предыдущая, так как безымянный палец пригибается к ладони вместе со средним.
Существуют разные способы управления куклой одновременно обеими руками. Каждый из них обуславливается теми или иными функциями куклы. Так, например, кукла имеет очень подвижную левую руку, которая может вращаться даже в кисти.
Есть и такая редкая разновидность кукол, у которых верхняя часть корпуса образует единое скульптурное целое с головой, а руки двигаются только от локтя. Управляются эти куклы следующим образом: большой палец и мизинец актера являются руками куклы, а три остальных пальца поддерживают корпус.
Пальцы кукольника могут иногда входить не непосредственно в рукава костюма куклы, а в чехольчики, прикрепленные в свою очередь к рукавам куклы. Такая кукла требует особого покроя платья.
И, наконец, среди кукол, надеваемых на руку, следует отметить групповые куклы, иногда применяемые в массовых сценах на задних планах. В таких случаях на каждый палец исполнителя надевается по маленькой куколке или же все пять персонажей соединяются на одной общей перчатке. Это помогает быстрее надевать кукол и увереннее управлять ими. Костюмы персонажей создаются посредством аппликации или раскраски отдельных частей перчатки.
Групповую куклу, объединяющую три персонажа. Большой палец и мизинец актера управляют левой рукой одного из крайних персонажей и правой рукой другого. Остальные четыре руки остаются без движений (они могут даже отсутствовать вовсе).
Этим, конечно, не исчерпываются все возможности управления куклой, надетой на одну или на обе руки актера. Новые задачи порождают и новые разновидности театральной куклы. Каждая из них имеет свои достоинства и недостатки и используется в зависимости от того, насколько данный тип куклы помогает актеру и режиссеру выполнить задачи, которые они ставят перед собой при воплощении того или иного образа.
Туловище
Туловищем куклы-петрушки является рука актера, введенная в трехпалую перчатку, прикрепляемую к голове. Размеры и покрой перчатки зависят от системы управления куклой и от величины руки кукловода. Ясно, что каждая разновидность кукол требует своего покроя перчатки. Перчатка должна плотно облегать руку кукловода, вместе с тем не связывая ее движений. Поэтому перчатка шьется с примеркой, причем актер во время примерки держит свои пальцы в «рабочем» положении, то есть так, как будто он фактически управляет куклой. Материал для перчатки лучше брать прочный, но достаточно мягкий, чтобы он не затруднял движения руки. Таким материалом может служить, например, бязь.
Если перчатка является одновременно и костюмом куклы, то материал для нее подбирается соответствующего цвета и рисунка; часто на материю, из которой сшита перчатка, нашивается аппликация или наносится рисунок краской. Такая перчатка-костюм кроится не вплотную по руке кукловода, а несколько свободнее, чтобы замаскировать форму введенной в нее человеческой руки.
Это примитивный способ костюмировки, встречающийся, как правило, только в самодеятельных кружках. В профессиональных театрах поверх перчатки обычно надевается специальный костюм, скрадывающий неминуемую «кривобокость» петрушечной куклы, связанную с асимметричностью кисти человеческой руки. В некоторых случаях при помощи костюма стараются приблизить форму куклы к форме человеческого тела, подбивая ватой плечи, спину, грудь. Следует предостеречь от излишнего увлечения такими толщинками – они затрудняют движения пальцев кукловода и уменьшают выразительность куклы.
Для куклы перчатка не шьется. Чтобы костюм сохранял форму, он делается из плотной материи или кладется на подкладку. Костюм прикрепляется к шее. Плечи делаются из туго набитых ватой мешочков, и к ним пришиваются руки, сделанные из картонных трубочек или из материи, туго набитой ватой. Рука имеет свободный сгиб в локте. Для большого пальца и мизинца к костюму пришиваются два чехольчика (в цвет платья) примерно на уровне талии. Концы их прикрепляются к запястьям рук куклы.
Материал для костюма куклы может быть еще более плотным, чем для перчатки. Однако и тут должны быть установлены известные границы. Для кукол, надеваемых на руку, следует избегать применения таких тяжелых материалов, как парча, атлас, толстый бархат, – они затрудняют жестикуляцию кукол, топорщатся, ложатся грубыми, некрасивыми складками.
Голова
Голова петрушечной куклы делается размером в среднем 8-10 см (в детских самодеятельных кружках этот размер соответственно уменьшается и может доходить до 5-6 см).
Голову больших размеров не следует делать: это не только не увеличит, но, наоборот, уменьшит выразительность куклы. Дело в том, что туловище куклы-петрушки увеличить невозможно – оно соответствует размерам руки актера. А непомерно большая голова на маленьком туловище производит неприятное впечатление. Кроме того, большая голова заслоняет руки куклы и сковывает их движения.
Голову куклы лепят обычно вместе с шеей, причем с небольшим наклоном вперед. Особенно надо следить за тем, чтобы голова по отношению к шее не была задрана кверху: в ином случае зритель, который смотрит на куклу снизу, будет видеть ее лицо в неправильном раккурсе.
Когда требуется кукла с гибкой подвижной шеей, голову рекомендуется лепить без шеи, ее заменяет непосредственно палец кукловода, вставленный прямо в голову и прикрытый материей или трикотажем. Куклы животных (собак, зайцев) лепятся обычно без шеи. Это обуславливается иным расположением у них головы в отношении туловища, чем у кукол, изображающих людей.
Голова может быть сделана с большей или меньшей степенью условности, вплоть до того, что головой может служить шарик с наклеенными или нарисованными ушами, носом, ртом и глазами. Если куклы с головами-шариками применены к месту и выполнены талантливо, они могут обладать большой выразительностью (как, например, эстрадные куклы С.В. Образцова).
Трудно дать точные указания по скульптуре кукольной головы. Тем не менее существуют некоторые правила, проверенные временем и театральной практикой.
В кукольной голове прорабатываются только основные, наиболее характерные черты лица: мелкие детали, например морщины, зритель все равно не увидит.
Кукла на ширме почти все время повернута к зрителю профилем. Поэтому профиль у куклы должен быть ясный и выразительный. Если кукла «беспрофильная», для зрителя часто остается непонятным, в какую сторону она повернулась и в какую сторону смотрит.
Создавая у куклы характерную выразительность лица (маски), соответствующую тому или иному образу, нельзя придавать ей застывшее выражение какой-нибудь определенной эмоции, так сказать, «мимику данной минуты». Можно делать куклу веселой, но нельзя делать ее с застывшей улыбкой. Персонаж, непрерывно улыбающийся на протяжении всей пьесы, быстро надоедает.
Голову куклы делают чаще всего из папье-маше, а также из дерева, из материи или из трикотажа, набитого ватой.
Процесс резьбы деревянных голов сложен и требует опытной руки мастера-специалиста. К тому же голова из дерева значительно тяжелее, чем голова из папье-маше. В силу этих соображений деревянные головы применяются редко. Они предпочитаются только в тех случаях, когда в голове куклы надо смонтировать сложный механизм, который трудно укрепить в папье-маше.
Для приготовления деревянной головы берут выдержанную сухую липу. Дерево обрабатывают при помощи острых ножей и стамесок. Чтобы голова была легче, ее делают полой, выбирая дерево через затылок и шею (отверстие в затылке потом закрывают париком). Или же, распилив голову пополам, выбирают дерево из обеих половинок, а затем соединяют их между собой тонкими гвоздиками и столярным клеем.
Куклы с головой из ваты, обтянутой материей или трикотажем, применяются главным образом в самодеятельных кружках, да и то сравнительно редко. При этом примитивном способе поделки кукольные головы обычно не сохраняют нужную форму, и на них плохо ложится краска.
Чаще всего в практике театров кукол применяются головы из папье-маше. Существует два способа их изготовления: 1) обклейка бумагой глиняного или пластелинового слепка снаружи и 2) выклейка по гипсовой форме изнутри.
Первый способ значительно проще, но дает сильное искажение модели. Прибегать к нему лучше в тех случаях, когда голова настолько велика, что это затрудняет отливку гипсовой формы; кроме того, при больших размерах и искажения будут менее заметны. Наружную обклейку применяют также при изготовлении из папье-маше отдельных декоративных деталей и бутафории.
Модель, то есть первоначальную скульптурную форму, рекомендуется лепить из пластелина, так как в глине все время приходится поддерживать необходимую степень влажности.
Когда модель готова, заваривается клейстер. Для этого в холодной воде разводится ржаная или пшеничная мука до густоты сметаны. Клейстер варят на слабом огне, все время помешивая, чтобы он не пригорел.
Во время кипячения в муку добавляется немного очень жидкого столярного клея. Когда после непродолжительного кипячения клейстер загустеет, он считается готовым.
Применять для выклейки папье-маше столярный клей в чистом виде не следует – получится хрупкая голова, которую к тому же трудно раскрашивать.
Для изготовления папье-маше подходит любой сорт непроклеенной бумаги – газетная, оберточная и т.п. Глянцевая бумага для этого не годится.
Перед обклейкой модель смазывают вазелином или каким-нибудь иным жиром.
Предназначенную для обклейки бумагу рвут на маленькие кусочки (приблизительно 2 x 2 см). Резать бумагу ножницами или ножом не следует: надо, чтобы края каждого кусочка были мягкими.
Первый слой, прилегающий непосредственно к модели, состоит из кусочков бумаги, смоченных в воде. Начиная со второго слоя, бумажки смазываются клейстером и накладываются слоями поверх обклеиваемой формы. При накладывании кусочки бумаги должны заходить краями один на другой. Каждый кусочек тщательно разглаживается, чтобы бумага не собиралась в морщинки. В тех местах, где на модели имеются неровности (глаза, нос, рот), бумажки крепко проминаются пальцем.
Таким образом, модель обклеивается четырьмя или пятью слоями бумаги. Если бумага тонкая, то количество слоев увеличивается до шести-семи. Чтобы не ошибиться в счете слов и не сделать в одном месте толсто, а в другом тонко, пользуются бумагой двух разных цветов: один слой накладывается одного цвета, другой – другого.
В тех случаях когда требуется повышенная прочность (особенно если голова делается больших размеров), количество слоев доводится до восьми-десяти.
Еще лучше, оставив обычные пять слоев бумаги, проложить между ними два слоя марли. Это не очень утяжелит голову, зато значительно увеличит ее прочность.
Голову после обклейки просушивают, только не прямо над огнем, иначе она покоробится. Для ускорения сушки можно воспользоваться духовкой, не очень сильно нагретой и непременно с открытой дверцей, чтобы пар мог свободно выходить.
Когда папье-маше высохнет, его разрезают острым ножом или бритвой и осторожно снимают с глины обе половинки. Если форма носа или подбородка мешает снять папье-маше, то модель приходится разрушить.
Сняв с глины обе половинки головы, папье-маше вновь соединяют по шву сначала нитками в двух трех местах, затем полоской тонкой материи на клею и, наконец, бумагой.
При втором способе с глиняной или пластелиновой модели сначала отливается гипсовая форма. Для этого модель смазывается вазелином или, лучше, подогретой смесью керосина со стеарином (в детских самодеятельных кружках последний способ применять не рекомендуется). Затем вокруг головы по линии разреза делается «барьер», то есть в глину втыкаются вплотную кусочки жести или картона. Такой барьер помогает точно отлить обе половинки гипсовой формы – одну для лицевой стороны, другую для затылочной (или одну для правой половины лица, другую для левой). Гипс разводится до густоты сметаны (на одну петрушечную голову идет от 0,5 до 1 кг гипса). Сначала заливают раствором гипса только одну сторону модели (до барьера), доводя толщину заливки по меньшей мере до 1,5 см. Для большей прочности толщину формы доводят иногда и до 3 см. Когда гипс хорошо застыл, но еще недостаточно затвердел, барьер удаляют и заливают гипсом вторую часть головы. Для этого сначала смазывается жиром верхний край первой половинки формы, то есть та поверхность гипса, которая соприкасалась с барьером из пластинок. Если этого не сделать, то в процессе заливки обе половинки могут наглухо соединиться, так что их невозможно будет разнять.
Когда гипс окончательно застынет, острым ножом отделяют одну половинку от другой и снимают их с глиняной модели.
Гипсовую форму изнутри покрывают шеллачным лаком. Это делает ее более прочной и дает возможность легче вынимать папье-маше.
Когда обе половинки гипсовой формы готовы, производится выклейка кукольной головы внутри формы точно так же, как если бы делалась обклейка головы снаружи: сначала укладывается слой бумаги, смоченный в воде, затем выклеиваются четыре-пять слоев, смазанных клейстером (бумага и в этом случае берется двух цветов). После просушки обе половинки головы вынимаются из формы, соединяются между собой, склеиваются и зачищаются по шву.
Таков самый простой способ изготовления папье-маше. Существуют более сложные рецепты, дающие повышенную прочность. Лицам, желающим подробнее ознакомиться с этим вопросом, рекомендуем обратиться к специальной литературе по театральной бутафории.
Прежде чем раскрашивать кукольную голову, папье-маше следует загрунтовать левкасом. Левкас приготовляется следующим образом: в разведенный жидкий столярный клей (200 г клея на 1 л воды) вливается немного олифы (одна столовая ложка на стакан клея), затем в него засыпают тонко просеянный мел или тальк (лучше всего мел пополам с тальком) так, чтобы получилась не очень густая тестообразная масса. Полученный таким образом левкас накладывают очень тонким слоем на папье-маше (толстый слой будет откалываться). Когда левкас высохнет, голову обрабатывают тонкой наждачной бумагой (шкуркой) до получения идеально ровной поверхности.
Для окраски головы следует применять только масляные краски. Клеевые, гуашь и другие – непрактичны, они пачкаются и стираются.
Чтобы окрашенная голова не блестела, ее, пока она не окончательно высохла, слегка припудривают тальком или мелом. В этих же целях масляную краску иногда наносят при помощи торца жесткой кисти для получения шероховатой поверхности.
Волосы, усы, брови, глаза прикрепляются к голове до окраски, так как на покрашенной поверхности они плохо держатся.
Волосы кукол делаются из веревок, мочалы, шелковых или бумажных ниток, меха и т.п. Выбор этих материалов зависит от вкуса художника и общей манеры решения куклы. В иных случаях волосы могут быть просто нарисованы или вылеплены одновременно с головой, то есть изображены чисто скульптурно.
Глаза делают из каких-нибудь блестящих предметов – кусочков стекла, бусинок, пуговиц и т.п. – или же просто рисуют. Но и в нарисованный глаз на место зрачка нередко вставляют какой-либо блестящий предмет.
Для того чтобы прикрепить глаз к голове, на его месте прорезаются две узкие щели. Кусочек материи с пришитой к нему пуговицей или бусинкой вклеивают в глазницу, а концы материл, смазанные столярным клеем, вводят в прорезанные щели и заделывают изнутри.
Если глаз нельзя пришить к материи, его вклеивают в углубление, сделанное для этого в папье-маше.
Прежде чем голову прикреплять к перчатке, надо приспособить ее к пальцам кукловода.
Шея куклы по диаметру должна соответствовать толщине пальца (или двух сложенных пальцев) кукловода. Если отверстие в шее слишком широкое, его суживают путем вклеивания картонной трубочки (так называемой патронки). Палец должен входить в шею до середины второго сустава. У головы, не имеющей шеи, снизу прорезается круглое отверстие, в которое вклеивается патронка для пальцев кукловода.
Перчатка прикрепляется к шее с наружной стороны так, чтобы приклеенная материя не выглядывала из-за воротника костюма. Соответствующая часть перчатки кроится с таким расчетом, чтобы она полностью обхватывала шею.
К голове, не имеющей шеи, перчатка прикрепляется следующим образом: к среднему пальцу перчатки, примерно в том месте, где приходится середина второго сустава, пришивается матерчатый кружок шириной до 2 см. После этого, надев перчатку на руку, вставляют палец в голову, а матерчатый кружок приклеивают к низу головы.
Руки
Руки – вернее, кисти рук – у петрушечной куклы делаются из разных материалов и разными способами в зависимости от тех задач, какие ставятся перед куклой. Руки могут быть жесткие, сделанные из дерева или папье-маше, могут быть мягкие, то есть сшитые из материи или трикотажа.
Жесткие руки имеют два существенных недостатка: во время игры они неприятно стучат одна о другую или при прикосновении к чему-нибудь жесткому и плохо берут предмет.
Мягкие руки кроятся в виде варежки, сшиваются, выворачиваются, подбиваются ватой и прострачиваются по линиям пальцев. Иногда делают каждый палец отдельно, причем петрушки часто ограничиваются четырехпалой рукой, так как издали зритель не видит, сколько у куклы пальцев.
Мягкие кисти рук пришиваются непосредственно к перчатке, так что палец кукловода входит в кисть кукольной руки, доходя приблизительно до середины ее ладони. Такими руками кукловод действует с наибольшей уверенностью. Он легко берет предметы, так как делает это почти непосредственно своими пальцами.
Однако у куклы, одетой в костюм, такая рука недостаточно видна, потому что она лишь немногим длиннее пальца кукловода. Для удлинения кукольной руки ее прикрепляют к картонной патронке, которую в свою очередь пришивают к перчатке. Но следует иметь в виду, что слишком длинная патронка не помогает, а, наоборот, стесняет жест куклы. Рука петрушечной куклы не имеет сгиба в локте, поэтому чересчур удлиненная рука, торчащая вперед или вбок, производит неприятное впечатление и выразительность жеста теряется.
Наиболее удобны руки на проволочном каркасе. Мягкая проволока (железная, медная, алюминиевая), выгнутая по контуру кисти кукольной руки, приделывается к патронке. Затем каркас обтягивается ватой и обшивается материей или трикотажем. Таким рукам можно придать любую форму, сгибая и разгибая каркас.
Обычно кукла-петрушка держит предмет обеими руками. При наличии проволочного каркаса кукла может держать предмет одной рукой), хотя брать его на глазах у зрителей она не сможет, для этого нужны особые приспособления.
Ноги
Ноги у кукол-петрушек бывают далеко не всегда. Кукла становится ногами на ширму лишь в очень редких случаях, так как при этом бывает видна рука актера. В некоторых случаях руку актера удастся более или менее удачно замаскировать длинным платьем или плащом (рука проходит между подкладкой и верхом). Но это допустимо, разумеется, далеко не в каждой пьесе и не для каждого персонажа. Кроме того, кукла, стоящая ногами на ширме, хуже передает походку человека, чем если она это делает условно, при помощи движения корпуса.
Чаще всего ноги у кукол-петрушек существуют для того, чтобы кукла могла ими играть сидя или лежа.
Нижняя часть ноги (до колена) делается из дерева, папье-маше или материи, набитой ватой. Верхней, бедренной частью ноги служит картонная патронка, прикрепленная к нижней части и образующая вместе с ней подобие коленного сустава. Ноги (или штаны вместе с ногами) прикрепляются к переднему краю перчатки (под рубашкой).
Управляет ногами вторая рука кукловода. Для ее маскировки в цвет костюма шьется рукав, достаточно широкий для того, чтобы в него могли пройти обе руки актера. Этот рукав пришивается к заднему краю штанов и к задней стороне перчатки под рубашкой.
Ногами можно управлять и при помощи проволочек, прикрепленных к каблукам (пяткам) куклы. Такие ноги могут делать, конечно, несколько иные движения, чем ноги, управляемые изнутри при помощи пальцев.
Иногда ноги изготовляются отдельно и только высовываются из-под костюма в тех случаях, когда это необходимо по ходу пьесы.
Куклы-петрушки, изображающие животных
При помощи петрушечных кукол часто изображают не только человека, но и животных.
Общая схема устройства остается та же, однако у каждой куклы имеются свои особенности в зависимости от того, какого зверя или какое животное она изображает.
Когда кукла-животное должна выглядеть стоящей на четырех ногах, то патронка в голову вклеивается не вертикально, как у куклы, изображающей человека, а почти горизонтально.
Туловища зверей шьются из меха, плюша, бархата, трикотажа, байки и т.п.
Применяя мех, надо выбирать шкурки с мягкой кожей, чтобы не стеснять движения руки актера. Если мех подходит для данного животного по своему ворсу, но отличается цветом, его можно подкрасить анилиновой краской.
Применение естественного меха животного, изображаемого данной куклой, не всегда бывает удачным. Это допустимо главным образом в тех случаях, когда само животное и кукла, его изображающая, не очень разнятся между собой по величине. Так, если кукла, изображающая медведя, имеет рост в полтора метра, то лучше делать ее из настоящего медвежьего меха. Петрушечную же 40-сантиметровую куклу из медвежьего меха делать нельзя: длинный ворс исказит форму, и кукла перестанет походить на медведя. В этом случае куклу медведя лучше сделать из цигейки или бобрика.
Бархат и плюш хорошо имитируют мех таких животных, как обезьяна, олень, тигр и т.п. Но, вообще говоря, необязательно, чтобы материал, взятый для туловища животного, точно передавал натуральный вид шкуры этого животного. Хорошо сделанная трикотажная собака или корова из байки тоже достаточно правдиво выглядят на ширме.
В некоторых случаях байку или трикотаж для большей выразительности отделывают кусочками меха или подкрашивают анилиновой краской. Голова животного раскрашивается или же оклеивается тем материалом, из которого сделана и кукла.
.2 Изготовление ширмы
Настольная ширма-телевизор «Всем-TV» для домашнего кукольного театра
Настольная ширма-телевизор обрадует любого ребенка и украсит собой детскую, не занимая при этом много места. Даже старшие школьники и студенты часто оказываются к ней неравнодушными. И не удивительно – телевидению все возрасты покорны, разница только в тематике передач. И в отличие от обычного телевидения она зависит только от вас. Вы – босс, вы – директор канала.
Во время представления ширму-телевизор ставят на край тумбочки, стола или просто на табурет. С помощью нее можно не только разыгрывать сценки с куклами, но и выступать самому, озвучивая домашние новости, придумывая телепередачи и поздравляя членов семьи и гостей с праздниками. По эстетике эта ширма располагает к современным историям и диалоговым студийным инсценировкам-репортажам. Если же вы больше интересуетесь, инсценировками басен и народных сказок, то выбирайте для обшивки не однотонную, а цветную ткань с рисунком.
Отпилить доски нужной длины и сколотить из них каркас (все огрехи скроет обшивка), обшить его синтепоном и тканью.
Для изготовления настольной ширмы-телевизора для домашнего театра понадобятся следующие материалы и инструменты.
Материалы:
. Полубрус (толщиной 5х10 см.) для изготовления устойчивой подставки деревянного каркаса;
. Доски шириной 5 см. и толщиной 1-2 см. для изготовления боковых стенок и верха каркаса;
Доски и полубрус могут быть нестругаными все равно под обшивкой не видно.
. Оцинкованные гвозди или шурупы для сборки деревянного каркаса – 8 шт.;
. Два металлических тонких крючка-шурупа длиной 5-10 см.;
. Синтепон или ватин для обшивки каркаса;
. Ткань для внешней отделки. Очень хорошо подходят флис и бархатный трикотаж. Удобно, если ткань имеет свойство слегка тянуться, и швы на ней незаметны, даже если выполнены не очень аккуратно;
. Нитки точно в тон ткани;
. Непрозрачная легкая ткань голубого цвета для шторы второго плана 60х60 см.;
. Тонкая несгибаемая полая пластмассовая или алюминиевая трубка или же тонкая деревянная рейка длиной 60 см. для крепления шторы второго плана;
. Небольшой кусок мягкого пластика (например, пластмассовая крышка) или резины для изготовления ограничителей для шторы второго плана.
Инструменты:
. Карандаш;
. Линейка или сантиметровая лента;
. Ножницы;
. Иголка;
. Лобзик, пила или ножовка по дереву;
. Дрель;
. Молоток или отвертка, в зависимости от того, используете вы для сборки каркаса гвозди или шурупы.
Сначала изготавливаем деревянный каркас.
Выбирать размер следует исходя из назначения ширмы. Ширма ставится на край стола или тумбочки, следовательно выбираем длину 60 см.
Отпилить два куска доски шириной 5 см, толщиной 1-2 см и длиной 45 см и один длиной 60 см.
Из досок сколотить гвоздями или свинтите шурупами раму в виде приплюснутой сверху буквы П. Длинную доску расположить поверх коротких внахлест. Кончики гвоздей загнуть. Чтобы рама не ходила ходуном вбивать в каждое место соединения по два гвоздя на некотором расстоянии друг от друга или используйте по два шурупа. Чтобы шурупы было легче завернуть, предварительно просверлить для них отверстия тонким сверлом.
Надежно прибить П-образную заготовку гвоздями или прикрутить шурупами к узкой стороне полубруса. Использовать по паре на каждое соединение.
Получилась деревянная рама-основа.
Обшитое дерево сверлить нельзя – синтепон и ткань намотаются на сверло. Поэтому сразу надсверлить отверстия для крючков-шурупов. Располагать их надо на верхней части рамы сзади, отступив от каждого края и сверху по 2 см.
Теперь деревянный каркас надо обшить ватином или синтепоном. Расположить куски синтепона на основе и сшить друг с другом нитками, корректируя форму. Синтепон должен сгладить все неровности и углы, сделать линии плавными и обтекаемыми. Главным образом, располагать синтепон на передней, обращенной к зрителям стороне, а сзади по минимуму. Подставку обшить только сверху и с боков.
Выкроить из ткани детали каркаса соответствующего размера, оставив небольшие по 1 см припуски на швы. Слегка натягивая ткань на каркас, соединить стороны полосы на задней стенке, подвернуть внутрь и обшить верхнюю планку, используя потайной шов. Шов должен располагаться на задней стороне ширмы.
Затем обшить тканью боковые стенки.
По углам подвернуть ткань «на уголок», как картинную раму и сшить потайным швом по всей длине соединения.
Обшить подставку тканью, а затем сшить ее с обшивкой боковых стенок.
Пришить на подставку кнопку из ткани другого цвета или крупную гладкую пуговицу.
Отпилить кусок полой алюминиевой или пластиковой трубки или тонкой деревянной рейки длиной 60 см.
Из пластиковой крышки или куска резины вырезать два круглых фиксатора диаметром чуть больше петель на концах крючков-шурупов. Проделать в середине каждого фиксатора отверстие для крепежной планки. Туго надеть фиксатор .
Выкроить из непрозрачной голубой ткани штору 60х60 см. По одной из сторон сделать подгиб и прошить по всей длине на машинке или в ручную.
Надеть штору на крепежную планку, вставить ее концы в колечки шурупов и надеть фиксаторы с обеих сторон.
.3 Изготовление куклы-перчатки
Кукла-перчатка петрушечного типа с объемной головой из чулка и ваты
Кукла-перчатка петрушечного типа или, как ее часто называют, кукла на руку самый распространенный и простой в управлении тип кукол для домашнего театра. Такая кукла состоит из двух частей: объемной головы с полостью для пальца и тряпичного платьица-перчатки. Голова куклы создает характер персонажа и поэтому ей всегда уделяется особое внимание. Сделать объемную голову для куклы-перчатки можно очень многими способами.
Начать нужно с изготовления патронки. Именно она надевается на палец актера и одновременно является шеей персонажа. Из толстой бумаги (ватмана) склейте длинную трубочку, плотно облегающую две верхних фаланги указательного пальца актера так, как показано на рисунке. Палец должен плотно входить в отверстие и выниматься тоже без особого усилия. Второй сустав пальца должен оставаться свободным, поскольку именно он отвечает за наклон головы куклы. Длина этой патронки должна соответствовать планируемой высоте головы куклы вместе с шеей. Чтобы кукла прослужила дольше, обклейте готовую патронку еще 2-3 слоями ватмана.
Возьмите старые эластичные колготки или кусок тонкого трикотажа и отрежьте кусочек чуть длиннее высоты головы. Зашейте один из концов так, чтобы получился мешочек, и выверните его наизнанку. Вставьте в мешочек патронку и равномерно окружите ее ватой или синтепоном. При набивании старайтесь избегать образования комков, иначе поверхность заготовки при натягивании ткани может пойти буграми.
Доведя размер до нужного объема, с помощью нитки и иголки стяните нижний конец мешочка вокруг патронки. Итак, основа готова. На следующем этапе, собственно, и начинается создание образа. Именно сейчас начнут появляться подбородок, щеки, рот, нос, уши, брови и другие выпуклости, делающие безликий шар конкретным героем.
Отрежьте еще один кусок чулка для верности в полтора раза длиннее предыдущего. Зашейте один из его концов, выверните наизнанку и наденьте на заготовку. После этого начинайте подпихивать под верхний мешочек в нужных местах кусочки ваты или синтепона, формируя черты лица. Начинать нужно с верхней части головы, постоянно натягивая верхний мешочек, чтобы между объемными деталями не образовывались складки и пузыри.
Чтобы черты не расплывались, зафиксируйте вату на нужных местах, пришивая верхний мешочек к нижнему, плотно обтягивая набитую ватой выпуклость. Благодаря эластичности материала колготок придать форму лицу куклы очень легко. Глаза можно сформировать либо на этом этапе, либо приклеить их потом. Закончив с деталями, натяните верхний чулок и стяните его вокруг патронки так же, как первый. Лишнее отрежьте.
Теперь голову нужно покрасить. Разумеется, сразу красить синтетику гуашью бессмысленно – краска не ляжет, поэтому прежде чем приступить к раскрашиванию, голову необходимо загрунтовать клеем ПВА, нанося его кисточкой по всей поверхности головы.
После того, как клей высохнет, голова станет жесткой и ее можно будет покрасить в нужный цвет. Смешав гуашь с неразведенным ПВА, можно обойтись без предварительной грунтовки, сразу придав модели желаемый цвет.
Пока покрашенная заготовка головы сохнет, делаем глаза. Для этого нужно размочить в растворе ПВА кусочек бумажной салфетки или туалетной бумаги и скатать из него два шарика одинакового размера. После высыхания их нужно немного подшлифовать мелкой наждачной бумагой, покрасить и для живости и выразительности покрыть лаком.
Когда краска на заготовке головы высохнет, дополните образ необходимыми деталями – волосами, глазами, усами и так далее. Их можно нарисовать кисточкой или приклеить. Для изготовления волос, усов и бороды можно использовать вату, паклю, распущенный на волокна шнур или смоченные в растворе ПВА скрученные полоски из бумажных салфеток.
Для того, чтобы голову куклы было удобнее соединять с перчаткой, внизу шеи сделайте утолщение. Нарежьте узких полосок бумаги или газеты, смажьте их клеем и намотайте слоями вокруг патронки.
Теперь приступаем к изготовлению перчатки. Выбирая ткань для перчатки, следует руководствоваться не только фактурой и цветовой гаммой, но в первую очередь мягкостью. Мягкая ткань не топорщится и не образует на руке грубых резких складок, портящих внешний вид куклы. Старайтесь избегать тканей с крупным рисунком, поскольку большие лишенные смысла пятна на перчатке будут отвлекать внимание зрителей от лица куклы, и она потеряет свою красоту и выразительность. Ткань не обязательно должна быть новой, можно использовать старые ненужные вещи. Так перчатку для деда я выкроила из старой байковой подкладки, а перчатку мишутки из кусочков натуральной овчины.
Человеческая рука несимметрична, но во время спектакля перчатку, скорее всего, время от времени придется одевать на левую руку, поэтому необходимо учесть положение внутри сразу пальцев обеих рук. Положите ладони на лист бумаги, как показано на рисунке и наметьте контур перчатки. Ширина перчатки должна быть такова, чтобы рука свободно располагалась внутри, не натягивая ткань.
Дважды перенесите выкройку на ткань. Если вы будете шить вручную, то припуски на швы можно не делать, а если на машинке, то сделайте припуск в 1-1,5 см. Осуществите раскрой. При необходимости подшейте низ каждой детали. Сложите детали лицом к лицу и сшейте с боков, оставив несшитыми низ и горловину. Выверните перчатку налицо.
Соедините голову куклы и перчатку. Подшейте горловину перчатки и соберите ее на толстую резинку или шнурок. Просуньте утолщение шеи внутрь горловины и затяните (резинка сделает это автоматически).
Кукла-перчатка с лапами или ладошками смотрится живее и выразительнее. Главное правило – это соблюдать соразмерность головы и ладоней. Они не должны быть ни слишком большими, ни слишком маленькими. Объемные лапы зверюшек очень удобно делать следующим способом. Вырежьте из трикотажа или старых колготок 4 одинаковых детали нужной формы. Сшейте из каждых двух деталей лапку, оставив незашитым запястье. Выверните каждую лапку на лицо и набейте ватой, заполнив две трети пространства. С помощью иголки и нитки сформируйте пальцы. Загрунтуйте поверхность заготовок с помощью неразбавленного ПВА. Постарайтесь, чтобы ткань в районе запястья не слиплась при высыхании. После высыхания покрасьте лапы в нужный цвет гуашью. Готовые лапы оденьте поверх перчатки и как следует натяните на кончики большого и указательного пальцев. Убедившись, что пальцам актера удобно внутри лапок, а сами они при их сведении занимают естественное и удобное для удержания предметов и хлопанья в ладоши положение, пришейте их по кругу к перчатке по линии запястья. Если шов получился слишком заметным замаскируйте его декоративным элементом, например тесьмой или меховой манжетой. Этим же способом можно делать натруженные за долгую жизнь руки стариков или могучие руки воинов. Такая кисть кроится в форме варежки. Пальцы можно и не прорабатывать.
Теперь самое время обогатить костюмы персонажей деталями. Так для деда можно сшить шапку и меховую безрукавку, а мишку принарядить с помощью яркой жилетки на пуговичке. Чтобы дополнительные детали не падали и не затрудняли управление куклой, их необходимо несколькими стежками закрепить на костюме-основе. Шапку же можно просто приклеить к голове моментальным клеем.
Заключение
Каждое искусство имеет свою материально-техническую базу, вне которой оно не могло бы и существовать. Как развитие музыки связано с изобретением и усовершенствованием музыкальных инструментов, как история театра обязательно включает историю сценической площадки, сценического костюма и т.п., так и театр кукол располагает обширной и сложной материально-технической основой. Ознакомление с нею составляет одну из первых ступеней в овладении этим видом искусства.
Своеобразие театра кукол состоит в том, что на сцене действуют куклы. Актеры же, которые приводят кукол в движение, управляют ими и говорят за них, должны оставаться невидимыми для зрителей. Отсюда возникает, во-первых, создание особой, театральной куклы и, во-вторых, устройство определенной сценической площадки, которая помогала бы скрыть актеров и показывать кукол.
В кукольном спектакле именно кукла является тем художественным инструментом, благодаря которому идейное и эмоциональное содержание пьесы становится достоянием зрителей. Чем совершеннее этот инструмент, чем богаче, разнообразнее и выразительнее средства куклы и чем виртуознее владеет куклой артист, тем полнее и глубже раскрывается перед зрителями содержание спектакля.
Мастерство актера-кукловода, мастерство художника, создателя внешнего образа куклы, и техническое устройство куклы находятся в тесном взаимодействии: хорошая кукла останется мертвой, невыразительной в руках плохого актера, а плохая кукла убьет или исказит творческий посыл хорошего актера. И даже в самой кукле может быть заключено противоречие между внешним и внутренним: интересная в образно-скульптурном отношении, но несовершенная технически кукла может оказаться бессильной в передаче внутреннего содержания, невыразительной в движении и жесте.
Кукла – «актер» с ограниченными игровыми возможностями. Она не обладает мимикой, она говорит «не своим голосом», она всегда угловата и по сравнению с человеком условна, мало естественна. Вся сила ее выразительности заключена в маске и в движении – в жесте, в повороте корпуса, головы. И если художественная образность маски куклы – ее типичность, убедительность, живость, наличие в ней характера – зависит от мастерства художника-скульптора, то способность куклы к движению, выразительность жеста в очень большой мере зависят от технического устройства куклы и от точности расчета при ее изготовлении. Здесь имеет значение даже материал, из которого сделана кукла и ее костюм. Таким образом, решение технических вопросов поделки кукол в конечном счете определяет и ее художественные возможности.
Все поставленные нами задачи были выполнены, согласно поставленной нами целью.
Список литературы
1. О. Цехновицер, И. Еремин. Театр Петрушки. – Москва-Ленинград.: «Госиздат», 1927 г.
. В.А. Швембергер. Театр кукол. Краткое руководство для самодеятельных кружков. М., 1934,