- Вид работы: Реферат
- Предмет: Культурология
- Язык: Русский , Формат файла: MS Word 667,15 Кб
Дизайнер Джаспер Моррисон
Минобрнауки России
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего образования
"Ижевский государственный технический университет имени М.Т. Калашникова"
(ИжГТУ имени М.Т. Калашникова)
Кафедра "Технология художественной обработки материалов"
РЕФЕРАТ
по дисциплине "История и наука дизайна"
на тему: "Дизайнер Джаспер Моррисон"
Содержание
Введение
. Биография дизайнера
. Концепция дизайнера
. Проекты и изделия
Заключение
Список использованных источников Введение
Англичане в конце 19 века одними из первых возмутились против пышного эклектического декора, так что в некотором роде Джаспер Моррисон (Jasper Morrison) один из продолжателей идей Дж. Раскина и У. Морриса в движении "Искусства и ремесла". Прошло сто лет, накопился культурологический хлам – в Англии пришло время новой "чистки стилей" – самые знаменитые чистильщики – Джаспер Моррисон, Том Диксон и Майкл Янг.
Джаспер Моррисон – лидер современного английского дизайна. Представитель "новой простоты". Творчество Моррисона в средствах массовой информации определяется как "но-дизайн".
Обращаясь к дизайнерским работам Моррисона, можно отметить его неистовое стремление навести порядок в "хаотичном" и "кричащем" мире вещей. Простота тесно переплетается с минимализмом, и удивляет отсутствием громоздких элементов.[1] 1. Биография дизайнера
Джаспер Моррисон родился в 1959 году в Лондоне. В 1982 стал бакалавром по специальности "дизайн" в Кингстонской школе искусства. Еще три года провел в Royal College of Art, ныне одном из наиболее авторитетных учебных заведений в мире. Затем, получив стипендию, отправился в Берлин, уже в третью школу искусств (рисунок 1).
Рисунок 1 – Джаспер Моррисон
В студенческие годы, в отличие от многих молодых дизайнеров, которые начинают свою творческую деятельность с изготовления предметов своими руками, Джаспер выискивал небольшие мастерские, которые соглашались изготовить предметы из готовых промышленных объектов. Так его Flower Pot Table 1984 года сделан из стеклянного круга, поддерживаемого простыми цветочными горшками (рисунок 2).
Рисунок 2 – "Flower Pot Table", Джаспер Моррисон, 1984г.
В 1986 году открыл в Лондоне свое бюро Office for Design. . С тех пор поработал для всех главных дизайнерских марок: Alessi, Cappellini, Flos, Magis, Vitra. Сотрудничает с компаниями, производящими электронику (Canon и Sony его постоянные партнеры).
Является организатором нескольких знаковых выставок по теме промышленного дизайна, и автором двух монографий: "A World without Words" (с англ. "Мирбезслов") и "Everything but the Walls" (сангл. "Все, кроме стен").
В втором издании Моррисон делится с читателями собственными дизайнерскими приемами и методами, рассказывая о том, что дарит ему вдохновение.
В 1992 г. Джаспер Моррисон получил Немецкую государственную награду в области дизайна (Bundespreisfuer Produktdesign) за серию дверных ручек, сделанных для "Франц Шнайдер Бракель ГмбХ" (рисунок 3).
Рисунок 3 – Серия ручек для "Франц Шнайдер Бракель ГмбХ", Джаспер Моррион, 1992г.
Его новая линия бытовой техники для Rowenta получила престижную премию Red Dot. А лондонский Design Museum выдвинул его в числе других четырех кандидатов на звание дизайнера 2005 года.
Сейчас дизайнер делит время между двумя студиями – лондонской и парижской, созданной несколько лет назад. Его компания "Jasper Morrison Ltd." занимается разработкой мебели, бытовых приборов и всем тем, что окружает человека в повседневной и рабочей жизни. [2] . Концепция дизайнера
Дизайнер известен своим аскетично-элегантным, ироничным стилем. Его произведения отличаются лаконичной простотой и практичностью.
Джаспер Моррисон считает, что каждый аспект повседневной жизни достоин внимания и может стать предметом дизайна. Дизайн, по мнению дизайнера, нужно рассматривать не как особую сторону процесса производства, но как метод, который можно использовать для любой ситуации, чтобы улучшить ее с точки зрения эстетики, функциональности и коммерции. "Роль дизайна – совершенствовать среду, улучшать качество повседневной жизни на фундаментальном уровне".
Дизайнер настаивает, что, кроме выразительной эффектной формы, за которой гонятся многие дизайнеры, существует множество важных аспектов, прежде всего – функция предмета.
Спроектированные им предметы отличаются аскетичной элегантностью, лаконичностью, чистотой и плавностью контуров. Ощущая нехватку красоты и дизайна в повседневной жизни, он работает в самых разных направлениях. В списке мебель, светильники, электроника, посуда, столовые приборы, дверные ручки и многое другое. А еще Моррисон ждет от всех вещей, по его собственному выражению, "легкости прикосновения":
"Я занимаюсь улучшением уже сделанного, – говорит Моррисон. – Это правильнее, чем изобретать велосипед". [3] . Проекты и изделия
Несмотря на британское происхождение и европейское образование Моррисона, его работы напоминают о японском дизайне – простые формы, тяготеющие к имитации естественных образцов, более дорогие по исполнению и максимально функциональные.
Форма, которая лейтмотивом сквозит во всех проектах Моррисона – квадрат или прямоугольник, с характерно скругленными линиями.
Уникальным достижением британского дизайнера считаются швейцарские часы "Rado" (рисунок 4).
Рисунок 4 – Швейцарские часы "Rado", Джаспер Моррисон, 2010г.
Это совершенное творение мастера, в котором строгость линий сочетается с лаконичностью, завершенностью форм и классическим оформлением. Внешне архетипические часы квадратной формы со скруглёнными углами отличаются удивительной пропорциональностью и серьезностью. [4]
Одна из работ Джаспера Моррисона – серия предметов мебели для компании "Established & Sons", под названием The Crate – то есть "ящик". И это название не метафора – все пять предметов действительно представляют собой аккуратно сколоченные ящики для хранения. Такой "ящик" может выполнять роль стола, шкафа, и даже запасной лежанки. Единственные декоративные элементы (рисунок 5).
Рисунок 5 – Коллекция "TheCrate", Джаспер Моррисон
The Crate – ярко красная материя, которой отделаны петли крышек, уникальный рисунок годовых колец светлой сосновой доски, и похожие на узор угловые сочленения.
Первым предметом, который стал прообразом всей серии, был простой открытый ящик The Crate, из той же сосны – семь досок, три для днища и четыре по бокам. Так Моррисон продемонстрировал всем тонкий английский юмор, и то, насколько он свободен от претенциозности и пафосного возвеличивания дизайна. Многие критики просто не знали, как реагировать на The Crate – в результате чего стенды с этой экспозицией неизменно становились самыми обсуждаемыми на различных выставках.
Такое экстремальное стремление к совершенству находит свое воплощение в принципиальном и требовательном функционализме. Джаспер Моррисон верен идеям основателей этого стиля – "форму определяет функция", "формы ради формы не существует; форма – не цель работы, а исключительно лишь ее результат". В процессе работы он словно вооружается бритвой Оккама, которой беспощадно отсекает все лишнее и бесполезное от рождающейся идеи, предмета или среды.
Проект серия столовых приборов для "Alessi" занял у Моррисона несколько лет. Дизайнер пересмотрел все вилки на свете и сделал тысячи выписок из исторических архивов для того, чтобы научится понимать о вилках все, что нужно. Он пытался сделать совершенным предмет, который и так развивался тысячи лет (рисунок 6). [4]
Рисунок 6 – Серия столовых приборов для "Alessi", Джаспер Моррисон
Стоит упомянуть о работах Моррисона как дизайнера светильников. Эстетическая привлекательность, элегантность, изящность и доступность для покупателя – критерии, на которые ориентируется дизайнер при проектировании осветительных приборов. Настольные, подвесные и настенные светильники, торшеры Джаспера Моррисона являются звеньями одной цепи, олицетворяющей чистоту и изящество форм (рисунок 7).
Рисунок 7 – Светильники Porcini Family, Asano, 2005
Продюсером работ выступила знаменитая итальянская фабрика Flos. Под брендом которой были выпущены серии Globall, O light, Luxmaster, Smithfield. Полукруглые подвесные и потолочные светильники органично вписываются в интерьер, добавляя нотку минимализма и элегантности (рисунок 8). [5]
Рисунок 8 – Светильник GloBall, Flos, 1999
Что касается интерьерного дизайна, у британца существует свой собственный, отличный от классического подход. Моррисон стремится создавать не просто помещение – он проектирует многогранное пространство, понятное каждому. В таком интерьере приятно и комфортно находиться, оно всегда светлое и жизнеутверждающее (рисунок 9).
Рисунок 9 – Дизайн интерьера, Джаспер Моррисон
Рисунок 10 – Стул Basel, Vitra, Джаспер Моррисон, 2008
Как уже говорилось выше, дизайнер занимается изготовлением мебели, например, знаменитые стулья Thinking Man’s Chair, в переводе с англ. "Кресло мыслящего человека" (рисунок 11).
Рисунок 11 – "Кресло мыслящего человека", Джаспер Моррисон
Промышленный и мебельный дизайн Джаспера Моррисона помог определить понятие "новой простоты". Дизайнер считает, что для него главным в дизайне "всегда является сближение дизайна с "нормальностью" (рисунок 12-13). [4]
Рисунок 12 – Sofa Deluxe, Capellini, Джаспер Моррисон, 1991г.
Рисунок 13 – Система хранения Plan, Cappellini, 1999
В прессе Джаспера Моррисона часто сравнивают с одиозным Филиппом Старком, доказывая, что скромный и не любящий суеты Моррисон воплощает полную противоположность амбициозному и яркому шоумену Старку. Но отличие Джаспера от многих современных звезд дизайна в том, что стал живым классиком функционализма, поскольку воспротивился культу новизны, господствующему в промышленном дизайне на протяжении нескольких десятилетий, и пошел своим личным путем. Заключение
моррисон дизайн минимализм эстетика
Джаспер Моррисон занимается как созданием новых объектов, так и улучшением уже существующих. При этом он стремится к тому, чтобы вещь была продумана до мелочей.
Не зацикливаясь на "сухом" функционализме, Джаспер Моррисон не забывает о стилистике и композиции. Его объекты наполнены простым изяществом и энергией. Для него не существует конкретных правил и рамок – он свободен в создании качественного дизайна, который будет красив и полезен в повседневной жизни.
Главный принцип дизайнера – это найти золотую середину между эстетикой и функцией предмета. Список использованных источников
1. Современный промышленный дизайн: Джаспер Моррисон [Электронный ресурс] //Internet/-2017. – Режим доступа: http://museum-design.ru
. Биография дизайнера: Джаспер Моррисон [Электронный ресурс] //Internet/-2015. – Режим доступа: http://www.designstory.ru
. Дизайн и "нормальность", Джаспер Моррисон [Электронный ресурс] //Internet/-2017. – Режим доступа: http://www.o-svet.ru
. Проекты, Джаспер Моррисон [Электронный ресурс] //Internet/-2017. – Режим доступа: http://famous.totalarch.com/
. Дизайн интерьеров, Джаспер Моррисон [Электронный ресурс] //Internet/-2017. – Режим доступа: http://housesdesign.ru/