Содержание:
1). Уолт Дисней. Биография…………………………………………………………………………….стр.2 2). Шесть секретов Уолта Диснея…………………………………………………………………….стр.8 3). Как Уолт Дисней повлиял на советские мультики. Disney в России……………….стр.10 4). О компании The Walt Disney Company………………………………………………………….стр.14 5). Управление персоналом «по Уолту Диснею»……………………………………………….стр.15 "Когда дела плохи, я действую решительней. А когда все идет гладко, как сливочный крем, я в страхе, что дело может провалиться. Поэтому удар по зубам оказывает благотворное действие!" Walt Disney.
1. Уолт Дисней. Биография. Как получилось, что бедный художник-мультипликатор оказался основателем многомиллиардной империи, лидирующей в мировой индустрии развлечений? Почему Уолт Дисней неизменно входит во все списки самых влиятельных и успешных бизнесменов мира, оказавших наибольшее влияние на жизнь людей в двадцатом столетии? Многие эксперты сходятся на том, что Диснею удалось создать как бы параллельный мир, но сказочный. Мир, в который можно спрятаться от проблем реальности и спрятать своих детей, всю семью. За это, как оказалось, люди готовы платить немалые деньги. Дисней ясно представлял себе свой рынок: это семья. Семье он предлагал семейное развлечение, в котором не было ничего мрачного, которое можно смотреть детям и интересно взрослым. Творчество и продукция Диснея были четко ориентированы на семью, на ее сохранение и укрепление. На семью рассчитаны и парки развлечений "Диснейленд" и "Диснейуорлд". В них идеальная чистота, все свежевыкрашенно, отремонтировано, вы никогда не скажете, что какое-то здание, какие-то конструкции – старые, вы не увидите ни ржавчины, ни облупившейся краски. Все всегда новое, все сделано по-хозяйски, и так из месяца в месяц, из года в год, из десятилетия в десятилетие. Так же чисто и крепко, на десятилетия, сделаны фильмы Диснея. В них нет эпатажа, нет даже скрытых оскорблений какой-либо категории людей, нет, как говорят сейчас, отрицательной энергии. Несколько поколений американцев видели в Диснее человека, миссия которого – дарить минуты веселья и радости миллионам людей. И выполнял эту свою миссию Уолт Дисней легко, "насвистывая, когда работал", и любил повторять: "Я не знаю, что такое депрессия, плохое настроение. Я – счастливый человек".
Уолт Дисней был новатором. Это ему мы обязаны тем, что мультипликационное кино стало видом искусства, понятным и любимым всеми. Это он первым перевел сказку на экран, потом вывел героев своих мультфильмов на улицу в своем парке развлечений "Диснейленд"… Но это было только начало. Он дал стимул, дал свое доброе имя компании, которая теперь успешно развивается без него, захватывая все новые и новые области бизнеса: телевидение, туризм, производство игрушек и одежды. Ежегодный оборот ее продаж составляет сегодня 22 миллиарда долларов. Уолт Дисней (настоящее имя Уолтер Элайас) родился 5 декабря 1901 года в Чикаго. В то время Россия подписала с Китаем договор о Манчжурии. Объявлены первые в истории лауреаты Нобелевской премии, среди которых – германский физик Вильгельм Рентген, за открытие лучей, названных рентгеновскими. Кстати, в один день с Диснеем родилась в Германии Мария Магдалена фон Лош, будущая актриса и певица Марлен Дитрих. Уолт Дисней был четвертым ребенком в семье выходцев из Ирландии. Мать была учительницей, а отец – плотником, фермером, строителем. Из Чикаго семья переехала в маленький городок Марселин в штате Миссури, на американском Среднем Западе. Здесь, в школе, Уолт Дисней увлекся рисованием. Когда отец перевез семью в Канзас-Сити, Дисней стал брать уроки карикатуры в городском Институте Искусств. В Чикаго, куда семья вернулась в 1917 году, Уолт Дисней продолжал заниматься рисованием и поступил в газету карикатуристом. Но тут началась Первая Мировая война, и он стал водителем грузовика Американского Красного Креста во Франции и в Германии. По возвращении в Канзас-Сити в 1919 он стал подрабатывать в скромной рекламной кинокомпании. Чуть позже вместе с приятелем Юбом Айверксом открыл собственную маленькую студию. Друзья купили подержанную кинокамеру и стали делать одно – и двухминутные мультипликационные кинорекламы, вроде тех, что сейчас показывают по телевизору. Диснеевские кинорекламы показывали перед фильмами в местном кинотеатре. Дисней с Айверксом создают рисованного кролика по имени Освальд Раббит, который оказался их первой финансовой удачей: им удается продать короткометражки кинодистрибюторам за 1 500 долларов. Но тут один нью-йоркский киноделец обманывает Диснея и просто крадет идею. Фильмы с кроликом Освальдом Раббитом начинает выпускать другая студия. Это был первый сильный удар в творческой биографии Диснея, удар, ставший поворотным моментом. Известно, что Дисней основал собственную студию, в которой создал образ кролика Освальда Раббита, но не зарегистрировал авторских прав на него. Идея и сам образ были бесцеремонно украдены. Это был урок для Диснея, который после этого вынужден был заниматься не только искусством. Он стал очень осторожным, особенно в вопросах охраны авторских прав. Поэтому, я бы сказала, что на раннем этапе творчества Дисней – больше художник, чем бизнесмен, а на более позднем этапе (в конце 40-х – начале 50-х) – все более бизнесмен, чем художник. После "потери" кролика Освальда, а с ним и денег, Уолт Дисней отправляется к брату Рою в Лос-Анжелес. Туда же затем переезжает и Юб Айверкс. В 1927 году, как раз накануне появления звукового кино, Дисней и Айверкс придумали нового героя – неунывающего, озорного мышонка Микки, Микки Мауса. Два первых фильма с Микки появились одновременно с первым звуковым кинофильмом "Певец джаза". Дисней сразу оценил значение звука для рисованного кино и быстро создал третий фильм с Микки под названием "Пароход Уилли", с голосами, шумами и музыкой. Этот фильм, показанный публике в 1928 году, сразу стал сенсацией. Вот что писали американские газеты 19 сентября 1928 года: А в это время в мире: Растущая известность Микки Мауса и его подружки Минни показала, что публике пришлись по вкусу приключения смышленого зверька, говорящего человечьим языком и обладающего человеческими чертами характера. Популярность Микки подтолкнула Диснея к созданию новых персонажей, таких как утенок Дональд Дак, собаки Плуто и Гуфи. Фильмы с ними появились в 1931-1932 годах. В 1932 году Уолт Дисней получил за Микки Мауса свою первую высшую кино награду – премию "Оскар". А в 1933 Дисней, одним из первых используя в кино цвет, выпустил короткометражный мультик "Три Поросенка" (по мотивам английской сказки). Фильм появился на пике Великой Депрессии и оказался более чем кстати: публика пришла в восторг от сказки о поросенке, который тяжело работал, но зато построил каменный домик и спасся в нем от злого, коварного волка Дисней получил за "Трех Поросят" второго "Оскара". А ставшую позже известной во всем мире песенку "Нам не страшен серый волк" распевала тогда вся Америка. Так получилось, что в наиболее трудные для США моменты истории компания Диснея добивалась коммерческого успеха. Годы Великой Депрессии, как ни парадоксально, стали началом финансового расцвета студии Уолта Диснея, фильмы которого завоевали мировой кинорынок. В начале 30-ых Дисней уже мог взять на работу способных молодых художников-мультипликаторов, во главе которых стоял все тот же Юб Айверкс. А Рой Дисней, воспользовавшись популярностью диснеевских мультяшек, наладил выпуск и продажу галстуков с изображениями мышонка Микки и утенка Дональда, часов, маек, шапок, кукол. Известность героев Диснея способствовала развитию побочного бизнеса, который в свою очередь еще больше популяризировал кинопродукцию студии. Но творческий зуд толкал Уолта Диснея на новые поиски. И в 1935 году он начал работу над первым полнометражным мультфильмом "Белоснежка и семь гномов". При тогдашних технических средствах эта работа потребовала от творческого и технического персонала студии колоссального напряжения. Но Дисней проявил удивительное упорство организатора и тонкий вкус художника. Впрочем, в работе над "Белоснежкой" он был больше инициатором и координатором всех творческих цехов, чем, собственно, художником. Он контролировал все звенья и весь процесс создания фильма. Последнее слово всегда было за ним. Введя в мультипликационное кино людей – положительных Белоснежку и Принца, карикатурную злую Королеву и по-доброму шаржированных симпатичных гномов, Дисней встал на путь нового диснеевского кино – полнометражного. Работа над "Белоснежкой" была завершена в декабре 1937 года, а в феврале 1938-го фильм вышел на экраны. Вот что писали тогда американские газеты: А в это время в мире: За фильм "Белоснежка и Семь Гномов" Дисней получает очередного "Оскара" и приз международного кинофестиваля в Венеции. После "Белоснежки" студия Диснея выпускает один за другим полнометражные мультфильмы, которые сразу становятся классикой: "Пиноккио", "Фантазия", в которой забавные фигурки двигаются под музыку Чайковского и Стравинского, "Дамбо" (о летающем слоненке), "Бэмби" (трогательная история олененка)… С одной стороны Дисней и его компания получили широчайшее признание, но с другой критики и интеллектуалы не могли простить Диснею его финансового успеха. Но Уолт Дисней не обращал внимания на мнение критиков. Он уже мог себе это позволить. К тому времени (это был 1940 год) он перевел свою компанию в новую, оснащенную новейшей кинотехникой, студию-фабрику в городе Бербанк, штат Калифорния, где и по сей день находится штаб-квартира компании. И тут – новый удар, которого он никак не ожидал: работники студии объявляют забастовку. Репутация Диснея как умного руководителя, щедрого и заботливого друга своих работников разваливалась на глазах. Раздаются призывы к бойкоту диснеевской продукции. И вновь Диснею на помощь приходит история: от краха компанию спасает Вторая Мировая война. Больше бизнесменом его сделали серьезные финансовые проблемы незадолго до начала и в самом начале Второй Мировой войны. Он тогда потерял европейские рынки, в 1940 году затеял очень дорогой и трудный фильм "Фантазия", сильно подкосила его и забастовка на студии. Но природный оптимизм, присущий Диснею, оптимизм, которым он наделил и мышонка Микки, и трех поросят, сыгравших свою роль в поднятии духа американцев в годы Великой Депрессии, этот оптимизм помог ему выстоять и тогда, когда против него восстали даже его собственные сотрудники. Этот, как тогда писали, "трудовой конфликт" положил конец утопической мечте Диснея создать из студии коммуну равноправных единомышленников. Пришлось стать более жестким руководителем компании и вести ее к намеченным целям, не обращая внимания на критиков. (Его действия вызывали осуждение у либеральной прессы, и одобрение у консервативных кругов.) С началом войны студия стала получать заказы от правительства США и от Армии на создание военно-учебных и пропагандистско-патриотических фильмов, например, о распознавании вражеских самолетов, о навигации кораблей и т.д. Финансовые дела диснеевской компании тогда сильно поправились, но некоторые историки кино утверждают, что чем богаче становился Дисней, тем реже он шел на смелые творческие поиски и эксперименты. Он просто сначала создавал очень качественный товар, который позднее сам же выгодно продавал. Одновременно с выполнением государственных заказов, на студии полным ходом идет освоение новой техники комбинированных съемок и продолжается выпуск мультфильмов, что подготовило компанию к тому, что после войны она превращается в крупный бизнес. Дисней выпускает увлекательные документальные фильмы о природе (серия "Приключения из жизни"), художественные и полнометражные мультипликационные, такие как "Золушка", "Алиса в стране чудес", "Питер Пэн", "Сто один далматин"… Тогда же он задумывает строительство грандиозного детского парка развлечений и одним из первых угадывает, какие гигантские возможности таит в себе телевидение. Безусловно, Уолт Дисней одним из первых понял, что кино и телевидение могут успешно сотрудничать, дополняя друг друга. Студия Диснея первой из голливудских студий начала делать многосерийные телефильмы или сериалы. В 1954 году Дисней подписал контракт с телекомпанией "Эй-Би-Си" на производство еженедельной передачи под названием "Диснейленд". До этого Дисней по контракту с другими телекомпаниями уже готовил для них отдельные телефильмы, но выпуск еженедельного диснеевского сериала на каналах "Эй-Би-Си", без преувеличения, определил дальнейший путь сосуществования Голливуда и телевидения. Дисней очень остро чувствовал, как привлечь внимание каждой категории американских зрителей. Первоначальной его задачей при выпуске еженедельных передач было рассказать людям о строительстве в Калифорнии под Лос-Анжелесом парка развлечений "Диснейленд". Поэтому и телесериал был назван "Диснейленд". Зрители привыкали к этому названию, каждую неделю смотрели, как возникает сказочный городок. И так продолжалось целый год. У американцев, таким образом, создавалось впечатление, что они как бы сами участвуют в создании "Диснейленда". Уолт Дисней очень умело готовил рынок для своего нового детища. До Диснея никто до этого не додумался. А он сумел объединить телевидение, кино и парк развлечений. И зрители с нетерпением ожидали открытия парка, чтобы посмотреть, что же из этого получилось. Кем больше был Дисней – художником или бизнесменом? Дисней был прежде всего шоуменом. Кстати, он предлагал свою еженедельную серию о строительстве "Диснейленда" многим телекомпаниям, но те не верили в финансовый успех идеи и считали, что Дисней не сможет привлечь внимание телезрителей, а уж тем более создать новую аудиторию. И это несмотря на его успехи в 30-х – 40-х годах. Но Дисней, вопреки всему, вновь добился своего. Потому что он знал, как привлечь внимание семьи – детей, и родителей. А как называть его работу – искусством или маркетингом – решать историкам и искусствоведам. Но сам факт того, что его работы получили 29 "Оскаров", говорит о многом. В нем уживались шоумен, бизнесмен и художник. В 1955 году под Лос-Анжелесом был открыт первый "Диснейленд", который стал Меккой для туристов со всего мира. Вот что писали американские газеты 18 июля 1955 года: А в это время в мире: В 50-е годы киностудия Уолта Диснея выпускает немало новых фильмов, среди которых "Спящая красавица". Из последних работ Диснея в 60-е годы самым значительным стал кинофильм "Мэри Поппинз", в котором участвовали и настоящие актеры, и персонажи мультипликации. Параллельно Дисней строил "Диснейуорлд" – второй увеселительный детский парк, на этот раз на восточном берегу США – в штате Флорида, под городом Орландо. Строительство уже шло полным ходом. когда Диснея не стало. Он умер 15 декабря 1966 года. В тот день американские газеты писали: А в это время в мире: Прежде всего люди со Среднего Запада, то есть житницы США, знают цену труду и земле. У них крестьянский ум, они упрямы, упорны в работе и редко меняют свои взгляды. Именно таким был Уолт Дисней, характер которого формировался в Канзас-Сити, штат Миссури. Дисней, даже став богатым и знаменитым, никогда не забывал, откуда он, и не изменял себе: он пронес через все периоды своей жизни крепкие устои Среднего Запада. Он гордился своими корнями и черпал в них силы. И все это чувствуется в персонажах его фильмов. У них фермерская смекалка, грубоватый фермерский юмор. Его фильмы вполне реалистичны, в них есть и грусть, и драма. Но все равно добро в его фильмах побеждает. Основы, заложенные Диснеем, оказались настолько крепкими, что спустя более чем 30 лет после его смерти корпорация продолжает развиваться по заданным Диснеем направлениям. Это производство и продажа кинотеатрам фильмов – игровых и мультипликационных, перевод фильмов на видеокассеты и видеодиски и их продажа, изготовление фильмов специально для видео. Корпорация все чаще продает театрам или сама осуществляет театральные постановки по своим мультфильмам. Так неизменным успехом пользуются на Бродвее перенесенные с экрана на сцену "Красавица и Чудовище", "Питер Пэн", "Король Лев", на которого билеты раскуплены сегодня на полгода вперед. Среди новых проектов – "Дисней-центры" или малые "Диснейленды", которые будут размещаться только в одном здании. Там детям и взрослым предложат развлечения, основанные на новейших технологиях. В этом году такой "Дисней-центр" появится в Чикаго, в будущем году – в Филадельфии, а потом в других крупных городах Америки и во многих столицах европейских государств. И те, кто не может побывать в диснеевских парках в Лос-Анжелесе, в Орландо, в Токио или в Париже, смогут посещать Дисней-центры в своих городах. Как и при Диснее, коллектив сотрудников диснеевских парков и центров называют не работниками, а труппой, состоящей из актеров, работающих в костюмах персонажей, и из технического персонала. Уникальность Диснея и его корпорации в том, что понятие "семья", на которую рассчитана деятельность организации, охватывает практически все слои населения, "детей" всех возрастов, то есть всех, в ком сохранилось детское умение удивляться и радоваться. Дисней и его последователи как бы говорят людям: "Приходите к нам, уставшие от проблем и трудностей, приводите в наше волшебное царство, в сказочное королевство Диснея своих детей, и проведите время вместе. И дети запомнят это на всю жизнь." Вот в чем секрет успеха Диснея. Он дает людям положительные эмоции. Он в высшей степени уважает потребителя. Там каждый чувствует себя важной, значительной персоной, дорогим гостем. Это очень хорошее чувство, которое остается с вами, как сладкие воспоминания детства, навсегда. Знаете, некоторые люди даже покупают летние квартиры и дома поближе к "Диснейленду" или "Диснейуорлду". Или переезжают туда, выйдя на пенсию: чтобы растянуть праздник, быть всегда рядом со сказкой. И последнее: корпорация Уолта Диснея – один из крупнейших работодателей в мире. В ней сегодня работают более 100 тысяч человек. В составленном журналом "Форчун" очередном списке ста крупнейших компаний США "Уолт Дисней Компани" занимает 53 место. В перечне 30-ти американских компаний, по котировкам акций которых рассчитывается индекс Доу-Джонса – она бессменно с 1991 года. И все это создал человек из Канзас-Сити, штат Миссури, начав когда-то с крохотного гаража, в углу которого жил мышонок. Хотя Уолт Дисней получил множество академических наград и почетные докторские степени Гарвардского и Йелльского университетов, его постоянно критиковали: одни усматривали излишний консерватизм, другие – грубоватый вкус, третьи называли "Диснейленд" не парком развлечений, а развлекательным супермаркетом. На это сам Дисней отвечал: "А я никогда и не называл то, что делаю, искусством. Это – шоу-бизнес".
2. Шесть секретов Уолта Диснея. Есть же такие имена – произносишь и погружаешься в состояние чистой радости! С Диснеем связано только светлое, чудесное, забавное. И ни капли печали и горечи. А все потому, что знал великий аниматор, что созидание придает всему смысл, и умело организовал творческий процесс. Как? Вот его ноу-хау. 1. Мечтатель против Критика. В каждом творческом человеке сидит внутренний Фантазер, Реалист и Критик, надо сделать так, чтобы они не мешали, а помогали друг другу. Дисней придумал "стратегию трех комнат". В одной – только мечтали. Стены ее были увешаны картинами, рисунками, цитатами, будоражащими воображение, царили беспорядок и буйство красок. Никакой критики не допускалось – только грезы без границ, только идеи. Комната Реалиста – рабочие столы, оснащенные самой совершенной техникой. Здесь воплощалось задуманное. Когда же Диснею надо было бросить "повторный взгляд", оценивающий содеянное, мультипликатор шел в тесную каморку Критика. 2. Экспериментатор против Эксперта. "Выясните мнение специалистов-знатоков и поступайте наоборот", – говаривал Дисней. Ни один из его замыслов никогда не встречал у профессионалов похвалы. Все идеи казались сумасбродством. Ввести наряду с живыми актерами рисованых героев? Бред! А полуторачасовой мультфильм?! Кто его выдержит, когда можно лицезреть на экране натуральные прелести Джоан Кроуфорд?! Но Дисней делал по-своему. Его первый полнометражный мультик "Белоснежка и семь гномов" стал самым кассовым фильмом всех времен. Потом Дисней снял без малого две дюжины "полнометражек". 3. Авантюрист против Осторожного. Чем выше риск, тем быстрее идешь к цели, тем больше преимуществ перед другими. Первые 30 лет студия братьев Дисней ежегодно разорялась, ибо Уолт постоянно ставил на карту все, что имел. Ради Диснейленда заложил и дом, и деньги. Он перенес 8 нервных срывов и 19 жизненных кризисов. После каждой "болезни РУ" – разочарования и уныния – он возвращался к делу с еще более впечатляющими замыслами. Без депрессии не было бы эйфории! 4. Добрый против Злого. Добро в конце концов берет верх – таков закон этого мира. Выгоднее делать ставку на добро. Тема всех произведений Диснея – борьба со злом. Дисней обожал счастливые финалы и поселил всех своих персонажей в пространстве собственного целомудренного мировоззрения. Так он "заработал" себе имидж нравственно чистого человека. А ведь был злостным курильщиком и почти алкоголиком. О его романе с актрисой Долорес дель Рио было известно в Голливуде всем. Однако ни один репортер не посмел испортить его репутацию. Почему? Дисней создал для нас мир счастья, убежище от бед реальности, и было бы неблагодарностью его задеть. "Материнство, яблочный пирог и Дисней" – вот святая американская "троица". Святыни осквернять нельзя. 5. Ребенок против Взрослого. У кого детство не кончается, у того и творчество длится вечно. Даже в 55 лет Дисней часами играл в мини-железную дорогу. Это был прообраз его империи развлечений, мультик в реальности. И вне времени. Из фильмов он удалил все ссылки на возраст и дату. Зато их выпускали заново каждые 10 лет, не боясь, что устарели, давали повторные прокаты для нового поколения детей. И произведения, провалившиеся с первого раза, потом приносили баснословные барыши. 6. Проситель против Гордеца. Никогда не стесняйтесь просить, и вы удивитесь той помощи, которую получите. А каждая удовлетворенная просьба укрепляет влияние на людей. Дисней просил денег много раз и всегда находил кредиторов. Когда аниматор задумал парк развлечений для всей семьи, соратники отказали ему в поддержке. И Дисней обратился к "главному врагу", каковым тогда было для киношников телевидение. Отдавая "теледолг", Уолт вышел в эфир с еженедельной программой и показом шедевров своей фильмотеки. Это произвело революцию на ТВ, превратив его из средства массовой информации в семейное развлечение. Так в 53 года Дисней стал миллионером. А первый Диснейленд сделал миллиардерами его потомков. Хотя творчество – не богатство – было для Диснея превыше всего.
3. Как Уолт Дисней повлиял на советские мультики. Disney в России.
В первые годы существования мультипликационной студии Disney её продукция была не слишком известна в СССР Тогда, в 30-е годы были нередки случаи, когда зарубежные кинофильмы и мультфильмы демонстрировались без прокатного удостоверения. Именно так советские зрители впервые увидели мультфильм Уолта Диснея «Пляска скелетов» (The Skeleton Dance) в 1930 году. Три года спустя на прилавках музыкальных магазинов СССР появилась запись мелодии из мультфильма Уолта Диснея «Три поросенка» (Three Little Pigs), автором сценария и монтажером которого был Борис Морковин. Пластинка вышла под русским названием «Нам не страшен серый волк». Позже поэт Василий Лебедев-Кумач написал к прекрасной музыке Фрэнка Черчилла русский текст. Так появилась легендарная песня для советского мультфильма. В 1933 г. в Москве состоялся первый фестиваль американской мультипликации, и стиль Уолта Диснея надолго стал эталоном для чиновников, отвечавших за кино в СССР. Большим поклонником этого стиля стал главный кинокритик страны Иосиф Сталин. Был даже сформулирован лозунг «Даешь советского Микки Мауса!». На первом Московском международном кинофестивале 1935 года мультфильмы студии Disney «Три поросенка», «Необычные пингвины» (Peculiar Penguins) и «Микки-дирижер» (Band Concert) получили высокую оценку и были награждены третьей премией. В постановлении жюри было отмечено, что фильмы Уолта Диснея являются образцом мастерства благодаря высокому живописному качеству цвета, графической культуре и исключительной музыкальности. После фестиваля Сергей Эйзенштейн написал Уолту Диснею письмо с поздравлениями и получил ответ, к которому был приложен рисунок Микки Мауса с автографом Уолта. Эти документы хранятся в московском музее Эйзенштейна. Воздавая должное Диснею, Эйзенштейн отмечал: "Кажется, что этот человек не только знает магию всех технических средств, но что он знает и все сокровеннейшие струны человеческих дум, образов, мыслей, чувств. Так действовали, вероятно, проповеди Франциска Ассизского. Так чарует живопись Фра Беато Анжелико. Он творит где-то в области самых чистых и первичных глубин. Там, где мы все – дети природы. Он творит на уровне представлений человека, не закованного еще логикой, разумностью, опытом. Так творят бабочки свой полет. Так растут цветы. Так удивляются ручьи собственному бегу". По окончании фестиваля мультфильмы сразу же вышли в прокат в СССР. Прокатное удостоверение было единым для всех фильмов, № 6668 от 26 ноября 1935 года. А уже летом 1936 года был издан приказ о создании в стране "Союздетмультфильма", который был организован как точная копия американской студии Disney с технологией конвейерного производства. Годы Второй мировой войны были не самыми благоприятными для мультипликации в СССР и США. Тем не менее в 1940 году Уолт Дисней завершил работу над мультфильмом «Фантазия» (Fantasia), в котором была использована музыка знаменитых русских композиторов П. И. Чайковского и И. Ф. Стравинского. В 1944 году в СССР были показаны мультфильмы «Лицо Фюрера» (The Fuhrer’s Face), прокатное удостоверение № 953/44 от 23 февраля 1944 года, и «Старая мельница» (The Old Mil) с удостоверением № 927/44 от 15 июня 1944 года. А уже год спустя в советский прокат вышел мультфильм «Бэмби» (Bambi), прокатное удостоверение № 926/45 от 9 июня 1945 года. Этот мультфильм был подарен Уолтом Диснеем союзникам по Второй мировой войне. Для советского проката, в качестве исключения, все титры переводились на русский язык на «Walt Disney Studio» в США, поэтому «Бэмби» – был единственным мультфильмом в советском прокате, имевшим копирайт Disney. Уолт Дисней уделял огромное внимание музыке в своих фильмах. В киносборник «Сыграй мою музыку» (Make Mine Music) 1946 года вошел мультфильм «Петя и волк» на музыку Сергея Прокофьева. Незадолго до его создания, во время своей поездки в США Прокофьев встречался с Диснеем, сыграл для него еще неопубликованную на тот момент пьесу «Петя и волк» и подарил ноты. Дисней не смог сразу приступить к работе над фильмом. Когда же для этого наступил подходящий момент, Прокофьев уже покинул США. Тогда Уолт обратился к дирижеру Сергею Кусевицкому, другу Прокофьева и руководителю Бостонского симфонического оркестра, и при его участии поставил этот мультфильм. Следующим произведением Диснея, с которым познакомились советские зрители, стала знаменитая «Белоснежка» (Snow White and The Seven Dwarfs). В качестве «трофейного фильма», взятого после Победы в Великой Отечественной войне, картина демонстрировалась в советском прокате с 1955 по 1959 год с прокатным удостоверением № 946/55 от 21 апреля 1955 года. Постепенно ситуация менялась. На Четвертом Московском Международном кинофестивале в 1964 году был продемонстрирован, правда вне конкурсной программы, музыкальный фильм cтудии Disney «Мэри Поппинс» (Mary Poppins). В 1968 году издательством ДЕТГИЗ была выпущена иллюстрированная книга «Жизнь и сказки Уолта Диснея», написанная Эдгаром Михайловичем Арнольди. А один из первых создателей знаменитого советского мультсериала «Ну, погоди!», Саша Дорогов, работал для студии Disney и принимал непосредственное участие в создании таких шедевров, как «Покахонтас» (Pocahontas), «Мулан» (Mulan), «Лило и Стич» (Lilo and Stitch) и других. В конце 70-х – начале 80-х годов накануне празднований Нового Года в Останкино проводились закрытые показы, так называемые новогодние утренники, на которых отсутствовали Дед Мороз и Снегурочка, но крутили старые мультфильмы Уолта Диснея для немногочисленных счастливчиков. XV Московский международный кинофестиваль 1987 года многое изменил в культурной жизни перестроечного Советского Союза. Тогда в горбачевскую Москву приехали Федерико Феллини, Настасья Кински, Марчелло Мастроянни, Эмир Кустурица, а в жюри председательствовал Роберт де Ниро. Здесь фильм студии Disney уже участвовал в конкурсной программе. «Путешествие Нэтти Ганн» (The Journey of Natty Gann) получил золотой приз Московского международного кинофестиваля. В 1988 году, отмечая свое 60-летие, Микки Маус нанес первый официальный визит в Советский Союз и даже станцевал с медведем Мишей на Красной площади. В том же году был проведен фестиваль фильмов производства студии Disney, и Рой Дисней (Roy Disney), племянник Уолта, посетил СССР. Советские мультипликаторы под руководством знаменитого режиссера Федора Хитрука к 60-летию Микки создали фильм «Марафон» и продемонстрировали его Рою Диснею. "Действительно, очень точно подмечено, на последних кадрах мы обнялись и не могли сдержать слез…это один из самых эмоциональных моментов в моей жизни» – так прокомментировал Рой свои впечатления, после просмотра «Марафона» со своими коллегами по студии Disney. Годом позднее в СССР вышел журнал «Микки Маус», ставший сегодня культовым. Это еженедельник комиксов для детей и подростков, который выходит более чем в 50 странах мира. Вслед за печатной прессой Disney приходит на телевидение. С 1991 года на советском, а затем и на российском телевидении начинается демонстрация мультсериалов «Чип и Дейл спешат на помощь», «Мишки Гамми», «Утиные истории», «Чудеса на виражах», «Черный плащ», «Команда Гуфи» и многих других. После распада Советского Союза продукция компании Disney стала занимать все более значимое место в культурной и повседневной жизни россиян. В 1998 году на телеканале ОРТ начал выходить «ДИСНЕЙ-Клуб», по сей день пользующийся неизменным успехом у российских детей. В 1999 году издательство «Эгмонт Россия» начало выпуск детских журналов по лицензиям Disney. Тогда же в мировой прокат вышел мультфильм «История игрушек 2». Российские зрители смогли разделить восторг поклонников компьютерной анимации всего мира в 2001 году, когда состоялась российская премьера фильма. В 2002 году The Walt Disney Company начала выпуск в России широкого спектра образовательных и развлекательных мультимедийных видеоигр для различных игровых платформ и не уступает лидерства в этом сегменте до сих пор. В 2003 году состоялся премьерный показ мультфильма «Король Лев» в российских кинотеатрах. А через два года в Государственном Кремлевском Дворце впервые был организован бал Золушки – большая 4-х часовая программа, включающая два шоу «Принцессы Disney». Компания «Уолт Дисней Компани СНГ» открыла интерактивный портал для всей семьи – disney.ru. На новом сайте пользователи смогут не только продолжить общение с героями Disney, но и получить полную информацию об истории компании и продуктах Disney в России и в мире. Disney в России Официально компания Disney пришла в Россию с открытием в апреле 2006 года «Уолт Дисней Компани СНГ» – российского офиса The Walt Disney Company. В том же году вышел первый российский DVD-релиз в «Платиновой Коллекции Disney». Это антология лучших анимационных фильмов компании, в которую вошли одиннадцать классических картин Disney. В рамках этого проекта каждый анимационный фильм проходит кропотливую цифровую реставрацию, благодаря которой улучшается качество изображения и звука. В это же время на новый уровень вышло сотрудничество компании с российским телевидением. Первый канал и телеканал СТС, к уже существующим в их вещании программам Disney, добавляют новые проекты, знакомящие аудиторию с классическим наследием компании, а также с последними новинками Disney. Важным событием стало образование совместного предприятия с компанией Sony Pictures – «Буэна Виста Сони Пикчерс Релизинг СНГ», что позволило самостоятельно заниматься прокатом и маркетингом фильмов студий Disney. С момента выхода на киноэкраны трилогия Disney «Пираты Карибского моря» стала невероятно популярной в России. Второй фильм пиратской саги – «Пираты Карибского моря: Сундук мертвеца» – был признан «Лучшим зарубежным фильмом» на церемонии вручения «Кинонаград MTV Россия» в 2007 году, а в 2008 году зрители MTV Россия присудили победу в этой же номинации продолжению приключенческого фильма под названием «Пираты Карибского Моря: На краю света». Кроме того, в категории «Лучший анимационный фильм» 2007 года главный приз получил полнометражный мультфильм «Рататуй», созданный Disney/Pixar. В декабре 2007 года, в канун новогодних праздников, знаменитый Микки Маус пригласил в Большой театр детей, которым особенно требуется внимание и забота. Встреча с героями любимых мультфильмов и замечательный балет «Щелкунчик» оставили незабываемые впечатления в сердцах маленьких поклонников Disney со всех уголков России. Это событие положило начало доброй ежегодной традиции. В 2008 году компания Disney начала активное сотрудничество с российской модной индустрией. В преддверии своего 80-летнего юбилея Минни Маус посетила Москву и приняла участие в ежегодных мероприятиях – Неделя Моды в Москве и Russian Fashion Week. В гардеробе Минни появились наряды ведущих российских модельеров. Валентин Юдашкин, Виктория Газинская, кутюрье модного дома Viva Vox Олег Овсиев, Сергей Теплов, Алена Ахмадуллина – дизайнеры, представляющие различные направления современной российской моды, а также российская редакция журнала Vogue, создали специально для Минни потрясающие наряды и аксессуары. Еще одним подарком для Минни стала первая в истории российская линия одежды с ее изображениями, созданная модным домом Viva Vox. Disney продолжает сотрудничество с российскими и иностранными дизайнерами, формируя новые модные тенденции. Театральный сезон 2008/2009 в России ознаменовался премьерой мюзикла «Красавица и Чудовище». Сценическая постановка классического анимационного фильма Disney впервые появилась на отечественных подмостках и сразу завоевала симпатии зрителей всех возрастов. Показ мюзикла «Красавица и Чудовище» продлится вплоть до мая 2010 года. Осенью 2009 года на киноэкраны вышел первый российский фильм Disney – «Книга Мастеров». В этой картине традиции русской киносказки переплетаются с новейшими технологиями, зрелищными спецэффектами и юмором. В фильме снялись любимые актеры разных поколений – Леонид Куравлев, Валентин Гафт, Лия Ахеджакова, Александр Леньков, Ирина Апексимова, Гоша Куценко, Артур Смольянинов и другие. Главные роли исполнили талантливые молодые артисты – Максим Локтионов и Мария Андреева.
4. О компании The Walt Disney Company Компания The Walt Disney Company, мировой лидер индустрии развлечений, была основана Уолтом Диснеем в 1923 году. Disney входит в десятку самых дорогих брендов мира. В 2009-м фискальном году выручка компании составила 36,1 миллиардов долларов США. Компания Disney ведет активную деятельность в 172 странах и представляет 1300 радио и телевизионных каналов, вещающих на 53 языках. Disney — один из крупнейших мировых лицензиаров, а также крупнейший издатель детской литературы в мире. В Европе и Латинской Америке Disney возглавляет список дистрибуторов видеопродукции. С момента основания компания Disney и структуры, входящие в ее состав, остаются верны своему главному принципу — создавать исключительно качественную продукцию в области развлечений, используя богатейший опыт, накопленный за долгие годы успешной работы. На сегодняшний день компания Disney состоит из четырех подразделений: Студии (The Walt Disney Studios) The Walt Disney Studios – это фундамент, на котором воздвигнуто здание Disney. Его основой стали всемирно известные анимационные и игровые фильмы. The Walt Disney Studios занимается дистрибуцией картин студий Walt Disney Pictures, Walt Disney Animation Studios, Pixar Animation Studios, Touchstone Pictures и Hollywood Pictures. Компания Disney Theatrical Productions – один из крупнейших продюсерских центров Бродвея. В ее составе Disney Live Family Entertainment и Disney on Ice, занимающаяся ледовыми шоу. Подразделение Disney Music Group выпускает музыку различных жанров и саундтреки. Парки и курорты (Parks and Resorts) Парки и Курорты Disney – это не просто дом, в котором живут любимые персонажи Disney, это место, где "сбываются мечты". Парки ведут отсчет своей истории с 1952 года, когда родилось подразделение Walt Disney Imagineering. С тех пор структура Парки и Курорты значительно выросла. Сегодня в ее составе круизная компания Disney Cruise Line и пять развлекательных курортов на трех континентах Земли: Disneyland Resort в штате Калифорния, Walt Disney World Resort во Флориде, Tokyo Disney Resort в Японии, Disneyland Resort Paris во Франции и Hong Kong Disneyland, на территории Гонконга. Потребительские товары (Disney Consumer Products — DCP) История потребительских товаров Disney началась в 1929 году с предложения поместить изображение Микки Мауса на обложках детских альбомов для рисования. С тех пор подразделение DCP значительно расширило ассортимент товаров под брендом Disney: это одежда и игрушки, предметы интерьера и домашняя утварь, книги и журналы, напитки и продукты питания, канцелярские товары, электроника и интерактивные игры. Disney Publishing Worldwide (DPW) — крупнейший в мире издатель детской литературы. Другими направлениями бизнеса DCP занимаются Disney Interactive Studios, разрабатывающая интерактивные развлечения (компьютерные и видеоигры), и торговый портал компании — Disneyshopping.com. Медиа-сети (Media Networks) Медиа-сети Disney включают в себя огромное количество кабельных и эфирных телевизионных, радио, Интернет и издательских компаний. Среди ключевых: Disney-ABC Television Group, в состав которой входит Disney Channel, ESPN Inc. — крупнейшая международная спортивная мультимедиа-сеть, а также Walt Disney Internet Group. 5. Управление персоналом "по Уолту Диснею". Какие методы работы службы персонала компании Уолта Диснея являются наиболее эффективными? Возможно ли мотивировать работников непрестижных профессий на результативный труд? Для эффективного управления персоналом в некоторых компаниях придумывают собственные технологии. Но существуют организации, в которых кадровые функции уже разработаны до мелочей и дают положительные результаты. Одна из них – “Уолт Дисней”. Продуманная кадровая политика способствует тому, что желающие работать в ней исчисляются тысячами. Как отмечает автор публикации, главное, на что направлена стратегия управления персоналом в этой компании, – подбор таких сотрудников, которые способны вызвать положительные эмоции и оставить приятное впечатление у каждого посетителя “парков Диснея”. Чтобы оценить себя и свои возможности, кандидаты, прежде чем заполнять анкеты и проходить собеседование, смотрят специальный фильм, в котором в интересной форме преподносится вся необходимая будущему сотруднику информация о компании. Если человек, посмотрев его, почувствовал, что это и есть то место, в котором он мечтал работать, ему предлагают пройти следующие этапы отбора – интервью, а также тестирование, на котором определяются его психофизиологические характеристики. В соответствии с его результатами кандидату предлагается наиболее походящая должность. Если решение принято, и сотрудника принимают на работу, то перед началом выполнения своих обязанностей он должен пройти курс обучения. Причем это касается любого члена огромного коллектива, независимо от уровня его позиции. Большое значение в компании уделяется мотивации сотрудников. Только работа, вызывающая положительные эмоции, может быть продуктивной. В “Диснее” был найден способ стимулировать даже работников такого, на первый взгляд, непрестижного подразделения, как прачечная. Для этого в ней была создана творческая атмосфера. Кроме того, поддерживались любые предложения персонала по улучшению условий труда. Работа в этом направлении привела к осознанию сотрудниками важности данного подразделения в структуре компании, что существенно повысило их мотивацию. Уолт Дисней смог создать отличную команду, то же делают и его последователи. Принципы работы службы персонала в ней настолько эффективны, что некоторые используются и в российских организациях. С именем Уолта Диснея связана целая предпринимательская философия, ставшая образцом для изучения и подражания многими ведущими мировыми корпорациями. Она представляет собой стремление к совершенству в работе с клиентами и с собственным персоналом. Компания “Уолт Дисней” – один из крупнейших работодателей США. В одном только парке развлечений в Орландо трудятся 62 000 ее представителей, при этом у организации нет проблем с текучестью кадров. Работать “у Диснея” – престижно. На прием к менеджерам по персоналу выстраиваются длинные очереди кандидатов, в т. ч. из выпускников известных американских вузов. Основная стратегическая цель любого подразделения империи развлечений “Уолта Диснея” – максимальное удовлетворение потребностей клиента. Работа всех сотрудников компании направлена на то, чтобы посещение Диснейленда или проживание в его гостинице стало незабываемым. Цель, поставленная Уолтом Диснеем, – подарить гостю ощущение счастья, которое является продуктом, производимым его компанией. “Счастье” должен дарить людям каждый работник: от уличного уборщика в парке развлечений, кассира и техника до менеджера и артиста. Однако Дисней понял, что такие чувства способны возбудить в посетителях только сотрудники, которые разделяют взгляды, цели и миссию руководства компании, сами испытывают удовольствие от работы и принадлежности к отличной команде, т. е., говоря на языке менеджмента, имеют высокую степень мотивации. Соответствующим образом был выстроен в компании и весь процесс управления персоналом. Прием на работу “по Диснею” Слово “персонал” Дисней считал слишком сухим и абстрактным. В терминологии, принятой в компании, все ее сотрудники являются “актерским составом”, по.английски – cast. Соответственно и методика подбора актеров отличается от методики набора персонала. Кандидаты, приходящие в компанию на интервью, не садятся немедленно заполнять анкеты, а прежде всего проходят в видеозал и смотрят фильм, в котором рассказывается об истории компании, ее философии, целях. В наглядной и интересной форме потенциальные сотрудники получают информацию о том, какие требования предъявляются к любому члену коллектива компании, какой режим работы их ждет, какая одежда и прическа являются недопустимыми, как можно добираться до работы, и о многом другом. Кроме того, все соискатели получают брошюры, в которых есть подробные ответы на вопросы о заработной плате, компенсациях, льготах, внутрифирменном обучении, программах мотивации, карьерном росте. В результате уже на первом этапе подбора у кандидата появляется ясное представление о характере будущей работы, что позволяет ему соразмерить свои силы и возможности с тем, что от него потребуется. Около 10% претендентов добровольно “отсеиваются” на этом этапе и на собеседование не идут. Личности творческие и импульсивные получат предложение о работе, соответствующей их качествам, а кандидаты, показавшие по результатам тестирования предрасположенность к более спокойной рабочей атмосфере, рутинным действиям, смогут заняться тем, что не будет противоречить их характеру. Затем соискатели проходят индивидуальное интервью. Сотрудники, проводящие его, принимают решение, исходя из трудового опыта претендента и его образования. В то же время особое внимание уделяется личным качествам соискателя, его психофизиологическим особенностям, для чего проводится психологическое тестирование. Подбор “актера” ведется не на строго определенную роль, а с учетом всего “списка действующих лиц” или имеющихся вакансий. Исполнитель, не подошедший на роль “тигра”, может прекрасно справиться с ролью “зайчика”. Решение о приеме на работу или отказе в подавляющем большинстве случаев принимается оперативно, что ведет к сокращению бесплодной переписки. Далее любой новый сотрудник компании перед выходом на работу обязан пройти трехдневный курс изучения традиций компании, который включает занятия в аудитории и знакомство с новым рабочим местом. Это правило касается абсолютно каждого, будь то временный сотрудник, принятый на три месяца, или новый президент компании. Благодаря этому все члены коллектива получают представление о целях организации, о своем новом месте работы, и в то же время персонал низшего звена ощущает себя равным руководящему составу в деле осуществления миссии компании. Мотивация “по Диснею” Прием сотрудников – лишь первый шаг в целостной системе работы с персоналом. Важно не просто нанять хороший персонал, но и сохранить высокий уровень мотивации на долгие годы, тем самым сократив издержки, связанные с текучестью кадров. Во многих фирмах эта проблема особенно остро касается сотрудников, не контактирующих напрямую с клиентами компании. Часто на их долю выпадает монотонная и “грязная” работа, отнюдь не пробуждающая в людях чувство счастья. Например, как следует мотивировать работников прачечной? Уолт Дисней считал, что название решает очень многое, поэтому прачечная в компании называется Textile Services (в дословном переводе “Текстильная служба”), в этом словосочетании нет и намека на грязное белье. В 90-х годах XX века в парке “Мир Диснея” в Лэйк Буена Виста пришлось существенно увеличить объем работы этой службы. Трем прачечным фабрикам приходилось ежедневно перестирывать более 125 тонн грязного белья. Чтобы мотивировать персонал на продуктивную работу, руководство решило создать максимально творческую атмосферу и поощрять любые предложения сотрудников, направленные на улучшение качества работы, условий труда людей, на совершенствование технологических процессов. Сотрудники сервиса получили возможность контролировать все стороны деятельности подразделения: подготовку бюджета, оперативное управление, выработку планов и перспектив развития. В результате они почувствовали себя членами творческого коллектива. В практику были введены регулярные посещения тех подразделений, рядовой персонал которых непосредственно общается с публикой. Сотрудники увидели более широкую картину происходящего в их организации и почувствовали свое место в ней. В результате текучесть кадров в подразделении резко сократилась, и оно стало весьма популярным среди людей, начавших работать в компании. Важным элементом стратегии управления персоналом “Диснея” являются большие возможности как горизонтального, так и вертикального перемещения внутри компании. При этом они не ограничиваются возможностями одного парка развлечений или одной гостиницы. Менеджеры по персоналу внимательно следят за успехами “актеров” и постоянно предлагают им “новые роли”, а именно возможность поработать в другом подразделении и в ином качестве. Сотрудники “Диснея” могут получить предложение переехать в другой штат и даже другую страну. Менеджеры по персоналу проводят информационные встречи для работников всех подразделений корпорации и сообщают о вакансиях в корпоративных публикациях. В результате сотрудники имеют возможность приобрести всесторонний опыт и занять менеджерские позиции. Что касается корпоративных коммуникаций, то им Дисней придавал особое значение. Он считал широкое информирование сотрудников о положении компании залогом ее роста и процветания. В корпорации издается еженедельник, который называется “Глаза и уши Диснея”. Эта газета доставляется во все подразделения каждый четверг в одно и то же время, и работники узнают из нее все новости, касающиеся компании и ее персонала “из первых рук”. Известно, что сам Уолт Дисней порой откладывал свои пресс-конференции, дожидаясь того момента, когда газета с новостями попадет к сотрудникам. Российский опыт “по Диснею” Об опыте и принципах управления персоналом по “Диснею” написаны целые книги. Но особенно они интересны в контексте российской практики. Некоторые из методов работы службы персонала компании уже с успехом используются в нашей стране. Вот лишь некоторые примеры. В компании “Уралтел” каждый новый сотрудник сначала попадает в учебный центр, где знакомится с историей компании, ее конкурентными преимуществами, структурой, миссией и целями. Новичок может увидеть, как в компании относятся к кадрам, получает представление о системе внутренних взаимосвязей, важных для его дальнейшей работы в фирме. В ООО “УГМК-Холдинг”, как и в “Диснее”, любой работник имеет возможность познакомиться с программой и принципами мотивации сотрудников. По словам специалиста компании Infinity travel Артура Юдаева, в этой организации рядовой персонал наряду с высшим руководством регулярно участвует в мозговых штурмах, направленных на выработку новых предложений по улучшению работы фирмы. А в школе менеджеров “Арсенал” каждый сотрудник должен представить на обсуждение как минимум две инновации в месяц и хотя бы одну из своих идей реализовать в течение квартала. Российское отделение компании “Марс”, как и организация в целом, уделяет большое внимание горизонтальной ротации кадров: менеджер по персоналу этой компании может попробовать свои силы в отделе маркетинга, а специалист-маркетолог – поработать в отделе продаж. Здесь, как и в “Диснее”, сотрудники имеют возможность перейти на работу в другой филиал, в т. ч. и в зарубежные отделения. В компании “Патра” был сделан вывод о том, что коллектив ощущает недостаток внимания со стороны руководства. После этого в практику вошли регулярные встречи персонала с высшим звеном компании, выпуск корпоративной газеты, внутреннее радиовещание, обратная связь в виде “ящиков доверия”, с помощью которых сотрудники могут донести свои мысли до руководства и получить ответ. Вместе с тем некоторые элементы системы “Диснея” еще не нашли применения в России, более того, у нас вряд ли пока может применяться вся система в целом. Но она помогла Уолту Диснею и продолжателям его дела вывести свою корпорацию в число ведущих мировых компаний и завоевать сердца клиентов во многих странах мира. Такая цель, надеемся, покажется заманчивой и многим российским фирмам.
|