Меню
  • Главная
  • Новости
    • Cтатьи, культурология
  • Учебные материалы
    • Основные темы по культурологии
    • Студенческие работы
  • Редакция
    • Вопросы по культурологии
  • Архивы по культурологии

‘Дон Жуан’ Анатолия Эфроса в театре на Малой Бронной

Культурология
Подробнее о Культорологии: Скачать курсовую работу

  • Вид работы: Курсовая работа (т)
  • Предмет: Культурология
  • Язык: Русский , Формат файла: MS Word 6,15 Мб

‘Дон Жуан’ Анатолия Эфроса в театре на Малой Бронной

КУРСОВАЯ РАБОТА

«Дон Жуан» Анатолия Эфроса в театре на Малой Бронной»

Оглавление

Введение

§1. Контекст времени и художника

§ 2. Образ мира

§ 3. Спектакль

Заключение

Список литературы

Приложения

Введение

Имя Анатолия Васильевича Эфроса, безусловно, не является забытым. Оно вошло в историю не только отечественного, но и мирового театра, а его спектакли – в сердца зрителей. И сегодня, спустя 25 лет после его смерти, легко купить его книги, выходят сборники статей и других материалов, связанных с его творчеством. Здесь надо назвать прежде всего «Театр Анатолия Эфроса» (воспоминания, статьи, 2000 г.), «Режиссер Анатолий Эфрос» (аннотированный каталог киновидеоматериалов и звукозаписей, 2002 г.), «Режиссер Анатолий Эфрос. Жизнь и творчество» (аннотированный библиографический указатель, 2010 г.). Издательство «Балтийские сезоны» реализует проект, связанный с чеховскими спектаклями Эфроса: «Чайка» (2010 г.), «Три сестры» (2011 г.), в дальнейшем – «Вишневый сад». Создан сайт efros.org, где можно найти основную информацию, фотографии. Все это не может не радовать, особенно по сравнению с ситуацией начала 90-х, когда существовали только библиографический указатель, еще не полный, и тоненькая книжка Юрия Фридштейна «Анатолий Эфрос – поэт театра». Но тогда его спектакли еще шли или были свежи в памяти, а с течением времени очевидцев становится все меньше… Пришло новое поколение, которое их не видело и не могло видеть (все-таки снято на телевидении не так много), но которое хочет знать о них. И слава богу, что существуют книги, способные в этом помочь. Однако Екатерина Рыбас справедливо отмечает, что при том подъеме, которое испытывает эфросоведение сегодня, до сих пор не существует монографии об Эфросе. Многое еще предстоит сделать. Наиболее известен период его работы в театре на Малой Бронной, а Центральный детский, Ленком и Таганка часто уходят в тень, о них говорится в самых общих словах. И даже спектакли на Бронной изучены не в равной мере. А наследие этого режиссера настолько значительно, что представляет огромное поле для исследования.

Автор данной работы остановил свое внимание на «Дон Жуане» по разным причинам. С одной стороны, эта постановка как будто не является неизвестной для нового поколения – о ней можно прочесть в сборнике «Театр Анатолия Эфроса», в книге «Спектакли двадцатого века» (и один тот факт, что «Дон Жуан» вошел в число ста лучших спектаклей, как русского, так и зарубежного театра, уже говорит о многом). С другой стороны, он заслуживает более пристального изучения, так как в нем сходятся многие линии творчества Эфроса. Это линия Мольера, которая началась с булгаковского «Мольера», поставленного в Ленкоме (и ставшего последней работой в этом театре). Позже, на телевидении, в фильме «Всего несколько слов в честь господина де Мольера» он добавит к пьесе Булгакова фрагмент из «Дон Жуана». И в том же 1973 году «Дон Жуан» вышел в театре на Малой Бронной. Затем «Мольер» будет поставлен в США, в театре Гатри, а на радио Эфрос прочитает главы из романа «Жизнь господина де Мольера». Дальше – «Тартюф» во МХАТе имени Горького и «Мизантроп» в театре на Таганке. «Мизантроп» станет последним спектаклем, который он выпустил. Линия Мольера оборвется только со смертью режиссера.

Другая линия – Дон Жуана как персонажа. Изначально Эфрос задумывал соединить мольеровского «Дон Жуана» с пушкинским «Каменным гостем», ему казалось, что это даст возможность сказать что-то определенное о каждом из них. Однако с течением времени замысел изменился. Если сначала герой Мольера казался ему воплощением всего, что ненавистно автору, то потом этот образ стал более сложным. И, постигая его природу, режиссер отказался от «маленькой трагедии». Но через несколько лет он обратится к пьесе Радзинского «Продолжение Дон Жуана», а «Каменного гостя» поставит на радио. Высоцкий, которого Эфрос считал идеальным исполнителем Сганареля, говоря о Мольере, в пьесе Пушкина стал Дон Гуаном. И здесь он был очень негромким, может быть, даже усталым, – совсем не таким, каким мы увидим его в фильме Швейцера.

О «Дон Жуане» интересно говорить и потому, что он связан с другими спектаклями, которые были поставлены Эфросом в театре на Малой Бронной: «Братом Алешей», «Женитьбой». Это «классический» спектакль «классического» периода. И дело не в том, что в 70-е режиссер занимается только классикой – он всегда ставил и современную пьесу, и, если перечислить авторов, современники почти не уступают классикам. Но высшие достижения этого времени, конечно, связаны с последними. «Классическую пьесу Эфрос рассматривает как современную – но лучшую из современных». И «Дон Жуан» – прекрасный тому пример. Он стал вершиной этого периода (или одной из вершин, наряду с «Женитьбой»), выразил его наиболее полно и в чем-то итожил.

Что касается материалов, использованных в данной работе, – это главным образом рецензии и статьи, а также записи репетиций, высказывания Эфроса (в книгах и прессе). В части сценографии неоценимая помощь была оказана сотрудниками мемориального музея «Творческая мастерская театрального художника Д.Л. Боровского». В указателе киновидеоматериалов назван ряд передач, где можно услышать и увидеть сцены из спектакля, но получить к ним доступ не представляется возможным. Из того, что удалось найти, есть только фрагменты репетиций и небольшой отрывок (на полторы минуты) сцены Сганареля и Дон Жуана, когда Сганарель говорит об удивительном устройстве человека. Согласно архиву проекта «Культу.Ru!», осуществляющего трансляции спектаклей он-лайн, там был показан и «Дон Жуан» (<#”723461.files/image001.gif”>

Приложение 3

Фото макета Д. Боровского к спектаклю «Дон Жуан»

'Дон Жуан' Анатолия Эфроса в театре на Малой Бронной

'Дон Жуан' Анатолия Эфроса в театре на Малой Бронной

Приложение 4

Фотографии из спектакля

'Дон Жуан' Анатолия Эфроса в театре на Малой Бронной

Н. Волков – Дон Жуан, Л. Дуров – Сганарель

'Дон Жуан' Анатолия Эфроса в театре на Малой Бронной

Н. Волков – Дон Жуан, Л. Дуров – Сганарель

'Дон Жуан' Анатолия Эфроса в театре на Малой Бронной

Финальная сцена. Н. Волков – Дон Жуан

'Дон Жуан' Анатолия Эфроса в театре на Малой Бронной

Л. Каневский – Сганарель, Н. Никонова – Шарлотта, М. Козаков – Дон Жуан

'Дон Жуан' Анатолия Эфроса в театре на Малой Бронной

 

М. Козаков – Дон Жуан. Фото В. Баженова

'Дон Жуан' Анатолия Эфроса в театре на Малой Бронной

'Дон Жуан' Анатолия Эфроса в театре на Малой Бронной

Л. Каневский – Сганарель, М. Козаков – Дон Жуан

'Дон Жуан' Анатолия Эфроса в театре на Малой Бронной

Л. Дуров – Сганарель, Н. Волков – Дон Жуан

'Дон Жуан' Анатолия Эфроса в театре на Малой Бронной

 

'Дон Жуан' Анатолия Эфроса в театре на Малой Бронной

Н. Волков – Дон Жуан

 

'Дон Жуан' Анатолия Эфроса в театре на Малой Бронной

'Дон Жуан' Анатолия Эфроса в театре на Малой Бронной

М. Козаков – Дон Жуан, Л. Каневский – Сганарель

Похожие записи

Шоу-бизнес как индустрия развлечений

Культурология

Основные тенденции моды XVIII веке

Культурология

Развитие русской культуры IX – первой половины XIII в

Культурология

Рубрики

  • Cтатьи
  • Архивы по культурологии
  • Вопросы по культурологии
  • Новости
  • Редакция
  • Социология как наука
  • Студенческие работы
  • Учебные материалы
  • Основные темы по культурологии

Последние статьи о культурологии

  • Культурная антропология
  • Теоретические подходы к пониманию природы культуры
  • Господство сократической философии
  • Георг Зиммель и Освальд Шпенглер
  • Противостояние культуры и цивилизации
  • Духовная культура
  • Культурно-исторический подход к культуре. Основные варианты культурно-исторической типологии
  • Данилевский
  • Тойнби
  • Общая концепция цивилизаций
  • Ясперс
  • Своеобразие архаической культуры (первобытно-синкретической)
  • Транзитивный контекст современной культурной политики
  • ТЕМА 2. Возникновение и становление культуры в первобытном обществе и древних цивилизациях
  • Культура Древней Греции и Дpевнегo Рима
  • Культура Западноевропейского Средневековья
  • Культура эпохи Возрождения и Нового времени до второй половины XIX века
  • ТЕМА 6. Своеобразие русской культуры в ее историческом становлении
  • ТЕМА 7. Цивилизация и культура XX века
  • Выполнение контрольной работы
  • Темы контрольных работ и рекомендуемая литература
  • Основные функции культуры
  • Понятие «Культура»
  • Основные культурологические школыКультурно-исторические типы Данилевского
  • Особенности концепции Тойнби
  • Осевое время в концепции Ясперса
  • Культура в концепции З.Фрейда
  • Понятие культуры как символ в концепции Кассирера
  • Элитарная и массовая культура



© 2011 - 2021 Copyright :: Культурология / карта сайта | культура
При копировании материалов с сайта обратная активная ссылка обязательна.