- Вид работы: Курсовая работа (т)
- Предмет: Культурология
- Язык: Русский , Формат файла: MS Word 17,21 Кб
Драматургия культурно-досуговых программ
Оглавление
Введение
Глава 1. Культурно-досуговая деятельность
.1 Сущность культурно-досуговой деятельности
.2 Особенности культурно-досуговых программ
Глава 2. Драматургия культурно-досуговых программ
.1 Особенности драматургии культурно-досуговых программ
.2 Выразительные средства театральной драматургии в сценарии культурно-досуговых программ
Заключение
Список литературы
Введение
Актуальность работы. Культурно-досуговая деятельность выступает целесообразно организованной и содержательно наполненной активностью больших групп людей или конкретного человека в свободное время, которая развивается на базе человеческой потребности в перемене характера деятельности, а также с целями рекреации и социально-культурного развития. Формы и виды этой деятельности человек выбирает самостоятельно, исходя из индивидуальных предпочтений, возможностей и уровня культурного развития, а также с учетом традиций, моды, влияния окружающих людей. [5]
Когда говорят о культурно-досуговой деятельности, имеют в виду, прежде всего, что она обозначает совокупную активность многих людей, которые нуждаются в рекреации. Частным моментом культурно-досуговой деятельности, ее проявлением и своеобразной единицей измерения служит досуговое занятие, которое предполагает вовлеченность человека или многих людей в конкретный целостный процесс. [11]
Данный процесс может быть ограничен по времени от нескольких минут (например, прослушивание музыкальной звукозаписи, участие в настольной игре) до нескольких дней или недель (участие в туристском походе, праздничном марафоне). Каждое досуговое занятие имеет свой темп и ритм, которые задаются субъектами этой активности, подчинены особенностям их психологии и духовным запросам. [3]
Драматургия культурно-досуговых программ:
во-первых, драматургия документальная, драматургия факта;
во-вторых, она подчиняется основным законам классической драматургии, т.е. имеет целостный сюжет, развитие действия от экспозиции через кульминацию до финала, ряд приемов и способов классической драматургии;
в-третьих, данная драматургия, исходя из природы учреждения культуры, предполагает обязательное активное вовлечение участников в коллективное действие. [8]
Сценарии культурно-досуговых программ являются художественно-документальными произведениями. Художественность здесь достигается тем, что зритель, зная реального героя, понимая, что за индивидуальность перед ними и каковы ее намерения, все же глубоко заинтересован этим человеком. И сценарист, показывая своего героя в развитии, раскрывая новые его черты, тем самым глубже вводит зрителя в жизнь героя. Образ героя для зрителя, по словам Белинского, всегда "знакомый незнакомец", и наша задача – представить этого героя зрителям наиболее полнее, образнее, художественнее, чтобы он служил действенным ориентиром в нашей повседневной жизни. [14]
Каждый участник культурно-досуговой программы мыслит и переживает в той мере, в какой воспринимает он идею, художественно оформленную выразительными средствами, которые как особая форма эстетического освоения действенности включает в себя различные политические, нравственные, научные ценности. [1]
Объект исследования: драматургия культурно-досуговых программ.
Предмет исследования: выразительные средства театральной драматургии в сценарии культурно-досуговых программ.
Цель исследования: изучить выразительные средства театральной драматургии в сценарии культурно-досуговых программ.
Задачи исследования:
. Изучить сущность культурно-досуговой деятельности.
. Рассмотреть особенности культурно-досуговых программ.
. Проанализировать особенности драматургии культурно-досуговых программ.
4. Рассмотреть выразительные средства театральной драматургии в сценарии культурно-досуговых программ.
Методы исследования: анализ литературных источников по данной теме, обобщение, абстрагирование, синтез.
Структура работы. Работа написана на 25 листах печатного текста. Работа содержит оглавление, введение, 2 главы, включающих в себя параграфы, заключение и список использованной литературы.
Глава 1. Культурно-досуговая деятельность
.1 Сущность культурно-досуговой деятельности
Сущность культурно-досуговой деятельности определяется состоянием всего комплекса социально-экономических, политических и культурных факторов, обеспечивающих жизнь общества. Деятельность учреждений культуры сегодня обретает особую актуальность, ибо выдвигается на ответственные рубежи организации досуга населения. Учреждение культуры может обеспечить широкий диапазон и универсальность содержания и методов этой деятельности, создает условия развития личности, коллективных форм организации, обуславливающих взаимодействие различных социальных, профессиональных, культурных, возрастных групп населения и т.д. [15]
Гуманистическая направленность культурно-досуговой деятельности, воспитание потребности индивида во всестороннем развитии вступает в противоречие с рыночными отношениями, особенно в выборе форм проведения досуга и его содержании. [2]
Основное назначение учреждений культуры – создание условий для удовлетворения растущих духовно-культурных потребностей и формирование мотивов поведения, что требует значительных организационно-педагогических усилий. [10]
Принятие самостоятельных решений в процессе трудовой деятельности и досуге формирует новый тип человека, существенными чертами которого являются: заинтересованное отношение к делу, активность, способность к сочетанию умственного и физического, исполнительского и управленческого труда. Творческий характер труда стимулирует познавательную активность и самообразовательную деятельность населения. Поэтому культурно-досуговая деятельность всегда складывается в процессе активного освоения личностью общественных и производственных отношений и зависит от интересов и потребностей политического, культурного и нравственного развития личности в сфере производства и досуга. Переход на рыночные отношения вызывает необходимость постоянного обогащения содержания деятельности учреждений культуры, методов ее осуществления. [13]
Если рассматривать досуг с позиций жизни общества, то он важен для стабилизации, снятия напряженности, предотвращения общественных конфликтов, укрепления солидарности, взаимосвязи поколений, общения, удовлетворения потребности личности в радости, удовольствии и т.д. Постепенно познавая возможности досуга, способствующего укреплению социального целого, на ранней стадии развития цивилизации были официально установлены такие формы, как праздники и обряды, ставшие общезначимыми, то есть одинаково важными для всех членов социальной или этнической общности. [6]
Конечно, ни в одном обществе функциональные виды деятельности не сводились к экономически целесообразным, требующим прежде всего затрат физической энергии и немедленного результата. Поскольку общество не может быть целостным, стабильным без праздников, обрядов, ритуалов, коллективных форм общения, развлечения и отдыха, оно должно развивать их. Многие досуговые занятия направлены на реализацию какой-либо одной или двух доминирующих потребностей. Для более детального анализа того, как потребности связаны с характером досуга, следует рассмотреть содержание досуговой деятельности, которое выступает крайне важным свойством досуга. [12]
Под содержанием досуговой деятельности подразумеваются:
непосредственные переживания, впечатления и состояния, которые испытывает человек, включенный в конкретный вид досугового занятия и тем самым удовлетворяющий свои потребности;
осмысление человеком воспринимаемой информации, художественных образов, общего культурного контекста, который в этой время оказывается в фокусе его внимания;
его оценки, которые возникают у него по поводу качества отдыха, а также услуг, если они ему оказываются в этом процессе. [15]
Естественно, что в период досуга человек стремится испытать положительные эмоции, сосредоточиться на конструктивных мыслях, получить качественный сервис – словом, добиться тех состояний, которые связаны с рекреационным эффектом. [3]
Предметом культурно-досуговой деятельности является изучение различных содержательных механизмов общественного сознания, существующего как целостное отражение общественной жизни, ее материальных и духовных аспектов Культурно-досуговая деятельность есть способ индивидуального самоутверждения личности, осмысления своего бытия в прошлом, настоящем и будущем. [10]
Изменения в теоретическом осмыслении культурно-досуговой деятельности зависят от познания ее объективных закономерностей как процесса освоения мира, от осмысления характеристик развития как всей отрасли, так и ее отдельных сфер, от научного использования результатов познания тех перемен, которые отмечаются в процессе реализации новой концепции человека и нового понимания жизни общества. Ставя цель – развитие личности, учитывая добровольность и личную инициативу в культурно-досуговой деятельности, уровень подготовки и форму деятельности людей, специалисты учреждений культуры создают программы, предлагают соответствующую предметную деятельность. [12]
Поскольку у каждой личности свои мотивы приобщения к культурно-досуговой деятельности, то встает необходимость изучения общих принципов этого процесса. Но в условиях свободного выбора форм проведения досуга, добровольности нельзя не учитывать общих психологических особенностей личности, проявляющихся и в познавательном, и в творческом, и коммерческом видах деятельности. [5]
Объектом культурно-досуговой деятельности является содержание, формы, средства, методы и инструменты интеллектуального и эмоционального воздействия на личность в отдельности и группу или массу людей, стабильную и нестабильную аудиторию, разные социальные общности. [1]
Социальная обусловленность культурно-досуговой деятельности тесно связана с жизнедеятельностью отдельного индивида, с личностным смыслом его бытия. Именно на основе раскрытия диалектики социального и индивидуального в систему культурно-досуговой деятельности включаются все учреждения культуры и средства массовой информации и инструменты, обеспечивающие условия занятий домашним досугом. [8]
1.2 Особенности культурно-досуговых программ
Понимание особенностей культурно-досуговых программ определяет необходимость уяснения общих отличий культурно-досуговой программы от образовательной программы дополнительного образования детей.
Эти отличия состоят в следующем:
содержание культурно-досуговой программы не изучается в ходе специально организованных занятий по какому-либо конкретному курсу, а реализуется в процессе подготовки и проведения массовых досуговых мероприятий (дел);
овладение предусмотренными в ней знаниями и умениями происходит в процессе самостоятельной работы вне занятий и во взаимодействии со взрослыми и детьми в досуговое время;
источниками образовательной информации и социального опыта, субъектами досуговой деятельности являются как педагоги, так и сами дети и их родители;
в ходе реализации культурно-досуговой программы предусмотрен целый спектр нетрадиционных позиций (ролей) обучающихся – организатор, исполнитель, зритель, соавтор, художник, костюмер, дизайнер, музыкальный оформитель, осветитель, работник сцены, ведущий, член жюри и др. [6]
Гальченко А.Б., Буйлова Л.Н., Клёнова Н.В. выделяют следующие типы культурно-досуговых программ:
разовая игровая программа;
конкурсно-игровая программа по заданной тематике;
игра-спектакль;
театрализованная игра;
зрелище;
праздник;
длительная досуговая программа.
Разовая игровая программа не требует подготовки участников. Участники включаются в игру, танец, хоровое пение непосредственно в ходе "действа". Для описания разовой игровой программы может быть достаточно сценарного плана. Документом, подтверждающим квалификацию, мастерство, педагогическую культуру организатора игры, является литературный сценарий.
Конкурсно-игровая программа по заданной тематике предполагает предварительную подготовку участников. Это может быть турнир, КВН, всевозможные интеллектуальные игры и др. Образовательный и воспитательный смысл таких программ состоит в подготовке, придумывании, совместном творчестве участников.
Игра-спектакль. Чтобы провести игру-спектакль, необходима группа ведущих игровой программы. Сюжет спектакля строится таким образом, что его сторонние участники без предварительной подготовки могут играть небольшие роли или выполнять задания, от которых будто бы зависит судьба героев спектакля.
Театрализованная игра требует погружения артистов и зрителей в определенную атмосферу, имеет четкую конструкцию игровой ситуации, достаточно длительный период подготовки. В оформленном виде такая программа должна предусматривать для участников возможность самим участвовать в развитии сюжетов, разработке образов. [9]
Зрелище (концерт, литературно-музыкальная композиция, спортивное состязание и др.) характеризуется наличием исполнителей и зрителей. Для исполнителя – певца, танцора, гимнаста выступление – всегда волнение, душевный подъем.
Зритель, даже если он очень эмоционально относится к программе, остается воспринимающим субъектом (реципиентом).
Праздник – особо значимый и трудоемкий по подготовке и организации тип досуговой программы.
Развлечения могут свободно выбираться участниками или же могут следовать друг за другом, одновременно для всех.
Праздничные формы культурно-досуговой деятельности весьма разнообразны. К ним относятся:
слеты, смотры, конкурсы, творческие отчеты, фестивали;
приветствия, презентации, церемонии;
гулянья, карнавальные шествия, театрализованные представления;
физкультурные праздники;
тематические недели, тематические дни и др.
В рамках праздников могут использоваться торжественные ритуалы, выступления героев важных событий, награждения, различного рода зрелища, игровые программы.
Программа праздника в написанном виде должна содержать не только перечень концертных номеров, но и план подготовки праздника, где описаны все организационные мероприятия и указаны ответственные за них.
Длительная досуговая программа рассчитана на постоянный состав участников (кружок, клуб и т.д.) и может продолжаться в течение нескольких дней или недель, года и более.
Длительная досуговая программа должна носить выраженный образовательный характер.
В качестве форм ее реализации могут использоваться все типы досуговых программ – игровые, конкурсные, праздничные; последние могут входить в нее в качестве составных элементов-подпрограмм. [14]
Глава 2. Драматургия культурно-досуговых программ
.1 Особенности драматургии культурно-досуговых программ
Культурно-досуговая программа – это сценическое или площадное произведение, которое по своей природе должно иметь драматургию.
Драматургия культурно-досуговых программ предполагает действие не безликое, а преломленное через конкретные образы, через поступки, мысли и чувства людей, через столкновение характеров и стремлений. Поэтому специфика драматургии культурно-досуговых программ обусловлена самой природой учреждения культуры.
Специфика эта основана на иной природе общения зрителей и сцены, нежели в театре, кинотеатре и других видах искусства, где есть четвертая стена. Поэтому процесс воздействия в учреждении культуры строится не только по линии самого материала, но и по линии внутриаудиторного воздействия, внутриаудиторного общения. В процесс этого общения включаются духовные ценности. [7]
Современное понимание технологии культурно-досуговой деятельности как комплексного, гибкого педагогического воздействия с учетом психологии личности и широкой самодеятельности населения в условиях домашнего досуга привело к определению границ деятельности учреждений культуры, которые трансформировались сегодня в новые названия. Как отмечает Е.М. Клюско, в настоящее время "авторами строятся различные типологии форм культурно-досуговой деятельности. Наиболее распространенными основаниями для построения таких типологий оказываются следующие: субъект деятельности (культурно-досуговая деятельность осуществляется в форме массовой, групповой или индивидуальной деятельности), место осуществления (домашний досуг или учреждение культуры). [14]
Следовательно, драматургия культурно-досуговой деятельности развивается в трех направлениях, культурно-досуговые программы, предметная художественная деятельность в учреждениях культуры и домашнем досуге. В данном контексте "культурно-досуговая программа" – это результат рассмотрения и использования традиционной, своеобразной продукции, созданной на основе сценарно-режиссерского замысла, обогатившегося социально-культурным творчеством самих участников и зрителей. [8]
Рассматривая драматургию культурно-досуговых программ как важную часть технологии, надо заметить, что в последнее время принято резко разграничивать драматургию театра и другие специфики. Это неверно. Еще в начале века на смену получившим в то время признание теоретическим установкам в области театрального действа, утверждавшим схематизм, канонизацию драматургического построения, пришла действенная теория и методология, раскрывающая процесс драматургизации пьесы как творческий режиссерский поиск. Драматургия для режиссера, как считал Станиславский, это не литература, не сама пьеса, которая есть лишь "повод для спектакля". Драматургический процесс заключается в выстраивании сюжета и поиска образного решения спектакля. [2]
Драматургия – это сюжетно-образная концепция культурно-досуговой программы, будь то спектакль, кинофильм, эстрадный номер и т.д. Драматургия – это сюжетно-образная концепция массового действа, где само драматургическое действие создается через выстраивание и проигрывание сюжетно-образного решения программы. [5]
Но если в театральном творчестве мы имеем как исходный материал для режиссерского творчества конкретную пьесу и на основе ее литературного материала создаем идейно-насыщенный, созвучный современности, органичный в исполнении актеров и отвечающий сегодняшним жизненным проблемам спектакль, то в культурно-досуговой программе это происходит с помощью выразительных средств на основе самой жизни, реального и фактического материала, реальных героев, которыми является и аудитория. Конечно, сферы применения здесь различны: в одном случае – пьеса, где спектакль строится с учетом идейно-тематической основы, заложенной автором, в другом – конкретная исходная реальная ситуация. В одном случае мы идем как бы от пьесы к жизни, а в другом наоборот – от жизни к пьесе, где представление организуется по законам театра, но своими специфическими средствами. В театре драматургическая концепция спектакля предопределяется границами материала пьесы, а в культурно-досуговой программе – исходным, общественно-значимым событием, где она выступает как способ донесения социальной информации. [11]
Специфические особенности драматургии культурно-досуговых программ нагляднее будет представить в сравнительном анализе учреждения
культуры широкого профиля и театра:
В учреждении культуры: творчество бесплатное и оплачиваемое; основано на добровольности и самодеятельности участников; драматургическое творчество осуществляется коллективно ("коллективная самодеятельность"); драматургия программ оперативна, ее формы подвижны; степень оперативности решаемых учреждением культуры задач создает необходимость использования в драматургии литературно-художественных произведений или их фрагментов; драматургия культурно-досуговых программ документальна (обязательным является включение фактов из жизни конкретной аудитории); построение драматургии осуществляется по эпизодам; задача драматурга – создать наиболее эффективное интеллектуальное и эмоциональное воздействие; в драматургии используется все многообразие выразительных средств (драматургия – синтез искусств); использование документального и художественного материала вызывает необходимость применения метода монтажа; (экспозиция, завязка, развитие действия, кульминация, развязка); в драматургии герой – конкретный, реальный человек или художественный образ; задача драматурга – выявить социальные черты конкретного человека.
В театре же: творчество оплачиваемое; творчество драматурга является профессиональной деятельностью; творчество драматурга индивидуально; создание пьесы требует длительного времени; творчество драматурга – оригинальное творчество; использование документального материала – возможный для драматурга путь, но не обязательный. В основном творчество драматурга представляет художественный вымысел; построение драматургии по актам; задача художника – создать пьесу, спектакль, имеющий художественную ценность (произведение искусства); театральная драматургия синтетична; оригинальное творчество обязывает драматурга следовать основным законам аристотелевской драмы; герой – художественный обобщенный образ; наделить конкретного героя социальными чертами, создать типический образ. [13]
Сложность структур культурно-досуговой деятельности выявила два основных вида драматургии: сценарий и сценарный план, где сценарий предстает как подробная литературная разработка программы. Поэтому в сценарии культурно-досуговой программы во главе угла всегда реальный герой, даже если о нем рассказано художественными образами или документами. [9]
Это не значит, что драматургия культурно-досуговых программ не может обращаться к вымыслу, к созданию или использованию романтических героев прошлого, настоящего и будущего. Однако в основе лежит драматургия факта как наиболее типичная для конкретного круга людей. Это выражается в реальности материала, основанного на фактах местной жизни, а через них идет связь с жизнью страны, затем – реальность героя, взятого из конкретной жизни, действующего от первого лица, от своего имени. [5]
2.2 Выразительные средства театральной драматургии в сценарии культурно-досуговых программ
Основная особенность драматургии – ограниченность в выборе выразительных средств. В распоряжении драматурга – лишь прямая речь героев, диалог, с помощью которого необходимо возбудить и удержать интерес зрителей. Только через прямую речь персонажей возможно постижение их психологического склада, намерений, обоснования действий, т.е. всего того, что составляет сюжет драматургического произведения. Таким образом, жесткие формальные, но закономерные ограничения в объеме и средствах художественного выражения создают специфику драматургии. [6]
Специфика драматургии культурно-досуговых программ основана на иной природе общения зрителей и сцены, нежели в театре, кинотеатре и других видах искусства, где есть четвертая стена. Поэтому процесс воздействия в учреждении культуры строится не только по линии самого материала, но и по линии внутриаудиторного воздействия, внутриаудиторного общения. В процесс этого общения включаются духовные ценности. [1]
Реальность места действия чрезвычайно важна в культурно-досуговой программе. Организованное непосредственно на месте тех или иных событий действие, выступления участников, воспоминания зрителей и использование реальности и художественных выразительных средств, значительно сильнее воздействует на зрителя, чем самодеятельные кинофильмы, стихи, песни, рисунки, фотографии, созданные на местном материале, хорошо известные или просто знакомые зрителям. [14]
Реальность коллективного действия обеспечивается реальностью учреждения культуры. Сам факт прихода зрителя на реальное место действия есть мотивированная начальная форма соучастия в программе. Мотивация участия зрителя в программе формируется рекламой или со слов знакомых, друзей, товарищей. [8]
Перед сценаристом встает задача превратить эту начальную форму в готовность зрителя принять участие в конкретном коллективном действии. Значит, автор сценария должен предусмотреть в своих драматургических наметках моменты, которые заинтересовали этих людей, чтобы они втянулись в проводимую программу, прониклись бы ее темой до такой степени, что были бы готовы к соучастию, к содействию, к внутригрупповому общению. Чтобы эти люди через какое-то реальное коллективное действие, включенное в сценарий, смогли удовлетворить свой мотив участия. [3]
В драматургии культурно-досуговой программы организующей силой сценария является сюжет. Сюжет – это сумма событий (элементов), связанных в определенной последовательности и раскрывающих в намеченном объеме тему программы. В противоположность классической драматургии, где сюжетная основа пьесы строится на борьбе действующих лиц между собой, на действии и контрдействии, в сценарии программы имеется только единое действие и не может быть единого контрдействия, так как на сцене учреждения культуры в противоположность положительному герою не выводится герой отрицательный или имеющий недостатки и перевоспитывающийся в течение программы. [15]
Перед режиссером культурно-досуговых программ стоит сложная задача создания масштабного сценического произведения или произведения на улице, в котором новое рождается не в прямом воспроизведении словесного материала, как в драматическом театре, где слово превалирует над другими компонентами. Режиссер культурно-досуговых программ создает особого рода действие из сложнейшего сочетания движений, музыки, света, цвета, особой звуковой структуры, специфически освоенного огромного пространства, на котором действует огромное количество исполнителей. [6]
Художественный образ раскрывает главное, существенное в человеке через отдельные, конкретные факты, поступки, действия. Особенность художественного образа заключается в том, что творческий работник культуры, создавая его через жизненные явления, отвлекаясь от одних, как от второстепенных, выделяет другие, наиболее важные, т.е. из массы отдельных фактов выбирает наиболее важные, существенные, помогающие раскрыть лежащую в их основе закономерность. [2]
Смысл художественного воздействия на личность заключается в том, что участник программы является и субъектом, и объектом воздействия. Совершенно естественно, что, если в процессе таких взаимоотношений сцены и зала нарушается равновесие и объект остается лишь в роли зрителя, не проявляя себя как субъект, эффективность значительно снижается.
Использование символов и аллегорий в культурно-досуговой программе позволяет усилить эмоциональную насыщенность, создать необходимую атмосферу. В свою очередь "эмоция, – как пишет Э.В. Соколов, – стимул деятельности, познания творчества". Однако в подготовке и проведении культурно-досуговых программ специалисты редко используют художественно-образные и символико-аллегорические средства воплощения замысла, которые получают наибольшую популярность у аудитории. [11]
Введение в технологию культурно-досуговой деятельности художественно-образных и символико-аллегорических выразительных средств позволяет поднять социальную эффективность программ и определять степень их воздействия на сознание и поведение людей, развивать формы и методы эмоционального воздействия на население, детерминированного специфического условиями деятельности учреждений культуры.
Художественно-образные и символико-аллегорические выразительные средства позволяют объединить силы и возможности всех специалистов, нацелив их на осуществление тематических циклов комплексных программ с использованием других выразительных средств. Этот опыт учит, что единичные, разрозненные программы, если они хорошо спланированы и технологически обеспечены художественно-выразительными средствами, позволяют значительно поднять интерес у жителей микрорайона к деятельности учреждения культуры. [7]
Важным связующим звеном в технологии культурно-досуговой деятельности является художественная самодеятельность – одно из действенных выразительных средств, особенно его фольклорная основа.
Художественную самодеятельность можно представить в технологическом процессе как один из его ведущих компонентов художественно-образного и символико-аллегорического воздействия на аудиторию. Исходя из этого можно ставить вопрос о поиске дальнейшего взаимодействия, взаимопроникновения художественной самодеятельности в технологию культурно-досуговой деятельности для повышения ее эффективности, дальнейшего обогащения. [13]
Фольклорно-образное наполнение деятельности учреждений культуры, основанное на народных традициях, позволяет использовать традиционные персонажи в качестве стимуляторов активного массового действия участников. Костюмирование участников выступает своеобразной движущей силой театрализованного фольклорного действа и позволяет участникам войти в роли народных персонажей.
Коллективная импровизация представляет собой спонтанную художественную реакцию человека на отмечаемое событие и выражается в хоровом пении, массовых танцах, плясках. Импровизационное народное творчество всегда окрашено эмоционально и поэтому может служить для передачи чувств, отношения к тому или иному событию. Все это делает хоровую и танцевальную импровизацию важнейшим структурным элементом фольклорного действия. [9]
Трудовое, художественно-творческое, спортивное состояние в форме игрового конкурса, серии показательных выступлений, театрализованной схватки характерно для структуры любого фольклорного действия и носит соревновательный, порой шутливый характер.
Использование ритуального действия, опирающегося на народные традиции и фольклор, связано как с календарными праздниками (встреча весны, приход лета, проводы зимы), так и с выполнением определенных обрядовых действий трудового цикла (вспашка первой борозды, окончание уборки урожая, выгон скота и др.). Также важен удачный выбор места действия, его органичная связь с фольклорным содержанием создает праздничную атмосферу и усиливает эмоционально-образное воздействие на аудиторию. [2]
На сценографию влияет и время проведения культурно-досуговой программы, которое дает возможность найти дополнительные выразительные средства в оформлении под открытым небом.
Такими выразительными средствами могут быть снежные городки, сказочные избушки, ледяные горки, мифологические чудища, вылепленные из снега и раскрашенные красками зимой, гирлянды цветов, венки, украшенные снопы, наряженные березы – летом и осенью. Введение в программу кукол, чучел, ряженых, бутафорских действующих лиц дополняет выразительные средства. [14]
Художественно окрашенные идеи приобретают в каждой форме культурно-досуговой программы новое качество, опосредуются художественным творчеством по законам красоты в соответствии с эстетическим идеалом. Идеи приобретают значение и усваиваются, поскольку они становятся свойствами человеческих характеров, они не просто осознаются, но и переживаются, могут духовно обогатить посетителя и вместе с тем развивать, пробудить в нем художника, способного в любой общественной деятельности творить по законам красоты. [8]
Овладение всеми современными выразительными средствами отображения действительной жизни, текущих событий еще не стало массовым явлением в учреждениях культуры. Многое еще делается в стиле безличной, неэмоциональной информации: события освещаются бегло и неинтересно для зрителя, лишают его возможности почувствовать себя, в атмосфере происходящего, переживать, размышлять, осмыслить событие, понять смысл новой символики реформированного общества.
Поэтому, учитывая своеобразие учреждения культуры и его важное место в системе современной художественной культуры, особое внимание следует обращать на выразительные художественно-образные и символико-аллегорические средства. [15]
Итак, культурно-досуговой деятельности самой по себе сущностно присущ эстетический характер, и это обстоятельство должно проявляться и в социальном, объективированном функционировании учреждения культуры.
Заключение
Многообразие окружающей нас действительности, богатство ее проявлений, с одной стороны, и разнообразие средств ее освоения – с другой, порождают и многообразие форм культурно-досуговой деятельности.
Человечество не может ограничивать себя только одним каким-либо способом познания, ибо объективный мир бесконечно богат и многообразен и может быть до конца познан только всесторонним его исследованием. Человек имеет два основных вида мышления: логическое и образное.
В организаторской деятельности специалисты учреждений культуры пользуются логическим видом мышления для принятия решений, а в методической – образным. В технологии культурно-досуговой деятельности следует развивать оба вида мышления. [6]
Изучая коллективное творчество в технологии культурно-досуговой деятельности, представляющей собой чрезвычайно разнообразную деятельность, которая может реализоваться в различных нормах, мы каждый раз вплотную соприкасаемся с выразительными средствами.
Следовательно, к выразительным средствам культурно-досуговой деятельности следует отнести содержание, форму, методы, живое слово, все виды искусства, символико-аллегорические, технические средства, средства массовой информации, наглядность и эстетически организованную среду.
Если в деятельности учреждений культуры эстетическое начало принижено, если нарушена эстетическая гармония между различными элементами, то это свидетельствует о серьезных деформациях в культурно-досуговой деятельности и о необходимости принятия срочных мер для исправления положения. [14]
Список литературы
культурный досуговый театральный драматургия
1.Акимова Л.А. Социология досуга: Учебное пособие. – М.: МГУК, 2003.
.Бакланова Н.К. Профессиональное мастерство работника культуры. – М.: МГУК, 1994.
.Григорьев А.И. Культура досуга. – Киев: Высшая школа, 2007.
.Генкин Д.М., Конович А.А. Массовые театрализованные праздники и представления: Учебное пособие. – М.: ВНМЦ НТ и КПР, 1985.
.Демченко А.Н. Некоторые проблемы современного развития культурно-досуговой деятельности и народного творчества // Культурно-досуговая деятельность и народное творчество. – М.: ГИВЦ МК. Р.Ф., 1996.- 49 с.
.Ерошенков И.Н. Культурно-досуговая деятельность в современных условия. – М.: НГИК, 1994. – 32 с.
.Жаркова Л.С., Жарков А.Д., Чижиков В.М. Культурно-досуговая деятельность: теория, практика и методика научных исследований: Учебное пособие. – М.: МГУК, 1984.
.Кисилева Т.Г., Красильников Ю.Д. Основы социально-культурной деятельности: Учебное пособие. – М.: МГУК, 1995.
.Культурно-досуговая деятельность: Учебное пособие / Под ред. Жаркова А.Д., Чижикова В.М. – М.: Издательство МГУК, 1981.
.Культурно-досуговая деятельность: Учебник / под научной ред. В.М. Чижикова. – М.: МГУК, 1998.
.Мосалев Б.Г. Досуг. – М.: МГУК, 1995.
.Новаторов В.Е. Культурно-досуговая деятельность: Словарь справочник. / В.Е. Новаторов. Омск: Алт. гос. ин-т культуры. Омский филиал, 1992.
.Соколов Э.В. Свободное время и культура досуга. / Э.В. Соколов. Л.: Лениздат, 1987.
.Чечетин А.И. Искусство театральных представлений. – М.: Современная Россия, 1998.