- Вид работы: Курсовая работа (т)
- Предмет: Культурология
- Язык: Русский , Формат файла: MS Word 677,79 Кб
Казачий костюм как отражение традиций Оренбургского казачества
Министерство образования Оренбургской области
Государственное бюджетное образовательное учреждение
Среднего профессионального образования
«Педагогический колледж им. Н.К. Калугина г. Оренбурга»
Специальность: 050603
«Изобразительное искусство и черчение»
Курсовая работа
Казачий костюм как отражение традиций Оренбургского казачества
Портновой Людмилы Анатольевны
Оренбург 2012
Содержание
Введение
І. Исследование истоков казачьего народа
1.1 История возникновения сел Сакмара и Архиповка
.2 Обычаи и обряды. Казачья свадьба
.3 Праздничный казачий костюм.
II. праздничный костюм сакмарской казачки
2.1 Комплект одежды сакмарской казачки
.2 Используемые материалы
.3 Ход работы над созданием костюма
Заключение
Список литературы
Приложение
Введение
Любовь к Родине, Отечеству… Когда она вспыхивает в сердце человека? Как становится той силой, которая поднимает его на подвиг, вдохновляет на все то, что велико и славно на свете? Трудно сказать. Одно несомненно – это совершается тогда, когда человек открывает для себя окружающий мир, получает первые знания о своей стране, о ее природе, истории, культуре, когда начинает восхищаться ее героями. Детство, юность самая благодатная пора для этих открытий, для воспитания священного чувства любви к Родине. Любовь к Родине – чувство, которое мало поддается измерению.
Патриотизм – это качество человека, коллектива, общества. Закаляется, развивается оно постепенно, через победы и поражения, открытия и неудачи, вместе со словом учителя входит в жизнь Гражданина. В связи с этим значительно возрастает социальная значимость краеведческой работы, которая строится, прежде всего, с учетом интересов детей и предполагает развитие их инициативы и общественной активности.
Краеведение – всегда краелюбие. Это одна из существенных основ корневой культуры человека, основ его нравственности и гражданственности. Краеведческий материал обладает полифункциональностью, сочетая в себе обучающие, воспитывающие и развивающие функции. Краеведческая работа педагогически очень многогранна. Одновременно она может носить исследовательский и прикладной, общественно – полезный и образовательно-воспитательный характер. Она способствует решению одной из самых трудных задач социализации учащихся – трансформации знания, абстрактных идей во внутренние, нравственные убеждения личности. Убеждения не могут родиться лишь на основе нейтральной, безразличной для человека информации.
Родина подобна огромному дереву, а всякое дерево имеет корни. Корни – это то, чем мы жили вчера, год назад, сто, тысячу лет назад. Это вся наша история. Это наши отцы, деды, прадеды, обычаи и традиции, сохранившиеся до наших дней. Народ, не имеющий корней, – бедный народ. Отдельному человеку необходимо знать свои корни. Дерево нашей Родины – одно целое: зеленая крона и корни, глубоко уходящие в землю. Вследствие чего нами была определена тема данной курсовой работы «Казачий костюм как отражение традиций Оренбургского казачества». Чтобы лучше понять и воссоздать костюм, нам нужно окунуться вглубь веков, для полного представления о казаках.
Целью курсовой работы является создание праздничного костюма сакмарской казачки.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
. Изучить историю возникновения казачьих поселений
. Изучить обычаи и обряды сакмарских казаков
. Создание праздничного костюма сакмарской казачки
Практическая значимость курсовой работы заключается в использовании теоретического и практического материала для обучения детей разных возрастов при изучении культуры родного края.
Курсовая работа состоит из теоретической и практической частей. Теоретическая часть состоит из содержания, введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения. Во введении обосновывается актуальность курсовой работы. В первой главе рассматривается история возникновения сел Сакмара и Архиповка и национальный состав Оренбургского казачьего войска. Вторая глава посвящена описанию хода работы над выполнением праздничного костюма сакмарской казачки. Практическая часть состоит из праздничного комплекта одежды сакмарской казачки, выполненного в натуральную величину.
І. Исследование истоков казачьего народа
1.1 История возникновения сел Сакмара и Архиповка
Ты, колонизатор первый был
в краю непочатом и диком
и первый здесь, ты, службу сослужил
Казачьих правил и традиций.
Семенов В.А.
Феномен – российское казачество – удивлял многие народы Европы и Азии, сталкивающихся с ним в мирной и, особенно, в боевой обстановке. «Казаками восторгался великий властелин Европы – Наполеон, с вожделением и завистью смотрели на них английские лорды и турецкие султаны. Некоторые правители пытались создать что-то подобное, но из этого ничего не вышло. Легкие, быстрые, неуловимые всадники, сросшиеся с конем словно кентавры, безумно храбрые и умелые воины, они нагоняли страх на врага лишь одним своим появлением. А истошный крик: «Казаки!», – вгонял противника в панику. И никто практически не различал казаков по цвету кожи, по разрезу глаз, по языку и крови так же, как никто не различает сплавы в металле, выливающийся в единый монолит. Казачье сословие – это монолит из людского смешения с коротким, звучным и загадочным названием – «казаки» (13, с.67).
Представление о казаках как о феноменальном сословии, невесть из кого и когда сложившегося, порождало в далеком прошлом стремление выделить его в какую-то особую нацию. «Теоретики» из среды казачества искали что-то отличающее казаков от неказачьего населения в языке, быте и даже в физическом складе.
Если рассуждать абстрактно и отталкиваться от многонационального состава казачества, то, действительно, можно задуматься: «А русские ли казаки?» Русские! Несмотря на свою феноменальную многоязычность, они сохранили русский быт, культуру, христианскую веру и безграничную любовь к Родине. Далее мы приводим сведения из сборника очерков «Любовь и восток» о национальном составе Оренбургского казачьего войска.
«Из всех казачьих войск самым интернациональным было Оренбургское. Первыми, с кем оренбургские казаки служили бок о бок, воевали и от кого пополнялись, были башкиры, мешары (мещеряки) и тептяри. Все три родственные народности стали российскими в 1556 году, когда царь Иван Грозный принял прошение башкир взять их под свое покровительство (в подданство) и выдал охранную грамоту на вечное владение землей, обложив «ясаком» (податью) звериными шкурами и медом. В 1574 году по просьбе тех же башкир, при слиянии рек Белой и Уфы, закладывается город Уфа, оказавшийся крайне необходимым для безопасности башкир и удобства сбора ясака. В 1744 году Уфимская провинция перешла в ведение Оренбургского губернаторства.
Башкиры, русские, мещеряки, тептяри не раз стояли плечом к плечу на полях жестоких сражений и в боевых буднях пограничных линий, ценою жизни подчас выручая друг друга. Их сплачивало подлинное воинское товарищество и братство, которое может быть только у сынов одной земли, одной матери – Родины. Самый значительный слой, после русских и украинцев, в войске составляли татары. Крещеные Иваном Грозным они, известные нам под именем «нагайбаки». В 1843 году началось массовое переселение казаков из крещеных татар. Кроме крещеных, были в казачьем войске и некрещеные татары» (13, с.74).
Оренбургское казачье войско дало последнее пристанище казакам-калмыкам, некогда составляющим Ставропольское войско. Вообще, крещеные калмыки несколько раз переселялись небольшими группами в Оренбуржье с начала его образования. Мордва, чуваши, черемисы представлены в войске небольшими группами. «Переселены эти народы в 1754 году» (13, с.57). В материалах по истории войска встречаются скудные сведения и о крещеных киргизах (казахах). Среди фамилий оренбургских казаков иногда встречаются фамилии с четким французским, польским, греческим или прибалтийским «акцентом».
«Перечень национальностей, составляющих оренбургское казачество, не ограничивается только приведенными выше. В «Материалах по историко-статистическому описанию Оренбургского казачьего войска» этот перечень значительно расширен. Здесь, в частности, говориться ,что в состав войска входили: «аванцы, кубанцы, нагайцы, персияне, талышцы (народ на юге Азербайджана и севере Ирака), турки, узбеки, хивинцы (здесь туркмены) и другие иноземцы. Выходцев крестили в Уфе и поселяли на жительство в Нагайбацкой крепости и ее окрестностях, приписанных к ней» (13, с.89).
Оренбургское казачье войско принимало в свои ряды всех, кто шел к нему с добром, «без камня за пазухой» и всех оно «перекраивало» в подлинных казаков, – сословие, служившее, в первую очередь, своему Отечеству.
Изучение истории отдельных сел в настоящее время в отечественной исторической науке одна из актуальных тем. Это необходимо для детального изучения истории регионов России. Актуальность настоящего исследования заключается в необходимости систематизации накопленных исторической наукой знаний о селе Сакмара и выявлении национального состава для полного представления о праздничном сакмарском костюме.
«Исследователи Оренбургского края предполагают, что в конце 17 века на побережье Яика, ниже реки Сакмары, возник городок Сакмара, вскоре разрушенный башкирами. Известны несколько гипотез. Первая говорит о том, что первоначально городок Сакмара был основан ниже устья реки Сакмара.
Во второй сказано: указ 1725 года о юридическом оформлении Сакмарского городка» (14, с.4).
В работах оренбургских исследователей сведения о Сакмарском городке противоречивы. Более того, эти данные обобщены. В Государственном архиве Оренбургской области имеются материалы о границах Уральского войска за 1755-1836 гг., где отмечается, что Уральское войско распространяло владения свои в те местности, где ныне Оренбург и недалеко от него основанный в 1720 году городок Сакмара.
В архивных материалах есть сведения о заселении Сакмарской станицы российскими казаками, в которых сказано и о месте нахождения так называемого «старого городка» и его названии: «…сей город получил название, которым Сакмара прежде называлась Сакмарской станицей, заселена в 1725 году российскими казаками…» (5, с.4). П. И. Рычков в книге «История Оренбуржья» приводит данные, что в Сакмаре 260 дворов, в которых проживает 711 человек мужского и 732 человека женского пола; данные о земельных наделах, о водяных мельницах на речках Янгизе и Каргалке.
В 19 веке сенатор Иосиф Дебу писал: «Городок Сакмарск основан в 1723 году казаками, жившими прежде в Астраханской губернии, а ныне к Уральскому войску причисленными» (3, с.48). Ученый И.А. Чернавский утверждает: «Выходцами из Яицкого войска основан городок Сакмарск в 1725 году» (5, с.2). Большая часть ученых, основываясь на исторических данных, считает, что Сакмарск был основан, вероятно, «выходцами» из Сибири, совместно с яицкими и исетскими казаками. Такого взгляда придерживается и Сырнев, который пишет: «Первоначальное поселение на месте Сакмарска заведено было в 1719 году старообрядцами или другими беглецами с сибирских заводов…» (7). Один из исследователей Оренбургского края П. И. Рычков, на первый взгляд, решает этот вопрос противоречиво. В «Истории Оренбургского края» он пишет: « Сакмарский городок заведен сходцами из Сибири в 1720 году, к которым пристало несколько яицких казаков, живших тогда в Сакмаре малым юртом». Однако в «Оренбургской типографии» Рычков совершенно не упоминает о сибирских сходцах, а сообщает следующее: «Сакмарская станица заселена за 30 лет до основания Оренбурга охотниками из яицкого корпуса» (3, с.17).
Опираясь на труды исследователей Оренбуржья, можно предположить, что одними из первых людей, появившихся на Сакмарских берегах на рубеже 17-18 веков, были яицкие казаки. Места эти были в то время дикие и малолюдные. Известно, что первоначально русское население, образовавшее на реке Яик и его притоках казацкую общину, составляли беглые с Волги, Дона и их притоков. Сюда бежал народ «всякого чина и облика». Крепостные крестьяне, стрельцы и посадские люди, бобыли, рекруты и солдаты, то есть все те, кому по разным причинам стало трудно жить на Руси.
«Социальный состав населения на Яике в первую половину 17 века выявлен по списку Богдана Змиева, составленного в 1632 году и по первой переписи яицких казаков, произведенной полковником Захаровым, командированном Петром 1, в 1723 году» (5, с.4).
Хотя царское правительство разрешило прием только вольных людей, казаки поступали по-своему: «на поле к себе беглых людей не призываем, опосля не ссылаем». Все беглые в подавляющем большинстве становились казаками. Процент непринятых в казаки, как показывает перепись полковника Захарова, был не высок. По данным этой же переписи в Приуралье жили, правда, в небольшом количестве, «иногородцы»: мордва, чуваши, черкесы, вышедшие из Московского государства, а также взятые в плен шведы и немцы. В среде казаков были и татары, башкиры, калмыки и киргиз-кайсаки.
«Вольные сыны Яика увидели в устье реки Сакмары черноземные почвы, удобные для скотоводства и земледелия, леса, множество озер, обилие пушного и дикого зверя. Место было наиболее удобным для их встреч с самарскими казаками, с которыми они жили в большой дружбе, разъезжали вместе по Сакмаре и Яику, устраивая во время ночлегов и остановок по берегам этих рек временные опорные пункты, называемые «станом» или «притоном». Вероятно, на месте такого пункта и был устроен Сакмарский городок» (6, с. 24).
Закрепиться в устье реки яицким казакам все же не удалось. Не раз их поселение разорялось жившими в этих местах башкирами. Последние не смогли легко это сделать из-за слабой защищенности городка, отсутствия в этих местах каких-либо естественных укреплений.
«На существование в устье реки поселения яицких казаков указывал и английский путешественник Джон Кестель, ездивший в 1736 году в ставку казахского хана Абул-Хаира. Вот что он записал по этому поводу: «19 сентября 1736 года перед полуднем мы пристали у реки Сакмара и стали ожидать высланных казаков (выше он указывает, что в Сакмарск были высланы четыре казака). Здесь в 30-ти верстах от нового города Сакмарска находится разрушенный башкирами более 30 лет назад старый город Сакмарск» (14, с. 7).
В 5-6 километрах от современного районного центра в Сакмару впадает ее приток Салмыш, место это отличается не только красотой и первозданностью, но и большими лесными массивами, которые в прошлом могли служить защитой от кочевников. «Уже в 1719 году – сообщает историк С.А. Девяткин, – беглецы сибирских заводов и старообрядцы крепко осели при впадении реки Салмыша в Сакмару» (3, с.34).
Сакмарск был построен в виде укрепления, к востоку от нынешнего поселения. Городок находится в 30-ти километрах от Оренбурга на северо-восток по старому Уфимскому тракту. Сакмарский городок был основан в 1713 году, то есть на 30 лет раньше Оренбурга охотниками из Яицкого войска. Это казачье поселение удерживало от вторжения в войсковые пределы беспокойных башкир, часто бунтовавших в то время и наводивших своими набегами ужас на соседние русские поселения.
«Однако поселению не суждено было долго просуществовать. Уже через год на казаков напали башкиры и разорили поселок. Следующее крупное нападение башкир на казачий поселок произошло в 1720 году. Атаману Сибирякову, как и в первый раз удалось спасти людей, скрытно переправив их на противоположный берег реки. На этот раз разъяренные башкиры сожгли поселение. Перед Сибиряковым и его соратниками встал вопрос: «что делать дальше?» Строить новый поселок на пепелище не имело смысла. Кроме того, постоянная угроза нападения со стороны башкир и других кочевников делала пребывание небольшой группы казаков в этом открытом незащищенном месте крайне опасным» (25, с.43).
Таким образом, в результате набегов на городок башкир, поселение несколько раз разрушалось, и перед казаками стал вопрос о строительстве такого поселения, которое было бы хорошо укреплено и защищено.
«Сибиряков решил подняться вверх по Сакмаре и отыскать более подходящее для поселения место. Таким местом стала находящаяся недалеко возвышенность на правом берегу Сакмары, с трех сторон омываемая рекой и командующая над окружающей местностью. Здесь атамана и его людей встретили исетские казаки во главе с атаманом Иваном Горевановым, прибывшие сюда с верховья Сакмары весной 1720 года. Сибиряков решил присоединиться к более многочисленной группе Гореванова. По обоюдному согласию исетские и яицкие казаки продолжили совместно строить поселок и назвали его Сакмарск» (6, с.54).
Об участии исетских казаков в основании крепости сообщает автор статьи «к 200-летию Сакмарской станицы» П. Юдин. Этого мнения поддерживались и многие историки Оренбургского казачьего войска. И все же главную роль в обустройстве Сакмарска на его нынешнем месте сыграли не исетские казаки, беглые люди и старообрядцы, а выходцы с Яика. Именно их стараниями маленькое поселение на берегу реки было превращено в крепость. Произошло это следующим образом. Один из энергичных атаманов яицкого корпуса Василий Арапов, вместе с казаками, жившими в Астраханской губернии, 28 апреля 1723 года продал челобитную в Сенат. В ней он просил разрешить ему (Арапову) с казаками выше Яицкого городка делать разъезды по реке, где нужно содержать заставы и на устье реки Сакмара построить крепость, вооруженную пушками, «для отпору каракалпацких и киргиз-кайсакских орд» (25, с. 57).
«В сентябре 1724 года Василий Арапов, вместе с несколькими казаками-охотниками прошли вверх по Яику и на излюбленном яицкими казаками месте, при устье реки Сакмары, стали строить Сакмарский городок. Но затем Арапов изменил свое намерение и решил искать более защищенного от набегов степных кочевников места. Погрузившись с 25-ю казаками и их семействами на лодки, атаман Арапов поплыл вверх по реке и остановился на том месте, где находится современный Сакмарск» (14, с. 15).
Атаман стал лагерем на юго-западном конце подковообразного изгиба реки Сакмары, на возвышенности, которая с тех пор называется Араповой горой.
В марте 1725 года Василий Арапов отправился по казачьим делам в Петербург. Свое пребывание в столице энергичный атаман активно использовал для решения дел, связанных с вооружением Сакмарской крепости. Он, в частности, просил правительствующий Сенат ускорить выдачу разрешения на ее строительство. К этому его вынуждали набеги башкир на поселение коренных жителей, уже несколько раз разорявших поселение яицких казаков Сакмары. Исследователь края П.И. Рычков писал: «Сначала поселение оных (казаков) принуждены были от башкирцев многие разорения и обиды претерпевать, яко башкиру поселение оных казаков на их землях весьма противно» (5, с. 4).
Просьба атамана Арапова была удовлетворена. Сенат своей резолюцией разрешил ему построить крепость на реке Сакмаре, но только: «…быть ему, Арапову, со товарищами под смотрением атамана Меркурьева и других Яицких старшин». «Грамота на Яик, войсковому атаману Григорию Меркурьеву и всему войску Яицкому» начинается следующими словами: «Сего 1725 года апреля 28 дни, подданным в государственную коллегию доношением, приезжий в Санкт-Петербург с Яику Легкой станицы атаман Василий Арапов требовал о дозволении ему и другим казакам, которые желают быть на границе на заставах по Яику выше Яицкого города на устье реки Сакмары, поселение иметь и крепость построить, дабы неприятельские люди в Россию пройти не могли, и для отпору от оных неприятелей дать им 4 пушки и к ним порох, ядры и прочее…» (14, с.26).
Далее события, по С.Н. Севастьянову, развивались так: « Согласно ходатайству атамана Арапова военная коллегия вошла о сем с донесением в Правительствующий Сенат, который резолюцией от 26 мая 1725 года постановил: «разрешить Арапову построение крепости на реке Сакмаре, но с тем условием, если войсковой атаман и все войско Яицкое пожелают иметь это поселение…» (7). Во исполнение означенной резолюции военная коллегия указом от 4 июня 1725 года приказала: «Дозволить Арапову с согласия атамана Меркурьева построить на устье реки Сакмары крепость; отпустить с ним, с Араповым, из Москвы 5 пушек чугунных и к ним порох и ядра; на Яик послать Императрицина Величества Грамоту…» (7).
Императрица Екатерина І 19 июня 1725 года подписала грамоту, разрешающую атаману Василию Арапову сооружение крепости в устье реки и вооружение ее пушками. Эту дату и считают официальной датой основания Сакмарска. Грамота была послана в Яицкий городок атаману Меркурьеву. Согласно этой грамоте Военная коллегия отпустила из Москвы для вооружения Сакмарской крепости «пять чугунных пушек, в том числе и две трех- и три двухфунтовых, и к ним пороху и ядер по усмотрению Главной Артиллерии». Последняя выделила ему «2 пуда пороху, 300 ядер, дроби, картечи на 200 зарядов» (6, с.34).
«Выделенные пушки предписывались сначала «отвести на Яик от Москвы до Самары водою на судне, которое нанять или купить из данных ему прогонных денег». На Сакмару же их отдать в том случае, если против этого не будет возражать Яицкое казачье войско. Возражений никаких не было. И пушки с боеприпасами благополучно прибыли в Сакмарск» (24, с.7).
Возвратившись в Сакмарск, Арапов собрал всех казаков на круг, где огласил решение Сената и разъяснил Сакмарцам их задачи. Здесь же создалось управление Сакмарского городка. Атаманом единогласно избрали Арапова. В казачьем укреплении построили деревянную церковь во имя святого Великомученика Дмитрия Солунского, так же построили и станичную избу. Когда строительство закончилось, в присутствии всего населения городка был дан залп орудий, возвестивший о рождении новой крепости. Казаки стали успешно обороняться от нападений беспокойных соседей. «Как они городком поселились, – заметил по этому поводу П.И. Рычков, – то уже обороняться и противиться башкирским набегам стало нетрудно» (6, с.27).
августа императрица подарила еще одну пушку Сакмарскому городку: «Дабы уберечь Россию от нападков и разорения соорудить крепость оную на этом месте реке Сакмаре и вооружить ее пушками чугунными да ядрами. А посему повелеваю, открыть подаренную пушку, по указу ее величества, государыни императрицы за верную службу на реке Сакмаре атаману Василию Арапову и есаулу Петру Качугуру со товарищами. Август 17 дня 1725 года» (14, с.41). Эта пушка и по сей день хранится а Областном краеведческом музее. На ней выбита надпись «По указу Ее Величества, Государыни, Императрицы за верную службу дана на новое место на Сакмару атаману Василию Арапову и есаулу Петру Качугуру со товарищами» (13, с.89).
Таким образом можно утверждать, что Сакмарский городок возник на рубеже 17 – 18 веков и датой его рождения следует считать 1700 год. Встреча в 1724 году атаманов Арапова и Ивана Гореванова способствовала объединеию групп казаков и постройке нового селения. Благодаря челобитной в Сенат и поездке в Петербург Арапова казаки получили официальное разрешение на строительство крепости. Вследствие пожара 1806 года селение утратило статус крепости, было перенесено за вал на место современной Сакмары.
Также имеются сведения о возникновении села Архиповка. Опираясь на экспонаты из Музея Казачьей культуры в Архиповской средней школе, мы не могли обойти стороной эти документы. К тому же Архиповка является для меня малой родиной и мне, как жительнице этого села, необходимо знать его историю. В музее хранятся две версии возникновения села Архиповка.
В первой говорится, что во второй половине XIX века, после отмены крепостного права в России в 1861 году в сельском хозяйстве проходили значительные реформы. В центральных губерниях России крестьяне, освободившись от крепостной зависимости, получили личную свободу, но землю получили не все крестьяне, так как за нее нужно было заплатить большую сумму денег. По предложению правительства многие семьи стали переселяться на Урал, на Алтай и в Казахстан. Историк оренбургской области Ф.М. Стариков отмечал, что из всей земли Оренбургского казачьего войска в пользовании казачьих станиц находилось 5,1 млн. десятин, а в аренду сдавались 4,9 млн. десятин. Возможно крестьянская семья Архиповых, переселившись из Центральной России, смогла получить от Сакмарской станицы землю в аренду, и на левом берегу реки Салмыш основало свое хозяйство. Это поселение стали называть Архиповка.
Вторая версия повествует о том, что в составе Оренбургского казачьего войска Сакмарской станицы проходил службу Архип Погадаев. Он принимал участие в русско-турецкой войне, был произведен офицером и награжден наделом. В то время казаки наделялись по 35 десятин на душу мужского пола. Получив надел на левом берегу реки Салмыш, основал село Архиповка. Ссылаясь на занятость по службе, продал свой надел крестьянам, с условием, что село будет носить его имя. Жительница села рассказала. Что когда ее отдавали замуж из Сакмары в Архиповку, в селе было всего 5 дворов (90-е годы XIX века). Сразу была построена водяная мельница. Затем построили школу, которая готовила мальчиков к казачьей службе.
Нами была предпринята попытка уточнения даты основания Сакмарского городка, этой датой можно считать 1700 год. Основанием села Архиповка можно считать конец XIX века. Таким образом, праздничный костюм сакмарской казачки будет относиться к 1890- 1900 годам. До 1930 годов народный костюм составлял неотъемлемую часть художественного облика сельского населения: русских хороводов, свадебных обрядов и посиделок.
1.2 Обычаи и обряды. Казачья свадьба
«В былые времена вольные казачьи общины и станицы тем и росли, что свободно принимали к себе и не выдавали тех, кто приходил к ним, спасаясь от гонений и угнетений.
Порядок приема был несложен и недлителен. Атаман только спрашивал у приходящего:
А во Христа веришь?
Верую!
И во Святую Троицу веруешь?
Верую!
И в церковь ходишь?
Хожу, батько!
А ну перекрестись!
И приходящий истово клал на себя крестовое знамение и давал обет разить врагов христианства и казачества.
Ну ладно! – заканчивал испытание атаман, – теперь ступай в курень! (казачье жилище, дом)» (19, с.92).
Прием на том и заканчивался. Новый казак присоединялся к какому-либо куреню и становился братом-казаком…
«Но те же казаки, принимая так свободно приходящих, жестоко расправлялись с теми своими собратьями, кои не соблюдали казачьих правил и заветов, кои осмеливались оскорбить атамана или других выборных, или ослушаться и не исполнить их приказов. Один был короткий приговор: в куль да в воду. Изменников никогда не терпели в казачестве» (13, с.134).
Казачья свадьба приобрела стройное целое в начале ХIХ века и состояла из нескольких отдельных частей: смотрины или сватовство, пропой, посиделки, вечеринка, свадьба (выкуп косы, венчание, у невесты, у жениха).
Свадьбы проводились, как правило, после уборки урожая (после Покрова Пресвятой Богородицы 14 октября н.ст. или Пасхальных праздников – на Красную Горку).
«Обычно молодой казак затевал разговор со своими родителями о том, что он хочет жениться и просит их согласия. Родители интересуются, кто его невеста, и если она им люба, начинаются приготовления к сватовству. Собираются все члены семьи и обсуждают вопросы, которые нужно решить перед сватовством. Прежде всего наводился порядок в хозяйстве, доме, дворе, чтобы не было стыдно перед сватами» (10).
После того, как мать и отец узнали к кому идти свататься, они одевались по – праздничному, обряжали сына, приглашали с собой знакомого казака или родственника, обладающего хорошим разговором, который смог бы расположить к себе будущих сватов и шли к ним. При входе на смотрины в дом невесты, сваты говорят: « У вас мы слышали – есть товар, а у нас купец; у вас невеста, а у нас жених: вот мы и пришли посвататься». Следует ответ: «Милости просим». Если отцу невесты жених приятен, он говорит: «Проходите гости, милости просим». Если жених им не нравится, то сразу следует отказ. В таких случаях обычно сватам дарили тыкву
«Гостей просят раздеться, на стол ставится закуска, спиртное. За едой происходит беседа, в которой договариваются о смотринах, но уже в курене жениха. Примерно через неделю невестины мать и отец едут к родителям жениха, где осматривают хозяйство, комнаты, знакомятся с семейством будущего зятя. Если гости довольны, им предлагается называться сватами, на что те отвечают что пока еще раненько. Свекор приглашает их словами: «Ну что ж, сваты не сваты, добрые люди, пожалуйте за стол». Гости садятся за стол. Выпивают по рюмке, другой. «Ну а теперь можно и сваточками зваться», – говорит невестин отец. Здесь же обговаривается когда быть сводам» (21, с.89).
«Ко дню сводов невеста готовит угощения для гостей – жениха с друзьями, будущих деверя и золовки (брата и сестры жениха), а так же своих подруг. Во время сводов девчата – подруги невесты выходят в отдельную комнату, а в горнице (большой комнате) остаются и рассаживаются на стульях: ее дед, бабка, дяди, тетки, братья, сестры и званные близкие. На почетном месте под святыми образами садятся крестный отец и мать. На столе два калача, солонка с солью. Приехавшего жениха (с друзьями) одного приглашают в дом, невесту прячут в другой комнате среди своих подруг. Приглашают жениха: «А что угадаешь кого и где искать?». Жених идет комнату, где слышен девичий смех и там находит свою избранницу, берет ее за руку и вместе с нею становится в горнице среди комнаты. Входят друзья, и друг жениха (дружка, дружок) подносит рюмку водки или вина жениху и говорит: «Кому подносишь?». Жених называет имя и отчество невесты. Подавая рюмку невесте, дружка опять спрашивает: «От кого принимаешь?». Невеста называет имя и отчество своего жениха» (21, с.93).
Поется три, четыре песни, а во время пения песен, всех гостей потчуют водкой и вином. Некоторые из них начинают капризничать и приговаривают, что-то горька водка и требуют подсладить ее. Молодые целуются.
По окончании песен родители спрашивают детей согласия на брак. Следуют ответы: «Из воли родительской не выходим. Согласны». «Теперь, сваточки родимые», – предлагает женихов отец, – «давайте ударим по рукам, – детки наши согласны, брак принять» (10). А чтобы сомнений никаких не было предлагает свату руку. Отцы бьют друг друга по рукам.
По окончании обеда, гости, поблагодарив сватов за хлеб – соль, договариваются о дне свадьбы. Молодежь выбегает на улицу, катается по селу и поет песни. С этого времени девушка считается «пропитой невестою», «пропитухою».
После пропоя до дня венчания в доме невесты начинаются «Вечеринки» или «ночевки», на которых собираются жених, его друзья и ее подруги. На вечеринках в течение ночи устраиваются различные игры.
Игры сопровождаются пением песен, которые прославляют пары девушек и парней. Та пара, в честь которой поется песня, обязаны в конце нения поцеловаться. Поцеловавшись, они передают поцелуй невесте, а та, в свою очередь, целует жениха.
«На «ночевках» парни и девушки зорко следили за тем, чтобы никто не мог уснуть в течение вечеринок. Уснувших наказывали различными способами. Нередко, спящим, на спину верхней одежды пришивали старую тряпку, а утром их «заботливо» одевали так, чтобы они не заметили этого подвоха. Провожали «нарушителей» все присутствующие на вечеринке, желая им добра и здоровья. Идя по селу с пришитым «товаром», молодой казак не представлял, что в селе уже все знают о том, где он был и за что наказан. Вечером перед днем свадьбы в дом жениха завозится приданное невесты» (10).
В день бракосочетания невеста рано утром до восхода солнца встает, обходит весь свой двор, мысленно прощаясь со всем, что ей было дорого. Вскоре появляются ее подруги, и она вместе с ними идет на кладбище «испросить» себе благословение от близких умерших. После этого невеста возвращается домой и готовится к встрече жениха.
«И вот слышен конский топот, стук экипажей, песни, выстрелы. Это жених со своими гостями подъехал ко двору. Дружка спрашивает разрешения войти жениху в дом. Вошедшего жениха сажают за стол рядом с невестою. Начинаются угощения и выпивка. Молодые не едят ничего, до таинства венчания. Родители невесты благословляют и напутствуют молодых, они усаживаются на тройку. Раздаются ружейные выстрелы и все экипажи отправляются в церковь» (10).
После венчания жених и невеста едут в дом родителей невесты, где их поздравляют ее отец и мать, за ними крестные, а затем по степени родства остальные присутствующие. Тем, кто поздравлял молодых подносили спиртное.
«Вскоре сваха приступает к повиванию – «обрезанию косы», сваха расплетает одну косу и заплетает ее уже на две косы. Когда сваха расплетает косу, невестин брат берет нож и тупым краем режет косу. Дружка говорит: «Постой, постой не режь, мы эту косу выкупим». Дает несколько копеек. «Нет, этого мало», – говорит брат. Торг идет до тех пор, пока брат не будет доволен» (21, с.97).
После заплетения кос гости опять поздравляют молодых, при этом поздравляли их шутками да прибаутками. Нередко можно было услышать напутствия: «Дарю Вам серебро, чтобы в доме было добро, дарю Вам ложки, чтобы рождались Сережки, а еще чашки, чтобы рождались Наташки, дарю Вам «руп», чтобы купили тулуп» и т.д.
Молодые в это время стояли и внимательно слушали наставления. По окончании даров молодых выводили из комнаты во двор. Мать невесты передавала икону (обычно ту, с которой сама выходила замуж) и свое родительское благословение.
На пороге дома жениха новобрачных встречали его отец и мать, а сзади дед и бабушка, крестные. Отец обычно держал икону, а мать хлеб-соль. Молодые трижды крестились иконе, целовали ее, а затем хлеб. После этого жених и невеста ломали хлеб, солили его и кормили друг друга. Оставшимся хлебом молодые угощали гостей. Мать осыпала молодых хмелем, серебряными монетами, конфетами, орехами, желая изобилия и счастья. Молодые входят в дом так, чтобы не наступить на порог, дабы не потерять суженого и становятся на овчинную шубу, которую предварительно расстилают шерстью вверх.
«Хмель и овчинная шуба являлись символом довольства и зажиточности. Хмель растёт и вьётся по деревьям – легко и свободно, поэтому приговаривают: «пускай у молодых дома произрастает и разводится все так обильно, как хмель в лесу» (10).
Овчинная шуба символизировала о том, чтобы в хозяйстве у молодых всего было густо, как шерсти в овчине. После этого молодые и гости садились по местам. Начинались поздравления новобрачных, одаривания их подарками. Каждый говорил хорошие слова и дарил от души, что мог, в зависимости от своего материального положения.
Во время даров каждый из поздравляющих, просил подсладить спиртное поцелуем или, бросив крошку хлеба в рюмку, заявлял, что там плавает паук и его надо вытащить. Это было намеком на продолжительный поцелуй. Получив от тестя плетку, зять, шутя бил трижды молодую жену. Молодая жена при этом трижды кланялась мужу в ноги, выражая свою покорность.
Главным условием казачьей свадьбы считалось веселье, что сулило молодым счастливую семейную жизнь. Гости могли сидеть и веселиться до утра, а молодых поздним вечером отправляли в их комнату на брачное ложе, куда их сопровождали дружка и свашка, которые шутливо давали им наставления. В комнате, где молодым предстояло провести брачную ночь, ставили икону, стакан с медом, чашку с зерном, куда помещали свечи, не зажигая их. Гости веселились всю ночь.
«Второй день свадьбы начинался с умывания молодой жены. Умывали её свашки. Затем она шла к колодцу, обязательно бросала туда монетку. Почерпнув из колодца воды, она шла к дому, где ее ожидали свекор и свекровь, которым она поочередно сливала воду, после они вытирались полотенцем невестки. После умывания молодая жена приглашала всех родных и гостей за стол. Внимание здесь привлекал молодой муж, который обязан был разломить сваренную курицу. По обычаю он должен вначале отломить (руками) ножку, затем крылышко, далее произвольно все остальное» (8, с.41).
По тому, как он расправляется с курицей, судили о его способностях «расправляться и с женой. Тех гостей, которые опаздывали к завтраку, разували, обливали водой, катали на тачке. Чтобы избежать этого, опоздавшие откупались деньгами, спиртным, конфетками и т.д.
После завтрака родителей молодого мужа наряжали женихом и невестой сажали на тачку и возили по селу. Затем все гости шли к родителям жены. Участники свадебного шествия нередко переодевались: женщины в мужскую, а мужчины в женскую одежду.
Среди них было немало «цыган», которые приставали к прохожим с предложением «погадать», нередко заходили во дворы «воровать» кур. В старину свадьбы длились не менее недели, на их проведение затрачивалось 250-ЗОО рублей (конец ХIХ века), что для казачьих семей было обременительно, но к ним готовились много лет, с самого рождения детей.
Сейчас широко распространен обмен кольцами при регистрации браков. Раньше в казачьих семьях кольца носили только казачки. Кольца обычно одевали серебряные, однако развитие моды не обошло стороной и казачьи семьи, и казачки также стали носить золотые кольца. Если молодая казачка носила кольцо на левой руке, то это была девушка на выданье, а если на правой, то просватана. Если кольцо с бирюзой на левой руке, то ее жених или муж находятся на службе, так как камень бирюза является символом грусти и тоски. Если у казачки золотое кольцо на правой руке – это означало, что она замужем, на левой – разведена. Если на левой руке два кольца, значит она вдова, у нее погиб или умер муж – второе кольцо, погибшего или умершего мужа.
Не совершаются свадьбы по вторникам, четвергам и субботам, накануне двунадесятых, храмовых и великих праздников; в продолжении постов Великого, Петрова, Успенского и Рождественского; в продолжении святок – от 7 января (25 декабря ст.ст.) до 20 января (7 января ст. ст.); в течение сырной недели (седмицы, масленицы), начиная с Недели мясопустной, и в Неделю сыропустную; в течение пасхальной (Светлой) седмицы; в дни и накануне Усекновения главы Иоанна Предтечи – 11 сентября (29 августа ст. ст.) и Воздвижения Креста Господня – 27 сентября (14 сентября ст. ст.) (10).
Символика русского костюма так велика, что, как мне кажется, однажды заглянув в эту сокровищницу и осознав ее связи с обычаями, обрядами, с древнейшими истоками русской культуры, когда значение вещей и изображений превращалось в эстетическое, уже не можешь оторваться от нее. Одетая в свой праздничный многослойный наряд, русская казачка представляла собой образ целой вселенной, как ее тогда люди представляли. Выглядела величаво, представительно; выступала торжественно. Чем пристальнее изучаешь народный костюм, как произведение искусства, тем больше находишь в нем ценностей, и он становится летописью наших предков, которая языком цвета, формы, орнамента раскрывает нам многие сокровенные тайны и законы красоты народного искусства. Поэтому и не умирает народный костюм.
1.3 Праздничный казачий костюм
«Женский костюм это целый мир. Не только каждое войско, каждая станица и даже каждый казачий род имели особый наряд, который отличался от иных если не совершенно, то деталями. Замужняя женщина или девушка, вдова или невеста, какого она рода и даже сколько у женщины детей» (18, с.169).
Чем дальше вглубь веков, тем отчётливее видно назначение одежды: не только оберегать человека от жары и холода, от непогоды, но и от злых сил; быть паспортом и визитной карточкой одновременно. Даже в фабричного пошива городских костюмах наших бабушек это можно прочитать в средневековье костюм был открытой книгой.
«Казачий женский костюм прошлого резко отличался от других женских костюмов России, потому что в основе своей был тюркским. Казаки носили шаровары: на Нижнем Дону и на Кавказе – широкие, на Среднем, Верхнем Дону и на Яике – узкие, похожие на брюки- дудочки. Носили также юбку- плахту, мужского покроя сорочку и кафтан- казакин или чапан. Голову покрывали несколькими платками или замысловатыми головными уборами: рогатыми киками, тюрбанами, «корабликами» (12, с.59).
«Поверх платков надевалась казачья соболья шапка. Близость к восточным традициям просматривается даже сегодня в деталях, которые сохранились в быту станичниц. Например, «знуздалка», или «замуздка»,- платок, которым прикрывали часть лица. Этому обычаю никогда не следовали иногородние женщины, а казачек дразнили «татарками» (9).
Одежда казачек в станицах и поселках, расположенных поблизости от городов, была схожа с городскими костюмами, а в удаленных от городов поселениях носили сарафаны. Праздничный костюм пригородных казачек состоял из ситцевого, шерстяного, реже шелкового платья, юбки с кофтой, плотно облегающей талию.
«Пожилые носили те же платья и юбки, но с обыкновенной широкой кофтой. На голове носили чепец, сшитый преимущественно из атласа или другой шелковой материи, для украшения на него нашивали кружева. Девушки вместо чепца носили круглые гребенки или яркие ленты, которые вплетались в косу» (8, с.82).
«Костюм замужней женщины дополнял головной убор – полушалок (небольшая шаль) из шёлковой набивной ткани светло-розового цвета, обшитый по краям тесьмой с кистями. В качестве украшения казачки носили янтарные бусы под горлышко» (8, с.41).
«Этнографические особенности быта оренбургских казаков окончательно оформились после середины XIX в. Их одежда во 2-й половине XIX – начале XX в., исключая официальную форму, не имела в себе ничего характерного, что могло бы отличить их от мещан. Зимой в праздничные дни казак носил овчинный, крытый сукном, тулуп с черным мерлушковым воротником, а под ним – короткое военное пальто или мещанскую поддевку и пиджак с таким же жилетом и шароварами, заправленными за голенища (Приложение).
В некоторых станицах, кроме того, праздничной одеждой казакам служили халаты из тонкого сукна или ковровой материи. На голове носили черные мерлушковые шапки, на шее – пуховые и шерстяные шарфы, на ногах – сапоги или, очень редко, пимы (валенки из овечьей шерсти)» (16).
«Праздничная летняя одежда состояла из казачьего или мещанского пальто, шаровар, заправляемых в кожаные сапоги на высоких подборах, и фуражки. (Приложение) Пальто подпоясывали цветным широким кушаком, концы которого свешивались сзади. Как праздничное, так и будничное белье изготовлялось из бумажных тканей (ситца, тика и т.п.), реже из холста. Рубашка белая или пестрядинная, с большим пришивным сборчатым воротом и с прорезью посередине, или так называемая косоворотка, без пришивного ворота и с прорезью на левой или правой стороне груди. Штаны (нижние) – преимущественно пестрядинные из льняного или посконного холста или набойные» (17, с.164). Народный костюм – это еще и традиционный комплекс одежды, характерный для определенной местности. Отличается особенностями кроя, композиционно – пластического решения, фактуры и колорита ткани, характера декора (мотивами и техникой выполнения орнамента), а также составом костюма и способом ношения различных его частей.
Народная одежда различалась по назначению (будничная, праздничная, свадебная, траурная), возрасту, семейному положению. Чаще всего знаками различия были не покрой и вид одежды, а её цветность, количество декора (вышитых и вытканных узоров), применение шелковых, золотых и серебряных ниток. Самой нарядной была одежда из красной ткани.
Основываясь на изученных материалах, мы имеем полное представление о быте казаков, обычаях и традициях. Изучив историю возникновения села Сакмара, мы определили, костюм какого периода нам необходимо взять, поняли национальный состав Оренбургского казачьего войска для создания праздничного костюма сакмарской казачки.
сакмара казачка костюм свадьба
2.1 Комплект одежды сакмарской казачки
Рассматривая старые фотографии костюмов оренбургских казачек, мы обнаружили интересные детали в отделке одежды (пуговицы, манжеты), позумент – золотая и серебряная тесьма (галун, оторочка). Нам стало понятно, насколько серьезно люди относились к своей одежде: к ее выбору и бережливости (Приложение).
«Женский костюм содержит много символики: так женский головной убор в виде рога (одного, двух или трех) несет в себе символ плодородия – плодовитость животных. Пояс разделяет фигуру на верх и низ, верх символизирует землю и небо, голова – солнце, божество (выделялась красным цветом); низ – вода, подземные источники» (15, с. 131).
Познакомившись со всеми материалами, мы поняли, что в костюме казачек обязателен был свободный силуэт, воротник-стойка, длинный широкий рукав с манжетой или просто собран в сборку, пояс, застегивающийся в замок и лента на голову. Вариантов застежек сарафана использовалось несколько: спереди посередине и сбоку. «Рукава и перед костюма украшены позументом (галуном, оторочкой, серебряной и золотой лентой)» (1, с. 361).
«Низ рукава обработан двухслойной прошитой машинными строчками манжетой на двух пуговицах и с прорезными обметанными вручную петлями» (2, с.38).
Сарафан надевался на поднизку с рукавами, которая застегивалась сзади и была чуть короче сарафана. Сарафанка сшита из парчовой ткани, цельнокроеная и состоит из трех полотнищ (Приложение). Подол подшит для прочности хлопчатобумажной тканью, так называемой подпушкой (Приложение). Ткань переда и спинки равномерно заложена в складки, с изнаночной стороны перед и спинка имеют подклад из простой хлопчатобумажной ткани. Спереди складки чуть выше линии груди, на спине – почти на уровне плеч. Застегивается сарафанка спереди на три-шесть пуговиц. «Такой сарафан имел широкое распространение в последней четверти XIX и начале XX столетия и стал традиционной одеждой уральской, а позднее и сакмарской казачки» (22, с.276).
Под сарафанку надевалась поднизка с рукавами – «рукава» (такое название бытовало и в других районах Южного Урала) (Приложение). Рукава поднизки сшиты из дорогой ткани – набивного шёлка с цветочным узором, а стан (полочка и спинка) по обычаю сшит из простой хлопчатобумажной ткани. Чуть ниже плеча нашиты галуны – «галунцы» (так называло местное население галуны – золотую или серебряную тесьму) (Приложение). Ткань у горловины на полочке и спинке собирается в мелкие складки в одном направлении (Приложение). У запястья рукав собирается в складку и вшивается в широкую манжетку, застегивающуюся на одну пуговицу (Приложение). Рукава внутри продублированы хлопчатобумажной тканью (Приложение). Крой стана состоит из клиньев, слегка расширенных книзу, в виде трапеции. «Поднизка шилась длиной до колен, под неё надевали еще несколько юбок» (23, с.128)
2.2 Используемые материалы
Для создания комплекта костюма сакмарской казачки использовались материалы:
Для сарафана мы выбрали парчу красноватого оттенка с золотистым узором. Для рукавов рубахи подобрали парчу розового цвета с цветочным узором, для поднизки – искусственный шелк подходящего оттенка под рукава. Для отделки всего костюма мы подобрали золотую тесьму двух видов.
Расход материалов: парчи на сарафанку потребовалось 3 метра, на рукава – 75 см, длина каждой тесьмы – 7 м, искусственный шелк – 1 м, 10 пуговиц.
2.3 Ход работы над созданием костюма
При выполнении праздничного костюма сакмарской казачки мы ориентировались на исторический костюм казачки. Для этого мы сняли необходимые мерки. Затем перенесли размеры на бумагу и вырезали лекала. Лекала вырезаются только для поднизки с рукавами, после по размерам поднизки выкраивается передняя и задняя часть сарафанки.
Когда все части костюма выкроены можно приступать к сшиванию. Начинаем со сшивания стана поднизки, затем к поднизке по реглану пришиваем рукава. У запястья рукав собирается в складку и вшивается в широкую манжетку, застегивающуюся на одну пуговицу. Рукава внутри продублированы искусственным шелком. Чуть ниже плеча нашиваются галуны. По горловине поднизку необходимо обработать парчовой тканью.
Затем сшиваем переднюю и заднюю часть сарафанки, состоящую из трех полотнищ. Передняя часть разделена посередине, для прикрепления пуговиц. Части сшиваются по бокам. Перед сшивается от груди, так как необходимо сделать вырез для более удобного одевания костюма. Подол подшивается для прочности искусственным шелком. Делается воротник стойкой, к нему пришиваются части сарафанки. Ткань переда и спинки у воротника равномерно заложена в складки в одном направлении. Застегивается сарафанка спереди на четыре пуговицы, остальные шесть пуговицы-обманки. Для пуговицы с противоположной стороны сделана петелька из желтой ленты. Посередине перед обрабатывается тесьмой с двух сторон, затем тесьмой обрабатывается нижний край сарафана. Пояс мы шили из той же парчи, что и сарафанка.
Бляшка обработана акриловой краской «Античное золото» и ошкуренная для эффекта состаривания. Лента на голову также сшита из основной парчи, край обработан тесьмой. (Приложение)
Заключение
Тема нашей курсовой работы «Казачий костюм как отражение характера Оренбургского казачества». Мы окунулись вглубь веков, изучили историю возникновения казачьих поселений, узнали быт, традиции и обряды сословия. Достигли поставленной цели курсовой работы, воссоздав праздничный костюм сакмарской казачки.
Практическая значимость курсовой работы заключается в использовании теоретического и практического материала для обучения детей разных возрастов при изучении культуры родного края. Также костюм можно использовать как выставочный экспонат, элемент в постановках и театрализованных представлениях.
Народный костюм, его колорит и вышивки и сейчас заставляют нас восхищаться. Они заражают нас оптимизмом, настроением праздничности и веселья. Народные мастера умеют превращать утилитарную вещь в произведение искусства. При этом они добивались величайшего разнообразия, основываясь на простом конструктивном строе.
Коллекции русского народного костюма, хранящиеся в фондах музеев, открывают перед нами прекрасное народное искусство, являются свидетельством богатейшей фантазии русских людей, их тонкого художественного вкуса, изобретательности и высокого мастерства. Пожалуй, ни одна страна в мире, ни один народ не располагает таким богатством традиций в области национального народного искусства, как Россия. Многообразие форм и образов, необычность конструктивно-композиционных решений, красочности элементов и всего костюма в целом, изящество и неповторимость декора, особенно вышивки – это большой и увлекательный мир, своеобразная академия знаний и творческих идей для специалистов современного костюма.
Сейчас фольклорный стиль не является главенствующим, но он занял своё место в общем широком международном русле моды. Известно, что к народным традициям постоянно обращаются художники-конструкторы, создавая бытовую модную одежду.
Талант художника определяет умение не только увидеть, но и отобрать существенное, суметь обобщить увиденное, творчески переработать его в своей художественной практике. Художник дает не только познанную реальность, но и выявляет своё индивидуальное отношение к ней, своё виденье жизни. Способность к образному мышлению, развитие этой способности расширяет сферу видения и общения художника с народным искусством.
Народный костюм, его колорит и вышивки и сейчас заставляют нас восхищаться. Они заражают нас оптимизмом, настроением праздничности и веселья. Народные мастера умеют превращать утилитарную вещь в произведение искусства. При этом они добивались величайшего разнообразия, основываясь на простом конструктивном строе.
Список литературы
1. Брун В., Тильке М. История костюма / Брун В., Тильке М. – М.: Искусство, 2006. – 463с.
2. Беловинский А.П. Типология русского народного костюма / А.П. Беловинский. – М.,1997. – 48 с.
. Дебу И.Л. Топографическое и статистическое описание Оренбургской губернии / И.Л. Дебу. – Репр. Изд.
. История костюма / Серия «Учебники XXI века». – Ростов-Н/Д: Феникс, 2001.
. История малой Родины // Сакмарские вести. – 2005. – 3 июня.
. История Оренбуржья Сост. Л.И. Футорянский. – Оренбург 1996.
. История села Сакмара.
. Каминская Н.Н. История костюма / Н.Н. Каминская. – М.: Легпромбытиздат, 2006 .
. Казачий костюм
. Казачья свадьба.
. Кирсанова, Р. М. Костюм в русской художественной культуре 18 -первой половины 20 вв.: Опыт энциклопедии / Под ред. Т.Г. Морозовой, В.Д. Синюкова. -М.: Большая Российская энциклопедия, 1995. – 383с.
. Кирсанова Р.М. Русский костюм и быт 18-19 веков /Р.М Кирсанова. -М.: слово /slovo, 2002. – 219с.
. Любовь и Восток.Сборник очерков и воспоминаний. – М.,1994.
. Маков Н. на сакмарских берегах. Сборник рассказов / Н. Маков. Сочи, 2002. – 48с.
. Мерцалова М.Н. Костюм разных времен и народов / М.Н. Мерцалова. – М., 2003.
. Народный костюм.
. Неклюдова Т.П. История костюма / Т.П. Неклюдова. – Ростов н/Д: Феникс, 2004. – 336 с.
. Плаксина Э.Б. История костюма. Стили и направления: Учеб. пособие для студ. учрежд. сред. проф. образования / Э.Б. Плаксина, Л.А. Михайловская, В.П. Попов; Под ред. Э.Б. Плаксиной. – 2-е изд., стер. – М.: Издательский центр Академия, 2004. – 224 с.
. Прием в казаки // Оренбургский казачий вестник. – 1918.
. Русский традиционный костюм: Иллюстрированная энциклопедия / Авт.-сост. Н. Соснина, И. Шангина. – СПб., 1998. – 400 с.
. Соснина Н., Шангина И. Русский традиционный костюм: Иллюстрированная энциклопедия / СПб., 1998. – 400 с.
. Тарабукин Н.М. Очерки по истории костюма / Н.М. Тарабукин. — М.: ГИТИС, 1994. — 155 с.
. Чтобы помнили // Сакмарские вести. – 2005. – 19 августа.
. Юдин П. Городок Сакмарский, историко-этнографический очерк / Юдин, П. – Сочи Сакмара, 2006 – 48с.