- Вид работы: Курсовая работа (т)
- Предмет: Культурология
- Язык: Русский , Формат файла: MS Word 29,33 Кб
Древнегреческая мифология. Культ богов и героев
Министерство образования и науки РФ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«Кубанский Государственный университет»
Факультет истории, социологии и международных отношений
Кафедра зарубежного регионоведения и дипломатии
КУРСОВАЯ РАБОТА
Древнегреческая мифология. Культ богов и героев
Выполнила:
студентка 1 курса
направление 032000.62 Зарубежное регионоведение
Папанова М.А.
Научный руководитель:
к.и.н., ст.преподаватель Евтушенко А.С.
Краснодар 2013
Содержание
Введение
Глава 1. Зарождение древнегреческой мифологии
Глава 2. Культ богов Древней Греции. Жречество
Глава 3. Герои Древней Греции
Заключение
Введение
Среди всех так называемых "языческих" религий нет ни одной, которая была бы нашему обществу в одно и то же время и так хорошо известна, и так глубоко неизвестна, как древнегреческая. Жизнь, быт, нравы Древней Греции уходят вглубь на сотни веков назад от нашего времени. Изучение проблем древнегреческой религии и мифологии является важнейшим и необходимым элементом истории и культуры древней Греции. Древнегреческая религия позволяет понять специфику мышления жителей Эллады. Исследование столь древней эпохи не утратило своей актуальности. Яркая и насыщенная древнегреческая история не оставляет равнодушной науку, раскрывая каждый раз новые тайны того времени. Религия Греции в свое время сыграла огромную роль в развитии различных народов, в частности римлян, которые позже и способствовали ее развитию и распространению. Изучение мира религии и мифологии Древней Греции позволяет нам заглянуть в сферу взаимодействия между несколькими культурными факторами: социальное устройство, философия, история, литература в обществе, имеющие историческую важность. Греки смогли создать одно из самых могущественных государств, стержнем которого являлась их религия и мифология, поэтому актуальность данной работы состоит в том, чтобы рассмотреть древнегреческую мифологию и ее структуру как основу великой культуры Греции.
Объектом исследования данной темы является такое историческое понятие, как Древнегреческая мифология и религия.
Предметом исследования научной работы является история возникновения мифологии Древней Греции, этапы ее развития, а также роль героев в мифологии древних греков.
Хронологические рамки мифологии Древней Греции начинаются с крито-микенской или эгейской эпохи (конец III-II тыс. до н.э.) и заканчивается эллинистическим периодом (.IV-I вв. до н. э.), который характеризуется кризисом и распадом эллинистической государственности.
Основными географическими центрами распространения древнегреческой мифологии принято считать южную часть Балканского полуострова (Балканская, или материковая, Греция), а также прилегающие к нему острова.
Греческая мифология представляет собой очень сложный и интересный объект для изучения. На сегодняшний день учеными со всего мира тщательно изучено множество источников, которые раскрывают суть древнегреческой мифологии. В силу того, что древнегреческая культура является одной из самых древних и наиболее глубоко изученной, но в то же время существует множество односторонних и ошибочных представлений о мифологии и религии Древней Греции. Например, греческую религию нередко до сих пор считают "религией красоты", как определил ее еще Гегель. Эта идеализация религии древних греков основана на крайне одностороннем знакомстве с ней, главным образом по поэмам Гомера и по классическим статуям и храмам богов. В действительности же здесь налицо недоразумение. Гомеровский эпос – высокохудожественное творение, но о религии греков, даже той самой эпохи, когда возник этот эпос, он дает лишь слабое и однобокое представление. Отношение Гомера к богам, нередко весьма непочтительное, вызывало большие сомнения у самих греков античной эпохи. Что касается классических произведений греческой скульптуры и архитектуры – статуй и храмов богов, то они действительно являются неподражаемыми образцами красоты и художественной гармонии, но они характеризуют скорее высокое развитие изобразительного искусства классической Греции, чем религиозные верования греческого народа.
Цель данной работы состоит в том, чтобы изучить мифологические и религиозные представления эллинов, понять структуру, рассмотреть развитие и особенности древнегреческой мифологии.
Для достижения цели ставятся следующие задачи:
изучить зарождение и развитие мифологии древней Греции;
рассмотреть этапы развития мифологии древних греков;
культ поклонения богам древней Греции;
провести исследование над историей возникновения героев Древней Греции.
К письменным источника данного исторического явления относятся произведение Гомера «Одиссея». В этом поэме рассказывается о приключениях мифического героя по имени Одиссей <#”justify”>Историография данной темы достаточно широка. Существует множество научных работ и монографий как отечественных, так и зарубежных авторов, которые изучают, рассматривают, анализируют данную тему, естественно, каждый автор имеет в работе свое видение. Мифология Древней Греции была предметом изучения следующих работ:
. Ф.Ф.Зелинский «Древнегреческая религия» представил синтез, свое понимания античности и современности и, вместе с тем, попытку обосновать философски и исторически необходимость классического образования для культурной Европы.
. Отечественный историк Н.А.Кун в своих работах таких как «Мифы и легенды Древней Греции», «Что рассказывали древние греки о своих богах и героях» излагает мифы античной древности, давал различные версии одного и того же мифа, стараясь рассмотреть это историческое понятие со всех сторон.
. Зарубежный ученый К.Юнг раскрывает в своем труде «Человек и его символы. Героические мифы» тему о том, кто такие древнегреческие герои, особенности мифов о героях, стадии эволюции героев. Эту идею будет легче понять, разобрав ее в схематическом виде на примере сказаний малоизвестного племени североамериканских индейцев виннебаго, поскольку там достаточно четко выделяются четыре различные стадии эволюции героя. В этих историях, опубликованных д-ром Полом Радиным в 1948 году под названием "Героические циклы виннебаго", заметно явное продвижение от простейшего представления о герое к самому глубокому. Подобное развитие характерно и для других героических циклов. Хотя символические персонажи выступают в них, разумеется, под разными именами, они играют сходные роли, что будет понятнее при разборе этого конкретного примера.
4. Джозеф Л. Хендерсон. «Древние мифы и современный человек»-в этом произведении рассматривается особенность героического мифа, который определяет психологическое значение человека. В своей работе он указывает, что Героические мифы совсем не похожи в деталях, но при внимательном их изучении становится заметно, что они весьма сходны по структуре. У них, можно сказать, единая канва, несмотря на то, что они создавались в местностях и у народов, никак не контактирующих между собой: например, африканскими племенами и североамериканскими индейцами, жителями Греции и инками Перу.
Изучение Древней Греции означает понимание того, как каждый элемент культуры взаимодействует друг с другом. Изучение особенностей древнегреческой культуры может помочь нам в понимании собственной культуры. Греческая мифология является непосредственной точкой соприкосновения с древними греками для многих наших современников. Сколько снято фильмов, сделано спектаклей на основе древнегреческих мифов, например, «300 спартанце», «Приключения Одиссея», «Ясон и Аргонавты». Множество мифов стали источником вдохновения для последующих эпох, на их основе происходило создание картин, музыки, постановок в театре. Греческие мифы берут на себя исследовательскую функцию. В мифах выявляются слабые места, переживания, противоречия, наполняющие окружающую структуру. С их помощью мы можем выявлять связи между природой и культурой. В мифах отражена проблематика человеческой сущности: граница между жизнью и смертью. К примеру, миф о Кроносе предоставлял возможность грекам задуматься о противопоставлении порядка и хаоса. Кронос был отражением бесчинства и насилия: он был виновен в том, что проглотил своих детей, чтобы не оставлять наследников. В конце концов, его место занял Зевс, чье правление характеризуется большей степенью упорядоченности. Но хаос может возникнуть в любой момент, что нашло свое воплощение в фестивалях, проводимых в честь Кроноса.
Греческие мифы – «хороший повод задуматься», они выявляют реальные переживания посредством изложения удивительных повествований. Возможно, благодаря всей совокупности вышеперечисленных аспектов и по сегодняшний день эта часть древнегреческой культуры не остается без внимания науки.
Для того чтобы понять откуда берет свое начало и как развивается древнегреческая мифология необходимо обратить внимание на структуру и особенности первобытнообщинного строя греков, которые воспринимали мир как жизнь одной огромной родовой общины и обобщали всё многообразие человеческих отношений и природных явлений в мифе. Зарождение мифологии древних греков происходит от одной из форм первобытной религии – фетишизма. Фетишизм – религиозное поклонение неодушевленным предметам, которым придается сакральное значение, жилище определенного злого или доброго духа. Греческий селянин, проходя мимо камня на перекрестке, становился перед ним на колени и поливал его оливой. Метеоритам приписывали божественную силу, так как они падали с неба. Обычные необработанные обломки скал часто называли именами богов и хранили в храмах. Такое же почтение отдавали и деревьям, и грубо обтесанным колодам. Нередко общей святыне становились очень старые или особо красивые деревья, как например дуб в Додоне – жилище и в определенной мере изображение самого Зевса. Культ дерева существовал долго. Своим божеством живет и роща, – и притом не только как таковая, но и в лице отдельных своих деревьев. И здесь мы имеем нимф, древесных нимф, дриад; они счастливы тем, что их много: зато они в лунные ночи покидают свои деревья и сплетаются в хоровод под предводительством своей повелительницы, богини рощ Артемиды. Но божественно и одинокое дерево, если оно могуче и прекрасно – таков тот чинар на берегу афинского Илисса, под которым некогда отдыхали Сократ с Федром… Также древние греки поклонялись различным животным, нередко стая их выше себя, ценя их хитрость и ловкость, веря в животное подобие божества. Эти старинные верования были чаще всего непонятны грекам периода высшей цивилизации. Греческие писатели, попадая на пережитки культа деревьев, животных или камней, пытались истолковать их с помощью различных легенд. Необходимо понимать, что такое представление у греков об окружающем мире сложилось потому что многие природные явления они попросту не могли объяснить. Желая познать их и завести с ними дружественные отношения, греки называют их именами, и, в конце концов, окружает себя множеством богов. Любое греческое село имело свое божество, которое часто и не знали в соседнем селе. Каждое явление, почти каждое занятие имели своего покровителя. Имена этих божков специального назначения в большинстве своем забылись, когда в Греции утвердились олимпийские боги, которые взяли на себя их функции и атрибуты. В стародавней религии было множество злых духов, нечистой силы, которые вредили человеку в повседневной жизни. От них пытались защититься всякими магическими способами: переодеваниями, танцами, громкой музыкой. Со злыми духами был связан культ мертвых, который в стародавней греческой религии занимал главное место. Умерших греки называли подземными богами. Грек, считал умершего божественным существом, наслаждающимся блаженным существованием, но счастье умерших полностью зависело от соблюдения одного условия – живые должны были регулярно обеспечивать умерших пищей. Если живые перестали совершать подношения, то душа покидала свое жилище, превращалась в блуждающий дух и причиняла страдания живым. Одним словом поведение души умершего зависело от жертвоприношений, она не давала живым покоя до тех пор, пока они не начинали опять соблюдать. Жертвоприношения возвращали блуждающий дух в могилу, возвращали ему покой и божественные свойства. Между человеком и усопшим восстанавливался мир. Если об усопшем забывали, он становился злым духом, в то время как почитаемый покойник делался богом-покровителем. Он любил тех, кто приносил ему пищу. Он продолжал принимать участие в делах живых, защищал их и зачастую играл важную роль. К нему обращались с просьбами, просили поддержки, добивались расположения. Человеческие души, возводимые после смерти в ранг божества, назывались у греков демонами. Более широко поминали умерших в боях за отчизну. Патриотические греки устраивали в честь этого пышные церемонии. Под звуки военной трубы на рассвете выдвигалась процессия. Ехали возы, полные венков и миртовых веток. Потом вели черного быка, за ним шли юноши, которые несли горшки с молоком и вином, оливой и пахучими маслами. Одновременно с этим культом развивался и культ героев. Героем становился после смерти выдающийся человек, который заслуживал особой благодарности у соотечественников. Прежде всего героями были основатели родов, поселений, колоний, потом законодатели, славные воины (Леонид в Спарте), жрецы, пророки, великие поэты, наконец те, кто своими изобретениями улучшил условия человеческой жизни. Могила героя была великой святыней. Многих героев изображали в виде змей. Змея, ползущая по земле, прячущаяся в ущельях, как бы означала подземный характер этих полубогов. На могилах героев строили храмы и устраивали игры. При виде смерти у человека впервые мелькнула мысль о сверхъестественном и появилась надежда на то, что находилось вне пределов видимого. Смерть стала первой тайной, указавшей человеку путь к другим тайнам. Она переключила его мысли с видимого на невидимое, с преходящего на вечное, от смертного к божественному. Такая религия появилась задолго до появления Зевса и всех остальных богов и считается одной из самых древних. Боги меняются также, как и те, кто верит в них. С развитием греческой цивилизации боги становились все более благородными и уважаемыми. Главной причиной, которая содействовала этому, была эпическая поэзия. Греческую мифологию важно рассматривать не как привычную и неподвижную картину, а постоянно изменяющуюся в социальном и историческом контексте античного мира.
Периоды развития древнегреческой мифологии.
Мифология Древней Греции как и любая другая мифология и религия имеет свою историю развития и различает несколько этапов развития. Первый период называется Доолимпийским. Доолимпийский период жизнь воспринимается первобытным сознанием хаосом. Окружающее мир становится живым, одушевляется, населяется какими-то непонятными слепыми силами. Земля <#”justify”>Глава 2. Культ богов Древней Греции. Жречество
мифология древнегреческий бог герой жрец
Греческий народ создал неповторимых в своей красочности мифов и легенд о жизни людей <#”justify”>Особой формой служения богам в древней Греции были различные спортивные состязания. Исторические представления греческого народа о божествах, как о существах, которые подобны людям, но более идеальных, диктовало обычному народу стремление в большей степени стараться быть на них похожими и добиваться совершенства своего тела. Существовало предание, что богам в древней Греции весьма довольны, когда видя людей, которые могут блеснуть своей силой и могучим здоровьем. Главным и самым известным состязанием античной Греции были, естественно, Олимпийские игры. Они были установлены, по легенде, самим Гераклом. Данные торжества носили ярко выраженный религиозный характер и были важны до такой степени, что на время Игр между всеми враждующими сторонами заключался беспрекословный мир. Олимпийские Игры, как и сейчас, проводились раз в четыре года в незабвенном городе Олимпия. Спортивные состязания посвящались исключительно богам в древней Греции, хотя покровителем этих мест был только Зевс. Спортивные состязания чередовались с приношением жертв. Основным состязанием было пятиборье прыжки, бег, борьба, метание диска и метание копья. Кроме того, проводились кулачные бои и состязания на колесницах. Культ и обрядность у греков сохранялись, видимо, в виде традиций от эпохи героев Гомера до значительно более поздних периодов греческой истории, вплоть до римского завоевания и даже после него, почти до самого введения христианства как государственной религии в Византийской империи. В первую очередь, естественно, следует указать на совершение жертвоприношений. Жертвы могли совершаться как в храмах, так и вне их. Храмы сооружались обычно на возвышенностях и отделялись от других зданий оградой. Внутри храма устанавливали изображение определенного бога и алтарь для бескровных жертв. Существовали отдельные помещения для пожертвований и священных реликвий. Кровавые жертвоприношения происходили на особой площадке перед храмовым зданием, но внутри ограды.
В древнейшие времена у некоторых греческих племен жрецы не играли важной роли в обществе, и жреческие обязанности мог исполнять любой свободный человек. Это положение сохранилось и после возникновения отдельных государств. Религия у греков была делом государственным, и жрецы фактически оставались на положении государственных служащих, подчиняющихся законам, обязательным и для других граждан.
Одной из важнейших обязанностей жрецов были предсказания будущего. Некоторые жрецы занимались только гаданиями, в первую очередь по внутренностям умерщвленных животных и полетам птиц. Но жрецы-эфоры предсказывали грядущие события по изменениям неба, жрецы- пифайсты по виду молний. Особым почетом у греков пользовались святилища оракулы, в которых боги через жрецов давали прямые ответы на задаваемые вопросы. Известны оракулы Зевса в Додоне, Геракла в Буре, Аполлона в Милете. Но воистину всегреческой славой пользовался оракул в Дельфах, который был посвящен сначала Гее, потом Фемиде и Аполлону. В центре здания оракула находилась расщелина, из которой вырывались дымные испарения. Над расщелиной был укреплен треножник, на который усаживалась прорицательница – пифия. Одурманенная ядовитыми парами, она впадала в транс, и в этот момент перед ней бог Аполлон открывал тайны будущего. Пророчества Дельфийского оракула, правда, всегда были двусмысленны и туманны. Представление греков о богах как о существах, подобных людям, но более совершенных, диктовало стремление уподобляться им и в совершенстве тел. Считалось, что боги радуются, видя людей, блещущих здоровьем и силой. Главным спортивным праздником Древней Греции были, разумеется. Олимпийские игры, установленные, по преданию, самим Гераклом. Эти религиозные торжества были настолько важны, что на время игр заключался всеобщий мир и даже летоисчисление в Греции шло по Олимпиадам. Проводившиеся через каждые четыре года в городе Олимпии, эти спортивные игры посвящались всем богам, хотя покровителем города и был Зевс. Соревнования чередовались с жертвоприношениями. Итак, жрецы в древнегреческих племенах не играли важную роль, главной их обязанностью было предсказание будущего. Также присутствовало жертвоприношение, которое могло совершаться как на территории храмов, так и вне их.
Глава 3. Герои Древней Греции
Герои которые присутствуют в любой мифологии, редко могут быть выделены так же четко, как в греческой мифологии. История героев относится к так называемому классическому или олимпийскому периоду греческой мифологии <#”justify”>Культ умерших героев получает развитие в начале первого тысячелетия. В культе героев отразилась идея божественного вознаграждения после смерти, вера в продолжение заступничества героев и покровительство их людям. На могилах героев приносились жертвы, им отводили священные участки, вблизи их погребений устраивали состязания певцов. Плачи по героям, прославлявшие их подвиги, послужили одним из источников эпических песен. Герой Геракл считался установителем Немейских игр. Ему приносили жертвы в разных храмах: в одних как бессмертному олимпийцу, в других – как герою. Некоторые герои воспринимались как ипостаси бога, например, Посейдона. Там, где была прославлена деятельность героев, строились храмы. Религиозно-культовый героизм, освященный полисным строем, играл важную политическую роль в Греции. Герои мыслились защитниками полиса, посредником между богами и людьми, предстателем за людей перед богом. После окончания Греко-персидской войны было возведено множество храмов. Одновременно приносились жертвы героям, павшим в битвах, например при Платеях. Отсюда же обожествление после смерти и включение в число героев известных исторических лиц.
Почетное звание героя получали после гибели выдающиеся полководцы. В культе этих героев сказалось древнее почитание мифологических персонажей, которые стали восприниматься как предки – покровители семьи, рода и полиса. Но при этом героический миф сам, в силу парадигматической функции мифа, должен служить образцом для исполнения переходных обрядов в ходе социального воспитания полноправных членов племени, религиозной или социальной группы, а также в ходе совершения всего жизненного цикла и нормальной смены поколений Героический миф – важнейший источник формирования как героического эпоса, так и сказки.
Заключение
В данной научной работе мы проанализировали историю появления и развития мифологии в Древней Греции, ее особенности. Рассмотрели появление культа богов и героев. Религия древних греков была одним из самых замечательных явлений в культуре средиземноморских народов. У древних греков существовало великое множество самых разных богов. Греки наделялись их качествами, присущими обычно людям, – добротой, благородством, бесстрашием. Однако зачастую боги бывают безжалостными, коварными и мстительными. Герои, жизнь которых была насыщена приключениями. Кроме того, мифы, эпосы о богах и героях Древней Греции содержат поучительную информацию, мораль, отражают поведение людей, весь наш окружающий мир. Мы можем найти путь в сложный мир греческой мифологии, если будем исследовать повседневную древнегреческую реальность, и проводить параллели с тем, как она преобразуется в мифах. Греческие мифы – «хороший повод задуматься», они выявляют реальные переживания посредством изложения удивительных повествований. Возможно, благодаря всей совокупности вышеперечисленных аспектов и по сегодняшний день эта часть древнегреческой культуры не остается без внимания науки, обычных людей. Европейская культура, в том виде, в котором знакомы с ней современные люди, своим происхождением обязана Греческим корням. Мы, порой, даже не подозреваем, насколько глубоко проникли герои и образы древних мифов в нашу жизнь.
Список использованных источников и литературы
1. Кун Н.А. Мифы и легенды Древней Греции. М., 2006.
. Кун Н.А. Что рассказывали древние греки о своих богах и героях? М., 1940.
3. Хрестоматия по истории древнего мира / Под ред. В.В. Струве. М., 1953. Т. 1-3. <http://rutracker.org/forum/viewtopic.php?t=4204668>
. Латышев В.В. Смерть и бессмертие в представлениях древних греков, К., 1899.
. Зелинский Ф.Ф. Древнегреческая религия. Петроград, 1918.
. Токарев С.А. Мифы народов мира. М., 1980.
. Токарев С.А. Религия в истории народов мира. М., 1963.
. Хендерсон Дж. Л. Древние мифы и современный человек. М., 2008.