- Вид работы: Курсовая работа (п)
- Предмет: Культурология
- Язык: Русский , Формат файла: MS Word 32,86 kb
Духовная культура древней Руси в поисках святости
Духовная культура древней Руси в поисках святости
Скворцова А. Н.
Да ведают потомки православных
Земли родной минувшую судьбу…
А. С. Пушкин
Древняя русская литература – это прежде всего семь веков в нашей культуре… Русской архитектуры хватило бы на десять наций – такая она разнообразная… Это чудо какое-то! И как же не приобщить молодежь к этому чуду, формирующему национальное самосознание и патриотизм?! Но если исключить из программы преподавание древнерусской культуры, то у молодого человека создается впечатление, что Россия целиком зависела от Запада и, лишь когда пришел Петр, наступили времена свободного общения с Европой, откуда пришла культура… Д. С. Лихачев
Быть ли нам русскими, или превращение в безликий этнический материал – наше неизбежное будущее? На Третьих Димитриевских Общеобразовательных Чтениях, проходивших в сентябре 1998 г. в городе Ростове-на-Дону и ставших уже традиционными для Ростовской епархии и ИПК и ПРО, этой острой проблемы коснулся почти каждый из выступавших. Решить ее, по общему мнению, образованию удастся лишь в той мере, в какой оно сумеет укоренить души-“бесприданницы” нынешних детей в почве традиционной культуры.
Идеологическая неустойчивость, нигилизм, отсутствие нравственных и эстетических идеалов, национальное безразличие, назойливая пропаганда гедонизма средствами массовой информации в качестве безальтернативной этической системы – все это среда, благоприятная для “процветания” инфантилизма, аморализма и пошлости. Что можно противопоставить этому “грязевому селю”, вытравляющему все человеческое в человеке?
Академик Д.С. Лихачев утверждал, что “для жизни человека не менее чем биологическая, важна иная среда, созданная культурой его предков”, она необходима человеку для “духовной оседлости”, для его самодисциплины и социальности.
По мнению диакона Андрея Кураева, “растущий человек должен и имеет право знать духовную историю и духовную карту страны, в которой он живет”. Кроме того, проникновение в сущность национальной культуры помогает разрешить одну из главных психологических проблем современности – невозможность самоидентификации, следствием которой является болезнь времени – немотивированная агрессия.
Поиск этико-эстетического идеала и нравственных вершин жизненно необходим молодым людям, ибо “как постигнут они сокровенность свою человеческую, если нет у них пути возвыситься в мыслях”? (Ч. Айтматов). Приобщение к русской национальной традиции может способствовать формированию особого внутриличностного уклада с четкими нравственными ориентирами, которые и будут регулятором поведения.
“Народ, создающий высокий национальный идеал, – утверждал Д.С. Лихачев, – создает и гениев, приближающихся к этому идеалу. А мерить культуру, ее высоту мы должны по ее высочайшим достижениям, ибо только вершины гор возвышаются над веками, создают горный хребет культуры”.
Таким “горным хребтом” является духовная культура. Понятие “духовность” в этике связывают с внутренней чистотой, свободой от мелочных страстей себялюбивого эго.
Зримые формы культуры, как известно, растут из незримого опыта духа. В основе русской культуры, да и государственности лежит православие. Нужно заметить, что вся русская культура по отношению к этическим ценностям православия находится в трех позициях: либо утверждает, либо отрицает, либо ищет. Ф.М. Достоевский настаивал: “Мы в такой степени русские, в какой степени мы православные”.
В сознании русского человека красота неразрывно связана с правдой. От православия Россия приняла бесценный дар – этико-эстетический идеал, к которому она стремится всю свою нелегкую историю, то, сбиваясь с праведного пути, то, возвращаясь на него. Идеал этот – святость.
Пока человек не встретит нравственное, он не поймет, в чем безнравственное. Это аксиома православной этики. Если растущему человеку не помочь встретиться с эстетическим идеалом своего Отечества, он может во всю жизнь так и не научиться отличать прекрасное от уродливого, добро от зла.
Принципиальное отличие программы “Духовная культура Древней Руси в поисках святости” означено уже в самом названии: это не просто экскурс в историю древнерусской культуры и знакомство с высокохудожественными произведениями великих мастеров, это открытие нравственного идеала, завещанного нам предками. Идеал этот “светит” и в древнерусской храмовой архитектуре, и в иконе, и в литературе, да и во всей истории Святой Руси.
Программа позволяет ученику приобщиться к поиску, найти этот идеал еще раз, но каждому лично. Значимость этого поиска для личностного развития и формирования мировоззрения трудно переоценить, тем более в наше время идейного бездорожья и “размытых” нравственных ориентиров.
Данная программа может быть использована параллельно с действующими программами по МХК или же предварять их. Автору видится целесообразным изучение данного курса по двум причинам: во-первых, это возможность систематизировать частичные, разрозненные сведения о древнерусской культуре, предложенные в учебных программах по истории и литературе, во-вторых, это возможность заложить основу для изучения истории, литературы и культуры золотого и серебряного веков, когда художественное и нравственное, соединившись, поднялись на недосягаемую для западноевропейской, да и мировой культуры высоту. По мнению автора, осознать полноту этико-эстетических истин золотого и серебряного веков невозможно без глубокого и вдумчивого изучения православной семивековой культуры Древней Руси.
Главная цель программы состоит в том, чтобы ввести растущего человека в традиционно-православную культурную среду, помочь ему ощутить себя преемником великой русской культуры, осмыслить собственную национальную принадлежность, обнаружить в себе высокие этические и эстетические идеалы, заложенные благодаря этой национальной принадлежности, осознать свой сыновний долг перед Отечеством.
Задачи курса:
1) познакомить ученика с уникальностью древнерусской художественной культуры, показать ее высокий нравственный потенциал, чистоту стремления к идеалу;
2) познакомить с видами и жанрами искусств в Древней Руси, их развитием, трансформацией их в современном искусстве;
3) научить понимать символический язык древнерусской архитектуры, иконописи, литературы;
4) познакомить с лучшими образцами древнерусского искусства, с их гениальными творцами;
5) показать своеобразие и многообразие форм духовной и материальной культуры Древней Руси, научить видеть общее и неповторимое в различных художественных школах древнерусского искусства;
6) воспитывать (прививать) здоровый эстетический вкус как противоядие от влияния извращенных форм современной вненациональной культуры.
Эти задачи определяют структуру и содержание программы, которая ориентирована на работу с материалами, выявляющими этико-эстетические вершины национального сознания, воплощенные в формах рукотворного и нерукотворного творчества.
Условно говоря, это идеи “человек-икона”, “мир-храм”, “бытие-Логос”. Именно они в их многоплановой взаимосвязи организуют единство картины мира, представленной в национальной культуре, и выявляют место человека в ней.
Основные принципы:
а) научность, доступность, наглядность;
б) связь обучения с жизнью, обусловленная позицией “древнерусская культура не музейный экспонат, но живые корни современной русской культуры”;
в) интегративность (нерасторжимость внутренних связей между видами искусств, обусловленная эстетическим идеалом эпохи);
с) вариативность как возможность выбора материала для изучения, возможность расширения или, напротив, сужения темы.
Структура программы.
Программа состоит из 4-х разделов, соответствующих по времени 4-м четвертям учебного года. Последовательность разделов логически обусловлена.
I раздел “Образ Святой Руси в истории и культуре” вводит учеников в мир духовной истории нашего отечества, знакомит с трагической судьбой храмов, монастырей, православия вообще в годы советской власти, помогает увидеть образ Святой православной Руси, запечатленный в искусстве XIX и XX вв. Этот раздел способствует активизации внимания и интереса к предмету изучения, рождает множество проблемных вопросов, в которых содержится запрос на информацию, например: почему православие подверглось таким гонениям? что в православной (духовной) культуре было особенно ненавистно гонителям, почему с таким ожесточением уничтожались храмы и иконы? что хотели уничтожить вместе с культурным наследием Святой Руси? сумели ли уничтожить “это” (этико-эстетический идеал святости)? каков этот идеал?
II раздел “Образ святой Руси в ее храме” открывает поиск идеала, знакомит с храмовой идеей древнерусского искусства и способами ее воплощения, являет идеальный образ мира, в грядущее устройство которого верили наши предки, приоткрывает завесу над сакральным смыслом храма как духовной природы человека. Эта тема получит дальнейшую разработку в III разделе “Древнерусский образ святости в иконе”. Поиск эстетического идеала переносится в область иконописи (“умозрение в красках”), искусства, являющего духовную (высшую) природу человека, достойную бессмертия. Постичь идеал человека будущего, явленный в иконе, помогает философское обоснование обратной перспективы, приводящее к открытию, что вся православная этика – мир обратной (неэгоцентрической) перспективы.
IV раздел “Образ святости в древнерусской литературе” помогает ясно (словесно) определить то, что прежде, лишь интуитивно угадывалось – национальный этико-эстетический идеал, воплощенный в образах русских святых и в идее соборности.
Первый раздел завершается творческой работой, сочинением-размышлением на тему “Зачем мне нужно знать культуру Древней Руси?”, последний – конференцией “Эстетический идеал древнерусской культуры и современность”, что позволяет постепенно увеличивать долю самостоятельности детей в освоении учебного материала и преобразовать процесс познания культуры в процессе самопознания личности.
Эта же цель определяет последовательность практических заданий внутри каждого раздела. Например, последовательность практических заданий в разделе “Образ Святой Руси в ее храме” выглядит так:
• зрительный диктант на умение различать различные по архитектурным особенностям храмы;
• сравнительная характеристика двух архитектурных школ;
• сравнение разновременных архитектурных тенденций по степени эстетической ценности;
• творческий практикум (защита собственного проекта русского храма ХХ1в.)
В последнем задании ученик закрепляет полученные знания, умения и навыки, получает возможность выразить свой эстетический идеал в художественной форме. Обучаясь по данной программе, дети могут узнать:
• в чем уникальность древнерусской культуры;
• основные этапы развития древнерусской культуры;
• виды и жанры древнерусского искусства, выдающиеся памятники и произведения;
• роль и место древнерусской культуры в сложении национальной художественной культуры;
• каков этико-эстетический идеал духовной культуры Древней Руси;
научиться:
• понимать язык древнерусских художественных символов;
• различать произведения искусства различных школ, эпох, стилей;
• соотносить идеи и образы произведений с различными жизненными ситуациями;
• отличать подлинное произведение искусства от безвкусной подделки. Но самое главное, курс “Духовная культура Древней Руси в поисках святости” помогает растущему человеку обрести точку опоры и выстроить собственную систему ценностных координат.
Содержание программы
РАЗДЕЛ 1. Образ Святой Руси в истории и культуре.
Думали: нищие мы, нету у нас ничего,
А как стали одно за другим терять,
Так, что сделался каждый день
Поминальным днем, –
Начали песни слагать
О великой щедрости Божьей
Да о нашем бывшем богатстве…
А. Ахматова
Куда мы летим? Над чем повисли?
Что с нами будет?..
Нужно готовиться к нежданному…
А. Белый
Основные проблемы
1. Русская история и становление национального характера.
2. Русская культура и формирование эстетического идеала.
3. Культурное наследство и “наследники”.
4. Зависимость человека от культурной среды.
5. Новое жизнепонимание в древнерусской культуре.
6. Взаимосвязь прошлого, настоящего и будущего в русской культуре и истории.
ТЕМА 1. Введение. Исцеляющая сила красоты в древнерусском искусстве.
Основные аспекты темы:
Биологический принцип жизни – порабощение духа, отречение от всего человеческого в культуре. Сохранение самого смысла человеческой жизни перед надвигающимся хаосом. Душевная борьба неизмеримо труднее физической. Человек не может оставаться только человеком: он должен либо подняться над собой, либо упасть в бездну. Человечество на перепутье: чем надлежит быть Вселенной – зверищем или храмом? Что победит – культурный зоологизм или “сердце милующее”, которое горит любовью ко всей твари? Соловьевский идеал “теургического искусства”. “Красота спасет мир”. Исцеляющая сила красоты в православном русском искусстве. Триединство Истина-Добро-Красота, воплощенное в русском православном искусстве. Новое жизнепонимание (сверхбиологический смысл жизни) в русской иконе, архитектуре и литературе. Устремленность к духовному идеалу – наше богатство.
Литературный материал:
Ф.Тютчев. Наш век. Е.Трубецкой. Умозрение в красках.
Изобразительный материал:
слайд-фильм Памятники художественной культуры (к 100-летию принятия христианства на Руси).
Музыкальный материал:
колокольные звоны Троице-Сергиевой Лавры.
ТЕМА 2. Святая Русь в прошлом, настоящем и будущем. Духовный центр России – Троице-Сергиева Лавра.
“Русь вечно прислушивается к поддонным колоколам Китежа”. И.Ильин
Основные аспекты темы:
Сакральный смысл легенды о Китеже. “Святая Русь покрыта Русью грешной”. Страшные следы уходящей «эпохи” на теле страны и в ее душе. Разрушенные и оскверненные храмы. Поэзия названий храмов, ушедших от нас: “Храм Взыскания Погибших”, “Спас на Бору”, “Чудов монастырь”, “Церковь Тихвинской Божией Матери на Бережках”… Страшная статистика (из 70 тыс. храмов уцелела только треть…) Троице-Сергиева Лавра. “Нравственный запас, завещанный нам великими строителями нашего нравственного порядка” (Ключевский), исчерпан ли до дна? Сергий Радонежский. Духовный подвиг Сергия Радонежского и ратный Дмитрия Донского. “Ты победишь”.
Литературный материал:
М. Волошин. Китеж. Г. Кузьмин. Руины храма.
Литературная учеба. 1991. Книга вторая. С.94.
И. Шмелев. Куликово поле.
Изобразительный материал:
М. Нестеров. Видение отроку Варфоломею.
Г. Сотсков. Затопленная Никольская Церковь в Калязине (после заполнения Угличского водохранилища).
Георгий Кузьмин. Храмы-призраки.
Преображенский собор в Кижах. Троице-Сергиева лавра (репродукции,
фотоснимки, слайды, видеофильм).
Музыкальный материал:
Римский-Корсаков Н. Сказание о невидимом граде Китеже (молитва Февронии).
ТЕМА 3. Судьба народа; судьба личности, судьба храма. Восстановление храма-памятника в Москве.
Основные аспекты темы:
Воссоздание Храма Христа Спасителя в нынешней Москве – событие более важное, чем его строительство полтора века назад. Это подтверждение того, что дух православия жив в русском народе и что попытка превратить Россию в безликий вненациональный народ не удалась. История Храма: построен в честь победы России в войне с Наполеоном, строился 40 лет, в 1883 году был освящен, в 1925 г. захвачен обновленческой церковью, в 1931 разрушен, с 1994 года началось восстановление. «Храм, плоть которого созидается весьма споро и успешно, теперь должен обрести душу. А она – в молитве…” (Святейший Патриарх Алексий). Два проекта Храма. Витберг и Тон. Идеи патриотизма, общественного единения и утверждения самодержавия, воплощенные в Храме – символе России. Мемориал Отечественной войны 1812 года внутри храма. Памятник погибшим в первой мировой войне (стены храма снаружи были покрыты написанными от руки именами, датами гибели русских солдат и офицеров).Художественная ценность Храма. Росписи Сурикова, В. Васнецова, Семирадского, Маковского, Маркова, Басина, Бруни, Васильева, Верещагина и других художников. Невосполнимо утеряна вся живопись и скульптура. Трагический урок истории Храма. Является ли воссоздание Храма знамением духовного возрождения России?
Литературный материал:
Волошин М. Северо-восток. Молева Н. Храм. Наше наследие 1994.
Изобразительный материал:
Репродукции росписей Храма Христа Спасителя.
Музыкальный материал:
Колокольные звоны Киево-Печерской Лавры.
ТЕМА 4.Судьба Соловков – Судьба России.
Основные аспекты темы:
История монастыря. Зосима и Савватий, их роль в истории монастыря.
Новомученики российские. Соловки – первый советский концлагерь. Голгофа Соловецкая – образ-символ. “Храм – вся Русь, Святая, Неистребимая, Вечная! Здесь, на Соловецкой лесной Голгофе, – алтарь этого храма”. Обретение храма в душе. Оскверненные и возрождающиеся храмы – образы душ русских людей. Судьба Соловков не образ ли судьбы России?
Литературный материал:
Г. Русаков. Соловки. Венок сонетов.
А. Ильинская. Соловки. Документальная повесть о новомучениках.
Литературная учеба 1991, №2
Изобразительный материал:
М.Нестеров. Святая Русь. На Руси (Душа народа). Молчание.
И. Левитан. Над вечным покоем.
Музыкальный материал:
С нами Бог. Напев Соловецкого монастыря. Хор Санкт-Петербургских духовных школ.
ТЕМА 5. “Золотая чаша, в которую сливалось все лучшее духовное вино России…” Оптина пустынь и ее значение для русской культуры.
Основные аспекты темы:
“Оптина – духовный фокус, от соприкосновения с которым возжигается дух…” (П. Флоренский). Завязь новой культуры. Духовная лечебница израненных душ. Вихрь иной жизни, питавший русскую культуру. История Оптиной. Оптинские старцы. В поисках “живой воды”. И.В. Киреевский, Н.В. Гоголь, Ф.М. Достоевский, М.Н. Толстой, В.С. Соловьев в Оптиной пустыни. Трагическая судьба монастыря после революции.
Литературный материал:
Вадим Борисов. Оптина пустынь. Наше наследие. 1996.
Изобразительный материал:
П. Корин. Русь уходящая. И. Левитан. Тихая обитель.
Музыкальный материал:
О преславного чудесе. Напев Оптиной пустыни. Хор Санкт-Петербургских Духовных школ.
ТЕМА 6. Путь духовного возрастания: Дивеевская обитель и ее роль в Истории России.
“Зажегши свечу, не ставят ее под спудом, но выставляют на подсвечнике, и светит всем…”
Матфей, (5; 15)
Основные аспекты темы:
Земной мерой духовные высоты не меряются. Серафим Саровский – духовный светоч России. Путь духовного возрастания. “Спасись сам , и возле тебя спасутся тысячи”. Дивеевская обитель, ее светлая и трагическая судьба, Свято-Троицкий и Безымянный соборы. Дивеевская тайна. Второе обретение мощей старца. “В нем явлены были сила и торжество Православия накануне великих для него испытаний”. (С. Булгаков). Дивеево и трагическая участь царской семьи.
Духовное измельчание нации – случайно или закономерно, запланировано? Великая Россия и Святая Русь как “внешний” и “внутренний” человек. Возрождается ли “внутренний”? Что за этим последует?
Литературный материал: А. Ильинская. Второе обретение честных мощей Преподобного Серафима Саровского (лето 1991 г.) Литературная учеба. 1993. Книга третья.
Изобразительный материал:
Репродукции икон Серафима Саровского, фотоснимки Троицкого и Безымянного соборов;
М. Нестеров. Пустынник. Ф. Грек. Макарий Египетский. Роспись церкви Спаса-Преображения в Новгороде. XIV в. (репродукции)
ТЕМА 7. Образы Святой Руси в русской живописи XIX и XX в.в. И. Левитан. М. Нестеров. В. Васнецов. П. Корин.
Основные аспекты темы:
Русская живопись рубежа XIX и XX в.в. развивалась под знаком”тихой обители”. “Тихая обитель”, “Над вечным покоем” И.Левитана – поиск душевной гармонии, эстетического идеала, философское размышление о временном и вечном.”Сложный, огромный культурный феномен православия взят Нестеровым в молитвенности своей”. (В. Розанов) Нестеров “вынул из сердца русского человека молитву” и “облек ее в краски исторические”. Мотивы отрешенности от мирских тревог в”Пустыннике”. Образ человека, живущего внутренней жизнью в цикле картин на темы жития Сергия Радонежского. Синтез богоискательских идей в монументальных композициях “Святая Русь”(1905) и “Душа народа” (1916). Россия, “взыскующая духовного света” (Н. Дмитриева). Л. Толстой, Ф. Достоевский, В. Соловьев среди пилигримов. “Это – молящаяся Русь! И как она скомпанована! Ни одного повторения! Все пришли со своею молитвою…” (В.Розанов)
Время и вечность в картинах Васнецова. “Отечествие”. Былинныйэпос. “Богатыри”. Идея триединства Силы, Добра и Правды, охраняющих Святую Русь.
П. Корин. “Русь уходящая” (Реквием). Ностальгия по этико-эстетическому идеалу Святой Руси. Русь, изображенная П. Кориным, была или есть?
“Исчерпан ли до дна нравственный запас, завещанный нам великими строителями нашего нравственного порядка”? (В. Ключевский).
Изобразительный материал:
Левитан И. Тихая обитель. Над вечным покоем. Нестеров М. Святая Русь. Душа народа. Пустынник. Под благовест. Васнецов В. Отечествие. Богатыри. Корин П. Русь уходящая.
Литературный материал:
Розанов В. М.В. Нестеров (1907).
Соловьев И. Православно-христианская философия в русском искусстве. (с выставки
религиозных картин В. Васнецова).
Раздел II. Образ Святой Руси в ее храме.
Сотни лет навстречу всем ветрам
Мы идем по ледяным пустыням –
Не дойдем и в снежной вьюге сгинем
Иль найдем поруганный наш храм?
М. Волошин
Я угрюмый и упрямый зодчий
Храма, восстающего во мгле.
Н. Гумилев
Основные проблемы
1. Храм – знак” истории страны.
2. Храм – символ вселенной и духовной природы человека.
3. Храмовая архитектура – проповедь нового образа жизни.
4. Храм и эстетический идеал русской культуры.
5. Внешний облик храма и идея, воплощенная в нем.
6. Храм – духовный облик эпохи.
7. Храмовая идея и будущее России
Тема 1. Русский храм, – какой он? Храмовая идея древнерусского искусства.
Основные аспекты темы:
Архитектура – проповедь нового мирового порядка и лада, где прекращается кровавая борьба за существование и вся тварь с человечеством во главе собирается во храм.
Идея древнерусского храма. Лепные украшения Дмитриевского собора во Владимире. Иконописные изображения на тему “Всякое дыхание да хвалит Господа” “Собор всей твари как грядущий мир вселенной, объемлющий и ангелов, и человеков, и всякое дыхание земное, – такова основная храмовая идея нашего древнего религиозного искусства”. (Е. Трубецкой). Религиозно-эстетическая идея купола-луковицы в сравнении с византийским куполом и готическим шпилем. “Горение ко кресту”, “искание креста”, “восхождение ко кресту”. Горячность чувства, молитвенное горение. Различные стороны одной и той же религиозной идеи во внутренней и наружной архитектуре древнерусских церквей. Храм – живое целое, а не внешнее единство. Храм как духовная природа человека.
Литературный материал:
Е. Трубецкой. Умозрение в красках.
Изобразительный материал:
Слайд-фильм “Русский православный храм”.
Музыкальный материал:
Древнерусская Всенощная для мужского хора без сопровождения. (По рукописям XVII века). На церковнославянском языке.
ТЕМА 2. Символика внутрихрамового пространства.
Основные аспекты темы:
Православная художественно-эстетическая культура была органично освоена Русью в короткий срок. В области архитектуры Русь сделала новый шаг (после Византии) в развитии художественно-эстетического мышления. Существенные отличия Киевской Софии от Софии Константинопольской (крестово-купольный и центрально-купольный типы храмов; символика куполов и пр.) Соборность – особенность русского православного духовно-эстетического сознания. Анонимность духовного творчества, его причина. Софийность (мудрость) храмового зодчества. София – символ государственного величия Руси. Храм и храмо¬вая действо – синтез искусств, формирующих народную систему духовных ценностей. Храм-ковчег. Место соприкосновения мира видимого с невидимым, “окно” в небесное царство. Символика храмового пространства. Пространственное движение и нарастание значимости в храме – с запада на восток, к алтарю, и снизу вверх. Ось духовного пространства: от мира земного к миру горнему. В соответствии с сакральной символикой – система росписей.
“Всякий строитель храма несет к подножию креста то, что наполняет его душу” (Трубецкой). Причины, “угасившие огонь церковных глав” в ХУ1П-Х1Х в. Гибель великого религиозного искусства. Утрата вкуса, забвение храмовой идеи или духовное падение?
Литературный материал:
Н.В. Гоголь. Размышление о Божественной Литургии. Е. Трубецкой. Два мира в древнерусской иконописи.
Изобразительный материал:
Слайд-фильм “Русский православный храм”; ч. II. София Константинопольская. София Киевская. София Новгородская.
Музыкальный материал:
Г. Львовский. Тропарь Святому Равноапостольному князю Владимиру.
ТЕМА 3,4.”Белые церкви – осколки Руси…” Особенности храмовой архитектуры домонгольского периода.
Основные аспекты темы:
“Золотой век” культуры домонгольской Руси (XII -начало XI Ив.). Самобытная архитектура Владимиро-Суздальского княжества. Церковь Покрова на Нерли – поэма в камне. Скульптурная гармония архитектурного строения. Человек – мера пространственных соотношений при строительстве древнего храма русскими зодчими. Уменьшение объемов и упрощение конструкции владимирских храмов по сравнению с киевскими, идейно-философский смысл этих изменений. Архитектурные детали построек, декор как воплощение единой храмовой идеи. Черты владимиро-суздальского зодчества в более поздних постройках Московского Кремля.
XII в. – новый этап в развитии культуры. Субъективное начало в искусстве.
Своеобразие храмовой архитектуры Новгорода по сравнению с владимирской. Храм – форпост, богатырская застава, воин, защитник, богатырь. Купол-шлем. Характерные черты новгородского храмового зодчества: простота, цельность, мощь, органичность, неровность кладки, скупость декора, ассиметричность окон, непропорциональность. Храмовая архитектура и ландшафт.
Изобразительный материал:
Слайд-фильмы: Владимир. Боголюбове”. Суздаль. Музеи Московского Кремля. Успенский собор. Архангельский собор. Церковь Спаса-Нередицы близ Новгорода. Собор Георгия Юрьева монастыря. Церковь Параскевы Пятницы на Торгу. Собор Рождества Богородицы Антониева монастыря. Серия новгородских этюдов Кончаловского.
Литературный материал:
Н.А. Дмитриева. Краткая история искусств. М.К. Каргер. Новгород Великий.
Музыкальный материал:
Дмитрий Бортнянский. Двухорный концерт “Тебе Бога хвалим”.
ТЕМА 5. Послекуликовский период в храмовой архитектуре. Русское Возрождение.
Непокоренные граждане Вечности-Белые церкви, святые кресты…
Иеромонах Роман
Основные аспекты темы:
“Послекуликовский ” период московского зодчества. Сложение русской национальной культуры. Прославление Руси. Русское Возрождение. XV в. – век церковного строительства. Великое народное торжество, воплощенное в архитектуре храмов. Успенский и Благовещенский соборы Московского Кремля.
Москва и ее храмы – символ “Соборной Руси”. Композиция кремлевского комплекса храмов как образ Небесного града на Земле. Торжество русской религиозной идеи. Троицкий собор Троице-Сергиева монастыря. Спасский собор Спасо-Андроникова монастыря в Москве. Храм – гимн силе, которая побеждает мировую рознь и претворяет хаос в космос.
Литературный материал:
Е. Трубецкой. Россия в ее иконе.
Л. Успенский. Московские соборы XVI века и их роль в церковном искусстве.
Изобразительный материал:
Слайд-фильмы: “Архангельский и Благовещенский соборы Московского Кремля”. “Успенский собор Московского Кремля”. Альбом репродукций “Храмы Руси”.
Музыкальный материал:
Древнерусская Всенощная XVII в. Славословие великое (знаменный распев).
Тема 6. Разнообразие архитектурных образов храма в XVI и XVII в.в.
“Всякий строитель храма несет к подножию креста то, что наполняет его душу.”
Е. Трубецкой
Основные аспекты темы:
Образ Московской Руси в храмовой архитектуре. Выражение идеи величия в шатровых храмах XVI в. Церковь Вознесения в Коломенском – символическое и пророческое знаменование сложной личной и исторической судьбы будущего царя Ивана Грозного. Внутренний образ шатрового храма – выражение идеи стремления ввысь гордой души, предвосхищение будущих устремлений человека к познанию пространства, привату разума, что противоречит в корне идее соборности. Запрещение строительства шатровых храмов с середины XVII века. Разнообразие архитектурных образов храма в XVII веке. Функции колоколен, их общественно-философская значимость.
Идея прославления победы Руси над завоевателями, реализованная в новом стиле храмов XVII в.: ликующие многоцветье, “дивное” узорочье; изразцовые узоры Московских и Ярославских церквей, полихромная керамика. Декоративность храмов, утрачивание религиозной идеи, секуляризация религиозного искусства. Утрата глубоких смыслов заменяется излишествами форм. “Нарышкинский” стиль.
Изобразительный материал:
Собор Василия Блаженного (репродукции).
Церковь Покрова в Рубцове. Церковь Покрова в Медведкове; Зосимы и Савватия в Троице-Сергиевом монастыре. Церковь Вознесения в Коломенском. Московские церкви Рождества Богородицы в Путинках, Троицы в Никитниках. Ярославские церкви Ильи Пророка, Иоанна Златоуста в Коровниках. Церковь Покрова в Филях.
Литературный материал:
Очерки русской культуры XVI в. под ред. А.В. Арциховского.
Л. Успенский. На путях к единству.
Е. Трубецкой. Умозрение в красках.
ТЕМА 7. Храмовая архитектура ХVП-ХХ в.в.(обзор).
На дне души гудит подводный Китеж-
Наш неосуществимый сон!
М. Волошин
Основные аспекты темы:
Храмовая архитектура ХУШ-ХХ в.в. Что общего имеют храмовые постройки нового времени с “умозрением в камне” древней Руси? Храм – духовный облик эпохи. Храм, ставший символом нашего времени. Несет ли он в себе объединяющую, общенародную идею? Какими будут храмы в будущем и будут ли? Храм как устроение мира и устроение души. Возможно ли возрождение русской религиозной православной идеи в архитектуре? Как понять мысль русского религиозного философа И. Ильина “Русь вечно прислушивается к поддонным колоколам Китежа”? Храм – памятник архитектуры или нечто большее?
Литературный материал:
Н.А. Дмитриева. Краткая история искусств. Д.С.Лихачев. Русское искусство от древности до авангарда.
Л.Т. Ермохонова. Мировая художественная культура.
Изобразительный материал:
Собор Смольного монастыря (Растрелли-Стасов). Храм Христа Спасителя. Церковь Вознесения (Спаса на крови). Собор Петра и Павла (Д. Трезини). Казанский собор (Воронихин). Исакиевский собор (О. Монферран).
Музыкальный материал:
Павел Чесноков. Блажен муж.
РАЗДЕЛ III. Древнерусский образ святости, воплощенный в иконе.
В свет – к свободе бесконечной
Из-под рабства суеты,
На исканье правды вечной
И духовной красоты…
А. Майков
Лик Ее из огненной стихии
Был в земные краски воплощен
М Волошин
Основные проблемы
1. Изображение грядущего человечества в древнерусской иконе.
2. Влекущая и отталкивающая сила иконы.
3. Мистическое слияние скорби и радости в древнерусской иконе.
4. Внутреннее движение при внешней статичности иконы.
5. Судьба Святой Руси и судьба иконы.
ТЕМА 1.Икона – больше, чем искусство. Тайная мудрость русской иконы.
Основные аспекты темы:
Икона являет мир, иначе увиденный и инаково устроенный. Икона являет человеку, – каким он может быть, сколь светосно может быть его бытие. Мир, который изображает икона, – мир, где зло не нарушает задуманную Творцом структуру Вселенной. В этом мире ничто не заслонят собой Свет – и потому это мир без тени.
Сотериологическое значение иконы: свидетельство о будущем преображении мира, мистическая встреча, тайна, которая познается в духовном созерцании, указание на высшую красоту, которая присутствует в символах, как гимн в нотных знаках. Икона – книга, написанная не буквами, а красками. Икона не иллюстрация библии, а духовное откровение. Тайна сочетания высшей скорби и высшей радости в иконе.
Икона и ее отличие от картины.
Картина воздействует на эмоциональную сферу, икона – на ум и интуицию. Картина отражает настроение, икона – состояние личности. Картина – подобие реальности, икона – символ реальности. Вершина в истории иконописи – XV в., упадок связан с влиянием сентиментальной и напыщенной западной живописи, под влиянием которой икона становится наполовину живописной, манерной и театральной, не отвечающей ни эстетическому вкусу, ни религиозному чувству.
Литературный материал:
Е. Трубецкой. Умозрение в красках. П. Флоренский. Обратная перспектива
А. Кураев. Икона и иноки.
Изобразительный материал:
Феофан Грек. Макарий Египетский. Роспись церкви Спаса-Преображения в Новгороде. ХIVв. П. Рубенс. Вакх.
Слайд-фильм “Древнерусская иконопись из собрания Владимире- Суздальского музея-заповедника”.
ТЕМА 2. Что изображает иконописец? Необозримое.
Основные аспекты темы:
Задача иконописца – зримо явить внутренний мир святого (“освященного”, просвещенного Светом Высшей Мудрости), его невидимую душу, в которую “неприметным образом пришло Царство Божие”. Особая роль глаз. Непропорционально увеличенные глаза на иконе – свидетельство победы духа над плотью. Глаза – окно в нравственный мир.
Непропорциональность тела не связана с незнанием анатомии. “Непризнание власти перспективы ради религиозной объективности.” (П. Флоренский) Бесплотность тела соответствует сверхзадаче иконы.
Архитектура на иконе. Подчеркнутая необычность зданий – указание на принадлежность “миру иному”. Прием “убирания” колонн. Деформация натуры во имя реконструкции чистого смысла вещи. (Олсуфьев Ю.)
Особенности организации пространства. Действие никогда не помещается внутрь. Строения причастны к Свету, но не заключают его внутри себя. Пейзаж на иконе, его софийность.
Предметный мир на иконе. Предметы изображались с точки зрения сущности, а не формы. Соотнесенность размеров предметов и фигур с их религиозным значением.
Условный характер времени в иконе. Нарушение временной последовательности, совмещение временных планов, отсутствие пустого пространства, отсутствие горизонта, отсутствие случайных предметов – все соответствует замыслу иконы. Изображение нимба в католической и православной традиции (один венчает сверху, другой – объемлет всего человека, один исходит, другой – горит внутри и просвечивает.
Свет – главное действующее лицо в иконе.
Литературный материал:
Кураев А. Икона и иноки. Угринович Д.М. Церковный канон и художественное творчество.
Изобразительный материал:
иконы: Св. Георгий. XII в. ГММК., Св. Николай. XIII в. ГРМ. Дионисий. Св. Николай. Фреска в Рождественском соборе Ферапонтова монастыря. Сретение. Икона 1427 г. Из иконостаса Троицкого собора Троице-Сергиевой Лавры. Причащение апостолов. XVI в. ЦМИАР. Рождество. Икона. XV в. ГТГ. Рождество Богородицы. Рубеж ХУ-ХУ1 в.в. НГОМЗ. Новгород.
Музыкальный материал:
С. Рахманинов. “Ныне отпущаеши…”
ТЕМА 3,4.Восторженность или благоговение? Отличие иконы от картины религиозного содержания.
“При свете европейского просвещения нам нужно хорошенько рассмотреть самих себя”.
Н.В. Гоголь
Основные аспекты темы:
Русская икона
Все психологическое и эмоциональное должно быть приведено к молчанию.
Строгость, мужественное начало, замена семейных уз неземным союзом (Богоматерь – мистический престол, на котором восседает Божественный Сын). Отрешенность от житейских условий. Иконописец благоговеет перед святостью изображаемых лиц. Нежелание изображать женскую красоту и грацию. Предвечный младенец, не разделяя со смертными слабостей младенческого возраста, являет строгий характер Искупителя и небесного Судии.
Иконописцу вменялось ничего лишнего не писать, т.к. в этом видели повод к глумлению.
Духовная любовь, отраженная в суровых православной иконы, строга и требовательна, но она неизмеримо глубже. Предметом изображения является живой, т.е. вырванный из царства смерти человек.
Западноевропейская живопись эпохи Возрождения
Цель – в вызывании у верующего чувств и эмоций. Стремление к изяществу, чувственной красоте, сентиментальность, приоритет семейной темы, женственное начало, манерность (Мадонна забавляет Младенца, играет с ним, кормит грудью). Художники писали Мадонн обнаженными, а потом драпировали в одежды, нередко писали с натуры.
В изображении младенца много мягкости, нежности. Он, хотя и грациозно, но неразумно забавляется. наивная роль ангелов – развлекать младенца музыкой, плодами и прочим. Перенасыщенность посторонними предметами отвлекала внимание от содержания.
Сентиментальность и ласковость – суррогат любви, проявление душевности.
Томность и слащавость религиозных картин. Предмет изображения – живущий ныне человек.
Литературный материал:
Барская Н.А. Сюжеты и образы древнерусской живописи.
Изобразительный материал:
Богоматерь Владимирская. XII в. ГТГ. Москва. Богоматерь Знамение. XVI в. ГИМ. Москва и др. Леонардо да Винчи. Мадонна в гроте. Мадонна Литта. Рафаэль. Мадонна со щегленком. Сикстинская Мадонна. Л. Кранах Старший. Мария с младенцем под яблоней. 1530 г. и др.
Музыкальный материал:
Д. Каччини. Аве Мария. Древнерусская Всенощная. XVII в. Богородице Дево, радуйся (греческий распев).
ТЕМА 5. Обратная перспектива в русской иконе.
“Я повернул глаза зрачками в душу…”
В. Шекспир
Основные аспекты темы:
“…в искусстве, являющем духовную природу человечности, вообще не может быть ничего случайного”. (П.Флоренский). Нет ничего внешнего, что не было бы явлением внутреннего. Одна из “необычностей” иконы -обратная перспектива (создается не только расходящимися вдаль линиями, но и цветом). Активная светоносность “фона” лишает его функции задника и переносит его на передний план. Свет становится главным содержанием иконы. Ассист – высший в иерархии цветов иконы. Прямая перспектива в живописи эгоцентрична: я – центр мира, все обретает значение лишь в той степени, в какой соотнесено со мной. Обратная перспектива дает иную точку отсчета, выносит центр за мои пределы: не нечто значимо потому, что включено в мой мир, в мое поле зрения; напротив, я могу что-то значить лишь потому, что я включен в нечто большее, чем я сам. Неэгоцентрический смысл обратной перспективы знают дети (рисуют мир в обратной перспективе). Вся евангельская этика – мир обратной перспективы. Смысловая гамма иконописных красок.
Отличие иконы от картины с религиозным содержанием (подмена духовного уровня душевным). Вектор обратной перспективы -возвратить ум человека к нему самому.
Изобразительный материал: икона “Благовещение”. (Владимир. XV в.). К. Кривелли Благовещение. 1486г.
Деталь иконы “Воскресение – Сошествие во ад”. 1680-е г.г. Р.Санти.
Чудесный улов. 1483-1520.
Икона “Рождество Христово”
А.Дюрер. “Поклонение волхвов”. (Возможны различные параллели на одни и те же библейские сюжеты).
Литературный материал:
Е.Трубецкой. Два мира в древнерусской иконописи. Архимандрит Рафаил. О языке православной иконы.
А.Кураев. Икона и иноки. П.Флоренский. Обратная перспектива. Иконостас.
Музыкальный материал:
А.Никольский. Совет превечный.
ТЕМА 6. Основные сюжеты и образы древнерусской иконописи.
“В линиях и красках иконы мы имеем красоту преимущественно смысловую”.
Е.Трубецкой
Основные аспекты темы:
Икону можно понять, ответив на вопросы: кто изображен, что изображено, почему так изображено? Современникам часто неведомо “слово”, которое лежит в основе древнерусской живописи, оттого труден художественный язык иконописи. Канон в иконописи.
Основные образы: Спаса (Спас Нерукотворный, Спас Вседержитель, Спас в силах, Спас на престоле); Богороди¬цы (Умиление, Одигидрия, Знамение, Оранта); Троицы, ангелов, архангелов, (Михаил, Гавриил); Святых (Илии, Иоанна Предтечи, Петра и Павла, евангелистов, Георгия, Николая), русских святых (Бориса и Глеба, преподобного Сергия Радонежского).
Основные сюжеты праздников (Благовещания, Рождества, Сретения, Преображения, Тайной вечери, Распятия, Воскресения, Вознесения, Успения). Древнерусские мастера “не в словах, а в красках и образах” размышляли о смысле жизни, несли ответы на те извечные вопросы бытия, о которых мучительно и напряженно размышляет и человек современный.
Литературный материал:
Н.А.Барская. Сюжеты и образы древнерусской живописи.
Изобразительный материал:
слайд-фильм Основные сюжеты и образы древнерусской живописи.
ТЕМА 7. Великие иконописцы Древней Руси. Феофан Грек. Андрей Рублев. Дионисий.
“То были не философы, а духовидцы”. Е.Н. Трубецкой
Основные аспекты:
“видение иной жизненной правды и иного смысла мира” в иконе.
В древние времена для иконописца самым важным были святость жизни и мистическая интуиция (способность воспринимать духовный мир), а уже затем – мастерство. Соединенные вместе, они создают то, что в миру называется гениальностью, а в церкви – прозрением.
Иконописец становится или аскетом, или лжецом – третьего пути не дано.
Три гения древнерусской живописи.
Яркая индивидуальность Ф.Грека, волшебная динамичность его кисти, порывистые “движки” оживляют лики, потрясенные и просветленные. Художественное направление, созданное Ф.Греком. Фрески Волотовской церкви и церкви Федора Стратилата. Версия о том, что Ф.Грек был учителем А.Рублева.
“Преподобный” Андрей Рублев “всех првосходящ в мудрости зельне”. А.Рублев-родоночальник самостоятельного русского искусства. “Обрусение” ликов в иконах. Явление образа святой Руси в иконописи. Образ Спаса с русскими чертами. Сергей Радонежский и Андрей Рублев. Икона “на похвалу Сергию” – “Троица”. Молитва о согласии и любви, явленная в красках. А.Рублев и Русское Возрождение.
Творческая манера художника.
Дионисий. Своеобразие творческой манеры. Разнообразие композиций, светоносность красок, нежность тонов, хрупкая одухотворенность фигур, светлый колорит.
Господствующее настроение его живописи – кротко-радостное.
Древнерусская икона – совершенство, от которого невозможно ждать дальнейшей эволюции.
Литературный материал:
М.Грек. О святых иконах (ХУ1в.) Е.Трубецкой. Россия в ее иконе.
Изобразительный материал:
Феофан Грек. Фрески церкви Спаса на Ильине улице в Новгороде. Троица. А.Рублев. Иконы из Звенигородского чина. Троица. Дионисий. Фрески Ферапонтова монастыря. Распятие.
Музыкальный материал:
С.Рахманинов. Ныне отпущаеши.
ТЕМА 8. Техника и этапы писания иконы.
“Иконописец становится или аскетом, или лжецом-третьего пути нет”.
Архимандрид Рафаил
Основные аспекты темы:
Искусство-отражение души народа.
Техника письма не может быть случайной. Подбор “материальных причин” произведения производится собирательным разумом народа: звуки органа невозможны в православном богослужении в силу того, что слишком тягучи, “сочны”, “уплотнены”, слишком далеки от прозрачности, четкости, ясности литургического действа в русских храмах; “внутреннее сродство” с масляно-густым звуком органа; податливая поверхность холста совершенно во власти художника, всему этому противостоит недвижная, строгая поверхность стены или доски, глубокие и чистые краски из минералов, строгое монодическое, “ангелогласное” мужское пение.
“Писание иконы повторяет основные ступени Божественного творчества от ничто… до святой твари”. (П.Флоренский) Этапы писания доличного: заполнение контурных пространств краскою, раскрышки, роспись, пробелка, оживка.
Этапы писания личного: санкиривание, опись, рефть, плавка, вохрение, оживка.
Покрытие иконы олифой приводит краски к единству общего тона.
Принципиальное отличие копии от списка: список – близость к личности, копия – внешняя схожесть. В списке – сначала содержание, потом форма. В копии – наоборот. Важность внутреннего состояния иконописца: когда сердце свободно от страстей, то кисть свободна от ложных импульсов. Кисть не должна быть ни расслабленной (признак погашения ума), ни напряженной (признак гордости), но свободной.
Свободное движение – твердое, плавное, цельное, единое, равномерное.
Роль линии в иконе.
Литературный материал:
Флоренский П. Иконостас.
Архимандрит Рафаил. Основы иконознания.
Изобразительный материал:
слайд-фильмы: Новгородская школа иконописи; Дрезденская картинная галерея.
Музыкальный материал:
А.Гречанинов. Воскликните Господеви.
Раздел IV. Образ святости в древнерусской литературе.
Два чувства дивно близки нам,
В них обретает сердце пищу:
Любовь к родному пепелищу,
Любовь к отеческим гробам.
Животворящая святыня!
Земля была б без них мертва…
А. С. Пушкин
Основные проблемы
1. Будущее России в единстве или разъединении?
2. Нравственность и теория эволюции.
3. Испытание властью и любовью к ближнему.
4. Государство и личность.
5. Нравственный идеал Древней Руси и современность.
ТЕМА1. Принятие христианства Русью. Значение православия для истории и культуры России.
Не изменяй себе, великая Россия!
Ф. Тютчев
Основные аспекты темы:
От Руси языческой к Руси христианской. Соотношение языческого и христианского начал, борьба между ними, отраженная в былинах (“Добрыня и Змей”).
“Крещение было пробуждением русского духа, – призывом от поэтической мечтательности к духовной трезвости и раздумью. И вместе с тем – через христианство Древняя Русь вступает в творческое и живое взаимодействие со всем окружающим культурным миром”. (Флоровский Г.).
История христианизации языческой Руси. “Предки наши при выборе веры оказали доверие красоте как свидетельству об истине”. Аверинцев С.С.
“Мы, вероятно, были избраны провидением на то, чтобы явить свету пример народа чисто христианского”. Чаадаев П.
Русские историки и философы о значении православия для истории и культуры России. “Ни в каком краю мира не принесла вера Христова таких удивительных плодов, как в России… христианство сотворило нашу великую, нашу Святую Русь”. (Чаадаев П.) Нестор в “Повести временных лет”, Карамзин в “Истории Государства Российского” о крещении Руси.
Византийское и сербское влияние на культуру “молодого народа” (культура иноземная была лишь отправной точкой, а не предметом слепого подражания).
Принципиальные изменения в моральных устоях Руси в связи с принятием христианства. (В. Ключевский и Н. Карамзин).
Литературный материал:
Волошин М. Русь. Тютчев Ф. “Эти бедные селенья…” Великий день Кирилловой кончины. Чаадаев П. Отрывок из исторического рассуждения о России. Аверинцев С. Крещение Руси и путь русской культуры. Карамзин Н. История Государства Российского.
Изобразительный материал:
Иванов А. Явление Христа народу. Римский-Корсаков Н. Светлый праздник (увертюра).
ТЕМА 2. Возникновение древнерусской литературы. Переводные и оригинальные жанры.
О, слово, дар Бога святой!.. К. Аксаков
Основные аспекты темы:
Устное народное творчество и литература. Возникновение древнерусской литературы. Деятельность Кирилла и Мефодия. Славянский алфавит. Наименования буквиц. Первые книги. Уставное письмо. Слитное письмо. Древнейшая русская книга, дошедшая до нас – Остромирово Евангелие (1056 – 1057 г.г.)
Какие книги читали наши далекие предки? Переводные жанры литературы (жития, апокрифы); оригинальные жанры (летопись, слово, поучение, моление, сказание, хождение и др.) Проповедческий характер древнерусской литературы.
Древнерусская литература – классическая русская литература – современная литература. Корни и крона великого словесного древа.
Сложение неповторимого облика русской литературы как объединяющего многие поколения людей начала.
Литературный материал:
Аксаков К. “Ограды властям никогда…”
Сказание о начале славянской письменности. “Наука”, М. 1981
Минеи Четьи. Житие святых Мефодия и Кирилла.
Изобразительный материал:
Фрагмент иконы “Кирилл и Мефодий”. XV в. Образцы древнерусского текста и буквиц.
Музыкальный материал:
Танеев С. По прочтении псалма.
ТЕМА 3. Идея единения Руси в летописях.
Да отныне объединимся единым сердцем и будем блюсти русскую землю…
Нестор-летописец
Основные аспекты темы:
Идея единения людей в мире, любви и согласии (“Повестьвременных лет”. Лаврентьевская летопись XII в.)
История Руси как путь от тьмы к свету (от язычества к христианству) в летописях. Нравственные уроки в летописях.
“Навел на нас Бог иноплеменников за грехи наши”. “Тогда за грехи наши начались в Московском государстве распри”.
Вечный и временный план событий в летописях. Обращение к архетипам человеческих взаимоотношений и исторических событий, представленным в Библии. Лирическое начало в летописи. Отличие летописи от исторической хроники. “Летописец прозревает особую, стоящую над частными событиями историческую правду”. (Д. Лихачев).
Единство народа как общая ответственность за нравственное поведение царя или князей, бояр, да и каждого человека.
Литературный материал:
Тютчев Ф. Два единства.
Лаврентьевская летопись XII в. Повесть временных лет. Шаховской С.И.
Летописная книга XVII в.
Изобразительный материал:
Рублев А. Троица.
Музыкальный материал:
Чесноков П. С нами Бог.
ТЕМА 4. Первые русские святые – Борис и Глеб. Нравственный идеал любви к ближнему.
Основные аспекты темы:
Борис и Глеб – первые имена в бесконечном ряду русских святых. Святость – христианский идеал жизни. Не поднять руки на брата даже в защиту собственной жизни – первое условие на пути к святости.
“Род праведных благословится, и потомки их благословенны будут”. Идея справедливого возмездия, воплощенная в судьбах Владимира Великого и Святополка Окаянного. Прославление святых. Города и храмы, названные в честь первых русских святых.
Иконография Бориса и Глеба. Икона “Борис и Глеб с житием” (XIV в. ГТГ.) воплощает подвиг смирения во имя любви. Подвиг особенно великий, потому что идут на него сильные воины, имеющие в подчинении дружинников. Исполненные любви, они не только добровольно и спокойно принимают смерть, но и прощают убийцам и молятся за них. В иконе “Святые Борис и Глеб” князья-всадники изображены исполненными той духовной силы, на которую, моля их о защите, веками уповала Русь. Идея защиты Руси от “междуусобных раздоров и неприятельского меча”.
История и современность. Рассказ Л. Разона “Борис и Глеб” – история, которая странным образом повторилась в XX веке -веке новых усобиц.
Напрасно ли погибли Борис и Глеб? Идея единения Руси на основе взаимной любви и соборности, воплощенная в древнерусском искусстве.
Литературный материал:
Сказание о Борисе и Глебе.
Разгон Л. “Борис и Глеб”
Изобразительный материал:
Св. Борис и Св. Глеб с житием. Икона. Конец XIV века. ГТГ. Москва.
Борис, Глеб, князь Владимир. XVII в.
Борис и Глеб. Икона из Борисоглебской церкви в Новгороде. Церковь Бориса и Глеба в Кидекше. ХП в.
ТЕМА 6. “Сказание о Михаиле Черниговском и боярине его Федоре”. Идеал мужества и противостояния внешним врагам. Подвиг за веру.
Основные аспекты темы:
Сказание о подвиге во имя Руси. Духовный подвиг русского человека – верность Отечеству и однажды обретенному идеалу до готовности принять мученическую смерть. (Князь предпочел умереть , но не поклонился огню – символу вероисповедания язычников, “поганых”, а его соплеменники в XX в. будут добровольно отказываться от веры отцов и принимать язычество.
Роль подвига князя Михаила для роста национального самосознания. После убиения князя ордынцы уже не предлагали русским кланяться идолам и проходить через огонь.
Почитание святого князя, вызванное его подвигом. Верность -проявление святости.
Формирование национального идеала: мужество, бескомпромиссность, верность отечеству, достоинство, честь, глубокая православная вера, незлобие, стойкость, христианское отношение к врагу (противостояние без ненависти) и к ближнему (строгая, взыскательная любовь). “…ни в каком краю мира не принесла вера христова таких удивительных плодов, как в России…” (П. Чаадаев).
Литературный материал:
Сказание о князе Михаиле Черниговском и о его боярине Феодоре.
Изобразительный материал:
Миниатюры И.Г. Блинова к “Сказанию…” по списку ГИМ, ОР, собрание рукописей Бахрушина.
Музыкальный материал:
Глинка М. Иван Сусанин. Хор “Славься”.
ТЕМА 7. Путь нравственного возрастания личности в “хождениях” и “путешествиях”.
Основные аспекты темы:
От “хождений” берет начало странничество как образ человека, настойчиво ищущего истину.
Хождение не просто передвижение в географическом пространстве, но и нравственное становление, преображение, исцеление людей.
Итог пути – духовное совершенство. Цель “хождения” игумена Даниила – увидеть “желанную ту землю (Палестину) и места святые”, а потом поведать об этом людям.
Цель “хождения” купца Афанасия Никитина – приумножение богатств и знаний. “Хождение” к людям иной веры и иной культуры (в Индию) служит испытанию его веры. Ни угрозы, ни обещания всех благ жизни не сокрушают русского человека – он тверд в своей вере, вера – источник его жизнестойкости и нравственности.
Странничество в XIX веке литературных героев, писателей, философов.
Русь-странница в поэме Н.В. Гоголя “Мертвые души”.
Ходили и ходят по Руси известные и безвестные странники…
Литературный материал:
Хождение за три моря Афанасия Никитина. Хождение игумена Даниила. Повесть о путешествии Иоанна Новгородского на бесе в Иерусалим. Н.В. Гоголь. Мертвые души. Н.С. Лесков. Очарованный странник.
Изобразительный материал:
Нестеров М. Паломник. Святая Русь (Душа народа).
Музыкальный материал:
Мусоргский М. Борис Годунов. Хор “Старцы смиренные, иноки честные”.
Список литературы
Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.portal-slovo.ru/