- Вид работы: Курсовая работа (т)
- Предмет: Культурология
- Язык: Русский , Формат файла: MS Word 6,63 Мб
Развернутый вариант иконографии Воскресения Христова в русской иконописи XIV-XVI вв. на примере трех икон
Московский патриархат
Негосударственное образовательное учреждение
Высшего профессионального образования
"Православный свято-тихоновский гуманитарный университет"
Факультет церковных художеств
Кафедра истории и теории христианского искусства
Курсовая работа
На тему: Развернутый вариант иконографии Воскресения Христова в русской иконописи XIV-XVI вв. на примере трех икон
Москва, 2017 г.
Содержание
Введение
Глава 1. Икона "Сошествие во ад", вторая половина XIV века, Московская школа, Коломна
Глава 2. Икона мастерской Дионисия (1502-1503 гг.)
Глава 3. Махрищский монстырь, вторая половина XVI в.
Глава 4. Сравнительный анализ иконографии XIV-XVI веков представленных в трёх иконах "Сошествие во ад"
Заключение
Список литературы
Список иллюстраций
Приложение
Введение
Икона "Сошествие Христа в ад" или "Сошествие во ад" создана по христианскому догмату, который утверждает, что после распятия Иисус Христос спустился в ад, сокрушил его ворота и принёс в преисподнюю свою евангельскую проповедь, после этого освободил томившиеся там души и вывел из ада Адама и Еву, а также всех ветхозаветных праведников. Догмат "Сошествие Христа в ад" входит в состав списка "Страстей Христовых". Церковью считается, что это событие произошло во второй день пребывания Христа в гробу и отмечает данное событие, совершая богослужение в Великую субботу.
В православной иконописи сюжет "Сошествия во ад", сопровождается надписью по гречески "ἀνάστασις", и одновременно этот сюжет является изображением Воскресения Христова, это закономерно привело его к популярности и теперь данная икона является обязательным сюжетом в храмовых изображениях. Местом данной иконы в иконостасе обозначается 12-частный праздничный цикл. На окладах напрестольных Евангелий миниатюры с неё помещались, окруженные ликами четырёх евангелистов. Иконография "Сошествия во ад" сложилась к X веку. Ранними примерами изображения "Сошествия во ад" являются миниатюры из Хлудовской Псалтыри, созданные в IX веке.
Большой иконографический извод "Сошествия во ад" отличается изображением Христа, изводящего из Ада Адама и простирающего руку к Еве, а также изображением ангелов, окружающих Гологофский крест у Иисуса над головой, который является символом искупительной жертвы Сына Божия и начала нового времени. В композиции также могут фигурировать цари Давид и Соломон (предки Христа), Иоанн Предтеча, возвестивший в Аду о приходе Мессии, и невинноубиенный Авель (как прообраз будущей жертвы Христа) и "сонмы праведников". Иисуса также мог сопровождать Благоразумный разбойник.
На иконах пишутся обломки сокрушенных Иисусом ворот и разбитые им замки (эти сломанные створки складываются в подобие креста андреевского типа). Под ногами Иисуса на поверженных вратах ада изображается Сатана, закованный в цепи, в ранних византийских миниатюрах изображенный в виде Силена. Кроме того, встречается персонифицированная человеческая фигура Ада, который также может попираться ногами Иисуса, и удерживать одновременно встающего из саркофага праотца Адама. Сам ад, как пекло, на иконах обозначается символическим разломом земли, за которым приоткрываются невидимые тайные адские бездны – мрачное пространство преисподней. Таким образом, икона обычно делится на три зоны: ад, не от мира сего, и пространство, куда выведены праведники.
На некоторых иконах Христа окружает множество ангелов – персонификаций христианских добродетелей, которым соответствует множество бесов, олицетворяющих грехи. Их фигуры могут быть подписаны говорящими именами (к примеру, "Смирение", "Счастье", "Чистота" или же "Смерть", "Ненависть", "Неразумье") Ангелы могли держать в руках молотки – это означало, что они заковывали Сатану. Или же он может быть связан веревками.
Изредка этот сюжет мог совмещаться с изображением жен-мироносиц у гроба Господня, и еще реже – с изображением Страшного суда.
Историография рассмотрения этой иконы находит в себя в книге В.Т. Георгиевского "Фрески Ферапонтова монастыря", Спб., 1911. О них пишет И.Я. Парфирьев в апокрифических сказаниях о новозаветных лицах и событиях по рукописям Соловецкого монастыря, Спб., 1890. Рассматривая московскую школу иконографии в иконе "Сошествие во ад", мы находим работы Антонова В.И., Мнева Н.Е. при составлении каталога древнерусской живописи XI – начала XVIII в. в. когда они проводили историко-художественную классификацию в 2-х томах, М.: Искусство, 1963.
сошествие ад иконопись русская
Лазарев В.Н. в своей книге "Русская иконопись от истоков до начала XVI века", М.: Искусство, 2000 говорит: "Было бы неверно всю московскую живопись первой трети XV века сводить к творчеству одного Рублева. Он был несомненно центральной фигурой, но рядом с ним работали и другие крупные мастера, такие, например, как Прохор с Городца и Даниил. Московская школа живописи находилась в это время на подъеме и, вероятно, выдвинула немало талантливых художников, принадлежавших уже к новому направлению. Однако не сошли еще со сцены и мастера старшего поколения, продолжавшие традиции XIV века. Им можно приписать такие иконы, как "Сошествие во ад" в Третьяковской галерее.
В этих вещах еще очень много архаического, много такого, что ясно показывает, насколько трудно преодолевалось наследие предшествующего столетия. С подобными затяжными процессами мы неоднократно встречаемся в истории русской иконописи, и это крайне осложняет датировку икон и определение их верного исторического места. "
Припачкин И.А. в брошюре "О Воскресении Христовом в православной иконографии" М., 2008 рассматривает иконографию московской школы иконописи 14-16 веков, проводя исследование особенностей создания памятника "сошествие во ад".
Объект исследования: изменение иконографии Воскресения Христова 14-16 века в сравнении икон Дионисия, Коломенской и Махрищской.
Предмет исследования: развернутый тип иконографии Воскресения Христова в деталях сюжета, изображённого на иконах. Работа состоит из введения, 4 глав, списка литературы, списка иллюстраций.
Глава 1. Икона "Сошествие во ад", вторая половина XIV века, Московская школа, Коломна
Икона "Воскресение – Сошествие во ад" второй половины XIV века московской школы из города Коломна содержит в своём изображении следующий сюжет (рисунок 1).
В ущелье, образуемом светлыми розовыми и зелеными скалами, теснится многолюдная толпа. Посредине стоит на скрещенных вратах ада (покрыты новым левкасом) легкий, как бы летящий Христос, со вздувшейся над плечом полой гиматия. Он окружен серовато-голубой сферической славой, наполненной ангелами, держащими в руках рипиды с надписями, обозначающими добродетели (милость, девство, пост, смирение, любовь, мир, кротость, радость и т.д.). Эти ангелы длинными копьями, сверкающими в черной адской бездне, как пересекающиеся лучи света, поражают угнездившиеся там пороки (сохранились надписи "ярость", "сребролюбие", "неволя творити").
Бездна раскрывается под ногами Христа. В глубине ее лежит скованный "Вальзевул, всякого греха наноситель". Над адской пропастью нависли стоящие на скалистых уступах раскрывшиеся гробы. Христос за руку выводит Адама, поспешно встающего из зеленого гроба, расположенного слева. В этом же гробу стоит с посохом в руке, согласно апокрифу Евангелия Никодима один из сыновей Симеона Праведного.
Справа Ева уже покинула свою розовую каменную гробницу. Стоя на коленях, она тянется к обратившемуся к Адаму Христу. За прародителями теснятся праотцы, праматери и пророки. Среди них – цари Давид и Соломон (слева) и Иоанн Предтеча (справа). Вверху ангелы возносят голгофский крест. Вохрение по оливковому санкирю, жидкой светлой охрой с высветлением. Лица на иконе имеют некоторую близость с изображениями на другой иконе из Коломны, представляющей Бориса и Глеба в житии, начала XIV в.
Рисунок 1 – Икона "Воскресение – Сошествие во ад", вторая половина XIV века, Коломна.
Красочная гамма притушенная, с мягкими переходами от одного тона к другому. Основные цвета: блекло-голубой, серовато-зеленый, светлый коричневато-сиреневый, желтовато-розовый, киноварь алого оттенка.
Древний золотой фон (имеются следы) в XIX веке вместе с левкасом заменен новым, вследствие чего искажены очертания горок и контуры фигур ангелов, поддерживающих вверху крест. Верхняя часть креста написана в XVII веке. В нижней части композиции также использована запись XVII века (лежащий Вельзевул и фигуры бесов в аду). Отдельные небольшие вставки левкаса имеются на нимбах, в просвете между горками, под фигурой Евы, в нижней части композиции. Близкой по композиции иконой является икона предположительно начала XVI века из Ферапонтова монастыря, приведенную в книге В.Т. Георгиевского "Фрески Ферапонтова монастыря" Глава 2. Икона мастерской Дионисия (1502-1503 гг.)
Икона "Сошествие во ад" мастерской дионисия 1502-1503 годов происходит из местного ряда иконостаса собора Рождества Богородицы Ферапонтова монастыря (рисунок 2.)
Икона начала XVI в., выполненная мастерской знаменитого художника Дионисия, представляет своеобразную трактовку иконографического образа "Сошествия во ад".
В центре представлен Иисус Христос, попирающий врата ада и изводящий из открытых гробниц Адама и Еву. Слева мы видим праотцев и пророков, справа – праотцев, праматерей и пророков во главе с Иоанном Предтечей. Христа окружают бесплотные силы в образе ангелов, держащих в руках державы с обозначением названий добродетелей: счастье, восстание, любовь, истина, радость, мудрость, смирение, сладость, разум, живот, чистота.
Ангелы пронзают длинными красными копьями изображенных внизу демонов, олицетворяющих пороки, которые перечислены в сопроводительных надписях (смерть, горесть, отчаяние, ненависть, спадение, скверность, неразумие, кривость, вражда, величание, скорбь и т.п.). Внизу два ангела связывают сатану, а по обеим сторонам размещены фигуры восставших из мертвых. Сложную многофигурную композицию увенчивает группа ангелов, славословящих голгофский крест.
В иконе использована традиционная для живописи палеологовского времени композиционная схема "Сошествия во ад". Своеобразие иконы, позволяющее рассматривать ее как типичный образец монастырской идеологии, состоит в изображении олицетворений добродетелей и пороков, обозначенных особыми надписями. Подобная иконография "Сошествия во ад" сложилась под влиянием назидательных сочинений восточных аскетов, прежде всего – "Лествицы" преподобного Иоанна Синайского (VI век). На Руси она имела широкое распространение, о чем свидетельствуют сохранившиеся иконы Воскресенской церкви в Коломне (конец XIV века), Троицкой церкви Махрищского монастыря (середина – вторая половина XVI века) и другие. (Н. Пивоварова).
Рисунок 2 – Икона "Сошествие во ад" мастерской дионисия 1502-1503
Глава 3. Махрищский монстырь, вторая половина XVI в.
Икона "Воскресение Христово – Сошествие во ад" из Махрищского монастыря, создана во второй половине XVI века (рисунок 3).
В XVII веке переписаны горки, крылья ангелов, крест, одежды Христа, врата ада, часть облачений среди предстоящих (короны и оплечья царей в группе слева).
Изображен "праздник праздников", образ высшего дара Премудрости – спасения, осуществляемого Христом, воплощенным Логосом: Господь изводит из ада праведников во главе с Адамом и Евой, и умерщвляется смерть.
Христос левой рукой поднимает из каменного гроба Адама, другую протягивает к Еве. Под его ногами разбитые створы врат ада. Круглая "слава-сияние" заполнена фигурами ангелов, олицетворяющих христианские добродетели. Они держат рипиды с именами этих добродетелей – "Правда", "Кротость", "Независть", "Благолюбие", "Честь", "Жизнь", "Злонепомнение", "Милость", "Нестяжение", "Чаяние милости" (?), "Покаяние", "Пост", "Смирение", "Мир", "Любовь", "Правосудие", "Радость" – и мерила с длинными древками, которыми поражают демонов, олицетворяющих пороки, – "Блуд", "Мерзость", "Волхвование", "Горесть", "Печаль", "Объядение", "Братоненавидение", "Кривосудие", "Зависть", "Жестокосердие", "Ярость", "Кривословие", "Кривда", "Сребролюбие", "Злопомненье". По сторонам "славы" – две группы праведников. За Адамом – Авель в одеждах из шкур, чуть выше – цари Давид и Соломон в венцах. В правой группе за Евой – Иоанн Предтеча, Моисей и Аарон. "Славу" Христа венчают шесть ангелов большим семиконечным крестом. В глубине адской бездны лежит связанный сатана, к вертикальному столбу привязан Вельзевул.
Основой сцены послужило апокрифическое Евангелие Никодима, тексты псалмов, пророчеств и святоотеческих сочинений. Ядро сцены восходит к одному из типов, сложившихся в византийском искусстве развитой палеологовской эпохи.
Рисунок 3 – Икона "Воскресение Христово – Сошествие во ад", Махрищский монастырь вторая половина XVI века.
На ее основе в русском искусстве XIV века сложился более сложный извод с группой ангелов, прославляющих крест, ангелов-добродетелей, побеждающих сатану и демонов-пороков. Наиболее ранним памятником является, рассматриваемая выше, икона из Коломны конца XIV века Анализ названий добродетелей и пороков показал их связи с византийской аскетической литературой и учением Нила Сорского (ок.1433-1508). Учение Нила, северного подвижника, об "умной молитве", о борьбе со страстями и об аскетической жизни монахов-"нестяжателей" было популярно на Руси.
Глава 4. Сравнительный анализ иконографии XIV-XVI веков представленных в трёх иконах "Сошествие во ад"
Рассмотрим варианты иконографии данного образа иконы, представленные в разных работах 14-16 веков:
. Вариант 1-й. Воскресение как выведение Адама и Евы из ада. Христос стремительно движется снизу вверх, держа их за руки. Икона XV в. из Пскова. Находится в Гос. Русском музее, С. – Петербург (рисунок 4).
Рисунок 4 – Икона XV в. из Пскова
2. Вариант 2-й. Воскресение как сошествие за людьми. Христос склоняется к Адаму и Еве, двигаясь сверху вниз. Даниил Черный и Андрей Рублев (рисунок 5). Икона создана в 1425-27 гг. из иконостаса Троице-Сергиевой лавры.
Рисунок 5 – Даниил Черный и Андрей Рублев
3. Вариант 3-й. Воскресение как явление "сущим во аде" Христа во славе. Христос в центре, изображен фронтально между Адамом и Евой, которых Он держит за руки. Дионисий. Икона 1502 г. из иконостаса Ферапонтова монастыря (рисунок 6). Находится в Государственном Русском музее в Санкт-Петербурге.
Есть еще много вариантов сочетания 1, 2 и 3 (см. Приложение), но перечисленные являются основными и наиболее типичными.
. Вариант 4-й, соединяющий варианты 2 и 3-й. Христос в центре, между Адамом и Евой, но склоняется к Адаму. Икона 1540-х гг. из Карельского Сельца, Новгород (рисунок 7). Находится в Центральном музее им. Андрея Рублева, Москва.
Рисунок 6 – Икона 1502 г. из иконостаса Ферапонтова монастыря
Рисунок 7 – Икона 1540-х гг. из Карельского Сельца
"Сошествием во ад" обычно называют иконы такой иконографии, потому что именно изображение сходящего во ад Христа мы на них и видим. Но ее название, написанное красной краской в верхней ее части – другое: "Воскресение Христово".
Добродетели и грехи
Существует широко известная западная иконография, где Христос изображается встающим из гроба. Он держит в руке светлое знамя с изображением креста – знак Его победы над смертью, а рядом с Ним в ужасе падают на землю стражники. Такое изображение кажется более понятным, более доступным для восприятия – но это иллюзия. Ведь Воскресение происходит в тайне, это отнюдь не эффектное, почти театральное событие. Икона Воскресения, как и любая другая, показывает не внешнюю сторону события, а его смысл, содержание: тайное как явное, невидимое как видимое. Поэтому на иконе Христос не встает из гроба. Он, наоборот, движется вниз, в адскую бездну (это видно по Его позе и развевающемуся плащу). Ад здесь – не сковородки, не пламя и не лед, как в "Божественной комедии" Данте, но абсолютная тьма. Само это слово (от греч. Ἅδης) буквально означает "невидимое место", или "место, где ничего не видно".
Но, тем не менее, на рассматриваемых подробно трёх иконах, мы видим в нижней части иконы, под ногами Христа, какие-то крестообразно наложенные друг на друга доски, гвозди, клещи, молотки, замки. Что это такое?
Это адские двери, сорванные с петель, и то, чем они были замкнуты и заколочены. Теперь все запоры сломаны входящим в ад Христом. (Отметьте для себя: письменный источник изображения – не Евангелие, где (иллюстрация) такого сюжета нет, а почитаемый в церкви более поздний текст – "Евангелие Никодима").
Можно отметить, что на всех трёх рассматриваемых иконах в изображаемой преисподней ада подписаны все грехи, которые могут туда привести по версии библии. Точно так же, на всех трёх иконах в центральной части указаны добродетели в противовес грехам, которые расписаны в нижней адской части иконы.
Икона дионисия отличается от двух других тем, что в адской части изображения хорошо видны бесы. На двух других иконах нет такого чёткого изображения и прорисовки бесов.
Христос берущий Адама и Еву за руки
Адская тьма побеждена этим светом. Люди, находившиеся в ней после смерти, видят Христа и устремляются к Нему. Значит, содержание образа Воскресения раскрыто не столько через описание того, как оно происходило, но больше через явление его смысла – победы Воскресшего Спасителя над смертью.
Однако здесь можно увидеть и удивительные по конкретности детали. Например, Христос берет за руку человека, стоящего справа, чтобы вывести его из ада. Этот человек – первый из сотворенных Богом людей, Адам. Взгляните: вроде бы несущественно, как именно соединяются их руки. Но это не так. Христос на иконе берет Адама не за пальцы, а за запястье – очень крепко, со властью. При этом сам Адам протягивает свою руку Христу как-то неуверенно, словно он внутренне трепещет (состояние "страха Божия"). Это не случайно: ведь именно его грехопадение привело к тому, что все люди ("дети Адама и Евы") умирают и оказываются во тьме, как утверждает библия.
Христос берущий Адама и Еву за руки на двух иконах успевает взять только руку Адама, а Еве протягивает свою руку (Коломенская и Мохищенская). На иконе он держит и Еву и Адама за запястья (школа Дионисия).
Адам и Ева восстающие из гроба
Здесь мы сталкиваемся с необходимостью дополнить общее представление об иконе. Известно, что икона, в отличие от картины, условна, символична, таинственна. И когда раньше исследователи находили в ней какие-то живые детали, их было принято относить к элементам реализма, которые, как думали, противостоят условности иконы, разрушают ее образный строй. Но особенность иконописи в том, что в ней условное и конкретное в нормальном случае не конфликтуют, а лишь усиливают впечатление необычности образа.
Посмотрим, как это происходит. Расположение фигур на переднем плане идеально уравновешенное, симметричное: в центре Христос, слева от Него Адам, справа – Ева. Она тоже протягивает к Христу руки в жесте смиренной просьбы. Она чем-то похожа на Богородицу. Сходство не случайно. Богородица часто называется в богослужебных текстах "новой Евой".
Адам в темно-зеленой одежде, Ева – в ярко-красной. Этот фактор сохраняется на всех трёх рассматриваемых подробно иконах.
Цари и пророки
Старец в короне и стоящий рядом с ним юноша в короне – Давид и его сын Соломон так же присутствуют на всех трёх иконах. Все изображенные на иконе люди – не статисты, реагирующие на явление божественного света лишь внешне. Наоборот, они погружены в него всем существом, постигают его как откровение, сами становятся его носителями и поэтому преображаются.
Лик Христа наделяется не столько триумфальными, сколько трагическими чертами. Его взгляд полон внимания и сострадания к Адаму и Еве, за которым он и сошел во ад. В других иконах сходной иконографии, даже с таким же расположением фигур, поза Христа может быть вертикальной, более торжественной. Или значительно более динамичной: Он стремительно спускается в ад или, наоборот, так же стремительно выводит из ада вверх находящихся в нем людей.
Икона "Воскресение – Сошествие во ад" дает ощущение радости, света, духовного торжества. Но нельзя не отметить, что изображенная на ней победа Христа над смертью и адом, вместе с тем, исполнена гармонии и внутренней тишины. Нельзя не обратить внимания и на удивительно кроткие, глубокие, внутренне углубленные лики святых.
Ангелы, держащие крест
На Коломенской и Махрищской иконах изображены 6 ангелов, которые держат крест, икона мастерской Дионисия содержит в своём изображении 3 ангела у креста.
Перед разрушением Содома Бог явился Аврааму в виде трех Ангелов. Возможно отголосок этой истории и воплотился в иконе Дионисия.
А в апокрифической книге Еноха (Енох 20,1-7) названы шесть ангелов силы: Уриил, Рафаил, Рагуил, Михаил, Зариил и Гавриил. Соответствующий вариант этой книги предлагает нам на полях еще и седьмого Архангела – Ремиила. В книге Товита 12,15 читаем: "Я Рафаил, один из семи Архангелов, которые возносят молитвы святых и которые входят в присутствие волны Святого". Хотя эти книги являются апокрифическими, они все-таки показывают, чему верили древние в этом отношении. Создается впечатление, что у Гавриила имеются качества и достоинства каждого архангела (Дан.8,16; 9,21; Лк.1,19 и 36).
Заключение
Изучив варианты иконы "Сошествие во ад" периода 14-16 веков, и сравнив 3 иконы – Коломенскую, мастерской Дионисия и Махрищскую между собой можно сделать вывод, что иконография Воскресения Христова с 14по 16 век не менялась. За исключением мелких деталей и нюансов на разных иконах исполнения "сошествие во ад", основные её составляющие остаются неизменными в указанный период создания иконографии.
На всех трёх иконах добродетели и грехи изображаются одинаково. Добродетели расположены и подписаны вокруг Иисуса, грехи обозначаются в нижних частях икон, там где нарисован ад. Христос берущий Адама и Еву за руки на двух иконах успевает взять только руку Адама, а Еве протягивает свою руку (Коломенская и Мохищенская). На иконе Дионисия он держит и Еву и Адама за запястья. Адам и Ева восстающие из гроба – Адам в темно-зеленой одежде, Ева изображена в ярко-красной. Этот фактор сохраняется на всех трёх рассматриваемых подробно иконах. Цари и пророки так же изображены на всех трёх иконах – старец в короне и стоящий рядом с ним юноша в короне – Давид и его сын Соломон. Ангелы, держащие крест: на Коломенской и Махрищской иконах изображены 6 ангелов, которые держат крест, икона мастерской Дионисия содержит в своём изображении 3 ангела у креста.
Таким образом, обнаруживается при сравнении только 2 различия по 2 пунктам, это 3 ангела вместо 6 и Иисус держащий за запястья и Адама и Еву, а не только Адама. Эти оба отличия отмечаются только на иконе Дионисия. В остальных аспектах эта икона повторяет изображения на Коломенской и Махрищской иконах.
Икона, созданная по библейскому сюжету с описанием эпизода из истории Христа с 14 по 16 век неизменно сохраняет этот сюжет в своём воплощённом изображении в разных иконописных школах Древней Руси.
Список литературы
1. Александр Копировский. Введение во храм. Очерки по церковному искусству. – М.: Культурно-просветительский фонд "Преображение", 2015.С. 193 – 198.
2. Бобров Ю.Г. Основы иконографии древнерусской живописи. СПб, Аксиома, 1995. О Воскресении – Сошествии во ад: с.158 – 167.
. Георгиевский В.Т. "Фрески Ферапонтова монастыря", Спб., 1911
. Иконы Твери, Новгорода, Пскова: XV-XVI вв. Каталог собрания Центр. музея древнерусской культуры и искусства им. Андрея Рублева. Выпуск I / Ред. – сост.Л.М. Евсеева, В.М. Сорокатый. М., 2000.
. Иконы Москвы XIV-XVI вв. Каталог собрания Центр. музея древнерусской культуры и искусства им. Андрея Рублева. Выпуск II / Ред. – сост.Л.М. Евсеева, В.М. Сорокатый. М., 2007.
. Каталог: справки об иконографии "Воскресения – Сошествия во ад". М., 2013.
. Квливидзе Н.В. "Православная энциклопедия", раздел "Иконография", Л., 2012.
. Припачкин И.А. О Воскресении Христовом в православной иконографии. М., 2008. (брошюра).
. Порфирьев И.Я., Апокрифические сказания о новозаветных лицах и событиях по рукописям Соловецкой библиотеки, Спб., 1890, стр.24-25.
. Попов Г.В., Рындина А.В. Живопись и прикладное искусство Твери XIV-XVI века. М., 1979 (иконопись: с.7 – 476)
. Покровский Н.В. "Евангелие в памятниках иконографии". Об иконографии "Сошествия во ад": М., Прогресс-Традиция, 2001, с.482 – 519.
. Смирнова Э.С. Живопись Великого Новгорода: Середина XIII – начало XV века. М., 1976.
. Смирнова Э.С., Лаурина В.К., Гордиенко Э.А. Живопись Вел. Новгорода: XV век. М., 1982.
Список иллюстраций
1) Икона "Сошествие во ад". XVI в.
2) Сошествие во ад.1408-1410. Андрей Рублёв.
3) Сошествие во ад.1503. Дионисий.
4) Миниатюры Хлудовской Псалтыри (IX век)
) Большой иконографический извод "Сошествия во ад"
6) Сошествие во ад. XIV в.
) Сошествие во ад. XV в.
8) Сошествие во ад. XVI в
9) Сошествие во ад. XVII век.
10) Сошествие во ад. Андрей Рублёв
11) Сошествие во ад. Вторая половина XVI в.
) Сошествие во ад. Конец XIV в. Прохор с Городца.
Приложение
Икона "Сошествие во ад". XVI в.
Сошествие во ад.1408-1410. Андрей Рублёв.
Сошествие во ад. 1503. Дионисий.
Миниатюры Хлудовской Псалтыри (IX век) Большой иконографический извод "Сошествия во ад"
Сошествие во ад. XIV в.
Сошествие во ад. XV в.
Сошествие во ад. XVI в.
Сошествие во ад. XVII век.
Сошествие во ад. Андрей Рублёв
Сошествие во ад. Вторая половина XVI в.
Сошествие во ад. Конец XIV в. Прохор с Городца