- Вид работы: Реферат
- Предмет: Культурология
- Язык: Русский , Формат файла: MS Word 9,61 Кб
Эколого-трудовые традиции воспитания в ненецкой семье
Государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования
Ямало-Ненецкого автономного округа «Ямальский многопрофильный колледж»
Отделение педагогического образования
РЕФЕРАТ
по дисциплине: «Этнология Ямала»
на тему: «Эколого-трудовые традиции воспитания детей в ненецкой семье»
Выполнила: Даньшина Ася Георгиевна
Проверила: Егерь Н.М.
г.Салехард, 2009г
Воспитание трудолюбия – важная этнопедагогическая проблема. Трудолюбие – главный критерий воспитанности человека, характеризующий его поступки, поведение.
Семья – первый коллектив, в котором ребенок постигает азы трудовой науки. Система трудового воспитания у детей ненцев обширна. Рождение ребенка уже воспринимается как появление на свет будущего труженика, так как привлечение детей к труду в ненецких семьях начинается довольно рано. Это обусловлено не только нормами народной педагогики, но и хозяйственными потребностями.
Жизнь в тундре тяжелая, она принуждает к хорошей организации семьи и рода, к строгому распределению обязанностей и к их выполнению. Дети рано приобщались к обязанностям. Чтобы они были способны вынести суровость климата, их с младенчества приучали и к северной пище, например, к сырому мясу. В первую очередь обязанности распределялись между членами семьи по полу и возрасту: мужчины и женщины, старики, взрослые и дети, каждый выполнял свою работу и с детства ей обучался. С трех-четырех лет детей начинают приучать к выполнению несложной работы, прежде всего это происходит через игру. Например, девочка к этому времени может заниматься шитьем одежды для н,ухуко (кукол из утиных носов) или же она помогает матери по хозяйству: приносит расколотые дрова, приготовленный на нарте запас небольших кубиков озерного или речного льда, летом (чаще под руководством старшей сестры или других родственников) – в маленьком ведерке чистую воду для питья и чая. Дети участвовали в заготовке топлива для очага, поддерживали огонь.
Мальчики играли в охотников и оленеводов. Пользуясь игрушечным луком и арканом, они под руководством старших братьев усваивали навыки охоты и обращения с оружием. На игрушечных нартах, в которые запрягали собак, дети учились правилам упряжки и езды. Они стреляли по веткам, камням, набрасывали арканы на опавшие рога оленей, ветви кустов, носки нарт. С раннего возраста мальчик получает нож и учится работать топором и другими простыми инструментами. С семи лет они начинают выполнять легкие работы под руководством отца. Им вручается настоящий аркан, им маленькие оленеводы учатся арканить оленят. Тогда же они начинают управлять настоящими нартами и передовым оленем. У мальчика с раннего детства есть свой аркан, а у девочки своя нарточка, в которую она сама запрягает оленя, когда отправляется за водой или дровами. Мальчики же с 10-11 лет становятся самостоятельными пастухами и уходят со стадом на пастбище. Он помогает отцу перевозить грузы, чинить упряжь, делать нарты, ходит с отцом на охоту за диким оленем.
В 12-14 лет девочка должна освоить много женских умений: выделку оленьих шкур, шкур с ног (камыса), замши, птичьих и звериных шкурок, рыбьей кожи, пошив одежды и обуви. Умение шить считалось самым важным занятием для женщины. Без меховой одежды в суровых климатических условиях трудно было бы выжить. Как только маленькая девочка подрастала и могла держать иглу, мать дарила дочери меховую сумочку, украшенную цветным сукном и подвесками. В этих сумочках хранились все необходимые для рукоделия принадлежности: лоскутки ткани, меха, сухожильные нити, наперсток, иглы. Девочки под руководством матери обучались шить и украшать одежду разными узорами и лентами. Они учились готовить жилы-нити и выделывать шкуры. В 7-8 лет девочки помогали матери делать настоящие вещи. В 9-10 лет они уже умели самостоятельно управлять упряжкой, вести грузовые нарты, могли помочь в сборке и разборке чума, нянчились с младшими детьми, накрывали и убирали стол, занимались заготовкой воды и дров и т.д.
Охраняя жизнь, здоровье малых детей и согласно поверьям ненцы не отпускают их одних к водоемам. По устным преданиям, у воды (озер, рек) имеется свой хозяин-хранитель (ид, ерв), которого ни в коем случае нельзя тревожить. По этой причине каждый ребенок стойбища знает, что в реку, озеро или болото нельзя бросать какие-либо предметы, так как можно случайно попасть в «глаз хранителя воды». И тогда – беды не миновать, может подняться ураганный ветер (мерцьхамда). В целях предотвращения подобной беды взрослые предупреждают детей, что воду нельзя тревожить.
Следует отметить, что ненцы испокон веков относились к воде очень осторожно, даже уважительно, без надобности в ее «бездну» не входили. Выходили в море только по крайней необходимости – для промысла, для обеспечения семьи деликатесной рыбой. Оленеводы всегда были и искусными рыбаками. Тундра, по которой бродят их мночисленные стада оленей, богата реками, ручейками, в которых обилие всевозможной рыбы. Ловят рыбу и старые и малые. Особенно весной оленеводы – пастухи становятся настоящими рыбаками, когда наступает сезон заготовки рыбы на зиму (ехэна -осетра, сявта – нельмы, сюмбаг – муксуна и т.д.).
Женщины – ненки – настоящие искусницы разделывать рыбу и готовить разные рыбные блюда, это : халя, евэй – уха, порца – рыбий жир (из рыбных брюшек в собственном соку-жире), юрик – сушено-вяленая рыба с мягкими надрезами, сэротавы н,аебад – малосольная сырая рыба и т.д.
Непререкаемой педагогической истиной стало утверждение, что всякое учение – это тяжкий труд, как для ребенка, так и для школьного учителя. Это относится к обучению элементарным трудовым навыкам, самообслуживанию и жизнеобеспечению. Ведь поймать в озере иди реке рыбу, сварить и накормить себя, маму и бабушку – это и есть элементарное обеспечение жизни. Как только ребенок, чаще мальчик, начинает осознавать себя человеком, он с любознательностью и большой ответственностью начинает осваивать основы рыбацкого дела. Сначала он наблюдает за взрослыми, которые сушат, чинят, плетут рыбацкие сети на «мужской» половине стойбища. Большой интерес у мальчиков вызывает процесс подготовки, сборки, смоления и, наконец, спуска легкой лодки – калданки на спокойную водную гладь ближнего рыбного озера или реки (то ит, едэй хой . н,аном, хаврава).
Если с первых лет своей жизни мансийские и хантыйские дети умеют ловить рыбу с помощью удочки, сетки-ловушки, то ненецкие мальчики ловят рыбу вместе с другими мужчинами с помощью большой озерной, рыбной сетки (халя, пон,а, ёрця,пон,а).
Что касается трудовых обязанностей девочек, то они привлекаются к серьезному труду гораздо раньше мальчиков. В семьях, где были те и другие, мальчики пользовались некоторыми привилегиями, в то время как девочки с ранних лет включались в посильную домашнюю работу и привлекались как помощницы в гораздо большей степени. С 6-7 – летнего возраста девочка уже активно участвует в домашних внутренних делах чума: нянчит младших братьев и сестер, готовит и убирает стол, расставляет чашки, моет и убирает посуду, помогает в приготовлении пищи (поначалу простой), следит за очагом.
Высушенный до шуршания сфагнум становится легким, теплым, поэтому им можно туго наполнять специально приготовленные мешки (нярцу нярца,, пад,, мю самнепидо,). Положив их на плечи, женщины и девушки несут поклажу до своих чумов. В процессе такой работы (нярцондава), их не покидает чувство радости, возможно, даже и праздника – это сделано для семьи. К труду подобного рода следует отнести также и поёрма – сбор или заготовку топлива из сухих ив и карликовых берез, заготовку чистых, мятликовых трав для обработки только что выловленной рыбы (халэ,, н,ум,, ёрця, н,ум,).
Девочки помогают матери ухаживать за зимними вещевыми нартами. При этом взрослые внушают младшим мысль о необходимости бережного отношения к природе, к ее сохранению, потому что она, даруя свои богатства людям тундры, ждет от них особого внимания и заботы.
Экологический аспект народной педагогики, которая с детства учила людей беречь природные ресурсы, не убивать без нужды животных и т.д., является преимущественно адаптивным. Человек стремился не наносить ущерба природе, частью которой он себя осознавал. Позже, по мере роста своего экономического могущества, люди забудут эти правила, возомнят себя полновластными хозяевами природы и станут обращаться с ней хищнически. Сегодня, когда ясно, что природные ресурсы не бесконечны, наше отношение к ней должно измениться – стать ближе к традиционному. Но близость не означает тождество. Сегодняшний человек, даже если бы он того захотел, не может изменять природу. Его экологическое сознание должно быть активным, он должен стремиться не только сохранить, но и восстанавливать нарушенное природное равновесие.
Ненцы, с детства оказываясь лицом к лицу с суровой северной природой, в силу необходимости вырабатывали в себе навыки ориентировки в самых разнообразных условиях, заимствовали опыт у старших. Накопленные знания в области географии и естествознания они использовали при нахождении нужного направления в любую погоду.
Так, например, ненцы безошибочно ориентируются в темной ночи по звездам – в нужное место и назначенное время их всегда приведет нэрм нумгы – Полярная (Северная) звезда. Ненцам знакомы и названия других созвездий: Си, ив Со, ом (семь Со,ом)- созвездие Большой Медведицы; Хорам,Вадарта (ведущий за собой оленя-самца) – созвездие Возничего; сар,,ню Нябы (яйцо утки) – группа Плеяд; Хаби, нумгы (хантыйская звезда) – Персей и др.
В языке имеются названия стран света: н,эрм – север, ядембада я (теплая (земля (страна)- юг, яля, тарт (место появления света, нового дня) – восток, яля, паде,, (место захода солнца или дня) – запад или пэ, мерця (ветер со стороны гор) – также запад; направления ветра: н,эрм мерця – северный ветер, ибя я, мерця – теплый ветер с юга, сятаняны мерця – восточный ветер, маханяны мерця – западный ветер.
Ненцы могут свободно найти дорогу в чум по снежным застругам. По следам оленьей упряжки легко определяют время и направление путника. У оленеводов хорошо развито зрение: за несколько километров могут отличить движущуюся нарту от простого предмета.
Ненцы отлично знают повадки птиц и зверей, которых безошибочно различают по видам. Так, общее слово для утки – нябы, но каждая порода уток имеет на ненецком языке особое название: н,а н,у -утка – ногрок, сен,бя – черная утка, пыя падвы наг,, н,у – пестрая утка и т.д. по видам могут различать также гусей, куропаток, лебедей, гагар и мелких птиц.
Ненцы – прекрасные знатоки анатомии животных, рыб и птиц, особенно оленя. В их лексике можно найти свыше 40 названий частей тела оленя.
Цветы и травы в языке ненцев отражены скупо, все виды цветов определяются одним словом – намдэ, но совершенно иное отношение у них ко мхам. Их несколько видов и каждый вид имеет свое название: нядей няде – олений мох, пуну – болотно-малоозерный мох черно-коричневой окраски, нян,гад – низинный мох (для дымокуров), нярцо – белый мох (для детсткой люльки).
Издавна существовали понятия: год – по, месяц – иры, день – яля, ночь – пи, а вот понятие недели – си,, ив яля отсутствовало, его заимствовали у русских.
Календарный год разбивали на два периода: зимнее и летнее время. Он насчитывал 13 лунных месяцев, и в связи с этим существует несоответствие с нынешним календарем. Зимний год начинался с половины вэба иры (месяца листьев), соответствующего примерно концу августа и большей части сентября. С этого времени начиналась зимняя жизнь, то есть жизнь в новом году. Получалось так, что начало нового года отождествлялось с первым чистым снегом.
В прошлом у ненцев были свои меры для определения расстояния, длины, объема, высоты и т.д. Например: н,эдалава – попрыск, то есть расстояние, которое проезжают на оленях без отдыха, – километров 7-15.
У ненецкого народа выработано с древности и сохраняется до настоящего времени уважительное отношение к природе и труду. Народные традиции, в том числе эколого-трудовые, передаются из поколения в поколение в процессе семейного воспитания. Для их результативного использования в школьно-воспитательном процессе необходимо изучить и систематизировать народные нормы и традиции.
семья трудовой тундра обучение
ЛИТЕРАТУРА
1.Народы Северо-Западной Сибири / Под ред. Н.В.Лукиной. Томск: Изд-во Том.ун-та, 1999.
.культура народов Ямала / Борко Т.И.,Галкин В.Т., Еманов А.Г., Павлов А.В./ учебник. 5-7 классы. Тюмень: Изд-во Института проблем освоения Севера СО РАН, 2002.