- Вид работы: Дипломная (ВКР)
- Предмет: Культурология
- Язык: Русский , Формат файла: MS Word 24,30 kb
Электронный документ и его место в сфере электронного библиотечного фонда
Содержание
Введение
Глава 1. Определение понятия "электронный документ"
1.1 Сущность понятия "электронный документ"
1.2 Классификация электронных документов
1.3 Проблемы формирования фонда электронных документов
Глава 2. Методика и организация работы электронного библиотечного фонда
2.1 Цели и задачи создания фонда на электронных носителях
2.2 Критерии отбора электронных документов в фонд библиотеки
2.3 Сохранность электронного фонда библиотеки
Заключение
Список используемой литературы
Введение
Электронный документ в целом в нынешнее время приобретает все более важное значение, как один из важнейших компонентов современного фонда библиотеки. Это обусловлено тем, что информационные технологии все глубже проникают во все сферы жизнедеятельности человека. И для библиотеки, как организации, осуществляющей хранение и передачу информации во времени и пространстве, электронный документ является очень важным компонентом, как носитель информации. И очень важно определить место электронного документа в структуре библиотеки в целом, и в библиотечном фонде в частности.
Объектом курсовой работы стало рассмотрение библиотечного фонда в структуре библиотеки.
Предметом курсовой работы является разъяснение определения "электронный документ" в рамках библиотечного дела.
Тема исследования является достаточно актуальной на данный момент в связи с тем, что, работники библиотек испытывают трудности при определении того какими именно видами электронных документов следует комплектовать фонд электронных документов, и какие критерии отбора следует использовать.
Цель работы – рассмотрение электронного документа и его места в сфере электронного библиотечного фонда.
Задача – раскрыть цели и задачи создания фонда на электронных носителях, как основных хранителей фонда электронных документов в среде библиотек, а также изучение проблем и перспектив данного вида фонда документов. Структура работы: курсовая работа состоит из введения, содержания, основного материала курсовой работы, состоящей из двух глав, заключения и списка используемой литературы.
Глава 1. Определение понятия "электронный документ"
1.1 Сущность понятия "электронный документ"
Одной из главных проблем, стоящей перед библиотечными фондами, является трудность определения сущности понятия "электронный документ" и применимость данного определения в сфере фонда библиотек. Очень часто сотрудники библиотеки испытывают трудности при определении того какой именно формой электронных документов следует комплектовать фонд, для последующего учета, хранения и передачи.
Подробно вопрос об определении формы комплектования электронного документа освещают В.Г. Казаков и Т.В. Майстрович.
В настоящее время человечество активно осваивает новую коммуникативную среду, в которой формируются цифровые аналоги информационных массивов, сохраняемых в традиционной среде отлаженной системой библиотек и архивов. На данный момент приходится признать отсутствие хоть какой-то системности в представлении электронных документов, их источниках, легитимности, описании, качестве. Нестабильность этих коллекций имеет множество негативных сторон, одна из которых – невозможность точной ссылки, что делает научные ресурсы, например, пригодными только для ознакомления. Считается, что система поисковых машин достаточно надежна, но они работают только по распознанным текстам. И совсем никто не несет ответственности за сохранность текстов на более или менее серьезный промежуток времени.
Поскольку в электронной среде мы должны вновь создавать механизмы стандартизации, сохранения и трансляции тех электронных документов, которые по своим характеристикам могут быть отнесены к объектам национального научного и культурного наследия, то для этого требуется система с совершенно определенными качествами, все аналоги которой уже заложены в библиотечной системе. И ее принципы должны быть перенесены и Интернет и адаптированы под новые коммуникации.
В доэлектронную эру" библиотеки выполняли роль второго контура" в документном пространстве, поскольку сам документный поток формируется издательствами, которые определяют и все стандарты того, что рассматривается в качестве книги или периодического издания. Библиотеки, опираясь на социальную значимость документов, принимали решение только о том, какие из них должны включаться в фонды. Сейчас библиотеки не только сами формируют электронные документы (в рамках создания электронных библиотек, но и должны определиться, какова их зона ответственности за кумуляцию, сохранение и предоставление пользователям электронных ресурсов, создаваемых другими организациями. На решение этой проблемы направлены усилия специалистов в различных странах.
Для сохранения единства документно-информационного пространства в основу комплектования фондов электронных библиотек, должен быть положен принцип преемственности подходов, правил и методик, принятых в библиотечной практике. Поэтому необходимо выделить из всего множества электронных ресурсов те объекты, которые по своим существенным признакам могут быть отнесены к объектам библиотечного хранения. [15, 33]
Несмотря на то, что уже есть большое количество определений понятия электронный документ, электронная книга, электронный ресурс ни одно из них не позволяет подойти к выстраиванию типологических характеристик, без которых невозможно сформулировать подходы к их собиранию, государственному библиографическому учету, каталогизации и длительному сохранению.
Очевидно, что из всего многообразия в библиотеках собираются документы, имеющие характер портативных, неаутентичных, информационно значимых самодостаточных, прошедших процедуру обнародования (опубликования, издания). Если в дальнейшем в Интернет возобладают другие подходы, то решения могут быть скорректированы, так же как не остается неизменной практика архивного и библиотечного дела. [15, 12-15]
Рассмотрим, что стоит понимать под терминами электронный и машиночитаемый документ.
В профессиональной печати (как библиотечной, так и отражающей проблемы информатики) часто встречается термин "машиночитаемый документ", что означает, документ, пригодный для автоматического считывания содержащейся на нем информации. При этом имеется в виду именно ЭВМ. Однако машиночитаемый по логике самого слова означает, что он читается при помощи машины и совсем не обязательно электронной. Микрофиша с большим сжатием – тоже машиночитаемый документ, поскольку ее невозможно прочесть без помощи аппарата.
Кроме того, история свидетельствует, что счетно-перфорационная машина создана в США во второй половине XIX в. и впервые использована для подсчета результатов переписи населения в 1890 г. В России машиночитаемые документы появились также в связи с необходимостью обработки данных всеобщей переписи населения 1897 г. На основе листов первичного учета было заполнено около 126 млн 22-колонных перфокарт, которые поступили в специальный архив Центрального статистического комитета, а затем после опубликования итогов переписи в 1905 г. Уничтожены.
Земсков А.И. пишет в своем научном труде.
Проводившаяся в нашей стране в 1920-х гг. рационализация делопроизводства во многом основывалась на использовании перфокарт. Они применялись на машиносчетных станциях и машиносчетных установках и имели справочный аппарат в виде таблиц кодирования и контрольных табуляграмм.
Таким образом, определения терминов электронный документ и машиночитаемый документ в современной трактовке нельзя признать вполне удовлетворительными. Помимо собственно уточнения эти понятия нуждаются и в разработке типологии, без которой очень трудно решать вопросы формирования библиотечных фондов.
Но пока специалисты не выработали систему понятий, описывающих электронные ресурсы, будем условно считать оптические компакт-диски электронными изданиями, а говоря об электронных документах, будем иметь в виду те, которые существуют только на жестком диске компьютера и серверах, т.е. не имеют отдельно взятого материального носителя. [6, с.236]
1.2 Классификация электронных документов
Для того чтобы успешно проводить комплектование и формирование фонда электронных документов следует, прежде всего, провести классификацию электронных документов.
Согласно ГОСТ 7.83-2001 "Электронные издания. Основные виды и выходные сведения" электронный документ: документ на машиночитаемом носителе, для использования которого необходимы средства вычислительной техники.
Электронное издание: Электронный документ (группа электронных документов), прошедший редакционно-издательскую обработку, предназначенный для распространения в неизменном виде, имеющий выходные сведения.
Электронные издания различают:
по наличию печатного эквивалента
электронный аналог печатного издания: Электронное издание, в основном воспроизводящее соответствующее печатное издание (расположение текста на страницах, иллюстрации, ссылки, примечания и т.п.),
самостоятельное электронное издание: Электронное издание, не имеющее печатных аналогов;
по природе основной информации:
текстовое (символьное) электронное издание: Электронное издание, содержащее преимущественно текстовую информацию, представленную в форме, допускающей посимвольную обработку,
изобразительное электронное издание: Электронное издание, содержащее преимущественно электронные образцы объектов, рассматриваемых как целостные графические сущности, представленных в форме, допускающей просмотр и печатное воспроизведение, но не допускающей посимвольной обработки,
звуковое электронное издание: Электронное издание, содержащее цифровое представление звуковой информации в форме, допускающей ее прослушивание, но не предназначенной для печатного воспроизведения,
программный продукт: Самостоятельное, отчуждаемое произведение, представляющее собой публикацию текста программы или программ на языке программирования или в виде исполняемого кода,
мультимедийное электронное издание: Электронное издание, в котором информация различной природы присутствует равноправно и взаимосвязано для решения определенных разработчиком задач, причем эта взаимосвязь обеспечена соответствующими программными средствами;
по целевому назначению
официальное электронное издание: Электронное издание, публикуемое от имени государственных органов, учреждений, ведомств или общественных организаций, содержащее материалы нормативного или директивного характера,
научное электронное издание: Электронное издание, содержащее сведения о теоретических и (или) экспериментальных исследованиях, а также научно подготовленные к публикации памятники культуры и исторические документы,
научно-популярное электронное издание: Электронное издание, содержащее сведения о теоретических и (или) экспериментальных исследованиях в области науки, культуры и техники, изложенные в форме, доступной читателю-неспециалисту,
производственно-практическое электронное издание: Электронное издание, содержащее сведения по технологии, технике и организации производства, а также других областей общественной практики, рассчитанное на специалистов различной квалификации,
нормативно производственно-практическое электронное издание: Электронное издание, содержащее нормы, правила и требования в разных сферах производственной деятельности,
учебное электронное издание: Электронное издание, содержащее систематизированные сведения научного или прикладного характера, изложенные в форме, удобной для изучения и преподавания, и расчитанное на учащихся разного возраста и степени обучения,
массово-политическое электронное издание: Электронное издание, содержащее произведение общественно-политической тематики, агитационно-пропагандистского характера и предназначенное широким кругам читателей,
справочное электронное издание: Электронное издание, содержащее краткие сведения научного и прикладного характера, расположенные в порядке, удобном для их быстрого отыскания, не предназначенное для сплошного чтения,
электронное издание для досуга: Электронное издание, содержащее общедоступные сведения по организации быта, разнообразным формам самодеятельного творчества, различным видам увлечений, компьютерные игры,
рекламное электронное издание: Электронное издание, содержащее изложенные в привлекающей внимание форме сведения об изделиях, услугах, мероприятиях с целью создания спроса на них,
художественное электронное издание: Электронное издание, содержащее произведения художественной литературы, изобразительного искусства, театрального, эстрадного и циркового творчества, произведения кино, музейную и другую информацию, относящуюся к сфере культуры и не являющейся содержанием научных исследований;
по технологии распространения
локальное электронное издание: Электронное издание, предназначенное для локального использования и выпускающееся в виде определенного количества идентичных экземпляров (тиража) на переносимых машиночитаемых носителях,
сетевое электронное издание: Электронное издание, доступное потенциально неограниченному кругу пользователей через телекоммуникационные сети. [1, 2]
1.3 Проблемы формирования фонда электронных документов
При создании фонда электронных библиотек и при их комплектовании электронными документами возникает масса проблем которые требуют разрешения, для успешного их использования.
Т.В. Майстрович раскрывает данный вопрос в своем научном труде.
Объективно на постановку проблемы формирования фонда электронных документов в библиотеках повлияло несколько факторов, основными из которых, на наш взгляд, являются:
üобеспечение унифицированного и простого интерфейса;
üсопряжение с федеральной программой "Электронные библиотеки России";
üразработка критериев отбора документов;
üправовые вопросы взаимоотношений с держателями авторских прав: широта доступа и свобода копирования, коммерческое использование и т.д.;
üопределение предполагаемого контингента пользователей, от которого зависит содержание фонда электронных документов;
üвключение в работу по идентификации электронных документов (ISBN, URN), соотнесение электронной копии с книжным оригиналом;
üописание и каталогизация электронных документов, соотнесение описания с книжным оригиналом;
üоценка экономической составляющей проекта на различных стадиях реализации;
üсохранность информации, гарантии ее постоянного и бесперебойного предоставления пользователям;
üмониторинг спроса в продолжительном временном интервале;
üобеспечение постоянного соответствия программного и аппаратного обеспечения библиотеки стандартам для удаленных пользователей;
üучет электронных документов;
üопределение необходимого количества автоматизированных рабочих мест для читателей.
Многие специалисты полагают, что роль библиотек в информационном обществе как раз и заключается в фильтрации, оценке, переработке и приведении в удобное для использования состояние различных сетевых ресурсов. Имеется в виду, что библиотека, разумно сдерживая рост своих книжных фондов, одновременно должна обеспечить своим пользователям доступ ко всем мировым документным ресурсам. Но при этом нельзя не принимать во внимание возрастание зависимости библиотек от находящейся вне ее стен информации, которая может найти свое проявление как в технической, так и в идеологической форме. [7, 47]
Эта зависимость существенно снижается, если библиотека переходит к формированию собственного фонда электронных документов. В отличие от книг, библиотеки имеют дело в этом случае не с тиражом, а с документом, существующим в единственном экземпляре, и схема предоставления документа пользователям будет несколько иной.
Мы можем найти аналогию этому процессу в сложившейся библиотечной практике – межбиблиотечном абонементе. Однако по отношению к электронным документам можно говорить и собственно о комплектовании – если документ переносится на сервер библиотеки, т.е. становится реальной частью ее фонда. Эта деятельность может протекать по двум направлениям:
. Создание фонда документов, существующих только в электронном виде, который предназначен для пользователей данной библиотеки.
. Создание фонда электронных копий с печатных изданий. Это направление может иметь модификации: если печатный аналог отсутствует в фонде, то для библиотеки это будет вариант 1; если же копия снята с документа, находящегося в библиотеке, то она как правило предназначена сторонним абонентам.
Фонд электронных документов может рассматриваться в качестве специализированной части фонда библиотеки по аналогии с фондом микроносителей, аудиовизуальных материалов и т.п.
При формировании фонда электронных документов библиотека будет решать свои привычные проблемы: отбор, систематизацию, каталогизацию, создание справочно-библиографического аппарата. Проблему площадей хранения заменит проблема организации автоматизированных читательских мест.
Для многих библиотек проблема отбора будет решаться не только в плоскости соответствия электронных документов общему профилю комплектования фондов библиотеки. Возникнет необходимость альтернативного решения: покупать печатное издание или его электронную версию. При этом надо иметь в виду, что у многих издательств подписка на электронные версии не ниже стоимости традиционного варианта, а при подписке на электронную версию библиотека может попасть в зависимость от неконтролируемой ею ситуации. [11, 59]
В рамках содержательной стороны формирования фонда необходимо найти возможность оптимально использовать оцифрованные статьи, полученные из других библиотек. Вероятность повторных запросов на одну и ту же статью достаточно мала, поэтому при включении их в фонд электронных документов библиотека может получить массив неиспользуемых документов, к тому же плохо поддающихся систематизации.
Сохранность также приобретает новое качество – вместо физической сохранности речь пойдет о программной поддержке документов и соответствующих аппаратных средств. Кроме того, добавится проблема несанкционированного доступа и изменений в текстах. К сожалению придется постоянно быть готовым к отказу техники. [17, 19]
Наибольшим изменениям, вероятно, подвергаются аспекты использования фонда, поскольку для электронных изданий технология доставки меняется на технологию создания оптимального интерфейса и консультационную поддержку пользователей. Ни в одной библиотеке никому не придет в голову учить читателей грамоте или правилам работы с книгой, но учить работать с компьютером, ориентироваться в базах данных, извлекать и копировать информацию, вероятно, придется многим библиотекарям.
Особого разговора, применительно к фонду электронных документов, требует изменение самой парадигмы СБО. Если долгое время задачей СБО был поиск сведений о документах, то в электронной среде речь, как я полагаю, пойдет о работе непосредственно с текстом. Сейчас трудно предугадать, но по логике процедура выполнения тематической справки изменится на процедуру формирования кумулятивного ориентирующего текста.
Для национальных библиотек уже стала актуальной проблема обязательного экземпляра (ОЭ) электронных документов. Надо сказать, что в разных странах она решается по-разному. Например, в Финляндии предложено предусмотреть предоставление ОЭ только тех электронных публикаций, которые невозможно получить в Интернет бесплатно, а доступные без ограничения должны собираться для Национальной библиотеки специальным компьютерным роботом, регулярно просматривающим сетевые ресурсы. [15.29]
При работе с электронными документами остро встает и правовая проблема – надо искать пути улучшения лицензирования или хотя бы приближения процедуры работы с электронными документами к той, которая действует для печатных публикаций. За рубежом развивается практика создания различного вида консорциумов издательств и библиотек, обеспечивающих свободное предоставление электронных документов пользователям; идет отработка механизмов материальной компенсации владельцам авторских прав.
В итоге хотелось бы перечислить проблемы, с которыми придется столкнуться библиотекам при формировании фонда электронных документов:
üобеспечение унифицированного и простого интерфейса;
üразработка системы пользовательской поддержки при удаленном доступе;
üсопряжение с федеральной программой "Электронные библиотеки России";
üразработка критериев отбора документов;
üправовые вопросы взаимоотношений с держателями авторских прав: широта доступа и свобода копирования, коммерческое использование и т.д.;
üопределение предполагаемого контингента пользователей, от которого зависит содержание фонда электронных документов;
üвключение в работу по идентификации электронных документов (ISBN, URN), соотнесение электронной копии с книжным оригиналом;
üописание и каталогизация электронных документов, соотнесение описания с книжным оригиналом;
üоценка экономической составляющей проекта на различных стадиях реализации;
üсохранность информации, гарантии ее постоянного и бесперебойного предоставления пользователям;
üмониторинг спроса в продолжительном временном интервале;
üобеспечение постоянного соответствия программного и аппаратного обеспечения библиотеки стандартам для удаленных пользователей;
üучет электронных документов;
определение необходимого количества автоматизированных рабочих мест для читателей. [13, 17-28]
электронный библиотечный фонд документ
Глава 2. Методика и организация работы электронного библиотечного фонда
2.1 Цели и задачи создания фонда на электронных носителях
Основным средством хранения и передачи электронных документов пользователям является электронный библиотечный фонд. И пользователь, работая с электронными документами посредством удаленного доступа, в первую очередь обращается к электронному фонду библиотеки, создающемуся на основе фондов электронных документов библиотеки. И очень важно определить цели и задачи создания фонда электронных документов, так как это существенно облегчает работу по формирования данного вида фондов библиотеки.
Более подробно данный вопрос освещает Хахалева Н.И. в своей научной публикации.
Цели создания электронной библиотеки не должны и, по существу, не отличаются от создания библиотеки в традиционном, привычном смысле этого слова.
Основополагающими целями создания электронных библиотек является:
üсохранность библиотечных фондов;
üобеспечение доступа к информации.
Сохранность фондов на традиционных носителях является одной из основных задач библиотек. Представление информации в электронном виде дает несравнимо большие возможности для работы с данными, в отличие от традиционных изданий в печатном виде и изданий, на достаточно широко используемых микроносителях. Это позволяет обеспечить доступ к книгам, выдача которых по каким-либо причинам ограничена или невозможна, либо количество или качество которых в традиционных фондах не соответствует уровню требований читателей. Работа с электронными документами может осуществляться на качественно новом уровне, в первую очередь, позволяя реализовать гибкие возможности по поиску документов. Кроме того, создание электронных копий печатных изданий позволяет повысить качество обслуживания, путем пересылки их читателям по каналам связи, выдачи электронных изданий по индивидуальному и межбиблиотечному абонементу.
Для достижения поставленных целей необходимо решить следующие основные задачи:
1.Оцифровка печатных изданий.
2.Комплектование электронных ресурсов из внешних источников.
3.Каталогизация электронных изданий.
.Организация хранения информации.
5.Обеспечение и организация доступа к информации.
6.Информационная безопасность ЭБ.
1. Задача по оцифровке печатных изданий включает в себя решение следующих вопросов:
.1 Обеспечение сохранности печатных изданий.
При создании электронных изданий (ЭИ) особое внимание следует уделить сохранности оригиналов. Для этого необходимо разработать четкие требования и ограничения на сканирование, использовать соответствующее типу издания сканирующее оборудование. В дополнение, разработать систему учета изданий, прошедших сканирование. В случае с редкими и особо ценными изданиями должна проводиться экспертная оценка специалистами по сохранности фондов. [21, 84]
1.2 Способы оцифровки печатных изданий
Способы оцифровки определяются, с одной стороны, категорией и зависят от состояния печатного издания. В случае работы с изданиями I, II категории, перевод в электронный вид должен производиться на аппаратуре высокого класса в щадящем режиме. В остальных случаях режим и способ сканирования зависит от внутренних нормативных документов.
В зависимости от способа оцифровки применяется соответствующее оборудование:
üпланшетные сканеры (цветные и черно-белые)
üпланетарные сканеры
üцифровые фото – и видеокамеры
.3 Выбор формата представления данных
При выборе формата представления данных в ЭБ следует учитывать разницу типов создаваемых электронных изданий, используемых способов сканирования, требований читателей (при заказе копии через службу электронной доставки документов), а также удобства представления информации и работы с ней. Основные предлагаемые форматы: TIFF, PDF, JPEG, HTML, XML.
. Комплектование электронных ресурсов из внешних источников.
Если происходит доукомплектование ЭИ, созданными сторонними организациями (библиотеками, издательствами, частными лицами), то необходимо сделать проверку соответствия копии оригиналу. А также проверить регистрацию данного издания в государственных регистрирующих органах (Информрегистр, Роспатент). [24, 6]
. Каталогизация электронных изданий.
Для обеспечения оптимальных возможностей поиска информации в ЭБ, ее ресурсы, аналогично традиционным фондам, должны быть каталогизированы.
Каталогизация ЭИ всех типов производится путем создания нового библиографического описания в электронном каталоге ГПИБ в соответствии с принятыми стандартами и форматами. В случае каталогизации ЭИ на печатные издания из фондов ГПИБ, указывается связь с библиографическим описанием на печатное издание. [13, 8]
. Организация хранения информации.
В процессе решения задачи размещения и хранения массивов переведенной в электронный вид информации, следует руководствоваться вопросами сохранности электронных документов и обеспечением доступа к ним. Одним из вариантов является организация двух хранилищ: основного и вспомогательного.
Основное хранилище содержит фонды ЭБ в полном объеме. Вспомогательное хранилище используется для доступа читателей и содержит в регламентируемом объеме ресурсы основного хранилища.
Система хранения должна удовлетворять следующим требованиям:
üНадежность
üБыстрый и удобный доступ
üКомпактность
Исходя из этих требований, можно сформулировать следующие вопросы, требующие решения:
.1 Выбор типа основных и вспомогательных электронных носителей.
Выбор типа носителей ЭИ определяется возможностями вычислительной техники (средств хранения информации), с точки зрения оптимальности доступа и надежности физических носителей. Наиболее целесообразным представляется выбор комплекса технических средств хранения. А именно, в качестве основных носителей информации в ЭБ использовать файл-серверы с большеобъемными жесткими дисками, резервные копии держать на CD, DVD-ROM и др. [19.7]
.2 Временные рамки хранения информации.
Время хранения информации зависит от возможностей физических носителей информации и определяется соответствующими регламентирующими документами. По мере появления новых носителей, необходимо производить конвертирование и перезапись данных. Необходима разработка специального программного обеспечения (роботов), позволяющего проводить тестирование информации в ЭБ в автоматизированном режиме.
.3 Вопросы размещения и связности хранилищ информационных массивов.
Файл-серверы основного хранилища ЭБФ, а также резервные CD, DVD-ROMы размещаются в специально оборудованном помещении, с определенным климатическим режимом и не имеют доступа из локальной сети ГПИБ. Возможно хранение архивной копии в удаленных, специально созданных для этой цели государственных хранилищах. Файл-серверы вспомогательного хранилища расположены в отдельном помещении, связаны с локальной сетью библиотеки. CD, DVD-ROMы для общего пользования хранятся в подсобных фондах научных залов библиотеки.
.4 Сохранность электронных носителей и массивов данных.
Для обеспечения сохранности информации в электронных библиотечных фондах необходимо предусмотреть программные средства защиты массивов данных (несанкционированный доступ, копирование и др.), визуальный контроль электронных носителей и проверка информации при выдаче и возврате CD, DVD-ROMов. [17, 8-9]
Особое внимание следует уделять преемственности носителей информации при появлении новых видов технических и программных средств, своевременно обновлять парк вычислительной техники, конвертировать данные.
В эпоху информатизации хаотичное распространение информации на документных или магнитных носителях может привести к потере как самих источников информации, так и сведений, в них зафиксированных. Для обеспечения сбора, долговременного хранения и использования документов как источников информации служат наши современные библиотеки. [19, 7]
. Обеспечение и организация доступа к информации.
Одной из наиболее важных задач, встающих при создании электронной библиотеки, впрочем, как и традиционной, является задача предоставления пользователям доступа к информации.
Эта задача включает в себя ряд аспектов, таких как:
.1 Выбор формы предоставления доступа к информации
Доступ к основному хранилищу ЭБ для пользователей закрыт. Только сотрудники специальных подразделений имеют право административного доступа. Обслуживание пользователей осуществляется только из вспомогательного хранилища ЭБ.
Предоставление ресурсов электронной библиотеки для посетителей библиотеки осуществляется из локальной сети библиотеки, так и посредством выдачи CD, DVD-ROMов в читальных залах (для просмотра на оборудованных рабочих местах), через индивидуальный абонемент. Для удаленных пользователей доступ к информации предоставляется через глобальную сеть Интернет к определенной части информационного массива (например, редким изданиям), пересылкой CD, DVD-ROMов при обслуживании через межбиблиотечный абонемент, через службу электронной доставки копий документов. [9, 26]
.2 Разработка поискового механизма.
Так как каталогизация ЭИ производится в электронном каталоге библиотеки, то основные функции поиска будут обеспечены возможностями автоматизированной информационно-библиотечной системой, используемой в ГПИБ.
Для обеспечения полнотекстового поиска информации необходима разработка (или приобретение) соответствующего программного обеспечения, позволяющего производить поиск по всему информационному массиву, в зависимости от типа и формата хранимых данных. Поисковый механизм должен реализовывать различные возможности поиска, сохраняя, тем не менее, единую точку и образ ввода запроса.
.3 Определение границ возможностей пользователя по работе с данными.
Возможность работы пользователя с информацией в ЭБ определяются нормативно-правовыми документами руководящих органов РФ (защита авторских прав) и внутренней организационно – распорядительной документацией (обеспечение сохранности массивов данных и электронных носителей). [11, 99]
.Информационная безопасность электронных библиотек.
Обеспечение информационной безопасности – одна из важнейших задач создания ЭБ. Задача защиты информации ото всех типов угроз включает в себя обеспечение следующих параметров:
üцелостность информации, обрабатываемой, передаваемой, хранимой в ЭБ;
üдоступность всех открытых для пользователей ресурсов;
üконфиденциальность доступа.
Для решения данной задачи необходимо разработать комплекс организационных и программно-технических мер, включающих в себя следующие работы:
üвыработка концепции построения информационной безопасности ресурсов ЭБ;
üразработка пакета организационно-распрядительной документации, регламентирующей реализацию концепции;
üпроектирование системы защиты информации;
üразработка и внедрение программных средств;
üприобретение и установка технических средств; [23, 38-41]
2.2 Критерии отбора электронных документов в фонд библиотеки
Одной из главных проблем, возникающих на этапе создания электронных библиотек, являются трудности при определении того, по каким критериям следует отбирать электронные документы в фонд электронных библиотек.
Подробно данная тема освещена в работе Ю.Н. Столярова.
С точки зрения библиотечного дела приоритетом являются электронные документы, отвечающие по своим сущностным характеристика понятию издание. В качестве критериев можно вынести следующие характеристики:
üпредназначенность для общественного (массового) использования (не предназначены чаты, информационные ресурсы для управления, профессиональные, для бизнеса); организация как общественного продукта;
üпредназначенность для длительного использования (исключаются доски объявлений, чаты, ИР для управления, бизнеса, сообщения, новостные ленты, форумы, финансовая информация);
üоткрытость; обнародование, опубликование (чаты – это переписка)
üсамостоятельный объект, что, во-первых, дает возможность индивидуального доступа, во-вторых однозначную идентификацию посредством ISMC, ISTC, ISBD, ISSN и др.;
üналичие семантической информации;
üсамодостаточность (по этому признаку исключаются программы, ссылки, страницы, сервисы);
üналичие (или принципиальная возможность присвоить) наименования;
üзавершенность (не фрагмент и не в динамике);
üпринципиальная пригодность для хранения;
üнеизменяемость, стабильность содержания и формы (самого документа как оригинала).
Базы данных должны быть проанализированы с точки зрения их содержания и функционального назначения:
библиографические и справочные, представляющие собой, по сути, отдельные издания. Если это прямой аналог печатного, то берем без сомнения, если нет – по характеру;
полнотекстовые, состоящие их отдельных документов, что позволяет рассматривать их как издание типа сборника, либо как документный фонд;
фактографического характера, содержащие фрагменты текстов, могут быть отнесены к изданиям типа сборников, специальных справочников, отчетов и. т.д. Подход – в соответствии с общепринятыми нормами и фактом опубликования.
Таким образом, к базам данных должен быть применен выборочный подход, основанный на признаке издающего учреждения, целевого назначения и долгоживучести. Приоритет отдается тем, которые могут быть рассмотрены в качестве аналогов изданий. Пополнение рассматривается как кумуляция и к ней применяются принципы сохранения последней кумуляции. [9, 40]
Сайты лучше рассматривать не как издания, а как учреждения, где могут быть и издания, и целые фонды. Если сайт представляет собой исключительно коллекцию документов, то в качестве объекта рассматривается каждый из них.
Итак, по сумме признаков исключаются: чаты, доски объявлений, переписка, технологические базы данных (имеющие признаки рабочего архива и для этого предназначенные), новостные ленты, форумы, сообщения, программы, ИР для управления, оперативная бизнес-информация, техническая документация.
Выборочно включаются в библиотечно-информационный фонд: базы данных (исходя из их фактического содержания и целевого назначения).
Безусловно берутся: электронные издания, являющиеся аналогами печатных или их копиями (если таковые относятся библиотечно-информационному фонду), периодические издания (по факту лицензирования), базы данных, выполняющие функции издания.
В связи с тем, что к информационным единицам электронных библиотек, предъявляется ряд специфических требований – возможность вечного хранения без потери пользовательских свойств, возможность однозначной ссылки и поиска (включая факторный), в фонды ЭБ могут включаться только документы, подготовленные специальным образом и удовлетворяющие определенным свойствам. Среди основных мы видим следующие:
üпереносимость (независимо от конкретного вида носителя, платформы или операционной системы);
üпредставление в виде файла или набора файлов размещенных в одной директории (корневой поддиректории ЭД) и ее поддиректориях;
üпредставление всех файлов электронного документа исключительно в форматах, оговоренных в спецификациях ЭБ. Критерием отбора форматов являются:
üполное отсутствие правовых ограничений на их использование и невозможность их появления в последующем;
üпростота и ясность формата, открытость и полная документированность его синтаксиса и семантики;
üоценка возможности полностью автоматической конвертации файлов формата при смене форматов с течением времени.
Все документы, не удовлетворяющие данным свойствам, должны быть доработаны или преобразованы (конвертированы) к необходимому виду. При невозможности удовлетворения хотя бы одного из данных требований, но особой ценности электронного документа, он может быть временно включен в специально организуемый отдельный фонд электронной библиотеки для последующего приведения к необходимым форматам. Следует, однако, сознавать, что организовать безусловное вечное хранение (без потери функциональных свойств) целого ряда электронных документов на данном этапе представляется невозможным. [20, 5-10]
2.3 Сохранность электронного фонда библиотеки
Электронные фонд библиотеки, как и его составляющие электронные документы, приобретают всю большую популярность на современном этапе формирования библиотечных фондов. Это связанно с удобством использования электронного фонда библиотеки пользователями, и хранением электронных документов.
Более подробно на эту тему пишет К.Н. Фесенко.
"Многие специалисты полагают, что роль библиотек в информационном обществе как раз и заключается в фильтрации, оценке, переработке и приведении в удобное для использования состояние различных сетевых ресурсов".
Фонды современных библиотек – гибридные фонды, в которых наряду с документными источниками информации превосходно "уживаются" электронные издания, а в некоторых случаях начинают вытеснять их.
Для чего библиотеки стали приобретать электронные ресурсы, закупать дорогостоящее оборудование, программы и технологии, налаживать спутниковые и волоконно-оптические системы связи с другими библиотечными и информационными организациями? Для того чтобы сделать свои фонды широко доступными, в том числе особо ценные или редкие источники информации вплотную приблизить к читателю; чтобы научить читателя ориентироваться в них, вычленять из колоссального информационного потока только самое необходимое, и наконец, чтобы предоставить своим абонентам в пользование все мировые информационные ресурсы. [24, 2]
Внедрение информационных технологий в повседневную жизнь библиотек проводилось поэтапно и во многом зависело от их типов и видов, категории, финансовых возможностей, социально-психологической готовности руководителей и подчиненных работать по-новому, а также от близости к центральным книгохранилищам страны или к научным библиотекам крупнейших вузов. Именно на базе этих центров создавались новые прикладные программы, разрабатывались и внедрялись новейшие технологии, организовывались отделы автоматизации, которые со временем разрастались в крупнейшие научно-исследовательские лаборатории; широко использовался опыт ведущих зарубежных библиотек, практиковался обмен БД и технологиями, комплексно решалась проблема подготовки и переподготовки кадров применительно к новым условиям работы. [3, 52]
Библиотекам регионов пришлось решать на местах сложные социально-психологические проблемы. Грань между библиотекой и центром научно-технической информации стиралась у них на глазах. Если греческое слово biblion соответствует русскому книга, а книжная продукция начинает вытесняться электронной, то само название библиотека уже не отражает всех направлений ее деятельности сегодня. Меняются понятия, орудия и средства труда, сами люди, формы и методы их общения. [4, 8]
В настоящее время возникает интерес к новым аспектам профессиональной компетенции библиотекаря – таким, как техническое умение, сокращающее дистанцию между информацией и средствами ее получения. Сегодня техническим умением обладают не только библиотекари, но и читатели определенной категории (студенты, аспиранты, преподаватели, служащие государственных органов управления, руководители крупных предприятий и т.д.). Для них компьютер сам по себе может рассматриваться как часть библиотекаря.
Современная ПЭВМ поставляет информацию по запросу и одновременно усиливает некоторые когнитивные функции читателя – различение информации и ее интерпретацию. В то же время компьютер является интерпретатором между читателем и прикладной библиотечной программой, между библиотекарем и прикладной библиотечной программой. [2, 9]
Природа связи между библиотекарем и компьютером или информационными системами заложена в отношении между познанием и действием, исследование которой и составляет одну из важнейших задач современной психологии.
Одна из современных тенденций развития библиотечной деятельности связана с ограничением вмешательства в нее библиотекаря. Полная автоматизация всех библиотечных процессов ведет к сокращению рабочих мест и уменьшению числа поручаемых библиотекарям задач, к пересмотру вопроса о профессиональной подготовке библиотечных кадров. Однако современная библиотека значительно расширила свою роль в информационном обществе и освоила дополнительные, ранее не свойственные ей области деятельности. [6, 10-11]
Современную библиотеку можно назвать самостоятельным книгоиздательским учреждением, вынужденным заниматься оцифровкой какой-либо коллекции документов или части ее в целях сохранности информации и (или) приобретения отсутствующей на данный момент. Традиционная библиотека на уровне книготорговых организаций занимается сбытом накопленной информации, самостоятельно решает правовые проблемы на уровне защиты авторских прав, свободы копирования электронных изданий, коммерческого использования их и т.д. Она вынуждена развивать маркетинговую деятельность на рынке информационных продуктов, участвовать в грантах, разрабатывать, рекламировать и продавать прикладные библиотечные программы, следить за ростом цен с целью добывания денег для той же оцифровки документов, приобретения дорогостоящего оборудования и информационных технологий. Отсюда вытекает необходимость для библиотекарей таких знаний, которые помогли бы им ориентироваться в аппаратном обеспечении, операционных системах, программных средствах в условиях быстро меняющегося компьютерного оборудования и форматов записи информации.
Компьютеризация добавила библиотекарям много новых обязанностей, которые раньше не включались в перечень квалификационных навыков. Библиотекари сами составляют руководства пользователям, проводят уроки компьютерной грамотности, участвуют в разработке новых межгосударственных стандартов по всем видам библиотечной деятельности, соответствующим международным требованиям для межконтинентального обмена информацией.
Для этих же целей в последнее время в библиотеках наметились новые формы сотрудничества. На мировом уровне – это объединения по региональным, ведомственным, профессиональным или другим признакам в рамках консорциума для работы с полнотекстовыми электронными изданиями. Создан Международный библиотечный, информационный и аналитический центр, представляющий собой корпорацию международного статуса в интересах сотрудничества России, стран СНГ и США с другими зарубежными библиотеками в библиотечно-информационной, научной и культурной сферах. Успешно функционируют международные ассоциации пользователей и разработчиков разных автоматизированных библиотечных систем и новых информационных технологий.
На государственном уровне – это слияние собственных информационных ресурсов в форме современной электронной библиотеки для создания объединенного электронного каталога и объединенной электронной библиотеки. Российская государственная библиотека как главное книгохранилище страны и НБ МГУ как крупнейшая вузовская библиотека разрабатывают проект, в результате осуществления которого каждый виртуальный читатель, пользователь ПК сможет ознакомиться с электронными изданиями, прочитать в оцифрованном виде рукопись, редкие ценные книги, географические карты, не покидая дома или офиса. [17, 21]
На региональном уровне представляется необходимым объединение библиотечно-информационных, архивных и музейных учреждений с целью создания сводных электронных каталогов и полнотекстовых баз изданий региона.
Казалось бы, от внедрения новых информационных технологий связь библиотекарь – читатель разрушается, образуется новая – читатель – компьютер. Но кто, если не библиотекарь, будет поддерживать эту связь, выявлять информацию, оценивать ее, перерабатывать и доводить до пользователя, представлять в функционирующей информационной среде?!
Библиотекари в сотрудничестве с программистами создают электронные полнотекстовые базы данных, вносят коррективы в прикладные программы и участвуют в создании новых. Кроме того, в профессиональной библиотечной среде считается невозможным игнорирование традиционных носителей информации. Даже при полной автоматизации неожиданная ситуация может вывести из строя автоматические системы, и библиотекарю необходимо не растеряться в экстремальных условиях и продолжать выполнять основную роль посредника между читателем и информацией, ощущая свою значимость на рабочем месте.
Таким образом, основные задачи и цели библиотек не меняются применительно современным условиям, а приобретают новую окраску. [22, 35-37]
Заключение
Перед электронным документом лежат широкие возможности реализации в сфере библиотечного фонда, и самой библиотеки в целом, и то каких результатов добилась электронный библиотечный фонд и электронный документ является лишь началом длинного пути развития.
На основе вышеизложенного материала можно сделать следующие выводы.
Электронный документ, как и электронный библиотечный фонд являются приоритетными путями дальнейшего развития самой библиотеки. Требуется решить проблему, связанную с обеспечением самой библиотеки современными средствами вычислительной техники, так как на данный момент этот вопрос стоит очень остро ввиду недостаточного финансирования библиотек.
Необходимо проводить подготовку новых кадровых сотрудников библиотеки с учетом обучения владением средств вычислительной техники как минимум на уровне пользователя, для улучшения работы по созданию электронных библиотек и комплектования их электронными документами.
Требуется осваивать новые методы формирования библиотечного фонда, с учетом использования в них электронных документов.
Необходимо четко определить критерии соответствия электронных документов фонду библиотеки, как традиционному, так и электронному.
Следует вплотную заняться проблемой сохранности печатных изданий редких и ценных книг, в рамках сохранения культурного наследия предков.
Электронная документ, как и фонд электронных документов должны стать обязательными компонентами библиотек нового поколения, так как они являются наиболее перспективными видами развития библиотеки, как организации осуществляющей хранение и передачу информации пользователям.
Список используемой литературы
1.ГОСТ 7.83-2001 Электронные издания. Основные виды и выходные сведения // Стандарты по библиотечному делу: сб. – СПб., 2002. – с 6.
2.Баренбаум И.Е. Книговедение и электронная книга // Книга: Исследования и материалы. – Сб.76. – М.: ТЕРРА, 1999. – С.5-15
.Гиляревский Р.С. Электронная книга: современное состояние и перспективы развития // Книга: Исследования и материалы: Сб.74. – М.: ТЕРРА, 1997 – С.51-60
.Земсков, А.И. Что придет после электронных библиотек? / А.И. Земсков, Г.А. Евстигнеева, И.А. Скорикова // Научн. и техн. библиотеки. – 2004. – N 7. – С.5-15.
.Земсков, А.И. Электронные библиотеки: учебник для вузов / А.И. Земсков, Я.Л. Шрайберг. – М.: Либерея, 2003. – 351 с. – (Альманах "Приложение к журналу "Библиотека").
.Калабухова, Л.Б. От фонотеки к медиатеке / Л.Б. Калабухова // Новая библиотека. – 2006. – N 7. – С.9-12.
.Качалина, В.В. "Электронная коллекция" или "электронный фонд"? (по данным экспертного опроса) / В.В. Качалина // Библиотековедение. – 2006. – N 1. – С.55-61. – Библиогр.: с.61.
.Класквин Ф.Ф., Тимофеева О.В. Электронные журналы: традиционные участники, новые роли // Информационные ресурсы России. – 1999. – No 4. – С.25-27
.Козлова, Е.И. Рынок электронных ресурсов / Е.И. Козлова // Библиотека. – 2005. – N 3. – С.38-41.
.Линдквист М.Г. Политика библиотек в области электронных публикаций // Библиотеки и ассоциации в меняющемся мире: новые технологии и новые формы сотрудничества: Труды конференции (Евпатория, 23-28 мая 1994 г.). – М.: ГПНТБ, 1994. – С.97-100
.Литвинова, Н.Н. Еще раз об электронном документе / Н.Н. Литвинова // Научн. и техн. библиотеки. – 2005. – N 11. – С.57-62.
.Литвинова, Н.Н. Электронные документы: отбор, использование и хранение / Н.Н. Литвинова // Библиотека. – 2005. – N 6. – С.6-9.
.Майстрович Т.В. Проблемы формирования фонда электронных документов // Науч. и техн. б-ки. 2000, № 10. С.39.
.Майстрович Т.В., Казаков В.Г. Электронный документ как объект библиотечного дела: постановка проблемы // Российский научный электронный журнал "Электронные библиотеки". – 2003. – Т.6, вып.4.
.Морган Э. Электронные книги, библиотеки и право собственности // Научные и технические библиотеки. – 2001. – No 8. – С.27-35
.Морозовский М. Электронная книга // Книжное дело. – 2002. – No 2 (46). – С.38-39
.Национальная электронная библиотека: концепция // Новая библиотека. – 2004. – N 10. – С.17-25.
.Сире, Л. Сохрани или потеряешь!: долгосрочное архивирование электронных публикаций: опыт Германии / Л. Сире // Библиотечное дело. – 2006. – N 7. – С.6-9.
.Столяров Ю.Н. О сущности библиотеки // Библиотековедение. – 1998. – No 5. – С.3-10
.Столяров, Ю.Н. Понятие электронный фонд: дискуссионные вопросы / Ю.Н. Столяров // Научн. и техн. библиотеки. – 2006. – N 8. – С.80-89.
.Фесенко, К. Обзор тенденций развития электронных ресурсов и адаптации к ним читателей и библиотек / К. Фесенко // Научн. и техн. библиотеки. – 2006. – N 10. – С.30-38.
.Хахалева, Н.И. Формирование библиотечного фонда в электронной среде: концептуальный подход / Н.И. Хахалева // Библиотековедение. – 2006. – N 3. – С.38-41.
.Шрайберг, Я.Л. Российские электронные библиотечные ресурсы и авторское право / Я.Л. Шрайберг // Научн. и техн. библиотеки. – 2005. – N 10. – С.5-12.
.Электронная книга: Взгляд в будущее / Алексеева М.И., Барышева О.В., Гиляревский Р.С. МГУ. Факультет журналистики. – М., 2000. – 44 с.