- Вид работы: Дипломная (ВКР)
- Предмет: Культурология
- Язык: Русский , Формат файла: MS Word 665,31 Кб
Отношение к дуэли в России (XVIII-начало ХХ века)
Оглавление
Введение
Глава 1. История русской дуэли
.1 Феномен русской дуэли
.2 Дуэльный кодекс
.3 Понятие дворянской чести
Глава 2. Отношение к дуэли в России
.1 Отношение государства
.2 Отношение общества
.3 Отношение церкви
Заключение
Список использованных источников
Приложение
Введение
«Поединок есть условленный бой между двумя лицами, смертоносным оружием для удовлетворения поруганной чести, с соблюдением известных установленных обычаем условий относительно места, времени, оружия и вообще обстановки выполнения боя» – дает первое и наиболее верное определение дуэли военный писатель Швейковвский в конце 19 века о дуэли (фр. duel, лат. duellum – «поединок», «борьба двух») [42]. Однако в России к этому времени феномен дуэли имеет двухвековую историю.
С внедрением имперского строя в России наступает расцвет служивого сословия – дворянства, когда в 1718 году Пётр I при проведении Податной реформы исключил от обложения подушной податью дворян. А военная служба становится привилегированным государственным делом дворян благодаря Петровскому указу о «Табеле о ранге», а его статус утверждал образец поведения с его морально-нравственными качествами.
Вместе с нарастающей популярностью служивого сословия, появляются, перенимаемые из Европы, новые правила, обычаи и традиции, присущие уже новому классу в новом Российском государстве.
Таким образом, в сословной иерархии послепетровского российского государства главенствующее положение занимало дворянство. Оно имело исключительные права, но эта исключительность ко многому обязывала.
В работе мы обратились к времени существования дуэльной традиции – XVIII- начало XX века.
Актуальность исследования.
Дуэль – одно их неотъемлемых социальных явлений целой эпохи, что подтверждает обращение к его проблематике в классической литературе. Оды, стихотворения, поэмы, эпиграммы, повести, рассказы и романы – все отражало особенности эпохи, нравственные и эстетические ценности времени; определяет дуэль как символ золотого века благородства и чести.
Дуэль, вошедшая в обиход дворянской среды России второй половины XVIII века, воспринималась как единственный способ отстоять свою честь, и дворянское офицерское достоинство, несмотря на то, что в литературе того времени лейтмотивом прослеживались идеи о ее жестокости и неправомерности, являясь личным судом. Однако, этот феномен занимает важное место в русской культуре XVIII-XIX веков, несмотря на двойственный характер поединка: защита собственного Я, и нарушение права человека на жизнь.
Поединки интересовали не только писателей, обращавшихся к психологии дуэлянтов; множество заметок и рассуждениях на эту тему свидетельствует о популярности дуэли как нравственного обычая. Многие мемуаристы описали или хотя бы упомянули известные им дела чести, а сами дуэлянты писали «рассказы о поединке».
Историография проблемы дуэли в России интересовали не только современников, писателей и поэтов, но и историков и литературоведов как проявление человека в сфере духа. В отечественной литературе интерес к повседневной жизни русского дворянства, и в том числе к дуэли, стал возрождаться в 1960-е годы. Здесь следует отметить работы профессора, доктора филологических наук и культуролога Ю. М. Лотмана. В данной работе мы обратились к его основополагающей монографии «Беседы о русской культуре» и разделу из комментария к «Евгению Онегину», которые являются лучшим теоретическим осмыслением феномена русской дуэли. Огромный вклад в изучение темы дуэли внес историк А. В. Востриков, чьи работы «Книга о русской дуэли», «Правила поединка» и статьи в журналах являются основными для написания выпускной квалификационной работы. А совокупность уникальных материалов конца XIX- XX века позволили детализировано составить и обобщать картину эпохи и темы дуэли.
Цель работы – рассмотреть особенности понятия и проведения дуэлей в России, а так же отношения со стороны государства, общества и церкви к поединкам.
Соответственно этой цели задачи данной квалификационной работы следующие:
. Рассмотреть историю русской дуэли.
. Охарактеризовать понятие и проведение дуэлей в России.
. Проанализировать отношение к дуэли со стороны государства, общества и церкви.
Предмет исследования – дуэль как социокультурный феномен в жизни русского дворянства.
Объектом исследования является русское дворянство XVIII – начало XX веков.
Хронологические рамки определяются с возникновения такого феномена как дуэль до её заката. (XVIII-нач. XX вв.)
русский дуэль дворянский поединок
Глава 1. История русской дуэли
.1 Феномен русской дуэли
Дуэль является одной из самых таинственных явлений жизни русского дворянства, несмотря на заимствование, заняла нишу среди национальных особенностей Российской Империи. Лотман Ю.М. в главе Дуэль дает следующее определение: «происходящий по определенным правилам парный бой, имеющий целью восстановление чести, снятие с обиженного позорного пятна, нанесенного оскорблением» [21].
Свое начало поединки берут в Западной Европе времен нецивилизованных обычаев Средневековья «эры невежества, суеверий и готского варварства» [41]. Множество авторов находили корни дуэлей во всяческих формах поединка, стремясь разом разрешить возникшие между ними противоречия один на один.
В период Средних веков практика судебных дуэлей находила массовое применение повсюду в Европе. Изначально она пользовалась поддержкой церкви, так как папа римский Николай II санкционировал ее в 858 г. Впервые узаконенный, судебный поединок быстро распространился по остальной части современной Франции, укоренившись во всех франкских королевствах [41].
Западноевропейские дуэли носили судебный порядок, достигнув апогея к ХI веку. Но уже к XII веку, с потворства церкви, поединок как институт повсеместно запрещается.
На замену приходит эпоха рыцарства. Она известна своим пристрастием дворянства к торжественным турнирам, с элементами военной игры, что отвечало идеалам рыцарей. В то время была принята месть своим обидчикам, которая решалась путем равного боя, используя холодное оружие: шпага или кинжал. Неотделимой частью этого явления выступали правила и традиции феодальной верности, которые связывали рыцаря с сеньором, что способствовало укреплению связей подданных с королем и наоборот. Понятия рыцаря о чести, во многом были чужды простолюдину или купцу, что подчеркивало привилегии рыцаря перед королем.
Турниры, давали рыцарям возможность совершать публичные героические деяния для дамы сердца на ее глазах, что свидетельствовало о соблюдения традиций средневекового кодекса куртуазной любви. Таким образом, прослеживается связь судебного поединка и средневекового турнира с присущей им соревновательностью.
Третьим средневековым институтом, бывшим близким родственником турнира и судебного поединка [41] следует назвать рыцарскую дуэль. Стоит сказать в первую очередь об ее легальности и фиксированных правилах: проходили на огороженных площадках, четко определенные одинаковые правила для обоих участников и принадлежность к рыцарскому сословию, о чем свидетельствует пункт 12 правил: «Кто не может доказать своего благородного происхождения по отцу и матери хотя бы в четырех поколениях, не должен претендовать на честь быть допущенным к состязанию». А главное ее назначение состояло в улаживании вопросов, касавшихся чести рыцаря как дворянина. Однако, как и судебный поединок, от современной дуэли она отличалась тем, что проходила публично с соизволения и благословения государя.
Итальянские войны XVI века важную роль в дуэлей. На территории на долгое время множество солдат вследствие враждебных действий. В значительное количество оказалось в соприкосновении с чем-то для них, впитывая и быстро не совсем привычные на понятие о л чести и дуэльные . Возможностей для того, опробовать приобретенный на практике, у них предостаточно, так как война благодатной почвой для всеобщей неприязни и , а значит и идей дуэлей.
образом, можно дуэль в ее традиционном как, официальный защиты собственной , предшествующий двух врагов.
Де соблюдение представляет собой проработанное дело. В неумелого проведения ее опасность неожиданный и даже результат. Важным остается то, что на протяжении своей дуэли во всех могли вести люди благородного .
В «Книге о дуэли» Востриков , что первая дуэль на земле состоялась по образцу в мае года в Немецкой города Москвы, и поединком по правилам. дуэли молодые чужестранцы – майор Монтгомери и полковник Патрик , будущий юного Петра I, от царя звания и контр-адмирала. Само европейского на окраине тогдашней столицы приближало к Западу, готовило для преодоления и экономических преград и . Процесс этот шел , но он шел. [13].
В то время дуэль в представ собой самосудную . Она совершалась в тайне от правосудия и в целом запрещена , однако регламент ее негласно существовал офицеров, но дуэлянты государственному , исключая вопрос о дворянина. Наказания быть разной : от амнистии до в места боевых и смертной казни.
На еще целого века входили в культуру, так как в Московской неведомо было западноевропейской чести. повсеместное дуэлей началось со 2-й XVIII века, с течением века, чувства достоинства становится среди дворянской .
Дворянин был человеком с и основным его была война. Как и в человеческом коллективе этого общества своя ценностей, понятие . Русское дворянство так впитало идею , что дворянин из « с оружием» превратился в « чести». Дворянин, чести, в глазах становился в государстве. Если играла столь значение в жизни , то понадобился и для ее восстановления. Таким и являлась дуэль
Так, « государство» Петра I еще поведение на войне как служение пользе, а храбрость его – как средство для достижения цели, то с чести храбрость в самоцель. С этих переживает известную средневековая этика [21]. Подтверждение мы находим в кодексе В. [17]: «При заочном женщины из присутствующих лиц имеет заступиться за нее и потребовать от удовлетворения за нанесенное . Если из присутствующих лиц не заступился и не удовлетворения от оскорбителя, то другое лицо, впоследствии о оскорблении, имеет требовать за него , являясь в обоих естественным оскорбленной женщины».
поединки стали случаться между гражданами. Это за собой нормативно-правовое государства. Император I предусмотрел распространение , для сохранения офицеров, необходимых ю для реализации его стратегических . Это повлекло за собой законодательных .
Глава 49 петровского устава 1715 , называвшаяся «Патент о и начинании », провозглашала: «Никакое чести обиженного образом умалить не », потерпевший и происшествия обязаны донести о факте военному суду; тоже . За сам вызов на дуэль лишение чинов и конфискация имущества, за на поединок и оружия – смертная с полной конфискацией , не исключая и секундантов.
закон о смерти всех с конфискацией имущества, и предусматривал смерть и для : «Ежели , что двое на назначенное выдут, и один другого шпаги , то Мы повелеваем , хотя никто из уязвлен или умерщвлен не , без всякой милости, и секундантов или , на которых докажут, казнить и оных отписать… Ежели же начнут, и в том бою и ранены будут, то как , так и мертвые повешены да ».
В жестокой манере были другие документы, еще подчеркивающий запрет . В качестве приложения к петровскому «Артикул воинский» года [1], в поединкам две статьи. В первой из них (« говорилось: « , и поединки чрез сие . Таким , чтоб , б кто он ни был, высокого или чина, или иноземец, , кто словами, делом, или чем к побужден и раззадорен был, не соперника вызывать, на с ним на пистолетах или на . Кто против учинит, , как вызыватель, так и кто выйдет, , а именно повешен, из них кто ранен или … то их и по за ноги ».
Статья воинского артикула то же и секундантов: « кто с кем поссорится и », то и секунданта « же наказать ».
Но несмотря на это, против поединков, до года, за все эти семьдесят лет ни не применены Ко распространения в России петровского артикула, за поединок, основательно .
дуэлей молодёжи в царствование II, что императрицу издать « о » в году. В нем дуэли насаждением. дуэли, включая , , устанавливался в качестве денежный , а обидчику- в Сибирь. За и на дуэли назначалось как за преступления.
Позже эти I, издав «Свод ». Он гласил о том, что разрешать путем, « примирять и оказывать взысканием с обидчика».
I: «Я ненавижу ; это – ; на мой взгляд, в них нет ничего ». Но подвергалась и со стороны , в ней проявление предрассудка и дворянскую , основанной на и Природе. С дуэль делалась сатиры или [20].
но, что " веком" в является XIX. В заграничных армии – 1814 гг. с этим элегантным, и , а посему защиты своей и и заразилось им. на 20-40-е XIX приходятся дуэли с , Рылеева с , Грибоедова с Якубовичем, с де и , когда на дуэлях людей.
Но все были , и распространялись , на десятилетие войн – с по год, когда число .
Особый расцвет пришелся на I. Дуэли в претворяются с , несмотря на законом . между дуэлянтами от 3 до 25 ( всего 15 ), дуэли без секундантов и , дуэлянты из в большинстве [см. прил. 1].
в 1894 узаконил , а в 1912 было « для ведения дел чести в », подготовленное И. Микулиным[37].
ему за вызов на в случаях начальника или младшим по , касающимся , при наказанию подвергался и вызов или , но это только вызовов по ; по личным же , не касавшимся , и вызовы начальников, то в случае оскорбления мог вполне на и генерала.
Приказ по № 118 от 20 мая 1894 , так и озаглавленный: « о ссор, в среде», из 6 пунктов. устанавливал, что все дела об командиром войсковой в суд офицеров. определял, что суд либо примирение , либо ( оскорблений) постановить о . При решение о примирения носило , решение о – обязательный к . третий , что конкретные определяют , самими , но по окончании суд офицеров по представленному протоколу поведение и и условия . четвертый офицера, от , в двухнедельный представить об в отставку; в противном он увольнению без . , пятый оговаривал, что в тех , где отсутствуют общества , их выполняет сам войсковой .
В году офицеров были в , и приказом по военному № 81 от 6 1912 в воинский « » была , 14-я – «О суде », 50 статей (со 130-й по ).
Статья 130 Устава функции : «Суды чести для военной службы и офицерского . На них возлагаются: а) , несовместных с о чести, достоинстве, и ; и б) разбор ссор, в ». Статьи 175, 176, 177 и 178 повторяли чести, в по военному за №№ 118 и 119 1894 в дуэлей: о примирении о (здесь добавлялось: в поступков как из ссоры – производство ), со службы за от поединка в , разбор дуэлянтов и и дуэли ( ), и т. д. При этом, противники в полках и имелись в судов этих , слово чести полка, где . Офицеры во время также были его честь.
к ( вызов можно не и кого не было ) :
лица, в общественном (; ранее от ; подавшие жалобу на в );
сумасшедшие;
лица, на низких культуры (т.е., как правило, );
должники по отношению к ; близкие (до и племянников );
женщины.
женщины был ее естественный (, отец, брат, сын, , ). При этом допустимости дуэли являлось ее поведение, то за , известной поведением, не на защиту от .
терял выбора и т. д., его противник извинился, а он не . Не допускалась одного , его поверенным, первый был в драться. отклонить оружие, их был одноногим или без правой , и могли , он был одноглазый и при этом оскорбление. говоря, при оружия было регулировать ход в его подвижности и возбуждающего на ; того, в поединках на всегда сказывалось в таком , как фехтование. дуэли на не были широко . дуэли являлось у противников – по , шпаги или , силе боя и . Секунданты были дуэли тщательно оружия; при при на пистолетах марка не была заранее . Огнестрельным оружием (по установившейся – ), холодным – , сабля, , , эспадрон.
Но все попытки законом, тщетными. А не в вплоть до монарха – II.
Таким – это строгий двух , целью которого поруганной , что и ее от , несмотря на смертоносное .
.2 кодекс
в России не официальной до 1904 , в письменный был обобщен В. Дурасовым[17]. До ее закреплены в дуэльных , на основе прецедентов самими .
Для большинства дворян под подразумевался свод для . В в статье «Тема «» у Бестужева-Марлинского, и » [12] говорит о том, что с в , кодексы не составлялись, и на ту пору не . А если и был , он личный и о бретерском дуэлянта, являясь лишь его , от того, применялись ли они на .
образом, , являлся знаком , а для его обладателя – причастности к для России [12].
, не в издание , ие уголовные преступление. этого не добивались, чести. Спустя существования в , в 1894 , офицерами общая а зрения в [25]. Изданные « о ссор, в среде» не действующие боя.
положения дуэльного В. мы за основу данной , в обобщены для и каждого .
Первое о социальном противников и , так как лицо, стоящее , только его , но не оскорбить его. При вызове первый отклонить и последнему искать порядком. При дворянина , несмотря на его , первый обязан судебным , так как он потерпел от , но не от оскорбления. , на это, дворянин пожелает , то он на это право не , как с формального суда чести, , ли противник ему . разночинцами дуэль , но аномалией, не своему [17].
обоюдно имают о между и конфликтов в виде на .
Оскорбления как повод для на три вида:
– направленные , не затрагивающие ;
– оскорбления, против или лица, диффамация, , не в область оскорбления ;
– оскорбление . тяжести зависела от ти и оскорбителя.
В зав от степени , мог повлиять на характер им . Так, например, при 1 он мог самостоятельно выбирать , 2 – оружие и вид , 3 степени – (он мог и свое), род , барьерную , определялась по правилам. Но и обстоятельства, тяжести оскорбления, что от оскорбленного, от оскорбителя, от оскорбления.
, вызов на посылался 24 после суда , – через 24 часа вызова. П при , которые вели собой, где характер , меры по сторон, условия , доставки на место и .
Порядок проведения был строго по часам. назначали для , куда прибывали с и врачом в назначенное . не свыше 15 минут; в опоздавший , так как он уклонился от .
Начало спустя 10 после . Несмотря на , гнев, и негативные на друг , противники и по правилам приветствовали поклоном.
Секунданты о назначении я , предлагал дуэлянтам в раз , если по , а главное , это возможно. всего мир был , и излагал поединка.
После , по два с каждой стороны, и границы боя, и в присутствии пистолеты. При на или шпагах раздевались до рубашек. Из карманов все. занимали места боя, врачи , за ними. действия про по распорядителя по .
Следует , что в проведения дуэли , всего на , имели огромное . Их обычно вело к поединка. весь ход , ее и участники в протоколе, подписывался из и секундантами.
Традиционной для двойная на пистолетах, пять в зависимости от (расстояние, , время первого , противников по отношению к , вид сигнала для и т.д.) и ма своей реализации
в России отличались ис условий: колебалась от 3 до 25 , даже без и врачей, на один, до смертельного , что было в России. Порой , поочередно у , пример дуэли на встречается в – Печорина с в « нашего », чтобы в противник не в . При таких условиях оба .
Так, например, условия, Пушкина и , были ( по-французски)
. становятся на расстоянии друг от и пяти ( каждого) от , расстояние равняется .
. Вооруженные пистолетами по , идя один на другого, но ни в не переступая , могут .
. того, , что выстрела не дозволяется , для того, чтобы своего противника на том же расстоянии.
. обе сделают по , то в случае возобновляется как бы в раз: противники на то же в 20 шагов, сохраняются те же и те же .
. являются во всяком объяснении на месте боя
. , нижеподписавшиеся и полномочиями, , каждый за , своей .
дуэли и Дантеса жестокими (дуэль на смертельный ).
Еще одно дуэли : « в воздух право , стреляющий . Противник, в воздух, если его не на выстрел или в , считается уклонившимся от …» Правило это связано с тем, что в первого из морально к великодушию, его самому свое .
Романтизированный , распространившийся офицерской среде, в офицерский , ему некоего подвига во имя и .
Но русская церковь в публицистике. церкви к было не воспринимаемым как в офицерской ; она зла в пробеле в уголовных [7], законно свое . Упование на , вершил приговор пистолета, называли , как , так и . Но все случалось из-за , что дуэлянты для же себя и мораль.
Что дуэлянтов с , то даже в в качестве секунданта за неприятные : для это, как правило, было р и на Кавказ, но за дуэль начальство. Это известные при секундантов: как , в которого жизнь и , , оптимально, должен был другом. Но противоречило друга в , ломая ему . Со своей , также в трудном . дружбы и чести приглашение в как знак доверия, а и – видеть в опасную продвижение или вызвать злопамятного .
.3 дворянской чести
« – , – женщине, долг – , – никому» – последнее чести 1804 .
В словаре , определяется как «достойные и качества человека, его . Хорошая, репутация, имя, целомудрие, , и уважение» [31].
быть по всем чести: не было неприязни, а ритуала в ходе в взаимное уважение – Ю.М. .
Понятия , и деловой , возвеличенные в и до ранга фатальных в качестве отличительного от низших . З от личности, ее убеждений, или клана, к принадлежал тот или . Учитывались и культурные и его проживания. из мести за убитого и из-за шутки или , особенно объектом .
Если сразу же просил , , либо он просто для дуэли, то в среде был трусом, и тем урон его имиджу. А – бретером. Примирение вызова и его принятия выстрелами или без каких-либо намерений с . Принимая , оскорбитель , что противника себе и, , его честь.
, дуэль собой по восстановлению . Она не может вне самой специфики « » в общей европеизированного дворянского со Петра . Поэтому, как чести не ритуальным .
дворянин жил и под двух регуляторов : как верноподданный, государства, он .
стимулом подчинения был карой, . Но в то же время, как , человек , одновременно и социально , и культурной элитой, он . Психологическим здесь выступает . , который себе , подразумевает изгнание и чести как поведения [21].
В порядке только . Попытки решать « » в порядке как проявление трусости. , дуэль защитой , а не [22].
Рассматривая в рыцарской , преемственность в поведении и и , которое не измеряется или , а является ю.
Как рассуждает М.Ю. , ярко это в к дуэли: , сближение к со смертью очищающими , с человека оскорбление. Сам решить, а о степени его владения , является ли настолько , что для его достаточно бесстрашия – к бою или знако боя. Если было , таким, должно кровью, дуэль первым . Не роли ранят , честь восстанавливается не или местью ему, а фактом , в том числе и [21]. Но оскорбленный оскорбление как смертельное, и для снятия гибели из ссоры.
с временем, даже в предрассудком. Но честь, к ее помощи, – не предрассудок. своей подразумевала строгого и ритуала. Но точного вступала в противоречие с в кодифицированной .
Ко времени официального правил года, о чести , а норма « » никак не сформирована , будучи традиционным этическим . Так приходит к непреднамеренной ы ( определению В. « по щеке , оплеуха, ».
также как является над равным, над тем, кто себя. (караю) руки механизм : , самоубийство, , изгнание, . Но помнить, что образ не только к – руке, заносящей , меч, нож, но – к жестам , мольбы и . Эта двойственность руки в пощечины, раз уникальную смыслов, различных оттенков ее в и культуре [35].
становится , , вменяемым, давшее – воспринимается в оправдания. Не на провокацией, характер , она остается обычая культуры, с «честь».
«Шесть лет я получил , и враг мой еще » – строчка из А. С. «Выстрел», в пощечина редуцированным рыцаря, , , отсекающих голову Она может и и судом же самосудом .
Шаг к переводит в плоскость , но он же есть к отягчению : пощечину лицо окончательно. его вновь символическим актом. В на дуэли к лицу со , с жизни и , о чем аноним в « в офицерском »: « – риск своею во имя к себе , во имя своей ; не чужая с нее пятно, а собственная, – или, по , готовность ее » [22].
пощечина поры отлитых . Она живой и читаемый . , питаемые на ее счет, – это . Значимость в реальной и в сознании ее рознятся. Она, как было в ту , есть холодного , из арсенала жестов, в салона, .
П, имеющая общественное , то классическая п, дамами (и тем ) не давалась: них, ради их и незапятнанности их пощечины, обнажались , , но им нормы приличия пассивной, стороной, так как и невозмутимость – светской .
Нарочито и , она скорее цитата и Дантеса и Мартынова, чем суд . Пощечина в серьезности, в пространстве . Она девальвируется и .
Таким , в русском понятии не на , а на традиции. подвижны, нарушение их и для поддержания действующей
В первой главе понятие и как в культуре она , то есть от она своё , как она появилась в , апогея дуэльной – XIX и какие созданы для регулирования .
Так же, дуэльный как свод для , то есть правила , степени , оружие, дуэли.
же , исследуется понятие и .
Глава 2. Отношение к дуэли в России
2.1 государства
турнир и поединок , бы отчасти, официальной , то сразу преступлением с закона. Пр на функцию я конфликтов , лишала государство , личной жизни от , дуэль утверждала дворянской верноподданнической, гражданской и . Раевский на по делу Николаю I: « присяги: первую, не существовать, тогда как без он », – чем вызвал гнев [4]. На гибли , могли бы еще «Царю и ».
могла только как система, потому что она бы не нужна.
, дуэль – , но юридическая и методы борьбы с .
К XIX восторжествовал на как на преступление : ритуальное к обычному и достоинства, – к посягательству на и человека.
Во ой половине XIX определенные законодательные .
В дуэли в обществе иностранцев, ших на службу. Они распространились, в с чем 14 1702 был опубликован указ: «А кто , чрез сей Его Государя , учнет такие , или на те поединки вызывать, и для какого-нибудь , и в поведении хоть учинятся; и тем , кто такие заводить или, на поединки , чем поранит, казнь без всякой ».
важными за актами о в стали Петром I « » (26 апреля ) и опубликованный через « воинский» (30 1716 ), в в качестве 69-й был «Патент о и ».
«Артикул воинский» от 10 апреля года был и на гражданский и функционировал до « уложения» и издания Свода .
Все акты предусматривали за урок.
Это ное законодательство не . Во время его в России только . Петр воспрещал щие , неизбежно сопровождающие ной им государства и . в России дуэль, идеи подходить к в взаимоотношениям.
законодательство признаки законодательства в сложности: оно не на реализацию. правовая неосуществима, она должна образцовой – , и реализованность ее оттягивалась до . Законы и практика , не пересекаясь и не друг на . II, заверившая законодательство, сама не его .
похожего суду в России не создано, сентенции на то, что не неотложно ее пожелание. одним из основных и , юридической, политической, , не только , но и .
Гораздо важность для дуэли «Манифест о » (18 февраля 1762 ) и « на права, и благородного российского » (21 1785 ). По ним Петром III , а Екатериной II лось положение . е не могли объектом и могли быть равными, но и в случае подлежало в и конфирмации им. Дворянин служить, не , выходить в по воле. Единовременно II должным в «О » (21 апреля 1787 ) свое бескомпромиссное , но это было известие, а типа « яко законов» и « нарушителя и » вряд ли быть в судопроизводстве.
Ни Павел I, ни I не дуэль .
ным наказанием за дуэль, в – первой XIX века, свободы на до года, в с правом , од в функционирующие части ( на ), из гвардии в армию тем же , со службы с переводом в , обход в чин обычному порядку и т. п. Не в качестве отводилось , редко ссылкой в или въезда в . был вариант вообще в без исходов или урезать под следствием.
ее (со второй XIX века) было определено юридической . Дуэльный влияние на , но не столько поединков, « их качества». Холодность исчезать. Реальное тогда, законы неукоснительность. От образом возможным . поединки теперь не и . После пощечины продолжать или в полицию. И в именно кинулось . Начало типы оскорблений и за них, в детали – и при все же незнакомо дуэли.
В XIX поединки это единичные , упадок нравов в и в армии. Т в дуэли искать офицерской . Согласно « о ссор, случающихся в », ым Александром III 13 года, суд общества право устанавливать . суда значился ным для офицеров, и боя только в отставку. статус преступления, но тем, кто на « чести» по решению , будто бы высочайшее помилование. породило русских , исследований, но не а возрождения .
В начале XX были в Р довольно . После революции наступили иные . русской и с их чувствительными понятиями о были за борт . В государстве пон, как честь и , вообще остатками пережитка. На пришли доносы, е пользы всё прочее, на пришли и расчетливость .
.2 Отношение
В среде отношение к разнообразным. во дворян как данность, не от их воли, от гос установлений. дано изначально, как сословий, как крепостного . – не привилегия, а дворянства. Она обстоятельством для чувства в дворянстве, само ощутить , выразить как , показать благородство, , умения. Наличие поддерживало дворян о за личные . должен в виду, что его случайное , преднамеренно или нанесенная обида за поединком. За он должен ответственность . Дворянин всегда , что он может толкнуть на незнакомого , а поутру на получить в лоб. ие дуэли было о карьеры, счастья, ; с парой дворянин л письма к и .
Институт дуэли, от законов, законов , безусловный в развитие ых судеб, а – и . В будничной происходило „ движение“ молодых , Путь, а. Но свои коррективы, в правах, некоторую системе причинно-следственных , каждому и . „Такие понятия, как „“, „“, – и , дарующее их, – „милость“ как нарушение . Игра , не соединенных превращала сть в постоянно . Ее ждали, ей радовались или , но ей не , она входила в круг , как , участвующий в , , но не изумляется “ [23].
у России Голицына, по , действительно военного, в настоящего , князя М. П. Д, отобрала и , и многих других, не надежды. Порождая , дуэль регламентированность жизни, не ей в имущественных, ративных и системах.
Дуэль для вне , но в то же время сомнению возможности ия чести в ситуации, их в том или поединке и сложившееся в или у общества к дуэли. всего (бретерская) жестокость, или профанация („пробочная “). В случае это к чистоте ритуала.
„ожадность“ осуждалась , кто сам в них не – стариками и женщинами. дамы к о. С одной стороны, мужчин нее дерутся на , , она своим поведением их в положение, их честь. С другой – „ причиною дуэли, умереть или – это к лицу , это по ей“ [32].
: даму, стремящуюся к решений, борьба за нее оскорбить.
„ирующая“ не одобряющая , на них гибли близкие, с , как с данностью, дело – и драться на , дело и – оплакивать и о раненых.
ной позиции и так „солидные люди“. С их , важна и нужна, но это . Нельзя к , не применив путей. дорога, рисковать ею без . [15]
В XVIII – XIX такое к во многом смыкалось с уезд дворянства. „ – столица“ в то была . При Екатерине II, I и Николае I обособленность намного острее, чем . И в губернских был даже „ “, то в уездных , а уж тем в различных общество не дворянским , как в столицах.
в провинции в XVIII просто „ “.
В XIX веке дуэль для понятна, но не более , она несвойственной миру . Это неприятие формы: и ностальгического о или молодости, и противопоставления не галантн столичному .
На взгляд, считать не всего , а света. Критикой , , светских дуэлей литературы. был концентрацией идеологии, , дворянской в целом. напряженно показывал , бытовые , модели и моды, их и все лишнее. пестрел занятий и , одежд и , странностей и , и убеждений. , что он был перенасыщен , самыми отклонениями от – и они начинали восприниматься как . Но когда та или , войдя в моду, на все дворянство, она теряла . [19]
Дуэль лась в с зарождением тва, но потом она наследием , , „удалившись от общества“, „ “ образ , но потенциально взять в для защиты чести.
вызвал несоответствия от : и бретерские выходки, и „ “. Именно и очищал ее от отклонений.
С дуэли в бытовало и иде ей со с части дворянства. идеи I поддержку в очередь в им „служилом“ . Выдвижением оно своим государственным ам. н в любом о пользе Отечества. В он готовиться к поприщу, и т. д., шпага дворянину на , а не для ссор и с и же сорванцами. У не должно ных причин для того, жизнью. его принадлежит и . На дуэли себя Бога и – а это уже гордыня.
Все для дворянина в государственной, для дуэлей не и причин. , те, кто на поединках, – это , готовые кровь из-за ы.
присутствие дуэли в осмеяния в эпохи и в нас ей литературе. Н, в „ духов“ И. А. : „Ежели у бывает источником их , то она же у них и к ссорам, чаще между во время их на квартирах, , когда они против в . В то время, они службою, им думать о над другом шутках, о , о и о перебивании : от сего-то поединки, по части от вздорного . , праздность одна сих гнусных сражений, общественному и и Государем“. [27]
Критика появлялась в . Например, Е. П. в „Поединок“ : „Поединок – это , где непременно , где виновный оправдывается , где бездушия одолевает , ослепленную и заранее волнением, – это дневное, правилами! И на , боже мой! он, ! Какая странная, изысканность делу , рассчитала , назначила , позволяющие метить в свою , , ему выпадет в безнравственной лотерее!“
половина XVIII – XIX были временем во всех . сознанию, морали, и как основному ее практически не . По закону дуэль , но законов , которые считали средством дел чести.
дуэли в мнении в 1840- , и особенно распространилось к . Это связано с появлением на разночинцев. дворянского притеснены. чести крепко с вом. Развитие разнообразных сделало возмо дел чести способами, не с дуэлью. станови устаревшей .
Неприятие дуэли шло от в . „“ нигилист идею дуэли, но в х в его действиях дворянская : „С точки дуэль – , ну а с точки – это другое“. Но, тут родословная не , а , которому трудно дворянина, снести и не оскорбителя. Ч„ и детей“ из нигилистов не отказаться от , но и гордились . Е. Н. писала, как в кружке 1860-х „Отцов и “. Участники считали Базарова „“ – но как его Тургенев! „А ? Кто из нас оскандалит ?“ – „Дуэль – , и никто еще ю не доказывал !“ [9]. В данном показательно о том, что на доказывают правоту, – оно о ритуала.
размываться, шло обрушение сословных и условностей. это как смерть , другими – как . Дуэльный на пересечении этих , именно поэтому в так часто дуэльные : „“ нужно , сможет ли он повести на чести; или же „отрицателя“ чить как мерзавца, .
Русское на группы в от национальности, , , материального , места , занятий и т. д. Каждая отношение к и ее типам и формам. , формы или элементы значение принадлежности к или кругу или .
Дуэль прерогативой в молодежи. В XVIII и XIX века человека его в значительно , чем теперь. каждого на несколько периодов, и из них присущи какие-то поведения. том и поведением была , и обратная : своим мог продлить тот или возрастной , «» время или «» его. [13]
была . Это могло осознаваться и с и с отрицательной.
Молодежное – это холостяцкое. в , от родительской опеки, « » и не обременив еще семьей, легко и но распоряжался и судьбой. всегда имел , чтобы не только свою , но и рискнуть семью .
Дуэль была в очередь . Впоследствии это закреплено в «…» 1894 . Для тех, кто принял «…», являлась одним из духа в армии, профессиональных и навыков, потребоваться . Дуэль – это бой, и в бою требуются же и уверенность в своих как: , сила и умение , как и во время . – это дело , а человек, свою честь, и честь своего , .
Между и войной важное . – это ритуал, а война как уже ритуалом. К началу XIX она некоторые , хотя и значительные по с XX века, но явно . Л. Н. не случайно, говоря об года, ее с – и противопоставляет их: «Представим людей, со шпагами на по правилам искусства: довольно ; вдруг из противников, раненым – поняв, что это не , а касается его , бросил и, первую , начал ею. <…>
Фехтовальщик, по правилам , были ; его , бросивший шпагу и , были ». [13]
идет не просто о , а о степени общественной и . Жизнь человека и , по , ценнее цивилизации. Такой все являлся , и именно высшей ценностью для и .
Но вернемся к XIX . еще сохраняется. В первую – , благородное к сопернику, на представлениях о . Дворянин-офицер был к вражеской , чем к солдату.
дуэли для во путали и следствия. не средством поддержания в в мирное , а что самый дух, не находя применения, в дуэлях. поведенческий «воин на », вариантом «гусарство», Д. В. Давыдовым.
«» не ни армейской, ни тем более , это был общекультурный миф. Во половине – трети XIX находилась в всеобщего . победа и Суворова, и была общественным . с театра , о награждении и производстве в чин в гостиных с сенсациями , и политической . Подростки . Военные и общенародный подъем пик всеобщего восхищения . был гением-героем, – образцом , жизнь – и ; военное синонимом . из победоносных походов , и генералы, украшенные и , были в любом , в любом или – они стали рассказчиками, , первыми кавалерами, . [3]
вернулись из с привычкой и умением в руках, с хладнокровно под , с умением за себя и к поступкам. Как же тут не ! Дуэль – военное!
В сложилось презрительное к . Считалось чести «фрачника» на , особой посмеяться над , его кровавой и или довести его до . С стороны, считалось с «», пачкаться о .
Но в частях дуэли не распространены. Это были в «» части – инженерные, и т. п. То же сказать и о . в том, что в ту пору, шло активное флота и , среди , артиллеристов несколько ценностей, в «» армии, «рубак» и «». научных , техническая выше, чем воинственность и . Дж. Конрад в « », о легендарном поединке, зависимость родом и к дуэлям: « они были , и эта их с пылким, , которое несет в , нам здесь чрезвычайно . было бы себе повести , чье воображение долгими , а доблести в силу тяжеловесным характером. Что же или саперов, постоянно сухой , то для них это уже совершенно ». [19]
Несомненно, возникали в частях, в , в очередь в . , что служба гвардейского взаимодействовать со жизнью. военными в и на балах; и , аристократами – в и на . Светская давала для взаимного неудовольствия, а предполагали способ – с в руках.
Р в с правом и отправка в , чаще на Кавказ, распространенными наказаниями за для . В некоторых собиралось достаточно , и они в мере вид полка.
в отношении был 44- Нижегородский . Он считался . С стороны, в него аристократы, а с другой – или разжалованные , так же, к нему приехавшие за и столичные . Полк был на то, предоставить возможность и в желанное прощение, чин или , романтическую лба и вернуться в со славой. в разные Н. Н. Раевский, а его сын, Николаевич, А. Г. Чавчавадзе. В легендарные Г. И. и А. И. Якубович и многие . « подобных в Нижегородском более или кратковременным, но оно в нем свои . Нижегородцы, о их подвигах, с их имя своего полка, обаянию их , с гордостью о них, их предметом », – писал в и полка В. А. [6].
репутацию Тифлисский . Панчулидзев упоминает, что и в полк под М. Н. посылали «на исправление» « негодяев» [39].
На романтический вокруг . Этот своеобразный таинственности и , он жертвой и . Н. И. Лорер, , из Сибири рядовым на в 1820-х , : « не удивляются читатели , что в моих о моей встретит он как , так и многих и разжалованных в своих различных не как подчиненных, а на ноге , , вежливой и . Ермолов эти Кавказскому , и обращение с соблюдалось и там и поныне» [24]. в разжалованных бывших , в тяжелом ; разжалованных были их и , приятелей и приятели . из офицеров и для не исключал в оказаться в же . Часто второстепенные выбор между : в солдаты или же перевести из на в армейский . все зависело от сл, минутного , монарха или . Непредсказуемость разжалованных и , наказанных и .
между и в положение послужило для нескольких образов в – от Долохова в «Войне и » до Бронина в «» Н. Ф. или и опустившегося Гуськова из Л. Н. «Из кавказских . Разжалованный».
К XIX разрушение самосознания . Дуэль в элемент. Дворянство на нее как бы со . , развернувшаяся после в году „ о разбирательстве …“, демонстрирует, что в прошлое. умер, необходимость в его логическом . И его бессмысленно. Ритуал не , а традицией. В по „Правил…“ не сказано , кроме , что честь выше жизни и обмениваются , пулями на барьере.
в чисто сферу. живого сознания и поэты, не дворяне по . В начале XX последовательными носителями в России литераторы-символисты и . Чувство , оно было у и Лермонтова, на рыцарской стало – в противопоставление хамству, и ; честь в , и универсальную категорию. состоявшиеся и дуэли в .
Одной из популярных начала XX ссора В. Я. Брюсова с А. . между ними в году. для него отношения с Петровской, их и ее сближение с . Брюсова, исполненное , и жестами, агрессивная , непонятным , очень влияли на , на его личные . Белый над некую мистическую , психологическое . Брюсова становились все . В последствии, был , сложенным в , листок со „Бальде-ру “ – это объявление .
Эта „ дуэль“ ( А. Белого) не к дуэли настоящей. объясниться и окончить . А Белый Брюсова « ангел», в была коллизия их «», для стали понятными и поведения его . действительность, которую сам же и . деталь: в отношении к произошел того, как он во сне и Белого « ангела» на рыцарском , и на он был поражен в грудь. [27]
были дуэльные Н. С. и М. А. Волошина, М. А. и С. К. и многие .
Нужно еще об явлении, имеющем к , – о . Буршами называли корпораций в . Эти корпорации по национально-земляческому . традиции университетов , вели весьма . Постоянные , немецких обывателей, ли не ссоры представителями оживляли жизнь. дух поощрялся. тренировались в искусстве. и аченные поединки без какого-либо да. Естественно, «дело » буршами, то был единственным взаимных и претензий. При поединка, его вид, жесткость , вид и т. п. назна . Бурши гордились , шрамами, на поле .
В сочетались и расчет. на лице, на поединках обматывали части , чтобы не другу смертельного ; студенческую в , они после окончания добропорядочными обывателями. В. А. Соллогуба «» рассказывал о студенческих : «У был один товарищ до , что все его было изрублено, ; платье он проиграл в . <…> В отъезда он до , что волосы дыбом. <…> На он был мирным пастором».
На буршество было в Дерптском . Н. М. Языковым, был одним из и русского в Дерпте, прославилось на всю Россию. возвращался с репутацией драчуна и . А. Н. в 1829 записал в : «Вчера говорила, что ее молва о , – итак, моя слава еще не и всё, я, носится передо » Похожие репутации и у Н. М. , и у В. А. .
В Петербургском и буршества не было, да и в со трети XIX оно пошло на и превратилось для культуры в и давно .
.3 церкви
всегда к негативно. Христианство как себя общества, – выше . этого, честь ни в не должна для закрывать . Действительность человеческая , и никто не – ни чужой, ни своей. То, что честью – это , твердое , и не быть православными , «возлюбили человеческую, нежели ». [. XII]. Вот какими выпускников Александровского в 1874 А.В. – Платонов: «Нет в том, что идея в ее истинном всего быть с внутреннего . То честно, что истинно и , что с разума, с внушениями , с закона . То честно, от нас наше , благо наших, Существа – Бога. Все ое – » [18]. А священник Н. характеризует « » – в противоположность чести
Тем более идея сознанию. С одной , лучше , нежели нанести его – .
Это база, но за значительное развития на и том же строились различные , так или иначе с социальной, и структурами. всегда к полю [5] и это к тем, кто в XVIII и XIX веках в реализацию Божественной и . Это понятно, суд Божий человека если не решение, то его здесь и сейчас и в « » . Об этом в конце XIX А.А. писал: « же, что Сам Бог за обиженную , когда и , и выйдут на , – ожидать, что обидевший, во всех . , что Бог с благорасположением к – конечному результату , и что Он помогает человеку ( и от ближнего) другого ( бы и ),- недостойно , в этом оказывается не представлений о Боге, ни о Его к человеку» [2]. лишь суд Божий – Суд, настанет в времен, воскреснут во и каждому по его.
В обыденной церковной к , как правило, как к и самоубийцам. Павший на быть , как самоубийца, за . Тяжелораненого на нельзя . нельзя к и причастию, а нужно .
Церковь в сходстве с тем , отвел ей I в своей России, позицию к дуэли. не действительной власти. по преемству или вовлекал и чуть-чуть и мещан.
«официальным» и религиозностью значительное . дуэлировавшихся было . религиозное с сознанием социальным, свою и даже языках.
священников, с гневные дуэли, у постели от , не выяснили первым ли эта рана в бою или на , а вспоминали об требованиях и . В основном не способен в заключительном , отказать в на покаяние.
Во второй отношение к с как государства, общества и .
сделать , что со всех к относились .
Государство отрегулировать это . При правителях издавались , регламентировали наказание за и участие в ней.
относилось к мнениями в от . Так же, нужно , что этот был только в дворянской и . многие дворяне как данность, как . Но были и дворяне, , что жизнь его служить и у не должно быть ею. С середины XIX идеи о неприятии , и в эпохи она экзотическим . В XX века она перешла в , где о ней писали и .
Церковь так же дуэли, так как на лишиться человеческой . рискует жизнью, тело под , тем становится . Кроме , он с этим и , потому что в может произойти и . на поединок, и тем, и другим, т. е. и самоубийцею, и . не восс столь и все библейские д говорят дуэли.
Заключение
И зарождения дуэли в корни и относится к века. вклад в проведения император I, предвидя их в культуру и осознавая . Но несмотря на это, петровские против не применены, и продолжались.
«Манифест о » Екатерины II, пытался урегулировать в . В дальнейшем, I обязать воинских « примирять и оказывать взысканием с », что по существу . За дуэль уже не , но все еще в места действий – на .
, честь, достоинство и " " имели значение для общества и Российской . Поэтому в характеристик от сведений, сомнению добропорядочность или , рода. В то все средства, в том числе и распространителю сведений.
регулировались механизмами и , которых ключевое положение, . Этот уникальный очень существенное в культуре .
В всегда был шанс на и , всегда на фортуну, ее , ибо самый й стрелок мог . А секундантов в или иного противника на поединка, несмотря на .
К ХХ веку дуэли на нет, эпохальным во в культуре. ухода связаны с ликвидацией , и соответствующим с ним м. От поединков не только от или к правилам чести, .
Таким образом, мы дуэли с точек : , правовой, и , следовательно, и задачи .
Список использованных источников
:
1. воинский // Российское X – XX вв.: В 9 т. / Отв. ред. А.Г. . Москва: . лит., Т. 4: Законодательство периода .
2. А. А. «Христианское» самолюбие // . Санкт-Петербург,1897. Вып. 8. – С. 251.
3. П. в офицерской : (По 13 мая 1894 года) // . Санкт-Петербург,1894. № 8.
. Лорер Н. И. Записки . , – С. 207
. Русское . Санкт-Петербург,1871. – С. 74
6. биографий . 1826-1908. ,1908. – С. 172
:
. Бронзов А. А. К о //Христианское . ,1897. Вып. 12. С. 785-794.
8. С. поединка. Санкт-Петербург,
9. Е. Н. На жизни. Москва Т. 2. – С. 110
10. А. В. Мифо-логика // архив. Москва; . 1993. . 413-426.
11. А. В. О исключительных способах чести в XIX века // В 70-летия Ю. М. . Тарту, С. 57-70
12. А. В. «исключительной дуэли» у , и // Русская . Москва, № 3. С. 66-72.
13. А. о русской дуэли. : #”903815.files/image001.jpg”>
УСТАВ
«Гл. LXIX. – о и начинании »
. Все и нижние офицеры от и и все обще имеют в , миру и пребыть, и по его достоинству и , который они другу , и послушны быть. И кто из своего вышнего поступит, то по дел наказан .
. Ежели кто, чаяния и Нашего , офицер, драгун или ( , кто в лагере или ), друг с другом или в ссору , то в том именное и мнение , что обиженный и без всякого военному учиненные объявить и в том сатисфакции , еже Мы за действо прошение . И сего суду таковую , како по учиненной быть может; и обидящего по дел, или , отставлением из службы, , или на теле , таковым : что один бранными , оного или подобным назовет, на месяцев за арест быть, а у обиженного, на , прощения . офицер , то сверх своего во время его .
. Кто кого рукою , тот на три месяца , и на полгода лишен, и у , стоя на , прощения , и в быть от обижен принять, или за и чину своего ( имеет) , или вовсе или на , по дела .
. Кто кого , тот имеет ж просить и ожидать, и на год , или и во все чина своего , и иноземец, без выгнан.
. Кто в или отсутствии , и в том довольно быть , то такого ж у обиженного , и того вычесть на три .
. Понеже вредам упредить , ради , а именно: , и Губернаторам все дела во или четырех , а по мере в шесть , под вычета их жалованья ( фискалам не умедлять) на , сколько они за протянут.
. Сии и штрафные особливо сбирать для и из в исправно платить.
. же медлителен сие , то повелеваем, оный же , каковое его заслужил, был, для надлежит немедленно или , или .
. Объявляем сие, что оскорбление (каково б ни ) обиженного образом не , понеже наказан . Ежели же кто будет, в его присутствии или , то таковым же образом , яко бы он сам те учинил, по артикулам.
. И сие намерение к произошло, для повелеваем Мы, а офицерам и и всем , в лагерях и крепостях , что кто при таковых или присутствен будет, или каким о том проведает, того сие Военному , под наказанием, что кто поступит, хотя или , таковым же образом, яко бы он сам был, имеет . И дабы в сатисфакции себя , такожде ни причины не имел сам и отмстить, того для и , что Мы никогда ни заступы или никому по учреждению в сатисфакции что .
. А кто несмотря на Наше ( Мы, како , к и славе офицеров и и обще, в лагерях и , имеем) сие учреждение , и кто от кого и оного на вызвать , то и соизволяем по силе , что вызыватель не всей лишен, но и от всех чинов и , и наперед за объявлен, а по его денежный штраф и по дел десятая, , а по третья, часть его имеет .
. Таковому ж имеет и тот, который и вызовы от . Но ежели он оные , то прощен будет во тому ; а если кого о том получит, то , равно как и , будет.
. Сему же быть, который и вызывательные к принесет, и те, которые яко или при поединке обещали или и вызывательные переносили, и те, , что поединок , и о том, скоро они уведали, не известили. же кто вызывательную слугу пошлет, то слуга, он , что вызывательная была, быть.
. Ежели , что на назначенное выйдут, и другого , то Мы повелеваем , хотя из уязвлен или не будет, без , такожде и секундантов или , на докажут, и пожитки отписать, ж сие с изъятием, что оные по от других или уняты ; а сами , то жестокому штрафу , по суда.
. Ежели же , и в том бою убиты и будут, то как , так и повешены да .
. И часто , что многие для наказания, которое о , и случая к ссорам , и тем свое к покрыть , будто бы не учинилась, или за свою , о суду не бив челом, в , один или с равным числом и или неравным , а сыщется , что то вымыслом, для штрафа о , то драка за , и которые в том , таковым же , о поединках учреждено, быть.
. же от сего отговариваться не , что учинено вне или крепости или в , но везде и во месте последовать имеет как , так и .
. Наконец, не отговаривался, того Мы, чтобы сие учреждение в и в лагерях и во губерниях , , такожде и оные розданы .[4]
« XVII. О возмущении, и »
Артикул 139. Все , драки и сие наижесточайше образом, никто, б кто он ни был, или низкого чина, или , хотя другой кто, , , знаками или чем к побужден и был, отнюдь не своего , ниже на с ним на или на шпагах биться. Кто , оный , как , так кто и выйдет, имеет , а именно , хотя из них кто или умерщвлен, или оба не ранены от . И ежели , что оба или из них в таком останется, то их и по за повесить.
Артикул 140. кто с кем и упросит (или ), купно с , пойдут и на поединке , же образом, как и в артикуле , надлежит.
Артикул 145. кто ударит по , всею ротою тако ж , и к тому еще по быть .
Артикул 146. и кого или чем ударит и побьет, лишится.
Артикул 147. И и обруганный надлежащую или имелб он сам самовольно учинить, он командиру оного , который должен , приняв, и пристойное учинить. кто сие , оный сам быть .
XVIII. О поносительных , и словах
Артикул 151. офицер о другом или поносные будет , тем его честное имя и уничтожить, пред и судом свои и , что он солгал, и сверх быть на в заключение.
оный , приговорен обличить, то он наказанием и к тому , и ему иной срок ко положить. И противен, то тюрьмою , а денежною прибавить, и назначен . И ежели уже и в сем , то может в упорного именем его и наказание над винным .
Артикул 152 Ежели кто , не одумавшись с или не , бранными , оный судом у прощение имеет и о ; и ежели гораздо , то сверх денежным и заключением .
Толкование. оный, просить о прощении, в том , то чрез к тому принудить.
Артикул 153. А кто против слов или своевольством будет, свое тем и того с своим в будет; тако ж и свое , кто противно , он от другого .[5]
МАНИФЕСТ ЕКАТЕРИНЫ II О
« всенародно. В 21 Апреля лета Нашего жалованную Нам дворянству, утверждающую лицом выгоды и , честь и лиц на времена и , соразмерно , нынешним и впредь от их , между прочим в 6<- > той Грамоты Мы преступления, достоинства и ему ; в 12-й ему право не инако, как своими ; и в 25-й определили для разбирания дел ; ибо и с общим несходственно бы , бы всяк в своем сделаться судьею; в 59- до таковых принадлежащие, именовав тяжкие, до касающиеся; а все, что с отличием и сего гражданского не , Мы в статье 65- собранию из оного дворянина, Судом или явный и всем , бы и судим еще не был, оправдается.
По от Нас в пользу Нашего ожидать желаемых , что , сими и , совершенство сохранения , и лица в любви к и всех и должностей, из похвала и тем , которые между более лиц украшенных , , заслугою, и любовью к , и к Императорскому . Но, к Нашему, предубеждения, с несходствующие, достодолжной и противные. Оные не от полученные, но или , чуждые. в древности , Греки и не употребляли , как в обороне общего , а не в или личной . в войне и избегая крови , соглашались из среды надежнейшего и боем при обоюдных оканчивали . Сии храбрые народы и не ставили в изречениях, в храбрости там, где в ее не было или же где она ; но в деяниях, к и пользе . Последовали за сим : при нравах грубых , и обхождение с , вместе сошедшиеся, не друг к почтения, , , любви, и согласия, , обижая и быв , в деле собственном , и посему тут же на месте или отмщал , рукою . В таковые для времена, где шел в беседу с озлобление и с сердцем, на , о чести и бесчестии был , без , по собственному , страсти и , ежечасно пременяясь. вопль , игом зловредного и мщения в чести, ссылался с на Российские и обычаи, неустрашимую Нашего общего , кротость и его в прощении и обиды.
В 482- статье Комиссии : О .
Слова не , подлежащей преступлению; они не сами по себе, но по , оные ; часто, те же слова, не им же смысла; сей зависит от , оные с другими . выражает больше, все . Нет ничего, что бы в двойного замыкало, как все сие.
Да сей сердца, к обиде и к , да кичливых от ярости и в них и к ближнему, Божию и гражданскому. сей, не токмо в , но и в древних да и света наставления и 1. Жить в , миру и . 2. Друг по и чину воздавать . 3. быть, надлежит по .
Подтверждая наисильнейшим сии статьи, и между сохраняющие, и повелеваем всем и подданному , ж в Нашей находящимся и , бы кто рода и не был, наипаче же и военным , следующее:
. в собственном судьею.
. Подтверждается в или в деле вынуть или оное.
. запрещение , или , или пересылкою на драку или так поединок.
. вызванному словами, или на драку или поединок.
. словами, или , или бранить или того, кто, , не выйдет или не на драку или .
. Но оскорбление или обида или о и доныне различному понятию, и , то за благо Мы всенародно в статьях толкование об или или деле о и , по которому имеют и , кому по законам суд и в деле оскорбления или чести и .
. Нравоучения:
. Не другому, что не , тебе было.
. не оскорбляет, не обижает.
. не поносит, не .
. прощает и самым оправдается.
. или обида : кто кого в праве или по , : порочит, , , уничижит или задерет.
. , или действие почтено за или оскорбление, знать, ли обидеть, или , или ?
. Пренебрежение к ближнего с , или оскорбить, или вредить ему , или , или , или служителю, или ближним его, .
. Обида родов: 1. . 2. Письмом. 3. .
. словами : буде кто при нем закону противными или , или на него или личные или имению его; же ни во что да вменится и да в поношение , кто ее .
. обида есть; кто из письме противными или поступками или на брани или угрозы или его.
. Обида есть: 1. кто рукою, или , или грозит. 2. кто кого , или ногою, или , или за волосы .
Примечание. Буде кто , или причинит , или выдерет, то причесть к .
. отягощается оную .
. тяжкая : буде кто : 1. В общенародном . 2. В Божием. 3. Во Дворце . 4. В месте. 5. Буде во время своей . 6. При , власть . 7. Во собрании или . 8. Буде или обижен чадом, или , начальник подначальным, подвластным. 9. кто ударит или орудием в , или по лицу, или .
. Подтверждается производить иск в обиде.
. Иск в родов: 1. В иск уголовный. 2. В обиде иск .
. кто на кого в обиде иск , тому не от оного и иск гражданский.
. кто на учинит в личной иск , тот в той же обиде личной .
. Буде кто с кем в помирился, то нет.
. Иск в да учинит сам или поверенного.
. Не учинить иск в : за малолетних , или опекуну за , или за служителя.
. Буде за , письмом или обидчику таковую же , то право .
. В обиде или по прошествии иска нет; в же по прошествии лет нет.
. Буде кто кого или , или письмом, или действием, и при том , или о том , или сведает кто один или два, , или , или гражданослужащий, или в , то имеет дружелюбно примирением; и для того, сам в том не , да ссорящимся избрать по человеку, на кто из полагается ; и буде на то и надежных, посреднику и дружелюбно прекратить , на что им сроку три дня, в кои и имеют ответствовать за поведение ; и для того и дается ссорящимся запретить . И посредник или имеют о ссорящихся, что их не послушают, то о том : в роте – , в полку – , в крепости – , на – корабельного , в городе – , в – Земского . Буде же или не объявят и допустят до или , и о том будет , что в не и не объявили и допустили до или , то посредника и почесть аки в или поединке, и аки подлежат .
. и надежным в предписывается наблюдение . 1. обеим сторонам , , безопасную и жизнь. 2. , и ссоры . 3. каждому ему . 4. Свидетели, от или надежных прошены о , свидетельствовать и сказать : что в деле , или , или слышали. 5. примирение в , буде , и далее не продолжать. 6. Долг и ни под каким не ссорящихся до драки или ; и усмотрят, что не в примирении, для своего имеют о том : в – Капитану, в – Командиру, в – Коменданту, на – Командиру, в городе – , в – Земскому , сим же развести , как есть , и дать им , дондеже . же ссорящиеся и за сим вызов, , то аки паки падших в ту же их под стражу и к , где по надлежит, и исполнить над , что в за драку .
. Ссорящиеся и надежным требуемые и , в чем окажут ; в противном же случае .
. Буде кто в военной или находящийся или подчиненный или бывшего , письмом или вызовет на или по делу, касательно по от на подчиненном, то вызывателя под и отослать его к , надлежит, то в военный суд, ; буде в военной или из оной, то в Верхний Суд, где его аки в деле, и подчиненность и дисциплину, душа службы, же .
. Подтверждается подчиненному , или пересылкою или своего на драку.
. Начальнику или Командиру, быв , письмом или , выходить на .
. запрещение подданным и в России , наипаче же благородному и военнослужащим или служившим, дракою или требовать удовлетворения за обиду или оскорбление.
. запрещение всем и в России , наипаче же благородному и военным людям, служащим или служившим, при драке или или способствовать к оному.
. Устава воинского четыредесять девятая, о поединках и ссор, паче же 9 , гласящая тако: чрез сие, что никакое (каково б ни ) чести обиженного образом умалить не , понеже обидящий быть . Ежели же кто обиженному будет, хотя в его или отсутствии, то оный же образом , яко бы он сам те обиды учинил.
. словом, письмом или лишается удовлетворения.
. кто вызовом , письмом или пересылкою в или чужом деле судьею, того к Суду и его аки ослушника узаконения, и с него судейское , жалованье по чину судьи, до места по силе разбор и решение дел относится, и посадить его под , дондеже .
. Буде кто учинил , увечье или убийство, то его под стражу и отослать в Суд, где судить, как повелевают о ранах, и убийстве.
. Буде кто или письма для вызова от перенесет , знав, что оные для вызова; тогда есть сообщник , и судить, яко беззаконного дела, помирит ссорящихся, или, не в примирении сам, о том объявит, как сказано в 26-й.
. Буде , посредники, или подмогатели, или , не предуспев в примирении, до драки, не и не дав знать о том. как выше в 26-й статье, да судимы, аки участники и в драке, и да по мере учиненного , то есть: буде убийство – аки сообщники и убийства; раны или увечье – аки или сообщники ран или увечья; же нет убийства, ран или увечья – аки самовольного и беззаконного мщения в мира, тишины, и согласия; ибо примирителя и первый есть прекратить и распри и восстановить мир и ; второй долг о непримирении знать кому по 26- статье надлежит, непримиренных развести с вредом.
. случится, что двое на место выйдут и обнажат, и посредники о том или при том были и их не , и о том не объявляли заблаговременно, то , аки в драке участники и , судимы быть равно с драку учинившими.
. кто находиться будет и не нарочно при ссоре или на драки или , долженствует приложить о примирении, как в 26-й предписано; буде же в том не , и ссорящиеся его не , а предвидит, что быть драка или поединок, то объявить, как выше , предписанным ; и буде кто не объявит и , тот учинится сообщником , драки и поединка, и да судится.
. В Наших сухопутных и Генерал-Фельдмаршалы, Генералы, , Флагманы, дивизионные, и корабельные , в Губерниях же Генерал-Губернаторы, , в городах – Городничие, в – Земские Исправники, – сведают, что действительно служащих или происходят ссоры и , имеют ссорящимся самовольное мщение, призвав их к ; и буде окажется о непослушании, то к ссорящимся для присмотра людей, коим при них, дондеже явятся пред тем, кто их призвать .
. Вышепоименованным в военном и гражданском дается право ссорящихся и чинить в личных чести и бесчестия на основании 27-й сего Манифеста.
. кто из ссорящихся не , не явится или укроется от , то имать его под стражу и к суду, где судить его, яко закона.
. же кто из ссорящихся уйдет, то о том суд; суд же должен чинить , чтобы ушедший , и буде неделю не явится, то в другой раз. и буде по повестке не явится, то его имения и ближним наследникам, имя же его к виселице, аки паки ослушника закона.
. кто с кем согласится кончить дракою или , не выбрав посредников, то за посредничья примирения в и бесчестии выгнать из службы, из Дворянства исключить и не в беседах и собраниях, добровольно суду под стражу и в докажут, что не суть или ослушники закона.
. кто учинит или оскорбление словом, или действием не впервые, но или третично, и вторично или не мирится по посредников и без их ведома самовольно драку или , на оном обнажит и о том будет , того, аки паки в ту же вину и яко нарушителя и спокойствия, лиша и чинов, в Сибирь на вечное .
. Буде кто кого на драку или поединок, то предписывается , что он не выйдет, понеже запрещено; и буде не ответствует, то судить его, аки закона.
. всем и каждому в и оскорблении приносить власть на то имеющим и местам и во повиноваться законам, под быть судиму, аки общего и частного .
. Буде кто на нападет вооруженною , то оборона не запрещена, как в написано, но о сей обороне немедленно или градоначальнику.
. Увещеваем и подданным Нашим и в Российской Империи и живущим всякого чина и : 1. Жить мирно. 2. отдавать каждому и повиноваться и власти, над ним постановленной. 3. стараться предупредить , ссоры, споры и , кои могут до огорчения. 4. Буде кто окажет неудовольствие или жалобу за его слова или , то сие чинить без и огорчения при посредниках; же жалобщику имеет при тех же посредниках все нужные без вспыльчивости и , чтоб с обеих оказано было послушание и почтение к законодательной.
. наисильнейшим образом в службе Нашей и гражданской находящимся начальству и мест и особ, над постановленных, повелеваем против сего по всей законов неупустительно ; со стороны же власть и имеющих наблюдать за порядка и послушания под опасением, что послабление в том, яко влекущее по расстройство в подчиненности по , вменится в сущее упущение и должности.[7]
ПРАВИЛА
о ссор, случающихся в среде
О статьи 150 Дисциплинарного 1888 года Правил о разбирательстве , случающихся в среде, и статьи 553 Устава особым Государь Император, по докладу Собрания Главных и Военно-Морского Судов, в 13- день Мая 1894 , высочайше соизволил:. Установить для ведомства, в виде к статье 150 Дисциплинарного 1888 , следующие «Правила о ссор, случающихся в среде»:
) Командир о всяком , роняющем достоинство звания, нанесенном своему товарищу, а нанесенном посторонним лицом или другой части, на рассмотрение Суда офицеров.
) Суд офицеров, по рассмотрении , с соблюдением правил 149 Дисциплинарного Устава, меры к в том случае, если примирение согласным с офицера и с традициями ; в противном же постановляет, что поединок единственно приличным удовлетворения оскорбленной офицера.
) поссорившиеся, согласно Суда, решат ссору поединком. Суд офицеров свое влияние на в том смысле, чтобы дуэли наиболее обстоятельствам случая.
) Если, в двух недель по решения Суда офицеров, не состоится и отказавшийся от офицер не подаст об увольнении от службы, то полка по команде с представлением об его без принятия.
) Обязанности общества офицеров, в предшествующих §§, непосредственно на Начальников в таких случаях, названного Суда в не имеется, или самый случай, не обер-офицеров, превышает его ведомства.
) Особый направления дел о в офицерской среде и их в подлежащих случаях суда определяется в постановлениях Устава <…>. Дополнить 553 Военно-Судебного Устава примечанием:
ИЗ УСТАВА УНИВЕРСИТЕТА
§ 14. Студент обходиться с своими почтительно, и благопристойно.
§ 15. Почему, под строжайшего выговора от , публичного о прощении и даже под стражу, запрещается над другими и давать бы то ни было ; особливо же сие наблюдать относительно до новоопределяющихся.
§ 16. Кто или неоднократно заводит , тот сверх прошения о прощении выговором от Ректора или суда; если же сим не , то имя его выставляется на доске, предваряя убегать его сообщества; но и сие останется без успеха или же обстоятельства в начале увеличат проступка, то подвергается , так называемому Совету (Consilium ).
§ 17. Под опасением строжайшего и даже самого из Университета запрещается так называемые общества и братства. – Сие и на все прочие скрытные или по наружности публичные , коль доказано будет, что они предосудительные намерения, спокойствию и порядку . – Студенты без Ректорского дозволения не делать никаких , ни иметь музыки по и проч.; в случае навлекут на соответственное наказание.
§ 18. Кто кого-нибудь обидит, тот обязанности прощение получает выговор, посажен под стражу или и строже наказывается, по намерению, повторению и другим обстоятельствам.
§ 19. В раздоров и беспорядков следующее:) не должны носить , исключая торжественные дни, Правительством или Университетом. А кто сие , тот сверх выговора наказывается на определенное время носить шпагу.) Тем запрещается другое какое , как то: трости с кинжалами и тому подобное; сего оружия, посажен под стражу или по усмотрению строжайшему наказанию.) Кто по или в чужом будет ходить с шпагою, саблею, или заряженным орудием и ., тот посажен на хлеб и на воду или и Consilio abeundi.
§ 20. строжайшим образом на основании манифеста 21 апреля года. Для отвращения же от следствий, в оном означенных, 🙂 Студент, вызванный на товарищем своим или кем-нибудь, не должен на оный, но немедленно донести о том , в какое бы то ни было . – Кто же сего не исполнит, тот, бы не подал причины к поединку, (на заключение) на хлеб и на . – Узнавший о предпринимаемом к сему же , а в случае неисполнения равному наказанию.) да не осмелится оскорблять или делом , кто начальству объявит о . Нарушивший сие будет на сутки или и долее по на хлеб и на .) По открытии намереваемого Университет, для доставления надлежащего удовлетворения, под председательством суд, к которому приглашаются два , известных по своему и честности и избранных сотоварищами, и по голосов определяется удовлетворение. Если или вызываемый будут постороннему , в таком случае в суд сей два чиновника по выбору начальства, и если не успеет , то сообщает оному, да по законам.) Если же, на сии меры, студент с подведомым или постороннему начальству на поединок, то в первом Университет производит над суд и по сделанному , и по донесению о том Попечителю, их из списка, на основании Манифеста, отсылает с в уголовный суд; в же случае сообщает о на поединок тому , от которого он зависит.) или секунданты изгнаны из Университета, и все те, кои будучи о поединке, не оному, наистрожайше . Буде же укроются от суда и после учиненного не явятся, то по исключению их из студентов для дальнейшего над ними гражданскому начальству.) кто разбойническим образом, , однако ж, не ожидает, нападет на или принудит его обороняться, то, бы последний и не был ранен, по исследовании Университетским Судом из списка студентов и с отсылается также в суд».