- Вид работы: Курсовая работа (т)
- Предмет: Культурология
- Язык: Русский , Формат файла: MS Word 17,02 Кб
Эскиз станковой картины ‘Минин и Пожарский’
МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ Государственное бюджетное образовательное учреждение
Высшего профессионального образования «Южно-Уральский государственный институт искусств имени П. И. Чайковского»
Факультет изобразительного искусства
Отделение «Живопись»
Курсовая работа
Эскиз станковой картины «Минин и Пожарский»
Студентки 3 курса, группы 34
Плотниковой Марии Станиславовны
Специальность 071001 Живопись (станковая живопись)
Руководитель: Халимов М.М.,
Челябинск 2015 г.
ВВЕДЕНИЕ
Историческая тема – важна и жизненна для любого народа и во все времена. Но в наши дни бескультурья, попустительства и эгоизма обращаться к истории втройне необходимо. Эти пороки нашего общества волнуют каждого из нас и побуждают к действию. Но как осуществить культурное и нравственное движение поодиночке? «Один в поле не воин». Поэтому главной насущной темой для нас остаётся проблема Единства – сплочённости народа ради освобождения себя и других от безнравственности и безразличия к судьбе человечества.
С одной стороны, в истории народов мира существует множество событий, на примере которых можно раскрыть тему единства. Но на сегодняшний день важно привлекать примеры именно из отечественной истории.
Помимо личных патриотических чувств, такой взгляд обусловлен несколькими причинами:
Во-первых, для того, чтобы человек был способен сделать что-либо на благо Мира, он должен стать настоящим членом своей нации, – то есть овладеть духовными богатствами своего народа и полюбить их. Антипод такого человека – «гражданин мира» – понятие абстрактное и бессодержательное. Гражданин мира – это человек, не имеющий ни родины, ни менталитета, ни убеждений. Такому типу нечего защищать, нечего любить. Более содержательно и глубоко на эту тему писал Н. Бердяев в своём произведении «Судьба России».
Во-вторых, почему-то исторически сложилось, что многие русские люди постоянно оглядываются на Запад, как бы завидуя и прибедняясь. Конечно, с одной стороны мы перенимаем западную моду, технику, политические и социальные тенденции. Но это не значит, что западные народы лучше. Такие категории – лучше или хуже – не приемлемы в анализе исторических событий. Кто бы ни был впереди технического прогресса, Дух Народа – главное достояние каждой нации.
Поэтому напоминать следует именно о героях России.
В то же время, наиболее остро встаёт сегодня проблема мужества и военной доблести. Сегодня редко встречаются молодые люди, которые намеревались бы идти в армию. Остальные же не чувствуют себя защитниками своих матерей, будущих семей и своего отечества. Это – поколение нового информационного общества, для членов которого понятие «ценность» заменяется понятием «личное благо». Поэтому второй целью при выполнении данной курсовой работы является раскрытие ценности воинской славы России.
Выбранная нами тема «Минин и Пожарский» наиболее полно позволяет раскрыть приведенные выше цели и, кроме того, сама является глубокой, содержательной и очень важной страницей в истории нашей страны.
Поставленные цели диктуют постановку следующих задач:
поиск исторической справки, содержащей информацию о временах смуты и о Втором народном ополчении 1612 года;
анализ художественных произведений на данную тему (глоссарий);
разработка композиции путём выполнения композиционных поисков на данную тему (глоссарий);
выполнение цветового эскиза;
выполнение набросков и зарисовок военного обмундирования и оружия отображаемой эпохи;
выполнение тонального эскиза, размер которого будет совпадать с размером холста практической части курсовой работы;
выполнение практической части курсовой работы.
Выполнение каждой задачи требует:
как научно-исследовательского, так и творческого подхода;
всё большего проникновения в суть темы путем изучения объектов искусства, связанных с данной темой;
преобразование впечатления от исторических событий в особенности композиции и колорита будущей работы.
Вторжение польских интервентов, произошедшее во времена смуты является одним из самых важных событий истории России, побудившее народ к объединению и альтруистической сплоченности.
1. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
1.1 Историческая справка
Смута началась с появлением в Польше Лжедмитрия 1 (глоссарий) . В июне 1605 г. он стал законным царем. 17 мая 1606 г. Лжедмитрий 1 был убит и на престол вступил В.И. Шуйский, с условием ограничения власти (глоссарий). Второй этап смуты был отмечен восстанием И.И. Болотникова (1606 – 1607 гг.), царствованием Василия Шуйского (1606 – 1610 гг.), появлением Лжедмитрия 2, а также Семибоярщиной (1610 г.) (глоссарий). [3]
Третий этап смуты характеризуется борьбой с иноземными захватчиками, то есть образованием Второго народного ополчения – добровольного объединения патриотов разных чинов и национальностей для борьбы с польско-литовской интервенцией с осени 1611 по октябрь 1612, возникшее в Нижнем Новгороде. Главным инициатором его создания стал местный земский староста Кузьма Минин. На патриотическую деятельность его вдохновили грамоты патриарха Гермогена и старцев Троице – Сергиева монастыря, призывавшие очистить Москву и русские земли от интервентов. В сентябре 1611 Минин обратился к горожанам с призывом пожертвовать часть имущества для создания народного ополчения. На службу стали приглашать всех патриотически настроенных ратных людей. Общее количество воинов составило три тыс. чел. Во главе ополчения встал князь Дмитрий Пожарский, который в то время лечился от ран, полученных во время Московского восстания.
В марте 1612 ополчение выступило в поход через Кострому на Ярославль, где находились оружейные запасы.
Однако, Костромской воевода Иван Шереметев не хотел пустить ополчение в город. Сместив Шереметева и назначив в Костроме нового воеводу, ополченцы в первых числах апреля 1612 года вступили в Ярославль, где окончательно определился и состав правительства – «Совета всея земли». Возглавляли Совет Пожарский и Минин. [2]
Получив известие о продвижении к Москве двенадцатитысячного отряда гетмана Ходкевича с большим обозом, в июле ополчение вышло из Ярославля.
Основные силы Второго ополчения подошли к столице 20 авг. и расположились у Арбатских ворот. Первый бой с Ходкевичем 22 августа разыгрался в районе Лужников и Новодевичьего монастыря. Отбросить поляков удалось благодаря помощи добровольцев из Первого ополчения. На следующий день гетман попытался прорваться к осаждённому в Кремле польскому гарнизону через Замоскворечье, но был отброшен ополченцами. Вступивший в бой засадный полк Минина 24 авг. окончательно разгромил поляков. С большими потерями Ходкевич вынужден был отступить. Совместные бои объединили воинов обоих ополчений. Было создано единое временное правительство во главе с князьями Трубецким и Пожарским. 22 окт. им удалось занять Китай-город, а 27 окт. польский гарнизон Кремля капитулировал, Москва была окончательно освобождена от интервентов.
1.2 День народного единства в современности
В честь этого события в 2005 в России учреждён праздник 4 ноября – День народного единства. [12] Как сказал один из инициаторов введения праздника, Патриарх Алексий, «этот день напоминает нам, как в 1612 году россияне разных вер и национальностей преодолели разделение, превозмогли грозного недруга и привели страну к стабильному гражданскому миру». [11]
1.3 Судьбы Кузьмы Минин и князя Дмитрия Пожарского
Столь значимый для России подвиг могли совершить только истинные герои, жизнь которых происходила в стяжании духа и обретении житейской мудрости. Таковы судьбы национальных героев Кузьмы Минина и князя Дмитрия Пожарского.
Не смотря на то, что происхождение князя Пожарского было выше, нежели происхождение Кузьмы Минина, именно последний был идейным вдохновителем и главным сподвижником восстания. В журнале «Лицей» за 1803 г. мы читаем: «Природа, повинуясь всевышнему и не взирая на родословия, воспламеняет кровь к благородным подвигам как в простом поселянине или пастухе, так и первостепенном в царстве. Она бы могла, кажется, вдохнуть патриотическую силу в Пожарского; однако избранный ею сосуд был Минин … так сказать, русский плебей … Здесь он был первою действующею силой, а Пожарский … был только орудием его гения ». [5]
Призыв Козьмы Минина – не искать личных выгод, а отдавать все на общее дело – имел отклик у большинства простых людей. Произошло то, что С. М. Соловьев назвал «подвигом очищения», когда «народ, не видя никакой внешней помощи, углубился во внутренний, духовный мир свой, чтоб оттуда извлечь средства спасения». Во время Смуты обанкротилась правящая верхушка, а народ, спасая государство, обнаружил «такое богатство нравственных сил и такую прочность своих исторических и гражданских устоев, какие в нем и предполагать было невозможно» (И. Е. Забелин). [1]
Кузьма Минин показал себя не только как незаурядный организатор и рачительный казначей, но и как решительный и отважный воин. Это его мудрая тактика решила исход московской битвы. После пятнадцатичасового боя, когда силы ополченцев были на исходе, Кузьма с несколькими сотнями всадников неожиданно для неприятеля переправился через Москву-реку и ударил по флангу поляков. Те в панике отступили. [6]
Однако князь Дмитрий Пожарский, не смотря на значимость его соратника, не уступал ему в наличии человеческих качеств. Его мать, Ефросинья Беклемишева, воспитала в нём отсутствие чванства, заносчивости и зазнайства; справедливость и великодушие; скромность и честность в отношениях к людям и поступках; преданность государям российским и своему Отечеству; храбрость и способность к самопожертвованию. [7]
Проводя идею государственной консолидации, лидеры ополчения Минин и Пожарский четко сформулировали главные задачи момента: изгнать интервентов и подготовить условия для создания русского правительства, пользующегося доверим населения.
1.4 Образы Кузьмы Минин и князя Дмитрия Пожарского в истории искусств
Столь значимая для истории России тема не могла быть не замечена деятелями искусства последующих времён. Она затрагивалась живописцами и скульпторами разных времен. Среди них И. П. Мартос («Памятник гражданину Минину и князю Пожарскому», 1818 г.), М. И. Скотти («Минин и Пожарский», 1850 г.), М. И. Песков («Воззвание Кузьмы Минина к нижегородцам», 1861г.), И. Е. Репин (« Кузьма Минин»), К. Е. Маковский («Воззвание Минина к народу», 1896г.), Ю. Пантюхин («Минин и Пожарский. Освобождение Москвы», 2005 г.), М. Фаюстов («Воззвание Козьмы Минина к нижегородцам в 1611 г.», 2008-2010 гг.). Как мы видим, данная тема и проблема остаются актуальными и в современной живописи.
1.5 Анализ произведения К. Е. Маковского «Минин на площади Нижнего Новгорода, призывающий народ к пожертвованиям»
Наиболее масштабным живописным произведением является картина известного академического живописца Константина Егоровича Маковского «Минин на площади Нижнего Новгорода, призывающий народ к пожертвованиям» (Приложение 5)(размер – 698×594 см). [4] Замысел картины относится к 70-м годам XIX века, ее окончание к 1896 году.
Произведение создавалось во Франции, в парижском предместье Сен-Жермен и было закончено в Петербурге. [10] От первых эскизов до завершения работы прошло около двадцати лет. Непосредственно процесс создания полотна занял примерно 6 лет. Маковский неоднократно приезжал в Нижний Новгород для изучения исторического материала и создания подготовительных этюдов, зарисовок. В некоторых источниках указывается, что на создание данного произведения Маковского вдохновила картина И. Е. Репина «Бурлаки на Волге». «Нетрадиционный сюжет холста Ильи Ефимовича бросал вызов зрителю – ведь сюжет полотна бичевал русское общество. С помощью искусства автору удалось пробудить сочувствие к бедным и униженным слоям русского народа. Этот факт не мог остаться незамеченным для Маковского. Своим примером Репин вдохновил его на создание похожего подлинно народного произведения.
Полотно относится к академизму и станковому виду живописи.
Мастер, выполнивший картину в масле, использовал материал характерным для него способом. Маковскому свойственно мыло оставлять во многих местах подмалевок, писать «промахивающимся» движением кисти, смягчать касания, использовать чистый цвет. Произведение относится к свойственному художнику историческому жанру.
Сюжет произведения представляет многолюдную сцену сбора пожертвований на Нижегородское ополчение, спасшее в 1612 году страну от иноземных захватчиков. В центре полотна – земский староста Кузьма Минин, призывающий сограждан отдать деньги и имущество ради освобождения Отечества. Всю композицию можно разделить на два больших пятна: это земля, занимающая примерно 2/3 полотна и небо. Линия горизонта, разделяющая эти пятна, проходит под откосом, возвышаясь к правому краю композиции. Композиционный центр – т. е. Минин, жест которого как бы повторяет линию горизонта – расположен ниже середины и делит расстояние от левого до правого края картины (Приложение 8). Общее пятно земли разделяется на две группы: это архитектура (храм и крепость) и сам народ, который, при своей массивности и многочисленности являет собой цельный образ нижегородских людей.
На переднем плане изображены предметы быта, уже пожертвованные на вооружение ополчения, купец, распоряжающийся отдать свое имущество, нищие мать и ребенок. На втором плане – сам Минин, взывающий к народу с трибуны, крестный ход иконой «Божией матери» и другие новгородцы самых разных слоев населения. На третьем плане из ворот Новгородского Кремля выходит еще толпа людей, чтобы слушать речь Минина.
Автор решил произведение в светлых тонах. Колорит довольно мягкий, но красочный. За счет цвета и живописных эффектов солнечный день передан цветно и правдиво. Несмотря на присутствии мягких касаний, картина выглядит контрастно и реалистично.
Несмотря на то, что Кузьма Минин является историческим и центральным лицом, Маковский с не меньшей подробностью выявляет характеры людей из массы. М. Горький в рецензии о всероссийской Нижегородской выставке, на которой присутствовала данная картина, дал ей очень красочное и живое описание: «… Убогий нищий с костылями под мышкою срывает со своей шеи крест, и лицо его взволновано. Бледный здоровый мясник, засучив рукава, готов хоть сейчас бить поляков – мускулы голых рук напряжены, лицо зверски свирепо, изо рта, должно быть, летят «крылатые слова». «…» Седобородый мужик истово крестится – он только что положил к ногам Козьмы икону в ризе, татарин в малахае смотрит из-за чьего-то плеча испуганными, но любопытными глазами на оратора-мясника; белоголовая девчоночка, держась сзади за шубейку матери, несущей к бочке свои платья, улыбается блеску кубков и братин, лежащих на земле. Отовсюду тащат яркие платья, ларцы, посуду из серебра; штоф, парча, шелк валяются кучами под ногами людей. Красавица боярыня с жгучими глазами и матово-бледным лицом вынимает серьги из ушей, неподалеку от нее какой-то странник – плут и пьяница, судя по его лисьей роже, – подняв к небу руку, важно проповедует что-то. Позади Минина молодой стрелец, взмахнув в воздухе тяжелой секирой, орет во все горло, и глаза его налиты кровью… Всюду возбуждение страшное, и выражено оно – на мой взгляд – ярко… Толпа глубоко народна. Видишь, что это именно нижегородский народ; весь Нижний встал на ноги и рычит и мечется с силой ужасной, готовый все ломить сплеча».
Таким образом, в рецензии М. Горького мы видим подтверждение тому, что К. Е. Маковский, глубоко проникшись темой, изобразил не просто толпу, а русский народ во всех красках. И то состояние, которое автор предал композиции, соответствует не только изображенному фрагменту, но и общему историческому отрезку.
портрет пейзаж формат рисование
2. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
2.1. Подготовка к выполнению практической части
При выполнении практической части курсовой работы учитывался весь предшествующий опыт выполнения станковой композиции, полученный за первые три курса обучения в средне-профессиональном учебном заведении. Это – композиционные законы, раскрывающие следующие средства художественной выразительности:
контраст света и тени
статика и динамика
ритм и метр
симметрия и асимметрия
Также, это практический опыт выполнения композиционных эскизов на темы «натюрморт», «пейзаж со стаффажем», «интерьер», «сюжетная композиция». Активно применялся опыт рисования с натуры фигуры человека, портретов, пейзажей, фигуры лошадей. Было изучено обмундирование воинов той эпохи. [9]
Практическая часть выполнялась под впечатлением от произведений разных видов искусства (живописи, скульптуры, литературы, киноискусства) и соотносилась с ними. Данные произведения, проанализированные в теоретической части курсовой работы, оказали большое влияние на весь ход работы.
Так, при выборе ситуации, в которой будут изображены герои исторического события, рассматривались различные эпизоды их деятельности, отображенные в разных произведениях искусства. Это: обращение Минина к жителям Новгорода; диалог между Мининым и Пожарским; приготовления к военным действиям; Обращение к народу перед решающим сражением. В итоге была выбрана последняя из рассмотренных выше ситуаций.
2.2 Выполнение практической части
.2.1 Эскизная часть
При организации поз героев, их ракурсов и габаритов были выполнены эскизы, отражающие различные варианты их телодвижений. Жестам героев уделялось особое внимание, так как в нём должен быть заключен весь смысл и психологизм происходящего; в жесте раскрываются взаимоотношения героев и их отношение к родине, к народу и к своему долгу. В целях передачи наиболее жизненного и правдивого движения, были выполнены зарисовки с кадров из советской кинокартины «Минин и Пожарский» (1939 г). В итоге было выбрано положение героев, напоминающее скульптуру «Минин и Пожарский» – Минин, идейный вдохновитель ополченцев, указывает правой рукой в сторону . В случае выполняемой курсовой работы, этот жест указывает на захваченную поляками Москву. Он выражает боевой настрой духа, призывает народ к освобождению сердца России и как бы показывает единственный путь к объединению родины. Символически это движение указывает на результат попустительства и жажды власти бояр, алчности предателей, безучастное отношение простого народа к судьбе своей страны. Пожарский, уже державший речь, мысленно присоединяется к словам своего соратника и товарища. Армия ополченцев, сгруппировавшаяся на расстоянии от воевод, задумались над словами Минина, – о сохранении государственности, и бескорыстном пожертвовании ради лучшего будущего свободной, суверенной России. В то же время, все вспомнили своё – жену, семью, город, поля и рощи, горы и реки, родимый дом – то счастье, за которое каждый готов отдать жизнь.
На заднем плане изображена полуразрушенная Москва, на куполах которой все же блестят распятия – символы неведомой, но предчувствуемой миссии России; символы сужденного освобождения.
Выбор формата листа композиции – горизонтально вытянутого – обусловлен передачей широты и необъятности русской земли, русского духа. В то же время, данный формат позволяет передать многочисленность войска, дает оптимальное количество пространства для происходящего действия.
Были предложены фигуры, полуфигуры, всадники; иногда герои располагались на разных уровнях, в ракурсе снизу или без ракурса.
После того, как были определены все вышеописанные параметры будущего холста, был выполнен картон. При выполнении картона использовались следующие материалы:
а) бумага;
б) кисти синтетические;
в) соус темно-коричневый.
Сначала картон был загрунтован разведенным водой соусом, затем выполнен рисунок и светотеневой разбор. Далее прорисовывались фигуры людей и лошадей, уточнялись детали.
При вписывании фигур героев в данные формат учитывались основные правила компоновки изображения, а также применение частных решений в данных условиях:
изображаемые объекты не делят лист пополам;
главные объекты не врезаются в край листа;
Две фигуры воинов, находящиеся у левого края листа, как бы останавливают наш взгляд у края листа, завершая композицию.
Следующим этапом ведения работы является нахождение колорита для данной композиции. Происходил поиск времени суток, состояния природы, тональности. Материалами для некоторых эскизов явились:
а) тисненная акварельная бумага;
б) кисти беличьи;
в) акварель.
Также были выполнены эскизы в других материалах:
а) бумага прожелатиненная;
б) кисти щетинные;
в) масла.
В итоге, был выбран эскиз, отображающий утреннее время суток. Соответственно, для наиболее правдивой и верной передачи пространства были просмотрены произведения известных пейзажистов (Левитан, Поленов, Корин, Шишкин) и собственные этюды, написанные во время пленэрной практики. Проанализировав отсмотренные работы, были сделаны следующие наблюдения:
утренний колорит наиболее холодный в сравнении колоритом других состояний природы (глоссарий);
Солнечный свет производит не теплые, а холодно-лимонные блики и тона;
земля выделяет испарения, которые погружают почву в голубоватую дымку;
дальний план становится более белесым, затуманенным, отчего действие линейно-воздушной перспективы усиливает свое воздействие.
Выше описанные замечания применялись при выполнении эскиза на ограниченную палитру и полноцветного эскиза.
Состояние природы, выбранное для композиции, символизирует начало новой для России эпохи. Само появление света связано с освобождением от тьмы внутри и вовне – то есть с победой духа над разладом в государстве, победой народа над польскими захватчиками.
Также, работая над колористическим решением, важно было найти цвет и тональность для главных героев и войска. Так как металлической кольчуге и доспехам свойственно темнеть, но в то же время она активно отражает свет, то собственная тень человеческих фигур максимально плотна, а освещённая часть отражает яркий свет восходящего солнца.
2.2.2 Выполнение картона
При переходе на картон размером 90х54,5 уточнялись общие пропорции, движения и жесты фигур, прорабатывались детали, могущие подчеркнуть особенности эпохи и события. При этом использовались следующие материалы:
а) бумага;
б) кисти синтетические;
в) черная тушь;
г) чёрная гуашь;
д) белый акрил.
Сначала тушью были заложены и раскрыты все большие плоскости. Проработка картона шла по принципу от темного к светлому. По возможности были взяты большие тональные отношения. После при помощи акрила и гуаши выполнялась проработка пространства, фигур и архитектуры, прорабатывались детали. Далее при помощи всех трех материалов были выполнены доводка и обобщение.
2.2.3 Выполнение холста
Первым этапом при выполнении холста явился перевод рисунка. Для этого использовалась прозрачная пленка, на которую при наложении на картон был переведен рисунок, а затем через кальку был перенесен на холст. После при помощи карандаша уточнялись детали и неточности.
При дальнейшем выполнении холста были использованы следующие материалы:
а) холст;
б) кисти щетинные;
в) разбавители;
г) масла;
д) лаки.
Сначала был выполнен подмалевок при использовании только лессировочных красок (ультрамарин синий, марс коричневый светлый, изумрудная, краплак красный), разбавителя №4 и даммарного лака (глоссарий). Далее, при использовании охры, марса коричневого светлого, кадмия красного, изумрудной, кобальта фиолетового темного, ультрамарина и титановых белил раскрывались большие плоскости холста (небо, земля, дружина), а также малые плоскости (фигуры Минина и Пожарского). Затем путем лессирования и пастозного письма были уплотнены тени и уточнены общие тональные отношения.
Детальная проработка начиналась с прописки центральных фигур – Минина и Пожарского. Так как их фигуры являются композиционным центром, в них был сосредоточен наибольший контраст за счет обострения тональных и цветовых отношений. Окружающая их среда и касания были подчинены фигурам. Со стороны освещенной части фигур небо составило контраст своим плотным тоном. С теневой стороны был выстроен меньший контраст – для того, чтобы фигуры сели в среду.
Далее по такому же принципу подчинения частей композиционному центру были прописаны остальные фигуры людей и лошадей, вид города на заднем плане. Затем цельно была прописана трава и доведено небо.
На этапе обобщения работа была проанализирована на предмет тональной и колористической цельности, еще раз был проверен рисунок, выражения лиц и поз героев и общее впечатление от работы. Была выполнена доводка и обобщение работы.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Итогом проделанной теоретической и практической работы является еще более глубокое изучение темы народного ополчения, осознание величия и значимости данного исторического отрезка, а также приобретение таких практических умений и навыков, как:
. подробное изучение конкретной темы и поиск материалов на эту тему;
. рисование военного обмундирования XVII в.;
. объединение всей полученной информации в одну работу.
Предполагается, что практическая часть курсовой работы могла бы быть выставляема в детских учреждениях, как отображение важного события в истории России. Таким образом, дети раньше узнали бы о героях России, и выполненная работа послужила бы пособием патриотического воспитания маленьких граждан.
Глоссарий
Анализ (др.-греч. ἀνάλυσις – разложение, расчленение) – в философии в противоположность синтезу анализом называют логический приём определения понятия, когда данное понятие раскладывают по признакам на составные части, чтобы таким образом сделать познание его ясным в полном его объёме.
Аналог (от др.-греч. ἀνάλογος – соответственный, соразмерный) – объект (техническое решение) того же назначения, близкий по совокупности существенных признаков, имеющий общие с данным объектом назначение, характерные признаки.
Композиция (изобразительное искусство) – организующий компонент художественной формы, придающий произведению единство и цельность, соподчиняющий его элементы друг другу и всему замыслу художника.
Колори́т изображения (итал. colorito, от лат. color – краска, цвет) – общая эстетическая оценка цветовых качеств произведения искусства, характер цветовых элементов изображения, их взаимосвязи, согласованности цветов и оттенков.
Лессировка (нем. Lasierung – глазурь), глизаль или глейз ( Glaze – глазурь, глянец) – техника получения глубоких переливчатых цветов за счет нанесения полупрозрачных красок поверх основного цвета. Лессировочными называются специальные полупрозрачные краски, использующиеся в строительстве и промышленном дизайне.
Лжедми́трий I, официально именовавший себя царевич (затем царь) Дмитрий Иванович- царь России с 1 июня 1605 года по 17 (27) мая 1606 года, по устоявшемуся в историографии мнению – самозванец, выдававший себя за чудом спасшегося младшего сына Ивана IV Грозного – царевича Дмитрия.
Подмалёвок – начальный этап работы над картиной, представляющий собой нанесение на холст композиции будущей работы, раскладка основных цветовых «пятен», грубая проработка объёма и формы основными тонами краски. Предназначается для последующей точной прописки.
Семибоя́рщина – принятое историками название правительства из семи бояр периода 1610 – 1613 гг.
Шу́йский, Васи́лий Иванович (1552 – 12 [22] сентября 1612) – последний из Рюриковичей на русском престоле, русский царь c 1606 по 1610 годы (Васи́лий IV Иоа́ннович). Представитель княжеского рода Шуйских
1. Новая Российская энциклопедия. В 12 т. Т. 4 (1). Винчестер-Гамбург / под ред. А. Д. Некипелова. – М. : Энциклопедия ; Инфра-М, 2007 . – С. 302