- Вид работы: Курсовая работа (т)
- Предмет: Культурология
- Язык: Русский , Формат файла: MS Word 44,91 Кб
Этнокультурные особенности индусов
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО МОРСКОГО И РЕЧНОГО ТРАНСПОРТА
Федеральное Государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
Государственный Университет Морского и Речного Флота
им. адмирала С.О. Макарова
Факультет Вечерне-заочного обучения
Курсовая работа
На тему: Этнокультурные особенности индусов
Исполнитель:
студентка 4-го курса ФЗО
факультет рекламы
Абрамова Е.В.
Санкт-Петербург 2013
Содержание
Введение
. Общая физико-географическая характеристика
.1 Географическое положение
.2 Климатические особенности
.3 Флора и фауна
. Этнографическая характеристика
.1 История Индии
.2 Население Индии
3. Этнокультурная характеристика
.1 Культура Индии
.2 Национальная кухня
.3 Религия
.4 Психологическое изменение индийской и русской культур по индексам Э. Холла, Р. Льюиса, Г. Ховстеде
Заключение
Список литературы
Введение
Данная тема является актуальной, так как Индия занимает седьмое место в мире <#”justify”>1) Дать общую физико-географическую характеристику станы (географическое положение, климат, флора и фауна);
) Охарактеризовать этнографический уровень (население, история);
) Дать этнокультурную характеристику (традиции, религия…);
) Сравнить психологические изменения индийской и русской культур.
Данная тема недостаточно широко освещена в трудах отечественных и зарубежных авторов, её исследованность незначительна.
1. Общая физико-географическая характеристика
1.1Географическое положение
Индия расположена в Южной Азии <#”justify”>2.Этнографическая характеристика
2.1История Индии
Бронзовый век. Бронзовый век <#”justify”>Этнический состав: в Индии насчитывается несколько сот наций, народностей и племен; крупнейшие из них: хиндустанцы, телугу, маратхи, бенгальцы, тамилы, гуджаратцы, каннара,. пенджабцы и др. Индуисты составляют 80% населения, мусульмане – 14%, христиане – 2,4%, сикхи – 2%, буддисты – 0,7%. Этнические и лингвистические корни племен, первыми заселивших полуостров Индостан, неизвестны. Точно известно, что раннеарийская цивилизация распространилась с северо-западной и северо-центральной части Индии (2000-1500 гг. до и. я.) на юго-запад и восток. На формирование индийского этноса большое влияние оказали также персы, арабы, монголы, турки, афганцы, англичане. Причем последние оставили самый небольшой след в культуре Индии. Народы северо-восточной Индии имеют много общего с народами Южной Европы, Кавказа, Юго-Западной и Центральной Азии, часть населения северо-восточной Индии, Западной Бенгалии, Западных Гималаев и штата Джамму и Кашмир – с тибетцами и бирманцами. У племен северо-восточной Индии (часть этнографов относит их к австралоидной языковой семье) много общих черт с народами юго-восточной Азии. Небольшие этнические группы южной Индии ведут свое происхождение от восточноафриканских племен или от так называемых негритос – народе, расселившимся небольшими общинами от Андаманских островов до Филиппин и Новой Гвинеи. [1, c. 176]
Языки. Индия является родиной индоарийской <#”justify”>Четвертая часть населения Индии говорит на дравидских языках. Языки этой группы распространены преимущественно в южной Индии, частично в центральной части страны, в восточном Бихаре. Четыре дравидских языка признаны официальными: каннада, малайялам, тамильский и телуджу. Манипури и другие тибетские языки распространены в северо-восточной Индии. Языками межнационального общения (лингва-франко) являются хинди и английский. При этом английский является, скорее, языком высших классов общества: родным его признают не более 5% населения, но он широко используется в престижных школах, вузах, СМИ, шоу-бизнесе (киноиндустрия, популярная музыка), предпринимательских кругах. Индия – родина одной из мировых религий – индуизма. В наши дни индуизм представлен множеством направлений, сект, религиозно-философских учений. Точные данные о составе этой религиозной общины и ее численности неизвестны. Можно утверждать, что наиболее широко распространены культы поклонения Вишну или одному из его воплощений – Кришне – и Раме (северная и центральная Индия), поклонники Шивы составляют большинство в Тамилнаде, Карнатаке, западной Махараштре, нескольких Гималайских районах, культ Шакти (матери-богини) распространен в западной Бенгалии, Ассаме, Утта-Прадеш. Международное распространение получило поклонение лидерам некоторых индуистских сект. [1, c. 180]
Индийская мусульманская община – одна из крупнейших в мире, по своей численности она превосходит мусульманское население стран Ближнего Востока, уступая только общинам Индонезии, Пакистана и Бангладеш. Мусульманское население сконцентрировано в штатах Джамму и Кашмир, западной Бенгалии, западной части Утта-Прадеш. Остальные религиозные общины: христиане (в большинстве католики) сосредоточены на северо-востоке страны, в Бомбее и на юге; сикхи – в Пенджабе и смежных районах, буддисты – в Джамму и Кашмир, районах Гималаев; бахай (недавно резко увеличившие свою численность за счет активной миссионерской деятельности); зороастрийцы – в Бомбее, прибрежных районах Гуждарата; иудаисты – на западном побережье; анимисты – на северо-востоке страны. [3, c. 215]
Население Индии <#”justify”>Средняя продолжительность жизни: 65,8 лет.
Крупные города:
Мумбаи – 13 073 926 жителей,
Дели – 11 904 217 жителей,
Бангалор – 5 281 927 жителей,
Калькутта – 5 080 019 жителей,
Ченнай – 4 376 400 жителей,
Ахмадабад – 3 819 497 жителей,
Хайдарабад – 3 665 106 жителей.
Первая всеобщая перепись населения <#”justify”>ГодНаселение1000 <#”justify”>3. Этнокультурная характеристика
.1 Культура Индии
Культура Индии была сложена из различных эпох истории, обычаев, традиций и идей, как захватчиков, так и иммигрантов. Многие культурные обычаи, языки и памятники приводятся в примеры такого смешения в течение столетий.
Исторически индийская культура распространена далеко за пределы современного государства Индия, этот исторический культурный регион называют «Большая Индия <#”justify”>«Индия – колыбель человеческой расы, колыбель человеческой речи, мать истории, бабушка легенды, и прабабушка традиций. Наши самые ценные и наиболее важные из материалов в истории человечества хранятся только в Индии!» [7, c. 40]
Семья и брак. Исторически <#”justify”>Недавние исследования показали, что индийская культура уходит от традиции браков по договорённости. [7, c. 80]
Праздники. Индия, будучи мультикультурной и мультирелигиозной страной, отмечает праздники разных религий. Четыре национальных праздника в Индии: День независимости Индии <#”justify”>Всё больше женщин вовлекаются в индустрию моды, и всё больше изменяется отношение индийцев к мультикультурализму. Эти изменения сыграли главную роль в моде индийских и западных стилей одежды. [7, c. 114]
Эпос. Рамаяна <#”justify”>Пища – неотъемлемая часть любой человеческой культуры. Человеку, где бы он ни был, для выживание требуется всего лишь простая пища. Но человеческие культуры, на протяжении веков, экспериментируют, изобретают и развивают изощрённые кухни. Кухни становятся более, чем просто источником питания, они отражают человеческие знания, культуру, искусство и выражение любви.
Индийская еда – разнообразна, как и сама Индия. Индийские кухни используют большое количество ингредиентов, развёртывают широкий ассортимент приготовленной пищи, кулинарной техники и подношения. От салатов к соусам, от вегетарианских блюд к мясным, от острых специй к мягким пряностям, от хлебов к десертам, индийская кухня <#”justify”>По словам Санджива Капура, члена Международной Кулинарной Группы Сингапурских Авиалиний, индийская еда уже давно является выражением мировой кухни. Капур утверждает: «Если бы Вы заглянули в индийскую историю и увидели какую еду ели наши предки, то Вы заметите как много уделялось внимания планированию и приготовлению пищи. Великая мысль была отдана вкусу и структуре каждого блюда.» Существует одна историческая запись, такая как Mānasollāsa, (Восхищение ума), в которой говорится о необходимости менять кухню и еду в зависимости от времени года, разные методы приготовления, лучшие ароматные смеси, чувство разной еды, планирование и стиль трапезы среди прочих вещей. [5, c. 70]
Индия известна за свою любовь к еде и специям. Индийская кухня меняется от религии к религии, отражая при этом местную продукцию, культурное разнообразие, многообразное население страны. Индийскую кухню можно разделить на пять категорий: северную, южную, восточную, западную и северо-восточную. Разнообразие индийской кухни характеризуется различным использованием многих специй и трав, широким ассортиментом рецептов и кулинарных техник. Хотя значительная доля индийской кухни – вегетарианская, многие традиционные индийские блюда включают курятину, козлятину, ягнятину, рыбу и другие виды мяса. Рыбная кухня является обычной для восточных штатов, особенно, для Западной Бенгалии <#”justify”>Кухня в регионах Индии продолжает развиваться. Сплав восточноазиатского и западного методов готовки с традиционными кухнями, вместе с местными вариантами фастфуда, занимают видное место в крупных городах Индии. [5, c. 96]
3.3 Религия
индия культура кухня религия
Индия – уникальная в религиозном плане страна. Такого количества и разнообразия религий, которое мы находим в Индии, пожалуй, нам не удастся повстречать ни в одном другом государстве. Практически все жители Индии глубоко религиозны. Религия и духовность пропитывает их повседневную жизнь и является неотъемлемой частью быта. Такое количество храмов, ашрамов, ступ, святилищ, мелких и крупных святынь как в Индии, наверное, трудно повстречать где-либо еще. Поэтому посещение разных священных мест естественным образом становится неотъемлемой частью любых туров в Индию. Вне зависимости от того, каковой изначально является цель вашей туристической поездки, эта сторона жизни Индии так или иначе обязательно вас коснется. [8, c. 34]
В Индии представлены все основные мировые религии: буддизм, христианство, ислам, индуизм, иудаизм. Также здесь можно повстречать зороастрийцев, джайнов и сикхов. Индия является родиной буддизма, индуизма, джайнизма и сикхизма. За свою историю Индия дала миру, пожалуй, рекордное число религиозных деятелей и духовных наставников, как таких как Будда Шакьямуни или Махавира, религии, основанные которыми насчитывают уже более 2-х с половиной тысяч лет, так и таких, более современных, но, наверное, не менее известных учителей как Ошо, Шри Ауробиндо, Сай Баба, Шри Чинмой, Кришнамурти, Раман Махариши, Чайтанья Махапрабху и многих других. Еще одна уникальная черта Индии – ее веротерпимость. Несмотря на всю пестроту представленных в стране религий и мелких верований, в Индии никогда не возникало крупных религиозных конфликтов. По конституции Индия является светским государством и в ней разрешается исповедовать любую религию.
Таблица 2. Распространение религий в Индии на 2001 год. [4, c. 78]
РелигияНаселениеПроцентВсе1,028,610,328100,00%Индуизм <#”justify”>1) Индуизм: 80 процентов населения Индии – индуисты. Индуизм – одна из древнейших религий мира. Считается, что она сложилась примерно в середине 1 тысячелетия до нашей эры, но фактически корни ее уходят настолько далеко вглубь веков, что с уверенностью говорить о ее зарождении именно в этот период достаточно сложно. Индуизм не имеет ни какого-то конкретного основателя, ни какого-либо основополагающего текста, который бы можно было считать основной его базой (таких текстов много и возникали они в разное время: веды, упанишады, пураны и многие другие).
В индуизме сохранилось много элементов первобытных верований (поклонение священным животным, явлениям природы, культ предков и т.п.). Индуизм является религией, породившей кастовую систему Индии, и строго регламентирует все права и обязанности человека на протяжении всей его жизни. [8, c. 127]
Центральным учением в индуизме является учение о перевоплощении душ, происходящим по закону воздаяния за добрые или злые поступки в течение жизни. В зависимости от того, какую жизнь ведет человек в этом своем воплощении, определяется его будущая жизнь – какое тело он приобретет после смерти при новом рождении, в какой касте родится, если посчастливится обрести тело человека, будет ли беден или богат и т.д.
Для индуизма характерно представление об универсальности и всеобщности верховного божества.
В настоящее время в индуизме существует два основных течения: вишнуизм и шиваизм. Вишнуизм отличается своей способностью вбирать в себя различные местные верования и религии. Так, например, Будда наряду с Кришной и Рамой в вишнуизме – аватар Вишну. Вишну, являясь хранителем мира, в разное время принимал разные облики для того, чтобы его спасти. Вишнуизм наиболее распространен на севере Индии.
) Буддизм: Несмотря на то, что Индия является родиной буддизма, в настоящее время количество его последователей в Индии довольно невелико. Они составляют всего лишь 0,7% всего населения Индии. Буддизм зародился в Индии в 5 веке до н.э. Пережив свой расцвет в первые 5 веков после своего зарождения, буддизм в Индии был ассимилирован индуизмом. Позднее, буддийские монахи преследовались мусульманами и большая часть последователей буддизма покинула Индию, переселившись в соседние Китай, Тибет, Непал и в страны Юго-Восточной Азии. В наше время буддизм в Индии распространен, в основном, в шриланкийском варианте буддизма Тхеравады. Уже многие столетия, не являясь буддийской страной, Индия, тем не менее, привлекает к себе множество буддистов со всего мира. Среди них чрезвычайно популярны туры в Индию для посещения святых буддийских мест: Бодхгая – место, где Будда обрел просветление, является – главным святым местом паломничества в Буддизме, Лумбини – место рождения принца Сиддхартхи, будущего Будды Гаутамы, Сарнатх – место, в где Будда прочел свою первую, после достижения Нирваны, проповедь, Кушинагар – место ухода Будды в Паринирвану. В основе буддизма лежит учение о Четырёх Благородных Истинах: существует страдание, существует причина страдания, существует прекращение страдания и существует путь к прекращению страдания. Этим путем является срединный или Восьмеричный Путь, связанный с тремя разновидностями добродетелей: нравственностью, сосредоточением и мудростью. Человек, практикующий этот Восьмеричный Путь, постепенно освобождается от трех ядов: от гнева, зависти и невежества и получает доступ к истинному пониманию реальности, которое дает ему освобождение от страданий и возможность помочь освободиться другим живым существам. Буддизм не признает каст, утверждая абсолютное равенство всех живых существ. [4, c. 66]
) Джайнизм: в VI веке до нашей эры Вардхамана, он же Джина или Махавира, создал и распространил в Индии религиозное учение джайнизм. Основой его является аскетизм, воздержание и отказ от насилия. Цель джайнов – освобождение от цепи перерождений – выход из сансары, которого можно достичь с помощью строгой аскезы и соблюдения принципа ахимсы (непричинения вреда живым существам). Джайны известны тем, что носят на лице марлевые повязки, чтобы избежать вдыхания мелких живых существ, и подметают перед собой путь, чтобы случайно не раздавить какое-нибудь насекомое. В джайнизме имеются два основных течения: дигамбары («одетые небом»), которые считают, что древние тексты утрачены, и отказываются от всех мирских соблазнов, включая необходимость носить одежду, и шветамбары («одетые в белое»), которые пытаются восстановить утраченные тексты и исповедуют менее строгий подход к жизни. Сейчас в Индии насчитывается около 1 млн. джайнов, которые играют важную роль в индийском обществе, так как последователи джайнизма принадлежат к наиболее зажиточным и образованным слоям населения Индии. Джайнистская община в Индии славится строительством многих уникальных по архитектуре и внутреннему убранству храмов, привлекающих к себе внимание многочисленных туристов. [4, c. 98]
) Сикхизм: Еще одна религия, родиной которой является Индия. Сикхизм, основанный гуру Нанаком в XVI веке, стал проявлением протеста мелких торговцев, ремесленников и крестьян против феодального гнета и кастового строя в Индии. Сикхизм был направлен против фанатизма и нетерпимости мусульманских правителей того времени, а также против кастовой дискриминации и сложных ритуалов индуизма. В современной Индии насчитывается около 17 млн. последователей сикхизма. Храмы сикхов в большом количестве расположены в северных районах Индии. В сикхских храмах нет изображений богов, а церемония богослужения сводится к чтению «Гуру Грантх Сахиба». Главной святыней сикхов является Золотой храм в г.Амритсаре.
) Ислам: В Индии насчитывается около 130 млн. мусульман и она занимает второе место по численности мусульманского населения в мире. Большинство индийских мусульман – сунниты, примерно 20 процентов мусульман Индии – шииты. Существуют также некоторые отдельные секты (например, ахмадийцев), а также сложившиеся общины – бохра, исмаилиты, кашмирские мусульмане, мемоны, мопла и т.д. [4, c. 109]
) Христианство: По легенде христианство принес в Индию апостол Фома, которому приписывается создание сирийской христианской церкви на юге Индии. Сирийской она называется потому, что в ее богослужении используются литургия и писания на арамейском, или сирийском, языке. В XVI веке португальские колонизаторы начинали насильственное обращение жителей Индии в христианство, которое продолжалось под покровительством папства в течение нескольких сотен лет. С XVIII века в Индии развивается деятельность протестантских миссионеров из США и Европы. Сейчас в Индии проживает около 20 миллионов христиан всех возможных направлений – католики, протестанты, православные и т.д. [4, c. 132]
) Зороастризм: во времена Персидской империи зороастризм являлся основной религией Западной Азии и в форме митраизма распространился по всей Римской империи вплоть до Британии. В настоящее время численность последователей во всем мире – не больше 130 тысяч человек. Из них около 10 тысяч проживает в Иране, а то почти все остальные живут в Индии, причем большинство – в г.Мумбаи. Прасы почитают 4 элемента Вселенной – воду, огонь, землю и воздух. В зороастрийских храмах постоянно поддерживается вечный огонь. [4, c. 150]
) Иудаизм: Первые контакты жителей Индии с последователями иудаизма относятся к 973 году до нашей эры. Это были купцы царя Соломона, покупавшие у индусов специи и другие товары. В 586 году Иудея была захвачена вавилонянами и некоторые иудеи переселяются в тот период в Индию на Малабарское побережье. В настоящее время в Индии иудаизм распространен в основном в штатах Керала и Махараштра, хотя представителей этой религии можно встретить и в других частях страны. [4, c. 167]
3.4 Психологическое изменение индийской и русской культур по индексам Э. Холла, Р. Льюиса, Г. Ховстеде
Некоторые особенности индусов:
) Индусы очень гостеприимный и дружелюбный народ в силу характера и религии. К русским в этой стране особенно хорошее отношение в силу давних и тесных отношений между нашими государствами.
) В Индии считается нормальным выбрасывать мусор просто на улицу.
) В Индии не приняты публичные поцелуи и объятия, а приветствуют индусы друг друга складывая ладони в приветственном жесте.
) При входе в храм, перед захоронениями, в офисах, медицинских учреждениях или в гостях принято снимать обувь.
) Все постройки, особенно религиозные сооружения, следует обходить с левой стороны.
) Индусы очень экономичны, однако, они охотно тратят деньги на золото для своих жен.
) Большинство семей экономят даже на еде, никаких заморских продуктов не покупают, едят только традиционную пищу.
) Астрология занимает важное место в жизни индуса. Без резюме астролога не состоится ни свадьба, ни крупная сделка, ни поездка.
) В Индии нет нерелигиозных людей. Мусульмане, хинду, панджаби, католики, буддисты, сикхи и другие – все живут рядом.
) Индусы встают рано, в 6, а то и в 5 утра, принимают душ, молятся. В каждом доме есть комната, или место, типа маленького храма, где индусы молятся сидя, называется пужа. Затем завтракают и едут на работу, по дороге заскочив в храм.
) Индусы очень терпеливые, любят рассуждать и говорить о любви и счастье.
) К любви у индусов отношение серьезное. Любовь, как правило, на всю жизнь, хотя сейчас разводы встречаются чаще.
Таблица 3. Различия и сходства индусов и русских по типам культур
ИндусыРусскиеЭ. Холл- Низкоконтекстуальная культура: · Прямая выразительная манера речи · Открытое выражение недовольства – Полихронная: · Делают несколько дел одновременно · Часто меняют свои планы – Высокая степень распространения информации- Высококонтекстуальная культура: · Скрытая манера речи · Серьезная роль невербального общения · Отсутствие открытого выражения недовольства – Полихронная – Высокая степень распространения информацииГ. Ховстеде-Большая дистанция власти -Коллективистская -Средняя степень избежания неопределенности -Феминность-Средняя дистанция власти -Коллективистская -Средняя степень избежания неопределенности -Переход от феминности к МускулинностиР. Льюис-Полиактивные -Привыкшие делать много дел сразу, не по расписанию, а по степени привлекательности -Ориентированы на людей -Непунктуальные-Между полиактивными и моноактивными -Предпочитают планировать всё заранее -Ориентированы на строгое расписание -1 дело в 1 момент
Таблица 4. Различия и сходства индусов и русских
ИндусыРусскиеРелигияИндуизмПравославиеЭкономикаИндустриальная странаИндустриальная странаКультураРазвито танцевальное искусствоРазвита литератураНациональный характерДоброжелательность, спокойствие, медлительность, пофигизмДушевность, борцы за справедливость, нетерпимость, щедростьЖестикуляцияУмереннаяУмереннаяКухняОстрота и пряность блюд, обилие риса, бобовых, отсутствие мясных и рыбных блюд.В основном зерновые культуры, хлеб, молочная пища, овощи и фрукты, мясные и рыбные блюда.ТрадицииНепосредственно связаны с вероисповеданием, национальная одеждаНаряду с высокоразвитой культурой храним национальные традиции, уходящие корнями в православие (Пасха, Рождество) и язычество (Иван Купала, Масленица).
Заключение
В заключении можно сделать следующие выводы: Индия – страна одной из древнейших цивилизаций мира, богатейших природных условий и теплого климата.
Культура Индии была сложена из различных эпох истории, обычаев, традиций и идей, как захватчиков, так и иммигрантов. Многие культурные обычаи, языки и памятники приводятся в примеры такого смешения в течение столетий.
Индия является местом рождения религиозных систем, таких, как индуизм <#”justify”>1.Бонгард-Левин Г.М. Индия. – М.: Наука, 2003. – 364 с.
2.Кей Дж. История Индии. – М.: Астрель, 2011. – 768 с.
.Горкин А.П. Современная энциклопедия по географии. – М.: Росмэн, 2006. – 624 с.
.Желябовская Л.В. Религии Индии. – М.: Мир, 2006. – 234 с.
.Ле Пти Фюте. Путеводитель «Индия». – М: Мос, 1997. – 332 с.
.Магидович И.П., Магидович В.И. Очерки по истории географических открытий. Т.2. – М.: Дельта, 1982. – 53 с.
.Окно в мир. Путеводитель «Индия». – М.: Москва, 1998. – 289 с.
.Жоль К.К. Индуизм в истории Индии. – М.: АСТ, 2006. – 310 с.
.Романов А.А., Саакянц Р.Г. География туризма. – М.: Москва, 2004. – 156 с.
10. Статья. Географическое положение Индии. URL.: http://souindia.ru (дата обращения: 05.05.2013).