- Вид работы: Курсовая работа (т)
- Предмет: Культурология
- Язык: Русский , Формат файла: MS Word 11,11 Кб
Понимание ‘слуги божьего’ апостолом Павлом
Московский теологический колледж
КУРСОВАЯ РАБОТА
на тему:
"Понимание "слуги божьего" апостолом Павлом"
Выполнил: студент 1 курса
Пустовойтов В.А.
Москва, 2013
Оглавление
слуга божий апостол павел
Введение
. Отношение к церкви подобно отношению кормилицы и отца
. Угождать богу, а не людям
. Управляющий в божьем доме
. Служение, характерной чертой которого является честность
5. Служение примирения
Заключение
Библиографический список использованной литературы
Введение
Тема: Понимание "Слуги Божьего" апостолом Павлом.
Актуальность темы: Правильное понимание концепции "Слуга Божий" ведет к тому, что верующий человек принесет больше плода для Царства Божьего.
Задачи: Изучить основные направления, принципы служения апостола Павла;
Сопоставить служение апостола Павла, как слуги Божьего со своим служением.
1. Отношение к церкви подобно отношению кормилицы и отца
Верующих из Фессалоник Павел всегда вспоминал с особой теплотой. Он пришел к ним вскоре после того, как побывал в тюрьме и был бит плетьми, пришел в слабости, когда преследователи уже дышали в затылок. И, тем не менее, фессалоникийцы приняли его проповедь не как слово человеческое, а как слово Божье, и сделали это с великой радостью. Принимая Павла, они принимали и преследования, шедшие рука об руку с Евангелием.
К тому моменту, когда Павлу и Силе пришлось бежать в Верию, в Фессалониках уже существовала церковь, и служители уже были назначены. Вскоре после своего рождения церковь активно взялась за работу по распространению Евангелия. Живя в оживленном торговом городе, новообращенные несли Евангелие в Македонию, Ахию и другие места. В сердцах христиан горела любовь к Богу и Его слову.
Тимофей, которому было поручено навестить церковь и понаблюдать за ее духовным ростом, принес апостолу самые благоприятные отзывы. Верующие жили в изобилии веры и любви и были рады его видеть. Были, конечно, и вопросы, нуждавшиеся в некоторой корректировке со стороны Павла, например те, что касались второго пришествия Христа, мысль о котором настолько захватила фессалоникийцев, что они забросили свои повседневные обязанности. Но, не смотря на все это, фесслоникийская церковь была очень дорога сердцу Павла.
Не удивительно, что уже сам подход Павла к служению в Фессалониках радикально отличался от его служения в Коринфе. Здесь мы видим с какой нежностью и тактом обращался Павел с молодыми верующими.
Павел пишет: "Мы… были тихи среди вас, подобно как кормилица нежно обходится с детьми своими. Так и мы из усердия к вам не только благовестие Божье, но и души наши, потому что вы стали нам любезны" (1Фес. 2:7-8). Точно так, как кормящая мать готова не только дать своему ребенку молоко, но и жизнь свою отдать за него, так и Павел был рад не только поделиться с ними молоком слова Божьего, но и во имя их духовного роста был готов рисковать своей собственной жизнью.
Потом на одном дыхании он добавляет: "потому что вы знаете, как каждого из вас, как отец детей своих, мы просили и убеждали и умоляли поступать достойно Бога, призвавшего вас в Свое Царство и славу!" (1Фес. 2:11-12).
При разных обстоятельствах и подход должен быть разным, и Павел осознал, что в церкви, как и в семье, временами нужна материнская любовь и забота, временами же – отцовская строгость. В фессалоникийской церкви все складывалось самым благоприятным образом, и Павел очень любил проводить время с верующими, внося свой вклад в чудо, совершаемое в их среде Евангелием. Не удивительно, что он называл их своей славой и радостью! (1Фес. 2:20).
2. Угождать богу, а не людям
В Галатии, как и в Коринфе, судьба истинного Евангелия стояла под вопросом. Во вступлении к своему письму галатийской церкви Павел подчеркивает, что на апостольство он был избран "не людьми и не через человека, но Иисусом Христом и Богом Отцом". Он – не из тех, кого во 2-ом Послании коринфянам 8:23 называет "апостолом экклесион", или (посланниками церквей). Ясность в этот вопрос должна быть внесена уже в самом начале, потому что свою власть и значение и его апостольство и истинное Евангелие черпают в Боге, а не в каком-нибудь человеческом учреждении. Существует лишь одно законное Евангелие, и оно в равной мере налагает обязательства и на галатов (гл.1), и на апостолов (гл.2). будучи слугой Христа, Павел был обязан заботиться о сохранении целостности и чистоты этого Евангелия, причем делать это он должен был, опираясь на власть Христа.
Сохранение истинного Евангелия – одна из отличительных черт поистине христианской Церкви. Поэтому Павел был так сильно огорчен, увидев, что галаты "переходят к иному благовествованию" (Гал.1:6) и что Петр и некоторые другие апостолы "не прямо поступают по истине Евангельской" (Гал.2:11-14). Об этом очень важно помнить, пытаясь проследить последовательность аргументов Павла в первых двух главах его письма к галатам.
Апостол говорит, что "Евангелие, которое я благовествовал, не есть человеческое", потому что оно – от Бога. Для Павла Евангелие и воскресший Христос были неотделимы друг от друга и были открыты ему одновременно, в один и тот же момент. Этим "откровением" было откровение ему Иисуса Христа по дороге в Дамаск.
Себя самого Павел видел как человека, отделенного Богом еще до его рождения и призванного Божьей благодатью. Описание его призвания очень напоминает описание призвания других слуг Господа. Он однозначно отождествляет себя со слугами Господа, говоря: "Если бы я и поныне угождал людям, то не был бы рабом Христовым" (Гал.1:10). По дороге в Дамаск внешнее видение соединилось с внутренним озарением для того, чтобы показать Павлу, что Иисус – поистине Сын Божий. Вместе с ними пришло и Божественное повеление и поручение "благовествовать (Иисуса) язычникам". Он был призван "во имя Его покорять вере все народы" (Рим.1:5).
3. Управляющий в божьем доме
Павел почитал себя "дулос Кристу", т.е. слугой или рабом, Христа. Хотя эти слова зачастую истолковывают, беря за основу представления греков, уже не раз указывалось на то, что понимание Павлом своей роли мы должны рассматривать с учетом его иудейского наследия. Для Павла "дулос Кристи" было эквивалентом "слуги Божьего", как его понимал Ветхий Завет. И именно в этом контексте он и его коллеги были "управляющими", "домостроителями", или "ойкономои", тайн Божьих внутри Церкви, "дома", или "ойкос", Божьего (1Тим.3:15).
Своими корнями слово "ойкономос" уходит в концепцию дома, которая для Павла перерастает в концепцию дома, или домочадцев Бога. Управляющий должен заботиться о домочадцах, наставлять их и присматривать за ними от имени Бога. Управляющий не в праве относиться к домочадцам и их делам, как если бы они были его собственностью. Он – всего лишь управляющий и однажды будет держать отчет о своей службе перед Господином (Лук.12:41-48).
О себе и своих сотрудниках Павел говорит как о "служителях Христовых и домостроителях тайн Божьих", указывая тем самым на взаимосвязь понятий "служитель" (слуга) и "домостроитель" (управляющий). В 1Кор.9:16 апостол говорит о проповеди Евангелия как о своей "обязанности", или "ойкономии", отказаться от которой он не вправе. Под "тайнами Божьими" здесь скорее всего подразумевается центральное место, отведенное Богом в Своем плане спасения Иисусу Христу.
Выступая в качестве "домостроителей тайн Божьих", кому же, в конечном счете, были подотчетны Павел и другие? Труд управляющего Павел видит в контексте его роли слуги Господа. Он и его сотрудники были посланы в Коринф в качестве слуг Господа, с конкретным заданием поделиться с его обитателями тайнами, открытыми им Богом.
В коринфской церкви, очевидно, появились группы, считавшие, что вправе выносить оценку проповеди и не спешили претворять ее постулаты в жизнь. Павел же доказывает, что от управляющего Бог требует верного исполнения своих обязанностей, чтобы он заботился о церкви, питая и напрвляя ее в соответствиями с Божьими требованиями. Кто же вправе судить, насколько верно он исполняет эти свои обязанности? Это ни в коем случае не могут быть те, к кому слуги Божьи были посланы, потому что, как в случае с коринфянами, они склонны истолковывать эти тайны, исходя из "мудрости мира" и "человеческих обычаев". У них было совершенно извращенное представление об источнике власти посланцев. Если "ойкос", или "дом", принадлежит Богу, тогда и "ойкономои", или "домоуправляющие" были назначены Хозяином дома, и именно Ему они подотчетны и предстанут они именно на Его суд (1Кор.4:4).
Стремясь показать неприемлемость надменности, пустившей корни в коринфской церкви, Павел обращается к жизни апостолов Христа. Он говорит, что перед миром они предстали как приговоренные к смерти, выведенные на арену к концу представления, готовые принять смерть… безумные ради Христа… немощные… в бесчестии… терпящие голод и жажду, наготу и побои, скитальцы трудящиеся, работающие своими руками… злословимые… гонимые… хулимые… сор для мира и прах, всеми попираемый.
Подходя к Евангелию и служению Павла с мирской меркой, коринфянам было очень непросто их принять. Павел пришел к ним как слуга Распятого и именно поэтому нес в себе образ отцовства Бога. Он не стремился свести свой труд лишь к наставлениям, указывая верующим верный путь. Руководителей у них было предостаточно, но никто из них не был готов стать для них отцом.
4. Служение, характерной чертой которого является честность
Всякий раз, когда перед его мысленным взором с особой ясностью встают трудности, разочарования и невзгоды христианского служения, Павел напоминал себе о триумфе Евангелия, о Божественной природе своего призвания, о Божественном источнике своих умений и о величии нового порядка.
"Поэтому, имея по милости Божьей такое служение Нового Завета, мы не унываем" (2Кор.4:1). Павел понимает, что достославность и успех его служения, как и его конечный триумф, целиком зависят от силы и мощи Бога, а не от его собственных усилий; от Божьей благодати, а отнюдь не от его достоинств, способностей или красноречия. Эта надежда дает ему силы, не отчаиваясь, продолжать верно исполнять порученное ему дело
Так как служение словом имеет самое непосредственное отношение к истине, то в нем не может быть места подходу, который не был бы на 100% правдивым. Противники Павла, должно быть, обвиняли его в хитрости и коварстве, но подобное отношение полностью бы противоречило взглядам апостола на характер Евангелия. В этих обвинениях, однако, точно отразился характер лжеапостолов. Сам же Павел был настолько прямым и откровенным, что даже неверующие не могли усомниться в искренности его мотивов. Более того, свое служение Павел нес "перед Богом", верховным Судьей.
Называя Евангелие их Евангелием, Павел указывает на кардинальное различие между ним и "благовествованием" лжепророков. Павел тут же поясняет это отличие. Он пишет, что в центре их благовествования стоят отнюдь не они сами, а Господь Иисус Христос. Исходя из этого принципа, Павел и другие апостолы были среди коринфян слугами, во имя Иисуса. Отличительной чертой истинного Евангелия, которое Павел проповедовал и словами своими, и делами, было то, что в центре его стоял Иисус, великий Господь.
В кильватере этого заявления Павел, только что умалявший коринфян не становиться рабами других людей, заявляет, что готов стать их слугой. Нет ли здесь противоречия? Как мы уже отмечали, Павел задолго до этого пришел к заключению, что "будучи свободен ото всех, я всем поработил себя, дабы больше приобресть" (1Кор.9:19). И в том, и в другом случае Павел подчеркивал, что его роль слуги неизменно обуславливалось тем принципом, что служить он мог лишь одному Господину. Он был готов стать слугой другим людям при условии, что в этом отразится стремление его Господа стать слугой миру и что это приведет их к послушанию веры. Он готов был играть эту роль лишь пока это было во имя Христа, т.е. пока он мог эффективно трудиться над достижением целей, поставленных перед ним Христом в Своем слове.
5. Служение примирения
Размышляя о дне, когда ему придется держать отчет, Павел осознает, что для его служения есть два стимула: страх Господень и любовь Христова. Движущей силой в его попытках убедить людей в истине ли Евангелия или же в законности его апостольства, были отнюдь не какие-то его эгоистические интересы, а страх Господень. Апостол знал, что и он и его слушатели предстанут на судилище Христа. Как же он, обладая таким знанием, мог извиняться за то, что пустил в ход все свои "силы вразумления"? Он надеется, что коринфяне с готовностью засвидетельствуют о чистоте его поведения и мотивов при служении в их городе. К сожалению, коринфяне оказывали материальную помощь гостям их церкви, изо всех сил пытавшихся дискредитировать Павла и его статус апостола, посеять сомнения в характере его служения. Эти люди наслаждались своим собственным высоким положением, их взгляды сформировались под влиянием мира, а отнюдь не Евангелия. Попытки Павла убедить коринфян смотреть на все с его точки зрения не имели ничего общего с духом раскольничества, уже царившем в Коринфе. Он пытался помочь им понять, что быть христианином, помимо прочего, значило видеть жизнь и служение с точки зрения Бога, открытой во Христе, Т.е. в Его воплощении, жизни, служении, смерти и воскресении.
Участие в жизни и смерти Христа не позволит христианину оценивать жизнь с человеческой точки зрения. У него появятся другие нормы, критерии и ценности. У лжеапостолов коринфяне ничему этому не научатся.
Всякий, кто "во Христе", уже не сможет жить для себя, как это делали лжеапостолы. Слуга – христианин равнодушно проходит мимо мирских титулов и званий, для него имеет значение лишь одно звание – звание "посланника от имени Христова".
Лишь "во Христе" мог быть разрешен конфликт между старым и новым. Обрести мир с Богом через Иисуса Христа означало отказаться от мирских точек зрения, прекратить лелеять свое непокорное "я". Именно с этим "я" и имел дело Бог, возложив все грехи этого мира на Своего безгрешного Сына и произнеся в Нем суд над ними. Примирение с Богом, помимо про чего, означает и полное единение с Ним во взгляде на мир и миссию. В результате человек, обретший примирение, превращается в Его вестника, в "рупор" Божий, Его гонца, несущего людям Его призыв примириться с Ним. Таким "рупором" среди коринфян был Павел. Обратите внимание, что в церкви, которая, подобно коринфской, расколота на враждующие группировки, Павел призывает христиан примириться не друг с другом, а с Богом (2Кор.5:20).
Заключение
Павел сознавал, что его призвание было лишь звеном в длинной цепи слуг Господа, живших до него. Поэтому он открывал глаза слепых, обращал их от мрака ко свету, от власти сатаны к Богу, так чтобы они могли получить прощение грехов и занять место в рядах освященных верою во Христа.
Задачей Павла было, под руководством Бога, сформировать сообщество, готовое стать Божьим народом-слугой по отношению к этому миру. Неустанно трудясь для достижения этой цели, Павел большое внимание уделял следующему:
. Сохранить чистоту Евангелия
Благой вестью Евангелие было лишь постольку, поскольку отражало совершенное Богом в Иисусе Христе. Оно было немыслимо без определенных основополагающих истин, а именно, что Христос умер за наши грехи, был погребен, воскрес на третий день и явился многим. Изменить в этих истинах хоть что-нибудь – значит проповедовать другое Евангелие и другого Христа.
Принять это Евангелие – значит примириться с Богом и со всеми, кто тоже сделал этот шаг. Это Евангелие говорило о ранее неведомом единстве иудея и язычника, раба и свободного, мужчины и женщины; ибо все, познавшие Божий труд спасения через это Евангелие, становились во Христе единым целым. И спасение, и чистота христианского единства зависели от чистоты Евангелия.
Именно это имел в виду Павел, говоря, что он и другие труженики на ниве Божьей "получили благодать и апостольство, чтоб … покорять вере все народы", Павел очень серьезно отнесся к поручению, данному Иисусом ученикам: "Идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам" (Мат.28:19-20).
Эти слова он понимал как повеление:
-помочь людям искренне обратиться ко Христу;
-помочь им стать частью тела Христа посредством крещения;
-помочь им жить в послушании Божьей воле и Его целям.
Чтобы эти цели воплотились в жизнь, чтобы Церковь "возрастала в Того, Который есть глава Христос"; и она должна была признать данных ей Богом руководителей, которые бы вели ее к духовной зрелости
Библиографический список использованной литературы
.Эвальд Зайдель, пер.Инна Ноиманн "Слуга Божий" – Москва, МТИ 2004
.Библия Книги Священного Писания (канонические) – Минск, "Библейская лига",2006