- Вид работы: Курсовая работа (т)
- Предмет: Культурология
- Язык: Русский , Формат файла: MS Word 18,68 Кб
Эволюция иконостасной живописи в XVIII в.
Содержание
Аннотация
Украина общая характеристика исторического периода
Иконостас: происхождение
Значения иконостаса
Как устроен иконостас
Искусство первой половины XVIII в.
Искусство второй половины XVIII – конца XVIII в.
Резные иконостасы
Живопись
Выводы
Список литературы
Аннотация
Актуальность моей курсовой работы заключается в выявления развития содержательности образов в иконостасной живописи XVIII в.
Целью данной работы является выявление эволюции иконостасной живописи, раскрытие ее эстетических ценностей, утверждение ее как неотъемлемой составляющей национальной художественной культуры. Выяснение генезиса и главных этапов развития образов в иконах 18 века. Методологической основой данной работы являются принципы системности и историзма. Иконостас 18 века рассматривалась как целостное явление национальной культуры. В процессе выяснения основных этапов эволюции использованы сравнительно-исторический метод.
Для достижения выбранной цели поставлены следующие задачи:
Проанализировать историческое развитие;
Проследить влияние на иконопись. Влияние на манеру исполнения художественной образности книжной иллюстрации;
Определить основные этапы эволюции стилистики живописи, акцентируя на факторах, которые обусловили ее особенность на разных этапах развития;
Установить источники их формирования, проследить этапы развитие;
На примере 17 века выявить комплекс факторов повлиявших на развития и формирования новых принципов и правил в иконописи 18 века, определивших художественно-образной, сюжетно-тематической специфики украинских иконостасов.
Общая характеристика научной работы:
В данной работе ____ листа. Количество иллюстраций 10. Использовано 6 научных источников.
Ключевые слова: икона, иконостас, ансамбль.
Украина общая характеристика исторического периода
В XVIII в. начинает активно развиваться дворцовая архитектура. Возводятся дворцы гетмана К. Розумовского в Батурине и Глухове; в Ляличах на Черниговщине строится поместье графа Завадовского и др.
Наряду с развитием блестящего бароккового стиля развивается деревянная архитектура. Деревянные сооружения гармонично вписываются в окружающий пейзаж. Возводятся просторные высокие храмы: храм Покровы в Ромнах, Вознесенская церковь в Борзне, Троицкий собор в Новоселице и др. Храмы всегда строятся на открытых возвышенных местах, огораживаются, обсаживаются деревьями.
Также активно развивается каменное строительство, наблюдаются тенденции усложнения пластических решений. Архитектура декорируется лепниной и дополняется цветом.
Наследует традиции и провинция. Как одну из жемчужин архитектуры можно назвать Преображенскую церковь в Больших Сорочинцах на Полтавщине, родовую усыпальницу Апостолов.
В конце XVII – начале XVIII вв. в живопись также приходят новые тенденции. В это время изменяется технология росписей, вместо фрески используется темпера, плоско-декоративная трактовка сменяется живописно-декоративной, изменяется тематика, в сугубо теологических мотивах появляются светские, в икону вводятся портретные изображения.
В конце XVIII в. в живописи четко размежевались два направления – сугубо теологическое, подчиненное требованиям храмовых росписей, другое – светская живопись, где преимущество отдается реалистическому изображению портрета человека, проникновению в его внутренний мир.
Таким образом, в XVIII в. были заложены основы восприятия новых течений, налажены связи с европейскими художественными школами, лучшие их достижения использованы в практической работе, что безусловно, обогатило и углубило художественную жизнь Украины.
В развитии искусства Украины за полтора века с середины XVII до конца XVIII столетия можно четко выделить три этапа.
На первом этапе (вторая половина XVII-начало XVIII в.) искусство характеризуется большой монументальностью и декоративностью, в нем своеобразно переплетаются черты Ренессанса и барокко с национальными традициями. Произведение зодчества отмечены строгостью и ясностью объемно-пространственной композиции; декор (колонки, фронтончики, ниши), выполненные из кирпича, занимает, как живопись и скульптура, в украшении зданий скромное место.
На втором этапе (1720-е годы-середины XVIII в.) искусство характеризуется тяготением к героизации образов. Архитектура, живопись и скульптура отличаются пышностью и богатством композиции, нарядной декоративностью и красочностью, характерными чертами украинского барокко.
На третьем этапе (вторая половина XVIII-конец XVIII в.) в искусстве наблюдается постепенный отход от барочных приемов. В архитектуре декор становится более сдержанным, в живописи и монументально-декоративном искусстве композиции становятся все более утонченными а декор-рафинированным. К концу этого этапа наблюдается тенденция возврата к строгой тектонике и равновесию. Начало XVIII в. характеризуется поиском новых средств выражении, утверждения новых эстетических идей и громадным размахом строительства.
Иконостас: происхождение
ИКОНОСТАС-это алтарная перегородка, более или менее сплошная, составленная из икон, отделяющая алтарь от главного помещения (наоса) православного храма. Иконостас принадлежит к числу наиболее ярких явлений восточно-христианской культуры. Получив особое развитие на Украине, он стал национальным символом, воплощающим идею православного храма.
Согласно церковной истории первая преграда появилась в IV веке. Св. Василии Великий, немало потрудившийся над составлением чина литургии, по его словам, был наделен особым даром: когда он приступал к главному литургическому таинству – превращению хлеба и вина в тело и кровь Христовы, – с неба спускался Святой Дух и колебал висящего над престолом золоченого голубя. Но однажды голубь остался недвижим. Василий взглянул вокруг и заметил, что прислуживавший ему диакон засмотрелся на красивую прихожанку. Вот тогда, чтобы оградить клир от соблазнов, святитель и распорядился установить преграду между алтарем и средней частью церкви. Преграда действительно появилась в христианских церквах приблизительно в это время. Однако причины ее возникновения были гораздо серьезнее. Одним из основополагающих понятий новой религии было понятие "таинства". Его таинственность и призвана была показать алтарная стенка: она скрывала от взглядов непосвященных происходящее в алтаре. Брус, завершающий сквозную преграду, по-гречески назывался "темплон". По-русски его название стало звучать как "тябло". Поскольку русские храмы в основном строились из дерева, преграды тоже стали деревянными, и тябло превратилось в полку для икон. А иконы в наших церквях, в отличие от византийских, становилось все больше: ведь деревянные стены трудно и неудобно расписывать, и поэтому иконы должны были заменить стенопись. Постепенно их, очевидно, стали группировать по сюжетам и расставлять на тяблах друг над другом.
Так, по мнению исследователей, сформировался русский высокий иконостас. Его становление связывают с именами митрополита Киприана и преподобного Андрея Рублева. До нас дошел иконостас Троицкого собора Троице-Сергиева монастыря, исполненный при участии великого мастера. Основным рядом иконостаса был деисусный (от греческого"деисис" – моление). Уже на византийских преградах ставилась икона Христа, а по сторонам от нее – образа Богоматери и Иоанна Предтечи, в молитвенных позах обращенных к Христу. Главная идея деисуса, как ее стали понимать на Руси, – моление всех святых перед Спасителем за род человеческий на Страшном суде. Христос изображается здесь как грозный судия: он восседает на престоле в окружении небесных сил ("Спас в силах"). Вместе с Богоматерью и Предтечей к нему обращаются архангелы Михаил и Гавриил, апостолы Петр и Павел, Василий Великий, Иоанн Златоуст и другие святые, состав которых мог изменяться по желанию заказчика. В середине XVIII века патриарх Никон ввел другой вариант деисусного чина по греческому образцу – "апостольский", где к Христу с обеих сторон подходят 12 апостолов. Такой пример можно видеть в Успенском соборе Московского Кремля. Под деисусным рядом или над ним располагаются иконы преимущественно на сюжеты Евангелия – праздничный ряд. Это двунадесятые праздники – 12 самых важных событий, вязанных с Христом и Богоматерью, особо празднуемые церковью. В их число сейчас входят Рождество Богоматери и Христа, Введение Богоматери во храм, Благовещение и Успение, Сретение, Крещение, Преображение, Воздвижение Креста, Вход Господень в Иерусалим, Вознесение и Троица. Следующий ряд – пророческий, где молящимся предстоят библейские пророки, возвещавшие о Христе. В руках они держат свитки с текстами своих пророчеств. Над ними находятся иконы с праотцами – прародителями человечества (праотеческий ряд). Кроме этих четырех групп тематически связанных икон – четырех рядов иконостаса, – оставались еще иконы, не объединенные одной идеей. Из них образовался нижний – местный ряд, где обычно стояли образа святых, особо чтимых в данной местности (например, иконы ростовских епископов Леонтия и Исайи в ростовских храмах). Но и здесь соблюдается определенный порядок. Слева от входа в алтарь с середины XVII века обязательно ставилась икона Богоматери, справа – Христа, еще правее – храмовая икона с изображением того праздника или святого, которым был посвящен храм. В XVII веке иконостасы обогатились дополнительными рядами. Наверху разместились иконы, посвященные Страстям Христовым – его страданиям перед казнью и событиям после нее. Весь иконостас по решению собора 1666-1667 годов стали завершать резным Распятием. Изредка ставили иконы с"апостольскими мучениями" – изображением пыток и казни каждого из них (из 12 учеников Христа, согласно их житиям, мирно скончался один Иоанн Богослов). Но наиболее интересным дополнительным рядом стал тот, что занял самый низ – тумбы иконостаса. Здесь появились портреты "греческих мудрецов", будто бы предсказавшие явление Христа. Иногда такое включение античных персонажей в число христианских пророков имело свои основания. Вергилий, например, говорил в своих сочинениях о грядущем золотом веке, который он связывал с рождением божественного младенца. Для христиан естественно было ассоциировать это с Рождеством Христовым. Важным элементом иконостаса были двери, ведущие и алтарь. Они назывались царскими (ибо ими входит Царь Сданы – Христос) или райскими (поскольку восточная часть церкви символизировала собою рай) вратами. В раннее время врата, по существу, были теми же иконами: на их створках обычно писали творцов литургии Василия Великого и Иоанна Златоуста или же Благовещение с евангелистами. Затем их начали украшать резьбой, которая покрывала створки сплошным ковром. Живописные изображения сохранились в виде маленьких иконок, вставленных в фигурную раму – киот и прикрепленных к створкам. На северных и южных вратах, ведущих в особые отделения алтаря – жертвенник и дьяконник, – писали сюжеты, связанные с темой рая (Лоно Авраамово. Благоразумный разбойник, первым после распятия Христа вошедший в рай, архангелы – стражи райских врат). В XVI веке между иконами появились столбики, делящие иконостас на отдельные клеточки-ячейки. Декоративная резьба превращала их в подобие архитектурного элемента. Но в полный голос архитектура в русских иконостасах заявила о себе в середине XVII века, когда патриарх Никон воспользовался услугами белорусских и украинских резчиков. Они принесли на Русь как новые, более сложные инструменты для обработки дерева, так и новый тип резьбы, называемой "флемской" (от немецкого "flamisch"-фламандский). Голландские и фламандские резчики действительно были создателями виртуозной резьбы в стиле барокко, которая затем распространилась по Европе, через Польшу попала в Белоруссию, а оттуда – в Россию. Условные мотивы орнамента сменились в ней натуралистично трактованными травами, цветами и плодами. Расписанные "золотом, серебром и розными краски", эти иконостасы в самом деде напоминали райский сад, где рос виноград – символ крови Христовой, гранат – атрибут его страданий, розы – знак райского блаженства.
С "флемскими" иконостасами в интерьеры русских церквей проникли ордер и скульптура. В XVIII столетии архитектурно-скульптурная "рама" иконостаса стала безудержно разрастаться в ущерб живописи. Уже в иконостасе собора Петропавловской крепости, исполненном в 1720-е годы по рисунку украинского мастера И. Зарудного иконы занимают очень скромное место. Центр невысокого, по существу, одноярусного иконостаса решен в виде триумфальной арки. Царские врата (дошедшие в копии середины XIX века) открывают взору внутренность алтаря с огромной апрестольной сенью. Открытость алтаря и использование круглой скульптуры свидетельствуют о католическом влиянии. Однако известно, что культура петровского времени, как и сам царь-преобразователь, нередко отличалась излишним радикализмом. После петровские иконостасы возвращаются к традициям XVII века: становятся высокими и сплошными, но в отличие от "флемских", приобретают вид цельной стенки-перегородки. к которой прикрепляются иконы в пышных рамах. Стена, окрашенная в яркий – синий, красный, зеленый – цвет, причудливо изгибается, копируя архитектуру барочных церквей XVIII столетия. По ней прихотливо стекают резные гирлянды, сверкающими брызгами рассыпаются позолоченные цветы и разорванные раковины-рокайли. Характер резьбы уже иной – неудержимая энергия органических форм сменилась утонченной грацией. Совсем иным выглядит классицистический иконостас. Бурная динамика "флемской рези" и причудливая изысканность барочных храмов казались неуместными в продуманных, уравновешенных, гармоничных интерьерах классицизма. Перед алтарем поднялись строгие колонны, портики, фронюны. Иконы стали выглядеть лишь дополнением, цветными вставками, оживляющими архитектурную конструкцию. Умаление роли священных изображений вызвало недовольство церкви; доходило даже до уничтожения "неудобных"иконостасов. Так по велению московского митрополита Филарета погиб один из иконостасов В. Баженова. К середине XIX века не без влияния"ревнителей", подобных Филарету, вошли в обиход иконостасы в"русско-византийском" стиле. По конструкции и общему виду они напоминали "флемские", но заметно отличались от них сухостью форм и иным кругом декоративных мотивов. Правда, влияние классицизма сказывалось еще достаточно долго: в Храме Христа Спасителя, например, был установлен иконостас в виде шатровой часовни – сени. Его шатер и кокошники вполне вписывались и"русско-византийские" каноны, но само представление об иконостасе как об архитектурном сооружении малых форм отвечало классицистическим традициям. Позднее была сделана попытка возродить, в рамках стилистических поисков модерна, одноярусные преграды типа византийской. Такой иконостас установили в древнем соборе киевского Кириллова монастыря.
Значения иконостаса
Средняя часть храма знаменует собой область небесного бытия, Горный мир, где находятся праведники, которые отошли от земного бытия, а также – область земного бытия, уже освященная, Царство Божие.
Алтарь – знаменует собой область бытия Божия, где осуществляются тайны Божии.
Итак, как мы видим, алтарь и средняя часть храма должны быть отделены друг от друга, потому что Бог полностью отличается и отделен от своего творения.
Ранее иконостас выглядел алтарной решетки, его символическим значением было отделять Бога и все Божественное от земного, а уже, примерно, с 5-7 ст. она изменяется и превращается в символ-образ Небесной Церкви во главе с ее Основателем – Господом Иисусом Христом. Таков сейчас иконостас в его современном виде.
Наиболее полно раскрывает суть иконостаса в храме священник Павел Флоренский:
"Ограничение алтаря необходимо, Чтобы он не оказался для нас как ничто. Небо от земли, горнее от дольнего, алтарь от храма может быть отделений только видимыми свидетелями мира невидимого, живыми символами соединения того и другого, иначе – святыми тварями. Иконостас есть граница между миром видимым и миром невидимым, и осуществляется эта алтарная преград, делается доступной сознанию сплотившимся рядом святых, облаком свидетелей, окружив Престол Божий. Иконостас есть явление святых и Ангелов. явление небесных свидетелей и прежде всего Богоматери и Самого Христа во плоти, – свидетелей, возвещающих о том, что по ту сторону плоти. "
Если присмотреться, то можно заметить, что иконостас расположен так, что полностью не закрываю от глаз алтарь молящихся и может видеть, что происходит в нем.
Иконостас раскрывает нам духовную суть происходящего как в самом алтаре, так и в Церкви Христовой, которая состоит в том обожании, к которому приближаются члены земной Церкви и которого уже достигли члены Церкви Небесной, явленные в иконостасе.
Как устроен иконостас
В центральной части иконостаса находятся Царские Врата. Они имеют вид хорошо оформленных, двостволкових дверей. Царские Врата находятся как раз напротив престол.
Их название не случайно и называются так, потому что через них выходит Царь Славы Господь Иисус Христос в Святых Дарах для преподания Причастие людям. Он также входит в Царские Врата во время входа с Евангелием и на великом входе за Литургией в предложенных Честных Дарах.
С обеих сторон от Царских Врат находятся одностворчатые двери для священнослужителей: слева – для того, чтобы можно было выйти в уставные моменты богослужения, а справа – для входа священников к алтарю.
Справа от Царских Врат устанавливается (пишется) образ Христа Спасителя, а за ним – образ святого или святой события в честь которого освящен храм. Поэтому придя в храм, мы всегда можем узнать как правильно он называется, посмотрев на образ, который идет за Спасителем.
Слева от Царских Врат находится образ Матери Божьей. Данное расположение образов Спасителя и Матери Божьей показывает всим прихожанам, что вход в Царство Небесное открывается людям Господом Иисусом Христом и Его Пречистой Матерью – Заступницей нашего спасения.
Далее с обеих сторон на иконостасе от Царских Врат, по образу Матери Божьей и празднику находятся иконы наиболее почитаемых в данном храме святых или священных событий.
Над Царскими Вратами находится образ Тайной вечери, который показывает нам, что в алтаре происходит тоже самое, что и проходило во время Тайной вечери и через Царские Врата будут выноситься плоды этого таинства Тела и Крови Христовой – для причащения верующих.
На втором ярусе иконостаса, слева и справа от образа Тайной вечери, находятся иконы важных христианских праздников.
В центре третьего ряда икон на иконостасе находится образ Христа Вседержителя, а по правую руку от него – образ Пресвятой Девы Марии, молит Его простить грехи, по левую руку от Спасителя находится образ проповедника Иоанна Предтечи, который тоже молит Христа. Данные иконы называются деисис – моление. А с обеих сторон от Пресвятой Девы Марии и Иоанна Богослова размещаются иконы апостолов, которые тоже обращены ко Христу с молитвой.
В центре четвертого ряда иконостаса находится образ Матери Божьей с Богомладенцем на коленях. А по обе стороны от Нее находятся образы ветхозаветных пророков.
На пятом ярусе иконостаса размещаются образы прародителей с одной стороны и святителей – с другой стороны. Часто в центре размещают образ Господа Саваофа, Бога Отца.
Завершается иконостас Крестом или Крестом с Распятием, что означает вершину Божьей любви к падшему миру, отдав Сына Божия в жертву за грехи человечества.
До появления иконостаса в храме его место занимала всего лишь перегородка, отделявшая алтарь от служебной части. Изначально она выполняла функцию занавеса, позже замененного каменной или деревянной стеной. Одна из первых алтарных преград, расписанная ликами святых, появилась в Софии Киевской, чуть позже в Печерской Лавре. То были одно – и двухъярусные иконостасы. Украинские многоярусные иконостасы впервые появились на Слобожанщине.
Искусство первой половины XVIII в.
Новый этап в развитии Украинского искусства связан с дальнейшим развитием украинской культуры. В 1720-1750-х годах Украина все теснее связана с всероссийским рынком растет ее экономика, развиваются торговля и ремесленное производство. В то же время наблюдается возвышения казацко-старшинской верхушки и усилено развиваться мануфактурное производство. В тоже время наблюдается возвышения казацко-старшинской верхушки и усиление роли монастырей в общественной жизни.
Выработанная ранее композиционные приемы иконостасов получают теперь наиболее полное развитие. Необходимо выделить особые иконостасы соборов Никольского в Нежине, Святого духа в Ромнах, Крестовоздвиженского монастыря в Полтаве и Преображенской церкви в Сорочинцах. Их объединяет, прежде всего общность композиции, построенной на выявлении главной оси иконостаса, так что все
горизонтальные ярусы в центре значительно приподняты над царскими вратами. Мотивы орнаментов и характер резьба, состоят не только из классического аканта, но и различных элементов украинской флоры, в названных иконостасах совершенно аналогичны. Кружевная резьба предельно рельефна, сочна и выразительна по рисунку.
Актуальность исследования заключается в выявлении развития иконостасной живописи. Комплексное изучение темы позволит проследить художественные особенности от развития до эволюции иконостасной живописи.
Украинский иконостас никогда не теряет четкого тектонического ордерного построения. Его эволюция идет в направлении все большей ажурности, особенно изменяется характер резьбы. В конце 40-х – начале 50-х годов она становится легче, а вместо аканта и виноградной лозы в ней все чаще применяются цветы, наряду с которыми, сначала сравнительно ограниченно, вводятся раковины в различной трактовке.
В некоторых иконах, как, например, в "Преображении" особенно остро выявлено характерное для барокко сильное движение. В остальных же по-барочному построены лишь силуэты апостолов, жесты и повороты головы.
Так выразительно написать лица, передать их внутреннее духовное величие и физическую красоту можно было, лишь длительно изучать человека. Показательна в этом отношении наместная икона Богородица с младенцам. Ее светотеневая моделировка выполнена прекрасно, образ Марии прелестен, ее юный взгляд исполнен доброты и ласки. Сочетание светло-розовой, теплого тона рубашки младенца с сиренево-фиолетовой одеждой Богородицы чарует своей красотой.
Пристальное внимание заслуживают иконы патронов гетмана Данила Апостола и его жены Ульяна – блестящей светской дамы, давшей своим сыновьям всестороннее образование. Обе иконы несомненно являются портретами и передают реальные черты четы Апостолов. Данил держит в левой руке свиток, на котором изображены слева – эпидоты жития пророка Данила, а справа – гетмана, в том числе прием гетмана императрицей Елизаветой. Но настоящей жемчужиной живописи Сорочинской церкви является икона с изображением Ульяны лица, окаймленными изящными локонами. Выразительные карие глаза обнаруживают незаурядный ум. Колористического богатство иконы образует сочетание орнаментированного золотого фона с красочным костюмом Ульяны: на ней темно-зеленая юбка, красный плащ и шитая золотая узорчатая кофта. Красочность иконы-портрета дополняется прекрасного написанным букетом цветов, стоящим в вазочке на круглом столике.
Своеобразный путь развития и собственно портретная живопись, которая начала отделяться от иконостаса еще в XVI в. Несмотря на то, что она теперь стала самостоятельным жанром и ее задачей явилась передача прежде всего сходства, украинский портрет долго сохранял черты иконописности и репрезентивности. Известное разнообразие в подходе к решению задач в области портрета объясняется, по-видимому, прежде всего уровнем профессионального мастерства, а с другой стороны – теми традициями и образами, которыми руководствовался тот или иной мастер.
Искусство второй половины XVIII – конца XVIII в.
В начале 50-х годов XVIII в. в общественной жизни Украины происходят большие перемены, связанные с дальнейшим углублением феодальных отношений. В начале 80-х годов XVIII века окончательную ликвидацию остатки автономной Украины.
На этом этапе заканчивается и история древнего украинского искусства, связанного с феодальным периодом. С конца XVIII века особенно ярко обнаружился кризис феодальной идеологии, феодальной системы. Она изжила себя. В недрах феодализма вызревают новые отношения – буржуазные, а вместе с ними возникает новое искусство, новая литература, основоположником которой является Котляревский.
Резные иконостасы
В интерьерах украинских церквей иконостасы играют огромную идейную и художественно-декоративную роль. Вначале резьба иконостасов была плоской, состоя из византийских или романо-готических орнаментов (резьба царских врат из Холмщины, начало XVI в.) Но со временем она становилась рельефнее, а в орнаментах появляются мотивы ренессансного характера – главным образом акант и виноградная лоза. На композицию орнаментов резьба иконостасов второй половины XVI-первой половины XVII в. большое влияния оказали сочные, красивые по композиции заставки рукописных старопечатных книг.
Виноградная лоза, обвивающая колонки иконостаса церкви Юра в Дрогобыче, невысокого рельефа и напоминает каменную резьбу в украинской архитектуре XVI-XVII в., а плоские элементы покрытые орнаментами, носящими следы влияния стиля книжных гравированных заставок.
Обилие резных орнаментов, разнообразием сюжета икон в сочетании с ордерами и строго тектоническими архитектурными элементами иконостасы представляют шедевры синтеза живописи, декоративной резьбы и скульптуры.
Высоким художественным уровнем отличаются иконостасы XVIII в. Сочностью и буйностью фантазией растительного орнамента отмечена резьба иконостасов и киотов Троицкой церкви в Межиречье 1750-1760 гг.) Орнаменты иконостасов Успенской и Юрьевской церквей Батятичах (1760-1770 гг.) построены на мотивах раковины, но расположение ажурность резьба связывают их с предыдущими иконостасами.
Нужно отметить отсутствие позолоты: орнаменты побелены и хорошо выявляют иконы. Богатство иконостасов церкви Рождества Богородицы в Козельце (1763) заключаются в разнообразии архитектурных мотивов. Витье спаренные колоны, ажурная резьба на синем фоне вместе с Живописью создают непревзойденную по пышности архитектурно-декоративную композицию.
Иконостасы Мгарского монастыря и Андреевской церкви в Киеве отличаются четкостью ордерного построения. Мгарский иконостас не имеет изломов в плане (как иконостасы в Козельске и Ромен), его колонки поставлены не в разных планах, а в одной плоскости. Колонки витые только в первом ярусе, а в верхнем они канелированные. Ярко-синий фон великолепно оттеняет позолоченную резьбу. Иконостас Андреевской церкви, выполненный по проекту Растреллли, отличается ясной тектоникой. Коринфский орден образует стройную двухъярусную архитектурно-художественную декорацию, на красном фоне которой выделяются позолоченные канелированные колонны и рокалевые рамы икон.
Живопись
Стенная живопись в храмах 1760-1770-х годов редкое явление, ее полностью заменяет живопись иконостасов. Роспись Троицкого собора в Чернигове, исполнена в 70-х годах, лишена монументально-декоративного характера и является, по существу, станковым произведением, только выполнена темперной техникой на стене. Отдельные сюжеты написаны в виде картин, заключенных в рисованные рокайлевые рамы, имитирующие резные деревянные. В росписи нашло завершение новое направление в декоративном искусстве, начатое росписью Троицкой надвратной церкви а Киеве, где только еще намечалось решение пространственных задач и где оно еще не шло в ущерб монументальному замыслу. Стенная живопись, передает пространственную глубину, нарушая тектонику стены, она выступает поэтому не в синтезе, не в единстве, а отношении картины "Уверенье Савла". На первом плане на фоне романтических ландшафтов тонко написан в духе французской живописи XVIII в лежащий конь с упавшим всадником. Драматизм событий выявлен динамичной композицией. Тревожное настроение усиленно выразительным жестом поднятой руки Савла. Панцирь, морда лошади и особенности голова Савла являются ярким примером живописи того времени.
Уверенный рисунок прекрасно написанный фигура всадника носит целиком станковый характер.
До 70-х годов можно проследить еще поступательное развитие монументально-декоративных форм в живописи иконостасов, где черты помпезности и пышности достигают своего апогея. Примером блестящей барочной иконописи является живопись иконостаса церкви Калмышевского, Козельского собора и особенно иконостаса Вознесенской церкви в Березне (1761). Благодаря большом размерам этого иконостаса огромные иконы располагались в шесть ярусов, представляя очень торжественную композицию. Выразительные позы подчеркнутый жест изображенных на иконах и вместе с тем величие характерны для иконописи Березны. Ее колорит необычайно яркий. Вишнево-красные, багровые, темно-зеленые и изумрудные тона, легкие удары белого и желтого, обилие серебра и золота в главных иконах таков колористический строй живописи березничного иконостас. Особенно красочна центральная икона-"Моление".
Сзади трона, по сторонам, стоят два ангела, а между ними восседает в царских златотканых одеждах молодой Спаситель. Его лицо отличается мягкостью округлостью, а глаза светятся добротой. Слева возле него в серебряной орнаментированной одежде – Богородица, справа – Иоанн Предтеча с молитвенно сложенными руками. Живопись лиц сочная, яркая. Форма великолепно выявлена светотенью, хорошо вяжется с общим широким декоративным замыслом, в котором украинский орнамент играет существенную роль. Фон иконы резной, позолоченный.
Начиная с 1760-х годов все яснее вырисовывается упадок не только украинского изобразительного искусства. В живописи ясные человеческие образы все чаще подменяются сложной, как ребус, символикой.
иконостас живопись церковь образ
Выводы
Исследование эволюции иконостасной живописи XVIII века в сторону подмены внутренней содержательности образа эффективности исполнения в изображений 18 века. Анализ живописи связанных с художественной эволюцией основных образов, дает основания для следующих выводов.
Особое место в развитии иконостасной живописи происходит в середине XVIII века. Выработанная ранее композиционные приемы иконостасов получают теперь наиболее полное развитие.
Украинский иконостас никогда не теряет четкого тектонического ордерного построения. Его эволюция идет в направлении все большей ажурности, особенно изменяется характер резьбы. В конце 40-х – начале 50-х годов она становится легче, а вместо аканта и виноградной лозы в ней все чаще применяются цветы, наряду с которыми, сначала сравнительно ограниченно, вводятся раковины в различной трактовке.
В живописи мы видим туже тенденцию усиления декоративности в композициях и экспрессии в позах и жестах. Живопись иконостаса Сорочинской церкви, наиболее точно описывает украинское искусства.
Начиная с 1760-х годов все яснее вырисовывается упадок не только украинского изобразительного искусства. В живописи ясные человеческие образы все чаще подменяются сложной, как ребус, символикой.
Можно сделать вывод что украинское искусство иконостасной живописи одно из самых ярких событий в Украинском искусстве.
Обилие резных орнаментов, разнообразием сюжета икон в сочетании с ордерами и строго тектоническими архитектурными элементами иконостасы представляют шедевры синтеза живописи, декоративной резьбы и скульптуры.
Список литературы
1.http://msm2206-msm. ya.ru/replies. xml? item_no=395 <http://msm2206-msm.ya.ru/replies.xml?item_no=395>
.Успенский Л.А. Богосло5вие иконы в православной церкви. М., 1989
.Иконостас. Происхождение. Развитие. Символика. М., 2000
.<http://www.bestreferat.ru/referat-171308.html>
.Иконостас в храме. Строение иконостаса и его значение
.Дереворізи кириличних книг Галичини XVII ст. та відображення в них образів Христа і Богородиці