- Вид работы: Курсовая работа (т)
- Предмет: Культурология
- Язык: Русский , Формат файла: MS Word 15,42 Кб
Европейская цветовая символика
Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
"Санкт-Петербургский государственный университет технологии и дизайна"
Институт бизнес-коммуникаций
Кафедра рекламных технологий
Курсовая работа
Европейская цветовая символика
студента II курса группы 2-СД-42
Анисимовой Алины Алексеевны
Руководитель –
Куксо Ксения Александровна
Санкт-Петербург
Аннотация
цвет символика европа ренессанс
Курсовая работа Анисимовой Алины Алексеевны на тему "Европейская цветовая символика" посвящена изучению европейской цветовой символики.
В основной части рассматривается теоретические аспекты исследуемого вопроса, европейская цветовая символика.
Список использованной литературы насчитывает 20 наименований.
Содержание
Введение
Глава 1. Цветовой символизм в истории и кулитуре Европы
1.1 Понятие и сущность цветовой символики
.2 Европейская цветовая символика
Глава 2. Цветовая символика в эпоху Ренессанса
Заключение
Список использованной литературы
Введение
С древнейших времен отмечается теснейшая связь цвета с психикой, способность его воздействовать на эмоции и физиологические функции человека. Об этом говорят и бесчисленные археологические, а также этнографические раскопки, и данные о ритуальной и военной раскраске первобытных племен, и мифология, фольклор всего мира.
Цвет воздействует на людей по-разному в зависимости от условий, в которых данный цвет воспринимается. Эмоциональное воздействие цвета имеет две главные причины: а) непосредственно физиологическую (возбуждающее или успокаивающее воздействие) б) ассоциации, которые с ним связываются. Но нельзя говорить о ясно выраженном общем эмоциональном характере каждого цвета, поскольку обе причины обуславливаются индивидуальными особенностями каждого человека. Вопрос эмоционального воздействия цвета является очень сложным.
В природе человека заложено стремление к гармонии, к красивым и гармоничным сочетаниям. Эстетика цвета органична всему творческому процессу и вытекает из осмысления людьми окружающей действительности (в частности, природы, которая является неиссякаемым источником цветовых сочетаний).
Цвета и цветовые сочетания по-разному воздействуют на человека. Цвет вызывает у человека разные чувства: возбуждение, покой, равнодушие ощущение холода или тепла. Возможно, что именно из-за эмоционального воздействия человек наделил цвет определенным символическим значением.
С давних времен у того или иного начала складываться определенная гамма цветов, наделенная своим значением. Распространение того или иного цвета зависело от отгружающей среды, темперамента народа, обычаев и традиций, эстетических норм и религиозных воззрений.
Целью данной работы является изучение европейской цветовой символики.
Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:
рассмотреть теоретические аспекты исследуемого вопроса;
изучить европейскую цветовую символику.
Глава 1. Цветовой символизм в истории и кулитуре Европы
.1 Понятие и сущность цветовой символики
Цветовая символика – настолько обширная область, что здесь может быть затронута лишь частично. Бесспорно, что цвета сами по себе имеют свою ценность и могут влиять на человеческую психику, что послужило становлению хромотерапии. Как показали последние опыты, цвет положительно воздействует при психических расстройствах и психосоматических нарушениях. Следует отметить, что цвета вызывают различные эмоции у различных людей, имеется также разница в цветовом предпочтении.
Проблема изучения цветовой символики является важной частью изучения связи цвета с психикой. Содержание символа, его происхождение напрямую связаны с событиями жизни людей.
Количество цветовых символов достаточно ограничено так называемыми "основными цветами": белым, черным, красным, синим, зеленым, желтыми. Данный список может варьироваться в зависимости от конкретной местности и культуры этой местности. До сих пор даже не определены критерии отнесения того или иного цвета к "основным". Данная проблема подробно рассматривается в книге Р.М. Фрумкиной "Цвет, смысл, сходство".
Б.А. Базыма выделяет три принципа выделения цветовой символики: цвет сам по себе, цветовое сочетание (содержит два и более цвета, которые составляют символическое целое) и соединение цвета и формы. Соединение цвета и формы, представляющие особый тип цветового символа представляет собой символику цветовых форм от абстрактных геометрических фигур для конкретных физических предметов.
Существует также особый тип цветового символа, являющегося языковым, речевым – так называемые "цветовые метафоры". Такие метафоры используется в бытовой и литературной речи (например, "синий чулок").
Символика цвета имеет длинную историю, начавшуюся в те времена, когда в обиход человека вошли природные краски. С тех пор цветовой символизм прошел большой путь.
Цветовой символизм возникает и существует в тесной взаимосвязи с магией и религией. Цвет рассматривался как атрибут магических и сакральных сил. Даже деление на "черную" и "белую" свидетельствует о важнейшей роли цвета в магических ритуалах. Как показывают археологические и этнографические исследования, мистические представления человека и цветовая символика тесно взаимосвязаны.
.2 Европейская цветовая символика
В отличие от восточных цветовых символических систем западно-европейская символика полностью сосредоточивалась на идее бога и божественного происхождения всего прекрасного в мире. Священное писание утверждает, что свет и цвет прекрасны потому, что их сотворил бог и навсегда установил смысловое значение священных слов и священных цветов.
Главными цветами в христианстве признавались белый, желтый (золотой), пурпурный и красный. Зеленый цвет считался земным, а черный (наиболее удаленный от бога) – символом негативных явлений.Белый цвет символизировал Божественность, Святость, Веру, Чистоту, Благо. Все, что обозначалось белым, приобщалось к божественному чину.Желтый цвет в начале христианства имел положительный смысл как символ Солнца и золота ("златовидности Царя небесного"). Потом, начиная с XII-XIII вв., желтый цвет получил негативный смысл и стал в готике символом лжи, предательства и бесстыдства; христопродавца Иуды.
Пурпурный цвет – Величественный, Царственно красный. Свое значение он приобрел в Древнем Риме, когда византийские императоры провозгласили себя божьими помазанниками, стоящими к богу ближе всех верующих. Пурпур был провозглашен символом высшей власти, пурпурную тогу позволялось носить только римскому цезарю. Сенаторам разрешалось делать на одежде пурпурную кайму. Простому человеку запрещалось носить пурпур под страхом смерти. Поэтому для простого народа и ортодоксальной части духовенства пурпурный цвет приобрел узурпаторский оттенок и считался кроме всего символом кровавой жестокости.
Красный – цвет священной крови Христа, пролитой во имя спасения людей. Второе значение красного цвета связано с образом священного огня, который воспылает в день Страшного суда.
Синий цвет в христианстве символизировал божественность неба и божественность истины. Однако в католической Германии вначале существовал закон, по которому за применение "бесовской" синей краски рубили головы, а примерно через двести лет синий цвет в той же Германии стал королевской краской.
Зеленый цвет как символ воскресения и весеннего обновления был заимствован христианами из египетского культа Осириса с некоторым "приземлением" и стал менее духовен.
Черный цвет символизировал отрицательные признаки ада, греха и мрака но в то же время – это символ монашества, смирения и отказа от мирской греховности.
В отличие от религиозно-мистической цветовой символики христианства западноевропейская общественная цветовая символика утверждалась выдающимися деятелями культуры, философами и учеными. Еще в древности Аристотель белым цветом обозначал Воду и Воздух, желтым – Солнце и Огонь, черным – Землю. Более образно использовал цвета Леонардо да Винчи: белый – Свет, желтый – Земля, зеленый – Вода, синий – Воздух, красный – Огонь, черный – мрак. Гегель создал символику в эмоционально-цветовом соответствии: светлое и желтое – это созидательное, жизненное, бодрое; темное и синее – тихое, кроткое, осмысленное; красное – мужское, царственное и господствующее; зеленое – спокойное и нейтральное.
Ньютон создал символические эмоционально-световые ассоциации между музыкальными нотами и цветами спектра: до – красный, ре – оранжевый, ми – желтый, фа – зеленый, соль – голубой, ля – синий, си – фиолетовый.
Цветовая символика особенно прочно вошла в цветовую геральдику многих стран и даже имела силу закона. Петр I ввел ее в России специальным Уложением. Символика цветовой геральдики без религиозных символов строго соблюдается в гербах и флагах современных государств:белый цвет – Серебро, Чистота, Правдивость, Европа, Христианство; желтый – Золото, Богатство, Смелость, Азия, Буддизм; красный – Сила, Демократия, Революционность, Америка; зеленый – Плодородие, Расцвет, Юность, Австралия, Ислам; голубой – Невинность, Миролюбие; синий – Мудрость, Владение морем; фиолетовый – Печаль, Бедствие; черный – Траур, Смерть.
Современная цветовая символика включается в поэтические метафоры цвета и содержит признаки психического эмоционального значения. В настоящее время создана расширенная система цветовых символов:желтый цвет – Солнце, Свет, Радость, Ревность, Зависть, светлый, легкий, свежий, веселящий, юный, сияющий;
оранжевый – Зной, Энергия, Радость, Теплота, Спелость, излучающий, выступающий вперед, сухой, теплый, взволнованный;
красный – Огонь, Любовь, Страсть, Борьба, Динамизм, Гнев, Сила, Революция, близкий, жгучий, возбуждающий, громкий;
пурпурный – Великолепие, Достоинство, Власть, Держава, Зрелость, Богатство, компактный, исполненный внутренней силы, раскаленный, насильственный, торжественный, важный;
фиолетовый – Затмение, Старость, Вера, Совесть, Смирение, тупой, окутывающий, душный, угрюмый, тяжелый, сумрачный;
синий – Бесконечность, Космос, Тоска, Холодность, Верность, серьезный, укрепляющий, свежий, прохладный, удаляющийся;
изумрудный – Кристалл, Холод, Лед, Окоченелость, Вода, сдержанный, ледяной, утомленный, удаленный;
зеленый – Природа, Покой, Молодость, Безопасность, надежда, скромный, спокойный, влажный, мягкий, посредственный;
белый – Чистота, Невинность, Свет, легкий, свежий, прохладный, ослепительный, чудесный, блестящий;
черный – Тьма, Мрак, Траур, Смерть, темный, тяжелый, теплый, впитывающий, засасывающий;
серый – Достоинство, Звание, разный, дифференцирующий, нейтральный, знатный, важничающий;
коричневый – тяжелый, грубый;
светло-синий – отчужденный, равнодушный;
светло-коричневый (охра) – тупой, землистый;
розовый – нежный, легкий;
темно-зеленый – успокаивающий;
бежевый – легкий;
темно-синий – тяжелый.
Все национальные цветовые символики имеют широкий обобщающий смысл, которым оперировали философы, теологи, ученые и художники. Системы цветовой символики имеют сходные признаки, разделяющие их на несколько групп.
Первая группа имеет наиболее распространенные (и наиболее древние) цветовые символы. Вследствие ассоциативности с натурой они наиболее живучи: белый – Свет, Серебро; синий – Небо, Воздух; черный – Мрак, Земля; красный – Огонь, Кровь; желтый – Солнце, Золото; зеленый – Природа, Растения.
Вторая группа. Цветовые символы имеют отдаленное сходство с характерными особенностями объекта или понятия и в конкретной обстановке приобретают познавательное значение. Как цветовая метафора, они приобретают выразительное (экспрессивное) значение в живописи, цветной фотографии и в искусстве различного художественного оформления: белый цвет – Светоносность, Духовность, Чистота, Невинность, Ясность; черный – Поглощение, Материальность, Беспросветность, Тяжесть; желтый – Сияние, Легкость, Динамизм; Близость, Радость; синий – Небесность, Глубина, Бесконечность, Холод, Бесстрастность; красный – Активность, Насильственность, Возбужденность, Страстность; зеленый – Спокойствие, Безопасность, Статичность, Благотворность. Третья группа – самые разнообразные и самые условные символы, цвет которых не имеет сходства с обозначаемым объектом или понятием. Они составляют кодовые цветовые символы абстрактного обозначения: желтый – Буддизм, Богатство, Зависть, Ревность; синий – Религиозность, Мудрость; красный – Демократия, Зло, Царь, религия Бон, Вторник; зеленый – Ислам, Посредственность, Луна, Разрешение, Ангел и др.
В первой главе мы рассмотрели цветовой символизм в истории и культуре человека различных эпох, религий и народов мира. Таким образом, можно сделать вывод, что в культуре разных народов эмоциональное и прикладное восприятие цвета очень различно, и связано с длительной исторической традицией внутри относительно изолированного развития этноса, религии. Отсюда различие восприятия, например, белого и черного цвета (траур или радость – в зависимости от культуры, религии).
Поскольку в конкретном языке и, шире, в конкретной культуре концентрируется исторический опыт их носителей, ментальные представления носителей различных языков могут не совпадать.
Глава 2. Цветовая символика в эпоху Ренессанса
Эпоха Возрождения – эпоха интеллектуального и художественного расцвета, который начался в Италии в XIV в. и достиг пика в XVI в., оказав значительное влияние на европейскую культуру. В это время сложилось представление о гармонии природы и о человеке, как венце её творения.
С началом эпохи первых буржуазных революций, реформации, становления капиталистической формы хозяйства цвет постепенно теряет в Западной Европе свои мистические ассоциации. Содержание цветовых символов становится более бытовым, а отношение к цвету – практическим.
С началом эпохи первых буржуазных революций, реформации, становления капиталистической формы хозяйства цвет постепенно теряет в Западной Европе свои мистические ассоциации. Содержание цветовых символов становится более бытовым, а отношение к цвету – практическим. Впечатляющему колориту католической церкви противопоставляется цветовой аскетизм протестантства. Петушиной яркости дворянских одежд буржуа предпочитает неброские, практичные оттенки. Художники и ученые начинают постигать физическую природу света и цвета, используя при этом, отнюдь, не богословские категории. Если Леонардо да Винчи говорит об "основных" цветах (белый, желтый, зеленый, красный, синий и черный) и связывает их со стихиями, то это для него, скорее, ассоциации художника, чем метафизическая систематика.
Возникают попытки связать цвет с физическими свойствами материи. Так Бернандино Телезио в своем труде "Происхождение цветов" ставит в соответствие цветам две "неуничтожимые субстанции" – тепло и холод. Вместе с тем, в эпоху Возрождения создавались и метафизические концепции цвета. Свет в них трактовался как духовная субстанция, а темнота символизировала косную материю. Марсилио Фичино, в духе Платона, вводит категорию "идеи цвета". Каждый (из 12) цвет в его систематике символизировал какую-либо стихию или силу. Например, черный – материя, коричневый – земля, синий – воздух, белый – духовный свет, блеск и сияние – Бог. Надо отметить, что подобная символика оказала заметное влияние на многих выдающихся художников Возрождения (в частности, Рафаэля), которые опирались на нее при создании своих произведений.
Спускаясь с высот метафизики, можно обнаружить и бытовую сторону цветовой символики в Европе. Например, существовал "цветовой код" одежды. По Коронато Оккольти (16 в.) белый и красный цвет в одежде выражают любезность, уверенность, достоинство. Коричневый и серый в быту уже не считались символически негативными. Они означали умеренность, практичность, трезвый расчет.
В эпоху Возрождения возникли первые цветовые системы психологических свойств человека. Это ознаменовало новый этап в развитии цветовой символики. Джан Паоло Ломаццо (15 в.) поставил цвет в соответствие тому или иному темпераменту. По Ломаццо, белому соответствует флегматический темперамент, черному – меланхолический, красному – сангвинический, а желтому – холерический. Темные, землянистые, свинцовые оттенки он связывал с печалью и меланхолией. Зеленые и светло-красные – с весельем и радостью. Как и Телезио, Ломаццо видит связь между цветами и температурными ощущениями. Самым "холодным" он полагал белый, а "теплым" – черный.
Цвет, спускаясь с "горних" высот, начинает все больше становиться символом человека, его чувств, мыслей и отношений, что заложило основы будущих исследований взаимосвязи между цветом и психикой.
Самые выдающиеся представители этой эпохи:
итальянский гуманист, философ, писатель, архитектор, скульптор и художник Альберти,
архитектор, художник, математик и учёный Леонардо да Винчи.
Леонардо да Винчи создал новую цветовую систему. Он считал, что основных цветов шесть: Красный, Жёлтый, Зелёный, Синий, Белый, Чёрный. Это он описал в своём трактате "О свете и тени, цвете и красках": "Простые цвета таковы: первый из них белый, хотя некоторые философы не причисляют ни белого ни черного к числу цветов, так как одно является причиной цветов, а другое – их лишением. Но все же, раз живописец не может без них обойтись, мы поместим их в число других и скажем, что белое в этом ряду будет первым из простых цветов, жёлтое – вторым, зелёное – третьим, синее – четвертым, красное – пятым и чёрное – шестым. Белое примем мы за свет, без которого нельзя видеть ни одного цвета: жёлтое – за землю, зелёное – за воду, синее – за воздух, красное – за огонь, чёрное – за мрак, который находится над элементом огня, так как там нет ни материи, ни плотности, где лучи солнца могли бы задерживаться и в соответствии с этим освещать".
Простыми красками Леонардо называл те, которые не могут быть составлены путём смешения других красок. Чёрное и белое он не причислял к цветам ("так как одно есть мрак, а другое свет"), но считал, что в живописи они являются главными, потому что живопись состоит из света и тени.
Художники и учёные начинают постигать физическую природу света и цвета. Если Леонардо да Винчи говорит об "основных" цветах (белый, жёлтый, зелёный, красный, синий и чёрный) и связывает их со стихиями, то это для него, скорее, ассоциации художника, чем метафизическая систематика.
В эпоху Возрождения создавались также и метафизические концепции цвета. Марсилио Фичино, в духе Платона, вводит категорию "идеи цвета". Каждый (из 12) цвет в его систематике символизировал какую-либо стихию или силу. Например, чёрный – материя, коричневый – земля, синий – воздух, белый – духовный свет, блеск и сияние – Бог. Подобная символика оказала заметное влияние на многих выдающихся художников Возрождения (в частности, Рафаэля), которые опирались на неё при создании своих произведений.
Существовала и бытовая сторона цветовой символики в Европе. Например, существовал "цветовой код" одежды. По Коронато Оккольти (XVI в.) белый и красный цвет в одежде выражают любезность, уверенность, достоинство. Коричневый и серый в быту уже не считались символически негативными. Они означали умеренность, практичность, трезвый расчёт. Красота считается таким же благом, как здоровье и сила. Её основные признаки и значение подробно разбираются в трактатах итальянских гуманистов – философов и художников Лоренцо Валлы, Луки Пачоли, Аньоло Фиренцуолы и др. Теорию прекрасных пропорций человеческого тела, его пластику, колорит, форму изучают и воспевают в своем искусстве Леонардо да Винчи, Тициан, Дюрер и многие другие великие художники эпохи.
В трактате "О красоте женщин" Аньоло Фиренцуолы дано описание идеальной женской красоты: "… волосы женщин должны быть нежными, густыми, длинными и волнистыми, цветом они должны уподобляться золоту или же меду, или же горящим лучам солнечным. Телосложение должно быть большое, прочное, но при этом благородных форм. Чрезмерно рослое тело не может нравиться, так же как небольшое и худое. Белый цвет кожи не прекрасен, ибо это значит, что она слишком бледна; кожа должна быть слегка красноватой от кровообращения… Плечи должны быть широкими… На груди не должна проступать ни одна кость. Совершенная грудь повышается плавно, незаметно для глаза. Самые красивые ноги – это длинные, стройные, внизу тонкие с сильными снежно-белыми икрами, которые оканчиваются маленькой, узкой, но не сухощавой ступней. Предплечья должны быть белыми, мускулистыми…".
В эпоху Возрождения возникли первые цветовые системы психологических свойств человека. Это ознаменовало новый этап в развитии цветовой символики. Джан Паоло Ломаццо (XV в.) поставил цвет в соответствие тому или иному темпераменту. По Ломаццо, белому соответствует флегматический темперамент, черному – меланхолический, красному – сангвинический, а жёлтому – холерический. Тёмные, землянистые, свинцовые оттенки он связывал с печалью и меланхолией. Зелёные и светло-красные – с весельем и радостью. Как и Телезио, Ломаццо видит связь между цветами и температурными ощущениями. Самым "холодным" он полагал белый, а "тёплым" – чёрный.
Цвета, используемые в архитектуре, в картинах, в одежде теряют свои символические значения и передают красоту реальной жизни. Доминирует синий цвет, затем следуют розовый, коричневый и светло-зелёный цвета.
В Европе синий – это спокойный, божественный цвет, символизирующий гармонию, единство и преданность. Его любили в живописи и прикладном искусстве. Он считался мистическим цветом, символизировал тайны и вечную божественную истину. Синюю краску (ультрамарин) делали из полудрагоценного камня ляпис-лазури, ввозимого из восточных стран, поэтому она была очень дорогой.
Красный цвет ассоциируется с любовью и желанием, с силой и энергичностью, а также с опасностью. Этот цвет используется на стоп-сигналах и знаках, военных и революционных плакатах.
Оранжевый цвет – это тёплый, воодушевляющий цвет. В Европе этот цвет символизирует сбор урожая и достигнутые успехи.
В эпоху Возрождения жёлтый цвет стал символом подозрения, неверия. Во Франции жёлтый был цвет рогоносцев. До XVI века в Европе дома предателей мазали жёлтой краской.
Белый цвет – это цвет торжества, также божественный цвет. Он означал радость, веселье, чистоту. Например, торжественное богослужение по случаю вступления Карло Малатесты во владение городом Римини сопровождалось шествием процессии, состоявшей из девяти тысяч одетых во всё белое мужчин и восьми тысяч женщин. (А. Венедиктов, Ренессанс в Римини, 1970г). В культуре Европы нового времени семантика белого сдвигается в сторону негативных значений. Белый означал холод, молчание, истощение сил, смерть, одиночество, даже ненависть и жестокость.
В эпоху позднего Возрождения приобретает ценность серый цвет. Он становится цветом изящества, элегантности, благородства.
Флорентийские дворяне носят серый бархат и парчу, испанские принцессы и голландские знатные дамы щеголяют в сером атласе, на полотнах Ф. Сальвиати ("Вирсавия, идущая к Давиду" ) все краски как бы выцвели и стали более или менее серыми, у Эль Греко ("Поклонение имени Христа" ("Сон Филиппа II") оттенки серого заняли почти всё поле картины, создавая оправу для "драгоценных камней" – хроматических цветов.
Таким образом, цвет, спускаясь с "горних" высот, начинает всё больше становиться символом человека, его чувств, мыслей и отношений, что заложило основы будущих исследований взаимосвязи между цветом и психикой.
Эпоха Ренессанса стала периодом цветового однообразия, которое было нарушено русским барокко и классицизмом, а затем, после цветового спада эклектики – экспериментами по архитектурной полихромии немецких, русских, голландских и французских архитекторов. Факторы, определяющие духовное содержание эпохи, воздействующие на существующие и вызывающие новые ассоциации от тех же самых цветов. Строительные материалы и красители как фактор, обеспечивающий возможность реализации цветовой среды.
Заключение
Очевидна глубокая и неслучайная связь цветовой символики с различными пластами человеческого сознания и общественно-культурной жизни людей. Основные этапы развития цветового символизма: космологический, религиозный и социально-психологический.
Несмотря на то, что, на протяжении человеческой истории содержание цветовых символов претерпело немалые изменения – менялась их трактовка и отношение к ним – ядро цветовой символики оставалось неизменным. Речь идет о той части содержания цветового символа, которая остается даже в том гипотетическом случае, когда цвет лишается всех своих внешних, предметных ассоциаций. Последние зависят от культурных традиций и опыта. Но и без них цвет не лишается своего "первоначального" смысла и не превращается в фикцию. Цвет – не "чистая доска", на которую человек может записать, все что ему вздумается. Цвет вызывает определенные и специфические изменения в психическом мире человека, интерпретация которых порождает то, что мы называем цветовыми ассоциациями и символами, впечатлениями от цвета. Например, красный цвет вызывает возбуждение, именно он, а не мы сами. Возбужденность – его объективное свойство.
Можно сказать, что цветовая символика – лишь только верхняя часть айсберга всех тех взаимосвязей и отношений между цветом и человеческой психикой. Основанием его являются объективные законы цветового воздействия на человека.
Эпоха Ренессанса стала периодом цветового однообразия, которое было нарушено русским барокко и классицизмом, а затем, после цветового спада эклектики – экспериментами по архитектурной полихромии немецких, русских, голландских и французских архитекторов. Факторы, определяющие духовное содержание эпохи, воздействующие на существующие и вызывающие новые ассоциации от тех же самых цветов. Строительные материалы и красители как фактор, обеспечивающий возможность реализации цветовой среды.
Список использованной литературы
1.Базыма Борис Алексеевич, кандидат психологических наук. – Цвет и психика. Монография. Харьков, 2011.
2.Гете И.В. К учению о цвете (хроматика). В: Психология цвета. Сб. Пер. с англ. – М.: "Рефл-бук", К.: "Ваклер" 2009.
.Гете И.В. Трактат о цвете. // Избранные сочинения по естествознанию. М., 2009.
.Кандинский В. О духовном в искусстве. Психология цвета. Сб. Пер. с англ. – М.: "Рефл-бук", К.: "Ваклер" 2011.
.Керлот Х.Э. Словарь символов. М., 2014.
.Козлова Т.В. Цвет в костюме. – М., 2009. – 40 с.
.Лосев А.Ф. Философия. Мифология. Культура. М., 2011.
.Миронова Л.Н. Семантика цвета в эволюции психики человека // Проблема цвета в психологии. – М., 2013. – 207 с. С. 172-187.
.Миронова Л.Н. Цвет в изобразительном искусстве. – Мн., 2012. – 151 с.
.Миронова Л.Н. Цветоведение. Минск, 2012.
.Николаев С.М. Камни – мифы, легенды, суеверия. Новосибирск, "Наука" Сибирская издательская фирма РАН, 2011.
.Обухов Я.Л.: Красный цвет, Журнал практического психолога, 2012, №5.
.Обухов Я.Л. Образ-рисунок-символ, Журнал практического психолога, 2009, №4.
.Обухов Я.Л. Синий цвет, Журнал практического психолога, 2011, №6.
.Самарина Л.В. Традиционная этическая культура и цвет (Основные направления и проблемы зарубежных исследований) // Этнографическое обозрение. М., 2012. №2.
.Сб. науч. Трудов / Ред. сост. З.Е. Журавлева. – М. – Ижевск: Институт копьютерных исследований, 2014.
.Сычев Л.П., Сычев В.Л. Китайский костюм. М., 2011.
.Тэрнер В.У. Проблема цветовой классификации в примитивных культурах (на материале ритуала Ндембу). // Семиотика и искусствометрия. М., 2012.
.Тэрнер В.У. Символ и ритуал. М., 2013.
.Фойгт В., Зуккер У. И.В. Гете – естествоиспытатель. Пер. с нем. Киев, 2013.