- Вид работы: Курсовая работа (т)
- Предмет: Культурология
- Язык: Русский , Формат файла: MS Word 26,81 Кб
Европейское средневековое сектантство и его языческие корни
Московский Институт Открытого Образования
Факультет Профессиональной Переподготовки Педагогических Кадров
Отделение Истории
Курсовая работа
по Истории религии
на тему: "Европейское средневековое сектантство и его языческие корни"
Автор: студентка 1 группы
Болтунова Г.Е.
Руководитель: преподаватель
к.п.н. Бондарь С.В.
г. Москва, 2010г.
Оглавление
Введение
. Что такое секта
. Древние секты
. Происхождение и особенности древних сект
. Общее в учениях всех сект
Заключение
Литература и интернет-источники
Введение
За 2000 лет существования христианства возникли сотни сект с различными названиями. Разница в названиях создает великую путаницу и иллюзию их "догматического" многообразия, но при ближайшем знакомстве с "программами" сект, разбросанных по ленте времени и пространству земного шара, оказывается, что с незначительными вариациями повторяются одни и те же тезисы, а одни и те же характерные обряды (особенно изуверские) сохраняются в течение не только веков, а порой и тысячелетий. Наша задача состоит в том, чтобы показать, что новейшие секты имеют не только идеологическую преемственность с более ранними, но и организационную (генетическую) преемственность, а затем построить "родословную" европейских сект. Еще одной задачей является прослеживание связи между средневековыми европейскими сектам и сектами "прописанными" в России. Но главной целью все же мы считаем следующую: доказать, что европейские секты вовсе не являются "уникальными", то есть единственными в своем роде: это всего лишь конгломерат подобий, корни которого уходят в толщу древнего язычества.
1. Что такое секта
Прежде всего, необходимо пояснить применяемую сегодня терминологию. "Секта" – русская калька с латинского secta, что означает сообщество, учение, направление. В церковных кругах семантике слова "секта" был придан отрицательный знак. Под сектами понимались отбросы церковной истории, а сектанты третировались как изгои, религиозные парии. В таком случае, правомерно ли пользоваться этим термином? Вопрос долго дебатировался в советской литературе, споры вокруг него утихли, но не прекратились. Думается, что пользование термином "религиозная секта", "религиозное сектантство" правомерно.
Основные термины, с которыми мы сталкиваемся, начиная изучать сектантство – секта и ересь. Так в чем же разница?
Сектой называется организованное общество людей, разномыслящих с господствующей церковью, но согласных друг с другом в религиозном отношении. Между сектой и ересью та разница, что вторым словом обозначается не столько совокупность лиц, следующих известному учению, сколько содержание самого учения; поэтому можно сказать: "Секта ариан состояла из таких-то лиц" и "Секта ариан учила, что Сын Божий сотворен", и, с другой стороны: "Ересь ариан состояла в признании Сына Божия творью", "Ереси арианской следовали или держались такие-то лица". Между сектой и вероисповеданием (в случае, если последним словом обозначается не учение, а сама его содержащая церковь) резкой разницы нет; секта есть вероисповедание, которому следует сравнительно небольшое число лиц, и притом такое, которое с точки зрения большинства считается ложным или вредным. Секты в Европе часто добивались признания за ними права зваться церквами, или вероисповеданиями. На официальном языке, в эпохи религиозной борьбы одна и та же община зовется то сектой, то церковью, или исповеданием, смотря по отношению к ней правительства. Вышеуказанное разграничение терминов установилось, и то не совсем прочно, лишь в новое время (после реформации), и отсюда перенесено на древнейшие эпохи, когда слова secta и αΐρεσις употреблялись вполне как синонимы. Это же обстоятельство придало слову секта еще один побочный оттенок, сравнительно с понятием и словом ересь. Дело в том, что главнейшие ереси периода с I по VII вв. начинались не с отрицания церковного учения и авторитета, а с попыток выяснить и сформулировать какой-либо пункт учения, не отлившийся еще в твердую догматическую формулу; инициаторы этих ересей не сознавали себя в оппозиции с непрерывным церковным преданием, а напротив, считали себя выразителями и продолжателями его. Подвергшись соборному суду и осуждению, они и их последователи или подчинялись этому суду, или разрывали общение с церковью и начинали свою особую религиозную жизнь. При этом, поставив уже в одном пункте учения свою мысль выше мысли церковной, они чем дальше, тем смелее отрешались от церковного авторитета, как в развитии своего только что осужденного, догмата, так затем и в других пунктах, которые давно уже были твердо сформулированы церковью, так что в оппозиционном отношении их мнений относительно церковного учения ни у них, ни у церковных христиан уже не могло оставаться никаких сомнений. Между тем, своеобразные религиозные мыслители более поздних времен, особенно, начиная с реформации, имели дело уже с подробно развитым, сформулированным и надлежаще авторизованным церковным учением, и касались они по большей части этого учения в его целом или в самих его основах, а не в частном каком-либо пункте; таким образом они оказывались по отношению к нему прямо в таком положении, в какое древние ереси приходили лишь в указанной второй своей стадии. Поэтому и слово "секта", применяемое преимущественно к разномыслящим с церковью общинам средних веков и еще более новых времен, к древним ересям может всего удобнее применяться именно на второй ступени их развития – то есть, к тем толкам, на которые они дробились уже по выделении из церкви. Так, напр., редко говорят о секте монофизитов (хотя неправильным и это словоупотребление нельзя назвать), но постоянно говорят о монофизитских сектах (фоартолатрах, юлианистах, северианах, агноэтах и т.д.). По той же причине и вообще со словом "секта" привычнее соединяется представление об общине, резко расходящейся с церковью, сравнительно мелкой и замкнутой в себе, чем с понятием исповедания, ереси или еретической общины. Классифицируются христианские секты удобнее всего по источникам, откуда они черпают свое учение, заменяя тем авторитет и предание церкви, и по тем путям, которыми они разрабатывают эти источники. Порывая с преданием господствующей церкви, как с ложным, сектанты неохотно порывают с христианским преданием вообще и безусловно; напротив, они стремятся представить себя наследниками, продолжателями и хранителями исконного подлинного предания, забытого или искаженного церковью с более или менее древних времен. Понятно, что чем секта радикальнее, тем отдаленнее период, в котором она усматривает начало искажения подлинного христианства и образования ложного предания; поэтому большинство сект останавливается на первых временах христианства, когда никакого или почти никакого писаного предания еще не было; документальным источником веры является у них одно Писание. При этом они становятся лицом к лицу с вопросами, занижавшими церковную мысль на заре богословия: о пределах Откровения, об отношении Ветхозаветного и Новозаветного Откровения, и о том, как Откровение охватывается человеком, понимается им и влияет на него. От решения этих основных вопросов зависит все вероучение, организация и этико-социальные понятия сектантов, чем вполне оправдывается вышеуказанный принцип классификации сект. Сообразно ему, секты делятся на: 1) библейские или (более или менее) жидовствующие, 2) евангелические и 3) имеющие свое тайное писание (примером первых могут служить наши жидовствующие и другие "субботники"; примером вторых – молокане и штундисты; примером третьих – мормоны). Наконец, в глубокой древности, и снова в новейшее время, были мыслители и секты, полагавшие, что религиозная истина дана не в одном лишь Ветхом и Новом Завете, что крупицы ее рассеяны повсюду – в лучших языческих религиях, в творениях философов и поэтов и т. д. Это – секты синкретические (гностики, толстовцы). С другой стороны, по взгляду на пути усвоения и разработки религиозной истины, секты издавна делятся на рационалистические и мистические. Первые считают разум единственным посредником между Откровением и человеческим сознанием и даже отказываются признавать за откровение все, что выше или против разума (так что разум у них не только посредник, но и судья Откровения – в этом разница православного и сектантского богословского рационализма); вторые веруют, что Откровение сообщается человеку и помимо разума, несказанно и таинственно (путем экстатических видений и пророчеств и т. п.). Примером первых могут служить антитринитарии, у нас в России – молокане (последние не отрицают прямо троичность и другие таинственные догматы, а считают их бесполезными и не стоящими внимания); примером вторых – древние монтанисты, квакеры и наши хлысты. Приемы, посредством которых сектанты-мистики получают свои откровения, нередко интересны с точки зрения психологии и психопатологии; полученные откровения они часто ставят выше даже Писания ("буква мертвит, дух животворит"). Секты, как общины более или менее радикально порвавшие с церковным и государственным христианством, весьма часто расходятся с ним не в метафизических только, но и в этических вопросах; а так как везде, где существует государственная религия в той или иной форме, или в основу государственных и общественных отношений заложены определенные этические принципы, этика неразделима с политикой, – то секты весьма часто являются общинами, оппозиционными не только по отношению к церкви, но и по отношению к государственному и социальному порядку, построенному на иных, чем признаваемые сектой, началах. Древние христиане являлись в известных случаях "противниками законов" и в Иудее, и вообще в римской империи. Христианские государства отчасти осуществили в своем законодательстве и социальном строе идеи своего исповедания, отчасти установили обоюдный компромисс; секта, понимающая этические обязанности по-своему, становится к псевдохристианскому, по ее мнению, государству в теже отношения, в каких первоначальные христиане стояли к государству нехристианскому: "Аще праведно есть перед Богом вас послушати паче, нежели Бога…." Умеренные секты ограничиваются тем, что уклоняются от общественных обязанностей, несовместимых с их этико-социальными идеалами, и безропотно несут правительственные взыскания; наиболее рьяные стремятся прямо к социальной реформе всего человечества сообразно этим идеалам. Примером первых могут служить наши духоборы, примером вторых – анабаптисты первого периода (до 1536 г.). Социальные идеи на религиозной почве являются в сектах обыкновенно в той форме, которая в православном богословии носит название нравственного мистицизма. Под этим термином разумеется взгляд, по которому евангельские заповеди представляются не начертанием идеала, к которому церковь должна вести общество долгим и трудным путем воспитания в ряду поколений, а чем-то теперь же, сразу достижимым и подлежащим осуществлению. Церковь говорит, например, что суды, война, клятва суть, по евангельскому учению, зло, и в идеальном обществе им не должно быть места; но они являются злом, главным образом, как доказательства тому, что люди нравственно несовершенны – корыстны, несправедливы, жестоки, лживы. Поэтому бороться с этим неизбежным пока злом надо не отказами от присяги, военной службы и т. д. и не уничтожением этих учреждений внешнезаконодательным путем, а посредством постепенного воспитания всех членов церкви в такой нестяжательности, справедливости, кротости, правдивости, чтобы мало-помалу суды, войны и клятвы сами собой вывелись бы из употребления, отпали как никому не нужные. Секты, наоборот, часто полагают, что именно учреждения тормозят совершенствование людей; церковь, наоборот, признает, что от их упразднения, при несовершенном состоянии личностей, выиграли бы лишь худшие общественные элементы. Кроме указанных причин, секты становятся иногда в оппозицию к власти в силу теории, что законна только правоверующая власть. На этом основании, напр., некоторые раскольники и молокане проповедовали, что властей уважать и за царя молиться не надо, и даже пытались ставить свои власти и венчать своих царей (коронование молоканина Рудометкина за Кавказом). Евангельское учение о равенстве всех людей, как детей одного Отца небесного (равенство нравственное), толкуется иногда сектантами как учение о равенстве социальном и политическом, чем исключается понятие о власти, о повинующихся и повелевающих.
. Древние секты
сектантство ересь церковь христианство
Далее следует, как нам кажется, кратко рассмотреть многообразие европейских сект.
Из сект древней церкви примечательны: 1) секты, отставшие от религиозной эволюции, совершившейся в христианстве: таковы последователи Иоанна Крестителя, не примкнувшие к Христу; с ними часто ставят в связь имеробаптистов (ежедневно крестящих) и гностиков-иоаннитов. Возможно, что они тождественны с еще существующими в Персии мандейцами. Сюда же относятся секты самаританских мессий, пытавшихся конкурировать с христианством: досифеане, симониане, менандриане. 2) Иудействующие христианские секты первах времен: назаряне (I – VI в.), евиониты, евиониты-гностики (с конца II в.). 3) Язычествующие секты I – III вв. Они чрезвычайно многочисленны и известны под общим именем сект гностических (см. Гностицизм). Из них ближе всего к католичеству стояли маркиониты (II – VII в.), дальше всего – манихеи, исповедовавшие, собственно говоря, особую религию, связанную с христианством не теснее, чем, напр., ислам; но манихейство помещается в перечнях христианских сект, так как в своих позднейших фазисах оно было образующим элементом в целом ряде сект чисто христианских, например: павликиане (VII – XII в.), богомилы (XI – XV в.), по-видимому – также русские стригольники и некоторые жидовствующие (XV – XVI в.), на Западе кафары и альбигойцы. 4) Секты энтузиастические, из которых замечательны катафриги, или монтанисты (II – III в., дожили до VIII-го). 5) Несколько сект возникло в древней церкви на почве ригористической моральной тенденции, не удовлетворявшейся допущенным в католичестве минимумом моральных требований и его покаянной дисциплиной. Этой тенденцией отмечены уже некоторые гностические секты, а также монтанизм; в эпоху систематических кровавых гонений на христиан (с середины III в.) тенденция выразилась в том принципе, что христианин, выказавший слабость при гонении, не должен быть вновь принимаем в общение верующих, так как простить его может только Бог. Таковы новациане (в Риме, с середины III в.), мелетиане (в Александрии, начале IV в.; их не должно смешивать с антиохийскими мелетианами второй половины IV в., возникшими на почве арианских споров) и донатисты (в Африке, с начала IV – VII в.). 6) О сектах догматического характера IV – VII в. см. Ариане, Аполлинарий младший, Константинопольские соборы (Македониане), Несториане, Монофизитство, Ориген, Монофелитство, Марониты. Вне прямой деятельности вселенских соборов стоят пелагиане и полупелагиане (семипелагиане) – возникшие на почве вопроса о первородном грехе, благодати и свободе; авдиане и апостолики (в Месопотамии и Малой Азии) – искавшие возврата к христианству I – III в. и нападавшие на примирение церкви с языческими государственными формами; aнтидикoмapиaниты (из Аравии) и аэриане (в Армении) – восстававшие против почитания святых и Богоматери, постов и епископской власти. Против философской формулировки вероучения, составлявшей главный предмет деятельности вселенских соборов, восставали в IV в. реториане ("все еретики в своем смысле правы; православие состоит в верности своему убеждению"), в V – VII вв. – гносимахи ("Бог хочет от христианина только добрых дел; поэтому стремление к теоретическому богопознанию бесплодно и ненужно"). 7) В среде монашества, уклонившегося от католической идеи аскетизма, развилось несколько мистических сект, напр. мессалиане, или евхиты (вечномолящиеся), впоследствии с примесью дуалистических учений.
. Происхождение и особенности древних сект
Теперь поговорим более конкретно о происхождении древних сект и влиянии на их деятельность язычества.
Борьба между церковью и сектами – постоянный фактор, но преобладание того или иного типа религиозной общности (во всех ее параметрах) в данной религиозной системе знаменует разные исторические моменты ее развития. Так, в множестве мессианистических сект, распространенных в Римской империи в первые века нашей эры, формировалось христианство как религиозное движение рабов, вольноотпущенников, бесправных слоев населения. В середине IV в. христианство стало государственной религией, церковью с ее характерным делением на клир и мир, догматизированным учением и т. п.
Это превращение произошло не вдруг и не просто как акт императорской политики, а было исподволь подготовлено развитием внутренних противоречий в христианских общинах, изменением их социального состава, постепенным складыванием церковных институтов. Это был новый, церковно-государственный этап в развитии христианства: "… Христиане, – писал Ленин, – получив положение государственной религии, "забыли" о "наивностях" первоначального христианства с его демократически-революционным духом".
"Если же мы принадлежим к Церкви Христовой, то руководствуемся теми же понятиями, что и апостолы и святые отцы, а именно: Господь Иисус Христос, Сын Божий, оставил на Земле до Своего второго пришествия Церковь, устроили ее избранные Им Самим святые апостолы и передали (многое изустно) правую веру и благодать для совершения таинств своим ученикам (епископам и пресвитерам)". Проповедовать правую веру в Иисуса Христа и в Его Церковь приходилось среди последователей разных религий: Сам Христос учил иудеев, апостолы обращали иудеев, греков, римлян, армян, персов, эфиопов, египтян и даже индусов. Уже православные греки и римляне крестили все остальные европейские народы, в том числе и славян. И тогда были мировые и традиционные религии, но Апостольская Церковь эти качества не считала критерием истины и полагала, что все "язычники", то есть идолопоклонники, должны оставить свои заблуждения, перестать поклоняться бесам, прекратить кровавые жертвоприношения, оргии и исступленные ритуальные пляски.
Естественно, что все тогдашние мировые религии, и в первую очередь иудаизм, восприняли проповедь христианства крайне враждебно. Однако поскольку "готовых" христиан не было, становились ими бывшие иудаисты, гностики, зороастрийцы и идолопоклонники. Вольно или невольно они заражали Церковь своими верованиями и искажали христианское учение в той части, которая их не устраивала. И в первую очередь многих не устраивала сама Апостольская Церковь. С самого начала появились люди, не желавшие принимать учение и веру от апостолов и не стеснявшиеся самих себя провозглашать или Богом Саваофом, или Духом-Утешителем, или Христом Спасителем.
Первым сектантом был гностик Симон-волхв, упоминаемый в Деяниях святых апостолов. Он объявил себя "саваофом", а свою спутницу Елену – "богородицей" и создал свою собственную "церковь". За ним последовали другие. Так еще в I веке стали возникать подделки под христианство, фальшивые "церкви".
Основатели сект, или подделок под христианство, никогда ничего нового не придумывали. В организационном отношении они, как правило, просто копировали Апостольскую Церковь, при этом объявляя себя "саваофами", "духами-утешителями", "христами", а своих спутниц "пророчицами" или "богородицами". В теоретическом же отношении за основу брали наиболее близкое и привычное, "родное" исповедание, оформляли его с помощью христианских терминов и понятий и преподносили как новое "откровение". В практической области, то есть в ритуале, они воспроизводили привычные для всего населения Римской империи языческие обычаи и особенно увлекались воссозданием в своих общинах тайных мистерий с их посвящениями (инициациями), жертвами и бичеваниями, храмовой проституцией, плясками, прыжками и кружениями, способствовавшими достижению особых экстатических состояний, интерпретируемых как накатывание "духа".
Веками у границ Апостольской Церкви кипел этот огромный "котел" (или "чан") антицеркви, в который сливались потоки из разных мировых религий с приправой из христианских идей. В этой антицеркви не было единой веры, единой иерархии и преемственности священства, как в Апостольской Церкви. Но ее члены, несмотря на внешнюю разобщенность, имели одного и того же "духа". Все сектантские общины сообщались друг с другом, все последующие возникали из недр предыдущих, то есть "генетически" были связаны.
У язычников за тысячелетия были выработаны сложные ритуалы: для народа – процессии с плясками, прыжками и факелами; для интеллектуальной элиты – мистерии, куда допускались только посвященные. Это деление из язычества перешло и в сложившуюся на его почве антицерковь, поэтому здесь различают "народную религию Свободного духа" и "масонство" – для особо посвященных. Чисто языческих сект с явным идолопоклонством в христианском мире не было, но язычество во все времена и в среде всех народов было питательной почвой для двоеверия, когда внешне исповедуемое христианство уживалось с привычными "старыми" ритуалами и "народными" праздниками. Практика языческих жертвоприношений путем сожжения на кострах живых людей, младенцев или животных в быту постепенно сменилась сожжением чучел, но в тайных сектах древние языческие ритуалы воспроизводились полностью. Древние мистерии были неразрывно связаны с гностицизмом, и в общем котле гностических сект их учения и обряды сохранились до нашего времени. Учение сохранило поклонение сатане, обряды – способы достижения экстаза, состояния транса, когда на человека "дух накатывает" и он начинает "пророчествовать". Посвященным было известно, какой "дух" при этом овладевал беснующимися, но для новичков, чтобы их не отпугивать, сектанты все объясняли в привычных для христиан терминах и понятиях.
Одной из крупнейших сект такого рода были монтанисты – последователи крестившегося языческого жреца Монтана, который проповедовал во Фригии, одной из провинций Малой Азии, где процветал культ "богини матери" Кибелы. Монтан объявил себя "духом-утешителем" (параклитом) и в сопровождении двух "пророчиц" стал распространять учение о скором наступлении нового небесного Иерусалима. Местечко Пепузу (по которому монтанисты назывались еще пепузианами, а от "Фригии" – фригами) Монтан переименовал в Новый Иерусалим и в виду близкого наступления конца света потребовал от своих последователей строжайшего аскетизма (отказ от мяса, вина и брака) и строгого покаяния. С течением времени монтанисты воспроизвели многое из своего языческого опыта: безбрачие породило две крайности – блуд, убийство младенцев и скопчество, проповедь умерщвления плоти привела к самобичеваниям и разным способам самоистребления (самоуморение голодом, самозаклание и самосожжение).
За неимением места не будем перечислять все иудействующие, гностические и мистериально-языческие секты первых веков христианства. Скажем лишь о том, что к концу III века все они слились в один "котел" под названием манихейство. "Мани" по-персидски – "дух-утешитель". Так называл себя основатель этой мировой антихристианской религии перс Сураик, отец которого был жрецом-зороастрийцем (а значит, крайним дуалистом), и так звали его поклонники. Сураик не признавал божественности Иисуса Христа и считал Его простым человеком (как и иудаисты и гностики). Он учил, что "христы" могут являться не раз (он, как буддисты и гностики, верил в переселение душ).
Мани был казнен в Персии, и ни в одном народе, ни в одном государстве манихейство не стало государственной религией. Та смесь иудаистских, гностических, парсийских и языческих учений и ритуалов, которая была создана манихеями, устраивала многих людей среди недавно крещенных народов. Возможно, это были люди определенного психологического склада: они не хотели подчиняться церковной иерархии, выстаивать службы, каяться в грехах и считать себя грешными и потому охотно вступали в манихейские общины, где все считались "чистыми" (по-гречески – катарами). В этих общинах они удовлетворяли свои потребности в "духовной жизни", как они ее понимали. Коллективное кружение, бичевание (хлыстами и палками), прыжки и тряски приводили их в исступленное состояние, когда они "получали духа", и он через них "пророчествовал". Это давало уверенность, что ты не грешен, а "свят" и "спасен", "чистый", "белый", "совершенный", в отличие от прочих, "грязных" и "падших".
Манихеи (так же, как и гностики) требовали от своих последователей наистрожайшего аскетизма: полного отказа от мяса, вина и брака. В основе этого требования лежала глубокая вера манихеев (и гностиков) в то, что материя и плоть человека созданы злым богом, сатаной, и только душа дана Богом благим, который создал "мир невидимый". Манихеи (и все сектанты, произошедшие из этого корня) гнушаются творением Божиим, потому что не верят в Единого Бога-Творца, Вседержителя. Они считают, что "видимым миром" (и плотью человека) управляет сатана (или антихрист), а потому плоть нужно умерщвлять. Брак – "утеха плоти". Рожать детей – значит множить творение сатаны. Поэтому в их среде распространилось скопчество, а также практика самоистребления (пощением до самоуморения), интерпретируемая как своего рода искупительная жертва. У манихеев было три крещения. Они называли себя "истинными христианами" и в эпоху гонений шли на добровольное мученичество, которое Церковь Христова осуждала.
Апостольскую Церковь манихеи не признавали и разработали учение о том, что Церковь "испорчена, что в ней господствует сатана", что ее священство "безблагодатно" и таинства "мерзостны". Они были против иконопочитания.
Название основанной Сураиком-Мани религии исчезло, но это не значит, что исчезли манихеи. Они вот уже 1600 лет воспроизводятся в виде сект под разными названиями, сект, члены которых вряд ли знают о манихействе, но тем не менее тщательно хранят эту "религию". В IV веке в среде манихеев появились проповедники усиленной молитвы ("месса" по-сирийски, "евха" по-гречески). От этих слов они получили название мессалиан или евхаитов, а также экстатиков, потому что на своих собраниях они добивались состояния экстаза. Манихеи-мессалиане были популярны именно в монашеской среде, где так ценится молитвенный труд. VII века манихеи стали называться павликианами – по получившей в их среде огромную популярность проповеди некоего Константина из города Самосаты (Южная Армения). Его мать была манихейкой, а в Самосатах с начала II века сохранилась община древней гностической секты Маркиона. Константин обвинил Апостольскую Церковь в "порче", отверг Евангелия и признал только Послания апостола Павла. Затем назвал себя Павлом, и потому его последователи-манихеи стали называться павликианами. В качестве павликиан манихеи получили будто второе рождение. В борьбе с Церковью и византийскими императорами (Империю павликиане трактовали как "царство антихриста") они объединились с внешними врагами Империи и в течение последующих веков постоянно нападали на ее границы. Наконец в 971 году император Иоанн Цимисхий переселил беспокойных павликиан с восточной границы на северные, во Фракию, где жили болгары.
Манихеи-павликиане тут же стали распространять свое антицерковное учение, и очень скоро вся Болгария была охвачена этой гностико-манихейской сектой. В Болгарии их стали называть богомилами, как предполагают, по имени попа Богомила. Богомилы унаследовали от павликиан не только "учение об антихристе", то есть то, что он "господствует в Церкви", но и патологическую ненависть к "грекам", которые, мол, "испортили" Церковь и с которыми нужно бороться насмерть. Что богомилы и делали в течение многих веков. Этой нелюбовью к "грекам" богомилы заразили и русских людей, что проявилось у стригольников, уже в XIV веке.
Богомилы распространились на запад и восток, от берегов Черного моря до Атлантики. В Киевской Руси дважды на церковных Соборах осуждалась богомильская ересь (Адриан Скопец в 1004 году и Дмитр в 1123-м). В XIII веке весь юг Европы был покрыт столь густой сетью общин манихеев-богомилов, что трудно было бы некоторые города и села считать христианскими. В XIII-XIV веках по дорогам Италии, Франции и Германии, по городским улицам двигались процессии обнаженных бичующихся (флагеллантов-хлыстов). Иногда они останавливались, чтобы совершить радение: становились в круг, хором пели гимны – "распевцы" и затем с пением и стонами двигались по кругу, бичуя себя ремнями. В этих гимнах пересказывались популярные в среде всех богомилов апокрифические сказания о Христе и Богородице, где Спаситель изображался безжалостным карающим богом, требующим жертв и угрожающим казнями. Как мы увидим из дальнейшего изложения, именно так воспринимал Иисуса Христа русский философ В.В. Розанов в 1911 году.
Академик А.Н. Веселовский пишет: странники-богомилы имели влияние на наших странников-слепцов (калек), которые веками бродили по дорогам России и пели "духовные стихи" (те же гимны флагеллантов), основанные на тех же апокрифических сказаниях. "Отреченные", то есть запрещенные Церковью, книги приходили на Русь все из той же Болгарии, переписывались "заволжскими старцами" и сохранились во многих списках в монастырских книгохранилищах. Раз был "самиздат", должны были быть и тайные диссиденты (так в Англии в XVI-XVII веках называли отступников от Церкви). Можно ли сомневаться в том, что богомильство, распространяясь на запад и охватив пол-Европы, не распространялось на восток, в родственную славянскую страну? Псковские стригольники (XIV век) были богомилами, и дальнейшие события показали, что богомильство пустило на православной Руси корни. После двухвекового подпольного существования оно проявило себя открыто в первой половине XVII века, когда целая когорта хорошо подготовленных агитаторов распространяла его в Поволжье.
В Европе манихеи-богомилы распространялись по сети ремесленного цеха ткачей, поэтому во Франции так и назывались – ткачами (позднее альбигойцами). Заметим, что склонность к ткачеству передалась и русским манихеям: почти вся текстильная промышленность России до революции находилась в руках сектантов. У французов, видимо, принято называть секты по тому цеху, в котором распространяются сектанты, что вызывает дополнительную путаницу, потому что в названии ремесла нет указания на религиозную ориентацию.
Параллельно с богомилами-ткачами, рядившимися под христиан, в Европе стала распространяться еще одна сатанинская, люциферианская секта по цеховым общинам – франкмасонов, то есть мастеров-строителей, работавших с мягким (франк) камнем (масон). За разглашение тайны члену этой секты грозила смерть, и угроза исполнялась неукоснительно, поэтому секте очень долго удавалось скрываться. Эти сектанты имели те же корни, что и манихеи, они дополняли друг друга.
Одна секта (манихеи-богомилы) была "демократическим" вариантом и предназначалась для "народной религии Свободного духа". Ее члены – крестьяне и ремесленники – были организованы в общины, управляемые выборными "совершенными". Хотя и у них была со временем устроена иерархия наподобие церковной, вплоть до "патриарха" в Болгарии, управлявшего всеми богомилами южной Европы. Другая секта, со времени своей легализации (XV век) получившая название масоны, была более элитарной и построена по иерархическому принципу, с огромным числом степеней – градусов. Ее членами становились те, кто вскоре был назван в Европе "третьим сословием" или буржуазией, они, собственно, стали устроителями удобной для себя "протестантской" псевдорелигии и организаторами истребления монархий и монархов. Первую процедуру масоны-протестанты назвали Реформацией, а все последующие – великими революциями: в Англии в 1649 году (казнен король Карл I), во Франции – в 1789 году (казнен король Людовик XVI), в России – в 1917 году (убит император Николай Александрович).
Во всех этих делах самым активным образом участвовали управляемые и вдохновляемые сектантами-масонами их "меньшие братья" – ткачи и карбонарии. Каменщики, ткачи и угольщики, если придерживаться их "родословной", – манихеи-богомилы. Связь между этими двумя сектами, из которых одна изображала себя христианской, а другая на тайных собраниях практиковала поклонение сатане, была всегда самой тесной и никогда не прерывалась. Поэтому там, где мы замечаем народные секты манихеев, там должны разыскивать и масонов, и наоборот.
Итак, мы прошли утомительный и малоприятный путь от первой секты гностика Симона-волхва, через эпоху слияния всех тогдашних мировых религий (иудаизма, парсизма, языческих мистерий) в одном "котле" манихейства в III веке, затем проследили, как манихеи-павликиане в конце X в. перебрались в Болгарию и вскоре оккупировали весь юг Европы, где остались в памяти потомков под самыми различными названиями (армяне, болгары, патарены, катары, альбигойцы). Вскользь упомянем о том, что им удалось возродить (эпоха Возрождения) любезное сердцу язычество (эллинский классицизм), и оно под названием "гуманизм" навеки украсило их детище – европейскую (антихристианскую) культуру, заменившую собою ненавистный христианский культ. Гуманисты воспитали Лютера, Кальвина и Цвингли, чтобы из слишком экзальтированной "народной религии Свободного духа" они создали респектабельную и удобную для буржуазной психологии псевдорелигию.
4. Общее в учениях всех сект
Так что же общего в учениях всех сектантов? Что дает нам право говорить о конгломерате подобий? И как все же объяснить наличие общего в сектах, рассеянных на протяжении 2000 лет по огромным пространствам планеты?
Религиовед А.И. Клибанов хотя и недоумевает, но не берется объяснить, "почему в одной и той же социальной среде, в пределах одного и того же исторического отрезка времени возникли течения, казалось бы, столь отличные друг от друга по религиозной форме". Действительно, стоит приглядеться к тем краеугольным камням, которые по воле тогдашних "великих архитекторов" были положены в основание будущего храма "народной религии Свободного духа", как любили называть сектантский мир русские интеллектуалы. Но при этом рассмотрении обратим внимание не на различия в "учениях" иудействующих субботников, протестантствующих капитонов и неистовствующих на своих радениях-мистериях хлыстов, а на тот известковый раствор, который скрепил разнородные камни фундамента и позволил возвести на нем общий дом. Общими чертами "учений" основателей сект всех времен и народов, а значит и русских, были и остаются следующие:
. Решительное неприятие Апостольской Церкви и священноначалия, то есть не только ее догматов, но и ее иерархического устройства. Для обоснования своего неприятия Церкви любые сектанты обвиняют ее в том, что она "испорчена", что "в ней царствует сатана", что таинства ее безблагодатны, а священство порочно. Отсюда – отрицание Священного Предания, призывы не ходить в православные храмы, гнушаться священниками и совершаемыми ими таинствами, святыми иконами и мощами.
. Устроение религиозных общин, независимых от Церкви и государства, с выборными "кормщиками", "христами" и "богородицами". Это позволяло возродить языческие камлания (в сектах мистических) и произвольно толковать Священное Писание (в сектах рационалистических), вместо церковных молитв петь свои "распевцы". Свойственное сектантским общинам стремление к демократическим и общечеловеческим ценностям импонировало как масонам, так и революционным демократам, которые (например, Бонч-Бруевич и Ленин) прозревали в русском сектантстве прообразы и зародыши трудовых коммун.
. Ожидание наступления мессианского царства. Его ждут иудаисты и субботники, устраивают протестанты и капиталистые хлысты-скопцы, духоборы и молокане. Отсюда у одних мечты о "царе иудейском" и его воцарении в "пресвятом граде Сионе", у других – надежды на воцарение "белого царя" в новоявленном "граде Китеже". Все они ожидают одного и того же – тысячелетнего царства мессии Христа на земле, а не Царства Божия на Небесах.
. По совокупности этих признаков сектанты ощущают себя народом избранным, обществом "святых", "чистых", "совершенных" людей. Всех остальных они считают "падшими", Церковь – "мерзостью запустения", государство – царством антихриста, которое или надо разрушить, или бежать из него (Российскую империю масоны назвали "тюрьмой народов", а Советский Союз масон Рейган назвал "империей зла").
Эти общие идеологические установки не всякого человека могут соблазнить и удовлетворить, поэтому сектантом становится далеко не каждый человек. Для этого, безусловно, требуется легкая внушаемость и определенный психологический склад. В Европе давно написаны ученые труды на тему о протестантской этике и психологии, и хотя в России подобных сочинений еще нет, возможно, они и не понадобятся, потому что такая этика и такая психология присутствует в любом народе. Только в одном в меньшей степени, в другом – в большей.
В течение двух тысячелетий происходил отбор, или, если так можно сказать, фильтрация, православных народов сквозь густую сеть антицерковных полуязыческих сект. И в каждом народе выкристаллизовался некий "сухой остаток" в виде обособленного "малого народа" – со своей (другой) верой, с изуверскими ритуалами, с причудливым жизненным укладом и склонностью к наживе и накопительству. На Руси тоже возник такой "малый народ", объединенный общей ненавистью к Православной Церкви и Царю и сладким сознанием своей избранности, внешне – раздробленный на множество сект, внутренне – одержимый одним духом, накатившим на него в эпоху зарождения "народной религии", то есть в самом начале богоотступничества.
Манихеи-павликиане громили города Малой Азии в VII-X веках; иконоборцы открыли гонения на монахов в VIII веке; богомилы "бунтовали" в Болгарии с X по XVI век; войны с богомилами-альбигойцами на юге Франции продолжались почти десять лет в начале XIII века. "Героические" крестовые походы происходили все в ту же эпоху и были не чем иным, как все теми же "религиозными войнами", которые охваченный языческим безумием Запад непрерывно вел с православным Востоком, делая вид, что борется с "нечестивыми агарянами". Описание разгрома крестоносцами Константинополя в 1204 году не оставляет сомнения, кто находился в их рядах, точно так же, как ритуальные сожжения ими монахов в монастырях на святой горе Афон. Языческий ритуал манихеев – второе "огненное крещение", искупление греха огнем – был заимствован у завоевавших католическую Европу адептов "религии Свободного духа" и взят на вооружение инквизицией, теперь же совершенно бесстыже приписывается христианству, хотя при желании нетрудно установить, кто был изобретателем этих огненных жертвоприношений.
В эпоху Реформации (XIV-XV века) разразились так называемые "крестьянские войны". На самом деле это были "религиозные войны", объявленные язычниками-анабаптистами (перекрещенцами) римской Церкви и ее иерархии. В России после неудавшейся Реформации в середине XVII века и несостоявшегося конца света русские сектанты начали "религиозные войны" (их обычно называют "русскими бунтами"), которые тянулись 100 лет – с 1668 по 1774 год, от Разина до Пугачева. И возбуждались они тем же "религиозным дуновением". Теперь, когда "мировое сектантство" охватило своей "религией Свободного духа" весь мир и хлынуло в Россию, многие явления нашей современной жизни кажутся необъяснимыми – отчасти оттого, что забыли предыдущие опыты, отчасти же потому, что объяснения ищем не там, где их следует искать. Коллективные голодовки (самоуморения), самоубийства взрослых и детей (недавно сразу трех девочек-подростков), "свободная любовь" и десятки тысяч абортов, тысячи подкидышей и брошенных детей, "случайные" самовозгорания и гибель в пожарах сотен людей – разве это не повторяет все то, что происходило тогда, в XVII веке, когда европейские секты пришли в Россию, и зародилось "русское сектантство"? И все это принято объяснять экономическим кризисом и видеть в этом не более чем пассивное сопротивление терпеливого русского народа. И одновременно: откровенный культ "золотого тельца", проституция, наркомания, оргии в ночных клубах и исступление в дискотеках – разве это не напоминает "серебряный век" и эпоху промышленного развития в конце XIX века, когда "малый народ" готовился взять власть, а интеллектуалы "кружились" в хлыстовских "кораблях"?
Поскольку и то и другое душевно здоровыми людьми отторгается и воспринимается как явное безумие, то искать причину такой массовой психопатологии следует не в повреждении экономики, а в состоянии духа. Различить, какой дух принуждает людей заниматься самоистреблением в той или иной форме, не трудно.
Заключение
Итак, проанализировав имеющуюся по вопросу сектантства информацию, мы приходим к следующим выводам:
1.Сектантство является уникальным явлением, существующим на протяжении длительного исторического периода и, проявляющимся в разных социальных, политических, экономических условиях в религиозной, псевдорелигиозной и светской формах.
2.Европейское сектантство представляет собой множество сходных по "программам" и обрядовости сект, имеющих общие корни.
.Корни сектантства уходят в толщу многотысячелетнего язычества, именно в нем беря устойчивость, силу и живучесть.
.Сектантство вовсе не является прерогативой только Европейских государств. Оно охватывает все страны Земли, включая Россию, людей разного возраста, пола, социального положения, физического здоровья и психического состояния.
.Секты – это особые социальные группы, имеющие свои ценности, принципы, цели (явные и тайные). Для достижения истинных целей (в соответствии с тайной доктриной, существующей в каждой секте при наличии официально пропагандируемого учения) руководители сект применяют к адептам и неофитам методы агрессивного манипулирования (контроля и деформации сознания), что приводит личность в состояние частичной или полной психологической зависимости, при которой адепт готов выполнить любой приказ.
В заключение хотелось бы добавить, что с течением времени количество сект различного толка на территории нашей страны, к сожалению, увеличивается. Сектантство существует в различных формах, в том числе и наиболее часто – в социально опасных (криминальных) формах. Деятельность многих сект представляет опасность для жизни, здоровья и соблюдения прав личности.
К сожалению, на данный момент научно не достаточно изучены вопросы исторического развития сектантства как уникального социального феномена, а также проблемы выявления, предупреждения и пресечения преступлений, совершаемых адептами сект и иных преступлений, связанных с деятельностью сект. Можно констатировать недооценку, как в России, так и во всём мире той угрозы, которую представляют собой для национальной безопасности социально опасные формы сектантства.
Литература и интернет-источники
1.Ангелов Д., Богомильство в Болгарии, пер. с болг., М., 1954.
2.Бонч-Бруевич В.Д., Избр. соч., т. 1 – О религии, религиозном сектантстве и церкви, М., 1959.
.Борунков Ю.Ф., Яблоков И.Н., Никонов К.И., "Основы религиоведения"//М., 2002.
.Брокгауз Ф.А., Эфрон И.А. "Энциклопедический Словарь". http://dic.academic.ru/dic.nsf/brokgauz_efron/
.Булгаков С.В..- Справочник по ересям, сектам, расколам.- "Современник", М., 1994.
.Дьяконов М.М., Очерк истории древнего Ирана, М., 1961
8.Евсевий Памфил, "Церковная История". www.krotov.info
.Ивановский Н.И. Руководство по истории и обличению старообрядческого раскола. Казань, 1889.
.Клибанов А.И., Религиозное сектантство в прошлом и настоящем, М., 1973.
.Конкретные исследования современных религиозных верований (методика, организация, результаты), М., 1967.
.Путинцев Ф., Политическая роль и тактика сект, М., 1935;
.Св. Иоанн Дамаскин. "Точное изложение Православной Веры". http://www.vehi.net/damaskin/
14."Словарь книжников", вып. 2, ч. 1-2 (статьи об Апокрифах, о монахе Кирилло-Белозерского монастыря книгописце Ефросине) http://lib.pushkinskijdom.ru/Default.aspx?tabid=2048
.Тихомиров Л.А. Религиозно-философские основы истории. М., 1998
.Христианство. Энциклопедический словарь, тт. 1-3. М., 1993-1995
.Якобий П. Религиозно-психические эпидемии. // Вестник Европы. 1903.