- Вид работы: Курсовая работа (т)
- Предмет: Культурология
- Язык: Русский , Формат файла: MS Word 30,82 Кб
Фестиваль как способ международных культурных связей
Содержание
культурный беларусь фестивальный мероприятие
Введение
Глава 1. Фестиваль как способ международных культурных связей
.1 Фестиваль Global Gathering в современной культуре
.2 Фестиваль танцевальной музыки Godskitchen Urban Wave
Вывод
Глава 2. Анализ международного фестиваля искусств "Славянский базар"
.1 Организация фестиваля "Славянский базар" в городе Витебске
.2 Фестиваль в МКС: проблемы и перспективы развития
Вывод
Заключение
Список использованных источников
Введение
Культурная составляющая уже на протяжении многих веков играет далеко не последнюю роль в международных отношениях. Развитие культурных связей между государствами способствует формированию прочного фундамента для сотрудничества и реализации долгосрочных интересов. В последнее время в мире растет осознание того, что использование культурного потенциала страны во внешней политике может приносить весьма позитивные результаты.
Актуальность темы исследования. Развитие своей национальной культуры является важной частью политики любого государства. С учётом этого многие страны проводят крупномасштабные международные и региональные фестивали. Фестиваль – это массовое празднество, показ (смотр) достижений музыкального, театрального, эстрадного, циркового или киноискусства. Как правило, фестивали носят открытый и массовый характер, способствуют развитию творчества исполнителей и совершенствованию их профессионального мастерства, поддерживают молодые таланты и новаторство. Как показывает опыт, в местах проведения фестивалей происходит резкий экономический и культурный подъём, увеличивается поток туристов и обеспечивается занятость населения.
Праздничная культура – неотъемлемая часть жизни общества. Она тесно связана с его социальной структурой, уровнем развития производственных сил, господствующей в обществе идеологией и т. д. Со сменой политико-идеологических постулатов белоруской государственности в 90-е годы прошлого столетия произошло расширение культурных границ, активизировалась культурное взаимодействие со странами Западной Европы, стало возможным проведение международных фестивальных мероприятий с участием представителей других стран и выезд белорусских коллективов на международные мероприятия. Фестивальная деятельность начала рассматриваться в качества перспективного направления развития государственной культурной политики Республики Беларусь.
Вопросы организации культурно – массовых мероприятий в той или иной степени нашли отражения в трудах Г.А. Аванесовой, Р.Н. Азаровой, Е.И. Григорьевой, Э.В. Соколова, А.В. Соколова, Ю.А. Стрельцова, Н.А. Хренова, Д.В. Шамсутдиновой и др. Игровые и анимационные технологии как активные способы вовлечения людей в досуговую деятельность освещены в работах Г.В. Олениной, В.Д. Пономарева, Э.В. Соколова, Н.Н. Ярошенко. Научных публикаций о проблеме нет.
Цель исследования: определить роль фестивалей в международных культурных связях.
Задачи работы:
.охарактеризовать организацию международных фестивалей;
.выявить специфику современных международных фестивалей;
.определить проблемы и перспективы развития фестивалей.
Объектом исследования выступает международный фестиваль.
Предмет исследования: межкультурные связи в системе фестивалей.
Источниковедческая база исследования: для максимально полного раскрытия темы были использованы периодические издания, электронные источники и другие источники.
Методы и методологическая база исследования: в работе автор использовал ряд общенаучных методов: логический (анализ и синтез информации, дедукция и индукция), сравнительно-исторический, общенаучные методы познания: сравнение, обобщение и системный подход.
Структура исследования: работа состоит из введения, двух разделов, заключения, списка использованных источников. Во введении определены цели и задачи, объект и предмет исследования. В заключении сформулированы основные выводы по данной работе.
Глава 1. Фестиваль как способ международных культурных связей
1.1 Фестиваль Global Gathering в современной культуре
Gathering – легендарный английский OPEN-AIR фестиваль, который стартовал в 2000 году и ежегодно собирает на аренах в Великобритании свыше 50 000 человек и около 200 самых популярных ди-джеев Планеты. В 2006 году Global Gathering триумфально вышел за пределы Великобритании, проводился в США и Малайзии, и на сегодняшний день стал также ежегодным событием в Австралии, Польше, Украине, Белоруссии, Турции, Южной Корее и России.
"В 2006 году Global Gathering UK стал самым масштабным open-air-фестивалем планеты. Тогда же фестиваль вышел за пределы Великобритании. В 2006 году глобальный дэнс-марафон объединил ценителей клубной жизни не только Великобритании, но и США, а на сегодняшний день уже покорил сердца сотен тысяч поклонников dance-музыки в самых различных уголках Земного шара. Фестиваль привлек внимание в крупнейших центрах мировой танцевальной культуры Европы, Северной Америки и Азии" [19].
Среди мировых знаменитостей, хедлайнеров мировых dance-событий, которые принимали участие в Global Gathering – Carl Cox, Eric Morillo, Armin Van Buuren, Sasha, Ferry Corsten, Above & Beyond, Roger Sanchez, Pete Tong, John Digweed, Sander Kleinenberg. Calvin Harris, Armand Van Helden, Eric Prydz, David Guetta.
На Украине впервые проводился open-air такого масштаба, и, по словам организаторов фестиваля, на нем царила особая фантастическая атмосфера.
Журнал танцевальной индустрии DJ Mag назвал Global Gathering самым лучшим фестивалем Британских островов по итогам 2007 года.
Одним из главных организаторов музыкального фестиваля в Украине в 2010 году стали Генеральный директор ВИРУС Music – Дмитрий Феликсов и менеджер по рекламе ВИРУС Music Дмитрий Чинь – ивент. Директор ВИРУС Music является также продюсером фестиваля электронной музыки Godskitchen.
Самые известные проекты Феликсова – это один из крупнейших клубных порталов TopDJ.ua, около десяти популярнейших диск-жокеев, журнал о клубной культуре DJam и организация первой в истории "Конференции электронной музыки" – EMC читать далее.
Дмитрия Феликсова удостоили чести назвать"Event промоутером года" по версии Medoff Nightlife Awards 2007. Также Дмитрий руководил промо- и рекламной кампанией пяти фестивалей "Godskitchen Urban Wave" на территории Украины, 2-мя "Global Gathering", "Therapy Sessions Ukraine", "Пиратской Станции Украина". Среди всех достижений компания VIRUS Music, в области организации и провидения танцевальных рейвов и фестивалей, наибольшим является самый крупный фестиваль музыки в стране – Global Gathering.
В 2007 г. компания, организовав впервые данный фестиваль в Украине. Этим она буквально совершила переворот в дэнс-индустрии нашего отечества.
Потрясающая постановка и масштабность, проводимого мероприятия, поистине завораживают, радуя клаберов спецэффектами, наявностью множества мини-баров, танцевальных площадок, фейерверками, светом, качеством звука, воспроизводимым зарубежной аппаратурой, организацией нескольких сцен с различными стилями и исполнителями, возле каждой из который можно найти то, что приходиться по вкусу каждому посетителю фестиваля. Феноменальный состав исполнителей и ди-джеев, тщательно подбираемый организаторами, не сравнится ни с одним составом фестивалей на просторах СНГ.
В 2010 году перед группой организаторов предстали несколько сложностей, которые они смогли быстро и вовремя решить. Главной проблемой было неправильное топографическое измерение территории, а именно было неверно замерена часть асфальтной территории, где проходил танцевальный фестиваль все прошедшие годы. Исходя этой неполадке, также была неверно установлена и сцена, которая получила название на 2010 год GlobalStageKissFM. Благодаря сплоченности коллектива и хорошим навыкам мастеров в этом году устранили неполадку, благодаря чему была изменена и перечерчена разметка территория и все то, что нуждалось в изменении.
В 2010 году были запланированы также весьма габаритные объекты партнеров музыкального фестиваля. Задачей организаторов стало правильное размещение объектов по всей территории в соотношение к их пропорциям по всей свободной местности.
По словам организаторов, "всегда присутствуют несколько сложностей перед проведением мероприятия, а тем более такого глобального масштаба, при чем здесь вовсе не малое место будет занимать именно человеческий фактор.
"Для того чтобы пять лет назад знаменитейший британский фест пришел в Украину, организаторам пришлось постараться. Над организацией фестиваля работает в основном Angel Music Group (владельцы фестиваля). Франшиза на организацию фестиваля в Украине принадлежит команде Virus Music. Ежедневно, на протяжении около 9 месяцев от украинской стороны трудятся порядка семи менеджеров. Разумеется, команда не ограничивается таким "скромным" набором" [17]. В состав также входят инженеры, дизайнеры, руководители различных направлений, которые работаю как в офисе, так и на условиях предоставления аутсорсинговых услуг" [20].
По оценкам организаторов – средний бюджет мероприятия $1 млн., а на самом мероприятии задействованы порядка 1600 человек – охрана, промоутеры и проч. Подготовка фестиваля длится около 9 месяцев.
Итоги феста – 2010 поразительны: общая площадь экранов составила более 300 кв. м., а длина прошлогодних четырех сцен – более 150 метров. Отдельного внимания, конечно же, заслуживает звук – на главном танцполе-2010 громкость зашкаливала до 145 дцб (громкость реактивного самолета – 126 дцб).
Девятого июля 2011 года на аэродроме "Чайка" в городе Киеве прошел Global Gathering 2011, знаменитый своей неповторимой атмосферой, невероятной толпой ярких и радостных людей и морем позитивных эмоций.
Организатор мероприятия – компания "Вирус Music" – к первому юбилею Global Gathering подготовила просто невероятный по своим масштабам line-up, которого, несомненно, хватило бы и на несколько полноценных фестивалей. В 2007 году этот потрясающий фестиваль впервые пришел в Европу и обозначил Украину на фестивальной карте мира, а в 2011 году он вернулся в столицу уже в пятый раз.
Этот немыслимый легендарный британский open-air подарил Украине десятки выступлений таких мировых музыкальных легенд, как Erick Prydz, Sasha&John Digweed, Josh Wink, Junkie XL, Loco Dice, Dubfire, Richie Hawtin, Basement Jaxx, Chase&Status и других не менее именитых музыкантов.
"Фестиваль уже который год является крупнейшим по составу артистов и масштабу. Лишь здесь днем и ночью одновременно на нескольких сценах выступают музыканты всех популярных направлений музыки. Девятого июля на киевском Аэродроме "Чайка" состоялся юбилейный, пятый по счету Global Gathering Ukraine. Музыкальный open-air собрал под открытым небом более двадцати трех тысяч посетителей со всей страны и со стран-соседей, чтобы подарить им шестнадцать часов музыки и танца" [19].
В 2011 году на Global Gathering в Украине выступили сразу три ди-джея из мировой топ-десятки – известнейший ди-джей планеты Tiesto, Markus Schulz и Ferry Corsten, а еще более 60 музыкантов из одиннадцати стран мира, в том числе легендарный продюсер Richie Hawtin, культовые Dirty South, Laidback Luke и Paul Thomas, творцы техно Marco Carola и Adam Beyer и легенды drumnbass London Elektricity и Aphrodite , а также многие другие.
Британские организаторы фестиваля уже в который раз заметили, что Global Gathering Ukraine по качеству не уступает зарубежным аналогам.
Фестиваль не обошел стороной и Беларусь Минск. Первый Belarus Global gathering Минск festival прошел в 2008 году. Это был первый танцевальный фестиваль электронной музыки подобного масштаба в Беларуси . На Belarus Минск Global gathering festival было море людей, и их реакция на музыку была особенной. Белорусы настолько погрузились в атмосферу праздника, что ди-джеи Belarus Минск Global gathering festival буквально дышали волнами позитива исходящих от людей, пришедших на фестиваль.
После воистину потрясающего успеха Global Gathering Freedom Music в 2010 году, участие в котором приняли такие легендарные исполнители, как David Guetta, Markus Schulz, Sander Van Doorn и John Digweed, 2011 год порадовал своих посетителей не менее захватывающим line-upом.
Хэдлайнерами музыкального фестиваля стали ди-джей номер один в мире согласно DJ Mag Armin Van Buuren и культовый коллектив Groove Armada.
"Армин Ван Бюрен – четырехкратный лидер DJ Mag Top 100 и ведущий радио-шоу "A State Of Trance". Известный страстью к музыке, Van Buuren создал на фестивале удивительную и волнующую атмосферу.
К Армину присоединился не менее популярный коллектив Groove Armada – британский музыкальный электро – дуэт, состоящий из Andy Cato и Tom Findlay" [17].
Одной из особенностей этого фестиваля стали новые интерактивные возможности Freedom ID card. Клабберы с огромным удовольствием подключали свои Freedom ID card к аккаунтам в соцсетях и отправляли свои фото и сообщения о приключениях на фестивале в онлайн, "лайкали" активации. За время Global Gathering Freedom Music более 4300 сообщений было оставлено в Facebook и Вконтакте.
Благодаря этому к музыкальной свободе фестиваля подключилось огромное число пользователей соцсетей. Кроме того, Global Gathering Freedom Music стал местом, где можно было не только найти единомышленников и завести интересные знакомства, но и добавить новых друзей в свои профайлы в социальных сетях прямо на мероприятии. Благодаря этому гости фестиваля реально почувствовали, что музыкальная свобода действительно объединяет!
Ровно на 12 часов вся площадка Global Gathering Freedom Music превратилась в территорию ярких развлечений. Огромный лайк пользовался невероятной популярностью. Чтобы надолго сохранить впечатления о прошедшем фестивале, каждый клаббер мог закачать позитивный Freedom Music Mix себе на мобильный. Теперь наверняка можно услышишь в городе знакомую мелодию с фестиваля Global Gathering Freedom Music 2011. Огромной популярностью пользовалась у клабберов Freedom Smoking lounge: с нее как на ладони была видна вся территория фестиваля, включая обе сцены. Это была зона настоящего релакса на Global Gathering Freedom Music – не удивительно, что желающих попасть сюда и отдохнуть в мягких креслах было чрезвычайно много.
И конечно, Global Gathering Freedom Music – это в первую очередь современная музыка ведущих мировых ди-джеев. Выход каждого нового хедлайнера был встречен волной безудержного позитива и оваций. Один за другим на двух сценах фестиваля – Freedom Main Stage и Velcom Global Stage – появлялись те, кого белорусские фанаты музыкальной свободы ждали с огромным нетерпением.
Обобщая вышеизложенное, можно заключить, что масштабность, уникальность стиля, звездный состав и эксклюзивные декорации, уникальная интерактивность и дружелюбность секьюрити – все это характерно для фестиваля Global Gathering . Даже такая казалось бы незначительная деталь как дизайн билетов у Global Gathering всегда на высоте. Фестиваль, несомненно, силен духом, и несет знамя электронного танцевального движения по всему миру. А сообщество поклонников фестиваля все растет и растет, пополняя свои сердца музыкальным зарядом на целый год. Каждый год фестиваль преподносит новые сюрпризы и события. Каждый год участники Global Gathering во многих странах мира получают возможность насладиться незабываемым и неповторимым шоу. Всевозможные розыгрыши, подарки, интерактивные зоны и конечно же эксклюзивное выступление лучших ди-джеев планеты.
1.2 Фестиваль танцевальной музыки Godskitchen Urban Wave
Urban Wave -это один из лидирующих брендов танцевальной музыки в мире. Он возник в 1996 году в Великобритании и к 2003 году приобрел международный статус.
История фестиваля уходит в начало 90х годов, когда рейв-культура Англии только зарождалась. Как часто бывает в таких случаях, судьба вложила будущее в руки двоих случайно встретившихся людей. К 1992 году, когда в Британии бушевала рейв-лихорадка, Крис Гриффин и Тайрон де Сэйвери уже обладали солидным багажом знаний и опытом в организации первоклассных танцевальных событий.
Первый был известен как главный вдохновитель вечеринок "Fantazia", "Perception" и "Vision", а второй – как успешный идеолог крупных ивентов "Taste". Шутка ли – будущие партнёры познакомились на противоположной от своей родины стороне планеты: "Fantazia" делали выездную вечеринку в Австралии, и Криса с Тайроном там представил друг другу их общий знакомый.
Так родился Godskitchen, билеты на первую вечеринку которого в городе Кэмбридж разошлись за три дня до ивента. Это был знак, что всё идёт в правильном направлении, и после трёх лет упорной работы Крис и Тайрон смогли привить своему детищу еженедельный статус. "Пятничные вечеринки дебютировали в Нортхэмптоне в мае 1996 года, и, после смены нескольких клубов и роста аудитории в геометрической прогрессии, утвердились в качестве лидера клубного рынка, наряду с брендами вроде "Gatecrasher", "Cream" и "Ministry of Sound"" [6, с.63].
Впрочем, главный успех ждал Godskitchen на заре Миллениума, когда случились два очень важных события. Во-первых, Крис и Тайрон открыли собственный ночной клуб в Бирмингэме под названием "The Sanctuary" (с 2005 года он называется "Air"), а во-вторых, ивенты Godskitchen начинают делать первые шаги на международную арену. В течение трёх лет, начиная с 1999 года, их вечеринки становятся самыми популярными на Ибице, и мировое турне уже было не за горами.
Сейчас можно с уверенностью сказать, что Godskitchen имеет историю истинного успеха: всегда яркие вечеринки, на которые съезжаются люди со всех континентов, и уезжают как никогда довольными.Urban Wave – это всемирно известный танцевальный фестиваль с десятилетней историей. Он с одинаково большим успехом проходит в десятках городов на всех без исключения континентах планеты! В каждой стране Godskitchen Urban Wave обладает своими особенностями. Но неизменными являются наивысший уровень шоу, современные инженерные разработки и решения, актуальный и звездный состав артистов.
Мероприятия мирового музыкального бренда Godskitchen – это особая магическая атмосфера захватывающих мест планеты, в которых проходят музыкальные события: пляжи Бразилии и Ибицы, крыши Манилы, склады Москвы, пустыни Египта, вертолетные площадки Бангкока, круизные лайнеры Швеции, ангары в Южной Африке, руины древних городов Индонезии, казино Лас-Вегаса, заброшенные магазины Норвегии.
Также Godskitchen Urban Wave – это единая площадка для самовыражения самых ярких представителей современной городской культуры! Экстравагантные перфомансы и арт-инсталляции, захватывающий видеоряд позволяют воплощать самые нестандартные идеи философии и стиля жизни мегаполиса.
Организаторы всегда хорошо развлекали публику. Например, на рождественский рейв проходивший 22 декабря в клубе "AIR" (Бирмингем), главным подарком был 5-часовой сет лучшего ди-джея планеты 2007 года – Армина ван Бюрена. Не удивительно, что все билеты были раскуплены задолго до ивента. И это при том, что Европа открыта для британских клабберов и они с легкостью могут отправиться "клубиться" на любой из многочисленных рождественских фестов.
Представляя миру уже известных ди-джеев, Godskitchen параллельно открывает новые таланты. Так, вместе с Армином на Godskitchen Xmas Party 2007 выступала восходящая звезда транс-музыки – Марк Итсон.
Марк занимается диджеингом с 1999 года, но известность пришла к нему именно благодаря Godskitchen. "Создав свой уникальный стиль, Марк смешивает мелодичный транс с хард-трансом и звуками европейского техно. Талантливый ди-джей черпает вдохновение со всего спектра танцевальной музыки, и как результат мы слышим и его отменные технические навыки ди-джея, и композиторские способности художника.
Собственно, убедиться в этом можно было в Киеве на Godskitchen Urban Wave, когда Марк отыграл на одной сцене с Ферри Корстеном. Теперь наверняка многие из присутствовавших на его выступлении будут пристально следить за стремительной карьерой этого англичанина" [21].
Сегодня Украина входит в список стран, где регулярно проводятся фестивали Godskitchen Urban Wave, которые, без сомнения, способствуют развитию танцевальной культуры. Масштабные рейвы доставляют невероятное удовольствие как украинским клабберам, так и самим диджеям-хэдлайнерам. Так, Армин ван Бюрен признался, что считает выступление в Киеве для себя одним из лучших в 2007 году. Это свидетельствует о том, что в Украине ивенты всемирно известного бренда Godskitchen проходят на достойном мировом уровне.
Продолжая тему отечественных реалий, нужно отметить, что электронная музыка, по большому счету, только обретает настоящую популярность в нашей стране и, без сомнения, такие ивенты, как Godskitchen Urban Wave, способствуют развитию танцевальной культуры, воспитывая вкус белорусского народа.
ноября в 2008 году в Минске впервые прошел фестиваль электронной музыки Godskitchen Urban Wave. Главное музыкальное событие мирового интерактивного проекта Urban Wave собрало в Минске более 3 тысяч гостей. Микс из зажигательных сетов знаменитых диджеев, экстравагантных перфомансов Area51, видеоинсталляции от британской команды виджеев microchunk, яркие визуальные эффекты и ответные эмоции публики воплотили философию жизни города в стеклянных просторах НВЦ "БелЭкспо".
На Godskitchen Urban Wave каждый ди-джей познакомил публику с собственным уникальным звучанием. Хедлайнером белорусского Godskitchen Urban Wave стал знаменитый голландский диджей и продюсер Сандер Кляйненберг (Sander Kleinenberg), чей оригинальный VDj-сет пришелся на разгар фестиваля.
"Кроме Сандера Кляйненберга лайнап включал знаковых творцов электронной музыки – эпатажного резидента знаменитых клубов Ибицы Пола Вулфорда (Paul Woolford), а также британского резидента Godskitchen, диджея Дэмиана Эстона (Damian Eston). Выступления британцев отличались довольно жестким звучанием" [6, с.89]. Белорусскую электронную музыку представлял Dj Nerv, участник Global Gathering Freedom Festival 2008, который открыл фестиваль и отыграл качественный progressive-house и tech-house. Публика смогла прочувствовать особую атмосферу музыкального события, отражающего колорит городской жизни, а также получила уникальную возможность услышать и увидеть выступления культовых диджеев.
"Godskitchen Urban Wave славится в мире как площадка для самовыражения ярких представителей современной городской культуры. Гости фестиваля смогли проявить свои креативные способности, участвуя в различных интерактивах" [21].
Каждый мог раскрыть в себе талант urban-диджея и смикшировать свой собственный трек, внести свой штрих в модный образ городского жителя либо стать моделью для художника фейс-арта, а также сфотографироваться в необычном образе. Так, в ноябре 2008 году белорусский Godskitchen Urban Wave завершил мировое турне фестиваля.
Организаторами Godskitchen Urban Wave в Беларуси стало Концертное агентство "Корпорация Развлечений" и крупнейшая британская промоутерская компания Angel Music Group (AMG). В портфолио компании AMG проведение таких глобальных танцевальных событий, как Global Gathering Freedom Festival, Escape Into The Park, Baboushka, Polysexual. Концертное агентство "Корпорация Развлечений" обладает уникальным опытом организации концертных и развлекательных мероприятий, включая проведение впервые в Беларуси мирового open-air фестиваля электронной музыки Global Gathering Freedom Festiva.
Спустя год после премьеры Godskitchen Urban Wave в Беларуси фестиваль стал одним из самых долгожданных и обсуждаемых событий в клубной индустрии страны. Впервые в 2009 году в Беларуси были голландский продюсер, ди-джей Сандер Ван Дорн и резидент фестивалей Godskitchen и Global Gathering по всему миру британский ди-джей Марк Итсон. Сандер Ван Дорн, титулованный как "Лучший новый продюсер", и автор рождественского трансового гимна Godskitchen-2007 Марк Итсон, приготовили для гостей фестиваля эксклюзивные сеты.
После всемирного турне по городам Западной и Восточной Европы, Южной Африки и Австралии на сцене Godskitchen Boombox выступили такие знаменитости, как Sander Van Doorn, Armin Van Buuren, Paul van Dyk, David Guetta, John Dahlback, ATB, Judge Jules, Eric Prydz, Above & Beyond, Markus Schulz, Mauro Picotto и Josh Gabriel
"Поскольку фестиваль привык поражать не только количеством, но и качеством, хедлайнерами в 2010 году стали два диджея.
Ферри Корстен (Ferry Corsten) – человек, чье имя занимает 7-ю строчку в рейтинге самых талантливых и успешных ди-джеев по версии DJ Mag, чей феноменальный успех продолжается вот уже более10 лет"[22].
По признанию музыканта, у него есть внутри вечный двигатель, благодаря которому он переполнен энергией и всегда готов к новым открытиям, в том числе и к знакомству с белорусскими фэнами.
Второй, но не по значению, артист успел побывать в Беларуси на Godskitchen Urban Wave завоевал сердца как женской, так и мужской половины аудитории. Марк Итсон (Mark Eteson) – талантливый британский ди-джей и продюсер с большим будущим и бесспорным талантом порадовал столичных меломанов оригинальным сетом.
Для Godskitchen Urban Wave июль 2011 года по-настоящему жарким месяцем. 2 июля танцевальный фестиваль состоялся в Стамбуле. Несколько тысяч человек собрались на самой большой концертной площадке KьзьkЗiftlik Park, чтобы услышать сет ди-джея Армина ван Бюррена.
Благодаря мобильным съемкам участников ивента публика смогла прочувствовать атмосферу стамбульского Годскитчена в полной мере. Ивент начался засветло, разогревал публику Josh Miller. На видео было видно, как он за два трека собрал из одиноких турецких клабберов плотную толпу.
Отрывочно был записан почти весь сет Армина – танцпол просто взрывался от эмоций и аплодисментов. Вот он играет свой хит "In and Out of love", вот ремикс на "Personal Jesus" Depeche Mode. И – кульминация – "This Light Between Us". Хотя видеозапись любительская, эмоции переполняли, особенно в тех моментах, когда весь зал повторял слова песни.
В общем, вдохновение музыки Urban Wave производит одинаково сильное впечатление, как в Минске, так и в Стамбуле.
Вторая половина июля ознаменовалась переходом фестиваля в другое, не менее жаркое место – после десятилетнего перерыва события под маркой Godskitchen возвратились на Ибицу. Шоу Godskitchen Bumbox состоялось в знаменитом ибсенианском Privillege, самом большом клубе планеты. Последний раз вечеринки этого бренда проходили на испанском острове в далёком 2001 году. Именно с Ибицы началось победное шествие бренда Godskitchen по миру.
Таким образом, Godskitchen Urban Wave – это не просто музыкальное событие. Godskitchen Urban Wave дарит клабберам многих стран бурлящую и фантастическую энергетику мегаполисов мира, в которых проходит фестиваль, лучшую музыку от звезд и новых имен, красочные перфомансы мейнстрима клубных развлечений и, главное, свободу творческого самовыражения и общения всем, кто живет в ритме большого города.
Вывод
Сотрудничество в области музыкального искусства играет большую роль для установления взаимопонимания и дружбы между народами. Проведение музыкальных фестивалей несет в себе позитивный заряд, сближает народы, способствует прогрессу человечества, обогащению мировой культуры. Необходимо отметить, что любая, даже самая самобытная культура всегда формировалась во взаимосвязи и под влиянием других культур. Питательная среда таких обменов давала стимул поступательному развитию общества, способствовала социальному прогрессу отдельных наций и всего человечества. Говоря о том, что культурные связи служат делу оздоровления международного климата, необходимо подчеркнуть и другую сторону, а именно: условия разрядки напряженности, нормальные, добрые отношения между народами и государствами, создают благоприятные условия для расцвета культуры и культурных связей.
Глава 2. Анализ международного фестиваля искусств "Славянский базар"
.1 Организация фестиваля "Славянский базар" в городе Витебске
"Международный фестиваль искусств "Славянский базар в Витебске" – один из самых успешных наших культурно-массовых мероприятий. И это не случайно. Отличительной чертой культуры середины ХХ века становится стремление к межкультурным контактам стран всех континентов. Свидетельство тому – международные фестивали, международные концерты-акции и глобальные концерты, которые становились "визитными карточками" той или иной страны.
Анализ исторических предпосылок современного фестивального движения показывает его возможности формировать своеобразную среду взаимопонимания между зрителями и различными творческими коллективами. История свидетельствует, что фестивали всегда представляли особую форму существования искусства непосредственно в ткани социокультурной реальности. В новом, третьем тысячелетии система массовых представлений, действ, зрелищ, празднеств сохранила свою жизнеспособность.
Свою историю "Славянский базар" начал 18 июля 1992 года. У истоков фестиваля стояли легендарные личности белорусской культуры. В первую очередь среди них необходимо отметить Владимира Мулявина. Но "Славянский базар" – нечто гораздо большее, чем грандиозный концерт. Это бренд Витебска, его гордость. Предложение в секторе культуры, как правило, предшествует появлению спроса и управляет рынком. Организацией фестиваля занимается его Организационный комитет. В него входят выдающиеся политики, деятели культуры и искусств трёх славянских государств – России, Беларуси и Украины.
"Фестиваль находится в постоянном развитии, раз от раза изменяя и совершенствуя свои формы. Он создал эффективную организационную структуру, которая не даёт сбоев и функционирует с результативностью отлаженного механизма. Наконец, он – всеобщий, всенародный и всеохватный, находящий отклик у всех социальных слоёв и разных возрастных групп" [14,c.69].
Международный фестиваль искусств "Славянский базар в Витебске" включает в себя следующие основные мероприятия:
Международный конкурс молодых исполнителей эстрадной песни; Международный детский музыкальный фестиваль; гала-концерты мастеров искусств Беларуси, России и Украины; кинопрограмму с презентацией художественных фильмов; концертные программы "звезд" эстрады; программу "Театральные встречи"; Международный праздник гончарного и кузнечного искусства; фестивальные выставки; Международный молодежный форум; Праздник города Витебска; Ярмарку народных ремесел и промыслов "Город мастеров", День культуры Украины; День Союзного государства; День культуры Беларуси; День культуры России.
В первый год фестиваль имел скромную цель – приобщить витебского зрителя к песенному творчеству славянских стран. Однако уже с 1995 года "Славянский базар" стал называться "Международным фестивалем искусств". Тогда же впервые на фестиваль приехали представители Кипра, Нидерландов, Греции, Узбекистана и Швейцарии.
В 2003 году на фестивале впервые был проведен первый детский музыкальный конкурс. Главной целью фестиваля стала презентация творческих сил близких по культуре стран и объединение их вокруг Беларуси, вокруг белорусской культуры.
В 2005 году Президентом Республики Беларусь учреждена специальная награда "Через искусство – к миру и взаимопониманию", которая ежегодно вручается на церемонии торжественного открытия фестиваля. "Ее получают деятели культуры и искусства, внесшие значительный вклад в укрепление международного культурного сотрудничества, пропаганду достижений и образцов мировой художественной культуры, основанных на гуманистических идеалах и ценностях" [14, c.71]. На протяжении всех лет существования Международного фестиваля искусств "Славянский базар в Витебске" Национальная государственная телерадиокомпания Республики Беларусь выступает главным вещателем и одним из организаторов крупнейшего музыкального форума. В эфире Первого, "ЛАДа", "Беларусь-ТВ" и Белорусского радио – трансляции открытия и закрытия фестиваля, международного конкурса исполнителей эстрадной песни, гала-концертов мастеров искусств, международного детского музыкального конкурса песни, авторских и юбилейных концертов.
Ежегодно Белтелерадиокомпания максимально широко освещает мероприятия, проходящие в рамках "Славянского базара". Летний Амфитеатр, главная концертная площадка "Славянского базара", удивляет новыми высокотехнологичными декорациями, а Белтелерадиокомпания задействует для съемок и прямых эфиров самое современное операторское оборудование и новую собственную 16-камерную передвижную телевизионную станцию высокого качества.
За 20 лет существования фестиваль дал серьезный толчок развитию города и его инфраструктуры, культурной среды, обеспечил приток туристов. В 2011 году известный фестиваль искусств отметил свой 20-летний юбилей. Дизайнеры Центра культуры "Витебск" разработали особенный дизайн для нынешнего форума. "Славянский базар" получил новый логотип, а билеты, рекламная и информационная продукция также оформляются в новом стиле.
Эмблема "Славянского базара" – зарегистрированный товарный знак, его использование возможно только с разрешения владельца, которым является центр культуры "Витебск".
Жителям многих стран мира известен синий василек, который на протяжении многих лет является символом международного фестиваля искусств "Славянский Базар в Витебске". Стилизованное под ноту изображение цветка расположено на нотном стане, линейки которого являются символами различных музыкальных направлений. На линейках расположена надпись "Славянскі Базар у Віцебску", а вокруг логотипа – на белорусском и английском языках написаны слова "Международный фестиваль искусств". По мнению дизайнеров это подчеркивает многофункциональность и яркое настроение международного фестиваля.
Кроме цветового оформления, изменения претерпела и сама "цветочная нота". XX фестиваль "Славянский базар в Витебске" побил рекорды по количеству рекламодателей и спонсоров. Помощь спонсоров и реклама достигли рекордных для страны цифр. Так, меценаты оказали поддержку на общую сумму Br 2,75 млрд, что более чем в три раза больше, чем в прошлом году, доходы от рекламы составили Br1 млрд и превысили прошлогодние в 1,8 раза.
Внебюджетные источники достигли 60% в общем объеме финансирования фестиваля. Сборы от продажи билетов составили Br6,5 млрд, что на 15% больше, чем в прошлом году. При этом стоимость билетов по сравнению с XIX фестивалем почти не изменилась.
Около половины билетов на мероприятия "Славянского базара" реализовано туристическими компаниями, которые организуют туры в фестивальный Витебск. Кроме того, благодаря внедрению продажи билетов через интернет побывать на "Славянском базаре" смогли граждане России, Украины, Германии, Литвы – они стали самыми активными покупателями электронных билетов. [23]
Наряду с традиционным способом – продажей через кассы, билеты реализовывались с помощью компании Ticketpro, которая с 1992 года работает на рынке распространения билетов на различные мероприятия в 17 странах мира, включая Беларусь. Вся информация о проектах юбилейного XX фестиваля искусств "Славянский базар в Витебске", заказе, бронировании, способах доставки и оплаты находилась на сайте компании.
Использование Интернета для распространения билетов, в первую очередь, позволило удовлетворить спрос российских и украинских зрителей. Без сомнения, высокотехнологичный способ покупки билетов нравится и жителям Беларуси. Все это дало возможность увеличить доходы от реализации билетов на фестивальные мероприятия.
Еще одним преимуществом интернет-продаж маркетологи считают возможность сделать анализ мест и объемов реализации. Это, в свою очередь, будет способствовать проведению более четкой маркетинговой политики. "Открытое пространство фестиваля не только способствует взаимопроникновению, взаимовлиянию национальных культур, но и активизирует творческое общение, в котором дух соперничества уступает место сотрудничеству" [12, c.69]. А ведь было время, когда вообще стоял вопрос: "Быть или не быть "Славянскому базару"? Его хотели отправить в "путешествие" по разным городам, предпринимались попытки "клонировать", и только благодаря тому что Президент Беларуси взял фестиваль под свой личный патронат, форум искусств остался в Витебске.
В заключение, нужно отметить, сегодня этот масштабный форум во многом определяет пути развития современной культуры. На "Славянском базаре" не только выступают крупнейшие звезды мирового искусства, но и сотни молодых артистов шагнули со сцены этого амфитеатра навстречу славе и признанию. Фестиваль помогает творческим коллективам ощущать свое единство, свою неразрывную связь друг с другом, несмотря на огромные, разделяющие их расстояния, различные исторические и культурные корни.
В сфере обмена информацией фестиваль способен дифференцировать формы и интегрировать знания, восстанавливать контакты, быть независимым генератором новых идей. На сегодняшнюю фестивальную жизнь влияет множество факторов: огромное количество информации, качественное изменение публики, коммерциализация. И во всей этой пестроте, сложном взаимодействии причин и следствий ухватить главное звено, воздействовать на ситуацию, а не просто наблюдать, как она хаотически развивается, возможно, только владея всем спектром современных технологий по организации культурно-массовых мероприятий.
2.2 Фестиваль в МКС: проблемы и перспективы развития
За 20 лет на "Славянском базаре" побывали, пожалуй, все более-менее известные российские, украинские и другие постсоветские "звёзды", а также многие видные представители шоу-бизнеса Европы. Вместе с тем уже довольно продолжительное время на фестиваль помимо славян приезжают представители самых разных народов и континентов. С одной стороны, это обогащает праздник, с другой же – несколько размывает изначальную идею славянского единства.
Фестиваль всё больше превращается в грандиозный праздник мастеров искусств и в плане своей масштабности, и в смысле географии участников, но, к сожалению, постепенно как-то тускнеет, отодвигается в тень связываемая с ним идея общерусского и общеславянского единства.
Самая сильная сторона "Славянского базара" – это уникальная сценическая площадка – Летний амфитеатр. Городские и областные власти Витебска понимают стратегически важное ее значение и выделяют регулярно средства для ее ремонта. Кроме ежегодно обновляемых кресел, летняя площадка теперь оборудована плавающими радиомикрофонами, а это значит, что качество и чистота концертного звука в амфитеатре будут соответствовать мировым стандартам. И программу Летнего амфитеатра организаторы "Славянского базара" считают приоритетной: в фестивальные дни занятым в ней артистам (преимущественно из Москвы), пожалуй, лучше других удается испытать на себе знаменитое славянское гостеприимство.
Хуже обстоят дела для тех, кто приезжает в Витебск на этих артистов посмотреть. В городе катастрофически не хватает гостиниц или хостелов эконом-класса.
Туристские маршруты в Витебске также давным-давно известны: домик Шагала – амфитеатр, амфитеатр – домик Шагала. В фестивальные дни на улицах города нередко можно встретить публику, которая решительно не знает, чем себя занять днем, в период длительной паузы между вечерним и ночным концертами.
Также в 2011 году финансовые проблемы заставили отказаться от ряда мероприятий организаторов "Славянского базара". Решено отказаться от проекта знаменитого российского хореографа Бориса Эйфмана и концерта юмориста Максима Галкина. Если бы фестиваль не получил господдержки, он бы не состоялся.
Что стало положительной тенденцией, так это постепенный отход от практики исполнения песен на английском языке как на фестивале в целом, так и на конкурсе молодых исполнителей, что неприятно резало многим слух в прошлые годы. "Явным же недостатком конкурса молодых исполнителей является то, что победители конкурса не имеют возможности проехать с коллективной концертной программой хотя бы по тем странам, откуда они родом, наподобие той же "Фабрики звёзд". Исполнительский уровень вполне соответствующий, а вот возможности для гастролирования, к сожалению, ограничены. Полагаю, что министерства культуры России, Украины, Беларуси и Казахстана вполне могли бы подумать над решением этой проблемы" [14, с.89].
В рамках "Славянского базара" стартовал и IX детский международный конкурс исполнителей "Витебск-2011". И здесь, тоже можно было бы подумать о небольшом концертном туре. В обоих случаях было бы не лишним выпустить и диски с записями победителей, чего также пока не делается.
Сам фестиваль постепенно меняется и приобретает новые оттенки. Но, к сожалению, порой возникает впечатление, что он движется вперёд, как корабль без руля – без чётко очерченной цели. Раньше, например, существовали на "Славянском базаре" Дни России, Дни Украины, Дни Беларуси, что подчёркивало саму сущность фестиваля, его главную идею – общерусского триединства. Постепенно от этой традиции отказались, сославшись на то, что, что каждый раз должны быть новые по концепции концерты, а не взаимное соревнование. Между тем именно эти концерты традиционно вызывали и вызывают наибольший интерес.
В качестве основных задач на передний план сегодня выходит разработка информационной политики профессионального сообщества менеджеров в сфере культуры, в том числе создание ресурсов интернета, предоставляющих возможности для интерактивного обмена актуальной культурной и управленческой информацией.
Сегодня очевидна целесообразность создания информационного банка проектов, а также базы данных профессиональных менеджеров сферы культуры, зрительской аудитории, которые позволят не только создать единый ресурс, но и облегчить поиск своего зрителя, получить "срез" культурной активности в том или ином регионе.
Фестиваль предоставляет качественно новые возможности обмена опытом, используя современные каналы коммуникаций как единую централизованную систему общения.
Как и многие другие сферы нашей жизни, искусство и культура испытывают на себе влияние всеобщей глобализации, которая распространяется на весь внутренний рынок. В то же время, поддержка государства в нашей стране привела к организации множества творческих коллективов и усилению конкуренции между ними, которая отнюдь не сопровождается ростом качества предложения в области культуры и искусств.
Ситуация потребовала пересмотра средств и методов управления в сфере культуры. Ответом на такие требования стали фестивали как перекресток идей, как ярмарка талантов и источник информации, как своеобразная площадка настоящей творческой состязательности.
Славянский базар является для зрительской аудитории известной маркой, гарантией высокого художественного уровня, "хотя сама постановка концерта может быть осуществлена неизвестным пока режиссером или представлять афишу малоизвестных творческих коллективов. Положительный потенциальный настрой на фестивальный праздник как бы меняет типологию поведения зрителя при восприятии концерта" [5, c.64].
Зритель готов его воспринять как часть созвучной ему системы культурных ценностей, как часть философии, которая ему близка в силу воспитания, устоев социального, эмоционального и этнического статуса.
"После прекращения централизованной государственной организации культурно-массовых мероприятий советского времени, когда праздники во всех городах делались по определенным, одобренным центральной властью, шаблонам, роль заказчика праздников стали исполнять власти местного уровня" [5,c.62].
Однако в их распоряжении практически не осталось профессиональных организаторов и достаточных бюджетов на проведение праздников. Сегодня существует несколько стратегий преодоления этой проблемы.
Например, в существует тендерная стратегия выбора организаторов культурно-массового мероприятия. Критерии выбора победителя выражены в экономических терминах: главное – уложиться в заданный бюджет.
Праздничные бюджеты в других городах Беларуси очень скромны. Власти таких городов стремятся минимизировать затраты на праздники или проведением нескольких праздников в один и тот же день или привлечением финансов коммерческих структур.
Совмещение праздников может служить индикатором ориентации местных властей на государственную власть и на государственную идентичность.
Однако во многих городах происходят попытки создания именно городской идентичности, о чем говорит появление местных массовых мероприятий, которые празднуются только в одном городе.
Основной проблемой экономической составляющей массового мероприятия является его недостаточное финансирование. В экономической сфере сильное влияние на изменение праздника оказал переход к рыночной экономике.
Рыночные отношения полностью изменили схему организации культурно – массовых мероприятий по сравнению с советским временем. В Советском Союзе бюджеты на проведение мероприятий были достаточно большие, "что подтверждается масштабностью советских массовых праздников, важную роль играли бартерные отношения, например, вместо денег организаторы праздника получали бесплатную рабочую силу и волонтеров" [7,c.83]. С появлением и развитием рыночной экономики, появилась возможность зарабатывать на культурно-массовых мероприятиях.
Это привело к увеличению числа непрофессиональных организаторов и, следовательно, к ухудшению качества праздников.
Уменьшилось количество крупномасштабных массовых праздников, так как заказчиков, готовых выделять на проведение праздников большие бюджеты практически не осталось.
Крупные корпорации, в свою очередь, преследуют в основном рекламные цели в организации праздников, что вызывает негативную реакцию участников мероприятия.
"Поиск внебюджетных средств для проведения более качественных и масштабных мероприятий, то есть привлечение финансов коммерческих структур для их проведения, тоже затруднен, поскольку, по мнению экспертов, организаторы массовых праздников пока еще не научились налаживать с коммерческими структурами адекватную коммуникацию" [12,c.62].
Недостаточное финансирование массовых мероприятий в Беларуси привело к уменьшению количества профессиональных организаторов праздников. Также повсеместно наблюдается достаточно опасное явление, а именно, подмена истинного праздничного действия зрелищем. С одной стороны зрелище является обязательной и неотъемлемой частью любого праздника, зрелище дает яркость впечатлений, заявляет тематику; с другой стороны, зрелище – лишь одна из действенных форм праздника, необходимая, но не достаточная.
Подмена истинного праздника зрелищем превращает активных участников праздничного действия в пассивных созерцателей, потенциальный объект пропагандистского и психологического воздействия.
Зрелище – наиболее удобная и активно используемая форма официально-парадных массовых действ, позволяющая эксплицировать через визуальный ряд основные атрибуты власти: силу, мощь, стабильность.
Из средства выражения самосознания народа массовые праздники порой трансформируются в средства агрессивного воздействия на личность, позволяющие манипулировать сознанием масс.
В числе наиболее значительных, а потому особенно опасных тенденций постиндустриального общества в вопросах праздничной культуры можно отметить:
повсеместную глобализацию массовых праздников и зрелищ;
выхолащивание духовной сущности праздника;
засилье зрелищного начала;
активное использование массовых праздников и зрелищ как мощнейших орудий воздействия на формирование идеологии масс и средств манипулирования общественным мнением.
Таким образом, в современном мегаполисе культурно-массовое мероприятие напоминает, воспроизводит в памяти группы или общества высшие ценности, отодвинутые от повседневного бытия, с которыми связаны смысл бытия личности или идентичность общества, которые считаются фундаментом культуры, важнейшими и обязательными для жизни.
Вывод
Культурные связи Беларуси неотделимы от других составных частей международных отношений: политики, экономики. Являясь частью внешней политики государств, они способствуют достижению их целей на международной арене, соответствуют внешнеполитическим принципам.
Заключение
В результате проведенного исследования, были сделаны следующие выводы:
. Организация фестивалей, это дело затратное и хлопотное. Но, не смотря на все препятствия, встающие на пути организаторов, а за частую ими являются сами владельцы фестивалей, конечный результат не может не радовать. На хорошо организованных фестивалях всегда аншлаг и море позитива и примером тому могут послужить такие фестивали как: "Global Gathering", " Godskitchen Urban Wave" и конечно же "Славянский базар" в городе Витебске.
Фестивали воспитывают толерантность к чужим культурам, одновременно обеспечивая развитие межкультурных связей. Фестивали являются эффективным средством, важным инструментом социальной коммуникации между всеми субъектами социальной жизни: бизнесом, органами власти, СМИ, организованной и неорганизованной общественностью.
С одной стороны, сами фестивали являются формой социальной коммуникации, с другой – могут включать, интегрировать практически все другие формы социальных коммуникаций.
Конечно, рассмотренные в данной работе фестивали – это лишь малая толика тех фестивалей, которые сегодня проводятся в самых разных уголках планеты. Внимание к искусству год от года повсеместно только растет. Фестивали искусств все чаще получают поддержку государства и бизнеса. Больше возможностей заявить о себе и донести свое исполнительское мастерство, подарив частичку собственной души и души своего народа, теперь появилось и у самих музыкантов.
. Современный фестиваль – это и конкурс, и школа мастерства, и познавательный тур одновременно. Участие в крупном международном музыкальном фестивале для вокалистов и исполнителей – событие огромной важности. Короткое выступление на сцене конкурса требует многолетней напряженной работы и полной отдачи. Современное искусство не стоит на месте, постоянно развивается и совершенствуется, соответственно повышаются и требования к мастерству музыкантов. Поэтому победа на международном конкурсе становится своеобразной вехой на пути любого исполнителя или композитора, инструментального ансамбля или хорового коллектива.
Большую роль в развитии мастерства и личностных качеств молодых исполнителей и композиторов сегодня играют музыкальные фестивали, которые становятся площадками не только для демонстрации собственных достижений, но и для обмена опытом, и для получения новых знаний. Сегодня можно сказать, что фестиваль занял достойное место в мировом сообществе, и интерес к нему с каждым годом растет.
. Недостаточное финансирование массовых мероприятий в Беларуси привело к уменьшению количества профессиональных организаторов праздников. Также повсеместно наблюдается достаточно опасное явление, а именно, подмена истинного праздничного действия зрелищем. С одной стороны зрелище является обязательной и неотъемлемой частью любого праздника, зрелище дает яркость впечатлений, заявляет тематику; с другой стороны, зрелище – лишь одна из действенных форм праздника, необходимая, но не достаточная.
Подмена истинного праздника зрелищем превращает активных участников праздничного действия в пассивных созерцателей, потенциальный объект пропагандистского и психологического воздействия.
Но, не смотря не на что, именно культура, благодаря своему огромному общечеловеческому потенциалу, способна стать тем объединяющим пространством, где люди различных национальностей, языковой, религиозной, возрастной, профессиональной принадлежности смогут строить свое общение без каких – либо границ исключительно на основе взаимопонимания.
В то же время, являясь частью системы международных отношений, культурный обмен отражает его общие закономерности.
Список использованных источников
1.Аксютина О. "Если я не могу танцевать, это не моя революция!". DIY панк /хардкор сцена в России / О. Аксютина – М. : Нота-Р , 2008 – 335 с.
.Волчук С. Площадка праздника / С. Волчук // Праздник. – 2006. – №5. – C 16-19.
.Джексон Ф. Клубная культура /Фил Джексон [пер. с англ. М. Леоновича, О. Турухиной].- Екатеринбург: У-Фактория , 2005 – 324 с.
.Красильников И.М. Электронное музыкальное творчество в системе художественного образования / И.М. Красильников. – Дубна: Феникс+, 2007. – 496 с.
.Козлова Т.В. Культурно-досуговые технологии: Организация массовых мероприятий как способ привлечения внебюджетных средств / Т.В. Козлова // Справочник руководителя учреждения культуры. – 2004. – №4. – С. 60-65.
.Лобков Д.В. Как заработать в шоу-бизнесе: секреты и технологии организации клубных концертов музыкальных групп, гастролей российских знаменитостей, мировых турне звезд мировой величины, зрелищных мероприятий и умопомрачительных шоу/Д.Лобков.- М. : НТ Пресс , 2007 – 158с.
.Новикова Г.Н. Социально-культурные технологии как открытая инновационная система / Г.Н. Новикова // Вестн. Моск. ун-та культуры и искусств. – 2005. – №2. – С. 82-91.
.Пучков С.В. Музыкальные компьютерные технологии: современный инструментарий творчества / С.В.Пучков, М.Г.Светлов. – СПб: Издательство СПбГУП, 2005. – 229 с.
.Пастернак Т. Какой фестиваль без сувениров / Т. Пастернак // Народнае слова – 2011 – №127 (3043)- С.6-7
.Пряничникова Т.В. Коммуникативное пространство праздника / Т.В. Пряничникова // Культура XXI века: Материалы науч. конф., Самара, 30-31 мая 2006 г – Самара: СГАКИ, 2006. – Ч.1. – С. 137-140.
.Современные аудиовизуальные технологии в художественном творчестве и высшем образовании: материалы III Всероссийской научно-практической конференции, 26 марта 2011 года / Е.А. Полехина. – СПб.: СПбГУП, 2011 – 82 с.
.Специальный фонд Президента Республики Беларусь по поддержке талантливой молодежи: Хроника событий и фактов 1995―2005 гг.: (по материалам периодической печати) /Л.В, Горбачева, Н.Е. Егорова // Актуальныя праблемы культуры і мастацтва: Навук.-інфарм. зб. / Нац. б-ка Беларусі ― 2005. ― Вып. 5. ― С. 49―100.
13.Туп Д. Искусство звука, или Навязчивая / Д. Туп; [пер. с англ. А. Скобин и А. Тяжлов].- М.: ACT: Адаптек , 2010 – 411с.
.Федоров, Р.Ю. География культуры России и Беларуси в постсоветский период / Фёдоров Р.Ю. // Пытанні мастацтвазнаўства, этналогіі і фалькларыстыкі: [зборнік артыкулаў] / Нацыянальная акадэмія навук Беларусі, Дзяржаўная навуковая ўстанова "Інстытут мастацтвазнаўства, этнаграфіі і фальклору імя К. Крапівы"; [навуковы рэдактар А. І. Лакотка] – Вып. 4 / [рэдактар-укладальнік А. Г. Алфёрава] ― С. 68―73.
15.Шадурский В. Внешняя культурная политика Беларуси: поиск оптимальной модели / В. Шадурский //Материалы VIII Междунар. науч. конф., посвящ. 88-летию Белорус. гос. ун-та. Минск, 30 октября 2009 г. /редкол.: В. Г. Шадурский [и др.]. – Минск: БГУ, 2009. – С. 62-65.
.Ястремский Т.С. Танцевальная электронная музыка в художественной культуре рубежа XX – XXI веков: автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата искусствоведения: 17.00.09 / Ястремский Тимур Сергеевич; Санкт-Петербургский гуманитарный университет профсоюзов. – Санкт-Петербург, 2006. – 29 с.
.Фестиваль GLOBAL GATHERING в Беларуси пройдет на пляже и 3-х сценах [Электронный ресурс]. Режим доступа: #”justify”>.На фестивале электронной музыки в Минске выступят знаменитые музыканты и ди-джеи [Электронный ресурс]. Режим доступа: #”justify”>.Global Gathering – как это было [Электронный ресурс]. Режим доступа: #”justify”>.Global Gathering: 12 часов в движении [Электронный ресурс] . Режим доступа: #”justify”>.Godskitchen Urban Wave [Электронный ресурс]. Режим доступа: #”justify”>.Вдохновись музыкой Godskitchen Urban Wave 13 ноября! [Электронный ресурс]. Режим доступа: #”justify”>.Витебский городской исполнительный комитет[Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.vitebsk.gov.by/ru/news/region/?id=6897 – Дата доступа: 15.09.2013.