- Вид работы: Курсовая работа (т)
- Предмет: Культурология
- Язык: Русский , Формат файла: MS Word 31,21 Кб
Фильм ‘Завтрак у Тиффани’ в контексте развития кинопроцесса США. Жанровые и стилистические особенности
МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
УО БЕЛОРУССКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ ИСКУССТВ
Кафедра менеджмента, истории и теории экранных искусств
Курсовая работа
на тему
«Фильм «Завтрак у Тиффани» в контексте развития кинопроцесса США. Жанровые и стилистические особенности»
Студентка
ФЭИ, 2 курс, организация кинотелепроизводства,Мажар А.А.
Руководитель: Л.Н. Зайцева
Минск, 2012
Введение
Редкий случай в кино, когда в первый съёмочный день снимают первый эпизод сценария. Но именно так начались съёмки фильма «Завтрак у Тиффани». Эта сцена называлась «сценой утреннего одиночества»: предрассветный момент, когда горящие фонари перекрывают лучи встающего солнца. На улице не было ни души, и режиссёр Блейк Эдвардс писал, что ему казалось, будто время остановилось.
«Дверь машины открывается. Молодая девушка выходит из такси и подходит к витрине магазина «Тиффани»». Эта сцена стала одной из самых узнаваемых и вошла в историю кино, перетекая из фильма в фильм. Такой впервые увидят и запомнят зрители Холли Голайтли, которую сыграла очаровательная Одри Хепберн.
Для некоторых кинокритиков «Завтрак у Тиффани» всего лишь наивная мелодрама, покорившая обычного зрителя. Но для миллионов фанатов – это гимн любви, стилю и Нью-Йорку.
Содержание
Художественный анализ фильма «Завтрак у Тиффани»
Процесс создания фильма
Исполнительница главной роли – Одри Хепберн. Биография
«Маленькое чёрное платье
Коммерческий успех фильма «Завтрак у Тиффани»
Развитие жанров мелодрама и комедия в кино США
Взлёты и падения жанра мелодрамы в белорусском кино
Заключение
Список используемых источников и литературы
фильм хепбер мелодрама
Художественный анализ фильма «Завтрак у Тиффани»
Сюжет фильма основан на мелодраматической истории об очаровательной авантюристке Холли Голайтли, показанной через призму восприятия её жизни молодым писателем Полом Варжаком. Он, пытаясь узнать и понять молодую светскую львицу, незаметно для себя влюбляется в легкомысленную Холли и задумывается над своей жизнью. Таким образом, тема поиска себя и своего места в мире становится центральной в фильме, а мелодраматическая комедия приобретает ярко выраженный внутренний конфликт героев, приближающий жанр «Завтрака у Тиффани» к психологической драме.
Образ главной героини очень типичен для современного американского кинематографа, и за последние годы на экран вышли десятки фильмов о девушках, приехавших покорять Нью-Йорк. Образ Холли Голайтли, исполненный Одри Хепберн, стал образцом для изображения девушки, живущей в большом городе. Роль принесла ей не только славу самой высокооплачиваемой звезды Голливуда, но и сделала эталоном стиля, которым Хепберн является и сегодня. Холли Голайтли, перенесённая со страниц одноимённого романа Трумэна Капоте на экран, открыла миру новый тип. К началу 60-х женщины стали инициативны, предприимчивы и авантюрны. А Холли и вовсе во всеуслышание заявляет о своей независимости и свободе: от мужчин, от чужого мнения, от собственного прошлого. Конечно, в последнем она ошиблась, и её философия терпит крах при вмешательстве в неё реальности. Но неправильно считать этот женский образ гимном феминизма,- это в корне неверно. Скорее Одри Хепберн удалось сыграть такую героиню, которой хотят подражать миллионы. Образ жизни, стиль одежды, высказывания Холли Голайтли породили даже новую модную тенденцию, хотя фильм нельзя назвать произведением о модной индустрии.
Молодой писатель Пол Варжак, персонаж нарративный, пусть не от его имени ведётся повествование. Если в книге он обезличен, то в фильме авторы наделили его своей историей, похожей на историю главной героини. Полу принадлежит и великая миссия – открыть глаза девушке на наивность её мировосприятия. Он, как и Холли, живёт на деньги любовниц, только его положение куда более унизительно. Он это осознаёт и агрессивно реагирует на напоминания о своём низком статусе «любовника по вызову». И если Холли «прозревает» лишь после его слов: «Ты сама смастерила свою клетку, и в Цюрихе или Сомали она не заканчивается! Куда ни беги, ты всё равно прибежишь к самой себе!», то Пол, погрузившись в мир авантюрной искательницы богатого мужа, на протяжении всего фильма постепенно постигает ошибочность, как своего, так и её жизненного ориентира.
Авторы фильма не стали ограничиваться двумя главными героями, они ввели третьего, без которого фильм не был бы таким стильным. На улицах Нью-Йорка разворачивается любовная история, сыгранная Одри Хепберн и Джорджем Пеппардом. В оригинальном трейлере Paramount показали завораживающий город, блеск и мерцание, которого до этого никогда не было в кино. «Завтрак…» и сейчас ассоциируется с Нью-Йорком, хотя на самом деле не так много сцен было снято в самом городе! Всего 8 съёмочных дней работы в городе. Это сцены на набережной в Центральном парке, внешний вид Женской тюрьмы на 10-ой улице, стены дома, в котором жила Холли, площадка перед Нью-Йоркской Публичной библиотекой, ну и конечно, ювелирный бутик «Тиффани». Впервые в истории двери магазина были открыты в воскресенье, и около 40-ка продавцов и охранников следили за драгоценностями, пока работала съёмочная группа.
Наличие серьёзного внутреннего конфликта и сложных противоречий между героями не сделало «Завтрак у Тиффани» полноценной психологической драмой, хотя придало мелодраме её черты. В фильме более явными являются признаки комедии, а персонажи, окружающие героев преувеличенно комичны. Алана Рида, сыгравшего японца-фотографа Салли Томато, воплотившего в жизнь пример истеричного арендодателя можно сравнить с гениальными работами Нины Руслановой и Нонны Мордюковой в картинах «Будьте моим мужем» и «Бриллиантовая рука», соответственно. Гости на вечеринке, полицейские, бывший муж Холли – пример сумасшедших людей, о которых говорят герои вечером в спальне Тома, только познакомившись. И на их фоне наивная, со своими странностями, жаждущая богатого поклонника Холли выглядит довольной происходящим. Для Пола же этот мир чужд, нелеп и фальшив. Между героями время от времени возникают конфликты на почве разных мировоззрений, но, в конце концов, они остаются вместе, преодолев все преграды и проблемы, которые Холли не ведая создавала день за днём. Таким образом, «happy and», нравоучительный конец и яркие романтические отношения между главными героями сделали из новеллы Трумэна Капоте полноценную мелодраму.
Драматургия фильма классическая: события разворачиваются одно за другим. Но из-за наличия двух основных героев манера повествования постепенно изменяется. До вечеринки в квартире Холли она выступает в качестве наблюдателя за новым жильцом этажом выше (Полом), воспринимается происходящее на экране так, будто его переезд изменит её жизнь полностью. Но уже на вечеринке Пол становится главным созерцающим лицом, которому Холли куда более интересна, чем он ей. Для неё он новый друг, у которого всего одна напечатанная книга, и которая почти сделала его, по мнению Холли, настоящим писателем. Для Пола же мисс Голайтли не только повод для нового рассказа, который он берётся написать. Из этого интереса к девушке и её судьбе появляется дружба между ними, а вскоре и влюблённость.
Киноповествование «Завтрака у Тиффани» начинается со вступительной части – завязки: переезд Пола в новый дом и знакомство с Холли. Далее следуют сюжетные повороты, приближающие действие к кульминации: разговор в спальне (первое упоминание о брате), вечеринка, прогулка по Нью-Йорку и посещение магазина «Тиффани». Далее, сама кульминация. В данном случае это новость о смерти брата Холли, – Фреда. В развязке показаны последствия наивности героини Одри Хепберн (арест и разочарование в Хосе (политик из Бразилии)) и соединение Пола и Холли. Немаловажным является эпизод разговора Пола с любовницей, в котором мужчина разрывает отношения с ней, предпочтя бедную, но любимую Холли. Последующие эпизоды показали зрелость Пола, в отличие от мисс Голайтли, всё ещё жаждущей богатства, а не бескорыстной любви. Эти эпизоды были необходимы для придания фильму драматической окраски, они крайне эмоциональны и держат зрителя в напряжении, – как же поступит непредсказуемая героиня?
Монтаж «Завтрака…» не является новаторским, а изображение и ракурсы типичны для мелодрам и комедий того периода американского кино. Но, тем не менее, в 1962 году фильм получил пять номинаций на «Оскар» и взял две статуэтки – за лучшую песню и лучший саундтрек. Знаменитая песня "Moon River" была написана специально для Хепберн. Так как у нее не было вокального образования, песня создавалась таким образом, чтобы она смогла исполнить ее в одной октаве. Саму песню в период монтажа и вовсе хотели исключить из фильма, посчитав ее "простой и глупой", но Одри Хепберн сумела отстоять ее.
Процесс создания фильма «Завтрак у Тиффани»
Холли Голайтли из фильма не совсем Холли Голайтли Трумэна Капоте. Да и начало у книги и фильма разные: новелла начинается с рассказа писателя (в фильме его сыграл Джон Пеппард) о своей давней знакомой, несколько лет назад покинувшей Нью-Йорк, и недавно замеченной где-то в Африке. Он задаётся вопросом – она ли это? В книге это была девушка, читавшая только глянцевые журналы, туристические брошюры и гороскопы; курившая длинные сигареты и питавшаяся исключительно тостами. И у Капоте, в отличие от героини Хепберн, Холли явно была девушкой, которая спит за деньги с мужчинами.
Сейчас сложно представить, что Холли могла сыграть кто-то, кроме Одри Хепберн. Студия Paramount рассматривала в качестве исполнительниц главной роли Джейн Фонду, Ширли Маклейн, Розмари Клуни, Элизабет Тейлор и Мерлин Монро. А именно под последнюю Капоте писал свой роман. Монро была бы рада сыграть Холли, но продюсеры студии пригласили на пробы Одри. Капоте позже писал: «Эта роль идеально подходила Мэрилин. Книга была довольно жёсткой, а Холли Голайтли – женщина с очень сильным характером, не типаж Хепберн вообще. В отличие от Мэрилин Одри была идеальной, а героиня роман – несовершенна, такая, какой была тогда Монро. Одри и сейчас является моим другом и замечательным человеком, но эта роль была бы идеальной именно для блондинки Мерлин Монро».
За всю свою карьеру Одри Хепберн не снималась ни в одной сексуальной сцене, даже на сцене в театре, где она исполняла роль Жижи, не было и намёка на секс. Но по признанию самой Хепберн, она чувствовала, что на заре сексуальной революции ей пора сыграть роль, которая позволила бы ей быть актуальной времени, остаться на плаву киноиндустрии. В интервью «New York Times» актриса рассказала, что долго колебалась перед тем, как принять роль, и согласилась лишь после уговоров Блейка Эдвардса, которого считала идеальным режиссёром, и чьи методы работы были близки ей самой.
Однако не всё было гладко. В одном из интервью Блейк Эдвардс говорил, что в первые дни съёмок Одри не понимала его: «Мы репетировали, решали, что будет происходить с её героиней на ближайших съёмках. Но когда она возвращалась на площадку, делала нечто совершенно иное!» Тогда он не называл имён, но всем было ясно, на что намекал режиссёр. Ещё до начала съёмок «Завтрака у Тиффани», Эдвардса предупреждали, что на Хепберн сильно влияет муж, актёр Мел Феррер. Талантливый, гиперактивный, жены ему настолько же важна, как и его собственная.
Хепберн и Эдвардс поладили мгновенно, но Феррер приходил на съёмочную площадку и нескончаемо критиковал жену. В конце концов, режиссёр отозвал её в сторону и предложил выбрать самой, кто будет режиссировать фильм. После этого разговора, если Феррер и приезжал на съёмки, то уже не был столь активным.
Самой сложной в постановке оказалась сцена вечеринки в квартире Холли, её даже назвали «несчастный Блейк Эдвардс». Её снимали в 9-ом павильоне студии Paramount, и площадка на несколько дней превратилась в настоящий фестиваль шампанского. Это были самые дорогие съёмки студии в 1960-ом году. В архивах записано: «За 6 дней они использовали по 90 литров чая, имбирного эля и других безалкогольных напитков в смену. В дополнение к этому различные колбасы, соусы, бутерброды, хот-доги и картофельные чипсы. Было выкурено 60 блоков сигарет. Дыма было столько, что он окутывал головы актёров, не позволяя разглядеть, кто есть кто». Но все участники съёмок этой знаменитой сцены были подобраны лично Эдвардсом. Это были друзья и знакомые режиссёра. Актриса Мириам Нельсон, говорила, что они наслаждались тем безумием, которое позволил создать их общий друг.
Новелла Трумэна Капоте повествует о событиях, происходивших в 1943 году, и было бы странно, если бы героиня фильма уже в 60-х исполняла песни Курта Вейла и Кола Портера пятнадцатилетней давности! Выбор режиссёра пал на композитора Генри Манчини, с которым он работал на сериале «Питер Ганн» (1958-1961) и с которым впоследствии продолжит сотрудничать в фильме «Розовая Пантера» (1963). О написании «Moon river» Манчини сказал так: «Это была одна из самых сложных работ для меня, потому что я не мог понять, что же эта молодая леди могла петь на пожарной лестнице. Я думал над этим почти месяц.… Но после встречи с Одри процесс пошёл быстрее! Я решил, какой будет песня после того, как услышал её голос – тихий, с лёгкой хрипотцой».
Продюсер Ричард Шепард не раз в своих интервью будет говорить, сколько дискуссий было по поводу того, будет ли голос Одри, исполняющей ставшую знаменитой песню, звучать в конечной версии фильма. Блейку Эдвардсу предлагали использовать запись с Марни Никсон (именно её голосом будет петь Хепберн через несколько лет в «Моей прекрасной леди»), но он отказывался, веря в свою подопечную. Генри Манчини же рассказывал, что после предпремьерного показа, на котором отслеживалась реакция публики, создатели фильма провели совещание. На нём новый генеральный продюсер Paramount очень грубо высказался о «Moon river», назвав её «fucking song» и потребовал убрать песню из фильма. Как известно, Одри Хепберн удалось отстоять композицию, которая вскоре получит «Оскара».
Исполнительная главной роли – Одри Хепберн. Биография
Фильм «Завтрак у Тиффани» в первую очередь ассоциируется с именем Одри Хепберн. Нельзя вообразить, каким бы получился фильм, сыграй эту роль кто-нибудь другой. И даже современную модную индустрию сложно представить без образа, созданного ею на протяжении всей своей карьеры и который окончательно сформировался и закрепился в памяти миллионов после картины «Завтрак у Тиффани».
Одри Кэтлин Растон родилась 4 мая 1929 года в Брюсселе. Она была единственным ребёнком в семье. У Одри было два сводных брата: Александр и Ян ван Уффорд от первого брака её матери с нидерландским аристократом Хендриком ван Уффордом. Хепбёрн посещала частные школы в Англии и Нидерландах. Её мать была строгой женщиной, отец был более добродушным, поэтому девочка была более открыта именно с ним. Он оставил семью, когда Одри была ещё ребёнком. Позже она назовет его уход самым болезненным моментом в своей жизни. Много лет спустя с помощью Красного Креста она отыскала своего отца в Дублине и поддерживала его материально вплоть до его смерти.
После развода родителей с 1935 года Хепберн жила с матерью в Арнеме (Нидерланды), когда разразилась Вторая мировая война и наступил период немецкой оккупации они остались в городе на свой страх и риск. В это время она приняла псевдоним Эдда ван Хеемстра, подправив для этого документы своей матери, поскольку «английское» имя считалось опасным. Дядя и двоюродный брат матери Одри были расстреляны за участие в движении Сопротивления. Она же исполняла балетные номера, чтобы собрать средства для подполья. Эти времена были не так уж плохи, и она была в состоянии радоваться светлым периодам детства. В 1992 году Хепберн говорила в интервью: «Пока у ребёнка есть определённый минимум, он совершенно счастлив. Я помню, что нам бывало очень весело. Мы же не сидели на полу и не плакали пять лет подряд. Конечно, висела тень страха и репрессий, и происходили страшные вещи…» Истории о том, как она и её семья ели луковицы тюльпанов, чтобы выжить, сильно преувеличены. Луковицы тюльпанов использовались для получения муки, из которой они пекли пирожные и печенье. Зимой 1944 наблюдался острый недостаток продовольствия (т. н. «голодная зима»). Без тепла и пищи жители Нидерландов голодали, некоторые замерзали прямо на улицах. От недоедания у Одри развилась анемия, заболевание респираторной системы и отечность. Депрессия, которой она страдала в последующие годы, также, вероятно, являлась результатом перенесенного голода. После освобождения Нидерландов, в страну начала поступать гуманитарная помощь. Хепберн как-то упоминала, что однажды съела целую банку сгущёнки, а потом заболела от одного из блюд гуманитарной помощи, потому что насыпала слишком много сахара в овсянку.
В 1945 году, после окончания войны, Хепберн заканчивает арнемскую консерваторию и переезжает в Амстердам, где она и её мать работали медсестрами в доме ветеранов. Параллельно с работой в 1946 году Хепберн берет уроки балета у Сони Гаскелл. В 1948 Одри приезжает в Лондон и берет уроки танца у прославленной Мари Рамберт, педагога Вацлава Нижинского, одного из величайших танцоров в истории. Вероятно, Хепберн спрашивала Рамперт о своих перспективах в балете. Рамперт заверила её, что она может продолжать работать, и будет иметь успех как балерина, но её рост (примерно 1 м 70 см) в сочетании с хроническим недоеданием во время войны не позволит ей стать прима-балериной. Хепберн прислушалась к мнению педагога и решила посвятить себя драматическому искусству, карьере, в которой у неё хотя бы был шанс преуспеть. Когда Одри стала звездой, Мари Рамберт сказала в интервью: «Она была чудесной ученицей. Если бы она продолжала заниматься балетом, она была бы выдающейся балериной». Мать Хепберн работала на унизительных для аристократки условиях, чтобы прокормить семью. Одри должна была зарабатывать сама, и карьера актрисы казалась самым естественным решением.
Её актёрская карьера началась с учебного фильма «Голландский за семь уроков». Затем она играла в музыкальном театре в таких постановках, как «Высокие ботинки на пуговицах» и «Пикантный соус». Первым собственно художественным фильмом для Хепберн стал британский фильм «One Wild Oat», в котором она играла девушку-регистратора в отеле. Она сыграла несколько второстепенных и эпизодических ролей в таких фильмах, как «Рассказы молодых жён», «Смех в раю», «Банда с Лавендр Хилл» и «Дитя Монте-Карло».
Первая крупная роль Одри Хепбёрн в кино состоялась в 1951 году в фильме «Засекреченные люди», в котором она играла артистку балета. Одри занималась балетом с детства и завоевала одобрение критики благодаря своему таланту, который она продемонстрировала в фильме.
Во время съемок фильма «Дитя Монте-Карло», Хепбёрн была утверждена на главную роль в Бродвейской постановке «Жижи», премьера которой состоялась 24 ноября 1951 года. Утверждают, что автор пьесы Сидони Колетт, впервые увидев Хепбёрн, якобы сказала «Вуаля! Вот наша Жижи!». Одри завоевала Theatre World Award за эту роль. Сама пьеса полгода с успехом шла в Нью-Йорке.
Затем ей предложили главную роль в голливудском фильме «Римские каникулы», где её партнером был Грегори Пек. Изначально планировалось поместить имя Пека крупными буквами над названием фильма, а внизу приписать имя Одри Хепберн. Пек позвонил своему агенту и добился, чтобы имя Хепберн было напечатано так же, как и его собственное, поскольку он уже тогда предсказывал, что Хепберн получит «Оскар» за эту роль. В 1953 году она получила награду за лучшую женскую роль (Academy Award for Best Actress). Ходили слухи о романе между нею и Пеком, но оба категорически отрицали подобные утверждения. Хепберн, однако, добавила: «Вообще-то надо быть немного влюблённым в своего партнёра и наоборот. Если вы собираетесь изображать любовь, вам надо чувствовать её. Иначе ничего не получится. Но не обязательно уносить её за пределы сцены». После «Римских каникул» Хепберн снималась в фильме «Сабрина» с Хамфри Богартом и Уильямом Холденом. В 1954 году Одри вернулась на театральную сцену в роли русалки в пьесе «Ундина», где её партнёром был Мел Феррер, за которого она в этом же году вышла замуж и позже родила сына Шона. За свою роль в «Ундине» Хепбёрн получила премию «Тони» за лучшую женскую роль в 1954 году. Эта премия, полученная всего лишь через шесть недель после «Оскара», упрочила её репутацию актрисы как кино, так и театра. К середине 50-х Хепбёрн также стала признанной законодательницей мод. Её внешность в стиле gamine и широко признанное чувство шика имели массу поклонников и подражателей. Так, например, после выхода фильма «Сабрина» глубокий четырёхугольный вырез стали называть «Сабрина-декольте».
Став одной из самых популярных приманок для зрителя, Одри Хепбёрн снималась вместе с другими ведущими актёрами, такими как Фред Астер в «Забавной мордашке», Морисом Шевалье и Гарри Купером в «Любви после полудня», Джорджем Пеппардом в «Завтраке у Тиффани», Кэри Грантом в восторженно принятом критикой хите «Шарада», Рексом Харрисоном в «Моей прекрасной леди», Питером ОТулом в «Как украсть миллион» и Шоном Коннери в фильме «Робин и Мэриан». Многие из её сценических партнёров стали впоследствии её друзьями. Рекс Харрисон назвал Одри своей любимой партнёршей. Кэри Грант любил баловать её, и однажды сказал: «всё, чего я бы хотел в подарок на Рождество, – это сняться ещё в одном фильме с Одри Хепбёрн».
Роль Холли Голайтли, сыгранная Хепбёрн в фильме «Завтрак у Тиффани» 1961 года, превратилась в один из самых культовых образов американского кино XX века. Хепбёрн назвала эту роль «самой джазовой в своей карьере». Когда её спросили, в чём заключалась сложность этой роли, Хепбёрн сказала: «Я интроверт. Играть девушку-экстраверта оказалось самой сложной вещью, которую я когда-либо делала». На съёмках она носила очень стильную одежду (в том числе знаменитое «маленькое чёрное платье», ставшее после выхода фильма на экраны настоящим хитом), созданную ею в соавторстве с Живанши, и добавила высветленные пряди к своим каштановым волосам. Найденный таким образом стиль она сохранила и вне съёмок. Дружбу с Живанши актриса пронесла через всю жизнь, став его постоянной клиенткой. Свои первые духи L`Interdit Юбер посвятил именно Одри.
Одри Хепберн снималась в 1964 году в мюзикле «Моя прекрасная леди», появления которого ждали с нетерпением, достойным «Унесённых ветров». Хепберн была выбрана на роль Элизы Дулиттл вместо Джули Эндрюс, которая уже играла эту роль на Бродвее. Решение не приглашать Эндрюс было принято ещё до того, как Хепбёрн была утверждена на роль. Изначально Хепберн отклонила предложение и попросила Джека Уорнера отдать роль Эндрюс, но когда ей сообщили, что снимать будут либо её, либо Элизабет Тейлор, она согласилась. По словам статьи в Soundstage magazine, «все согласились, что если Джулии Эндрюс не будет в фильме, Одри Хепбёрн является отличным выбором». Кстати, Джулия Эндрюс должна была играть в «Мэри Поппинс», фильме, который выходил в том же году, что и «Моя прекрасная леди».
Хепберн записала вокальные партии для роли, но впоследствии профессиональная певица Марни Никсон перепела все её песни. Говорят, что Хепберн в гневе покинула съёмки после того, как ей рассказали об этом. На следующий день она вернулась с извинениями. Плёнки с записью некоторых песен в исполнении Хепберн все ещё существуют и были включены в документальные фильмы и DVD версию фильма. Некоторые вокальные номера в исполнении Хепберн всё же остались в фильме. Это «Just You Wait» и отрывки из «I Could Have Danced All Night».
Интрига по поводу раздачи ролей достигла своей кульминации в сезоне 1964-1965 гг., когда Хепбёрн не была номинирована на «Оскар», тогда как Эндрюс выдвигалась за роль Мэри Поппинс. По приближении церемонии СМИ пытались сыграть на соперничестве двух актрис, хотя обе женщины отрицали, что между ними существуют какие-либо разногласия. Джулия Эндрюс получила свой «Оскар» за лучшую женскую роль.
С 1967 года после пятнадцати весьма успешных лет в кинематографе, Хепбёрн снималась от случая к случаю. После развода со своим первым мужем Мелом Феррером она вышла замуж за итальянского психиатра Андреа Дотти, родила второго сына Люка и переехала в Италию. Беременность протекала тяжело и потребовала почти постоянного соблюдения постельного режима. В начале 70-х годов в Италии возросла активность террористов «Красной Армии», и Одри расстаётся с Дотти и пытается вернуться в кино, снявшись с Шоном Коннери в фильме «Робин и Мэриан» в 1976 году. Фильм получил умеренное признание, далёкое от обычных высоких оценок фильмов с участием Хепберн. К удивлению окружающих, Одри отвергла казавшуюся явно написанной под неё роль бывшей балерины в «Поворотном пункте» (данную роль получила Ширли Мак Лейн, и успешный фильм упрочил её карьеру). Хепберн позднее сказала, что больше всего она сожалеет о том, что отвергла эту роль.
В 1979 году Хепберн предприняла ещё одну попытку вернуться, снявшись в «Кровных узах». Книги Шелдона были столь популярны, что его имя было включено в название фильма, и это, очевидно, заставляло Хепберн считать, что фильм обречен на успех. Но это было не так. Критики, даже те из них, которые сами были поклонниками Хепберн, не могли рекомендовать фильм, ввиду явной банальности материала.
Последняя главная роль Хепбёрн в кино была в паре Беном Газзара в комедии «Они все смеялись», небольшой, стильной и светлой картине – настоящем номере под занавес для Хепбёрн, – снятой Питером Богдановичем. Фильм пользовался успехом у критики. В 1987 году Хепбёрн снималась с Робертом Вагнером в ироническом детективном телефильме «Любовь среди воров», который заимствовал элементы из некоторых её знаменитых фильмов, в частности из «Шарады» и «Как украсть миллион». Фильм пользовался умеренным успехом, причем Хепберн сама говорила, что приняла в нём участие ради развлечения.
Последней ролью Хепбёрн в кино, так называемым камео, была роль ангела в фильме Стивена Спилберга «Всегда», снятом в 1989 году.
«Маленькое чёрное платье»
Поклонников своего стиля Одри приобрела ещё до съёмок в «Завтраке у Тиффани». Уже после смерти ей приписывали такие звания как «самая красивая женщины всех времён и народов» и «самая стильная женщина ХХ века». И это несмотря на то, что в те годы, когда она была на пике популярности, в моде главенствовали такие типы женской красоты как у Мэрилин Монро, Ким Новак или Ланы Тернер. Режиссёр Билли Уайлдер говорил: «Эта девушка одна из тех, которая может заставить в актрисах ценить нечто большее, чем грудь», и добавлял, что её природная худоба делала Одри не менее женственной, а большие карие глаза и широкие брови делают лицо смешным и незабываемым.
Частично её стиль был результатом работы с Юбером Живанши, с которым она встретилась, когда работала над картиной «Сабрина» в 1954 году. Дизайнера Живанши поражало, что даже в 1988 году её измерения были точь-в-точь такими, как и более 30-ти назад! Одри оставалась всегда была его музой, а впоследствии он создал духи и посвятил их своей любимой модели. Хепберн в равной степени вдохновляла художников их разных сфер искусства: известный фэшн-фотограф Ричард Аведон нещадно эксплуатировал один и тот же ракурс актрисы. Он сделал десятки снимков крупного плана лица Одри, чтобы подчеркнуть самые яркие её черты – большие глаза, изгиб широких бровей и губки бантиком. Своё желание бесконечно фотографировать актрису он объяснял тем, что заново открывает её красоту, и пытается отобразить её очарование в полной мере.
Когда Одри Хепберн начала работу над фильмом ей было уже 31 год, а не 18, как её героине, и она уже являлась иконой стиля. Но именно образ Холли Голайтли в «Завтраке…», созданный дизайнером Юбером де Живанши, наиболее точно иллюстрирует то, что принято называть «стилем Одри». Большие солнцезащитные очки Ray-Ban Wayfarer, обвивающий шею платок, и конечно, слои жемчужных нитей, – всё это «кричит» о тоске Холли по богатой жизни. Интересно, что сама Хепберн в повседневной жизни выбирала клетчатую рубашку и джинсы, – в таком образе она поёт знаменитую песню «Moon river». Однако перед камерами она появлялась исключительно в нарядах од дизайнерского дома Givenchy: «В его, и только в его одежде я чувствую себя самой собой. Юбер Живанши не просто кутюрье, он – создатель моей личности».
Один наряд ассоциируется, прежде всего, с Одри и Холли, – это маленькое чёрное платье. Стиль Хепберн продолжает пользоваться популярностью среди женщин и сейчас: «маленькое чёрное платье» привлекательно тем, что бесконечно может быть адаптировано к любому настроению, погоде, времени суток или поре года, украшениям и аксессуарам. Удивительно универсально! Оно же и придало главной героине ту элегантность, которой в книге она не обладала, а также сделала Холли не однозначной героиней. Одри Хепберн говорила, что «маленькое чёрное платье» помогло ей приспособиться к роли: «В этом платье Холли выглядела как хорошая девочка, и я использовала это в свою пользу!». А когда Юбера Живанши спрашивали, что делает её стиль Одри таким популярным, он отвечал: «чистые линии; простые, но смелые аксессуары; минималистическая палитра».
«Маленькое чёрное платье» от Givenchy было продано на аукционе 5 декабря 2006 года за 920 000 $, что почти в 7 раз преувеличило свою изначальную стоимость! Это была самая высокая цена за платье из фильма вплоть до июня 2011 года, когда платье Мэрилин Монро из «Зуда седьмого года» не продали за 4,6 млн $. Средства от продажи платья Одри пошли в фонд «Город Радости», который занимается помощью детям из малообеспеченных и многодетных семей Индии. Однако на аукционе продавали не тот экземпляр платья, который Хепберн носила в фильме. Для съёмок было изготовлено три идентичных платья, и то, в котором актриса появляется в кадре, находится в архиве модельного дома Givenchy, а другое – в Музее Костюма в Мадриде.
Коммерческий успех фильма «Завтрак у Тиффани»
На экраны картина вышла 5 октября 1961 года, и через 11 дней её ждал первый оглушительный успех: за первую неделю проката фильм собрал 178 000 $! Что интересно, он пользовался большей популярностью в городах. А по данным box-office в США его посмотрели 4 млн. зрителей, а в Европе цифра оказалась в полтора раза больше – около 6 млн.
Экранизация «Завтрака и Тиффани» стала визитной карточкой Нью-Йорка, «создавшей иллюзию того, что в этом городе живут только стройные и стильные женщины» (с) (Т. Капоте). Вскоре после выхода фильма точные копии пальто и кошелька Холли Голайтли можно было увидеть на улицах городов мира, форма очков Ray-Ban стала одной из самых популярных в истории моды, а в питомники стали массово обращаться с желанием приютить у себя дома рыжего гота тысячи молодых женщин! Это было похоже на истерию.
Развитие жанров мелодрама и комедия в кино США
Выше я привела примеры из современной индустрии, в которых в той или иной мере прослеживаются мотивы «Завтрака у Тиффани». Что же касается жанра фильма, то сайт kinopoisk.ru определяет его как «драма, мелодрама, комедия». Американский сайт imdb.com – «comedy, drama, romance». Таким образом, можно определить фильм как мелодраматическую комедию, либо романтическую комедию. По своей сути, это один и тот же жанр. Но американская традиция проката и рекламы в киноиндустрии заложила второе название, а пытаясь проанализировать жанр глубже, на мой взгляд, лучше пользоваться термином «мелодраматическая комедия».
Авторами и критиками предлагаются принципиально разные подходы в определении жанров кино. Положение усложняется ещё и тем, что многие жанры имеют свои виды, образующиеся иногда по традиции (фарс как вид комедии), иногда в результате сосуществования двух аспектов (историческая мелодрама). В крайнем варианте учёт всех сторон может привести к логически обоснованным, но абсолютно негодным к употреблению кентаврам типа «экранизация биографической комедийной повести».
По отношению к раннему кино одним из первых проблему жанра поднял ещё в 1908 году в работу «Нат Пинкертон» К. И. Чуковский – в связи с бульварной литературой и зарождением массовой культуры. Он предложил следующий открыто полемический вариант: «Беллетристика кинематографа распадается на несколько групп. Есть произведения фантастические, т.е. такие, где посредством комбинаций фотографических снимков на экране воочию появляется то, что в жизни невозможно. Есть произведения комические, которые исполняются под весёлую музыку, и есть произведения трагические, которые изображаются под грустную музыку».
Что же касается жанров немого кино, то они во многом построены на особенности развития киноискусства той эпохи. Среди самых популярных комиков творчество Чарли Чаплина по своей специфике близко «мелодраматической комедии». Создание образа огромной гуманистической силы и всемирного значения требовало эмоционального подкрепления, выраженного в комизме (мимика и эксцентрика) в сочетании с внутренним драматизмом (судьбы героев).
Именно с приходом звука, романтическая комедия получила своё развитие. Ушли из американской эксцентрической «комической» Бастер Китон и Гарольд Ллойд. Тот же Чарли Чаплин в своих полнометражных лентах 30-х гг. «Огни большого города» (1931) и «Новые времена» (1936) сочетал комические элементы с мелодрамой.
В разных кинематографиях мира появились театральные комедии, прямо перенесённые на экран, где звучащее слово становилась решающим элементом и комического, и драматического эффекта. Среди них были и салонные комедии, и комедии положений, и социальные памфлеты. Особенно преуспевало американское кино, которое дало миру непревзойдённые образцы парных конферансов: Кэтрин Хепберн с Кэри Грантом в 30-е или со Спенсером Трейси в 40-е. В комедиях Фрэнка Кары «Мистер Дикс едет в город» (1936) и «Мистер Смит едет в Вашингтон» (1939) решающую роль играли элементы социальной критики, особо важные в период Великой депрессии и выхода из неё. Отдельно стоит сказать о роли драматургии в развитии комических жанров. Речь идёт уже о сценаристах. Особенно ярким был тандем Фрэнк Капра – Роберт Рискин. Ленты, созданные ими в сотрудничестве, вошли в золотой фонд не только американского, но и мирового кино («Это случилось однажды ночью» 1934), а как только Рискин отошёл в сторону (1941 г.), фильмы Капры стали значительно менее интересны.
В период после Второй мировой войны Голливуд сделал новый шаг по пути завоевания мирового господства в кино, как и после Первой мировой, европейские кинематографисты были ослаблены и не могли ничего противопоставить экспансии США. Казалось бы, всё должно было развиваться благополучно для американской кинематографии, но неожиданный удар нанесли собственные кинозрители. В 1949 году Верховный суд США принял решение: запретить крупным «мейджорам» владеть одновременно сетями кинотеатров и кинопроизводительными мощностями, т.е. теперь кинотеатры могли сами выбирать фильмы для показа. На этот чисто организационный момент наложилась другая опасная для кино тенденция – постепенное распространение телевидения.
К середине 50-х годов рынок телевизионных приёмников в США был насыщен. В результате резко упала посещаемость кинотеатров, и голливудские студии были вынуждены искать способы противодействия такой тенденции. Первое, что пришло в голову менеджерам, – создавать большие постановочные фильмы, зрелищный эффект которых значительно утрачивала при просмотре на маленьких экранах. Именно тогда появилась технология широкого экрана: первый широкоэкранный фильм «Багряница» Генри Костера вышел в 1953 году. Но стратегия не принесла ожидаемого успеха.
Тем не менее, студии вскоре приспособились к новой тенденции, и наладили производство сериалов и ситкомов для телевидения. Это приносило, в какой-то мере, производителем кино и телепродукции экономическую стабильность. Но с художественной точки зрения, 50-е явились для кино США годами расцвета, а не кризиса. В эти годы были созданы классические произведения во всех традиционных американских киножанрах: последний классический вестерн «Рио Браво» (1959) с Джоном Уэйном режиссёра Говарда Хоукса и триллеры Альфреда Хичкока. Тот же Хоукс в начале 50-х сделал романтическую комедию «Джентльмены предпочитают блондинок» с участием Мэрилин Монро.
В это же десятилетие работали немало прославленных режиссёров, достигнувших успеха в жанре романтической комедии. Билли Уайлдер поставил «Сабрину» (1954). «Зуд седьмого года» (1955), «В джазе только девушки» (1959). Эти картины предвосхитили нарождающийся гедонизм, ставший отличительной чертой «общества потребления». В «Квартире» (1960, премия «Оскар») – мелодраме с социальными обертонами, ставившей любовь выше карьеры – слышался отзвук идеи молодежного протеста против традиционных ценностей. Кроме того, хорошо известны и такие его произведения жанрового кино, как «Свидетель обвинения» (1957, по рассказу Агаты Кристи), ностальгическая психологическая драма «Федора» (1977), поставленная в ФРГ и по своему настроению напоминающая «Бульвар Сансет»; ироническая «Частная жизнь Шерлока Холмса» (1970) и многие другие. Конечно, каждый жанр требовал своего подхода, но в них неизменно присутствовал уайлдеровский жесткий юмор и его постоянная страсть к двойной трактовке любой ситуации, что и сделало этого режиссера уже в 80-е годы кумиром европейских постмодернистов. И, может быть, поэтому же Билли Уайлдер считается лучшим американским мастером жанрового звукового кинематографа. Что подтверждает и целая вереница полученных им премий: Ирвинга Тальберга, Гильдии кинорежиссеров, Американского киноинститута, два "Оскара" за режиссуру ("Потерянный уикэнд" и "Квартира"), специальный "Оскар" за совокупность достижений в творчестве. Американцы не обиделись на этого иностранца за нелицеприятность взгляда на их жизнь. Вероятно, потому, что он был смягчен пониманием, состраданием и иронической усмешкой.
Ещё одним мастером жанрового кино был Уильям Уйлер. Особенным успехом пользовались и пользуются по сей день его лирические современные «сказки» о Золушках, созданные с огромным художественным вкусом, юмором и добротой – «Римские каникулы» (1953) и "Смешная девчонка" (1968), Первая – об истории любви наследницы престола и простого американского журналиста. В этой, снятой целиком на натуре, на улицах Рима, картине Уайлер открыл талант обаятельной, полной лиризма и прелести юности Одри Хепберн, сыгравшей роль принцессы Анны и получившей за нее "Оскара". Во второй – экранизации бродвейского музыкального спектакля, с не меньшим успехом впервые на экране выступила другая «зажженная» им звезда – Барбра Стрейзанд, воссоздавшая историю знаменитой актрисы мюзик-холла Фанни Брайс.
Нельзя не упомянуть и о Блейке Эдвардсе, режиссёра фильма «Завтрак у Тиффани. Старейший голливудский режиссер, фильмы которого вот уже более пятидесяти лет идут не только в Америке, но и во всем мире. С одинаковым профессионализмом, великолепно владея тайнами режиссерского ремесла, Эдвардс успешно работал в разных жанрах развлекательного кино, отдавая в первую очередь предпочтение комедийному искусству. Однако любовь к смешному не помешала режиссеру снимать время от времени и драматические фильмы, среди которых особенно заметной оказалась лента "Завтрак у Тиффани" (1961) – экранизация знаменитой повести Трумена Капоте, в которой главную роль Холли Голайтли – сыграла талантливая Одри Хепберн, ставшая центром картины и покорившая зрителя очарованием собственной индивидуальности. И это не случайно: Эдвардс – актерский режиссер и выбору исполнителя он отводит главное место в своем творчестве. У него снимались иногда по нескольку раз многие кинозвезды – Тони Кертис, Джек Леммон, Питер Селлерс, Омар Шариф, Ким Бэссингер, знаменитая своими выступлениями в мюзиклах Джулия Эндрюс и многие другие.
Но подлинный, «обвальный» успех у массового зрителя пришел к Эдвардсу в середине 60-х, когда одна за другой вышли на экран две ленты: "Розовая пантера" (1964), положившая начало популярному детективному комедийному сериалу, и не теряющая зрителя и по сей день комедия "Большие гонки" (1965). Эдвардс ставил героев в неожиданные ситуации, умело создавая момент внезапности, комический эффект которого ошеломлял зрителя. Режиссер как бы напоминал, что именно в неожиданном повороте мысли заключалась соль многих анекдотов и шуток.
Отдавая дань времени, Эдвардс на протяжении своего творчества снимал и «черные» комедии. Например, «Подмена» (1991), в нашем прокате «Кара небесная», рассказывающая о рекламном агенте, потасканном Дон Жуане, который становится жертвой своих пассий. Но и в «черных» лентах Эдварде не изменил тому оптимистическому старомодному мироощущению, которое свойственно его кинематографу: герои неизменно привлекательны, а отрицательные персонажи, хотя смешны и жалки, но достойны скорее симпатии, нежели презрения, потому что сам автор прощает их человеческие слабости.
Все эти авторы работали в эпоху, когда создавались классические примеры жанрового кино, эталонные. Однако 60-е годы оказались переломными для всей американской киноиндустрии. В середине 1960-х начался процесс вывода Голливуда из кризиса. Сначала был преодолён кризис творческий, а затем экономический. Представители среднего поколения американского кино, а в особенности его левого крыла, предприняли радикальную попытку пересмотра системы акцентов в традиционных жанрах американского кино и сумели восстановить связь в первую очередь с молодым зрителем. Данный процесс касался переосмысления традиционных жанров. «Беспечный ездок», «Полуночный ковбой», «Пролетая над гнездом кукушки», «Выпускник» и многие другие фильмы открыли американское кино с другой стороны. Своеобразная американская «новая волна» была скорее результатом изменений в культуре Европы, и явилась катализатором общественного самосознания американцев. Однако фильмы контркультуры пользовались популярностью, потому что отражали действительность без прикрас и шаблонов, созданных киноиндустрией.
Бесспорно, что стремление к жанровой определённости – характерная черта коммерчески ориентированного кинематографа, а значит, и голливудской продукции. Вместе с тем именно нарушение незыблемых правил приносит неожиданный успех. Яркий пример – судьба фильма «Титаник» (1998). Режиссёр Джеймс Кэмерон пошёл на конфликт с продюсерами из-за перерасхода и без того огромного бюджета (свыше 250 млн. $). Выход картины на мировой экран показал, что идея жанрового симбиоза фильма-катастрофы с мелодрамой не приводит к коммерческому краху, а наоборот – увеличивает число зрителей.
На сегодняшний день, в кинопрокат ежемесячно выходит до десятка фильмов жанра «мелодраматическая комедия». Чаще всего в них задействованы популярные среди молодёжи актёры, чего не было ещё даже в 90-х. «Ноттинг Хилл», «Дневники Бриджит Джонс», «Сбежавшая невеста», – эти и многие другие фильмы были ориентированы на взрослое женское поколение, и пользовались популярностью у зрителя. Но современный кинопроцесс вывел на авансцену зрелищное кино: 3D технологии в крупномасштабных постановках, компьютерная графика. Поэтому мелодрамы ушли на телевидение и чаще всего выпускаются в формате телесериалов. Однако, очевидным стало то, что чистая мелодрама перестала пользоваться популярностью у зрителя, и продюсеры синтезируют её с другими жанрами.
Взлёты и падения жанра мелодрамы в белорусском кино
Белорусское кино неразрывно связано с жанром мелодрамы. Ещё на ранних стадиях его развития появлялись фильмы, которые можно причислить к данному жанру. Специфика молодого советского кинематографа заключалась в создании картин, приучая зрителя к новой жизни, показывающих пороги недавнего, дореволюционного прошлого. Фильм «Проститутка» 1927 года был именно таким. «Задача этой картины: дать киноагитационный материал за борьбу с проституцией…» Но, несмотря на поучительные моменты, новеллы, показанные в фильме, схематичны, и являют собой мелодраму в чистом виде.
Лента «Моя любовь» вышедшая на экраны в 1940 году, явила пример перенесения уже традиционного для западного кино того времени жанра на советскую почву. Благодаря музыке Дунаевского фильм наполнился лиризмом, и критиками даже приравнивался к музыкальным комедиям И. Пырьева и Г. Александрова. Иллюстративность и схематичность легко просматриваются в «Моей любви», тем не менее, фильм явил яркий пример использования мелодраматических мотивов в канве лирической комедии.
Нельзя забывать, что партийное руководство не допустило бы на экран ярко выраженных мелодрам, из-за причисления их к «низким жанрам». Поэтому выходили такие фильмы под графой социально-бытовая драма, лирическая комедия. Советские режиссёры, в отличие от американских, работали в совершенно других условиях. Несмотря на политические и идеологические ограничения, в белорусском кино в разных жанрах пытался работать Владимир Корш-Саблин.
Отличительной особенностью белорусского кино первых послевоенных лет является сравнительно большое количество фильмов, где раскрывается тема труда на заводах или в колхозах. На фоне возрождения страны показаны перипетии человеческих отношений. Например, в комедийном ключе снят фильм «Новый дом» (1954 г, реж В. Корш-Саблин). Этим же режиссёром в 1956 году был поставлен фильм «Посеяли девушки лён», где конфликт, по задумке, нёс более напряжённый социально-психологический характер. Но фильм подвергся критике, главной причиной которой была неполнота выражения жанра: «Конечно, в этом схематичном сюжете есть интересно поставленные и снятые эпизоды, актёрской искренностью сцены; есть характерная для постановок Корш-Саблина атмосфера радости труда. Но всё это теряется в общей условной, подчёркнуто красивой манере киноповествования. Для режиссёра пагубна потеря ощущения жанра.… Задумывалась комедия, создавалась лирическая киноповесть, получилось – красочной представление на темы идеализированной советской жизни». (КДвЖ С. 99 – 100). Не была оценена кинокритиками и мелодрама 1960 года «Любовью надо дорожить» режиссёра Сергея Сплошникова. В газете «Звезда» от 7.02.1960 был опубликован артикул, в котором создателей обвинили в порче художественного вкуса современной молодёжи и бесконфликтности. Можно прийти к выводу, что белорусским кинематографистам удавалось удачно спекулировать с на «слезных железах» зрителя, одна художественной ценности мелодраматические картины 50-х, к сожалению, не имели.
С середины 60-х годов в белорусском кино начались перемены: пришло новое поколение молодых режиссёров, под влиянием «оттепели» на все сферы жизни советского общества и в кино появилась свобода творчества. В 1965 году выходит киноповесть «Любимая» (реж. Ричард Викторов), показавшая поэтичную историю любви молодых людей. « В лирических сценах есть и вкус, и искренность, и что, важно, подлинная кинематографичность. Добыт драгоценный сплав бытовой, психологической правды и поэзии – сплав, который не даётся в руки людям сухим и малоодарённым» (СЭ № 18, 1965).
Но самой основной проблемой белорусского кино, на мой взгляд, был слабый драматургический материал. Слабые сценарии не давали актёрам и режиссёрам раскрыть в полной мере свой талант, – заштампованность, бесконфликтность, неинтересные характеры. «Нечаянная любовь» (1971), «Счастливый человек» (1970) имели интересный замысел, однако либо история оказывалась слишком надуманной и неактуальной, либо характеры главных героев не соответствовали совершаемым ими поступкам.
В современной Беларуси, в условиях рынка, господствуют западные тенденции: зритель идёт в кинотеатры на зрелищные фильмы, а жанр мелодрамы, синтезируясь, оказался на телевидении. После распада СССР белорусское кино оказалось в кризисной ситуации, из которой до сих пор пытается выйти. В 2001 году вышла достойная работа Александра Ефремова «Поводырь». В картине присутствуют сюжетные мотивы «Огней большого города» Чарли Чаплина. В «Поводыре» всё в меру: глубина трагизма сменяется лёгкими комедийными моментами, при этом, не портя общего впечатления от картины. Единственное – чувствуется переигрывание некоторых из актёров.
Выпускаются сериалы, ТВ-фильмы («Тихий центр» и «Трамвай в Париж» оба 2010). Однако проблема остаётся та же, что и 40 лет назад: слабая драматургическая первооснова. В фильмах о современности нет тем, которые действительно волнуют жителя города или деревни. Желание создать «авторское» или «фестивальное» кино мешает кинематографистом научиться работать с жанрами. А отсутствие отработанных на национальной почве схем (как это произошло у американцев к концу 50-х гг) не позволяет экспериментировать и создавать что-то новое ( не имея художественно ценного старого).
С позитивной точки зрения, белорусским режиссёрам удаётся работать с мелодрамой внутри других жанров. Удачных комедий в белорусском кино было немного и в советское время. В военном кино позитивных примеров гораздо больше. В телевизионном сериале «В июне 41-ого» любовная линия прописана очень чётко и ярко. Поступки героя объясняются не только преданностью Родине, но и любовью Бурова (С. Безруков) к Ханне (М. Горска). В традициях советского военного кино создан характер главного героя, но время внесло свои коррективы. Та же ситуация произошла с ТВ-сериалом «На безымянной высоте» (реж Вячеслав Никифоров). Только к мелодраматической канве приплетается ещё и детективная линия.
Телеведущий и кинокритик Александр Гордон назвал мелодраму жанром, «паразитирующим на слезных железах» зрителя. Чтобы вызвать у нас слёзы, режиссёры чаще всего эксплуатируют детей, стариков и животных. Мало кого оставит равнодушным сцена, когда героиня фильма «Завтрак у Тиффани» выбрасывает под проливной дождь Безымянного рыжего кота. К сожалению, белорусским кинематографистам пока не удалось снять настолько стильное кино, но мы располагаем для этого достаточными возможностями.
Вывод
Жанр «мелодрама» всегда был одним из любимых у зрителей, и очень недооценивался критиками. Фильмы с Одри, романтичные, очаровательные и красивые, по своему характеру сейчас сравнимы лишь с французскими комедиями с участием Одри Тоту (вновь Одри!). Американским же режиссёрам всё реже удаётся создавать подобное кино….
«Завтрак у Тиффани» – не великий фильм. История, показанная в нём, слишком нереальна, а эмоции чересчур яркие. Но в нём присутствует уникальный, неповторимый стиль. Он наполнен тоской, которая делает фильм любимым для зрителя, ностальгией, заставляющей вспомнить свою молодость, когда всё казалось простым и лёгким, и было наполнено духом свободы. Картину можно поставить в один ряд с «Унесёнными ветром», «Это случилось однажды ночью», «В джазе только девушки», – они не были произведениями искусства, но стали любимыми у ни одного поколения!
Список использованных источников и литературы
Walker, Alexander (1994). Audrey: Her Real Story. Weidenfeld & Nicholson.
«Breakfast with Tiffany» авт. Edwin Wintle. Изд. «Pocket Books» 2006, London, Pamela Clarke (2009). Audrey Style. Aurum Press Ltd.
«Breakfast at Tiffany’s: 50 years on» сайт: The Telegraph <http://www.telegraph.co.uk/culture/film/classic-movies/8032801/Breakfast-at-Tiffanys-50-years-on.html>
«Завтрак у Тиффани» авт. Трумэн Капотэ. «Азбука» 2011, Москва.
Мировое кино. История искусства экрана/ Кирилл Разлогов. – «ЭКСМО», 2011. – 688 стр.
«Все белорусские фильмы» Т. 1. Игровое кино (1926-1970). Каталог/справочник/ Авт.-сост. И. Авдеев, Л. Зайцева; Науч. Ред. А. В. Красинский. – Мн.: Белорусская наука, 1996 – 240 стр.
«Все белорусские фильмы» Т. 2. Игровое кино (1971-1983). Каталог/справочник/ Авт.-сост. И. Авдеев, Л. Зайцева; Науч. Ред. А. В. Красинский. – Мн.: Белорусская наука, 2000 – 299 стр.
«Кино США. Режиссёрская экнциклопедия»/ авт.-сост. Т. Ветрова, А. Дорошевич, И. Звегинцева, Д. Караваев, Е. Карцева, Г. Краснова, М. Теракопян, Т. Царапкина. -«Материк», 2002