- Вид работы: Контрольная работа
- Предмет: Культурология
- Язык: Русский , Формат файла: MS Word 19,74 Кб
Финансово-экономическая функция продюсерской деятельности
ОГБОУ ВО «СМОЛЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
ИНСТИТУТ ИСКУССТВ»
ФАКУЛЬТЕТ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ И ЗАОЧНОГО ОБУЧЕНИЯ
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
по курсу «Основы продюсерского мастерства»
Финансово-экономическая функция продюсерской деятельности
ПРЕПОДАВАТЕЛЬ – Чернова В.Е., к. культурологии, доцент
Исполнитель:
студентка группы з5-02
Бахман Ксения Магомедовна
Смоленск, 2015
Содержание
продюсерский финансовый аудиобизнес прибыль
Введение
. Особенности финансово-экономической деятельности продюсера
. Основные направления финансово-экономической деятельности продюсера
. Технологии реализации финансово-экономической функции в деятельности продюсера
Заключение
Список литературы
Введение
По своему обороту российский шоу-бизнес соответствует уровню бюджета небольшой европейской страны – до сотен миллиардов долларов, вращающихся в этой сфере в США, ему очень далеко.
Тем не менее, шоу-бизнес находится на подъеме, развиваясь благодаря росту покупательной способности населения, корректировке ценовой политики производителями и совершенствованию законодательной базы.
Шоу-бизнес в России начал свое развитие с конца 80-х годов, практически полностью вытеснив наследие советской эпохи. Действующая с 1964 года государственная фирма грамзаписи «Мелодия» потеряла свое влияние на рынке. В 1993 году был принят Закон Российской Федерации «Об авторском праве и смежных правах», который регламентировал «правила игры» в отечественном шоу-бизнесе. Однако у постсоветского шоу-бизнеса были и острые проблемы (высокая роль СМИ, низкий профессионализм исполнителей, абсолютное доминирование продюсера над артистом).
Шоу-бизнес основан на эксплуатации популярности выдающихся исполнителей и артистов («звезд»), на имиджмейкерстве (создании имиджа) как разновидности предпринимательской деятельности. Главным лицом становится не артист, а продюсер (от англ. produce -продавать), который не только финансирует проекты, но и диктует артистам имидж и репертуар, подбирает техническое обеспечение, ведет переговоры со СМИ и т.д. Исполнители выступают как наемные работники, подчиняющиеся указаниям предпринимателя-продюсера и получающие, как правило, не слишком высокие гонорары.
Каждая акция шоу-бизнеса – это огромный фронт работ. К выходу альбома обычно приурочивают концертное турне, выход сингла и видеоклипа, производство сувенирной продукции для продажи во время концертов, дается реклама на радио и телевидении. Выпадение одного из этих элементов рекламной кампании ставит под сомнение успех всей задуманной программы в целом.
Объект исследования: продюсерская деятельность.
Предмет исследования: финансово-экономический аспект в деятельности продюсера.
Цель исследования: изучить особенности финансово-экономического аспекта деятельности продюсера.
Задачи исследования:
. Уточнить особенности финансово-экономической деятельности продюсера.
. Определить основные направления финансово-экономической деятельности продюсера.
. Систематизировать технологии реализации финансово-экономической функции в деятельности продюсера.
1. Особенности финансово-экономической деятельности продюсера
Чтобы много зарабатывать, надо много вкладывать. В связи с этим идет большой разрыв в популярности и доходах артистов «первого эшелона» и остальными. Раньше популярность мало влияла на зарплату. Сейчас же успех все больше становится зависимым не от таланта того или иного исполнителя, а от целенаправленных инвестиций.
Все чаще появляются новые исполнители, российские «звезды» делают активные шаги в сторону продвижения на западный рынок.
В советские времена организация зрелищных мероприятий находилась под строгим контролем государственных структур, таких, как Госконцерт и Москонцерт, сдавших свои позиции, выпустив на рынок частных предпринимателей.
На данный момент в России действуют уже практически все мировые звукозаписывающие лейблы: Universal, EMI, Sony, BMG, Warner, в последнее время заключающие контракты и с российскими исполнителями.
Как и положено но правилам индустрии развлечений, киты, на которых держится шоу-бизнес, работают в тесном сотрудничестве: телевидение, звукозаписывающие лейблы, радиостанции, компании по организации концертов. Здесь нет места мелким компаниям. Все они либо постепенно исчезают, либо покупаются более крупными, которые все плотнее занимают рыночные ниши, где не остается места новичкам.
Российский шоу-бизнес развивается в строгом соответствии с законами рыночной экономики. Мелкие компании либо исчезают, либо при удачном для них раскладе скупаются более крупными. Крупные игроки, в свою очередь, все плотнее занимают рыночные ниши, не оставляя свободного места новичкам.
Шоу-бизнес, как и любой другой бизнес, ориентированный на конкретных потребителей, ни от чего не зависит так сильно, как от покупательной способности в стране. Это было особенно хорошо заметно после дефолта 1998 года. Тогда количество гастролей артистов с Запада сократилось почти до нуля, а фирмы грамзаписи либо обанкротились, либо свели свою деятельность к минимуму. Сейчас происходят обратные процессы, однако проблемы остаются.
Так, с ростом общих объемов продаж растет и объем пиратской продукции. По оценкам IFPI (Международной ассоциации производителей фонограмм), в 2001 году в России доля пиратской продукции на аудиорынке составила 64%, а потери правообладателей оцениваются по-разному, достигая $550 млн. Было продано 42 млн. пиратских компакт-дисков и 154 млн. пиратских компакт-кассет на сумму около $250 млн. Правда, если на рынке компакт-дисков уровень пиратства вырос (причиной тому – увеличение мощностей отечественных заводов по их производству и неэффективная система, предписывающая наклеивать на легальную продукцию специальные марки), то на рынке аудиокассет динамика обратная (по оценкам экспертов, это происходит из-за более разумной репертуарной и цеповой политики крупных легальных фирм).
Все большую активность развивают на российском аудиорынке представительства пяти крупнейших западных фирм грамзаписи, или, как их еще называют, мейджоров: EMI, Warner, BMG, Sony и Universal.
Кроме того, эксперты отмечают возрастающую активность региональных компаний, занимающихся аудиобизнесом. Особое место занимает фирма «Русский звук», в которую вошли компании из Переяславля-Залесского, Казани. Санкт-Петербурга, Минеральных Вод, Ростова-на-Дону и Новосибирска. Создание в регионах более упорядоченной системы продаж легальной аудиопродукции должно самым благотворным образом сказаться на увеличении доли лицензионных компакт-дисков и кассет. Это тем более важно, что тиражи дисков до сих пор остаются не слишком большими. В России очень немногие записи сейчас продаются в количестве более 100 тыс. копий. А такой показатель считается плохим даже в европейских странах, население которых значительно меньше, чем в России.
Набирает обороты и гастрольный бизнес. В Москве крупные концерты российских звезд проходят несколько раз в неделю, иногда даже несколько раз в день. С гастролями западных знаменитостей тоже все хорошо – концерты на больших площадках сейчас проходят несколько раз в месяц. Российским промоутерам по силам было привезти в страну звезд самой первой величины, таких, как Мадонна или Пол Маккартни.
Что касается тесно связанных с шоу-бизнесом СМИ, то их вряд ли ожидают большие перемены. Слабые игроки успешно вытеснены сильными. В последние годы были закрыты такие нерентабельные радиостанции, как «Радио Роке», «Радио Надежда», «Радио НСН», «Станция». А пришедшие на их место крупные холдинги заботятся в первую очередь о доходах от рекламы, а не о воспитании хорошего музыкального вкуса у радиослушателей.
В целом российский шоу-бизнес находится на подъеме по всем параметрам, кроме одного. Для Запада он представляет интерес лишь как импортер музыкальной продукции и ее исполнителей. Многочисленные попытки заинтересовать российской музыкой западных слушателей неизменно в той или иной степени оканчиваются провалом.
Возникший шоу-бизнес в нашей стране впитал в себя накопленный опыт дореволюционной и советской эстрады, претерпев идеологический прессинг государства; он развивается в новых условиях, по правилам рыночных отношений.
. Основные направления финансово-экономической деятельности продюсера
Опыт зарубежного шоу-бизнеса показал, что практика его организации многогранна и зависит от многих факторов:
достижения определенного уровня развития социальной культуры, элементом которой является социальное равенство;
социальной защищенности граждан, наличия у них определенных социальных гарантий;
условий для свободного развития личности;
достаточно высокого уровня политической культуры;
высокого уровня управленческой культуры, главное внимание которой обращается на человеческий или социальный аспект управления.
В процессе управления в сфере шоу-бизнеса используется множество разнообразных способов, подходов и приемов, позволяющих упорядочить выполнение процедур и операций, необходимых для функционирования шоу-бизнеса.
Современная индустрия развлечений, которая постоянно находится в движении, в поиске новых форм, в реализации своей продукции, без чего невозможен прогресс в шоу-бизнесе.
Коммерческий сектор целиком зависит от социально-культурных, досуговых потребностей. Он достаточно оперативно улавливает колебания моды и предпочтений досугового рынка. Постоянная ориентация на спрос и конъюнктуру дает возможность коммерческим предприятиям, фирмам, компаниям безошибочно находить экономически выгодные варианты. Именно этим объясняется огромное разнообразие современных коммерческих самоокупаемых досуговых центров, TV-программ, устроение безошибочных концертных проектов, гастрольных туров, рассчитанных на самые разносторонние интересы.
В шоу-бизнесе долговременного успеха можно добиться лишь постоянно используя эффективное управление. Управление в шоу-бизнесе носит название «менеджмент», который представляет собой:
умение достигать постоянной цели – чтобы добиться успеха, надо знать, как это сделать, и уметь применить свои знания на практике;
возможность достигать желаемого результата;
способность верно ставить цель, в противном случае теряет смысл и первое, и второе.
Для успешного проведения любого шоу-проекта необходима правильная структура управления фирмой. Формы шоу-бизнеса для получения прибыли везде, в принципе, одинаковы. Деятельность фирм в области шоу-бизнеса всегда связана с риском. Именно желание получить прибыль заставляет предпринимателя идти на риск. Фирма вкладывает средства в надежде вернуть больше, чем затратить, и выигрывает либо терпит поражение. Но главное – вовремя красиво реализовать свою идею, иметь успех и двигаться дальше.
Быстро развивающееся малое и среднее предпринимательство в сфере шоу-бизнеса подчеркивает проблему необходимости теоретического осмысления этого феномена. Пока функционирование шоу-бизнеса опирается на законы и права, установленные государственными органами на основе законодательного обеспечения. Появление многочисленных фирм и кампаний, работающих в шоу-бизнесе, обусловлено возросшим интересом как потребителей, так и предпринимателей. Продукты и услуги этой сферы деятельности, которыми являются развлекательные и игровые программы, теле- и радиопрограммы, концерты, шоу, клубные пати, фестивали, конкурсы, компакт-диски, караоке, специализированные газеты, журналы, книги удовлетворяют духовные интересы и потребности людей. Шоу-бизнес, как сфера, имеющая самого массового потребителя, включает в себя такие области, как ТВ, радио, кино, производство музыкальных инструментов, постановочная (организация и постановка зрелищных программ), издательская деятельность, артистический состав. Как и любой другой шоу-бизнес имеет свой маркетинг, который изучает интересы, выявляет спрос на те или иные продукты и услуги населения, производит и продвигает на рынок культурных услуг, предварительно их разрекламировав различными средствами (печать, радио, ТВ-презентации).
Самым массовым, но дорогостоящим продуктом шоу-бизнеса являются фестивали, конкурсы, театрализованные представления. Их организация и проведение реальны при наличии меценатов и спонсоров, которым представляется возможность рекламировать свою продукцию, используя рекламные щиты, радио- и телеинтервью, упоминание в пресс-релизах и пресс-конференциях, в газетных и журнальных публикациях и т.д. Окупаемость шоу-программ, концертов возможна при условии увеличения количества концертов или повышения стоимости билетов, что не всегда доступно массовому потребителю.
Необходимость совершенствования технического (светового и звукового) оборудования, музыкальных инструментов обусловила появление специальных фирм, не только удовлетворяющих нужды отдельных потребителей, но и использующих оборудование в создании шоу-программ, дискотек, ночных клубов.
В шоу-бизнесе производство видеоклипов, создание музыкальных, развлекательных, художественно-публицистических, рекламных фильмов осуществляют киностудии, которые самостоятельно принимают решения о создании фильма, клипа и их финансировании за счет своих средств, окупая в дальнейшем за счет проката, тиража в виде кассет, проката по кабельным сетям, либо выполняют заказ, поступающий от продюсера или менеджера. В процессе производства студия вступает во взаимоотношения с другими организациями, работающими в шоу-бизнесе, используя свет, костюмы, декорации, пиротехнику.
Однако пока не разработаны разграничительные функции, где были бы определены обязанности каждого лица, которое принимает участие в становлении будущего исполнителя («звезды»), как и нет самой системы (уровень наших исполнителей еще недостаточно высок, чтобы быть конкурентоспособными в мировом шоу-бизнесе).
В настоящее время с исполнителем, как правило, работает один человек (директор), который выполняет одновременно функции бизнес-менеджера, персонального менеджера и продюсера, что противоречит мировой практике, где строго определены функции:
агента (осуществляющего поиск работы для артиста);
персонального менеджера (советует или подбирает артисту агента, юриста, компанию звукозаписи, координирует турне, приобретает аппаратуру, обеспечивает пиротехнику, билеты на транспорт и т.д.);
продюсера (занимается оркестровкой, следит за процессом звукозаписи, руководит сведением звука в окончательном варианте и действиями музыкантов в студии);
импресарио (заключает договоры с площадкой и артистом);
продакшн-менеджера (заведует постановочной частью, отвечает за аппаратуру и оборудование).
Между всеми «колесиками» этого механизма стоит юрист, регулирующий взаимоотношения персонала.
. Технологии реализации финансово-экономической функции в деятельности продюсера
Перед тем как приступить к реализации своей идеи, продюсер стремится заручиться поддержкой спонсоров. Если он найдет лишь часть денег, то по израсходовании этих средств дальнейшая реализация проекта будет невозможна. Для того чтобы определить, какие ресурсы нужны для нормального функционирования проекта, он составляет смету и бизнес-план.
Новая система экономических отношений нуждается сегодня в принятии не только продуманных, но и пунктуально просчитанных решений.
Смета – это документ, в котором указаны все расчеты, касающиеся и материальных затрат (количество использованных материалов, ресурсов), и использование труда рабочих, мастеров, артистов, исполнителей, соответственно, учитывается и рассчитывается заработная плата работников, а так же учитываются сроки выполнения работ, заданий.
Смета – это документ, в котором постатейно прописываются все затраты на какой-либо проект. Смета обсуждается сторонами, заключающими договор, после чего утверждается.
Бизнес-план – это инструмент развития проекта.
Разработка бизнес-плана помогает:
определить уровень жизнеспособности и будущей устойчивости проекта, снижает риск в деятельности;
детализирует содержание и перспективы работы проекта, выявляет дополнительные индикаторы в системе результативности;
обогащает опытом планирования, развивает перспективное мышление, формирует деловую организационную среду;
мотивирует интерес потенциальных инвесторов.
Бизнес-план проекта – явление достаточно новое и необычное, что заставляет бизнесменов и предпринимателей внимательно присмотреться к нему и поискать выгодные для себя ниши вложения инвестиционного капитала. Именно поэтому добротно разработанный бизнес-план является предметом деловых переговоров с возможными инвесторами.
Внешняя нацеленность бизнес-плана превращает продукты культуры в своего рода товар, продажа которого должна принести максимально возможный выигрыш.
Разработка бизнес-плана является ответственным и важным периодом для продюсера, поскольку именно здесь он должен увидеть перспективы и сложности, с которыми может столкнуться новый проект. Написание бизнес-плана – ответственный шаг, недооценивать который нельзя.
Однако грамотно разработать бизнес-план под силу далеко не каждому руководителю, так как бизнес-планирование, по своей сути, включает в себя не только технико-экономическое обоснование, но и оценку рисков и специальные маркетинговые исследования, провести и интерпретировать которые без профильных знаний невозможно.
Поэтому для составления бизнес-плана лучше обратиться к специалистам. Сегодня помощь предпринимателям в данной области оказывает масса фирм, профильной деятельностью которых являются консалтинговые услуги. Поскольку бизнес-план, как финансовый документ, планирующий предпринимательскую деятельность в определённом периоде и устанавливающий показатели, которые необходимо достичь за этот период, следует исходить не только из собственных желаний и потребностей, но и учитывать реальные факторы: размеры проекта; его мобильность и исключительную особенность; специфичность отрасли; предназначение бизнес-плана и многое другое.
Кроме того, нужно оценивать и согласовывать целесообразность тех или иных разделов бизнес-плана и, если есть необходимость, добавлять или исключать эти разделы бизнес-плана.
Разработка бизнес-плана начинается с изучения нормативно-правовой базы и технологических документов о деятельности, определения цели бизнес-проекта, исследования внутренних ресурсов и внешних факторов, установления круга потенциальных участников проекта, источников институционального финансирования и дополнительного инвестирования.
Основу любого бизнес-плана составляет технико-экономическое обоснование проекта, разработанного в виде единого документа на бумажном и электронном носителе, в структуру которого включаются следующие подразделы:
) общие сведения о проекте – это общий замысел, место размещения, участники проекта, краткая характеристика сферы деятельности, анализ спроса-предложения, оценка емкости рынка, основные потребители продукции (услуг), основные конкуренты, обоснование региона размещения проекта с позиций конъюнктуры рынка, основные параметры проекта: вид и номенклатура продукции (услуг); мощность (объем услуг) учреждения;
) спрос и предложение определяются объемом и структурой текущих потребностей и возможностей учреждения (общих и по компонентам); перспективной оценкой (общие тенденции и сегментация); прогнозом емкости и развития рынка в среднесрочной перспективе; оценкой конкурентной среды (круг основных конкурентов);
) капитальные затраты представлены в виде сметы капитальных (единовременных) затрат, необходимых для реализации проекта;
) эксплуатационные затраты раскрывают смету эксплуатационных (ежегодных) затрат с разбивкой по статьям затрат;
) творческо-производственная программа показывает все виды продукции (услуг), которые планируется выпускать (предоставлять) в рамках рассматриваемого проекта, с указанием объемов производства и цен реализации;
) финансирование проекта – это обоснование ценовых показателей в виде схемы финансирования проекта с описанием технико-экономического обоснования, обоснования инвестиций, кредита, источников получения заемных средств, условии их использования и погашения;
) оценка экономической целесообразности реализации проекта осуществляется на базе исходных данных, принятых для экономической оценки проекта, расчетов основных экономических показателей, позволяющих раскрыть движение денежных потоков, прогноз баланса, целесообразность реализации проекта.
Структура бизнес-планов может иметь разную конфигурацию, но типичный бизнес-план состоит из следующих элементов:
Миссия или видение проекта.
Информация об отрасли и рынке.
Данные о партнерах.
Информация о численности персонала и описание должностей.
Финансовая информация, показывающая источники и направления использования инвестиций и будущей прибыли или доходов.
План производства продуктов и услуг, включая творческие планы и графики производства культурных продуктов.
Описание политики по предоставлению бесплатных культурных услуг незащищенным категориям населения.
Юридические вопросы (лицензии, налоги, законодательные льготы и ограничения).
Критические риски проекта.
Продюсерские центры, имеющие успешный опыт музыкального продюсирования, как правило, имеют начальный капитал для реализации новой идеи. Для продюсера важно наличие бюджета на начальной стадии создания проекта, так как в дальнейшем проект будет работать путем самофинансирования.
Прежде всего, получение прибыли в музыкальном бизнесе связано с концертной деятельностью. Если продюсер стремится к самофинансированию проекта и получению прибыли, контроль за концертной деятельностью должен сохраняться за ним самим.
Одной из основных задач продюсера является привлечение финансов. В зависимости от опыта работы в данной сфере бизнеса, успешности предыдущих проектов продюсер может иметь различные потребности в финансировании своего проекта. Рассмотрим следующие случаи.
Первый – у продюсера в наличии финансовые средства и успешный коммерческий и творческий опыт в музыкальном бизнесе. Например, продюсер и композитор Игорь Матвиенко до проекта «Иванушки Int.» успешно работал над проектом «Любэ», имеющим огромную разновозрастную аудиторию. «Иванушки Int.» создавались им, когда он уже имел продюсерский центр и студню звукозаписи, устойчивые отработанные связи с поэтами-песенниками и другими фигурами шоу-бизнеса.
Второй – продюсер не понимает в музыкальном бизнесе либо имел не столь успешный опыт при работе с предыдущими проектами, но имеет финансовые средства.
Третий – когда продюсер не имеет стабильной финансовой базы и не имеет опыта работы с другими музыкальными проектами.
Процесс демократизации российского общества и смена экономической модели вызвали коренные изменения в социально-культурной жизни страны, в том числе в шоу-бизнесе, развитие которого в последнее десятилетие осуществляется значительными темпами.
Вместе с тем шоу-индустрия не может функционировать без финансовой поддержки со стороны как коммерческих, так и некоммерческих структур. Шоу-бизнес – это всегда риск: финансовый, психологический, социальный, так как в нем соединены различные виды и жанры искусства, а его продукция рассчитана на массовое потребление. Уровень риска настолько велик, что этот вид бизнеса принято называть венчурным, так как деятельность шоу индустрии сопряжена с риском для жизни.
Воплощение таких сценических форм, как фестивали, конкурсы, гала-концерты, международные форумы, реально только при наличии меценатов или спонсоров. Отсюда и выделяются различные виды финансирования массовых мероприятий.
Спонсоринг переводится как «поручительство», «попечительство», «поддержка». По содержанию процесс спонсоринга представляет собой подбор или организацию события, ведение или контроль процесса, гарантированное осуществление проекта и учет интересов спонсора.
Спонсорство – это целевые субсидии для достижения взаимных целей, то есть взаимовыгодное сотрудничество, реализация совместных проектов. Спонсорская поддержка оформляется договором, содержащим взаимные обязательства сторон.
Рассмотрим некоторые мотивы спонсоринга.
Нематериальные:
►стремление поддержать таланты, высокое искусство (при реализации поп-проекта данный мотив не рассматривается);
►участие в грандиозных, широкомасштабных акциях, программах, поддержка таких проектов или организаций возвышает значимость компании в глазах партнеров, служит доказательством легальности, глобальности деятельности спонсора;
►организации, оказывающие спонсорскую поддержку, имеют определенные амбиции, которые действуют в случае, если продюсер уже привлек к проекту определенное количество широко известных компаний-спонсоров.
Материальные:
►расчет на получение непрямой материальной выгоды;
►продюсерский проект имеет высокие шансы возврата вложенных средств и получения прибыли;
►расчет на то, что спонсорская поддержка компании окупится с помощью рекламных услуг, которые обеспечивает реализация продюсерского проекта.
Смешанные:
►руководство компании имеет личную заинтересованность в спонсировании проекта;
►данный проект внушает уверенность в успехе, так как продюсерский центр или рекорд-лейбл, который занимается его продвижением, имеет и другие высокоприбыльные, успешные проекты, общепризнанное имя, хорошую репутацию, представительные советы попечителей, учредителей и других известных и уважаемых лиц.
Специфика спонсорской поддержки разнообразна. Но в основе мотивов и приоритетов всегда лежит стремление к чему-либо. Задача продюсера – определить интерес возможного спонсора заранее: материальный, моральный, деловой.
Размер спонсорской поддержки зависит от предполагаемого дохода, обстоятельств и пр.
Компания-спонсор прежде всего обращает внимание на:
►историю продюсерской компании;
►ее достижения (музыкальные проекты, чего она уже добилась);
►источники средств проекта, помимо спонсорских вложений;
►то, куда пойдут средства;
Патронаж
Патронаж – это покровительство не только финансовое, но и организационное, оказываемое на стабильной и долговременной основе. Благотворительность, являясь проявлением филантропии, не предполагает каких-либо обязательств, в том числе и финансовых, со стороны получателя финансовой поддержки.
Меценатство
Меценатство – это благотворительность в сфере искусства. Меценаты – преимущественно частные лица, жертвующие свои средства безвозмездно.
Так почему же компания оказывает спонсорскую поддержку продюсерскому проекту? Причин может быть несколько, они различны, от глобальных до самых ничтожных. Например, компания-спонсор хочет сотрудничать с вами, потому что ваш проект показался ей надежным и стабильным. Или потому, что директор компании обожает слушать такую музыку, которую вы делаете. Мотивация определяет то, что движет организацией, когда она оказывает спонсорскую поддержку. Это понятие во многом пересекается с понятием «причины». Но разница в том, что мотивация складывается из множества явлений, событий, обстоятельств, сочетание которых формирует определенное стремление поступать так, а не иначе. Например, продюсер когда-то работал в финансовой организации, где у него сложились неплохие отношения с руководством. В дальнейшем он начинает заниматься музыкальным бизнесом и продвигать свой проект, обращаясь за финансовой помощью в данную организацию. А она в этот момент, находясь на пике своего развития, располагает резервами и может оказать финансовую помощь. К тому же она хочет поднять свой престиж. Здесь стечение независимых друг от друга обстоятельств способствует тому, что продюсер получает спонсорскую поддержку.
Вложение фирмами и компаниями собственных средств предполагает окупаемость в дальнейшем расходов и получение прибыли. Бедственно, что приоритет определяется спецификой целей, которые преследует компания-спонсор. Помимо получения финансовой припыли, приоритетом может стать и эстетическое удовлетворение, удовлетворение амбиций.
В большинстве случаев в российском шоу-бизнесе спонсорство носит постоянный характер и требует непрерывных вливаний.
Начинающему продюсеру очень сложно вернуть вложенные средства по причине отсутствия опыта, поэтому средства на раскрутку проекта следует брать у «проверенных людей».
Бюджетные средства, как федеральные, так и местные, выделяются под крупные программы, связанные с организацией государственных праздников (День Победы, Новый год), локальных праздников (День города), а также в целях частичного финансирования событий, составляющих национальную гордость. Выделение подобных средств происходит с согласия городских властей или при поддержке Администрации Президента РФ.
Подобные акции носят массовый характер и не предполагают извлечение прибыли. По завершении программы организатор представляет отчет вышеперечисленным структурам об использовании бюджетных средств согласно фактической смете расходов с приложением документов финансовой отчетности (копии договоров, счетов, платежных поручений и т.п.).
Инвесторы (банки, частный капитал), выделяя средства, рассчитывают на возмещение затрат и получение прибыли. В российском шоу-бизнесе особенно ярко проявляется синтез основных типов инвестиционных вложений: физических, денежных и нематериальных активов. И все же основную роль в этом бизнесе играют профессиональное чутье человека и его творческий потенциал.
При вложении средств в тот или иной проект в первую очередь дастся его финансово-экономическая оценка, так как проект должен возместить вложенные средства за счет доходов от реализации товаров и услуг, причем уровень прибыли и сроки окупаемости проекта определяет инвестор.
Достижение именно таких результатов инвестиционных операций и является ключевой задачей оценки финансово-экономических параметров любого проекта в сфере шоу-бизнеса. Однако провести такую оценку проекта бывает очень сложно по ряду причин. Так, сроки инвестиций могут быть разовыми или рассчитаны на несколько лет, а это приводит к неопределенности при оценке всех аспектов. Поэтому в шоу-бизнесе применяется метод инвестиционных расчетов, или дисконтирование.
Наиболее распространенным источником финансирования являются средства спонсоров, которым взамен предоставляется пакет рекламных услуг.
К рекламным услугам принято относить:
указание спонсора в титрах ТВ-программы, посвященной проекту;
показ рекламного ролика спонсора внутри программы;
указание спонсора в печатной продукции;
рекламные щиты в месте проведения программы;
объявление ведущего со сцены об участии той или иной фирмы в организации и проведении программы; участие спонсора в пресс-конференциях, посвященных данному событию;
упоминание о событии в газетных и журнальных публикациях и телеэфире, посвященных проводимому событию;
интервью со спонсором в газетных публикациях;
предоставление спонсорам VIP-билетов на все спонсируемые ими программы.
Поиск финансирования сложен, но без участия финансового капитала не может состояться воплощение идеи.
Процесс поиска средств достаточно индивидуален. Крупный бизнес начинает всерьез вкладывать деньги в социальную сферу, когда осознает эффективность данного проекта, ибо за этим стоит гражданское согласие, развитие культуры производства и потребления, т.е. более активное движение капитала, что всегда экономически эффективно. Сегодня важно понять, что культуре денег не дарят, в нее вкладывают. Шоу-бизнес не может эффективно развиваться без взаимного сотрудничества и партнерства.
Сейчас большая доля шоу-бизнеса спонсируется теневым бизнесом, несмотря на то, что легальный бизнес стремится окультурить свою деятельность. Поэтому начинающим продюсерам и менеджерам необходимо иметь представление о том, с кем и главное, с чем они имеют дело. Ведь источник финансирования зачастую связан с проблемой отдачи денег инвестору, а, как известно, окупаются только три из 10 проектов, курируемых даже профессионалами. Множество случаев подтверждают то, что надо избирательно относиться к деньгам. Но если вы уверены в себе, то можно рискнуть. Риск – благородное дело, и без него не обходятся деятели шоу-индустрии. Просто всегда надо соизмерять свои возможности.
В этом и состоит искусство фандрейзинга, поиска финансирования.
Заключение
Финансово-экономическая деятельность продюсера в сфере шоу-бизнеса зависит от комплекса объективных и субъективных факторов.
Расширение рынка для управленца в сфере шоу-бизнеса означает расширение деятельности организации, ее многоплановости, рождение новых идей, создание оригинальных разработок. В лексиконе управленцев и исполнителей шоу-бизнеса прочно обосновалось понятие «тусовка», т.е. среда, в которой общаются представители всех профессий шоу-бизнеса и которая дает возможность установления межличностных контактов, знакомств, обмена информацией. Именно на «тусовке» рождаются многие идеи, порой кажущиеся неосуществимыми, но которые стимулируют творческий потенциал любого исполнителя. Подав идею, выработав концепцию проекта, а также систему воплощения, менеджер или продюсер создает композицию, которая помогает определить пути реализации идеи, проекта. Процесс реализации идеи в шоу-бизнесе предусматривает контакт с представителями других профессий шоу-бизнеса и взаимодействие с ними в реализации проекта.
Все идеи, акции, фестивали, выставки, концерты, шоу-программы – это инициативы тех людей, которые работают в шоу-бизнесе, стремятся сделать этот бизнес не только прибыльным, но и общественно значимым. К сожалению, поиск финансирования, без которого не может состояться воплощение идеи, наиболее сложен. У нас нет системы льготного финансирования, которая позволила бы часть дохода фирмы вкладывать в развитие культуры, поэтому возможность осуществления идеи зависит от инициативных способностей менеджера, продюсера, его умения «уговорить» финансиста вложить средства в тот или иной проект в сфере шоу-бизнеса. Здесь сложность состоит в том, что в наших условиях у финансиста нет временя на то, чтобы выслушать менеджера. Ему нужны веские аргументы, желательно в цифрах. Именно на основе порядка цифр в большинстве случаев и достигается договоренность сторон. Предлагая инвестору технико-экономическое обоснование коммерческого проекта, менеджер, продюсер указывает предполагаемую прибыль, которая в процентном соотношении и распределяется между стороной создателя проекта и инвестором. Подобное соотношение менеджер должен выстроить так, чтобы у инвестора не пропадал интерес к проекту, а у исполнителя – желание участвовать в нем. Достичь договоренности об участии инвестора в проекте очень нелегко. Требуется не только терпение, но иногда и немало сил и времени, прежде чем задуманный проект обретет материальную форму, а полученная прибыль удовлетворит обе стороны.
Взаимодействие управленцев сферы шоу-бизнеса с различными государственными, общественными и др. структурами – не менее сложный элемент в их деятельности. Здесь многое зависит не только от кругозора, знаний и умений менеджера, продюсера, но и от личных связей.
Немалая роль в управлении организацией принадлежит лично продюсеру, его умению психологически воздействовать на всех членов коллектива, которые участвуют в производстве. Поэтому менеджер шоу-бизнеса предъявляет высокие требования к профессионализму управленческого персонала, в понятие которого входит овладение как общими основаниями науки управления, так и специфическими знаниями и умениями в области стратегии управления, инновации, маркетинга управления персоналом и технологией.
Список литературы
Говоркин, Н.М. Справочник по рок- и поп-прогрессу / Н.М. Говоркин. – Н. Новгород, 2008.
Конников, А. Мир эстрады / А. Конников. – М., 2000.
Лурье, А.С. Управление концертным делом / А.С. Лурье. – М., 2003.
Михалевский, Д. Маленькие рассказы о большом шоу-бизнесе / Д. Михалевский. – М., 2004.
Новикова, Г.Н. Технологические основы социально-культурной деятельности: Уч. Пособие / Г.Н. Новикова. – М.: МГУКИ, 2004.
Новикова, Г.Н. Технологии арт-менеджмента: Учеб. пособие / Г.Н.Новикова. – М.: Издательский Дом МГУКИ, 2006.
Пригожин, И.И. Политика – вершина шоу-бизнеса / И.И.Пригожин. – М.: ООО «Алкигамма», 2001.
Разлогов, К. Коммерция и творчество. Враги или союзники? / К. Разлогов – М., 2002.
Рубинштейн, А.Я. Введение в экономику исполнительского искусств / А.Я. Рубинштейн. – М., 2001.
Тульчинский, Г.Л. Менеджмент в сфере культуры: Учебное пособие / Г.Л. Тульчинский. – СПб., 2001 г.