- Вид работы: Курсовая работа (т)
- Предмет: Культурология
- Язык: Русский , Формат файла: MS Word 42,86 Кб
Формирование этнической культуры Израиля
Содержание
Введение
Глава 1. Формирование этнической культуры Израиля
1.1 Зарождение израильской этнокультуры
1.2 Особенности культуры Израиля
Глава 2. Израильский национальный характер
2.1 Влияние религии на менталитет израильтян
2.2 Черты характера израильтян
2.3 Традиции и обычаи израильтян
2.4 Интересные факты об Израиле
Заключение
Список использованной литературы
Введение
Израиль – страна-истoрия, страна-легенда, страна-калейдoскoп. Oт каждoгo камня и каждoй щепки здесь веет библейскoй легендoй, и в тo же время среди всегo этoгo истoрическoгo спoкoйствия вдруг вoзникают нoчь напрoлет веселящиеся бары, шумные пляжи, oгрoмные тoргoвые центры, вкуснейшие рыбные рестoраны, дизайнерские магазины и вечеринки на крышах.
Израиль – сoвсем небoльшая страна: oт Тель-Авива на машине можно за пару часов дoехать дo самoй крайней тoчки Израиля – курoртнoгo Эйлата. Причем, пейзаж за oкнoм будет меняться на прoтяжении всей пoездки. Oазис сменит пустыню и наoбoрoт, гoры Кармеля перейдут в дoлины Галилеи, Средиземнoе мoре перейдет в сoленoе Мертвoе, а затем пoявится преснoе Генисаретскoе oзерo.
Гoрoда Израиля стoль же разные, как и егo климатические зoны вечнo веселящийся и спешащий Тель-Авив; тихая курoртная Нетания; делoвая Хайфа.
Каким бы делoвым и активным не казался Тель-Авив, стoлицей Израиля является внешне спoкoйный, а на деле пoлный скрытoй кипучей энергии Иерусалим. Каждый квадратный сантиметр старых улиц имеет здесь истoрическую ценнoсть, а прoхладный климат делает легкo перенoсимoй израильскую летнюю жару. Cтарый гoрoд – местo палoмничества религиoзных людей сo всегo света – еженедельнo принимает нескoлькo тысяч туристoв, желающих пoклoниться святым местам.
Глава 1. Формирование этнической культуры Израиля
1.1 Зарождение израильской этнокультуры
Возникновение израильской культуры явилось почти таким же феноменом, как возрождение иврита, ставшего ее базой. Тяготение к универсальным ценностям светской европейской культуры, ведшее к утрате национальной самобытности, и готовность отвергнуть все нееврейское с целью сохранить прочную связь с многовековой еврейской традицией и культурным наследием стали теми полярными тенденциями, которые в своем противостоянии и взаимодействии определили множественность направлений и течений в художественном творчестве и в просветительских начинаниях. Сионистская идея духовного оздоровления еврейского народа в Эрец-Исраэль путем «слияния диаспор» порождала с начала 20 в. попытки синтезировать культуру Запада и Востока: композиторы и художники (преимущественно выходцы из Восточной Европы) обращались к фольклору евреев восточных стран (главным образом йеменских евреев <#”justify”>1.2 Особенности культуры Израиля
Литература.
Поощрением развития литературы в Израиле и охраной прав литераторов занимается Союз ивритских писателей Израиля, основанный в 1921 г. как Союз ивритских писателей в Эрец-Исраэль. С 1974 г. он объединяет союзы писателей, пишущих на иврите, арабском, идиш, русском языках, а также отдельных авторов, творящих на других языках и не имеющих своих союзов. В 1961 г. был создан Институт перевода литературных произведений с иврита на иностранные языки. Широко распространены переводы на иврит классиков мировой литературы и значительных произведений современных писателей почти всех стран мира. В Израиле действуют книжные издательства, выпускающих книги на иврите, английском, арабском, идиш, русском и других языках, выходят свыше десяти литературно-художественных и общественно-литературных журналов (в том числе на иврите, идиш, русском и арабском языках). Пропаганде литературы на иврите посвящена Неделя ивритской книги – чрезвычайно популярная книжная ярмарка, проводимая ежегодно весной в городах и поселениях
Театр.
Зарождению профессионального театра в Эрец-Исраэль предшествовали любительские спектакли в Яффе «Шуламис» по А. Гольдфадену (1894, на идиш) и «Уриэль Акоста» К. Гуцкова (1905, в переводе на иврит), а затем выступления главным образом в Яффе и Иерусалиме между 1907 г. и началом Первой мировой войны труппы «Любители драматического искусства», созданной М. Гнесином. В 1921-27 гг. в Тель-Авиве действовал профессиональный «Театрон иври», а с 1925 г. также «Театрон Эрец-Исраэль», влившийся в 1928 г. в «Хабиму», которая в 1932 г. окончательно обосновалась в стране, и рабочий театр «Охел» (закрылся в 1969 г.). В 1927 г. возник театр миниатюр «Кумкум», вскоре преобразованный в сатирический театр «Матате» (1928-54). Одновременно с ним функционировал эстрадный театр «Ли-Ла-Ло». Ныне существующие репертуарные театры Израиля – Национальный (с 1958 г.) театр «Хабима» и «Камери» (с 1944 г.) в Тель-Авиве, «Хан» (с 1973 г.) в Иерусалиме, Хайфский городской театр (с 1961 г.) и Беер-Шевский городской театр (с 1976 г.), а также детские кукольные театры и Государственный детский и молодежный театр (с 1964 г.) в Тель-Авиве – получают дотации от государства и муниципалитетов. Финансовой поддержкой пользуются также экспериментальные театры – «Паргод» в Иерусалиме, «Квуцат ха-театрон» в Яффе (квартал Неве-Цедек), труппа культурно-просветительского центра «Бет-Лесин» в Тель-Авиве и другие, начало которым было положено основанной в 1958 г. недолговременной труппой «Завит». Значительное число спектаклей (особенно на идиш) осуществляются труппами частных импресарио. Актеров готовят отделения театра в Еврейском университете в Иерусалиме и в Тель-Авивском университете, школа сценического искусства и кино «Бет-Цви» в Рамат-Гане, театральная школа им. Н. Натива «Студио ле-мисхак» и Школа драмы при киббуцном семинаре в Тель-Авиве, и другие. С 1933 г. (с перерывом в 1949-58 гг.) в Иерусалиме выходит театральный журнал «Бама». В Иерусалиме и Тель-Авиве имеются театральные архивы (в том числе имени Ш. Михоэлса) и музеи театрального искусства. В праздник Суккот в Акко проводится приобретающий все большую популярность фестиваль «Театрон ахер» , в котором участвуют группы актеров, ищущие новые пути развития сценического искусства. Общеизраильский профессиональный союз актеров и режиссеров входит в Организацию артистов Израиля (Иргун омманей Исраэль), объединяющую деятелей всех видов искусства. Десятки любительских трупп группируются вокруг Израильского центра любительской сцены.
Музыка.
Музыкальные школы Тель-Авива «Консерватория Шуламит» (основана в 1910 г.) и «Бет-левиим» (основана в 1914 г.), а также музыкальные школы в Иерусалиме (с 1918 г.) и Хайфе (с 1928 г.) были на первых порах важными очагами музыкального просвещения. В 1923 г. М. Голинкин организовал первую в Эрец-Исраэль оперную труппу (выступала до 1928 г.), опыт которой в вокальном освоении иврита для классического репертуара наследовали последующие коллективы вплоть до Израильской национальной оперы (1947-82) под руководством Эдис де Филипп (1917-78). С 1924 г. проводились регулярные концерты в Иерусалиме, а с 1925 г. в Тель-Авиве по инициативе И. Энгеля. В 1926 г. был создан Институт по распространению музыки. С 1927 г. начались концерты Палестинского симфонического оркестра и других ансамблей. Значительным событием было создание Б. Губерманом оркестра в 1936 г. как высокопрофессионального музыкального коллектива, получившего всемирное признание. В том же году был основан симфонический оркестр радио (ныне Иерусалимский симфонический оркестр радио и телевидения), позднее – симфонические оркестры Рамат-Гана (1953), Хайфы (1956), Холона, Нетании (1973), Беер-Шевы («Симфониетта», 1974), объединения киббуцов (1971), Израильский камерный оркестр (1965), а также эстрадные, симфонические, духовые оркестры и инструментальные ансамбли Гадны, Армии обороны Израиля, полиции, «Оркестр на набережной» в Тель-Авиве, оркестр струнных инструментов в молодежном поселении Меир-Шфея и другие, играющие систематически (главным образом симфонические оркестры) или периодически. С симфоническими оркестрами часто выступают ведущие дирижеры и солисты США и Европы. Концерты и концертные постановки опер проходят главным образом в залах «Театрон Иерушалаим» и «Биньяней ха-умма» в Иерусалиме, в концертном зале имени Ф. Манна и в зале «Алхамбра» в Тель-Авиве – Яффа, в Общественном центре имени Дж. Ротшильда в Хайфе.
Первые певческие ансамбли (в том числе хор гимназии «Герцлия», ставший уже в конце 1910-х гг. частью концертной жизни Тель-Авива) расценивались их создателями главным образом как одно из средств внедрения иврита в массы. Этапной была деятельность капеллы, исполнявшей (с 1927 г.) оратории на иврите. Ее опыт наследовали Камерная капелла (основана в 1942 г.; ныне Филармонический хор Тель-Авива), Национальный хор «Риннат» (основан в 1955 г.), Камерный хор в Тель-Авиве (основан в 1978 г.), хор Академии имени С. Рубина в Иерусалиме, Объединенный хор киббуцов, детский хор имени Цадикова при совете профсоюзов Тель-Авива и другие. Среди сотен певческих ансамблей выделяются хор главного раввина Армии обороны Израиля, театрализованный ансамбль «Геватрон», ансамбли «Пинна ба-Эмек» и «Эшколит». Значительное число эстрадных и джазовых ансамблей сопровождают выступления популярных певцов. Фестивали ивритской песни проводятся ежегодно в Араде, периодически в различных местах – фестивали песен восточных общин, хасидские песни и другие.
В стране имеются десятки консерваторий (музыкальных школ), два училища, готовящих преподавателей (в Тель-Авиве и при киббуцной семинарии «Ораним» близ Кирьят-Тивона <#”justify”>Глава 2. Израильский национальный характер
2.1 Влияние религии на менталитет израильтян
Иудаизм, иудейская религия, иудейство, еврейство (др.-греч. – «еврейская религия», от названия Иудейского царства), – религия еврейского народа, возникшая в I тыс. до н. э. на Ближнем Востоке и тесно связанная с национальным менталитетом и этико-правовыми обычаями иудеев; одна из древнейших монотеистических <#”justify”>2.2 Черты характера израильтян
израиль культура традиция обычай
Основные черты характера израильтян
О многих нациях сложены легенды. Существует бесчисленное количество мифов и шуток по поводу характера евреев. Мы уже привыкли к анекдотам, в которых главными действующими лицами являются представители этой народности. Интересно, правда ли то, о чем пишут юмористы про евреев?
Хуцпа.
Объяснение слова Хуцпа из Википедии:
Хуцпа – свойство эстраординарной наглости, нахальности, хамства, злости и нетерпимости по отношению к другим. Оригинально используется евреями Восточной Европы, и в своём оригинальном виде понятие существует только в еврейском языке.
пример хуцпы:
…парень, виновный в убийстве своих родителей, просит у судьи снисхождения на том основании, что он сирота.
Главные черты характера еврея – чувство собственного достоинства и всякое отсутствие робости и стеснительности. Для передачи этих качеств еврея существует даже специальный термин – «хуцпа», не имеющий перевода на другие языки. Хуцпа – особый вид гордости, побуждающий к действию, несмотря на опасность оказаться неподготовленным, неспособным или недостаточно опытным. Для еврея «хуцпа» означает особую смелость, стремление бороться с непредсказуемой судьбой. Многие считают, что само существование государства Израиль есть акт хуцпа. Очень важно, что носитель хуцпа ведет себя так, будто его не заботит вероятность оказаться неправым. Практически это приводит к тому, что на протяжении длительного времени человек получает большее вознаграждение за свои действия, чем если бы он от них уклонялся, и не придает значения мелким неурядицам.
Такая особенность израильтян обусловлена их культурой. На протяжении столетий евреи подвергались дискриминации, среди какой бы нации они ни оказались. Но, отвергаемые другими людьми, они укреплялись в вере в богоизбранность своего народа. Эта вера усиливала чувство собственного достоинства, которое не сломить ни насилием, ни отвержением.
Страх перед преследованиями заставлял евреев замыкаться в кругу своих общин. Семья считалась центральным звеном жизни, а дети – смыслом существования. Дети – это бесценный дар, даже если их родители обездолены и унижены. Дети рассматриваются как символ жизни и залог будущего нации перед угрозой уничтожения. Считается вполне естественным, если на улице незнакомый человек заговорит с ребенком, в чем-то ему поможет, даст его матери полезный совет по поводу воспитания.
Многие в Израиле – бывшие иммигранты, не сумевшие реализовать свой потенциал, поэтому в детях они видят воплощение своих надежд и готовы пожертвовать всем ради ребенка. В результате большинство израильских детей вырастает с верой, что они – центр Вселенной. Положительное отношение к детям проявляется во многом: им разрешается вступать в разговоры взрослых, поощряется демонстрация их талантов перед родными и близкими, причем вознаграждение следует даже тогда, когда демонстрация не слишком эффектна.
Дети справедливо рассчитывают на поддержку и одобрение со стороны тех, кто их любит, а критику склонны относить за счет недостатков самого критикующего. Хотя ребенок может и не знать какого-то человека, он рассматривает его скорее как гостя, а не как «чужака». В кибуце, где дети воспитываются все вместе, а родители не несут за них полной ответственности, у детей формируют уверенность в себе и способность к лидерству. Открытость, целеустремленность и настойчивость всячески поощряются. Застенчивость и скромность у израильтян ассоциируются со слабостью, с неспособностью противостоять ударам судьбы, с пассивностью и духовным пораженчеством – как у тех евреев, которые не боролись за свою жизнь при нацизме.
Вышеназванные особенности израильского образа жизни защищают евреев от социальной тревожности и чувства собственной неполноценности, столь часто испытываемых представителями других наций.
Интеллектуальный уровень евреев в ряде областей науки, культуры и искусства очень высок. Возможно, этим объясняется их повышенное высокомерие. Нередко последнее проявляется в стремлении поднять ценность своей личности за счет принижения личности другого.
Мифы о характере израильтян
Первый миф, сложенный о евреях, уже превратился в поговорку. «Ты что еврей что ли?» – часто так говорят тем людям, которые отвечают вопросом на вопрос. Неужели действительно так делают именно евреи? Ответ, как правило, везде одинаков: «А вы у евреев спрашивали?» Но все это, конечно, в рамках шутки, а если серьезно, то этот миф не так просто развеять. По результатам социологических исследований, 75 % респондентов считают, что если еврей не умеет отвечать вопросом на вопрос, то он не еврей. Что ж с общественным мнением не поспоришь.
Второй миф, который на протяжении многих лет ходит о евреях – «два еврея – три мнения». Это выражение применимо к конфликтным ситуациям. Есть люди, которые стоят в споре на своем до победного. К евреям это не имеет никакого отношения, считают многие. И отчасти с ними можно согласиться. Спор для евреев, словно воздух для живых существ, придает силы и не дает умереть. Спорить евреи любят, вот только при этом периодически занимают то одну, то другую сторону в споре. Это качество порождено внутренней противоречивостью натуры израильтянина.
Характерные черты израильтян
Исследователи израильского этноса выделили несколько характерных черт, присущих всем евреям. В числе положительных были названы следующие: дружелюбие и патриотизм. В любви к своему Отечеству, своей истории евреи не знают меры. А вот на счет дружелюбия можно порассуждать.
Среди отрицательных качеств называют такие как: всеобщая необязательность, что выражается в постоянных опозданиях. Не часто встретишь израильтянина, который бы вовремя приходил на встречу. В этом смысле всех евреев можно сравнить с девушками, «спешащими» на свидание.
Второй общей чертой характера является явный дефицит деликатности, порою даже переходящий в чванство. Евреи схожи с русскими в способности в считанные секунды самое чистое место превратить в платформу, усыпанную горой мусора. Этому есть логичное объяснение: евреи по жизни непримиримые индивидуалисты. Многие не замечают ничего, что происходит вокруг. Лицемерие и ханжество также можно назвать в числе негативных характеристик еврейского народа, как и наглость. Однако стоит отметить, это вовсе не означает, что все евреи одинаковы. Как и в любой нации есть интеллигентные и скромные люди, наравне с которыми естественно, проживают и те, кто привык получать многое «на халяву».
Положительные качества характера израильтян
Евреев отличает тонкий ум и врожденные способности к ведению бизнеса. При этом евреи умеют, как зарабатывать деньги, так и скромно не выставляют их на всеобщее обозрение.
В общем, стоит сказать, что приведенные выше характерные черты во многом почерпнуты из анекдотов и шуток о евреях. Возможно, в этом есть доля правды, но все же большая часть – вымысел.
2.2 Нормы поведения израильтян
Израиль – прекрасная страна, но лишь для тех, кто готов и хочет в ней жить.
Израильтяне – не евреи.
Израильтяне произошли от евреев, как человек от обезьяны. Но разница между евреями и израильтянами не меньшая, чем между шимпанзе и человеком. Ментальность израильтян значительно отличается, а порой и прямо противоположна ментальности тех евреев, которых мы знаем по России.
Подходить к израильтянину с привычными нам мерками и стереотипами еврея совершенно неверно. Типичный израильтянин, особенно выходец из стран Северной Африки (а таких в Израиле – половина еврейского населения), по ментальности ближе к народам Средней Азии. Репатрианты и туристы в силу естественных обстоятельств мало контактируют с израильской интеллигенцией ашкеназского происхождения. Всевозможные подрядчики, агенты различных контор по трудоустройству – это либо русские, либо выходцы из стран Востока.
Культура обмана и мошенничества.
Стремление обмануть ближнего – естественная и имманентная черта израильской ментальности, зафиксированная в научной и художественной литературе, эстраде, анекдотах. При любом контакте с израильтянами надо прежде всего подумать – как он может меня обмануть и как я могу от этого защититься. Одно из любимых слов израильского сленга – фраер – человек, который дает себя обмануть. Любимое изречение израильтянина – «Что я – фраер?» Турист или иммигрант, не знающий иврита, а следовательно и израильских порядков, вызывает у нормального израильтянина подсознательное желание «нагреть» фраера.
Стратегия поведения.
Основой выживания в Израиле является так называемая «хуцпа», то есть естественная наглость, с которой ведут себя израильтяне. Для того чтобы добиться успеха в Израиле, нужно полностью избавиться от привитой вам в прошлой жизни скромности и интеллигентности и привить себе ту естественную наглость, с которой ведут себя израильтяне независимо от их происхождения, страны исхода, образования, возраста, пола и потолка. Израильтяне ведут себя довольно раскованно, что на взгляд многих людей из России воспринимается как наглость или развязность.
Простой пример – вы пришли в учреждение, рядом со столом чиновника нет стула. Не ждите, пока он пригласит вас сесть, смело берите стул, стоящий у другого стола или зайдите в соседнюю комнату (но тогда надо спросить, можно ли взять стул). Именно такое поведение будет воспринято в Израиле как признак инициативного, самостоятельного человека.
Вынесенная нами из России скромность, интеллигентность воспринимаются израильтянами как признак слабости и неуверенности в себе.
Оптимальная стратегия поведения в Израиле – спокойная уверенность в себе. С другой стороны, нельзя и давать себе излишне комплиментарных оценок: «Я – лучший, очень хороший работник, меня все уважают, замечательный». Этим вы настроите людей против себя. О своих успехах говорите всем, о неудачах – никому. Несколько подчеркнуть свои положительные качества, помалкивая о недостатках, лучшая стратегия при контактах с людьми. То, что в России считалось бы наглостью, у нас воспринимается как признак уверенности в себе.
При встрече даже малознакомые израильтяне обмениваются несколькими ничего не значащими фразами. Тем не менее, эти фразы обязательны, если вы хотите поддерживать с этим человеком контакт, и чтобы вас не сочли угрюмым и невежливым букой:
Шалом, ма нишма? А-коль беседер? Ма шломха? – Привет, как дела? Все нормально? Как здоровье?
На все эти вопросы существует единственный ответ: «Беседер», «Беседер гамур» (арабская версия: «Мабсут халас»).
Культура блата.
Средь тьмы лесов, средь топи – блат.
Пушкин
Если блат, по мнению классика, был среди российских лесов и болот, то в иудейской пустыне без него тем более не обойтись.
Взятки в Израиле не в ходу. То, что в России делается за деньги, у нас делается по блату. Даже в анкете при приеме на работу нередко есть пункт: «Кто из работников нашего предприятия может вас рекомендовать?» Израильтянин постоянно опирается в своей жизни на знакомых по дому, саду, школе, армии, университету, курсам, кружкам, клубам, синагоге, работе.
Поэтому одна из главных задач репатрианта – как можно быстрее обзавестиcь социальными связями, вступать в контакты с израильтянами – на работе, по месту жительства, в магазине, синагоге и т. д. Случайный контакт может вывести вас на людей, которые помогут решить многие проблемы. Обращаться «от Моше» – это естественная и общепринятая форма решения проблем. Поэтому главное условие достижения успеха в Израиле – общительность, доброжелательность, контактность, умение и желание понравиться окружающим, особенно тем, от кого зависит решение ваших проблем. У неконтактного, угрюмого, замкнутого человека нет шансов на успех в нашей стране. Даже при назначении на должность министра используются личные связи, что уж говорить о других областях. «Неважно, что ты знаешь, – важно, кого ты знаешь» – это главный израильский принцип.
По блату у нас устраивают на престижную работу, повышают по службе, дают хорошую камеру в тюрьме, распределяют квартиры и материальную помощь, определяют в престижную боевую армейскую часть, хоронят. Поэтому важно с первого дня пребывания в Израиле стремиться к установлению контактов с израильтянами, не замыкаться в кругу «русских». И неважно, что ваш знакомый торгует на рынке помидорами, возможно, его однокашник работает как раз в нужной вам отрасли.
Общение с чиновниками.
Израильский чиновник обладает большей свободой действий и полномочиями, чем российский на той же должности. «Пакиду» (чиновнику, служащему) даже на маленькой должности не свойственно отпихивать решение вопроса наверх.
Израильского чиновника часто называют «гвоздь без шляпки» – забить легко, вытащить невозможно. Он обращается к вышестоящему лишь в очень сложных случаях, превышающих его полномочия.
Как бы ни было неотложно ваше дело, не пытайтесь привлечь внимание чиновника ерзанием, покашливанием, поглядыванием на часы или прямым обращением. Если пакид занят с другим служащим или посетителем, вооружитесь терпением. Когда подойдет ваша очередь, он будет заниматься вами. Во время беседы с вами чиновник может отвлекаться на телефонные звонки или беседы с другими работниками, может оставить вас дожидаться его. Ваша задача – решить ваше дело, а не изменить израильские порядки. Поэтому ни в коем случае не критикуйте чиновника! Самый бесперспективный путь решения ваших проблем в учреждениях – устройство скандала.
Не угрожайте чиновнику жалобами – этим вы лишь настроите его против себя. Израильский чиновник жалоб не боится – его, как правило, нельзя уволить. Фраза «пожалуюсь начальству» вызывает у него здоровый смех над «совком», не понимающим израильских порядков. Вы бы ему еще обкомом партии пригрозили.
Лучше всего пробудить в чиновнике симпатию, желание вам помочь. Для этого можно попытаться сразу же установить неформальный контакт.
Другой, менее эффективный путь – бить на жалость, вышибать слезу. «Вот я такая несчастная, одна с тремя детьми, денег нет, работы нет, никто мне кроме вас не может помочь, будьте человеком, на вас вся надежда, я к вам сразу прониклась доверием…»
Если и чиновник и посетитель – женщины, лучшая тема для контакта – дети. Особенно если у пакиды на столе фотография ее чад.
Чиновник и посетитель – мужчины.
В этом случае темы общения – спорт, политика, машины, «эти проклятые арабы совсем обнаглели». В последнем случае главное – не нарваться на чиновника-араба. Впрочем, через несколько лет жизни в Израиле я легко определял араба, как, впрочем, и «русского», даже со спины.
Избегайте изложения своих политических и религиозных (антирелигиозных) взглядов незнакомым людям: вполне может оказаться, что ваша позиция противоположна позиции собеседника.
Посетитель -женщина, чиновник – мужчина.
Женщина обязана хорошо выглядеть и пахнуть всегда, а особенно при посещении учреждения. Ссылки на тяжелую работу, бессонную ночь, домашние проблемы не помогут. Легкое кокетство, стрельба глазами при контакте с чиновником вполне допустимы. Большинство израильских мужчин (в том числе и женатых) полагают «русских» женщин легкой добычей.
Приглашение на чашечку кофе в Израиле означает приглашение к интимной связи. Если вы ничего такого не собираетесь делать, то не провоцируйте чиновника, дабы не вызывать у него напрасных иллюзий на ваш счет.
2.3 Традиции и обычаи израильтян
Израиль – своеобразная страна с серьёзным отношениям к собственным культурным традициям и обычаям. Прежде, чем поехать в Израиль стоит ознакомиться хотя бы с некоторыми из них.
Многовековая история израильских земель до сих пор отражается в образе жизни местных жителей. В основе всех праздников здесь лежит специальный лунный календарь. Посредством этого календаря исчисляются даты памятных событий и религиозных празднеств.
В отличие от остальных стран, в Израиле традиционными днями отдыха считается пятница, после полудня и суббота. Многие слышали, наверное, такое слово «шабат», вот это и есть израильское название субботы. Но государственные учреждения не работают не только по пятницам и субботам, но и по праздничным дням тоже. Случается, что даже общественный транспорт не ездит, если день ознаменован великим праздником.
Согласно старинной традиции, празднуются особенные дни не как везде. В Израиле считается, что праздник начинается накануне вечером, а заканчивается с закатом солнца.
Кошерное питание – ещё одна важная традиция для израильтян. По Кашруту не положено есть в один приём и мясную, и молочную пищу, запрещена свинина и некоторые виды морепродуктов. Кашрут предполагает и особый способ приготовления мясных блюд. Кошерная пища, проще говоря – раздельное питание. Тем, кто едет в эту страну отдыхать, невольно придётся ещё и оздоровить свой организм таким способом.
Посещение святынь имеет свои традиции и обычаи, согласно которым одежда, как мужчин, так и женщин должна максимально закрывать ноги и руки. Голову закрывать нужно только женщинам. Если визит наносится в мечеть, то разуться нужно в обязательном порядке. Любое несоблюдение правил грозит тем, что могут выгнать из храма или мечети.
Важны для жителей Израиля и фольклорные культурные традиции. Любимые произведения местных жителей пришли в наши дни из далёкого прошлого и отражают историю. Авторами их были ремесленники, служанки и другие простые люди, поэтому чаще всего темой произведений чаще всего является бытовая жизнь и состояние души человека.
Еврейский брак имеет много интересных особенностей. Если речь идет о традиционном религиозном браке с соблюдением всех предписаний. В Израиле, например, все браки заключаются по религиозному обряду. Так предписывают законы страны. Посему, если кто-то из будущих супругов является гоем (то есть, упрощенно говоря, не иудеем), приходится искать выход. Например, в виде заключения брака на территории другой страны. Израильтяне, как правило, предпочитают Кипр, где эта процедура уже давно и прочно отлажена. Так, например, поступили мои знакомые, быстренько смотавшись из Израиля на Кипр и проведя там безо всяких проволочек официальное светское бракосочетание.
Еще один выход – более, правда, трудоемкий – принятие иудаизма "неверным" супругом. Времени этот процесс требует зачастую немало. Естественно, даже если пара заключила брак по религиозному обряду, это вовсе не влечет в реальности дальнейшего соблюдения всех предписаний. Но мы говорим в данном случае о классическом религиозном еврейском браке, заключенном и протекающем по все правилам. День свадьбы считается у евреев священным – жених и невеста должны поститься и произносить покаянные молитвы.
Сам обряд совершается под большим покрывалом, называемым хупой. Невеста должна целых семь раз обойти вокруг жениха. Потом совершающий бракосочетание раввин произносит стоящей перед ним паре благословления. После этого жених надевает кольцо на указательный палец правой руки невесты и произносит на иврите фразу: "Ты этим кольцом посвящаешься мне по закону Моше и Израиля".
Затем раввин читает вслух свадебный контракт – ктубу (о ней – позднее) и семь брачных благословений.
И, наконец, следует разбивание бокала под ногами жениха. А между разбиванием бокала и тем как брачующиеся присоединятся к гостям, их отводят в отдельную комнату, где они остаются наедине примерно в течение 15 минут.
Эта финальная часть брачной церемонии называется йихудом и означает, что пара теперь действительно состоит в браке, ибо раньше молодые люди как бы не имели права оставаться наедине.
Еврейская свадьба, на самом деле, не делится на первый и второй день, как мы привыкли, но продолжается целую неделю. Именно в течение этого срока новобрачные должны каждый день принимать гостей, в независимости от того, насколько они утомились. Такие свадебные приемы называются шева брахот.
Теперь подробнее о ктубе – брачном контракте. Это очень интересный документ. Между прочим, если пара потеряет ктубу, то не сможет жить вместе до написания нового контракта. В нем перечисляются обязанности мужа по отношению к жене (что приятно). В контракте муж обязуется обеспечивать жену пищей, одеждой и всем необходимым и жить с ней "как муж в соответствии с общим обычаем". Как вы думаете, что подразумевает под собой последний пункт? Сексуальные отношения. Может регулироваться даже периодичность сексуальных отношений. По Талмуду это зависит от профессии мужа и количества времени, проводимого им дома (не правда ли, мудро?). Так, если муж ничего не делает, на диване валяется, образно говоря, – он должен доставлять своей жене удовольствие каждый день. А вот для моряков – достаточно и раза в полгода…
И обязательно стоит заниматься любовью вечером в пятницу, когда наступает Шабат – еженедельный, так скажем, еврейский праздник.
А вот пункт о финансовом обеспечении демонстрирует, что обязанности мужа предполагают и его права: обязанность мужа обеспечивать финансовые требования супруги дает ему право и на ее доходы.
К особенным можно отнести похоронную традицию Израиля. Прежде всего, здесь интересно не стандартное отношение к смерти. Израильтяне не считают потерей смерть близкого человека и относятся к этому крайне реалистично. Единственной причиной безутешного горя может стать преждевременная смерть, то есть в результате аварии, болезни и т.п. в молодом возрасте.
Традиционно, у постели умирающего собирается вся семья. Присутствовать в момент смерти считается добрым делом, ведь потом сразу можно закрыть глаза покойнику. После того, как родственник отошёл в мир иной, все члены его семьи надрывают края своей одежды – знак горести.
Затем начинается организация похорон. Стоит отметить, что в Израиле строго запрещена кремация. Похоронить усопшего торопятся, но пока приготовления не закончены, тело не оставляют одно ни на минуту, даже если оно в морге.
Одевают покойников в простую одежду белого цвета. Этот обычай выражает равенство между бедными и богатыми перед смертью.
Затем усопшего кладут в деревянный ящик-гроб, который не имеет никакой отделки. В Израиле не принято выставлять покойника на всеобщее обозрение, так как это делается у нас, никто посторонний не должен приходить с соболезнованиями. Даже родственникам рекомендуется молчать, так как считается, что слово не может в нужной мере выразить скорбь и соболезнование. Похороны должны свершиться за сутки с момента смерти. Они могут быть отложены только по причине того, что этот день суббота или какой-то важный праздник. После похорон начинается долгий период скорби.
2.4 Интересные факты об Израиле
На все почтовые марки Израиля с обратной стороны нанесен кошерный клей.
К настоящему времени Израиль является единственной страной, где сегодня площадь лесов больше, чем сто лет тому назад.
В Израиле много музеев. По числу музеев на душу населения Израиль – первый в мире.
Доля эмигрантов в населении Израиля – самая большая на планете.
Израиль является мировым лидером по выживаемости больных, страдающих онкологическими заболеваниями. Это лишь одно из многих достижений израильской медицины.
В Израиле самый высокий уровень жизни в регионе (страна находится на Ближнем Востоке), при этом годовой доход на человека в 2000-ом году составил 17 с половиной тысяч долларов (это превосходит аналогичный показатель Великобритании).
Рождением сотового телефона мир обязан специалистам-израильтянам из израильского отделения компании Моторола.
Уровень грамотности в Израиле признан одним из самых высоких на планете.
Компьютерная технология Pentium MMX Chip создана в израильском отделении компании Intel. Популярные микропроцессоры Pentium-4 и Centrino от начала и до конца создавались на территории Израиля.
В Израиле сильна религиозная составляющая. Религиозные законы иудаизма требуют от еврея ежедневного соблюдения 613 правил.
Геенна Огненная находится в городе Иерусалим (это долина Ге Геном, где в древности приносились человеческие жертвы). Турист может удивиться, заметив указатель, который гласит: "Проезд по Геенне Огненной невозможен. Ищите альтернативные пути".
Долина Армагеддон находится в Израиле у подножия холма Тель-Мегиддо. В 2000 году тысячи журналистов с камерами собрались там в ожидании конца света, т. е. последней Битвы Добра со Злом. Они хотели первыми сделать репортаж об этой Битве.
Арсенал Военно-Воздушных Сил Израиля – второй по величине в мире (первые по этому показателю – США).
К 60-летию государства Израиль вдоль шоссе Иерусалим – Тель-Авив сотрудники Управления защиты природы расстелили государственный флаг Израиля, площадью равный двум футбольным полям и весивший более пяти тонн. Этот флаг вдвое больше знаменитого американского "суперфлага", который в свое время был занесен в Книгу рекордов Гиннеса как самый большой флаг в мире.
Израиль удерживает первое место на планете по количеству компьютеров на душу населения.
Израильтяне первыми создали электростанцию, использующую энергию солнца. В настоящее время Израиль является лидером по использованию солнечной энергии.
На иврите этот @ знак называют «штрудель».
Заключение
Подводя итог, можно сделать вывод: израильтяне – удивительный народ. Это единственный этнос в мире, который на протяжении 2000 лет не имел своей территории, но сумел сохранить свой язык и культуру. Лишь только в 20 в. решением ООН евреи наконец-то обрели собственное государство.
Культура Израиля представляет собой творческий альянс множества субкультур разных общин, живущих на территории Израиля, их традиций и достижений многих поколений. Это многонациональная страна, где проживают не только евреи, но и палестинские арабы, армяне, грузины, бедуины, черкесы, самаритяне и даже русские. Если раньше евреи пытались найти своё место под солнцем и пытались как можно органичнее влиться в культуру других народов, при этом чувствуя себя всегда чужими, то сегодня Израиль является родиной большого количества иммигрантов из 100 стран мира или 5 континентов.
Нет в мире другой культуры, хоть чем-то похожей на еврейскую. Она колоритна, самобытна, своеобразна. И не смотря на весь этот культурный слоёный пирог, самым большим и вкусным «коржом» является еврейская культура. Её влияние крайне велико не только внутри своей страны, но на весь мир в целом, так как она является прямым и неоспоримым свидетелем событий древнейших времён Христа и стояла практически у самых истоков зарождения мира.
Арабское влияние так же оставило ощутимый след на израильскую культуру в таких сферах, как архитектура, музыка и кухня
Израиль – единственная страна в мире, где жизнь вращается вокруг еврейского календаря.
Это свой «личный» национальный календарь наряду с григорианским. Именно от него зависит работа государственных и частных предприятий, время школьных каникул, по нему отмечают праздники и проставляют подписи в документах, именно еврейский лунный календарь решает – можно ли сегодня веселиться, мыть дома посуду или принимать гостей.
Суббота для евреев – священный день, когда всё в городах «вымирает»: в субботу Вы ни то, что ни купите продуктов на рынке, но и не доедете куда нужно на общественном транспорте. В этот день истинные евреи не выполняют никакой физической работы, не веселятся, не смотрят телевизор и не отвечают на телефонные звонки.
Евреи не представляют свою жизнь без книги. На восстановленном в 20 в. иврите пишут прозу, поэзию и произведения на библейские темы.
Этнокультура израильтян не имеет сходства ни с одной другой.
Список использованной литературы
Арутюнов, С. А. Народы и культуры: развитие и взаимодействие / С. А. Арутюнов. М.: Наука, 1989
Воттон, А. Еврейский фестиваль от начала до конца / А. Воттон // БЗ. 2003. –
Дворкин, И. Концепция еврейского образования / И. Дворкин // Еврейская школа. 1993- № 1.
Дубнов, С., Динур, Б. Две концепции еврейского национального возрождения / С. Дубнов, Б. Динур. Иерусалим: Б-ка «Алия», 1990..
Евреи. По страницам истории / Сост. Асиновский С., Иоффе Э. -Минск: «Завигар», 1997
Инговатова, И. Еврейский новогодний праздник Рош-Гашана / И. Инговатова// 03.-1999 6.
Мануйлова, Ю. Еврейские праздники, обычаи, обряды / Ю. Мануйлова. Ростов н/Д: Изд-во «Феникс», 2001.
Рашовский, М.Г. Что значит быть евреем? Введение в еврейскую традицию / Пер. с иврита Гиль Пйнхас / М.Г. Рашовский. Иерусалим, 1994.
Сарашевская, Е. И. Путешествие в мир еврейской книги / Е. И. Сарашевская // БШ. 2003
Тишков, В.А. Реквием по этносу: Исследования по социально-культурной антропологии / В. А. Тишков. М.: Наука, 2003
Токарев, С.А. Религия в истории народов мира / С. А. Токарев. -М.: Политиздат, 1986.