- Вид работы: Контрольная работа
- Предмет: Культурология
- Язык: Русский , Формат файла: MS Word 9,46 Кб
Формирование христианского характера
Введение
Характер – одна из самых сложных сторон духовной жизни. Характер бывает слабый и сильный, греховный и праведный. Идеалом же для всех христиан является один и тот же характер – характер Иисуса Христа.
На формирование и развитие характера влияет все, что мы смотрим, что мы слушаем, что читаем, во что играем, чем занимаемся, с кем общаемся, а главное – о чем мы думаем. Все, что нас окружает, оказывает влияние на наш характер и способствует его формированию либо в добром, либо в злом направлении.
Тема характера очень актуальна для христианского мира. Вера во Христа неразрывно связана с тем, что мы должны стать «новым» творением. А новое творение – это и есть новый образ мышления, поведения, замена старых привычек и ценностей на новые, угодные Богу.
Тема, которая раскрывала бы пути формирования христианского характера, не просто актуальна, но и не до конца освящена. Когда речь заходит о переменах, людям часто становится некомфортно; изменение же своего внутреннего «я» еще и болезненно. Работать над изменением своего характера будет лишь тот христианин, кто твердо решил подчинить себя воли Бога.
Эта работа и посвящена краткому обзору тех путей, которые предстоит пройти христианину, дабы преобразиться в образ Христов.
Изучение жизни Иисуса и размышление над его поступками, словами, привычками является основой формирования христианского характера.
Пройти нелегкий путь преобразования помогут христианину духовные руководители, строгие учителя, Божий Дух, а также другие христиане.
Для написания этой работы была использована литература: Слово Божье, учебник А. Шульги «Развитие христианского видения», книги Д-р Стен И. Де Ковен, Лестера Самралла, а также работа Брюса Уилкинсона.
1. Пять уровней на пути преобразования характера
«Говорят, что характер – это то, кем вы являетесь, когда вас никто не видит. Этим характер принципиально отличается от поведения – внешней стороны нашей жизни. Характер – это то, что существует внутри нас» [5. С. 26].
А. Шульга в своей книге «Развитие христианского характера» приводит еще несколько определений этого понятия. Наиболее емкое и доступное – это определение словаря Ожегова С.И. и Шведовой Ю.А.: «Характер – совокупность психических, духовных свойств человека, обнаруживающихся в его поведении» [2.С. 17].
Какие же качества характеризуют христианина? Любовь, верность, кротость, терпение, смирение, отделение от мира и др.
Чтобы преобразиться в характер Христов, нужно пройти немалый путь. И заблуждаются те, которые считают, что характер человека автоматически преобразуется в момент покаяния, что Богу безразличен наш характер, поскольку грехи уже прощены, что перемена характера происходит быстро, легко и безболезненно.
Брюс Уилкинсон в своей работе «Семь ступеней духовного роста» рассматривает пять уровней на пути преобразования характера. Но прежде он отмечает, что с переменой характера умножается вечная слава христианина, проявляется внутренняя слава, в результате перемены характера христианин становится похожим на Христа.
На пути к покаянию человек имеет растленный характер. Люди с таким характером противятся Богу во всем; в них нет ни капли благочестия.
«И увидел Господь, что велико развращение человеков на земле, и что все мысли и помышления сердца их были зло во всякое время» (Быт. 6:5) [1].
В момент покаяния Господь делает свои творения новыми. Однако они уходят недалеко вперед. Они узнают Христа, но по-прежнему живут в угождении своей плоти. Такой характер можно назвать плотской. Поведение их более соответствует их естественным желаниям, чем Божьим требованиям. В Первом послании к Коринфянам 3:1-3 Господь называет их «младенцами во Христе», которых Он питает молоком, а не твердою пищею.
Однако Бог желает, чтобы характер христианина был более совершенным и приступает к работе по исправлению характера. На этом этапе Бог использует три основные дисциплинарные меры, которые упомянуты в Послании к Евреям 12:5-6. Обличение – это осторожный призыв к переменам, исправление – это тяжелое эмоциональное переживание. В это время христианин чувствует, что что-то не так, и может принять решение подчиниться Богу. Если же упорствует, Бог пускает в ход более жесткую меру – Он наказывает.
«Сын мой! Не пренебрегай наказания Господня и не унывай, когда Он обличает тебя. Ибо Господь, кого любит, того наказывает; бьет же всякого сына, которого принимает» (Евр.12:5-6) [1].
На этом уровне Бог работает над слабостью характера. Бог закаляет его (характер) при помощи испытаний, которые делают христианина более совершенным.
«С великой радостью принимайте, братия мои, когда впадаете в различные искушения, зная, что испытания вашей веры производит терпение; терпение же должно иметь совершенное действие, чтобы вы были совершенны во всей полноте, без всякого недостатка» (Иак.1:2-4) [1].
Венец Божьей работы в христианине – характер, преображенный в образ Христов. Здесь жизнь христианина наполняется плодами Духа Святого, и он возрастает в познании Господа и его путей.
2. Влияние окружения на формирование христианского характера
Достичь совершенного характера христианину помогает ряд факторов: во-первых, это Писание; во-вторых – духовные руководители, строгие учителя; в-третьих – Дух Божий; в-четвертых – другие христиане, члены церкви и готовность подчиниться Богу. Особенно важно для христианина – «быть открытыми к тем удивительным переменам, которые Господь хочет в них совершить» [5. С. 33].
2.1 Писание
духовный характер христианский церковь
«Все Писание богодухновенно и полезно для научения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности, да будет совершен Божий человек, ко всякому доброму делу приготовлен» (2Тим. 3:16-17) [1].
Жизнь верующих становится чище, когда они слушают слова Христа и исполняют их. В книге от Иоанна гл. 15 ст. 3 Иисус говорит Своим ученикам: «Вы уже очищены чрез слово, которое Я проповедал вам». «Слово Твое есть истина» (Ин.17:1) [1]; «Слово Твое – светильник ноге моей и свет стезе моей» (Пс.118:105) [1].
А. Шульга в своей работе «Развитие христианского характера» отмечает, что люди, присоединяющиеся к церкви, выросли в разных условиях и получили разное воспитание. Неправильное воспитание часто формирует неправильное мышление, отсюда и поведение.
Слово же Божье способно изменить сложившуюся ситуацию (при условии, что христианин готов подчиниться Богу). Вот, что об этом говорит апостол Петр в своем Первом послании: 1:23: «Послушанием истине чрез Духа, очистив души ваши к нелицемерному братолюбию, постоянно любите друг друга от чистого сердца, (как) возрожденные не от тленного семени, но от нетленного, от Слова Божия, живаго и пребывающего вовек» Иными словами, процесс освящения осуществляется посредством очищения банею водною, посредством слова.
«Только характер, преображенный Словом Божьим, испытавший на себе его благотворное воздействие, способен пройти через трудности и испытания» [2.С. 33].
.2 Духовные руководители, строгие учителя
Придя в церковь, христианин наблюдает иерархию. Писание пишет: «И ОН поставил одних Апостолами, других пророками, иных Евангелистами иных пастырями и учителями, Доколе все придем в единство веры и познания Сына Божия, в мужа совершенного, в меру полного возраста Христова» (Еф.4:11,13) [1].
Духовные руководители или служители церкви, как горшечник над глиной, работают над усовершенствованием характера христианина. Как виноградарь очищает хорошую ветвь, чтоб приносила много плода, так духовные руководители работают над характером христианина. Очень часто это очищение болезненно, но строгие учителя производят эту роботу.
«Лучше открытое обличение, нежели скрытая любовь» (Пр.27:5) [1].
Строгий учитель, часто бывает, неприятен и нелюбим, но именно его уроки запоминаются лучше всего. В качестве примера строгого учителя А. Шульга приводит пророка Нафана и роль его личности в жизни царя Давида. Нафан осмелился озвучить волю Бога относительно постройки дома Господнего (точнее отложить это намерение). Именно Нафан осудил грех Давида в отношении Вирсавии и ее мужа, сыграл ключевую роль в сохранении царского престола для Соломона. «Вполне логично предположить, что до самой старости Нафан оставался для Давида справедливым наставником, строгим и откровенным учителем, говорящим истину в лицо и не опускающим планку личных требований» [2.С. 67].
«Не притворяйтесь, что вы изменяетесь, если перемены не происходят! Будьте честны по отношению к самому себе, будьте открыты к Святому Духу, и преобразования произойдут!» [3.С. 139].
2.3 Дух Божий
Одним из существенных влияний на формирование христианского характера – влияние Духа Божьего. Его непременно нужно научиться слышать и беспрекословно слушать; «ибо плоть желает противного духа, а дух – противного плоти: они друг другу противятся, так что вы не то делаете, что хотели бы. Плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение благость, милосердие, вера, кротость, воздержание. На таковых нет закона. Если мы живем духом, то по духу и поступать должны» (Гал.5:17,22-23,25) [1].
Что же такое совесть? Замечательно, на мой взгляд, проанализировал это понятие пастор, учитель, евангелист Лестер Самралл в своей работе «Дух Душа и Тело».
Итак, «человеческая совесть – один из величайших даров, которые Бог дал человеку» [4.С. 170]. Без совести человек был бы животным. Он не был бы человеческой личностью. Он не был бы создан по образу и подобию Божьему. Совесть – это способность, с помощью которой человек понимает волю Бога. Совесть предназначена для управления жизнью человека. Чувство вины перед Богом приходит через совесть. Она помогает узнать людям, как следует жить перед Богом. Совесть различает то, что считается морально хорошим или плохим, это способность оценивать, судить и оправдывать дела или мысли, которые имеет человек. Человеческая совесть может быть плотской или духовной. Человек должен решить, какую совесть он хочет иметь внутри себя.
Человек может сделать свою совесть более чувствительной, если приблизится к Богу. «Ибо похвала наша сия есть свидетельство совести нашей…» (2Кор.1:12) [1]. Можно потерпеть и «кораблекрушение»: «Имея веру и добрую совесть, которую некоторые, отвергнувши, потерпели кораблекрушение в вере» (1Тим.1:19) [1]. Совесть может стучаться в дверь сердца и встретить отказ. Человеческая совесть может быть сожжена, может стать очень черствой и уже не беспокоить человека. Он должен хранить добрую, чистую совесть, духовную и радостную перед Господом. Беречь свою совесть как сокровище.
Кроме совести Дух Божий может одарить человека интуицией. «Интуиция является одной из великих способностей духовного человека внутри вас» [4.С. 166]. Человек должен осознать это и позволить интуиции литься и не подавлять ее. «Величайшее направление, в котором можно высвободить ее – Бог. Она дает вам проникновение в сущность Бога. Она дает вам откровение Бога через рожденный свыше дух» [4.С. 166]. Это откровение может касаться и области изменения характера.
2.4 Другие христиане, члены церкви
Продолжая тему Духа, нужно отметить, что Святой Дух хочет помазывать людей, Он дарит им дары. В Первом послании к Коринфянам 12:11 говорится: «Все же сие производит один и тот же Дух, разделяя каждому особо, как ему угодно».
Через этих людей, христиан Бог может работать над исправлением характера; характера того, кто готов подчиниться Богу. Это воля Божья, чтобы все люди имели глубокое знание Бога, его характера.
Новообращенные христиане подобны новорожденным младенцам, приходящие со своими болями, ложным восприятием и душами, нуждающимися в питании и внимании.
На этом этапе члены церкви должны больше своим примером показывать свой христианский характер. Иногда с любовью и осторожностью корректировать поведение новичка – христианина. Своими свидетельствами показывать необходимость изменения той или иной черты характера. Подчеркивать греховность этой черты и последствия. Слово Божье говорит: «Будем внимательны друг ко другу, поощряя к любви и добрым делам» (Евр.10:24-25) [1]; «Братия! Если и впадет человек в какое согрешение, вы духовные, исправляйте такого в духе кротости, наблюдая каждый за собою, чтобы не быть искушенным. Носите бремена друг друга, и таким образом исполните закон Христов» (Гал.6:1-2) [1].
Апостол Павел в своем Послании к Римлянам предупреждает, чтоб христиане не «сообразовались», т.е. не уподоблялись, не принимали образ и форму этого мира, не подстраивались под него. Настоящий христианин не такой как все, он отличается от этого мира. И, тем не менее, многие из христиан постепенно уподобляются этому миру (зачастую не отойдя от него). «Но преобразуйтесь обновлением ума вашего, чтобы вам познать, что есть воля Божия, благая, угодная и совершенная» (Рим.12:26) [1]. Где можно преобразовывать свой характер? Конечно же, в церкви, среди христиан; обличая и поддерживая друг друга.
Заключение
Исходя из изложенного выше, можно дать ответ на вопрос, каким образом сформировать в себе как личности, созданной Творцом, христианский характер? И ответ: прежде всего – осознать то, что твоя духовная природа требует изменений.
Формирование христианского характера начинается с момента покаяния, когда человек предоставляет себя, свою жизнь Богу, чтобы под Его руководством изменять ее.
Никто не может измениться только собственными усилиями. Обуздать свою плоть христианин может с помощью Писания, Святого Духа и соответственного окружения, оставив прежнее.
Изменить свой характер можно, только если христианин будет стремиться жить свято. Сколько бы он не работал над собой, если в его жизни есть грех – результата не будет.
Если христианину делают замечание относительно его характера, это зачастую вызывает недовольство, обиду, а иногда даже агрессию.
Принять обличение нелегко, но это еще одно орудие, которое употребляет Бог, чтобы облечь в одежды святости своего избранника.
В заключение необходимо подчеркнуть взаимосвязь между действиями Духа Святого и формированием христианского характера: если христианин не формирует свой характер, то плод его жизни не соответствует Слову Божьему.
Библиография
1. Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета Канонические. В русском переводе с параллельными местами. Библейская Лига, 2004.
. Де Ковен Стен И. Путешествие в целостность. – Ровно: «ПРИНТ ХАУЗ»,
Б.г. – 93 с.
. Самралл Лестер Дух Душа и Тело. – Санкт-Петербург: «Наука», Б.г. – 231 с.
. Уилкинсон Брюс Семь ступеней духовного роста (Часть вторая). – Киев: «Путешествие по Библии», 2003. – 83 с.