- Вид работы: Курсовая работа (т)
- Предмет: Культурология
- Язык: Русский , Формат файла: MS Word 924,34 Кб
Франция. Замки Франции
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
АЭРОКОСМИЧЕСКОГО ПРИБОРОСТРОЕНИЯ»
КАФЕДРА БИЗНЕС ИНФОРМАТИКИ
КУРСОВАЯ РАБОТА
Франция. Замки Франции
РАБОТУ ВЫПОЛНИЛ
СТУДЕНТ ГР. 8251к
Е.Д. Цветкова
РУКОВОДИТЕЛЬ
Ст. преп. Н.В. Зуева
Санкт-Петербург 2013
Содержание
1. Вступление
. Культура и архитектура Франции
.1 Культура
.2 Архитектура
. Строение средневековых замков
. Замки Луары
. Замок Пьерфон
.1 История замка
.2 Особенности замка
. Вывод
. Список литературы 1. Вступление
Данная курсовая работа освещает историю и особенности такой страницы истории Франции, как замки.
Работа состоит из пяти частей.
Первая часть – постановка задачи.
Вторая часть – культура и архитектура Франции.
Третья часть – Замки, строение замков.
Четвертая часть – Замки Луары.
Пятая часть – Замок Пьерфон. В данном разделе я расскажу про красоту замков, расположенных в бассейне реки Луары и подробно опишу свой любимый замок Франции – Пьерфон (Пьерфонд).
В заключении подведены итоги работы.
Тему для своей курсовой работы "Франция. Замки Франции" я выбрала по нескольким причинам:
· Я считаю, что выбранная мною тема актуальна в наши дни. В условии современной глобализации необходимо быть максимально эрудированным, владеть знаниями из разных областей.
· Также хочу акцентировать внимание на личную заинтересованность в этой теме. С малых лет меня интересуют история, обычаи, традиции Франции, культура страны, ее архитектура.
· Поиску ответов на некоторые из этих вопросов я посвятила свою курсовую работу.
· По выбранным мною вопросам можно найти немало информации, в том числе и «свежей», так как работа над их исследованием идёт уже долгие годы. Это значительно упростит подборку материала, и позволит рассмотреть данную тему с современной точки зрения.
Перед началом работы над курсовой передо мной стояла следующая цель: изучить как можно больше информации по выбранной теме, постараться всесторонне рассмотреть основные её вопросы, отобразить результаты исследований в курсовой и сделать вывод о проделанной работе.
Во время работы над курсовой я выявила следующие задачи:
. подобрать материал по выбранной теме (при этом необходимо учитывать, что работа над изучением замков Франции и выявлением общих черт ведётся и сейчас, потому материал должен быть максимально современным)
. изучить литературу, составить план курсовой и в соответствии с ним разделить имеющийся материал по тематике
. написать курсовую работу в соответствии с составленным планом
. проанализировать выполненное исследование. 2. Культура и архитектура Франции
.1 Культура
На протяжении многих веков Франция являлась очагом культуры. Ее культурное наследие богато и разнообразно. Именно Франция является родиной многих выдающихся математиков, философов, писателей, художников. Многие французские художники обрели славу при жизни. Их выдающийся талант и сегодня вызывает восхищение во всем мире.
2.2 Архитектура
Строго говоря не существует такого понятия как «французская архитектура». Условно историю французского зодчества можно поделить на несколько периодов.
Романский период в архитектуре (IX-XIII века)
Достоверная история французской архитектуры начинается с эпохи средневековья, с XI века. Ведущую роль в романском стиле играла церковная архитектура, отличавшаяся суровостью форм. Примерами таких сооружений являются: аббатство Клюни (фр. Cluny), базилика Сен-Сернен в Тулузе (фр. Basilique Saint-Sernin) и др.
Готический период
Франция является родиной готического стиля, который позже распространился по всей Европе. Наиболее полно готический стиль был воплощен в церковных сооружениях (соборах и базиликах). Готические соборы, строившиеся поколениями мастеров, ознаменовали высшую ступень средневекового зодчества. Их отличает устремленность ввысь и богатая пластическая обработка камня. К наиболее известным образцам готической архитектуры Франции, дошедших до наших дней, относятся базилика аббатства Сен-Дени (фр. Abbaye de Saint-Denis), служившая королевской усыпальницей, собор Парижской Богоматери (фр. Notre-Dame de Paris), Шартрский собор (фр. Cathédrale Notre-Dame de Chartres) и Амьенский собор (фр. Cathédrale Notre-Dame d’Amiens), а также Папский дворец в Авиньоне (фр. Palais des papes d’Avignon).
В этот период также получило развитие строительство укрепленых замков. Представители знати возводили замки, чтобы продемонстрировать свои силу, величие и превосходство над соперниками. К сожалению, до нас дошли немногие образцы французских средневековых замков. Наиболее известны Анжерский замок (фр. Château d’Angers). Замок Шинон (фр. Château de Chinon), Венсенский замок (фр. Château de Vincennes), а также ряд замков в южной части страны, известных как катарские замки (фр. Châteaux cathares).
Возрождение
В XV столетии, по окончании Столетней войны во Франции был сформирован новый архитектурный стиль, чему способствовали приглашенные ко французскому двору итальянские и испанские зодчие. Именно в это время были созданы великолепные здания, и сегодня вызывающие восхищение: замок Шенонсо (фр. Château de Chenonceau), замок Амбуаз (фр. château d’Amboise), замок Шамбор (фр. château de Chambord) и др. Большая часть замков эпохи возрождения сосредоточены в долине Луары.
Барокко
Следует отметить, что во Франции стиль барокко выражен скромнее, чем в других странах. Говоря об архитектурных памятниках этого периода используется термин «барочный классицизм».
Расцвет стиля, отражавшего идею торжества абсолютной королевской власти, пришелся на эпоху правления Людовика XIV. Наиболее полно барочный классицизм был воплощен в сооружениях светского характера, например, в знаменитом дворцово-парковом ансамбле Версаля (фр. Parc et château de Versailles).
Одним из архитекторов Версальского дворца стал Жюль Ардуэн-Мансар (фр. Jules Hardouin-Mansart), считающийся самым влиятельным архитектором эпохи. К другим известным творения архитектора относят Собор Дома инвалидов (фр. L’hôtel national des Invalides) в Париже.
Кроме этого, среди известных образцов данного архитектурного стиля можно назвать Площадь Станислава (фр. Place Stanislas), в Нанси, ставшую одним из самых крупных градостроительных проектов эпохи в Европе.
Среди образцов фортификационной архитектуры, созданных в это время можно отметить крепости, автором которых был выдающийся военный инженер Себастьен Ле Претр де Вобан (фр. Sébastien Le Prestre de Vauban). Его опыт позже переняли другие Европейские страны, Россия. Турция и др.
Неоклассицизм
На смену барокко в XVIII веке приходит неоклассицизм, пользовавшийся особой любовью республиканцев, пришедших к власти в результате Великой французской революции. К образцам архитектуры неоклассицизма относятся многие парижские памятники, среди которых парижский Пантеон (фр. Panthéon), служащий усыпальницей выдающихся людей Франции.
Ампир
В первой трети XIX века ампир сменил классицизм. Наиболее яркими образцами этого стиля являются Триумфальная арка (фр. Arc de triomphe de l’Étoile) и Церковь святой Марии-Магдалины (L’église de la Madeleine) в Париже.
Инженерный стиль
Вторая половина XIX века ознаменовалась новым витком развития архитектуры во Франции. Именно в это время Жорж Эжен Осман (фр. Georges Eugène Haussmann) выступил инициатором перепланировки Парижа, в результате которой город принял современный вид, с бульварами, площадями и прямыми улицами.
Кроме этого, данный период ознаменован возведением Эйфелевой башни (фр. La tour Eiffel). Башня, построенная по проекту Гюстава Эйфеля ко Всемирной выставке 1889 г., вызвала шквал негодования и критики современников, что не помешало ей со временем стать одним из символов столицы Франции.
В начале XX века популярность приобрело новое направление в архитектуре: модерн. Однако оно не получило масштабного и повсеместного распространения. Среди образцов этого стиля можно отметить работы архитектора Ле Корбюзье (фр. Le Corbusier), а также входные павильоны парижского метрополитена, созданные по проектам Эктора Гимара (фр. Hector Guimard). 3. Строение средневековых замков
Во времена средневековья замки строились по некому стандарту.
Каждый замок строился на некой возвышенности.
Холм
Насыпной холм из земли, часто смешанной с гравием, торфом, известняком или хворостом. Высота насыпи в большинстве случаев не превышала 5 метров, хотя иногда доходила до 10 и более метров. Поверхность часто покрывали глиной, либо деревянным настилом. Холм был круглый или приближенный к квадрату в основании, диаметр холма был по меньшей мере в два раза больше высоты.
На вершине возводилась деревянная, а позднее каменная, оборонительная башня, окруженная палисадом. Вокруг холма шёл заполненный водой или сухой ров, из земли которого и формировали насыпь. Доступ в башню осуществлялся через перекидной деревянный мост и устроенную на склоне холма лестницу.
Внутренний двор
Большой внутренний двор площадью (за редким исключением) не более 2 гектаров, окружающий или примыкающий к холму, а также разнообразные жилые и хозяйственные постройки – жилища хозяина замка и его воинов, конюшни, кузницу, склады, кухню и др. – внутри него. Снаружи двор был защищен деревянным палисадом, затем рвом, который заполнялся из ближайшего водоема, и земляным валом. Пространство внутри самого двора могло быть разграничено на несколько частей, либо около холма строили несколько примыкающих друг к другу дворов.
Донжон
Главная башня в европейских феодальных замках. В отличие от башен на стенах замка, донжон находится внутри крепостных стен (обычно в самом недоступном и защищённом месте) и обычно не связан с ними – это как бы крепость внутри крепости. Наряду с оборонительной, донжоны обычно выполняли функцию непосредственного жилища феодалов. Также в нём часто располагались различные важные помещения замка – оружейные, главный колодец, склады продовольствия.
Формы донжонов весьма разнообразны: в Великобритании были популярны четырёхугольные башни, но также встречались круглые, восьмиугольные, правильные и неправильные многоугольные донжоны, а также комбинации из нескольких перечисленных форм. Изменение формы донжонов связано с развитием архитектуры и осадной техники. Круглая или многоугольная в плане башня лучше противостоит воздействию снарядов. Иногда при постройке донжона строители следовали рельефу местности, например, размещая башню на скале неправильной формы.
Крепостная стена
Крепостные стены это защитные стены вокруг внутреннего двора. Они должны были быть достаточно высокими, чтобы затруднить штурм нападающих используя лестницы, и толстыми, чтобы противостоять мощи осадных механизмов, которые начиная с 15 века включали артиллерию. Типичная стена была 3 метра в толщину и 12 метров в высоту, однако размеры сильно отличались у разных замков. Чтобы защитить их от подкопов, перед крепостными стенами иногда устраивали каменные отмостки. Боевой ход на вершине крепостной стены позволял защитникам метать снаряды в противников внизу, а парапет давал им дополнительную защиту. Многочисленные башни на крепостной стене позволяли защитникам вести продольный огонь вдоль стены. Бойницы в стенах не были распространены в Европе до 13 века, так как считалось, что они могут ослабить прочность стены.
Ров
Как правило, рвы вырывались вокруг замков, как часть оборонительной системы. Они затрудняли доступ к крепостным стенам, в том числе осадным орудиям, таким как таранили осадная башня. Важное свойство заполненного водой рва – предотвращение подкопов. Зачастую реки и другие естественные водоёмы соединяли со рвами для их заполнения водой. Рвы требовалось периодически очищать от мусора, чтобы не допустить обмеления. Иногда на дне рвов ставили колья, затрудняющие преодоление его вплавь. Доступ в крепость как правило организовывался посредством подъёмных мостов.
Ворота
Традиционно городские ворота строились, чтобы предоставить точку контролируемого входа и выхода людей, транспорта, товаров и животных из обнесенного стеной города. Помимо этого, такие ворота обладали и рядом других функций. В зависимости от ситуаций и исторического контекста, городские ворота могли иметь оборонительную, защитную, торговую или иные функции. Обычно ворота охранялись стражниками, часто их закрывали на ночь. Для входа при закрытых главных воротах служила расположенная сбоку от ворот калитка. Вход был часто самым слабым звеном в защите стены. Чтобы преодолеть это, строились ворота, позволяя тем самым управлять потоками движения внутри замка. Перед воротами находилось слепое пятно, поэтому с каждой из сторон ворот были добавлены башни. Ворота обладали большим количеством защитных механизмов, чтобы сделать прямое нападение на них гораздо более сложной задачей. Обычно, была еще одна опускная решетка (герса), сделанная из дерева и армированная металлом, а также бойницы для стрельбы из лука. Проход через ворота был удлинен, чтобы увеличить количество времени которое противник должен был потратить под огнём, не имея возможности ответить, находясь в ограниченном пространстве. 4. Замки Луары
Трудно определить, какой из замков значимее других и категорично отделить одни от других по каким-либо признакам – все замки Луары значимы по-своему: стены одних принимали высокопоставленных гостей и были свидетелями подписания важных документов, стены других многократно выдерживали на себе град ядер осаждающего противника, в стенах третьих томились узники, четвёртые видели жизнь и смерть великих людей, а чьи-то стены вообще почти ничего не видели, но при этом участвовали в каких-нибудь событиях, переломивших ход истории…
Я расскажу про десять самых известных замков Луары.
"Дамский замок" Шенонсо. Это самый любимый и посещаемый из замков Луары. «Замок дам» – именно под этим именем замок Шенонсо в стиле Ренессанс вошел в историю по очень простой причине – он всегда принадлежал женщинам: Екатерине Бриссоне (Catherine Briconnet, именно она начала строительство замка в 1513 году), Диане де Пуатье (Diane de Poitiers), Екатерине Медичи (Catherine de Medicis), Луизе де Водемон (Louise de Vaudemont), мадам Дюпен (Madame Louise Dupin). Довольно романтичный с его белым кружевным силуэтом и знаменитой галереей на мосту через реку Шер (длина – 60 метров, ширина – 6 метров), а потому, наверное, и самый посещаемый в Долине Луаре. В его истории нет убийств и злодеяний, хотя без интриг, конечно же, не обошлось. Прекрасный замок, стоящий на реке Шер (Cher), король Генрих Второй (Henri II) подарил своей фаворитке Диане де Пуатье (Diane de Poitiers). Будучи старше короля на 19 лет, Диана оставалась любовницей короля в течение двадцати одного года, затмив его законную супругу Екатерину Медичи (Catherine de Medicis). После смерти короля Екатерина Медичи, все эти годы люто ненавидевшая соперницу, принудила Диану обменять изящный и светлый Шенонсо на мрачный (но справедливости ради надо заметить – в те врема, сейчас же от мрачности не осталось и следа) Шомон-на-Луаре (Chaumont-sur-Loire).
Великолепные сады раскинулись на территории, прилегающей к замку – сад Дианы де Пуатье и сад Екатерины Медичи – ежегодно весной и летом здесь высаживаются до 130 000 цветов. А сам замок окружен большим парком площадью 70 гектаров.
Замок Шамбор. А построен он был Франциском I лишь для того, чтобы король мог быть ближе к своей возлюбленной – жившей неподалёку графине Тури – и при этом в состоянии в принимать гостей в королевской резиденции. Удивительно, что для возведения такой громадины потребовалось всего 29 лет (с 1519 по 1547) – по средневековым меркам очень немного времени. Но такой темп строительства стал возможным лишь потому, что здесь была развёрнута одна из самых крупных стройплощадок эпохи Ренессанса, на которой ежедневно трудилось почти 2 тысячи рабочих. Кроме масштабов следует отметить ещё и трудность строительных работ, ведь замок возводился на болотистой местности, из-за чего рабочим пришлось вбивать сваи фундамента в землю на 12 метров, а множество трудившихся здесь строителей скончались от болотной лихорадки.
Хотя Шамбор не предназначался для отражения вражеских атак, построен он был по образцу самых укреплённых цитаделей того времени – вот почему внешние стены замка как бы окружают центральный донжон. Донжон состоит из 5ти этажей, на каждом из которых находится по 4 квадратных и 4 круглых комнаты. Задумал строительство замка и начал его строительство в 1519 году король Франциск Первый (François I). Его безудержное желание построить замок, который бы соединил в себе стиль итальянского Возрождения с традиционным французским стилем, подвигло его на мысль пригласить для осуществления этого проекта Леонардо да Винчи. Великий скульптор начал работу над воплощением идеи короля в 1517 году, но его смерть в 1519 году не позволила закончить начатое. Тем не менее, многие его замыслы были взяты за основу в строительстве замка. Работы начались спустя 4 месяца после смерти Леонардо да Винчи, и более 1 800 рабочих было задействовано в этом масштабном мероприятии. Считается, что вдохновителем данного проекта является Леонардо да Винчи, но ни один официальный источник не подтверждает это предположение: на сегодняшний день достоверно известно, что сохранилось несколько незавершенных эскизов проекта лестницы, сделанных рукой великого скульптора, и которые, возможно, послужили за основу в проектировании и строительстве лестницы.
Замок Амбуаз. Ещё в XIII столетии, а может и раньше, здесь был построен первый замок. Тогда им владел граф анжуйский Фульк Нерра, но вскоре его владения перешли к могущественному семейству Амбуазов, контролировавших переход через Луару. Вскоре, примерно в 1430х годах, владелец замка был обвинён в заговоре против короны и всё его имущество было передано государству. В 1515 году король Франции Франциск I, с детства живший в Амбуазском замке, поселил рядом с собой Леонардо да Винчи. Творцу досталось имение Кло-Люсе, соединённое с замком подземным проходом, чтобы король мог в любой момент увидеть гениального итальянца и следить за завершением работы над знаменитой Джокондой. 4 года спустя Леонардо да Винчи умер и был похоронен в замковой часовне св. Губерта.
Следующие французские монархи не проявляли к замку Амбуаз никакого интереса – дарили его родственникам, министрам, использовали в качестве тюрьмы для важных политических фигур. Замок оказался под угрозой исчезновения в годы Французской революции, но в 1872 году Третья республика отдала Амбуаз во владение Орлеанского графства, что позволило сохранить его до наших дней.
Замок Анжер. Замок Анжер долгие века служил своим хозяевам надёжным оплотом, но за свою историю он претерпел немало изменений, как приятных, так и не очень. История этой огромной каменной крепости начинается примерно в середине XI столетия, когда анжуйский граф Жоффруа II решил возвести на месте старого деревянного замка новый, укреплённый по последнему слову оборонительной науки того времени. Возведённый графом замок Анжер исправно прослужил семейству Анжу полтора столетия, пока в 1204 году их земли не были захвачены французским монархом-завоевателем Филиппом II. Все владельцы крепости старались ещё больше её укрепить. Так в 1240 году были полностью возведены массивные стены замка с семнадцатью круглыми башнями, которые мы видим и сегодня. Следующиу король Франции, Людовик II решил разнообразить внутренний двор замка Анжер, для чего распорядился построить там королевские палаты и небольшую часовенку. Следующим этапом в укреплении Анжерского замка стал 1562 год, когда Екатерина Медичи решила "осовременить" оборонительные сооружения замка. Чёрной страницей в истории крепости стало правление Генриха III, который настолько опасался восстаний протестантов, что в 1574 году приказал разобрать все 17 башен Анжера до уровня стен, а полученными в итоге камнями распорядился выложить улицы города. Однако, несмотря на такое явное снижение обороноспособности замка, король в то же время располагает на стенах артиллерийские орудия и держит крепость в полной боевой готовности, хотя башни с того времени так и остались укороченными. В 1939 году именно стены Анжера укрыли от Гитлера польское правительство, а год спустя замку пришлось вынести современную "осаду" и последующую оккупацию нацистов. Сегодня Анжер является одной из самых колоритных крепостей, входящих в число избранных замков Луары.
Замок Блуа является одним из самых крупных, разноплановых и красивых. В своё время это была любимая резиденция Людовика XII и Франциска I, которые проживали здесь практически постоянно. В конце XVI столетия в Блуа произошли исторические события – Амбуазский заговор (при разоблачении которого молодой король Франциск II был спешно вывезен в замок Амбуаз) и убийство Генрихом III своего политического оппонента Генриха I де Гиза, набравшего опасное влияние в обществе и планировавшего свергнуть короля. Гиз и его брат-кардинал были заманены во дворец Блуа и убиты королевской стражей. Через две недели после этих событий, 5 января 1589 года, в Блуа в своих покоях умерла Екатерина Медичи. После этих событий королевская резиденция Блуа потеряла былое значение и величие. При Людовике XIII здесь жила его мать Мария Медичи. О судьбе дворца вспомнили лишь в XIX столетии – Луи-Филипп I Бурбон не пожалел денег на полную реставрацию, замену всей мебели и красочное декорирование разорённых за годы революции королевских покоев.
Замок Валансе запоминается посетителям своими садами и необычными формами башен, но кроме того история его связана с одной очень колоритной исторической личностью. Речь идёт об одном из самых хитрых и беспринципных политиков в истории Франции – Шарле Талейране, о котором даже Наполеон когда-то сказал: "Лицо Талейрана столь непроницаемо, что совершенно невозможно понять его. Ланн и Мюрат имели обыкновение шутить, что если он разговаривает с Вами, а в это время кто-нибудь сзади дает ему пинка, то по его лицу Вы не догадаетесь об этом". Но Талейран даже ещё не родился, когда был заложен первый камень в фундамент будущего замка Валансе. Произошло это на рубеже X-XI столетий, хотя по сути тогда это был ещё не замок, а простая оборонительная башня. Первый же настоящий замок появился лишь в XIII веке, благодаря местному феодалу Готье де Валансе. От первого расширения до нас сохранился Гвардейский зал со сводчатым потолком, попасть в который можно по подземному коридору. от Валансе, который мы видим сегодня, появился в 1540 году, благодаря Жаку д’Эстампу, удачно женившемуся на дочери богатого финансиста и решившего построить для своей семьи подобающее окрепшему финансовому положению жилище. В результате старое здание было почти полностью снесено, а на его месте построен новый замок. В 1803 году замок Валансе покупает тогда ещё министр иностранных дел при Наполеоне Шарль Талейран. Просто Наполеону потребовалось место, где он мог бы принимать важных гостей и он подрядил Талейрана найти ему такое место.
Замок Лош – один из самых древних замков Луары. Предлагаю вкратце ознакомиться с историей этого удивительного строения. Донжон замка Лош является древнейшим из всех сохранившихся до нашего времени средневековых донжонов Франции. Строительство на этом месте было начато ещё в далёком IX столетии, тогда была построена лишь деревянная башня, оберегающая прилегающее к ней селение и связанная с ним проложенными в скалах подземными туннелями. Эти земли принадлежали Анжуйскому графу Фульку Рыжему, но история крепости Лош начинается с того момента, когда графом стал его преемник, Фульк Нерра, жестокий завоеватель, всю жизнь сражавшийся за соседние земли с семейством де Блуа. Именно Фульк Нерра распорядился построить на этом месте квадратную крепость из камня. Вообще он был буквально одержим строительством оборонительных донжонов в этих местах, но такие действия были протиктованы эпохой, в которой жил граф. Постоянные войны попросту вынудили его возвести с десяток крепостей на своих землях для защиты от захватчиков. Строительство донжона замка Лош было начато в 1005 году и велось где-то до 1070 года. При сравнительно скромных размерах (25 на 15 метров) и 38-метровой высоте, донжон был практически неприступен, т.к. толщина его стен достигала 3х метров, цифра для тех времён достаточно внушительная. Как и полагается, в стенах были выдолблены бойницы, а наверху располагались машикули, позволяющие обороняющимся окатывать врага градом метательных снарядов. Постепенно вокруг донжона вырастали новые укрепления, на эти земли больше никто не нападал, но такая идиллия рано или поздно должна была закончиться. Перемены произошли после того, как последний из семейства Фульков женился на дочери короля Англии – их сын, Генрих Плантагенет, впоследствии взошедший на английский престол в 1154 году, был вынужден выступить против французского монарха Филиппа-Августа, захватившего большую часть земель Плантагенетов. Перемены произошли после того, как последний из семейства Фульков женился на дочери короля Англии – их сын, Генрих Плантагенет, впоследствии взошедший на английский престол в 1154 году, был вынужден выступить против французского монарха Филиппа-Августа, захватившего большую часть земель Плантагенетов. После смерти Генриха II Плантагенета его сын, Ричард Львиное Сердце, отправился на Святую землю в Третий крестовый поход, но по возвращении был пленён австрийским императором Генрихом VI, что позволило Филиппу-Августу получить от брата Ричарда, Жана Безземельного, множество поместий Плантагенетов, в число которых входил и Лош. Обретшему свободу Ричарду Львиное Сердце в 1195 году понадобилось всего лишь 3 часа, чтобы вернуть себе Лош. В 1205 году замок сделали государственной тюрьмой.
Замок Ланжэ – очередной живописный пример архитектуры раннего Средневековья, входящий в список избранных замков Луары. Ланжэ считается самой старой каменной крепостью Франции, дожившей до наших дней. Крепость была построена примерно тогда же, когда и замок Лош – при Фульке Нерра, который за короткий промежуток времени построил несколько крепостей для защиты своих земель от набегов кровных врагов (семейства де Блуа), и замок Ланжэ как раз был одним из первых оборонительных сооружений графа. Изначально, на рубеже X-XI столетий, Ланжэ представлял собой стоящую на отвесной скале небольшую каменную усадьбу, которая была немного расширена в XII веке потомком Фулька Нерра – небезызвестным Ричардом Львиное Сердце. Впоследствии от неё остался лишь высокий донжон – остальная часть цитадели была полностью разрушена во время Столетней войны. В XII столетии ещё не разрушенный замок Ланже был пожалован Филиппом III своему фавориту, Пьеру де ла Бросу, который вскоре впал в немилость и был в 1278 году торжественно повешен. После нерадостной кончины владельца, замок оставался в забвении достаточно долго, пока на него не обратил внимание взошедший на престол Карл VII. Только вот вместо того, чтобы укрепить крепость, король посчитал целесообразным разрушить все оборонительные сооружения кроме башни-донжона, чтобы коварные англичане не вздумали воспользоваться удобным местоположением Ланжэ. Тот замок, который мы видим сегодня, был построен во второй половине XV века, уже при Людовике XI, причём строительство велось ударными темпами – за короткий промежуток времени были выгнаны две высокие круглые башни, два жилых корпуса, главный вход с подъёмным мостом и ещё одна большая башня, замыкающая получившийся каменный комплекс. Вокруг новопостроенной крепости были вырыты рвы, до сих пор заполненные водой. К сожалению (хотя это с какой стороны посмотреть), вскоре в долине Луары воцарился мир и замок Ланжэ потерял своё стратегическое значение и, как следствие, надобность в дальнейшем строительстве, поэтому внутренний двор с великолепными фасадами со множеством окон и тремя аккуратными башнями с винтовыми лестницами так и не был завершён. Но даже то, что Людовик XI успел построить, достойно восхищения. 6 декабря 1491 года здесь состоялась долгожданная свадьба между Карлом VIII и Анной Бретонской, положившая конец войнам между двумя великими державами, но по иронии судьбы сам Франсуа Орлеанский, создавший все условия для этого события (и даже расстроивший помолвки Карла VIII с Маргаритой Бургундской, дочерью будущего императора Австрии Максимилиана, и между тем же Максимилианом и Анной Бретонской), по дороге домой упал с лошади и расшибся насмерть всего за 11 дней до исторической свадьбы. После этого замок Ланжэ пошёл по рукам, пока не оказался в 1885 году во владении Жака Сигфрида, который потратил более двух десятилетий на его восстановление.
Замок Азе-лё-Ридо. Первые упоминания о замке Азе-лё-Ридо уносят нас в конец XI – начало XII веков. Самое первое здание замка подвергалось и неоднократым разрушениям, и вандализму, и перестройкам. Реконструированый в конце XV века и в таком виде сохранившийся до наших дней, этот замок знаменует собой переход от Готики к Ренессансу, тем самым утверждая новую концепцию жилой постройки, которая больше не является оборонительной крепостью и становится элегантной загородной резиденцией. Расположенный в романтическом парке, замок сохраняет замечательное единство стиля: совершенная комбинация традиционных элементов и элементов Италицизма. Полностью меблированные помещения проносят нас во времени через века, рассказывая о жизни самых известных обитателей замка.
Замок Юссе. Говорят, что Шарль Перро (Charles Perrault), завороженный сказочной красотой замка Юссе, сегодняшнее здание которого было возведено в XV-XVI веках, окруженного зеленью деревьев, вдохновился на создание своей "Спящей красавицы". Не случайно сегодня это поместье известно под именем «замок спящей красавицы». Возведенный в XV-XVI веках замок Юссе в стиле Ренессанс вошел в историю тем, что ни один король никогда не останавливался здесь, хотя королевские покои были оборудованы на случай неожиданного визита королевской особы. Сегодня королевская спальня хранит облик XVIII века, а замок в целом обставлен великолепной мебелью, которая представляет огромную историческую ценность. В замке также представлены: коллекция оружия, фламандские гобелены, а также экспозиция восковых фигур по мотивам сказки Перро. 5. Замок Пьерфон
5.1 История замка
Замок Пьерфон был построен вблизи Компьена (Compiegne) в XII веке. На рубеже XIV-XV веков, в разгар столетней войны, герцог Людовик Орлеанский получает эти земли от своего брата – короля Карла VI. Пьерфон и окрестные земли Крепи (Crepy), Бетизи (Bethhisy), Ля Ферте-Милон (La Ferte-Milon) входят в состав графства Валуа. Людовик Орлеанский был регентом при потерявшем рассудок короле и обеспечивал управление государством до своей смерти. В начале XV века по приказу Людовика Орлеанского строятся новые и переделываются уже существующий замки и оборонительные сооружение в долине рек Уаз (Oise) и Урк (Ourcq). Работы по переделке замка Пьерфон возглавляет королевский архитектор Жан Черный (Jean Le Noir). Строительство завершилось уже после смерти Людовика Орлеанского, убитого в 1407г. по приказу своего кузена герцога Бургундского Жана Бесстрашного. Мощные стены нового замка успешно отражают многочисленные осады англичан, бургундцев и королевских войск.
В конце концов в XVI веке замок попадает в руки Антуана д’Эстре, маркиза де Кёвр, отца красавицы Шабриэль д’Эстре, – фаворитки (по нашему «любовницы») короля Генриха IV Наварского. В начале XVII века маркиз де Кёвр, сын Генриха IV и Габриэль д’Эстре принимают сторону принца Кондэ в борьбе высшей аристократии Франции и молодого короля Людовика XIII, сына Генриха IV и его второй супруги Марии Медичи. В середине XVII века замок разрушают по приказу кардинала Ришелье. В начале XIX века развалины замка являются местом романтического отдыха. В 1813 году император Наполеон I покупает эти земли, благо находятся они в непосредственной близости от его Компьенской резиденции. Наполеон III (племянником он Наполеону Главному являлся), избранный президентом Франции в 1848г и ставший императором в 1853, владеет дворцом в Компьене. А так как он являлся фанатом археологии, то и обращает он свое особое внимание на восстановление замка Пьерфон, который должен стать его королевской резиденцией. Работы возглавляет лучший специалист по средневековой архитектуре Виоле-лё-Дюк (Viollet-le-Duc), который руководил реконструкцией замков и соборов (на его счету Парижский Нотр-Дам и Шартрский Собор). Реставрация замка начинаеся в 1857г. Вторая империя, как всем известно из школьного курса истории, пала в 1870-71гг. А в 1879г архитектор Виоле-лё-Дюк скончался. Работы по восстановлению замка Пьерфон продолжаются до 1884г и руководит ими ученик Виоле-лё-Дюка архитектор Ураду.
5.2 Особенности замка
франция замок пьерфон архитектура
Расскажу теперь о самом замке Пьерфоне. Замок выглядит очень изящно, несмотря на то, что толщена его стен и башен составляет 5-6 метров. Пьерфон имеет прямоугольную форму 103×88м. Двор внутри замка называется Двором Чести с колодцем и конным памятником Людовику Орлеанскому.
Внутри замка очень интересны рисунки, показывающие в насколько руинированном состоянии он находился до начала реставрации. В гостиной представлены разные химеры и прочие чудища – фантастическая фауна средневековья, вырезанная из венгерского дуба Виоле-лё-Дюком. В зале гипсовых работ представлены его же эскизы-работы, которые использовались потом как образцы для каменных скульптур при оформлении восстановленного замка.
Самыми красивыми являются два сообщающихся зала – Гербовый зал и зал рыцарских дам. Один зал плавно переход в другой. Их оформление было заказано в период второй империи – об этом свидетельствует общий выдержанный стиль и весьма характерная для того периода мебель. Вдоль стены зала расположены стилизованные гербы. Зал поражает своими размерами, весьма необычными для средневековых замков: 64м в длину, 9.5 в ширину и 12 – в высоту. В южной части зала 5 фигур рыцарей. А над камином в северной – 9 рыцарских дам, которые олицетворяют античных богинь. Круговые диваны в центре зала тоже сделаны по эскизам лё-Дюка. Находящиеся здесь до недавнего времени доспехи из коллекции Наполеона III были перенесены в Париж в Музей вооруженных сил в комплексе Инвалидов.
И уже на выходе из покоев мы видим макет замка. (Только на макете или с высоты птичьего полета можно увидеть замок со всех возможных точек и по достоинству оценить всю его красоту).
Рядом с замком расположено красивое озеро. Также привлекает внимание красивый дом и рядом два очень красивых шато (здесь – башенки).
Пьерфон расположился в 67-ми километрах от Парижа. И по своей оборонительной способности наверняка не уступал Камелоту. Но не смотря на грозные башни внутри он полон роскоши достойной королей.
Часто в фильмах, которые снимают в Пьерфоне, во внутреннем дворе крепости виден конный памятник, это Людовик Орлеанский, один из владельцев замков. Именно он в 14 веке сделал из Пьерфона настоящую средневековую крепость.
Рис.1. Памятник Людовику Орлеанскому. Кадр из фильма «Мерлин»
Рис.2. Гербовый зал и зал Рыцарских дам
Рис.3. Замок насыщен мистическими чудовищами, они повсюду на стенах и башнях 6. Вывод
Франция – страна с необычно удивительной культурой, величие средневековых замков удивляет каждого, кто видел их своими глазами. То, как выбирали место постройки замка, украшали замки, заставляет задуматься о том, что требовалось большое мастерство, чтобы построить даже самый простой замок. 7. Список литературы
1. http://baranovna.narod.ru/France2005/08Pierrefonds.htm
2. http://www.casteland.com/pfr/chateau/picardie/oise/pierrefonds/pierrefonds.htm
. http://www.razlib.ru/istorija/rycar_i_ego_zamok_srednevekovye_kreposti_i_osadnye_sooruzhenija/p3.php
. http://lifeglobe.net/entry/1638
. http://www.infrance.ru/tourisme/art-regions/loire/chateaux-loire.html