- Вид работы: Курсовая работа (т)
- Предмет: Культурология
- Язык: Русский , Формат файла: MS Word 7,23 Мб
Коллаж в технике фриформ
ВВЕДЕНИЕ
Технологии коллаж и фри форм обе творчески сильные. Дают простор для реализации самых смелых идей. Этим они привлекают художников и любителей искусства. Рассматриваемая нами проблема связана с исследованием процесса создания коллажа в технике фриформ.
Выше обозначенный процесс не освящен в научной литературе. Есть отдельные труды по технике коллажа, техника фриформ не получила еще достаточного изучения, и систематизация ее элементов, приемов и узоров еще до конца не выведена. В данной курсовой работе дается попытка систематизации, разбора техники фриформ, поэтому настоящее исследование имеет технологический и теоретический интерес.
Объектом исследования является творческий процесс создания коллажа в технике фриформ. Предмет исследования – коллаж в технике фриформ.
Исходя из проблемы исследования нами была поставлена цель: выявление возможностей выполнения коллажа в технике фриформ. Для достижения поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи:
Изучить исторические и технологические сведения о коллаже в технике фриформ.
Проанализировать процесс создания коллажа в технике фриформ.
Структура курсовой работы: исследование состоит из введения, основной части (включающий теоретические и практические вопросы), практической части (композиционные и технологические поиски, а также анализ процесса создания работы), приложения в виде иллюстраций и эскизов к проекту и презентации к выступлению.
Гипотеза: Если выполнить коллаж в технике фриформ, то технологические особенности этого процесса будут более ясны.
ГЛАВА 1. ИСТОРИЧЕСКИЕ И ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ СВЕДЕНИЯ О КОЛЛАЖЕ В ТЕХНИКЕ ФРИФОРМ
.1 История развития коллажа
коллаж фриформ техника
Коллаж (от фр. <#”883607.files/image001.gif”>
Рисунок 1
Шишечка. Объемный элемент по форме напоминающий шишку. Небольшое количество петель связывается в кольцо и обвязывается столбиками с постепенным сужением от ряда к ряду. (Рисунок 2)
Рисунок 2
Спираль, ракушка. Основа для вязания спирали схема круга, элементы – столбики с различным количеством накидов, могут также применятся витые столбики, рачий шаг и другое. Основа для вязания ракушки схема овала за счет последовательного увеличения накидов в столбиках. [14] (Рисунок 3)
<#”883607.files/image007.gif”>
Рисунок 4
Рачий шаг. Обычно используется для обвязывания края изделия. Выполняется слева направо. (Рисунок 5)
Рисунок 5
Кулечек. Из одной петли вывязываются столбики с накидом, провязанные до конца и связанные вместе. (Рисунок 6)
Рисунок 6
При вязании в технике фриформ используются также и другие самые различные приемы вязания.
Техника коллажа и фриформ относительно молоды. Свое развитие получили в последнее столетие. Художники искали новые средства выражения своих творческих идей. Техника фриформ развивается на основе старых достижений и в соединении различных техник вязания и рукоделия, дополняя новыми интересными приемами, элементами и узорами. В данной курсовой работе рассматривались отдельные, часто встречающиеся элементы фриформа.
ГЛАВА 2. ПРОЦЕСС СОЗДАНИЯ КОЛЛАЖА «ДУБОК» В ТЕХНИКЕ ФРИФОРМ
.1 Дуб – лесной долгожитель
Дуб неоднократно воспетое в сказаниях, легендах, пословицах и поговорках многих народов, населяющих нашу планету. Да и есть за что. Именно о таком дереве слагались в народе песни, а поэты писали стихи. «Патриархом наших лесов» называл его А. С. Пушкин. [5]
У некоторых народов считалось, что поваленные бурей дуплистые деревья могут возвращать человеку молодость и приносить здоровье. Таким деревом в поэме Г. Лонгфелло «Песнь о Гайавате» оказывается дуб:
На пути их, в дебрях леса
Дуб лежал, погибший в бурю,
Дуб-гигант, покрытый мохом,
Полусгнивший под листвою,
Почерневший и дуплистый.
Увидав его, Осезо
Испустил вдруг крик тоскливый
И в дупло, как в яму, прыгнул.
Старым, грязным, безобразным,
Он упал в него, а вышел –
Сильным, стройным и высоким, статным юношей, красавцем! [16]
Дуб – лесной долгожитель. Известны деревья, которые прожили две тысячи лет. Дуб – живучее дерево. Мощный корень дуба уходит глубоко в землю, надежно, как якорь, удерживая ствол в вертикальном положении и снабжая дерево влагой и питательными веществами. Недаром в народе говорили: «Держись за дубок – дубок в землю глубок». Случалось, нападали на дерево полчища гусениц, полностью уничтожая листья. Конечно же, другое дерево давно бы погибло, но дуб выживал. Этим же летом на нем появлялись новые листья. Дуб не погибнет даже и тогда, когда срубят дерево лесорубы, оставив один только пень. Пройдет время, и от пня потянутся к солнцу молодые побеги с крупными листьями. Это проснутся спящие почки, которые десятилетиями дожидались своего часа. Одна, самая сильная ветка станет в будущем новым стволом.
У многих народов мира дуб почитался как символ крепости, могущества и долголетия. Древние люди поклонялись не только отдельным деревьям, но и целым дубравам, которые называли священными. Некоторые народы считали, что священные дубы могут избавить человека от недугов и оградить от всяческих напастей. Кавказские горцы «лечились» у священных дубов от лихорадки, просили о помощи во время нашествия на сады и поля саранчи. С какими только просьбами не приходили люди к дубу и, конечно же, старались задобрить дух дерева различными приношениями. Проходя мимо, путники оставляли у священных дубов свои посохи, палки и клюки, считая, что такая жертва обеспечит им благополучие в дальнейшем пути. Тяжкий грех совершал тот человек, который причинял вред дереву.
Поклонялись могучим дубам и в Древней Руси. Деревьям-кумирам приносились обильные жертвы. Под сенью священных дубов устраивались важные совещания и вершились праведные суды.
Издревле все части дуба человек использовал для своих хозяйственных нужд. Дубовая кора содержит большой процент дубильных веществ и находит применение в медицине и кожевенном деле. На Руси обработка кожи дубовым корьем была настолько распространена, что этот процесс стали называть дублением даже в тех случаях, когда кожу обрабатывали ивовой корой или солями хрома. Самое ценное в дубе – это его древесина. Вот почему, создавая русский флот, Петр I издал специальные охранные указы. Если за заповедное дерево какой-либо другой породы налагался штраф 10 рублей, то за дуб порубщик подвергался смертной казни. В 1719 г. рубить дуб было запрещено по всей России. Особенно высоко ценилась древесина дуба – летняка, или дуба летнего. Наиболее ценная древесина находится ближе к сердцевине. Более выдержанная, она не коробится и не растрескивается. Это учитывают мастера, имеющие дело с дубом.
Древесина дуба крепкая, тяжелая и твердая, гибкая и упругая, хорошо раскалывается в радиальном направлении. Во все времена дуб чаще всего использовался там, где требовалась особая прочность и долговечность. Дуб применяли при строительстве подводных частей деревянных мостов, свай под фундаменты домов, различных гидротехнических сооружений и крепостных укреплений. При строительстве Кремлевского Дворца съездов строители обнаружили в котловине остатки крепостных укреплений, построенных в XII в. из мощных дубовых кряжей.
Изображение дуба можно встретить на гербах городов. [6] (Рисунок 7)
<#”883607.files/image013.gif”> <#”883607.files/image014.gif”>
Рисунок 8
Подготовка основы коллажа – холст. (Рисунок 9)
Рисунок 9
Перевод рисунка на холст. (Рисунок 10)
Рисунок 10
Вывязывание и пришивание на основу элементов фриформа, ткани, кожи.
Оголенная древесина. (Рисунок 11)
Рисунок 11
Кора. (Рисунок 12)
Рисунок 12
Мох. (Рисунок 13)
Рисунок 13
Крона. (Рисунок 14)
Рисунок 14
Рисунок 15
Пришиваем бусины. (Рисунок 16)
Рисунок 16
Натягиваем холст на подрамник. (Рисунок 17)
Рисунок 17
Оформляем работу
Коллаж в технике фриформ позволяет передать фактурность и движение.
Применение различных элементов повышает интерес к работе. Использование ткани, кожи и технологии сухого валяния позволили сосредоточить внимание зрителя на главном – ствол дерева с его разнообразной фактурой.
Главная проблема при работе была выбрать подходящие средства для реализации идеи.
Некоторые идеи приходили прямо вовремя работы, не всегда получалось спрогнозировать результат, поэтому и работа велась от центра композиции к менее значимому в композиции.
В некоторых случаях приходилось переделывать отдельные части композиции, менять задуманное изначально. Но этот путь который проделан обогатил опыт, а это, по сути, главная цель всякого дела.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В ходе курсовой работы поставленная цель – выявление возможностей выполнения коллажа в технике фриформ – была решена. Поставленные задачи выполнены. Гипотеза – если выполнить коллаж в технике фриформ, то технологические особенности этого процесса будут более ясны – подтвердилась.
Были изучены исторические и технологические сведения о коллаже в технике фриформ. Техника коллажа и фриформ относительно молоды. Свое развитие получили в последнее столетие. Художники искали новые средства выражения своих творческих идей. Техника фриформ развивается на основе старых достижений и в соединении различных техник вязания и рукоделия, дополняя новыми интересными приемами, элементами и узорами. В данной курсовой работе рассматривались отдельные, часто встречающиеся элементы фриформа.
Коллаж в технике фриформ позволяет передать фактурность и движение. Применение различных элементов повышает интерес к работе. Использование ткани, кожи и технологии сухого валяния позволили сосредоточить внимание зрителя на главном – ствол дерева с его разнообразной фактурой.
Главная проблема при работе была выбрать подходящие средства для реализации идеи. Некоторые идеи приходили прямо вовремя работы, не всегда получалось спрогнозировать результат, поэтому и работа велась от центра композиции к менее значимому. В некоторых случаях приходилось переделывать отдельные части композиции, менять задуманное изначально. Но этот путь, который был проделан обогатил опыт, а это, по сути, главная цель всякого дела.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Болдина О. Фриформ. [Электронный ресурс] /Режим доступа: <http://www.mirvyazaniya.ru/freeform.html>
. Высоцкий Г.Н. О дубравах в Европейской России и их областях // Лесной журнал. 1913. № 1-2. С. 154-171.
. Даглдиян К. Т. Декоративная композиция: учебн. Пособие / К. Т. Даглдиян. Изд. 2-е, перераб. и доп. – Ростов н/Д : Феникс, 2010. – 312, [1] с. ил. – (Высшее образование)
. Денисов В.С. , Глазова, М.В. Восприятие цвета [Текст]. / -В.С. Денисов – М.: Эксмо, 2009. – 176 стр.
. Дуб – лесной долгожитель. [Электронный ресурс] Режим доступа: <http://www.sibirles.ru/catalog_65.html>
. Дуб. [Электронный ресурс] Режим доступа: <http://ru.wikipedia.org/wiki/Дуб>
. Голубева, О.Л. Основы композиции [Текст] /- О.Л. Голубева – М.: Искусство, 2004. – 120 стр.
. История коллажа [Электронный ресурс] Режим доступа: www.ges-design.ru <http://www.ges-design.ru>
. Кабалина Л. Я. Коллаж как искусство [Электронный ресурс] /Режим доступа: <http://festival.1september.ru/articles/591461/>
. Карухина С. И. Элемент фриформа – спираль. [Электронный ресурс] /Режим доступа: <http://kela.ru/category/master-classes-on-freeform/>
. Коллаж. [Электронный ресурс] /Режим доступа: <http://www.krugosvet.ru/enc/kultura_i_obrazovanie/izobrazitelnoe_iskusstvo/KOLLAZH>
. Кришталева В. С. Вязание узоров крючком. – М.: Легпромбытиздат, 1987.
. Мантей С. Бриттейн. А. Вязание крючком для "чайников". Как научиться вязать крючком. Схемы, модели, узоры = Crocheting for Dummies. – М.: «Диалектика» <http://ru.wikipedia.org/w/index.php?title=%D0%94%D0%B8%D0%B0%D0%BB%D0%B5%D0%BA%D1%82%D0%B8%D0%BA%D0%B0_(%D0%B8%D0%B7%D0%B4%D0%B0%D1%82%D0%B5%D0%BB%D1%8C%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%BE)&action=edit&redlink=1>, 2010.
. Полная энциклопедия женских рукоделий / Пер. с франц. – М.: Восхождение, 1992. – 608 с.
. Расина, Е.В. Валяние. Практичные и забавные вещи [Текст]. /- Е.В. Расина – М.: ОМГ, 2010. – 32 стр.
. Токарев С. А. Мифы народов мира. Энциклопедия / М.: Рос. энциклопедия, 1997. – С. 679. – 719 с.
. Чичикало Н. Фриформ. Удивительная техника вязания красивых вещей. /Азбука рукоделия: ЭКСМО, 2008 г. 64 стр.
. Шинковская, К.Н. Войлок. Все способы валяния [Текст]. /- К.Н. Шинковская – М.: АСТ-Пресс Книга, 2012. – 176 стр.
. Шорохов, Е.В. Основы композиции [Текст]. / – Е.В. Шорохов- М.: Просвещение, 1979. – 304 стр.