Меню
  • Главная
  • Новости
    • Cтатьи, культурология
  • Учебные материалы
    • Основные темы по культурологии
    • Студенческие работы
  • Редакция
    • Вопросы по культурологии
  • Архивы по культурологии

Франс Халс

Культурология
Подробнее о Культорологии: Скачать доклад

  • Вид работы: Доклад
  • Предмет: Культурология
  • Язык: Русский , Формат файла: MS Word 5,82 kb

Франс Халс

Франс Халс

Родился в Антверпене между 1581 и 1585 в семье ткача. Приехав в Харлем, учился (ок. 1600–1603) у К. ван Мандера; в 1610 был принят в местную гильдию художников («гильдию святого Луки»). Испытал большое влияние караваджизма (проявившееся в любви к ярким бытовым типажам, представленным крупно и экспрессивно), но главным выразительным средством стали у него не караваджистские световые контрасты, а сама красочная стихия, живой, динамичный мазок, с годами все более смелый и легкий. Известны и его религиозные образы (Евангелист Лука и Евангелист Матфей, ок. 1623–1625, Музей западного и восточного искусства, Одесса), но главным руслом творчества Халса был портрет, великим реформатором которого он явился.

Его самые масштабные вещи – большие многофигурные портреты – выразительно обозначили как его творческую зрелость, так и позднюю манеру (все они хранятся в Музее Ф.Халса в Харлеме). В «офицерских пирушках» (два Банкета офицеров стрелковой роты святого Георгия, 1616 и 1627; Банкет офицеров стрелковой роты святого Адриана, 1633) сквозь все условности светского ритуала и иерархию чинов проступает радушный праздничный оптимизм, чувство социальной солидарности, выражающей гордое самосознание нидерландского общества в раннюю пору его независимости. Картинам свойственны энергичная красочная лепка, теплые и мажорные цветовые акценты. Напротив, в поздних портретах регентов и регентш приюта для престарелых (оба произведения – 1664, там же) доминирует скорбное чувство бренности всего земного. Вялость, старческая апатия, застылость, порою почти смертное оцепенение, подчеркнутые пассивной статикой фигур и сумрачным колоритом, – все это в целом складывается в образы глубоко трагические.

Чистая радость бытия часто берет верх в его супружеских портретах (И.Масса с женой – наиболее гармонически-«ренессансное» произведение мастера, ок. 1621, Государственный музей, Амстердам). Однако персонажи чутко выражают динамические превратности бытия: один и тот герой (В. ван Хейтхейзен, портреты конца 1620–1630-х годов) в одной картине (Государственный музей, Вадуц) выглядит чопорным и чванным рыцарем, а в другой (Королевские музеи изящных искусств, Брюссель) – добродушно-лукавым мудрецом. Характерное для Халса внеиндивидуальное обаяние образов выражается в простодушном самоупоении (Юнкер Рамп с подругой, ок. 1623, Музей Метрополитен, Нью-Йорк; Портрет офицера, 1620-е годы, Музей собрания Уоллес, Лондон) либо в более интеллектуально-тонкой гордости (Молодой человек с перчаткой в руке, Мужской портрет, оба портрета – 1650-е годы, Эрмитаж, Петербург), но в любом случае картины кажутся частицами единого человеческого моря. Еще более непринужденно всплески этой одушевленной стихии проступают в жанрово-бытовых, типажных портретах художника, где живописная манера нередко становится предельно раскованной, как бы анархически-лихой. Мулат (Музей изобразительных искусств, Лейпциг), Цыганка (Лувр, Париж), Мальчик-рыбак (Королевский музей изящных искусств, Антверпен; все работы – ок. 1630) чаруют своим задором, героизмом веселой нищеты. Напротив, в образе содержательницы трактира (Малле Баббе, ок. 1630, Картинная галерея Государственных музеев, Берлин) социальное дно выглядит пугающе мрачным.

Шнитке. Жизнь и творчество

Необычайно свободная, размашистая манера письма Халса способствовала даже сложению легенды о том, что мастер привык писать в состоянии опьянения; однако современные ему источники сообщают лишь, что он «жил в свое удовольствие», поздние годы, однако, провел в бедности.

Умер Халс в Харлеме 29 августа 1666. В исторической перспективе его творчество заняло – среди свершений голландской живописи барокко – почетное второе место после искусства Рембрандта. В Харлеме существует Музей Ф.Халса.

Похожие записи

Азербайджанские чеканные медные изделия

Культурология

Значение А. А. Иванова в религиозной живописи

Культурология

Миф о Кеике и Алкионе

Культурология

Рубрики

  • Cтатьи
  • Архивы по культурологии
  • Вопросы по культурологии
  • Новости
  • Редакция
  • Социология как наука
  • Студенческие работы
  • Учебные материалы
  • Основные темы по культурологии

Последние статьи о культурологии

  • Культурная антропология
  • Теоретические подходы к пониманию природы культуры
  • Господство сократической философии
  • Георг Зиммель и Освальд Шпенглер
  • Противостояние культуры и цивилизации
  • Духовная культура
  • Культурно-исторический подход к культуре. Основные варианты культурно-исторической типологии
  • Данилевский
  • Тойнби
  • Общая концепция цивилизаций
  • Ясперс
  • Своеобразие архаической культуры (первобытно-синкретической)
  • Транзитивный контекст современной культурной политики
  • ТЕМА 2. Возникновение и становление культуры в первобытном обществе и древних цивилизациях
  • Культура Древней Греции и Дpевнегo Рима
  • Культура Западноевропейского Средневековья
  • Культура эпохи Возрождения и Нового времени до второй половины XIX века
  • ТЕМА 6. Своеобразие русской культуры в ее историческом становлении
  • ТЕМА 7. Цивилизация и культура XX века
  • Выполнение контрольной работы
  • Темы контрольных работ и рекомендуемая литература
  • Основные функции культуры
  • Понятие «Культура»
  • Основные культурологические школыКультурно-исторические типы Данилевского
  • Особенности концепции Тойнби
  • Осевое время в концепции Ясперса
  • Культура в концепции З.Фрейда
  • Понятие культуры как символ в концепции Кассирера
  • Элитарная и массовая культура



© 2011 - 2021 Copyright :: Культурология / карта сайта | культура
При копировании материалов с сайта обратная активная ссылка обязательна.