- Вид работы: Отчет по практике
- Предмет: Культурология
- Язык: Русский , Формат файла: MS Word 73,59 Кб
Гастрольные туры ФГБУК ‘Государственный Академический Малый Театр’
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«РОССИЙСКИЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ им. Г.В. ПЛЕХАНОВА»
КАФЕДРА ГОСТИНИЧНОГО И ТУРИСТИЧЕСКОГО БИЗНЕСА
специальность «ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ НА ПРЕДПРИЯТИИ (КУЛЬТУРЫ)
ОТЧЕТ О ПРЕДДИПЛОМНОЙ ПРАКТИКЕ
Место прохождения практики: ФГБУК «Государственный Академический Малый Театр»
Срок практики с «3» марта 2014 г. по «30» марта 2014 г.
Выполнила студентка
курса группы №57
Урманчиева Кира Александровна
Руководитель практики от Университета:
Ларина Юлиана Олеговна
Москва 2014
Содержание
театр гастрольная организационная
Введение 3
Глава I. Общая характеристика учреждения 5
Глава II. Анализ гастрольной деятельности учреждения 16
Глава III. Изменение организационной структуры административно-гастрольного отдела в период 2009-2013 гг.. 25
Заключение 30
Список использованной литературы 31
Введение
Преддипломная практика студентов является важной составной частью подготовки студентов по основной образовательной программе высшего профессионального образования по специальности 080502 «Экономика и управление на предприятии (культуры и искусства)».
Целью преддипломной практики является дальнейшее укрепление и закрепление знаний, полученных в институте, приобретение необходимых практических навыков и сбор материала для выпускной квалификационной работы.
Основные задачи практики:
Закрепление и углубление теоретических знаний;
Всестороннее изучение деятельности конкретного предприятия;
Ознакомление с организацией (предприятием), его структурой, основными функциями;
Подбор и систематизация материала для выполнения.
В связи с поставленной целью, объектом производственно-профессиональной практики было выбрано предприятие ФГБУК «Государственный Академический Малый Театр». В ходе прохождения практики, были поставлены следующие задачи:
Изучить деятельность «Малого Театра»;
Проанализировать гастрольную деятельность предприятия;
Применить полученные ранее навыки во время прохождения практики.
Структура отчета о прохождении практики обусловлена поставленными целями и задачами и включает в себя: введение, две главы, заключения и список используемой литературы.
В первой главе рассматриваются общая характеристика предприятия – изложена история театра, рассмотрены миссия, цели и задачи предприятия, представлен анализ гастрольной деятельности предприятия на основе сравнения с МХТ им. Чехова и с Мастерской Петра Фоменко.
Во второй главе произведен анализ гастрольной деятельности предприятия, анализ доходов и расходов театра, также проведено исследование изменений экономических показателей гастролей в г. Курск за несколько лет.
В третьей главе проведен анализ организационной структуры предприятия и ее изменений в период за 2009-2013 гг.
Глава I. Общая характеристика учреждения
Государственный академический Малый театр России – драматический театр, расположенный в Москве. Малый театр является одним из старейших театров России, открывшийся 14 октября 1824 года в Москве и сыгравший значительную роль в становлении русской национальной культуры.
В настоящее время функционируют два здания театра.
Основная сцена находится в историческом здании в самом центре Москвы, на станции метро Театральная, рядом с Большим театром и в нескольких минутах ходьбы от Кремля. Некогда это здание было особняком купца Варгина и в 1824 году было перестроено для театра. Слово «малый» изначально не писали с большой буквы, оно лишь объясняло небольшие размеры здания, по сравнению со стоявшим рядом Большим театром, предназначенным для оперных и балетных спектаклей, но вскоре слова «Большой» и «Малый» стали именами собственными, и ныне во всех странах мира звучат на русском языке.
Сцена филиала находится на улице Большая Ордынка. Зал филиала является одним из самых удобных в Москве. Практически каждое место предоставляет удобный обзор сцены. Его часто арендуют популярные театры: Мастерская Петра Фоменко, театр-студия Олега Табакова, театральная компания Евгения Миронова. Однако следует заметить, что посещаемость филиала гораздо ниже, чем основной сцены. В понимании многих зрителей Малый театр ассоциируется исключительно с Театральной площадью, ведь именно здесь уже почти двести лет находится основное здание.
Малый театр один из тех театров, который смог не только сохранить богатые традиции русского театрального искусства, но и продолжает развивать их. Творческая жизнь театра активна и плодотворна. Каждый сезон Малый театр выпускает несколько новых спектаклей и снимает что-либо из старых названий из своего репертуара. Активна и гастрольная деятельность – театр регулярно посещает регионы нашей страны и часто выезжает за границу. За последние годы он побывал в Германии, Франции, Италии, Японии, Израиле, Греции, Кипре, Польше, Чехии, Словакии, Венгрии, Болгарии, Монголии, Южной Корее и других странах. Малый театр является инициатором и регулярно проводит Всероссийской фестиваль «Островский в Доме Островского». Этот фестиваль осуществляет благородную миссию поддержки русской театральной провинции, всегда богатой талантами. Театры из разных городов и областей России представляют свои постановки по пьесам великого драматурга на сцене Малого театра.
Указом Президента РФ (№ 294 от 18 декабря 1991 года) Малый театр включен в свод особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации, наряду с Большим театром, Третьяковской галереей, Эрмитажем. 1
Миссия театра многогранна:
Малый театр – входит в элиту международного театрального сообщества, в первую очередь ориентируется на отечественного зрителя, которому театр предлагает широкий спектр качественных постановок отечественной классики и шедевров зарубежной классической драматургии.
Малый театр – образец классического российского драматического театра, верен традициям и всегда актуален. Приоритетными для театра являются качественный показ спектаклей текущего репертуара и создание новых постановок, а также гастрольная деятельность в городах России и за рубежом.
Театр не только удовлетворяет потребность общества в классическом искусстве, но и формирует зрительский вкус, позволяет публике знакомиться с лучшими и выдающимися достижениями актерского мастерства и классической драматургии. Знакомство публики с этим контекстом – одна из главных задач Малого театра, через который государство осуществляет свою социальную миссию в сфере культуры. Театр – живой организм, развивающийся вместе со всем обществом, находящийся в постоянном поиске новых творческих идей. Малый театр – это, прежде всего уникальная труппа, талантливые актеры, режиссеры, авторы.
Основными целями учреждения являются:
организация культурного обслуживания;
развитие культурно – досуговой деятельности;
удовлетворение потребностей культурно – просветительского характера;
Малый театр ставит перед собой следующие задачи:
продемонстрировать целевым аудиториям преемственность классических традиций и динамику развития театра, способность классического театра быть актуальным;
напомнить целевым аудиториям о самых ярких страницах своей истории, о наиболее выдающихся актерах, режиссерах, авторах, оставивших след в русском театральном искусстве, а также о современных корифеях;
знакомство с работами русских драматических театров, сохраняющих и развивающих традиции исполнительского мастерства, постановочной культуры, организационных и эстетических принципов существования театральных коллективов;
сохранения и пропаганды шедевров отечественной театральной культуры;
обмена достижениями в области театрального искусства, сохранения единства русских театров, способствующих сотрудничеству в целях укрепления дружбы и взаимопонимания между народами.
Для выполнения стоящих перед ним задач театр:
а) осуществляет независимый выбор художественных и творческих направлений своей деятельности, репертуара, самостоятельно принимает решения о публичном исполнении спектакля, публикации рекламных материалов;
б) осуществляет выбор вида использования созданного им спектакля, передачу другим театрам, иным юридическим и физическим лицам прав на постановку этого спектакля, на показ по телевидению и передачу по радио, съемку и запись на кино-, видео- и аудионосители, а также другие материальные носители, их тиражирование, реализацию, распространение и выдачу разрешений на копирование при условии соблюдения прав авторов и иных лиц, чьи объекты интеллектуальной собственности использованы при создании спектакля;
в) использует на договорных началах объекты интеллектуальной собственности;
г) использует в рекламных целях собственное обозначение (официальное наименование, эмблему), изображения и репродукции художественных и культурных ценностей, находящихся в его собраниях, коллекциях и фондах, а также разрешает такое использование другим юридическим и физическим лицам на договорной основе;
д) проводит творческие смотры, фестивали и конкурсы;
е) осуществляет в установленном порядке издательскую деятельность;
ж) самостоятельно формирует артистическую труппу;
з) самостоятельно формирует свою экономическую программу, определяет порядок реализации билетов, других услуг и продукции, устанавливает на них цены, если иное не определено законодательством Российской Федерации;
и) привлекает в целях обеспечения своей деятельности на договорных началах другие юридические и физические лица;
к) в установленном порядке приобретает или арендует основные средства за счет имеющихся у него финансовых ресурсов, временной финансовой помощи и получаемых для этих целей ссуд и кредитов в банках;
л) самостоятельно планирует свою основную деятельность и определяет перспективы развития, исходя из заключенных договоров и спроса на проводимые работы и предоставляемые услуги. 1
Федеральное государственное учреждение культуры «Государственный академический Малый театр России» является некоммерческой организацией, осуществляющей профессиональную деятельность в области драматического театрального искусства.
Театр, основанный в 1756 году, включен в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 18 декабря 1991 г. № 294 «Об особо ценных объектах национального наследия России» в Государственный свод особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации («Ведомости съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР», 1991, № 52, ст. 1891).
Театр осуществляет свою деятельность самостоятельно в соответствии с законодательством Российской Федерации и Уставом, находится в ведении Федерального агентства по культуре и кинематографии в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 5 января 2005 г. № 5-р.
Правительство Российской Федерации обеспечивает правовые и материально-технические условия деятельности Театра, а также условия, необходимые для сохранности, целостности и не отчуждаемости, закрепленного за ним имущества, музейных коллекций и фондов.
Общая численность персонала Малого театра – около 700 человек, в штатном расписание указано количество – 800, так как многие сотрудники являются совместителями. Все работники делятся на пять категорий:
Дирекция и общие отделы, обеспечивающие хозяйственную деятельность театра.
Творческий персонал – это артисты драмы, музыканты, художественно-постановочные части филиала и основной сцены, режиссерский отдел.
Цеха и мастерские, в которых готовят декорации для новых постановок, готовят сцену для ежедневных спектаклей, обеспечивают сохранность гардероба.
Эксплуатационные службы, обеспечивающие бесперебойную работу театра, а также безопасность и пожарную охрану. Администрация и прием зрителей, куда входят отдел главного администратора и хозяйственный отделы, обеспечивающие прием зрителей и проведение спектаклей в установленном порядке.
Рис. 1. Структура персонала, сгруппированного по видам деятельности
На рисунке 1 наглядно показано, что каждая группа персонала, кроме дирекции, имеет практически сравнимый удельный вес. Таким образом, отсюда можно сделать вывод, что штат Малого театра сбалансирован, каждый аспект деятельности театра обеспечивается достаточным количеством квалифицированного персонала.
Значительную роль жизни Малого театра занимает гастрольная деятельность. Как уже говорилось выше, Малый театр побывал во многих регионах и зарубежных странах. Сравним гастрольную активность Малого театра с гастрольной активностью МХТ им. А. П. Чехова и Мастерской Петра Фоменко. Выбраны именно эти театры, так как они во многом схожи с Малым: похожий репертуар, в котором преобладают классические постановки, несколько сцен, к тому же МХТ им. Чехова так же, как и Малый, является объектом федерального значения.
Гастроли ГАМТ России. МХТ им. Чехова, Мастерской П. Ф. за 2011-2013 гг.Таблица 1
Театр | 2011 | 2012 | 2013 | |||
Количество городов | Количество показов | Количество городов | Количество показов | Количество городов | Количество показов | |
ГАМТ России | 6 | 15 | 8 | 19 | 13 | 60 |
МХТ им.Чехова | 5 | 12 | 7 | 15 | 7 | 24 |
Мастерская Петра Фоменко | 5 | 11 | 4 | 9 | 9 | 20 |
В таблице 1 указаны данные о гастролях трех, сравниваемых нами театров. Малый театр лидирует по количеству показов и по количеству городов на протяжении всего периода 2011-2013 гг.
Однако можно заметить, что в 2011 г. – все три театра находятся примерно на одном уровне, при этом, к концу сравниваемого периода – Малый театр превосходит и МХТ им. Чехова, и Мастерскую П. Фоменко, почти в два раза, что говорит о развитии гастрольной деятельности Малого театра и ее эффективности.
У каждого театра свой темп развития, свой индивидуальный подход к методам расирения своей деятельности, свои цели и интересы. Рассмотрим более подробно выезды на гастроли каждого театра в отдельности и проанализируем динамику развития и специфику гастрольной деятельности каждого из них.
Гастроли ГАМТ за 2011 – 2013 гг.
Таблица 2
2011 год | 2012 год | 2013 год | |||||||
Город | Кол-во спектаклей | Общее количество показов | Город | Кол-во спектаклей | Общее количество показов | Город | Кол-во спектаклей | Общее количество показов | |
Тамбов | 1 | 1 | Петрозаводск | 2 | 4 | Тверь | 2 | 4 | |
Донецк | 1 | 1 | Тамбов | 1 | 1 | Кинешма | 1 | 1 | |
Иркутск | 1 | 1 | Курск | 3 | 6 | Баку | 1 | 1 | |
Казань | 5 | 10 | Брест | 1 | 1 | Саратов | 4 | 8 | |
Белград | 1 | 1 | Владимир | 1 | 1 | Курск | 2 | 4 | |
Нижний Новгород | 1 | 1 | Великий Новгород | 1 | 1 | Сургут | 4 | 8 | |
Киев | 2 | 4 | Петрозаводск | 2 | 4 | ||||
Милан | 1 | 1 | Иркутск | 1 | 1 | ||||
Казань | 5 | 10 | |||||||
Сыктывкар | 2 | 4 | |||||||
Белгород | 1 | 1 | |||||||
Санкт-Петербург | 5 | 10 | |||||||
Калуга | 2 | 4 | |||||||
ВСЕГО: | 10 | 15 | ВСЕГО: | 12 | 19 | ВСЕГО: | 32 | 60 | |
График гастролей Малого театр за 2011-2013 гг. показывает динамику роста активности выездов театра с показами. В 2012 году театр, относительно прошлого года, увеличил количество посещаемых городов на 2, количество спектаклей и показов также увеличилось на 2 и 4 – соответственно, что не так много. Однако в 2013 году Малый провел в разы больше гастролей, чем в прошлые годы, увеличив объемы гастрольной деятельности в 4 раза относительно 2011 года, и в 3 раза больше, чем в 2012 году. Таким образом, можно сделать вывод, что гастрольная активность Малого театра является эффективной деятельностью, приносящей доход театру и также нематериальную выгоду, такую как повышение известности и статуса во всей стране, в том числе и за границей.
Гастроли МХТ им. Чехова за 2011 – 2013 гг.
Таблица 3
2011 год | 2012 год | 2013 год | ||||||
Город | Кол-во спектаклей | Общее количество показов | Город | Кол-во спектак-лей | Общее количество показов | Город | Кол-во спектаклей | Общее количество показов |
Казань | 1 | 2 | Барнаул | 1 | 1 | Саратов | 1 | 2 |
Новосибирск | 2 | 3 | Омск | 1 | 2 | Чита | 2 | 4 |
Таллинн | 2 | 3 | Минск | 1 | 2 | Иркутск | 4 | 8 |
Санкт-Петербург | 1 | 2 | Рига | 2 | 4 | Цюрих | 1 | 2 |
Архангельск | 1 | 2 | Ярославль | 1 | 2 | Женева | 1 | 2 |
Тула | 1 | 2 | Сочи | 2 | 4 | |||
Уральск | 1 | 2 | Екатерин-бург | 1 | 2 | |||
ВСЕГО: | 7 | 12 | ВСЕГО: | 8 | 15 | ВСЕГО: | 12 | 24 |
Московский художественный театр в период за несколько лет сумел расширить гастрольную деятельность примерно в два раза. Из таблицы 2 видно, что в 2011 году театр посетил 5 городов, один из выездов был за рубеж – в Таллинн, всего показов получилось 12. В следующем году МХТ им. Чехова побывал в 7 городах, при этом 3 раза за границами Российской Федерации, и 2 из них – в странах СНГ (Минск и Уральск). В 2013 году Московский художественный театр побывал в 7 городах с 24-мя выходами на сцену, при этом выезжал за границу театр лишь однажды – в Швейцарию, однако, при этом посетив два города – Женеву и Цюрих.
По сравнению с 2011 годом в 2013 – театр произвел ровно в 2 раза больше показов, при этом количество городов увеличилось примерно в 1,5 раза, таким образом театр потратил меньше времени на организацию выезда с гастролями в города, но при этом увеличил количество показов в каждом городе.
Проанализировав гастрольную деятельность МХТ им. Чехова можно сказать, что гастрольная активность театра возрастает с каждым годом, что говорит об эффективности выездов с гастролями театра, при этом наблюдается интерес к международным поездкам, нестабильность развития выездов за рубеж говорит о трудностях данного вида гастролей.
Гастроли Мастерской Петра Фоменко за 2011 – 2013 гг.
Таблица 4
2011 год | 2012 год | 2013 год | ||||||
Город | Кол-во спектаклей | Общее количество показов | Город | Кол-во Спектак-лей | Общее количество показов | Город | Кол-во спектаклей | Общее количество показов |
Томск | 1 | 2 | Санкт-Петербург | 2 | 4 | Новосибирск | 1 | 2 |
Киров | 1 | 1 | Калуга | 1 | 1 | Воронеж | 2 | 2 |
Псков | 1 | 1 | Тюмень | 1 | 1 | Ногинск | 1 | 2 |
Великий Новгород | 4 | Пятигорск | 1 | 2 | Ульяновск | 1 | 2 | |
Оренбург | 2 | 3 | Пенза | 1 | 1 | Душанбе | 2 | 4 |
Томск | 1 | 2 | ||||||
Ульяновск | 2 | 2 | ||||||
Киев | 2 | 2 | ||||||
Мадрид | 2 | 2 | ||||||
ВСЕГО: | 7 | 11 | ВСЕГО: | 6 | 9 | ВСЕГО: | 14 | 20 |
Гастрольная деятельность театра Мастерской Петра Фоменко в период 2011-2012гг. развивается размеренно и плавно, количество посещаемых городов и показов увеличивается с каждым годом, в 2013 году количество городов возросло в 2 раза, при этом впервые за три года театр выехал за рубеж, до этого все гастроли проходили на территории РФ, однако, это очень хорошая тенденция – выезды с гастролями за рубеж, такие поездки повышают статус театра, а также это опыт, который во многом может быть полезен в развитии художественной деятельности и непосредственно в организации гастролей в будущем.
Рассмотрев подробно все 3 театра на предмет гастрольной деятельности и исследовав специфику каждого, построим график для сравнения основных показателей гастрольных поездок, таких как: общее количество показов, сколько городов посетил театр и сколько раз побывал за рубежом, в том числе в странах СНГ.
Рис.2.
На рисунке 2 наглядно показана гастрольная активность трех, анализируемых нами театров за 2013 год. Делая вывод, можно сказать, что гастрольная деятельность ГАМТ России значительно более насыщена. Малый театр за 2013 года чаще выезжал на гастроли, побывал в больших городах и поставил большее количество показов. Стоит заметить, что гастроли Малого театра в большинстве своём проходят в регионах нашей страны (12 выездов по территории РФ, за границу – 1 выезд), в то время как у театра им. А.П. Чехова из 7-ми выездов с гастролями за 2013 год 2 выезда прошли за границами РФ,
Глава II. Анализ гастрольной деятельности учреждения
Анализ доходов, а также расходов связанных с гастрольной деятельностью театра помогут оценить эффективность такого типа деятельности в Малом театре. Известно, что доход Малого театра за 2013 год составил примерно 211 млн. рублей, из них доходы от всех гастролей за год в сумме составили 35 050 тыс. руб. (16% от общей суммы доходов), курские показы принесли 2 563 тыс. руб.
На рисунке «» на диаграмме показаны доли различных видов доходов театра. Как мы видим, большую часть составляют продажи билетов на стационаре – 78%, это ¾ от всего дохода, основной вид деятельности театра и основной источник дохода. Доход от гастрольной деятельности составляет 16% и это вторая по размеру доля от общей части, при этом все прочие виды доходов, такие как сдача сцены в аренду, продажа программок, целевые спектакли и др. – составляют в сумме 6%, что значительно меньше доли доходов, полученных от гастролей
Рис. 3. Виды доходов ГАМТ России
С 2011 года ГАМТ России каждый год выезжает на гастроли в г. Курск. Мы рассмотрели динамику изменений экономических показателей курских гастролей за 2 последних года – гастроли 2012 г. и 2013 г.
Курский драматический театр имени А.С. Пушкина отмечал свой юбилей – 220 лет. Эта дата совпадала с другой солидной датой – 980-летием Курска. В честь этого всех жителей города ждал праздник.
У жителей Курска в 2012 году была возможность увидеть три произведения классиков в постановке Малого – «Горе от ума» А.С. Грибоедова, и две пьесы А.Н. Островского: «Правда – хорошо, а счастье лучше» и «На всякого мудреца довольно простоты». Каждый из спектаклей шел по 2 дня подряд.
Гастроли в Курске были запланированы как обменные, это говорит о том, что Малый театр был «освобожден» от такой статьи расходов как оплата аренды сцены, что зачастую составляет большую часть всех расходов. Осенью труппа Курского Драматического театра выступила на сцене Малого театра.
Малый театр на гастролях в Курске в 2012 году реализовал 4691 билетов на общую сумму 3 047 000 руб. План на гастроли в Курске составлял – 2 286 000, это значит, что доход от реализации билетов превысил плановые показатели на 761 000. Плановый показатель дохода от реализации билетов считается как 75% от аншлаговой стоимости спектакля, то есть 75% проданных билетов, однако по данным сметы на все шесть спектаклей было продано 782 билета из 782, кроме одного, на один спектакль было продано 781 из 782. Такое значительное перевыполнение плана обусловлено летним сезоном, так как летом большинство театров закрыто, а у людей отпуска и есть больше возможности и желания приятно провести вечер.
В 2013 году ГАМТ России отправился в Курск с 2 спектаклями – «Последняя жертва» А.Н. Островского и комедийной постановкой пьесы Э. Скриба – «Тайны Мадридского двора». Каждый спектакль показывался дважды.
Доход от реализации билетов в 2013 году составил 2 563 500 руб., что составило 80% от аншлаговой суммы , но так как плановый показатель – 75% от аншлаговой стоимости, значит, что гастроли были доходными.
Сравним две эти поездки в г. Курск в 2012 г. и в 2013 г. и проанализируем эффективность гастролей и динамику изменения экономических показателей.
В обоих выездах были запланированы следующие статьи расходов:
Проживание коллектива;
Расходы на проезд;
Провоз декораций;
Суточные выплаты;
Расходы на рекламную кампанию.
Учитывая то, что в 2012 году было 4 показа, а в 2013 – 6, сравнивать суммарные показатели не имеет смысла, мы рассчитали средний показатель на один спектакль.
Рис. 4. Расходы на гастролях в г. Курск за 2012 г. и 2013 г.
На рисунке 3 наглядно показаны расходы театра по основным статьям за два года. Проезд коллектива, проживание и провоз декораций в 2013 г. обошлись Малому театру значительно дороже, чем в предыдущем году. Известно, что инфляция в 2013 г. составила 8% на услуги. В долевых составляющих данные показатели повысились таким образом – проезд на 31%, проживание на 52%, провоз декораций – на 38%, значит, повышение показателей произошло не по причине инфляции, это связано со временем проведения гастролей, в 2012 г. показы проходили летом – в августе, в это время цены номеров гостиниц в городах нашей страны (кроме курортных зон), а также на транспорт – значительно ниже, что объясняет разницу расходов. Такое большое различие в затратах на перевоз декораций обусловлено разным репертуаром, в 2013-м году были показаны «Тайны мадридского двора» для которого нужны довольно масштабные декорации, в предыдущем году на сцене были показаны более простые с технической точки зрения спектакли.
Незначительно повысились показатели расходов на рекламу – повышение составило 2%, что меньше процента инфляции (8%), значит можно сделать вывод, что расходы на рекламу относительно прошлого года стали даже немного меньше. Суточные выплаты работникам практически не изменились и остались прежними, как и в 2012 году.
Рис. 5. Расходы и доходы от гастролей за 2012 и 2013 гг.
В 2013 году увеличился уровень дохода с одного спектакля, показанного в г. Курск, однако расходы также возросли, в процентных составляющих первый показатель увеличился на 26%, расходы на 29%, динамика примерно одинакова, значит фактически эффективность осталась прежней, что и в 2012 году.
Проведем факторный анализ прибыли от гастрольной деятельности ГАМТ России в г. Курск за 2012 и 2013 гг. В последнем отчетном периоде – 2013 г. доход от показов в Курске составил 211 108,6 тыс. руб.
Основные экономические показатели предприятия
Таблица 5
Наименование показателя | 2012 г., руб. | 2013 г., руб. | Темп роста/Темп снижения, % |
Выручка | 507 800 | 640 800 | 126,1 |
Издержки | 358 000 | 464 000 | 129,6 |
Прибыль от продаж | 149 800 | 176 800 | 118,1 |
По данным таблицы можно оценить работу предприятия за 2013 год более эффективной, по сравнению с 2012. Это, в первую очередь, видно из показателей прибыли от продаж. Темп роста составил 118,1%. Однако стоит заметить, что наблюдается увеличение суммы издержек, прирост за 2013 год составил почти 30%. Данный показатель в малой степени отражается на чистой прибыли, так как выручка предприятия по сравнению с 2012 годом увеличилась на 26,1%.
Для факторного анализа прибыли предприятия найдем рентабельность продаж и уровень издержек.
. Уровень рентабельности за 2012 г. и 2013 г.:
Рентабельность продаж показывает, какую сумму прибыли получает предприятие с каждого рубля проданной продукции. Соответственно ГАМТ России на гастролях в г. Курск в 2012 г. получил 29,5 руб. на каждый затраченный рубль, а в 2013 г. меньше – 27,5 руб.
. Уровень издержек за 2012 г. и 2013 г.:
На основе полученных результатов составим таблицу исходных данных для факторного анализа.
Исходные данные для факторного анализа прибыли от продаж
Таблица 6
Показатели | 2012 г., руб. | 2013 г., руб. | Отклонение, руб. |
Выручка | 507 800 | 640 800 | 133 000 |
Издержки | 358 000 | 464 000 | 106 000 |
Уровень издержек | 91,37 | 105,04 | 13,67 |
Рентабельность продаж по прибыли от продаж | 29,49 | 27,59 | -1,9 |
Прибыль от продаж | 149 800 | 176 800 | 27 000 |
Приведем факторную модель:
, где
– изменение прибыли от продаж,
– изменение прибыли за счет изменения уровня издержек/ за счет изменения выручки,
У2012/У2013 – уровень издержек 2012/2013,
Рпрод2012 – Рентабельность продаж от прибыли от продаж 2012.
Исходя из факторной модели, подставим данные из таблицы 5:
Факторный анализ показал, что за счет снижения уровня себестоимости в 2013 году по сравнению с 2012 прибыль от продаж увеличилась на 87 597,4 руб. За счет изменения выручки – на 39 221,7 тыс. руб.
В соответствии со списками сотрудников, выезжающих в гастроли в г. Курск,в 2012г. количество работников составило 115 человек, в 2013 г. – 91 . Обычно весь персонал в списках подразделяется на 3 категории:
административные работники (администраторы, художественный руководитель, генеральный директор и др.);
творческая часть (актеры, художники, режиссеры, суфлеры и др.);
художественно-постановочная часть (осветители, мебельщики, гримеры, костюмеры, звукорежиссер и др.).
Состав гастрольной группы ГАМТ России в г. Курск
Таблица 7
Категория работников Год | Административные | Творческая часть | Художественно-постановочная часть |
2012 г. | 14 | 65 | 36 |
2013 г. | 7 | 37 | 47 |
Интересно, что во втором случае, в 2013 году наибольшую удельную часть гастрольной группы составила художественно-постановочная часть, что говорит о наиболее сложных, с технической точки зрения, постановках.
Сравним и проанализируем, какая часть издержек составляет расходы на оплату выезда сотрудников. Рассчитаем, сколько в среднем стоит театру день одного работника и сколько прибыли «приносит» в среднем каждый работник. В состав расходов включены расходы на проживание, на проезд и суточные выплаты работникам.
Виды расходов на выезд работников ГАМТ России
Таблица 8
Виды расходов | 2012 г., тыс. руб. | 2013 г., тыс. руб. |
Проезд | 394 | 401,6 |
Проживаени | 693 | 607,8 |
Суточные выплаты | 70 | 87,5 |
Всего: | 1 157 | 1 096,9 |
Рис. 6. Виды расходов на гастролях
На рисунке 6 видно, какая часть от всех расходов относится к издержкам, связанными с сотрудниками. Показатели различаются, в 2012 г. все расходы, связанные с сотрудниками составили долю -54%, то есть больше половины расходов связано с обеспечением всем необходимым работников, в 2013 г. доля расходов данного вида составила 75%, это ¾ от общей суммы всех издержек.
Глава III. Изменение организационной структуры административно-гастрольного отдела в период 2009-2013 гг
Эффективность построения организационной структуры не может быть оценена каким-либо одним показателем. С одной стороны, здесь следует учитывать, насколько структура обеспечивает достижения организацией результатов, соответствующих поставленным перед ней производственно-хозяйственным целям, с другой – насколько её внутреннее построение и процессы функционирования адекватны объективным требованиям к их содержанию, организации и свойствам.
Далее представим и проанализируем эволюцию организационной структуры административно-гастрольного отдела ГАМТ России. Рассмотрим организационную структуру и ее изменения с 2007 г. до настоящего момента.
В 2009 г. генеральным директором был Коршунов Виктор Иванович. С 1985 года он является директором, а с 1998 по 2009 год – генеральным директором Государственного академического Малого театра. С первых же сезонов ему поручали сложные, большие, нередко главные роли. Но он никогда не пренебрегал и ролями более скромными, эпизодическими, относясь к ним также серьезно и ответственно, как и к центральным персонажам. Вообще, повышенное чувство долга, строжайшая самодисциплина – доминанта характера В.И. Коршунова. Эти черты, дополнившие артистический талант Коршунова, позволили ему добиться впечатляющих результатов в творчестве и лидирующего положения в труппе Малого театра.
Рис. 7. Организационная структура «гастрольного» отдела в 2009 г.
Основные функции генерального директора исполнял директор-распорядитель, генеральный директор выполнял больше представительские функции, Виктор Иванович – народный артист СССР (1984 г.), профессор по кафедре «мастерства актера» (1973 г.). Награжден орденами Октябрьской революции (1974 г.), Трудового Красного Знамени (1980 г.), «За заслуги перед Отечеством» IV степени (1994 г.), а также медалями «За доблестный труд в ознаменование 100-летия со дня рождения В.И. Ленина (1970 г.), такое лицо на посте генерального директора, безусловно, добавляет престижа театру и повышает репутацию.
Организационная структура ГАМТ России является линейно-функциональной, что отчетливо видно на рисунке 7. Такой вид структура имела в 2009 г. и до сих пор остается таковой На тот момент текущей деятельностью административных отделов и всех, занятых в организации гастролей, управляют генеральный директор и художественный руководитель. Действуют они в основном через директора-исполнителя, который полностью несет ответственность перед высшим руководством за работу административных отделов театра.
Отличительной чертой в данной организационной структуре является привлечение к организации гастролей сторонней организации – продюсерского центра. Театр заключает договор с агентством, с продюсерским центром, в обязанности которого входят решение всех задачи по организации гастролей – коммуникации с партнерами, организация транспорта, проживание, перевозка декораций и решение других подобных вопросов.
Театр занимается только творческой составляющей гастролей. В договоре указываются все статьи расходов с предварительными расчетами, помимо оплаты всех гастрольных расходов, театр также платит комиссию, которая составляет 10%-15% от прибыли с показов, это довольно большая часть прибыли театра, что делает организацию гастролей подобным образом менее эффективной, и сами гастроли – менее прибыльными.
В 2010 году в театре был создан гастрольный отдел, что позволило уменьшить организационные расходы. Произошли изменения в устройстве высшего руководства. С декабря 2010 года Тамара Анатольевна Михайлова является Генеральным директором Государственного академического Малого театра России. Вследствие чего была убрана должность «директор-распорядитель», все функции, которые исполнял директор-распорядитель, распределились между генеральным директором и его заместителями. Численность аппарата управления, должна быть объективно обоснованной для того, чтобы во всей полноте обеспечить решение задач, вытекающих из целей организационной системы.
Рис. 8. Организационная структура «гастрольного» отдела в 2011 г.
Недостатком такой организационной структуры является разобщенность 3-х отделов – административного (малая сцена), административного (основная сцена) и гастрольного отдела. С одной стороны все три отдела вместе работают над одними проектами, но при этом за счет формального разделения, возникает множество трудностей в работе с документами, передачей информации и другими нюансами, затрудняющих работу и снижающих эффективность деятельности отделов.
На данный момент времени, в 2013 году организационная структура всех сотрудников, занятыми в организации и проведении гастролей выглядит так:
Рис. 9. Организационная структура «гастрольного» отдела в 2013 г.
Сравнив рисунки 8 и 9 можно сделать вывод, что в настоящий момент организационная структура упростилась за счет слияния административного отдела (малая сцена), административного на основной сцене и гастрольного отделов. Все остальные отдела остались прежними, без изменений. Такие изменения позволили решить ряд проблем, связанных с трудностями в коммуникации между работниками, занимающихся административной деятельностью и сотрудниками гастрольного отдела, таким образом, произошло повышение оперативности и оптимизация персонала, исключив, таким образом, дублирование функций работниками, что является убытком ресурсов, как трудовых, так и материальных.
Заключение
За время прохождения преддипломной практики я ознакомилась с деятельностью Государственного бюджетного учреждения культуры города Москвы «Государственный Академический Малый Театр». Были изучены основные и дополнительные виды деятельности театра, проанализированы основные документы учреждения, выполнены поручения различных служб театра.
Практика в «Малом» оказалась очень интересной. Организация гастролей – довольно сложный и трудоемкий процесс, очень важно учитывать множество мелочей и уметь быстро реагировать на изменения, так как в работе с творческими людьми всегда много спонтанностей. Во время практики мне удалось увидеть всех работников, которые заняты в организации гастролей – администраторов, сотрудников из режиссерского управления, работников гастрольного отдела. Такая возможность мне представилась благодаря еженедельным совещанием, которые проводит генеральный директор Малого театр – Тамара Анатольевна, совещания проводятся на тему ближайших, и не только, гастролей.
На совещании обсуждаются нюансы организации ближайших выездов, решаются различные вопросы, касательно предпочтений размещения работников, переездов, и конечно выносится вопрос о будущих гастролях – строятся планы на год-два вперед, например сейчас – в марте 2014 года, уже заключаются договоры на 2016 г.
Гастрольная деятельность ГАМТ России имеет высокую активность и большие перспективы, самое главное, что я заметила, что все работники очень вдохновлены и дальше развивать данное направление деятельности, что является, на мой взгляд, одним из самых главных секретов успеха развития гастрольной деятельности в театре, безусловно, это заслуга руководства, которое грамотным образом мотивирует и вдохновляет работников.
Список использованной литературы
Указ Президента Российской Федерации от 18 декабря 1991 г., № 294 «Об особо ценных объектах национального наследия России»
Устав Федерального государственного учреждения культуры «Государственный академический Малый театр России», редакция 2006 года.
Документы, предоставленные сотрудниками различных отделов Малого театра.- информационно-правовой портал (интернет ресурс: http://www.bestpravo.ru/rossijskoje/eb-praktika/u0p.htm)
Официальный сайт ГАМТ России (http://www.maly.ru)
Сайт кафедры гостиничного и туристического бизнеса РЭУ им. Плеханова (http://www.rea.ru/hotel/Students/students.htm)