- Вид работы: Реферат
- Предмет: Культурология
- Язык: Русский , Формат файла: MS Word 13,09 Кб
Городская конная скульптура Петербурга
Федеральное агентство по образованию
Санкт-Петербургский государственный архитектурно-строительный университет
Кафедра истории
Реферат
Дисциплина: культурология
Городская конная скульптура Петербурга
Студент группы 2-А-III
Я.А. Липинская
Руководитель:
канд. ист. наук, доцент
В.Ю. Жуков
Санкт-Петербург
Оглавление
Введение
. Монументальная конная скульптура
. Колесницы как элемент украшения арок и зданий
. Кони на мостах, площадях и улицах Петербурга
. Барельефная гиппопластика Петербурга
Заключение
Список использованной литературы
Образ коня в легендах и искусстве стал одним из самых популярных и возвышенных мотивов, с которыми связаны чувства преданности, добра и любви. Монументальная конная скульптура имеет античные корни. Она возводилась и продолжает создаваться как для увековечения памяти выдающихся людей и прославления крупных исторических событий, так и в качестве замечательного украшения и дополнения городских построек и архитектурных ансамблей.
В России конная скульптура появилась сравнительно поздно – лишь в Петровскую эпоху – как культурное заимствование их европейских стран. Сильное сдерживающее влияние на развитие скульптуры на Руси оказывала религия, считая ее атрибутом язычества.
Первым скульптором в России становится приглашенный Петром I из Франции, итальянец по происхождению, Б.К. Растрелли, обязавшийся обучать русских мастеров. Два первых городских памятника реальному историческому лицу в России были созданы иностранцами. Это конные статуи Петра I – «Медный всадник» Э. Фальконе (установлен на Сенатской площади в 1782 г.) и памятник, созданный Растрелли и установленный в 1800 г. у Михайловского замка.
В дальнейшем конная скульптура получила более широкое развитие, особенно в столицах – Петербурге и Москве.
Конная скульптура является неотъемлемой и запоминающейся частью обширного монументального наследия Санкт-Петербурга. В самых знаменитых достопримечательностях города неизменно присутствует образ коня: «Медный всадник», кони на арке Главного штаба, на Аничковом мосту и многие другие не менее выразительные памятники архитектуры и скульптуры. Образы коней можно видеть в творчестве таких выдающихся архитекторов XIX века, как Кваренги, Росси, Стасов, конная пластика занимает заметное место в творчестве скульпторов Пименова, Демут-Малиновского и Клодта – одного из основоположников анималистического жанра в русской монументальной скульптуре.
Символизируя культурно-исторические понятия государственности, власти и воинской доблести, обозначая высокое социальное положение изображаемого лица, лошади являются необходимым дополнением к человеческой фигуре и скульптуре, предают произведениям архитектуры и пластического искусства стремительность и живую динамику. Скульптурные произведения, в которых присутствуют кони, имеют незабываемо-выразительный силуэт. Именно конная скульптура наиболее торжественна и величественна, поднимая благодаря коню изображаемого героя ввысь, она лучше других доступна для обозрения. Оттого исторические памятники властителям и полководцам чаще бывают конными.
1. Монументальная конная скульптура
Наиболее величественные и известные конные памятники Петербурга посвящены историческим деятелям и руководителям государства российского. Это «Медный всадник» ˗ памятник Петру I на Сенатской площади, «Прадеду правнук» ˗ конная статуя Петра I у Михайловского замка, «Императору Всероссийскому» ˗ памятник Николаю I на Исаакиевской площади, «Любящий сын – возлюбленному отцу» ˗ памятник Александру III у Мраморного дворца, «Кто с мечом к нам придет…» ˗ памятник Александру Невскому на одноименной площади.
Одним из символов города стал памятник Петру I, сооруженный при Екатерине II и воспетый Пушкиным как «Медный всадник». Мысль об установке достойного памятника Петру Великому появилась у императрицы в самом начале ее царствования. Она знала о попытке создать подобный монумент при Елизавете Петровне и даже видела бронзовую конную статую, отлитую по модели Растрелли, но Екатерине она не понравилась. По рекомендации Вольтера и Дидро, с которыми она состояла в переписке, к работе над монументом был привлечен талантливый французский скульптор Этьен Морис Фальконе.
«Монумент мой будет прост, – писал скульптор. – Я ограничусь только статуей этого героя, которого я не трактую ни как великого полководца, ни как победителя, хотя он, конечно, был и тем, и другим. Гораздо выше личность созидателя, законодателя, благодетеля своей страны, и вот ее-то и надо показать людям».
Стремясь предельно усилить выразительность образа Петра, Фальконе отказался от идеи традиционного парадного постамента, задумав восставить статую на гранитную глыбу, обработанную в форме морской волны. Памятник Петру I сразу же органически вписался в ансамбль города на Неве.
Еще один памятник Петру I установлен перед Южным фасадом Михайловского (Инженерного) замка на Кленовой улице. Эта первая конная статуя в России отлита из бронзы по модели скульптора Бартоломео Карло Растрелли.
Памятник Растрелли был установлен по велению Павла I у Михайловского замка в 1800 г. (отлит в 1755 г.). Первая конная статуя России сделана «по обычаю римских императоров»: она пассивна. На коне восседает суровый самодержец и властный военачальник. Спокойна и торжественна поза императора, увенчанного лавровым венком победителя. На нем римские одежды, жезл полководца в правой руке. Монаршая горностаевая мантия с рельефными гербами России тяжелыми складками спадает с плеч, приоткрывая боевой нагрудник. Меч у левого бедра с изображением головы льва на массивной рукоятке подчеркивает силу и мощь его владельца. Дорогое покрывало, отороченное массивными кистями, служит седлом. Открытые римские сандалии дополняют наряд всадника. Уверенной рукой направляет он шаг могучего коня, беспрекословно подчиняющегося всаднику. Рослый конь с лохматой гривой – под стать императору – выступает мерно и торжественно, как бы подчеркивая величие и значимость наездника. Конский хвост ниспадает до самой земли, правая передняя нога поднята почти горизонтально. Отделка деталей конного монумента – ювелирная. По композиции памятник напоминает конную статую императора Марка Аврелия на площади Капитолия в Риме. Для Растрелли Петр – герой Полтавы, победитель шведов, великий император России. Темой памятника становится не борьба за новую Россию, выпавшая на долю Петра, а торжественный апофеоз его исторического подвига. Создавая обобщенный и символический образ, скульптор сознательно уходит от портретной документальности. Он изменяет пропорции фигуры, делает грудь Петра значительно шире натуры, а голову – крупнее.
В середине XIX века российскую столицу украсил новый конный монумент. После смерти Николая I его сын и преемник Александр II в мае 1856 года утвердил проект памятника покойному императору. В 1856-1859 гг. в центе Исаакиевской (Мариинской) площади по проекту архитектора О.Р. де Монферрана был сооружен бронзовый памятник Николаю I. Находясь с другой стороны Исаакиевского собора и направленный по движению в ту же сторону, он как бы скачет за Петром I. Конь и фигура всадника, выполненные скульптором бароном П.К. Клодтом, подняты ввысь на высоком пьедестале, они будто парят в воздухе.
Фигура на вздыбленном коне – редкий пример столь большой бронзовой скульптуры, имеющей только две точки опоры, которыми служат задние ноги лошади. Весь памятник оставляет ощущение легкости, этого удалось добиться благодаря оригинальному конструктивному решению. Внутри статуи имеется металлический каркас, который крепится на металлических столбах, идущих сквозь пьедестал до самого его основания. Основной вес фигуры смещен к этим тяжам, то есть к двум имеющимся точкам опоры. В круп лошади насыпано несколько пудов картечи. Противовесом является и цельнолитой чугунный хвост коня. Это уникальное техническое решение конструкции монумента Клодту удалось найти только в результате долгих поисков.
Клодт отказался от точного выявления портретного сходства, перенеся акцент на иные качества, присущие императору. Внешний лоск, надменная подтянутость, любовь к муштре – черты Николая I, которые скульптору удалось верно передать в памятнике. Николай гарцует на красивом, стройном скакуне, дугой выгнувшем шею. Всадник облачен в мундир офицера Конногвардейского полка. Суровое лицо монарха закрывает большой козырек каски с двуглавым орлом. Ноги в высоких ботфортах уверенно упираются в стремена. Прекрасно передано движение холеного коня, упругость его напряженного корпуса.
Четвертый конный памятник нашего города посвящен императору Александру III. Монумент создан в честь открытия Великого сибирского железнодорожного пути от Петербурга до Владивостока. Памятник был создан всемирно известным скульптором-импрессионистом Паоло Трубецким, завоевавшим это право на открытом конкурсе. Открытие памятника состоялось 23 мая 1909 года на площади перед Николаевским (Московским) вокзалом.
Моделью коня служил собственный конь Александра III, а царя – унтер-офицер Пустов, швейцар Государственной думы, фигурой очень схожий с покойным императором.
Конная статуя Александра III существенно отличалась от многочисленных официальных памятников, воздвигнутых в России во второй половине ХIХ – начале ХХ вв. Трубецкой не только не идеализировал царя, а напротив, показал в его образе грубую застывшую силу, тягостную неподвижность. Император – всадник богатырского сложения в одежде, напоминающей мундир городничего, – погружен в глубокое раздумье, словно остановив коня перед неведомой преградой. Хвост коня-тяжеловоза коротко подстрижен по моде того времени.
Этот памятник сразу получил скандальную известность, вызвал шквал разноречивых мнений и суждений, стал постоянным объектом критических нападок. Современники расценили его как карикатуру, колоссальный шарж в бронзе на консервативного и малообразованного царя. Говорили, что все в этой скульптуре утрировано: и массивный пьедестал, и неуклюжая лошадь, и самоуверенный наездник. Творение Трубецкого называли «чугунным пугалом». Однако, по сдержанной немногословности пластического языка, смело выраженной мощи скульптурных форм, по сложности и емкости содержания памятник работы Паоло Трубецкого ныне считается одним из лучших произведений монументальной скульптуры ХХ столетия, одним из интереснейших и редких образцов монументальной сатиры.
. Колесницы как элемент украшения арок и зданий
конная скульптура петербург
Традиция сооружения триумфальных арок в честь военных побед была заложена еще в III – II вв. до н.э. Часто их украшали конными статуями, барельефами, колесницами, запряженными лошадьми. Есть подобные сооружения и в нашем городе.
В первой трети ХIХ в. зодчий Карло Росси возводит на Дворцовой площади Петербурга напротив Зимнего дворца монументальное здание Главного штаба с величественной Триумфальной аркой в центре, которая соединяет главную площадь города с Невским проспектом. Триумфальная арка Главного штаба, служившая торжественными воротами столичной площади, сооружена в 1827-1828 гг. и посвящена победам русского оружия в войне с Наполеоном 1812-1814 гг. Она носит ярко выраженный триумфальный характер, символизируя идею победы, военной мощи, величия и славы России. Венчает арку колесница Победы с шестеркой спокойно-торжественных коней. Шестерка коней разделена надвое таким образом, что в центре группы образуется пространство, через которое хорошо видна колесница триумфатора, где царственно высится аллегорическая статуя Победы в образе крылатой женщины в античной тунике. Властным жестом правой руки она протягивает лавровый венок, а левой – высоко поднимает воинский штандарт с двуглавым орлом.
Кони величаво спокойны, одна передняя нога поднята в шаге, их поступь торжественна. Подробно вылеплены короткие волнистые гривы и длинные хвосты. Двух крайних скакунов держат под уздцы пешие воины в античных доспехах с копьями, упирающимися в землю.
Колесница Победы является совместным трудом двух скульпторов-профессоров Академии художеств: С. С. Пименова (фигуры Победы, воина, останавливающего коня правой рукой, и собственно колесница) и В. И. Демут-Малиновского (фигуры коней и воина, останавливающего коня левой рукой).
Нарвские ворота, созданные архитектором В. П. Стасовым в 1828-1834 гг., задуманы как памятник победам русской гвардии в сражениях Отечественной войны 1812 г. и во время Заграничных походов 1913-1814 гг. Им предшествовала деревянная триумфальная арка, воздвигнутая в 1814 г. по проекту архитектора Джакомо Кваренги. Под ее сводами прошли церемониальным маршем гвардейские полки, участвовавшие в сражениях при Бородино, под Лейпцигом, вошедшие в Париж.
Новая однопролетная арка значительно превосходила прежнюю по размерам и отличалась наличием декора. Венчает Триумфальную арку динамичная скульптурная группа: шестерка вздыбленных стремительных коней, впряженных в триумфальную колесницу, остановлена на всем скаку мановением руки богини Славы, стоящей в этой колеснице. Фигура Славы с широкими, сильными, словно трепещущими крыльями чуть наклонена вперед как бы в стремительном полете. Правой рукой она торжественно возносит огромный лавровый венок, в левой – держит пальмовую ветвь. Модель статуи Славы выполнил С. С. Пименов, колесницы – В. И. Демут-Малиновский, коней – П. К. Клодт.
Главный фасад Александринского театра (архитектор К. И. Росси) увенчан конной скульптурной группой, изображающей античную колесницу-квадригу покровителя искусств Аполлона. Квадригой древние греки и римляне называли колесницу, запряженную четверкой коней.
Поднялись на дыбы кони, впряженные в один ряд. Бог-возница управляет ими стоя. Гривы вздыбленных животных коротко подстрижены. Покровитель искусств, поэзии и музыки – Аполлон – держит в одной руке венок, в другой – кифару. Тут воспевается торжество искусства. На колеснице размещены барельефы с изображением муз.
Скульптурная группа Александринского театра составляет главную часть наружного убранства здания. Помещенная над колоннадой портика театра и четко выделяющаяся на фоне стены зрительного зала, квадрига Аполлона издавна служит символом театра, его эмблемой.
К. Росси сам делал эскизы всех украшений, а квадригу Аполлона продумал и прорисовал вплоть до орнаментов на сбруе коней и колеснице. По его рисункам модель скульптурной группы выполнена С. С. Пименовым.
. Кони на мостах, площадях и улицах Петербурга
Конногвардейский манеж был возведен в Петербурге по проекту архитектора Джакомо Кваренги в 1804-1807 гг. Его сооружение было завершено к возвращению полка Конной гвардии из Австрийского похода. Двухэтажное здание конногвардейского манежа было возведено в строгих формах русского классицизма. Главный (восточный) фасад манежа, обращенный к Исаакиевской площади, решен в виде величественного и строгого восьмиколонного портика с массивным фронтоном и широкой гранитной лестницей. Перед колоннадой портика главного фасада по краям на постаменте из серого сердобольского гранита установлены две парные мраморные скульптурные группы юношей, сдерживающих вздыбленных коней. В 1806 году Джакомо Кваренги заказал в Италии своему соотечественнику, известному скульптору Паоло Трискорни уменьшенные копии мраморных античных скульптур Диоскуров, стоящих и сейчас перед Квиринальским дворцом в Риме (пропорции и размеры были слегка изменены по распоряжению архитектора). Диоскуры в мифологии являются олицетворением и синонимом братской и вообще крепкой мужской дружбы. Они считаются защитниками государства и покровителями коневодства и гимнастики.
Диоскуры изображены по-античному обнаженными; с левой руки каждого ниспадает легкий плащ, а у ног стоят доспехи, напоминающие о том, что Полидевк и Кастор были воинами. Братья с трудом сдерживают за уздцы горячих скакунов, поднявшихся на дыбы. Лошади, в сравнении с юношами, непропорционально малы. Но это почти незаметно, потому что внимание зрителя сосредотачивается на головах коней и на их передних, напряженно поднятых вверх ногах. Головы беспокойных животных с раздутыми ноздрями и оскаленными мордами выполнены очень живо и выразительно. Фигуры лошадей сделаны из мрамора, их тяжелые изваяния не могли бы стоять на тонких задних ногах. Под брюхом коней установлены мраморные тумбы-подпорки. Мрамор не позволил изваять и поводья, поэтому юноши как бы удерживают горячих коней под отсутствующие уздцы.
Замечательный скульптор-анималист барон Петр Карлович Клодт создал конные скульптуры, представляющие собой превосходный памятник гиппопластики нашего города, давно ставшие одним из привычных его символов. Языком аллегории Клодт раскрыл тему борьбы человека со стихийными силами природы и победы над ними в скульптурной сюите «Укротители коней» на Аничковом мосту. Скульптура привлекает четкими пластическими формами, кони с наклоненными и поднятыми головами продуманно распределены. В каждой скульптурной группе Аничкова моста конь вздыблен, однако каждая группа имеет свой неповторимый силуэт. Клодту удалось добиться удивительного единства, целостности смыслового и композиционного решения, великолепно передать динамику, порыв.
Скульптурный комплекс П. К. Клодта по оригинальности замысла, выразительности, мастерству исполнения не имеет равных в мировой истории монументальной пластики. За создание скульптурного ансамбля на Аничковом мосту П.К. Клодт был избран почетным членом Академий художеств Берлина, Парижа и Рима.
. Барельефная гиппопластика Петербурга
Множество изображений коней в Петербурге можно найти на барельефах, украшающих здания, постаменты памятников, пилоны мостов и др.
Тимпан фронтона Конногвардейского манежа первоначально украшал гипсовый фриз, изображавший раздачу призов победителям конных состязаний. Он был выполнен скульптором Августино (Агостино) Трискорни по рисунку самого Кваренги. Позже он был утрачен и заменен. Но за колоннами в глубине портика сохранился трехчастный скульптурный барельеф с изображением спортивных игр в античном цирке и торжественной раздачи призов победителям на конных состязаниях. Его части отделены друг от друга пилястрами лоджии, образованной внутри портика.
Заключение
Я перечислила всего лишь малую часть конной скульптуры, представленной в Санкт-Петербурге. И это неудивительно. Уже более трёхсот лет существует город, и столько же времени он строится и украшается лучшими архитекторами страны, а так же творцами со всего мира. И, пожалуй, большая часть из появившихся за это время скульптур, барельефов, арок имеет отношение к коням – издревле считавшимся символом ума, чести, а позже – и государственности. Именно поэтому статуи российских царей – именно конные. По числу конных монументов и скульптур Петербург занимает одно из первых мест в мире. А может быть, даже и первое. Рассказать в рамках этого реферата обо всех конных памятниках Санкт-Петербурга просто невозможно, поэтому здесь описаны лишь те из них, которые бесспорно являются памятниками мирового значения и символами нашего города.
Список использованной литературы
1.Аркин Д.Е. Образы архитектуры и образы скульптуры. М., 1990.
.Исаченко В.Г. Памятники Санкт-Петербурга: Справочник. СПб., 2004
.Раскин А.Г. Триумфальные арки Ленинграда. Л., 1977.
.Цепляев А.А. Конная скульптура Санкт-Петербурга. СПб., 2011.
.#”justify”>.#”justify”>.http://www.interros.ru (Гидина Е, Ильин Л. Рецепт бессмертия для братьев Диоскуров)