- Вид работы: Реферат
- Предмет: Культурология
- Язык: Русский , Формат файла: MS Word 271,46 Кб
Государственное регулирование деятельности музеев
МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
федеральное государственное БЮДЖЕТНОЕ образовательное учреждение высшего образования
«САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ КИНО И ТЕЛЕВИДЕНИЯ»
Кафедра государственного и муниципального управления
Дисциплина «Управление сферой культуры»
РЕФЕРАТ
Тема: «Государственное регулирование деятельности музеев»
Выполнила студентка
М.Г. Кравченко
Рецензент студентка
Ю.В. Иванова
Проверила
Н.А. Носкова
Санкт-Петербург
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
. Теоретические основы деятельности музеев в Российской Федерации
.1 Основные понятия, функции и направления деятельности музеев Российской Федерации
.2 Классификация музеев Российской Федерации
. Деятельность музеев Санкт-Петербурга и ее государственное регулирование
.1 Характеристика ресурсной базы музеев Санкт-Петербурга
.2 Государственное регулирование деятельности музеев Санкт-Петербурга
Заключение
Список литературы
ВВЕДЕНИЕ
Происхождение и развитие музеев связано с общественными потребностями в собирании, хранении и изучении объектов природы, памятников материальной и духовной культуры – документальных свидетельств, необходимых как для исследования процессов и явлений исторического развития природы и общества, так и для пропаганды научных знаний, удовлетворения познавательных, культурных, эстетических потребностей общества.
Первые музеумы возникли в Древней Греции, при храмах и святилищах, куда люди несли самые ценные вещи. Первой формой древнерусского собирательства было накопление в ризницах крупных монастырей, в царских дворцах, в домах феодальной знати материальных и художественных ценностей – искусно исполненных культовых и бытовых предметов из драгоценных металлов, произведений живописи, рукописных и старопечатных книг и т.д. Высшим результатом древнерусского собирательства явились собрания Оружейной палаты в Москве. Этот крупный производственно-художественный центр уже в 16 веке был известен богатством коллекций. Возникновение первых русских музеев относится к началу 18 века, к эпохе преобразований Петра 1. Развитие научных знаний вызывало необходимость сбора источников, прежде всего в области естественной истории. С этой целью в 1714 году была основана Петербургская кунсткамера, где сосредоточивались необычные “куриозные” образцы минералов, растительного и животного мира и т.д. В 18 веке были открыты первые учебные музеи при учебных заведениях. В 19 веке на базе научных обществ и учреждений создаются местные краеведческие музеи (музей ВСОРГО в Иркутске и др.) Осознается образовательно-просветительское значение музеев. Значительная часть музеев создается по инициативе общественности. В 20 веке, в первые годы Советской власти, музейные коллекции были национализированы и объявлены Государственным музейным фондом СССР.
Один из основных результатов деятельности музея – передаваемый от поколения к поколению музейный фонд, заказчиком и потребителем которого является общество. Музеи эффективно выполняют возложенную на них обществом и государством функцию – сохранения и приумножения музейного фонда. Подтверждением этому является и тот факт, что ежегодно растет число предметов, хранящихся в музеях области.
Музей, как и библиотека, призван транслировать историческую память, выполнять коммуникативную функцию связи разных поколений. Сегодня музеи продолжают успешно выполнять возложенную на них миссию. Посещаемость музеев растет с каждым годом, что подтверждает востребованность музея, как социо-культурного института и обуславливает актуальность выбранной темы.
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МУЗЕЕВ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
1.1 Основные понятия, функции и направления деятельности музеев Российской Федерации
Музей – учреждение, занимающееся собиранием, изучением, хранением и экспонированием предметов – памятников естественной истории, материальной и духовной культуры, а также просветительской и популяризаторской деятельностью [12].
Сначала это понятие обозначало коллекцию предметов (экспонатов) по искусству и науке, затем, с XVIII века, оно включает в себя также здание, где располагаются экспонаты.
С XIX века присоединилась научно-исследовательская работа, проводимая в музеях. А с шестидесятых годов XX века началась педагогическая деятельность музеев (специальные проекты для детей, подростков и взрослых).
Музеи выполняют следующие функции [9]:
) функция документирования. Музей создает фонд музейных предметов – источников, необходимых для исследования в разных областях знаний, и поэтому является научно-исследовательским учреждением;
) функция образования и воспитания. Музей использует свои собрания для распространения и популяризации знаний, и в этом смысле он – научно-просветительское учреждение.
Основные направления музейной деятельности [7]:
комплектование музейных фондов – выявление, отбор и приобретение предметов музейного значения; оно осуществляется по определенной программе;
фондовая работа – учет, изучение, хранение музейных собраний; она направлена на научную подготовку музейных предметов для современного использования и сохранение их для будущих поколений;
экспозиционная работа – построение музейных экспозиций для передачи музейной информации;
научно-просветительская работа – пропаганда знаний.
Музейная деятельность включает в себя работу с фондами, музейной экспозицией, научно-просветительскую работу.
Фонды музея – это исторически сложившаяся научно-организованная совокупность принадлежащих данному музею музейных предметов и научно-вспомогательного материала, необходимого для их изучения и экспонирования. Фонды являются одним из основных результатов научно-исследовательской работы музея и основой для всех видов его деятельности. Музейные фонды состоят из двух частей – основного фонда (собрания музейных предметов) и фонда научно-вспомогательного материала (воспроизведения подлинников – копии, макеты, муляжи – и наглядный материал для экспозиции – карты, диаграммы).
Научно-просветительская работа музея – это проведение лекций, экскурсий, консультаций, передвижных выставок, организация экспозиций, различных массовых мероприятий и т.д.
Основным направлениям музейной деятельности – комплектованию музейных фондов, фондовой экспозиционной и научно-просветительской работе – соответствует структура музея. Основные научные отделы музеев – фондовый, экспозиционный, научно-просветительский. Как правило, в структуру музея входят библиотека, архив, иногда лаборатории, мастерские.
Один из основных результатов деятельности музея – передаваемый от поколения к поколению музейный фонд, заказчиком и потребителем которого является общество. Музеи эффективно выполняют возложенную на них обществом и государством функцию – сохранения и приумножения музейного фонда. Подтверждением этому является и тот факт, что ежегодно растет число предметов, хранящихся в музеях области.
Основной формой комплектования музейных коллекций по-прежнему остается – дарение.
Таким образом, музей – это научно-исследовательское и научно-просветительское учреждение, выполняющее на основе музейных предметов функции документирования, образования и воспитания.
.2 Классификация музеев Российской Федерации
Классификация музеев – это их группировка по признакам, существенным для организации и развития музейной сети и для осуществления музейной деятельности. Современное музееведение знает несколько систем классификации музеев [12].
по масштабам деятельности (музеи центральные, региональные, местные);
по форме собственности (государственные, ведомственные, общественные, частные);
по административному и территориальному признаку (республиканские, краевые, областные, городские, районные);
Кроме того, есть классификация по типам. Выделение типа происходит в зависимости от выполнения музеем своих социальных функций и их приоритета в его деятельности. В соответствии с этой классификацией музеи делят на исследовательские, учебные, просветительские. Исследовательские музеи (академические музеи) чаще всего создаются при научных учреждениях. Такой музей нуждается, прежде всего, в коллекциях, которые служат базой для организации научных исследований. Формирование фондов и их изучение – главное в его работе. Такой музей может вовсе не иметь экспозиционно-выставочных площадей, не организовывать экспозиций, не проводить выставок.
Учебные музеи нацелены на решение, прежде всего, образовательной функции. Как правило, они создаются при школах, вузах и других учебных заведениях, иногда при ведомствах. Школьные, вузовские и другие музеи формируют коллекции, помогающие приобрести необходимые навыки в процессе образования, а также помогающие в реализации учебных программ и педагогических методик. Но учебные музеи достаточно часто относятся к музеям закрытого типа: их экспозиции доступны ограниченному числу посетителей [12].
Просветительские музеи (массовые музеи) ориентированы на посетителя всех возрастов и социальных групп. Главное в его деятельности – организация работы с посетителем (через экспозиции, организацию доступа исследователям к коллекциям музея, проведение рекреационной работы).
Среди просветительских музеев есть ориентированные на специфическую аудиторию детские музеи. Они ориентированы на психологические и возрастные особенности детей. В коллекции таких музеев, наряду с уникальными предметами, включают и те, с которыми ребенок сталкивается в повседневной жизни, это специально сконструированные модели с обучающими целями. Важное значение имеют экспонаты, которые можно потрогать, привести в движение, использовать в игре. [6].
В 1960-1980-е гг. в связи с развитием сети музеев-ансамблей, музеев-заповедников создается классификация по признаку осуществления музеем своей научно-документационной функции. В соответствии с этой классификацией выделяют музеи коллекционного и ансамблевого типов. В основе музея коллекционного типа лежит коллекция предметов, соответствующая профилю музея (основные усилия направлены на ее формирование). Документирование такие музеи осуществляют посредством сохранения, комплектования, изучения фондов музея. Музеи ансамблевого типа осуществляют функцию документирования посредством сохранения недвижимых памятников, интерьеров, ландшафтов (основные усилия направлены на сохранение сложившейся природной и культурно-исторической среды).
Развитие музейной сети ведет к усложнению классификаций. Однако до сих пор основной классификацией остается классификация музеев по профилю.
Профиль музея – отношение музея к профильной дисциплине, комплексу наук, виду искусства, отрасли культуры или производства. Может также иметь территориальные, хронологические границы, в которых музей документирует социальные феномены. В пример можно привести Музей нового искусства относится к группе художественных музеев, но при этом ограничен в своей деятельности собиранием предметов только современного искусства, классическое искусство, прикладное – для него, непрофильное
Развитие науки, культуры и производства приводит к выделению новых профильных дисциплин, сфер культуры, новых отраслей, что соответственно отражается и на классификации по этому признаку – профильных групп становится все больше. При всех сложностях создания полноценной классификации по профилю можно выделить следующие группы музеев [6]:
. Исторические музеи:
а) общеисторические;
б) национальной истории;
в) региональной истории;
г) истории отдельных периодов или исторических событий, феноменов;
д) узкоспециализированные (археологические, этнографические, нумизматические, военно-исторические).
. Музеи отдельных отраслей культуры :
а) художественные музеи;
в) музыкальные музеи;
г) театральные музеи;
д) музеи физкультуры и спорта.
. Педагогические музеи.
. Естественнонаучные музеи.
. Промышленные музеи:
а) музеи торговли, промышленности и ремесел;
б) музеи техники (музеи отдельных отраслей);
в) музеи отдельных предприятий.
. Сельскохозяйственные музеи.
. Комплексные.
Безусловно, данная классификация по профилю не является окончательной. Сам вопрос о выделении некоторых профильных групп (технических музеев из естественнонаучных, промышленных и сельскохозяйственных музеев) до сих пор остается дискуссионным, несмотря даже на организационное оформление определенных профильных групп, в том числе и на международном уровне. Классификации по профилю различны и в различных национальных традициях музееведения.
2. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ МУЗЕЕВ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА И ЕЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ
2.1 Характеристика ресурсной базы музеев Санкт-Петербурга
Санкт-Петербург – город федерального значения Российской Федерации, административный центр Северо-Западного федерального округа и Ленинградской области.
Расположен на северо-западе Российской Федерации, на побережье Финского залива и в устье реки Невы.
Численность населения – 5 191 690 человек [17]. Санкт-Петербург – второй по численности населения город России и четвёртый город Европы; а также второй (после Стамбула) по численности населения город, не являющийся столицей государства, центр Санкт-Петербургской городской агломерации. Санкт-Петербург является самым северным городом-миллионером в мире.
Санкт-Петербург является культурным центром мирового значения, часто его называют «Культурной столицей». В городе располагаются 8464 объекта культурного наследия (памятники истории и культуры), в том числе 4213 объектов культурного наследия федерального значения, что составляет почти 10 % всех памятников, охраняемых государством на территории Российской Федерации.
В Санкт-Петербурге работают: свыше 200 музеев и их филиалов (в том числе Эрмитаж (около трёх миллионов произведений искусства и памятников мировой культуры), Русский музей (самый обширный музей русского искусства), Центральный военно-морской музей, музей Академии художеств России, музей городской скульптуры, музей истории Санкт-Петербурга, музей антропологии и этнографии имени Петра Великого (Кунсткамера), дворцово-парковые музеи-заповедники Петергофа, Ораниенбаума, Царского Села, Павловска, Арт-центр «Пушкинская, 10», музей современного искусства Эрарта, Всероссийский музей А. С. Пушкина, музей обороны и блокады Ленинграда и другие); выставочный комплекс Ленэкспо.
В Санкт-Петербурге находится большое количество храмов-музеев. На Невском проспекте расположен Казанский собор, являющийся в настоящее время главным храмом Санкт-Петербурга. Здесь находится список со знаменитой иконы Казанской Божией Матери. Её оригинал был утерян в советское время.
Музейный потенциал Санкт-Петербурга необычайно обширен. Помимо вышеперечисленных, следует так же отметить такие примечательные музеи как музей Арктики и Антарктики, Зоологический, Океанариум, Ботанический, Планетариум.
На Рисунке 1 представлена принадлежность музеев Санкт-Петербурга по данным Комитета по Культуре Администрации Санкт-Петербурга.
Рис.1. Структура принадлежности музеев Санкт-Петербурга, 2014 г. [8]
В 2013 году в городе проведено 940 выставок (в 2012 г. – 852), среди которых 314 – из фондов музеев и 626 выставок современного искусства. В музеях городского подчинения прошло более 30% от общего числа выставок. Приоритеты в создании выставок отдавались экспозициям из фондов музеев, а также была продолжена практика создания межмузейных выставок.
При решении о посещении музея и выборе музейного тура, большинство Петербуржцев останавливается на нескольких факторах, которые представлены на Рисунке 2. В последние годы наличие инновационных технологий становится наиболее привлекательным фактором для посещения музея.
Рис. 9. Привлекательность музея для посетителей [8]
На сегодняшний день одним из видов мотивации посетить музей является использование концепции Воображаемого музея. Воображаемый музей делает проницаемыми прежние границы, определявшие бытование искусства в культурном пространстве, коренным образом преображая роль и значение визуального фактора в культуре. Концептуальная идея здесь связана с тем, что современный музей представляет собой открытое для всех учреждение, отказывающееся от прежней элитарности. Ультрасовременные технологические возможности, позволяющие создавать огромные плоскости остекления, служат декларацией идеи демократичности музея, создают иллюзию связи мира искусства и повседневности. Здания, стены которых как бы растворяются, перестают служить границей пространств, строятся для музеев, репрезентирующих как классическое искусство, так и современное.
В Санкт-Петербурге с 26 мая 2014 проходила мультимедийная выставка «Ван Гог».
Новейшая технология SENSORY4TM позволила рассмотреть произведения великого мастера в мельчайших деталях и в самых неожиданных ракурсах. SENSORY4TM – это уникальная система, которая включает в себя сорок кинопроекторов высокого разрешения, многоканальную мультипликационную графику и качественную систему объемного звука. В результате мы получаем одно из самых впечатляющих мульти-экранных шоу в мире.
Творения Ван Гога оживали прямо на глазах у зрителя – 3000 динамических изображений, связанных с жизнью и творчеством художника, проецировались на огромные экраны, расположенные по всему периметру павильона. Идея выставки заключается в том, чтобы дать зрителю возможность самостоятельно прочувствовать творческий путь Ван Гога. Музыкальное сопровождение деликатно аккомпанирует различным периодам жизни и творчества художника, отражая его эмоциональное состояние.
Несмотря на то, что Ван Гог активно рисовал всего 10 лет, трудолюбивый и требовательный к себе художник создал более 2000 произведений искусства, включая 930 картин, 1100 рисунков и эскизов. Из них лишь одна – «Красные виноградники в Арле» – была продана при жизни автора.
На выставке были представлены проекции самых известных произведений великого художника, включая самые знаменитые: «Звездная ночь», «Пшеничное поле с воронами», «Ваза с 12 подсолнухами», «Ночная терраса кафе».
На данный момент использование данной технологии используется для демонстрации других великих произведений.
Без сомнений, Санкт-Петербург не зря называют «культурной столицей». Музеи Санкт-Петербурга не только не закрываются, но и увеличиваются в количестве, а также в последние годы благодаря инновациям растет посещаемость музеев, не стоит забывать, что инновации являются одним из направлений, которое активно поддерживается государством.
.2 Государственное регулирование деятельности музеев Санкт-Петербурга
государственный музей петербург
В соответствии с действующим федеральным законом от 26 мая 1996 г. N 54-ФЗ "О Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации" Законодательство Российской Федерации о Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации состоит из Конституции Российской Федерации, Основ законодательства Российской Федерации о культуре, настоящего Федерального закона, принимаемых в соответствии с ним федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации [2].
Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, регулирующие отношения не могут противоречить Федеральному закону "О Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации"
Федеральный закон "О Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации" определяет особенности правового положения Музейного фонда Российской Федерации, а также особенности создания и правовое положение музеев в Российской Федерации, распространяется на все действующие и вновь создаваемые музеи в Российской Федерации.
От имени Российской Федерации имущественные и неимущественные личные права и обязанности, а также государственный контроль в отношении музейных предметов и музейных коллекций, включенных в состав Музейного фонда Российской Федерации, осуществляет федеральный орган исполнительной власти, на который Правительством Российской Федерации возложено государственное регулирование в области культуры.
От имени субъектов Российской Федерации имущественные и неимущественные личные права и обязанности, а также государственный контроль в отношении музейных предметов и музейных коллекций, включенных в состав Музейного фонда Российской Федерации, осуществляют уполномоченные органы государственной власти субъектов Российской Федерации, на которые возложено государственное регулирование в области культуры.
Музейные предметы и музейные коллекции, включенные в состав Музейного фонда Российской Федерации, вывозу из Российской Федерации не подлежат.
Временный вывоз данных предметов регулируется Законом Российской Федерации "О вывозе и ввозе культурных ценностей".
Музейные предметы и музейные коллекции, включенные в состав Музейного фонда Российской Федерации, могут отчуждаться или переходить от одного лица к другому в порядке универсального правопреемства либо иным способом только по специальному разрешению федерального органа исполнительной власти, на который возложено государственное регулирование в области культуры.
Музеи в Российской Федерации создаются в форме учреждений для осуществления культурных, образовательных и научных функций некоммерческого характера.
Комитет по культуре – структурное подразделение Правительства Санкт-Петербурга, созданное в целях проведения государственной политики и осуществления государственного управления в сфере культуры и искусства [14].
Одной из задач Комитета по культуре является сохранение объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, обеспечение сохранности фондов библиотек и архивов.
Деятельность музеев финансируется за счет бюджетных источников, включающих текущий бюджет и программы (федеральные, региональные, межрегиональные, отраслевые, межотраслевые).
Например, на данный момент действует федеральная целевая программа « Культура России» на 2012-2018годы.
Для исполнения Комитетом по культуре государственной функции по обеспечению в установленном порядке осуществления имущественных и неимущественных личных прав и обязанностей, а также государственного контроля в отношении музейных предметов и музейных
коллекций, включенных в состав Музейного фонда Российской Федерации
Комитет по культуре Санкт-Петербурга осуществляет следующие административные действия (процедуры):
) подготовка правовых актов Комитета об утверждении графика рассмотрения и утверждения результатов сверок музейных предметов и музейных коллекций государственных музеев, находящихся в ведении Комитета и администраций районов Санкт-Петербурга, с учетной документацией;
) проведение проверок соблюдения государственными музеями, подведомственными Комитету и администрациям районов Санкт-Петербурга, требований учета, сохранности и использования музейных предметов и музейных коллекций по требованию государственных органов Российской Федерации.
Подготовка правовых актов Комитета об утверждении графика сверок.
Кроме плановых сверок в соответствии с графиком сверок государственными музеями могут проводиться внеплановые сверки музейных предметов и музейных коллекций с учетной документацией.
Проведение проверок соблюдения государственными музеями требований учета, сохранности и использования музейных предметов и музейных коллекций по требованию государственных органов Российской Федерации.
На основании Постановления Правительства от 17 июня 2008 года N 710, Комитет по культуре Санкт-Петербурга принимает решения об управлении музейными предметами и музейными коллекциями, находящимися в государственной собственности Санкт-Петербурга. А также реализовывает преимущественное право покупки музейных предметов и музейных коллекций в соответствии с Федеральным законом "О Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации.
Несомненно, правовые аспекты в области деятельности музеев необходимы для его дальнейшего развития и эволюции. Они закрепляют деятельность и условия регулирования культурных ценностей, а также влияют на отношения музеев с государством, физическими и юридическими лицами.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В заключении необходимо еще раз отметить огромный ресурсный потенциал музеев Санкт-Петербурга. Это свыше 200 музеев и их филиалов (в том числе Эрмитаж (около трёх миллионов произведений искусства и памятников мировой культуры), Русский музей (самый обширный музей русского искусства), Центральный военно-морской музей, музей Академии художеств России, музей городской скульптуры, музей истории Санкт-Петербурга, музей антропологии и этнографии имени Петра Великого (Кунсткамера), дворцово-парковые музеи-заповедники Петергофа, Ораниенбаума, Царского Села, Павловска, Арт-центр «Пушкинская, 10», музей современного искусства Эрарта, Всероссийский музей А. С. Пушкина, музей обороны и блокады Ленинграда и другие); выставочный комплекс Ленэкспо.
Музей призван транслировать историческую память, выполнять коммуникативную функцию связи разных поколений. Сегодня музеи продолжают успешно выполнять возложенную на них миссию и стали необходимой составной частью социальной и культурной жизни.
Один из основных результатов деятельности музея – передаваемый от поколения к поколению музейный фонд, заказчиком и потребителем которого является общество. Музеи эффективно выполняют возложенную на них обществом и государством функцию – сохранения и приумножения музейного фонда. Подтверждением этому является и тот факт, что ежегодно растет число предметов, хранящихся в музеях области.
В свою очередь государство обеспечивает все необходимые условия для функционирования и развития деятельности музеев, осуществляет финансирование музеев, одним из вариантов финансирования являются целевые программы. Также активно используются инновации в деятельности музеев, инновации – это одно из приоритетных направлений деятельности государства, что способствует привлечению посетителей.
Таким образом, активно поддерживая деятельность музеев, государство удовлетворяет потребности населения, обогащая его знаниями.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Закон РФ от 9 октября 1992 г. N 3612-I «Основы законодательства Российской Федерации о культуре» (с изменениями и дополнениями) URL: http://base.garant.ru/104540/#ixzz3PMyBGkJl
. Федеральный закон от 26 мая 1996 г. N 54-ФЗ "О Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации" ( с изменениями и дополнениями) URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_110957/
. Постановление Правительства от 17 июня 2008 года N 710 «"О внесении изменений в постановление Правительства Санкт-Петербурга от 25. 05.2004 N 806" URL: http://base.garant.ru/35323411/#ixzz3WTyUfzbR
. ГОСТ Р 7.0.5 – 2008. Требования к оформлению списка литературы.
. Менеджмент в сфере культуры. Учебное пособие. / Под общей редакцией И. М. Болотникова, Г. Л. Тульчинского. СПб: СПб ГУКИ, 2007.
. Гасратян, К. Сфера культуры в современной рыночной экономике / К. Гасратян. – М.: Институт мировой экономики и международных отношений РАН, 2012.
. Саламатина В.С. Транснационализация как тренд развития туристского рынка: исторические формы и современная отраслевая специфика // Вестник ДГТУ. – 2010. – № 7 (50). – С. 44-49.
. Сапанжа О.С. Методология теоретического музееведения. – СПб., 2008. – С. 31
. Шляхтина Л.М. Детский музей в глобальном мире// Воспитание патриотизма, гражданственности и политической культуры средствами музейной коммуникации. Материалы всероссийской научно-практической конференции (к 10-летию Детского исторического музея). 12-14 апреля 2004 года.- СПб., 2004.- с.30-37.
. Шляхтина Л.М. Мастеница Е.Н. Музей и турист: управление процессом межкультурной коммуникации// Менеджмент. Наука. Образование. Культура. Сб. научных трудов СПбГУКИ. Том 155.- СПб.: СПбГУКИ, 2003.- с. 194-209.
. Юренева Т. Ю. Музей в мировой культуре. – РУССКОЕ СЛОВО-РС, 2003. – 536 с.
. Федеральные целевые программы России URL: http://www.programs-gov.ru/
. Официальный сайт Комитета по Культуре Администрации Санкт-Петербурга URL: http://www.spbculture.ru
. Сайт Министерства культуры РФ URL: <http://mkrf.ru/>
. Официальный сайт Администрации Санкт-Петербурга URL: http://gov.spb.ru/
. Сайт свободной энциклопедии URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D1%E0%ED%EA%F2-%CF%E5%F2%E5%F0%E1%F3%F0%E3