- Вид работы: Курсовая работа (т)
- Предмет: Культурология
- Язык: Русский , Формат файла: MS Word 19,66 Кб
Характер и возможности пятна в графической композиции
Курсовая работа
Характер и возможности пятна в графической композиции
Введение
Пятно – многогранное, дикое, гладкое, ровное, дышащее, спокойное, статичное, динамичное…бесконечное… Красиво сказано художником А.Г. Венециановым: «…зрение есть орудие, посредством которого душа, получая понятие о свете чувственном, возносится к нравственному».
Любой человек, посмотрев на небо, может в причудливом рисунке облаков увидеть образы зверей и птиц, лица людей, сказочные замки. Иногда подобные образы мы видим, задержав взгляд на разводах сырости на стене. Видим то, чего там, в принципе, нет. Первобытному охотнику необходимо было быстро ориентироваться, мгновенно опознавать, кто перед ним: добыча или хищник. Увидеть и узнать! Наше зрение решает три задачи. Во-первых, заметить и подать сигнал о новом объекте. Во-вторых, опознать этот объект: живое или неживое, движется или нет, друг или враг. И в-третьих, зрение фиксирует мельчайшие подробности увиденного, детали этого объекта.
Бросив короткий взгляд на предмет, мы фиксируем пятно, основную массу, форму и только при более длительном рассмотрении выделяем детали. Когда мы смотрим на окружающий мир, то видим целостную картину. На самом же деле она разбита на две части. Все, что проецируется на правую половину сетчатки каждого глаза, передается в левое полушарие головного мозга, а то, что попадает на левую половину, – в правое полушарие. Но полушария мозга связаны и обе полукартины сливаются в единое целое.
Современная наука утверждает, что в мозгу ребенка четырех-пяти лет начинает проявляться особенность, которая окончательно формируется к семнадцати. Это неравноценность, асимметричность высших функций правого и левого полушарий. Правое работает как хранилище художественных способностей, оно воспринимает мир целостно, во всем богатстве деталей. Левое же полушарие – это наша логика, рассудочные действия, формулы и другие абстракции, в том числе и слова. «В мозгу у человека как бы две исследовательские системы: одну он посылает в неизведанное, и она познает мир предельно конкретно (абстракциями нового не воспринять), а другая рассматривает и сопоставляет это новое в более упрощенном виде, избавленном от второстепенных подробностей».
Наиболее общий отличительный признак графики – особое отношение изображаемого предмета к пространству, важную роль в воссоздании которого играет фон бумаги или, по выражению В.А. Фаворского, «воздух белого листа». Пространственное ощущение создают не только не занятые изображением участки листа, но часто (например, в рисунках акварелью) и проступающий под красочным слоем фон бумаги. При этом связанное с плоскостью листа графическое изображение носит в известной мере плоскостной характер.
Не обладая такой полнотой возможностей, как живопись, в создании пространственной иллюзии реального мира, графика с большей свободой и гибкостью варьирует степень пространственности и плоскостности. Графике могут быть свойственны тщательность объемно-пространственного построения, интерес к повествованию, обстоятельное штудирование натуры, выявление структуры и фактуры предмета. Но художник-график может ограничиться и беглым впечатлением, условным обозначением предмета или как бы намеком на него, обращаясь к воображению зрителя. Незаконченность и лаконизм при этом служат одним из главных средств художественной выразительности.
Емкость образа в графике часто достигается экономией и концентрацией художественных средств, образно-выразительными метафорами. Поэтому в графике наряду с завершенными композициями самостоятельную художественную ценность имеют натурные наброски, эскизы произведений живописи, скульптуры и архитектуры. Способность графики к резкому заострению образа обусловила широкое развитие графической сатиры и гротеска. Активную роль в графике играют фактура материалов, специфика графических техник и приемов (живописность и «бархатистость» офорта, создающего богатые пространственные и светотеневые переходы, четкость и гибкая контрастность ксилографии, мягкие светотеневые нюансы литографии, декоративная броскость и проч.)
Актуальность данной курсовой работы заключается в том, что изучение характера, видов и возможностей такого выразительного средства как пятно, позволяет расширить границы его использования в графике, а также научиться новым методам создания композиций при помощи моделировки форм больших и малых пятен в работе.
Цель: определить характер и разновидности пятна, варианты построения композиции с помощью пятна.
Объект исследования: пятно, как выразительное средство, в графической композиции.
Предмет исследования: характер, разновидности и возможности пятна в графической композиции.
Задачи:
·выявить особенности организации графической композиции;
·изучить структуру композиции;
·изучить специфику и сущность пятна;
·ознакомиться с теоретическими и практическими основами изобразительного языка в графике;
·провести анализ методов использования пятна;
·ознакомиться с разнообразием и возможностями пятен;
·выявить характер пятна в его многообразии;
·выявить особенности построении композиции при помощи пятна.
Прежде чем перейти непосредственно к пятну, в первой части курсовой работы мы поговорим о графической композиции в целом и об основных изобразительных средствах графики. Так как законы построения композиции работают и в отношении пятна, мы сможем более грамотно подойти к ее разработке.
1. Графическая композиция. основные элементы изобразительного языка в графической композиции
.1 Графическая композиция, как структурный принцип произведения
графический пятно произведение композиция
Композиция является важнейшим структурным принципом произведения. Композиция организует взаимное расположение его частей, их взаимодействие, соподчинение относительно друг друга и целого, что, в свою очередь, придает произведению единство, цельность и завершенность.
В современном понимании композиция – это построение художественного произведения с учетом его назначения, замысла, содержания и особенностей вида искусства. Композицию нельзя трактовать лишь как один из уровней организации произведения. Произведение искусства нельзя, в принципе, делить на рисунок, композицию, живопись, понимая под «композицией» только размещение элементов изображения. По мнению С. Даниэля, «данный подход не просто сужает сферу, охватываемую понятием «композиция», – приходится говорить о подмене принципа органической целостности принципом механического сложения»
Композиция (от лат. сompositio – составление, сочинение) – 1) построение художественного произведения, обусловленное его содержанием, характером и назначением и во многом определяющее его восприятие. Композиция является важнейшим организующим компонентом художественного произведения, увязывающим его отдельные элементы в единое целое; 2) музыкальное, живописное, скульптурное или графическое произведение.
Говоря о композиции, нельзя не вспомнить о гармонии и основных законах композиции. Очень важным является понимание гармонии как единства противоположностей. Единство подразумевает связь, слаженность. Единство противоположностей – это взаимодополнение противоположностей, в связанном состоянии образующих одно неразрывное целое. Яркий пример – вся черно-белая графика. Гармоничное произведение искусства всегда ориентировано на категорию прекрасного, другими словами, художник ищет в своих прообразах красоту и стремится показать ее в своем произведении. Прекрасное и возвышенное обычно идут рядом, но это не одно и то же. В классическом искусстве ориентация на возвышенное проявляется в том, что художник облагораживает прототип, очищает от мелкого и несущественного, как бы приподымает изображение над реальностью.
Закон единства содержания и формы: высшая степень целесообразности как результат поиска изобразительных и композиционных средств, наиболее полно раскрывающих замысел.
Закон цельности требует подчинения всех элементов и частей произведения единому замыслу, тем самым, определяя сделанность, законченность художественного произведения. Умение художника подчинить второстепенное главному делает художественный образ более ясным, не упрощая его при этом.
Типизация, обобщение явлений реального мира позволяет образной мысли не копировать действительность. Закон типизации основан на поиске закономерностей и позволяет создать художественный образ, а не документальный протокол частного случая.
Закон контрастов: узнавание объекта всегда происходит на базе сравнения размеров (большой, маленький), тона (светлый, темный), форм (тонкий, толстый) и т.д. Контрастные отношения означают редко выраженные различия предметов, их свойств и качеств.
Различают три основных вида композиции: фронтальную, объемную и глубинно-пространственную.
К элементам композиционно-структурной организации плоскости в пластических искусствах относят: формат, пропорции, масштаб, картинную плоскость, геометрический центр, ритм, нюанс и контраст, оси формата и силовые линии изображения и т.д.
Начиная работу над композицией, художник выбирает формат будущей картины. Предполагается, что выражение «выбирает формат» подразумевает полную свободу выбора. Но этот выбор обусловлен многими параметрами и, в целом, не случаен. На выбор формата влияют структура формы, эмоциональная интонация композиции, образный строй художественного произведения. Квадрат, прямоугольник горизонтальный или вертикальный, овал, круг – это целые миры, в чем-то похожие, но при этом совершенно разные. Квадрат – это устойчивость и уравновешенность. Круг тоже уравновешен, даже самодостаточен, но устойчивости квадрата здесь нет. Прямоугольный формат, вытянутый горизонтально, подает пространство панорамно, а вертикальный формат удобен для работы с торжественной, величественной композицией. Видимо, следует говорить не о выборе, а об определении формата, о его функциональном соответствии художественному образу.
Определяя формат, художник находит необходимое соотношение сторон формата, определяет его пропорции. Среди основных средств композиции пропорции необходимо поставить на первое место – как по степени важности того качества, которое достигается с их помощью (пропорциональность), так и с точки зрения их возможностей при организации формы.
Ведя разговор о пропорциях, нельзя не вспомнить о масштабе. Масштаб является относительной характеристикой величины предмета. Объекты предметной среды, создаваемой человеком, масштабны по отношению к нему, дома, бытовая техника, машины функционально соразмерны человеку. В искусстве как художественный прием нередко используют сознательное нарушение масштабности. Например, в древнеегипетском искусстве изображение фараона было значительно крупнее, чем всех других персонажей. Но обычно в реалистических композициях все персонажи сомасштабны друг другу и среде, их окружающей.
Симметрия и асимметрия – два начала, организующие форму. Симметричная форма легка для восприятия, спокойна, даже несколько скованна. Асимметричная форма требует большего внимания, усваивается постепенно, в ней заложено больше свободы, движения.
Симметрия – это одинаковость в расположении частей целого относительно оси, плоскости или точки (центра). Предельный случай равновесия – полная (зеркальная) симметрия, когда одна половина изображения является зеркальным отражением другой. При этом количество воспринимаемой информации уменьшается вдвое: по одной половине изображения мы получаем полную информацию.
Симметрия и асимметрия в композиции реализуются через статику и динамику. Динамика – это характер композиции, в которой присутствует зрительное движение. Последовательность восприятия зрителем элементов динамичной композиции задается художником в соответствии с характером образа. Статика – это состояние покоя, устойчивости, неподвижности. Уравновешенность же должна быть качеством как статичной, так и динамичной композиции.
В композиции равновесие является одним из средств гармонизации формы, усиливает ее ясность и выразительность. Отсутствие равновесия воспринимается как конфликт, а наличие – как снятие этого конфликта, как примирение перцептивных сил.
В заключение отметим, что равновесие в композиции это чисто зрительное ощущение пары «глаз – мозг». Других методов определения наличия равновесия нет. Поэтому необходимо постоянной практикой тренировать визуальное чувство равновесия. Равновесие композиции должно формироваться уже на стадии эскизной подготовки.
Контраст – одно из важных выразительных средств пластических искусств.
Суть его заключается в намеренном противопоставлении двух соотносящихся качеств в целях их взаимного усиления. В графической композиции контраст является той силой, которая определяет ее выразительность, а проявляется в различии размеров элементов, их форм, пропорций, фактур.
В нюансных отношениях сходство сильнее, чем различие. Различие незначительно, нюанс обогащает звучание элемента. Нюанс – это вариация тончайших отношений однородных качеств.
Контраст и нюанс легко уживаются в одной композиции. Например, контрастно выделенный композиционный центр и второстепенные элементы, которые между собой находятся в нюансных отношениях. Контраст и сам по себе, и в сочетании с нюансом может выявить ритмическую структуру графической композиции.
Ниже – во второй главе курсового проекта – мы еще раз затронем тему композиции и рассмотрим ее основные принципы, а сейчас рассмотрим основные элементы графики.
1.2 Основные изобразительные средства графики
Прежде всего, графика – искусство, основу которого составляет рисунок, цвет в графике не является главным, как, например, в живописи. Графика несет не конкретный, реальный образ вещи, а как бы уподобление, иносказание, превращение, в произведениях графики возникает колебание между реальным образом и знаком.
Основными изобразительными средствами графики являются линия, штрих, пятно, светотень, фактура. К этим средствам относится и фон, то есть тон и цвет бумаги. Линия – это след от движения точки на плоскости. Она может быть самой разнообразной по начертанию и длине. Чем меньше точка, тем тоньше будет линия. Различают три типа линий: изобразительную, каллиграфическую и геометрическую. По начертанию они бывают прямые, волнистые и комбинированные. Задача линии в определении границы формы, объединении и связывании изобразительных элементов, взаимодействии с плоскостью. Короткие линии называются штрихами. Задача штриха в передаче пятна и фактуры. Взаимодействуя с линией, штрих выполняет функцию передачи формы и пространства. В художественной практике линия и штрих обладают большими выразительными возможностями. Их бесконечное разнообразие можно обнаружить в произведениях графики разных эпох.
Активную роль в графике играет фактура материалов, специфика графических техник и приемов (живописность и «бархатистость» офорта, создающего богатые пространственные и светотеневые переходы, четкость и гибкая контрастность ксилографии, легкие светотеневые нюансы литографии, декоративная броскость линогравюры и т.д.). Наиболее отличительный признак графики – особое отношение изображаемого предмета к пространству, важную роль в создании которого играет фон бумаги или по выражению графика В.Л. Фаворского «воздух белого листа». Графика почти всегда противится иллюзии пространства и телесности.
Признавая рисунок определяющим, ведущим началом графики, нельзя думать, что этому виду искусства не свойственны живописные, цветовые задачи. Возможности эмоционального воздействия цвета, его свойства использует и графика. Но в силу особых задач графического искусства и своеобразия графических материалов, цветовые решения в графике существенно отличаются от цветового решения в живописи.
При работе черным материалом на белой бумаге различают массу оттенков черного – от самых теплых до самых холодных. Бумага также почти никогда не бывает абсолютно белой, а всегда имеет лёгкий цветовой оттенок. Графику вовсе не безразлично, какой цвет избрать и на какой бумаге работать в каждом отдельном случае. Очень часто художник к черно-белому изображению привлекает всего один цвет, который становится особо значительным, впечатляющим. Привлекая два-три цвета, редко больше, график бывает занят поисками силы каждого цвета, наиболее выразительного его расположения, учитывает взаимодействие соседних цветов, возможные наложения их друг на друга.
Остановимся на понятиях живописности и графичности, с которыми приходится нередко встречаться. Когда говорят о живописности, то хотят подчеркнуть богатство контрастов, гибкость и разнообразие цветовых и тональных отношений, позволяющих избавиться в произведении искусства от ощущения скованности, неподвижности, создать впечатление живости, изменчивости, присущих окружающему нас миру. В этом смысле живописность свойственна произведениям и графики, и скульптуры, и других видов искусства. Если же говорят, к примеру, о графичности живописного произведения, то имеют в виду резко выраженный рисунок, чёткое отделение друг от друга элементов картины, а также преобладание скупых, лаконичных цветовых отношений.
Графика используется как средство передачи на плоскости той или иной смысловой (текстовой или изобразительной) информации, а также чисто художественной (декоративной) разработки формы. Остановимся чуть подробнее на графических средствах.
Точка выделяется как графический акцент на плоскости. Несмотря на свои относительно малые размеры, обладает весьма широкими возможностями в построении композиции. Очень часто именно она является центром всего ее строя. Рассматриваемая в качестве композиционного средства, точка может фокусировать на себе внимание зрителя. Все зависит от ее свойств выявленных в композиции: расположения на плоскости, относительного размера, силуэта, плотности заполнения, яркости и др. В этом смысле она вплотную смыкается с другими графическими средствами построения композиции, их художественными свойствами. Если точка резко отличается по свойствам от этих средств, она выделяется в композиции более всего. Если же приближается к ним, ее доминантное значение снижается. Тогда она включается в ряд прочих средств, составляя равнозначную часть общей композиции. Так художественные свойства точки прямо связываются со свойствами линии, пятна и цвета, образуя в целом гармонично организованную, графическую плоскость.
Линия по форме характеризуется протяженностью или развитием на плоскости в одном координатном направлении (в длину). Характер линейно-графической формы во многом определяется материалом и техникой ее исполнения.
В отличие от точки и линии пятно, как правило, заполняет большую часть графической плоскости. С использованием пятна значительно расширяется палитра средств построения графической композиции. В эту палитру включаются и те многочисленные и разнообразные формы тоновой графики, которые получаются при использовании столь же многочисленных и разнообразных приемов ее разработки. Каждая такая форма обладает своими специфическими композиционно – художественными свойствами. «Заливка», например, дает ровную, тоновую поверхность. «Отмывка» характеризуется плавным переходом от светлого тона к темному и обратно, «размывка» – мягкими затеками и т.д.
Пластические композиционные средства отличаются от графических средств тем, что выражаются в формах, развитых не в двух, как на плоскости, а в трех основных координатных направлениях: по горизонтали, вертикали и глубине. Разное развитие формы в том или ином направлении обуславливает разный его пластический характер – линейный, плоскостной, объемный и пространственный. Остановимся на каждом из этих видов пластических форм.
Текстура характеризуется декоративно-художественными свойствами, вытекающими из внутреннего строения формы. Наиболее ярко выявляется при гладкой поверхности. Отличается крайним разнообразием рисунка – от мелких вкраплений, представляющих собой почти однородную массу, до выразительных узоров, образованных внутренним «рисунком» формы. Четкое выявление текстуры в плоскостных формах предопределяет эффективное с художественной точки зрения их использование в построении пластических композиций.
Фактур занимает промежуточное место между такими состояниями плоскостной формы, как гладкая поверхность и рельеф. В зависимости от количества и величины составляющих ее пластических элементов (выступов), фактурная поверхность приближается либо к первой, либо ко второй. Фактурная поверхность может отличаться большим разнообразием. Важно учитывать, что ее пластический характер выявляется тем сильнее, чем она сильнее «выступает» и ближе к зрителю. С дальних точек фактура может выглядеть просто гладкой поверхностью. При разнодалеких точках зрения целесообразно применение в плоскостных формах как мелкой, так и крупной фактуры, близкой к рельефу.
2. Пятно как выразительное средство в графической композиции
.1 Виды и возможности пятна в графической композиции
Много можно говорить об особой выразительности линии, но теперь рассмотрим другое изобразительное средство – пятно. Пятновая графика не менее разнообразна и интересна.
Самый простой вариант черно-белых композиций – это силуэт, черное изображение на белом фоне или белое на черном. Такая графика двухмерна, очень условна и лаконична (рис. 1,2).
Искусство силуэта имеет древнюю историю и восходит к фигуративной росписи на сосудах Древней Греции. Вспомните те прекрасные изображения на амфорах: мифологические сцены, Олимпийские игры, фигуры греческих красавиц и атлетов?. Настоящий же бум искусства силуэта пришелся на 18-19 века. Можно сказать, что тогда изготовление силуэтов было повальным увлечением. Многие художники отдали дань этому виду графики и создали прекрасные образцы силуэтных работ. Где только не находили им применение: иллюстрации, портреты, рисунки на ширмах, посуде и в интерьере… Умению создавать силуэтные композиции обучали даже в институте благородных девиц!
Традиционно силуэтные портреты вырезались из черной бумаги и наклеивались на белый фон. Контраст черного и белого давал возможность точно и быстро передать черты облика, ведь профиль человека в силуэте очень легко узнаваем. Легкость исполнения и, соответственно, дешевизна сделали такой вид графики очень популярным. Однако, чтобы картинка была выразительной, важно очень точно подметить особенности очертаний формы того или иного персонажа, дать характерные её детали.
Однако кроме локально черного пятна в графике могут использоваться и все оттенки серого. Мы видим эти градации в рисунках углем, соусом, пастелью, тушью (рис. 3 – 10).
В этом случае изображение уже может быть объемным, реалистичным, очень достоверно передающим реальность. Но как бы то ни было, и здесь пластика и выразительность пятна имеют немаловажное значение. Особенно виртуозны во владении выразительностью пятна художники Китая и Японии.
При всей простоте мотива их графические листы необыкновенно притягательны. Игра размытых и четких пятен, красивое перетекание серых цветов, совершенство и гармония форм. И вот мы уже всем нутром ощущаем нежные, утонченные, такие хрупкие листки орхидеи, мягкую шерсть кошки, скорость стремительного бега лошади, радость полёта птицы… На примере этих работ мы можем понять, что пятно – это нечто большее, чем узнаваемый силуэт.
Выразительность изображения может быть заложена не только в узнаваемости силуэта (что изображено), но и в самой форме пятна (как изображено) (рис. 11).
Даже если наш глаз не находит в каком-то из этих пятен знакомых очертаний (а он очень пытается), то мы можем связать форму пятна с определенными ощущениями. Например, мы можем сказать, спокойное это пятно или подвижное, агрессивное или дружелюбное, нежно-утонченное или монументально-массивное. Какие ассоциации вызывают у вас те или иные пятна? Можете ли вы их почувствовать?
Из основных форм пятна мы можем выделить четыре, каждая из которых по-разному воздействует на зрителя:
·Квадрат и прямоугольник. Законченная, устойчивая форма, готовая выражать утверждающие образы. Квадрат наиболее статичен и тяжёл, не склонен к движению.
·Круг. Замкнутая компактная форма, сосредоточенная на себе. Не имея выраженного основания, круг всегда неустойчив. Для человека круг ассоциируется с понятиями «добро», «счастье», «жизнь».
·Треугольник. Самая подвижная, динамичная форма, устойчива только в случае, если одна из сторон горизонтальна. Треугольник – символ движения, энергии, иногда даже агрессии.
·Форма «амёбы». Её текучесть выражает неустойчивые по характеру образы в широком диапазоне от романтичности, меланхолии до пессимизма.
Современные художники активно используют пятно именно в качестве «пятна» (рис. 12 – 19).
Отдельно стоит отметить кляксографию. Для того, чтобы заниматься кляксографией, нужна бумага. Много бумаги. Ибо процесс захватывает, и хочется «запятнать» как можно больше пространства. Поэтому берите кипу бумаги попроще – серой для письма или белой для принтера. Ещё нужна тушь или чернила. Если оных нет, то подойдут акварельные краски. Кисть берём покрупнее. Подойдет даже малярный флейц.
Перед началом процесса застели поверхность стола газетами или плёнкой. Возможно, всё вокруг тоже придется прикрыть, дабы брызги, летящие во все стороны, не испачкали интерьер. Хорошо бы и свою одежду обезопасить фартучком – тушь практически не отстирывается.
Теперь, когда всё готово, можно начинать впадать в безумство. Наберите тушь на кисть и стряхните её на бумагу, чтобы получились кляксы.
Можно импульсивно водить рукой по бумаге, можно просто капать тушь, можно наклонять лист, чтобы тушь текла в разные стороны. Также на капли краски можно дуть, и они будут растекаться красивыми потёками. Для этого удобно брать коктейльную соломинку. Еще одна пара пятен, которые могут при этом получаются. Первое напоминает цветок. А второе вызывает какие-то неприятные ассоциации с внутренними органами… Правда, это еще похоже на боб с ростком… (рис. 20, 21)
Можно позволить себе бездумно поиграть со своими кляксами. Это как раз то, что запрещали в детстве. Отпустите свою руку и дайте ей малевать всё, что она захочет. Пусть ваше подсознание через движения тела выплеснет наружу то, что ему нужно. Спонтанные брызги и «дутые» кляксы, конечно, к работе подсознания имеют мало отношения, тем не менее они хорошо украшают графический лист.
После рассмотрите получившиеся кляксы. Выберите те, которые вам о чем-то говорят или представляют собой интересные композиции из пятен. Теперь можно включить своё воображение и завершить картины несколькими аккуратными мазками.
Вторую кляксу с «органом» автор сначала оживил прорастающим из семени цветком. Результат все равно не радовал, а потому он оттенил черно-белое изображение цветом (рис. 22). В графике это вполне допускается.
Картинка эта явно несёт арт-терапевтическую направленность. Такие работы важны не своей художественной стороной, а тем, что они значат для нас лично. Они требуют, чтобы мы вносили в них коррективы до тех пор, пока не удовлетворимся произошедшими в них изменениями. Таким образом, мы как бы даём своему подсознанию путь решения проблемы.
А вот картинка с цветком была важна именно как изобразительный мотив. Автор доработал её, нарисовав стебель цветка, тычинки, стрекозу-ручейника.
Как писалось выше, разновидностей пятна превеликое множество: они различаются по форме, размеру (общей массе), фактуре, насыщенности, по возложенной на них смысловой нагрузке и прочее. Вспомним также, что пятно может быть и фоном (рис 23 – 25), и композиционным центром. В рисунках 26 – 41 представлены графические композиции с использованием различных видов пятен. Таким образом, пятно, как изобразительное средство графики имеет колоссальное значение, не стоит его недооценивать.
2.2 Построение композиции с помощью пятна
В данной части курсового проекта прежде, чем приступить к разработке композиции с помощью пятна, рассмотрим основные принципы построения графических композиций.
.Для передачи идеи неподвижности, устойчивости больше всего подходит замкнутая (закрытая, статичная) композиция. Для нее характерны устремленные к центру основные направления линий, построение по форме круга, квадрата, прямоугольника с учетом симметрии. Признак замкнутой композиции – четкий внешний контур, нарастание сложности к центру.
Ощущение простора передается открытой композицией. Основные направления линий – от центра. Как правило, строится несколько композиционных узлов, используется ритм. Ниже приведены примеры замкнутой и открытой композиций.
.Для передачи движения (динамики) используются:
диагональные линии;
свободное пространство перед движущимся объектом;
момент кульминации движения.
.Условия для выражения покоя (статики):
нет – диагоналей;
нет свободного пространства;
статичные позы;
симметрия, уравновешенность;
вся композиция вписана в простую геометрическую форму (треугольник, квадрат, овал).
. Характерные элементы композиции объединяются по однородным признакам, форме, цвету, текстуре, фактуре.
. Построение всей композиции на контрастах создает напряжение: так, изделиям из керамики противопоставляются хрустальные сосуды; бабочки выглядят особенно яркими и живыми на фоне белых рулонов и листов бумаги.
. Необходимо соблюдать ограничения (не больше трех-четырех) в материале, деталях, цвете, форме. Избегайте пестроты и дробности, так как это создает нежелательное ощущение беспокойства и тревоги.
Пестрые, перенасыщенные изображением композиции утомляют, вызывают отрицательные эмоции. . Если в композиции много элементов, их располагают группами по два-три. Для изображения событий, равных по своей значимости, используют несколько композиционных центров.
. Следует обеспечить свободное пространство между группами, чтобы не «потерялись» отдельные части композиции.
. Особо подчеркивается субординация (соподчинение) между группами. Наиболее значимые элементы выделяют размещением, размером, цветом так, чтобы направить взгляд человека сначала на них, а затем – не менее важные детали.
. В соответствии с правилом золотого сечения, наиболее значимый элемент или группу элементов располагают примерно на расстоянии 1/3 от края композиции.
. Объемность, глубина изображения достигаются с помощью цвета, размеров, динамики формы, перспективы, теней.
. Необходимо соблюдать оптическое равновесие за счет правильного размещения крупных, тяжелых, темных форм относительно малых, легких, светлых.
Эксперимент – залог успеха в творчестве. Создав композицию, не следует останавливаться на достигнутом, необходимо ставить задачу нахождения взаимосвязи частей композиции, а так же убедиться, что ни одна часть композиции не может быть изъята или заменена без ущерба для целого, части композиции нельзя поменять местами без ущерба для целого и ни один новый элемент нельзя присоединить без ущерба для целого.
В практической части курсовой работы приведены примеры использования некоторых видов пятен на основе одной линейной композиции с носорогами. Пятно – как темный и светлый фон, как композиционный центр, как элемент декора. Благодаря цвету (белый-серый-черный) и ритму использования пятен, мы наблюдаем динамику в настроении и характере композиции (рис. 42 – 47).
На примерах работ в технике кляксографии следует рассмотреть многовариативность прочтения композиции. Так на листе формата А3 образ сидящей девочки слишком размыт, определить его достаточно трудно, что дает размах фантазии, а на работах с маской или человеческими лицами, воздушным шаром зрителю гораздо легче вычленить сюжет из массы рассеянных пятен (рис. 48 – 50).
Примером использования гладких тоновых пятен являются графические композиции представленные на рисунках 51 – 53, при этом характер композиций и манера их исполнения различны. На формате А3 также представлена простая графическая композиция с медведем, где пятно – является как «воздухом чистого листа», так и окружением главного персонажа.
Графическая композиция с парой стоящей на ветви, так же раскрывает перед нами возможности пятна быть одновременно и фоном, и композиционным центром (платье девушки, свечение за спиной мужской фигуры).
Таким образом, всего на нескольких листах мы рассмотрели некоторое многообразие характера и возможностей пятна графической композиции.
Заключение
Композиция произведения – показатель художественной культуры дизайнера, чувства меры и стиля. Следуя всем правилам и примерам композиции, нельзя, тем не менее, терять непосредственности, свежести подхода к работе. «Самые неожиданные по новизне композиции, самые экспрессивные углы и точки зрения рассыпаны в живых картинах жизни в щедром изобилии» (К.Ю. Юон).
Совсем необязательно строить многоэлементную композицию – можно использовать минимум деталей, и чем их меньше, тем сильнее должна быть их характерность, типичность.
В процессе курсовой работы рассматривались основные элементы изобразительного языка графики, основы построения графических композиций в целом и с использованием разнохарактернных пятен, а также виды и возможности пятен, как изобразительных средств графики.
На примерах репродукций мастеров-графиков мы рассмотрели удивительное многообразие графических возможностей пятен, ознакомились с характерными чертами и функциональными особенностями пятна, а также на примерах линейной композиции с носорогами отследили изменения в структуре и динамике графической композиции.
Пятно – поистине удивительно. Его многообразие, характер, возможности – целый арсенал для работы мастера не только графика, но и живописца.
Список используемых источников
1Антимонов Л.С. Графика. Линия, штрих, точка / Л.С. Антимонов. – Витебск, 1999.
2Волков Н.Н. Композиция в живописи / Н.Н. Волков – М., 1977.
Герчук Ю.Я. Основы художественной грамоты / Ю.Я. Герчук – М., 1998.
Даниэль С.М. Искусство видеть / С.М. Даниэль – СПб., 2006.
Ковалев А.А. Формальный метод в поисково-организационном этапе работы над реалистической композицией / А.А. Ковалев – М., 2005.
Костогрыз О.Д. Графика. От линии к образу / О.Д. Костогрыз – Витебск, 2005.
Леонардо. Шедевры графики / Леонардо – М., 2006.
Лещинский А.А. Основы графики / А.А. Лещинский – Гродно, 2003.
Сокольникова Н.М., Крейн В.Н. История стилей / Н.М. Сокольникова, В.Н. Крейн – М., 2006.
Станьер П., Розенберг Т. Практический курс рисования / П. Станьер, Т. Розенберг – Мн., 2005.
Претте М.К., Капальдо А. Творчество и выражение / М.К. Претте, А. Капальдо – М., 1981 (1-й выпуск), 1985 (2-й выпуск).
Чернышев О.В. Формальная композиция: творческий практикум / О.В. Чернышев – Мн., 1999.
Ягодовская А.Т. От реальности к образу / А.Т. Ягодовская – М., 1985.
Республиканский Интернет-портал Республики Беларусь [Электронный ресурс] / Республиканский портал. Профессиональное образование. – Минск, 2013. – Режим доступа: #”justify”>Интернет-портал Российской Федерации [Электронный ресурс] / База знаний – Москва, 2000-2013. – Режим доступа: http://allbest.ru // – Дата доступа: 25.01.2014.