- Вид работы: Курсовая работа (т)
- Предмет: Культурология
- Язык: Русский , Формат файла: MS Word 55,05 Кб
Характер лидера малой христианской группы
Оглавление
группа христианский лидер характер
Введение 1. Малая группа
1.1 Определение малой группы
.2 Библейские цели малых групп
.3 Библейское обоснование служения малых групп 2. Лидер малой группы
2.1 Библейские принципы лидерства
.2 Основные стили лидерства
3. Характер лидера малой группы
3.1 Понимание и значение слова "характер"
.2 Характер лидера в системе отношений
.3 Как формируется характер?
.4 Качества и умения лидера малой группы 3.5 Характер христианского лидера 3.6 Как работать над своим характером? Заключение Библиография Введение
Каждый человек – это Божье творение. И это творение социальное. То есть, мы не можем без общения с себе подобными. Бог вложил в человека потребность в том, чтобы отдавать людям и принимать от людей. Будь то действия, выраженные в каких-то поступках, или просто слова, сказанные или услышанные. Мы рождаемся в семье, где родители отдают свою любовь детям, и учат отдавать любовь другим. И вот с этим отождествлением себя с семьей и зреет человек. Абсолютно у каждого есть семья, родственники. Сколько их – это уже второй вопрос. Но если у человека нет семьи вообще – то он себя чувствует одиноким, потерянным и несчастным.
По мере созревания характера мы учимся приобретать друзей, которые становятся как бы нашей компанией, мы опять же, отождествляем себя с этими людьми, и всегда страдаем, когда теряем друзей. Библия во множестве стихов определяет церковь, как духовную семью: "Так и все мы во Христе составляем одно тело и все мы принадлежим друг другу. " (Рим. 12:5); "Он – глава тела, то есть Церкви…" (Кол. 1:1), то есть людей, которые имеют и ответственность и обязанности друг перед другом. По этому мы не можем рассматривать по настоящему верующего человека, как прихожанина, он не может не принимать активного участия в жизни других верующих и наоборот.
Я верю, что невозможно быть духовно здоровым человеком и не иметь регулярного созидательного общения с верующими людьми. Именно по этому, каждый вновь приходящий в церковь человек должен влиться в какую-то уже существующую домашнюю группу. Апостол Павел обращаясь в письме к Филимону, в начале своего письма приветствует домашнюю церковь, руководителем которой был сам Филимон. (Флм. 1-3). И неоднократно на страницах Нового Завета, можно увидеть, что ранние церкви состояли из малых групп.
Поэтому цель данной работы – показать важность служения малых групп в церкви и описать характер лидера малой группы. Ведь, как Христос является главою Церкви, так и лидер малой группы является тем, кто заботиться о малой группе, и тем, на кого смотрят и с кого берут пример. А этот пример должен быть положительным. Совсем не последнее место в достижении этих целей является характер лидера.
Для достижения указанной цели в работе будут рассмотрены: определение малой группы и её библейское обоснование, цели малых групп, пример Иисуса и характер, который необходим лидеру малой группы. 1. Малая группа
.1 Определение малой группы
Что такое малая группа в поместной церкви. Это – важный вопрос. Хотя и возможны другие формулировки термина "малая группа", я бы дал такое определение этому понятию: Малая группа в поместной церкви – это добровольное, целенаправленное собрание от 3 до 12 человек, регулярно встречающихся с общей целью взаимного назидания в вере и общения. В этом определении заложено много смысла. Поэтому изучим его более подробно, рассматривая по очереди каждую его часть.
В поместной церкви. Центральная часть нашего определения, – функционирование малых групп в жизни и служении поместной церкви, Тела Христова: "Так и все мы во Христе составляем одно тело и все мы принадлежим друг другу. " (Рим. 12:5). Такое разграничение становится важным, когда мы понимаем, что люди объединяются в малые группы не только в церкви, но и в области образования, бизнеса, военного дела, управления государством и во многих других областях. В этом нет ничего удивительного, потому что малые группы – лучший способ поддержать человеческое общение и достичь успеха. Но в отличие от большинства групп, церковные группы имеют строго определенное духовное измерение и духовную цель. Они существуют и живут под водительством Духа Святого и служат для привнесения в жизнь библейских ценностей и стандартов. И сейчас я хотел бы перечислить основные особенности, записанные в определении "Малая группа в поместной церкви":
Добровольное. Нельзя заставить людей присоединиться к малой группе, можно попробовать, но результат думаю будет не лучшим. Важно, чтобы члены группы сами решили присоединиться к группе. Можно доказывать, что принадлежность к малой группе – духовная обязанность каждого верующего, но подобное выкручивание рук не сможет на долго удержать человека. Люди должны знать, понимать, видеть и чувствовать ценность общения в группе. Подобно тому, как спасение нельзя навязать силой, посещение группы не может быть принудительным.
Целенаправленое собрание. Собрания малых групп планируется заранее. Они происходят не случайно. Каждая малая группа сложена определенным образом и имеет определенную цель, которая зависит от типа группы. Групповые собрания проходят регулярно, преследуя конкретную цель.
От трех до двенадцати человек. Размер группы очень важен. Когда число собравшихся превышает двенадцать человек, становится намного труднее поддерживать общение и достигать целей. Это не означает, что группы с большим числом людей вообще не могут существовать, просто с увеличением числа членов падает эффективность в достижении цели. Группа Иисуса состояла из двенадцати мужчин, помимо Его Самого. И если Иисус, Бог во плоти, избрал такую группу, мы не проиграем, последовав Его примеру.
Регулярно встречающихся. Есть такие группы, которые существуют только на бумаге. Такие группы я не рассматриваю. Меня интересуют группы, которые встречаются на постоянной основе и довольно часто. Заранее известны день, место и время встречи, а также продолжительность собрания. Лучше всего проводить собрания групп в будний день с 19.00 до 20.30 вечера, у себя дома или в доме у одного из членов группы.
С общей целью. Лидер группы должен знать цель группы и передавать ее каждому члену. Идеальный член группы должен понимать, принимать и активно добиваться ее целей. Настоящей будет только та цель, которая осознана, пережита и утверждена как лидером, так и членами группы. Хотя у группы может быть много разных подцелей и задач, основными останутся две взаимосвязанные цели, перечисленные в определении.
Взаимного. Эта сторона определения созвучна популярному девизу: "Один за всех и все за одного". Успех группы зависит от ответственного участия в ее работе каждого члена. В группе не должно быть праздных наблюдателей, только активные члены. Каждый из них должен понимать, что участвуя в работе группы, он не только отдает, но и получает. За взаимоотношения, рост, выполнение задач и достижение целей отвечает не только лидер, но и каждый член. Эта общая ответственность сосредоточена в двух широких областях, раскрываемых далее. Назидания в вере. Греческое слово "назидать" (oikodomeo) и назидание (oikodome) буквально означает "строить" или "возводить". Прибавьте к этому слову выражение "в христианской вере" и получится выражение смысл которого заключается в укреплении духовной жизни верующих. Таким образом, независимо от конкретной цели и вида деятельности группы – благовествование, изучение Библии, молитва, общение, поклонение – все должно быть сосредоточено вокруг дальнейшего укрепления членов в познании, любви и служении Христу. Эту цель первым определил апостол Павел. Говоря о целях собраний в Коринфской церкви, он наставлял: "Все сие да будет к назиданию" (1 Кор. 14:26).
Общения. Наше определение касается и вопроса общения (koinonia) – необходимого элемента, который связывает членов группу в единую семью. Под общением я понимаю нечто большее, чем простой кофе с булочками. Библейское общение подразумевает идею причастности друг ко другу как результат нашей причастности к Иисусу Христу. "Бог, призвавший вас быть в общении с Его Сыном Иисусом Христом, нашим Господом, верен своему обещанию!" (1 Кор. 1:9). Общение было одной из главных характерных особенностей первой церкви. "Они держались учения апостолов, участвуя в общении, в преломлении хлеба и в молитвах." (Деян. 2:42). Изучая Писание мы узнаем, что мы общаемся друг с другом только если "ходим во свете". "Если же ходим во свете, подобно как Он во свете, то имеем общение друг с другом, и Кровь Иисуса Христа, Сына Его, очищает нас от всякого греха." (1Ин. 1:7). Малые группы создают атмосферу, необходимую для переживания на опыте такого рода общения. Наше определение охватывает различные типы, модели и виды малых групп. Наверно есть и другие типы групп, однако их не много, и большинство групп в общих четрах соответствуют моему определению.
.2 Библейские цели малых групп
Не смотря на то, что разные группы могут иметь разные цели, тем не менее, можно предположить на основании Писания, что любая церковная группа стремится к четырем основным целям, которые составляют основу нашей главной цели.
. Совместного прославления Бога: "Стало быть, что бы вы ни делали, едите вы или пьете, делайте так, чтобы был прославляем Бог." (1 Кор. 10:31).
. Побуждать к библейской любви: "Более же всего имейте усердную любовь друг ко другу, потому что любовь покрывает множество грехов." (1 Пет.4:8). Бог есть любовь. Потому любовь должна быть основной чертой характера у тех, кто считает себя христианином. Помните, что библейская любовь должна проявлятся на деле.
. Способствовать общению (koinonia): "Все множество уверовавших было едино сердцем и мыслями. Никто не считал, что его имущество принадлежит лично ему, но все у них было общее" (Деян. 4:32).
. Способствовать единству "Ибо, как тело одно, но имеет многие члены, и все члены одного тела, хотя их и много, составляют одно тело, – так и Христос" (1 Кор. 12:12). Единство должно быть отличительной чертой сообщества верующих. Бог един, и мы должны жить в единстве.
Не зависимо от того, какого типа будет группа, благовествование или наставничество, общая цель состоит в том, чтобы представить людей зрелыми (совершенными) во Христе. Открывать духовные дары (Рим. 12:6-8).
Служение – это общее дело, в котором каждый несет какую-то долю ответственности. Каждому из нас нужно найти подходящий способ применения своего духовного дара (или духовных даров). По правде говоря, вся деятельность поместной церкви так или иначе касается перечисленных выше целей. Тем не менее, из всех возможных видов служения, предлагаемых церковью, малые группы представляют собой наиболее удобную форму достижения этих насущных целей. И если ваша малая группа (независимо от ее типа) не продвигается по этим четырем направлениям, ее работу следует серьезно пересмотреть.
.3 Библейское обоснование служения малых групп
Что Новый Завет говорит о возможности существования малых групп внутри поместной церкви? Рассмотрим несколько фраз, которые в книгах Нового Завета относятся к домашним собраниям. В первую очередь стоит обратить внимание на фразу "по домам". Данная фраза встречается в книге Деяний четыре раза. "46 И каждый день единодушно пребывали в храме и, преломляя по домам хлеб, принимали пищу в веселии и простоте сердца" (Деян. 2:46).
Мы видим, что первая церковь собиралась не только в храме (месте совместного богослужения), но и по домам. Более в этом стихе приоткрывается дверь этих домов, можно заглянуть в них и узнать, что там было. По домам: радушное общение, вкушение пищи, забота друг о друге. Но ограничивались ли первые "домашние группы" простым общением и заботой друг о друге? "И всякий день в храме и по домам не переставали учить и благовествовать об Иисусе Христе" (Деян. 5:42). Как во время храмовых богослужений, так и во время домашних собраний христиане особое внимание уделяли учению и благовестию. "А Савл терзал церковь, входя в дома и, влача мужчин и женщин, отдавал в темницу" (Деяния 8:3). Этот стих относится к периоду иудейских гонений на христиан, поднявшихся после мученической кончины Стефана в 34 году, т.е. примерно через 4 года после возникновения церкви. "все, кроме Апостолов, рассеялись по разным местам Иудеи и Самарии." (Деян. 8:1)
Савл отправился вслед за рассеявшимися и там "терзал церковь". Где же собирались христиане в Иудее и Самарии? По домам. В греческом тексте используется та же фраза. На период гонений домашние группы вполне могут заменить собой общецерковные богослужения. Последний случай использования этой фразы в Деяниях переносит нас в 56 год, в конец 3-го миссионерского путешествия Павла. Возвращаясь из Македонии в Иерусалим, он призвал к себе пресвитеров из Эфеса, где до этого провел около 3 лет. Напоминая им о своем служении, он говорит: "Как я не пропустил ничего полезного, о чем вам не проповедовал бы и чему не учил бы вас всенародно и по домам" (Деян. 20:20).
В то время христиан преследовали только иудеи, поэтому гонения ограничивались территорией Иудеи и Самарии – областями, где синедрион обладал хоть какой-то властью. Поэтому в Малой Азии церковь вновь вернулась к первоначальному образцу: "всенародно и по домам". Что стояло в центре домашних общений? "Проповедовал… и… учил… всенародно и по домам" (Деян.20:20). Главенствующее место в домашних группах, как и на общих церковных собраниях, занимало "учение", т.е. наставление из Слова Божьего.
Как видно из вышесказанного, малая группа была основой первоапостольской церкви во времена первых апостолов. 2. Лидер малой группы
.1 Библейские принципы лидерства
В понимании того, что такое лидерство, часто существуют проблемы и к тому же очень серьезные. В мире имеются свои принципы руководства. Мирское лидерство пытается контролировать и устанавливать порядки. К сожалению, церковь часто подвергается влиянию этих образцов мирского правления.
Но Библия говорит, что христианское лидерство строится на тех принципах, которые абсолютно противоположны принципам этого мира. К сожалению, на практике это встречается крайне редко. Поэтому церковь нуждается в таких лидерах, которые будут в корне отличаться от лидеров этого мира, потому что Иисус, будучи Начальником, совершенно отличался от всех мирских правителей. "Ибо и Сын Человеческий не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих." (Мар.10:45). Иисус, когда учил Своих учеников, дал им такое наставление: "Больший из вас да будет вам слуга: 12 ибо, кто возвышает себя, тот унижен будет, а кто унижает себя, тот возвысится." (Мф. 23:11-12).
В этом суть Библейского лидерства. Мне хотелось бы разобрать несколько принципов, раскрывающих основы Библейского лидерства согласно тому, чему учит Писание.
Во-первых, право вести за собой людей дается Богом.
Сотник из Лк 7:1-10 имел "у себя в подчинении воинов". Тем не менее не это он сразу же сообщил Иисусу Христу. Сначала он сказал: "я… подвластный человек". По-видимому, сотник четко понимал, что, несмотря на свою должность, он не может вести людей куда ему вздумается. Он отвечал перед вышестоящим начальством.
Бог установил законное право на власть через такие институты, как государство (Рим. 13:1-7; 1 Пет. 2:13-17), семья (Исх. 20:12; Еф. 5:22-23; 6:1-4) и Церковь (Евр. 13:17). Но никакое положение, занимаемое в них человеком, не дает ему полноправную власть. Церковный лидер любого уровня всегда должен пребывать в подчинении у единственного Главы, чья власть обладает непреложной суверенностью. В конечном счете вся власть исходит от Бога, и Он в Своих целях ставит людей лидерами и действует через них (Притч. 21:11). Иисус Христос подчеркивал это, говоря о Своем земном служении (Ин.8:28-29).
В свете вышесказанного становится ясно, что лучшие лидеры – это те, кто следует за своим Господом, Иисусом Христом. Никто не имеет власти вести других, руководствуясь лишь собственным желанием. Но любая власть – от Бога. Тем более невозможно стать христианским лидером по своей воле – необходимо избрание, или призвание от Бога (Ин. 15:16). Христианские лидеры осознают, что на них лежит огромная ответственность вести людей туда, куда направляет Бог, и поэтому они прежде всего прилагают все усилия, чтобы следовать за Ним. Когда им нужно оказать воздействие на людей, они обращаются к Богу – Источнику всей власти.
Во-вторых, смирение и служение людям – отличительные черти христианского лидера.
Лидер, в первую очередь и главным образом, – слуга, и поэтому все, что он говорит и делает, должно совершаться как служение. Наверное, нет ничего более опасного для лидера, чем – гордыня. Она не только воздвигает барьер между людьми, но, по Библии, относится к тому, что Бог ненавидит (Притч. 6:16-17).
Слово "управлять" ни разу не используется в Новом Завете для описания взаимоотношений между верующими. Христианский лидер не может и не должен быть правителем, подобным диктатору. Наоборот, он – слуга. Желание занять должность лидера для удовлетворения собственного "эго" или из желания командовать противоречит библейским принципам (Флп. 2:1-8).
Христос очень ясно показал Своим последователям, что человек не может занимать положение лидера ради личной выгоды (Мф. 20:20-28; Ин. 13:1-16). Он и словом, и делом учил их другому. Иисус Христос показал ученикам пример смиренного служения, омыв их ноги (Ин. 13:15). Многие мирские лидеры, чтобы добиться подчинения, подавляют людей, стремятся показать свое превосходство над ними. Но это ни в коем случае не должно относиться к лидеру в церкви (Мф. 20: 25-28; 1 Пет. 5:1-7).
Некоторые христианские лидеры начинают со смирения, но, когда добиваются некоторых успехов в служении, у них появляется чувство собственной значимости. Тем не менее апостол Павел на протяжении всего своего служения возрастал в смирении. Обратите внимание, в ранний период служения он называл себя наименьшим из апостолов (1 Кор. 15:9). Позже, в (Еф. 3:8), он говорил о себе как о наименьшем из всех святых. А в последние годы жизни упоминал о себе как о первом из грешников (1 Тим. 1:15).
В-третьих, качества христианского лидера вырабатываются с помощью обучения и практики.
Мы не всегда знаем, родился ли человек лидером или стал им. Несомненно, некоторые от рождения обладают способностями вести за собой людей, но даже они не становятся христианскими лидерами. В конце концов, кто из нас рождается со способностью выполнить все, что требуется от христианского лидера? Например:
·наставлять церковь в Слове Божьем;
·помогать людям распознавать и применять духовные дары и способности;
·побуждать людей к добрым делам;
·планировать и организовывать деятельность Божьего народа;
·поддерживать изнемогших;
·наставлять слабых в вере.
Большинство этих способностей не присущи природе человека и совершенно не знакомы ему. Более того, качества христианского лидера противоположны нашим врожденным греховным побуждениям.
Люди, призванные быть лидерами, должны применять свой дар с усердием (Рим. 12:8). Апостол Павел призывал Тимофея "возгревать дар Божий" (2 Тим. 1:6), полученный им от Духа, и вникать в учение (1 Тим. 4:16), чтобы представить себя достойным (2 Тим. 2:15). Мы не знаем, был ли Тимофей прирожденным лидером. Но Павел желал, чтобы он всегда учился и стремился быть лучшим Божьим служителем. Подобным образом и мы не можем полагаться на наши естественные, врожденные способности к лидерству.
В-четвертых, функция лидера в церкви – подготовка христиан к служению.
Традиционно считалось, что в церкви "работают" только пасторы и лидеры. Но, на основании (Еф. 4:11-12), основная задача лидера сводится "к совершению святых на дело служения". Его девиз – "Лучше привлечь к служению десять человек, чем работать за десятерых!".
Другими словами, церковные лидеры – это наставники, направляющие христиан на путь служения и помогающие им продвигаться по нему.
Таблица 1. Условное разделение лидеров на две части
1-й тип | 2-й тип |
· Ориентирован на работу ("выполнить поставленную задачу") · Исполнитель · Цель – "исполнять дело служения" · Приказывает, делает сам |
.2 Основные стили лидерства
Стиль лидерства зависит от самого лидера и ситуации (Исх 18). На рисунке 1 представлены пять стилей лидерства, отражающих соотношение власти лидера и свободы в группе. Чем больше участие и контроль со стороны лидера, тем меньше у группы возможностей к служению, и наоборот.
Пять стилей лидерства:
. Указание
Лидер выявляет проблемы, рассматривает возможности, выбирает какое-то одно решение и объясняет своим последователям, что конкретно нужно делать. Лидер может учитывать взгляды других людей, но принимает решение сам.
. Убеждение
Лидер принимает решения и убеждает группу согласиться с ними. Он может подчеркнуть, что учел цели служения и интересы членов группы, и подробно объяснить, насколько его решение полезно для каждого.
. Консультирование
Все члены группы с самого начала могут влиять на принятие решений. Лидер излагает проблемы и необходимую для их решения информацию, после чего приглашает членов группы выступить со своими предложениями. Проконсультировавшись с группой, лидер выбирает наиболее перспективный вариант.
. Участие
Наиболее демократичный стиль руководства – это тот, при котором лидер участвует в обсуждении вопросов наравне с членами группы и соглашается выполнить решение, которое примет группа.
. Поручение
Лидер определяет границы решения проблем и выполнения задач. Затем он поручает группе самостоятельно принять решение или разработать план выполнения задач.
Ни один из перечисленных стилей лидерства нельзя считать лучшим. Иногда бывает неплохо, если лидер сам принимает решение, без обсуждения с группой. В других случаях совершенно необходимо учитывать мнение группы. Хороший лидер имеет собственный стиль, которому отдает предпочтение, но при этом он умеет применять другие стили. Такой лидер знает, когда и как применять каждый из них.
3. Характер лидера малой группы
.1 Понимание и значение слова "характер"
Рассмотрим то, что присуще человеку от рождения, но вместе с тем формируется всю его жизнь. То, чем многие оправдывают свое неправильное поведение или отношение к людям. То, что в конечном итоге или поможет исполнить данное вам призвание, или разрушит ваше служение. И это – наш характер.
Слово характер произошло от греческого слова χαρακτηρ (характер), что значит – примета, отличительная черта, знак. Под характером мы понимаем совокупность стойких, сравнительно постоянных психических свойств, определяющих особенности отношений и поведения личности. Когда говорят о характере, то обычно подразумевают под этим именно такую совокупность свойств и качеств личности, которые накладывают определенную печать на все её проявления и деяния. Черты характера составляют те существенные свойства человека, которые определяют тот или иной образ поведения, а так же его образ жизни в целом.
Характер можно описать, как меру уравновешенности внутреннего и внешнего миров человека, особенности его адаптации к окружающей действительности.
.2 Характер лидера в системе отношений
В системе отношений личности выделяют пять групп черт характера:
. отношение человека к Богу: доверие, общение и зависимость от Бога, стремление исполнять Его волю, в противоположность – неверие, безразличие, поверхностное отношение;
. отношение человека к другим людям, к коллективу, к обществу: общительность, чуткость и отзывчивость, уважение к другим людям и противоположенные черты – замкнутость, черствость, грубость, презрение к людям;
. черты, показывающие отношение человека к труду, к своему делу: трудолюбие, склонность к творчеству, добросовестность в работе, ответственное отношение к делу, инициативность, настойчивость и противоположные им черты – лень, склонность к рутинной работе, недобросовестность в работе, безответственное отношение к делу, пассивность;
. черты, показывающие, как человек относится к самому себе: чувство собственного достоинства, правильно понимаемая гордость и связанная с ней самокритичность, скромность, и противоположные ей черты: самомнение, иногда переходящее в наглость, тщеславие, заносчивость, обидчивость, застенчивость, эгоцентризм как склонность рассматривать в центре событий себя и свои переживания, эгоизм – склонность заботиться преимущественно о своем личном благе;
. черты, характеризующие отношение человека к вещам: аккуратность или неряшливость, бережное или небрежное обращение с вещами.
.3 Как формируется характер?
Большинство людей считают, что человек уже рождается с определенным характером и его поменять не возможно. Поэтому когда кто-то пытается им сделать замечание относительно их поведения, то они обычно говорят: "А что я могу поделать? Характер у меня такой!" Но так ли все на самом деле?
Некоторые путают характер с темпераментом. Но это не одно и то же. Темперамент – это особенности эмоциональной возбудимости человека, то есть насколько быстро и насколько сильно он реагирует на те или иные окружающие его факторы. Человек уже рождается с определенным темпераментом, точно так же, как и с определенным цветом глаз, волос и т.д.
Формирование характера зависит от свойств темперамента, он определяет в характере такие черты, как уравновешенность или неуравновешенность поведения, легкость или трудность вхождения в новую ситуацию, подвижность или инертность реакции и т.д. Однако темперамент не предопределяет характер. У людей с одинаковыми свойствами темперамента может быть совершенно различный характер. Особенности темперамента могут способствовать или противодействовать формированию тех или иных черт характера. Так, меланхолику труднее сформировать у себя смелость и решительность, чем холерику. Холерику сложнее выработать у себя сдержанность, чем флегматику; флегматику надо потратить больше сил, чтобы стать общительным, чем сангвинику и т.п.
Характер начинает формироваться с первых месяцев жизни. И основную роль в этом играет общение ребенка с окружающими людьми. В поступках и формах поведения ребенок подражает своим близким. При помощи прямого обучения через подражание и эмоциональное подкрепление он усваивает формы поведения взрослых, что накладывает отпечаток на развивающийся характер ребенка. Вот почему Бог сказал израильскому народу: "И да будут слова сии, которые Я заповедую тебе сегодня, в сердце твоем; и внушай их детям твоим, и говори о них, сидя в доме твоем и идя дорогою, и ложась, и вставая" (Втор. 6:6-7).
Хотя характер и начинает формироваться с первых месяцев жизни, он, тем не менее, не становится застывшим образованием, а формируется на протяжении всего жизненного пути. Человек способен подняться над своим характером, способен изменить его. Он может бросить вызов обстоятельствам и стать другим (если, конечно, не скрывает свое бессилие за фразой "Такой уж у меня характер").
Изучая Священное Писание, мы можем увидеть, что формирование характера происходит через взаимоотношения человека на нескольких уровнях:
взаимоотношения человека с Богом,
взаимоотношения человека с теми, кто для него являются наставниками,
взаимоотношения человека с окружающими людьми.
. Взаимоотношения с Богом. Без них невозможно формирование правильного характера. Иисус сказал: "возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим; ибо иго Мое благо, и бремя Мое легко" (Мф. 11:29-30). Мы перенимаем черты характера у тех, с кем общаемся. Мы учимся от них. И секрет развития правильного характера в том, кто нас учит. Христос призывает учиться от Него. Для этого Он показал нам пример Своей жизни, а так же определил то, что будет помогать нам в формировании характера – "иго" и "бремя". Иго в данном случае говорит о послушании заповедям Христа. Как на животных налагали иго (ярмо) для того, чтобы ограничить их действия, подчиняя их воле человека, так и заповеди Христа направлены на ограничение тех действий человека, которые приносят ему вред, а так же для направления человека в воле Бога. Кроме того, возлагаемое на животного иго связывало его с человеком. Таким образом Божьи заповеди связывают нас (соединяют) с Богом. Бремя – это возложенное на нас служение. Проводя параллель с животным, везущим поклажу (бремя), мы можем увидеть несколько важных принципов в формировании нашего характера. Животное тащит груз и ожидает, что получит награду, принеся его в нужное место. Более того, перенося тяжести, оно развивает свою мускулатуру и становится сильнее. Выполняя служение, мы хотим его сделать так, чтобы заслужить похвалу, а это мотивирует нас к тому, чтобы работать над собой и повышать свои положительные качества. Когда мы делаем что-то, мы сами становимся сильнее, так как труд закаляет нас.
. Отношения с наставниками. Самыми первыми наставниками в жизни человека являются его родители. Библия учит нас: "… храни заповедь отца твоего и не отвергай наставления матери твоей" (Пр. 6:20). Далее наставниками являются пастора церкви. Апостол Петр пишет: "Так же и младшие, повинуйтесь пастырям…" (1 Пет. 5:5). В данном случае речь идет о передаче наставлений, знаний, жизненного опыта от старших к младшим, от более опытных к менее опытным. Проявляя смирение и учась от них, мы формируем наш характер.
. Отношение с окружающими нас людьми. В Послании к Евреям читаем: "Смотрите, братья, чтобы не было в ком из вас сердца лукавого и неверного, чтобы вам не отступить от Бога живого. Но наставляйте друг друга каждый день, доколе можно говорит: "ныне", чтобы кто из вас не ожесточился, обольстившись грехом" (Евр. 3:12-13). Мы влияем друг на друга, в том числе оказывая определенное действие на формирование характера.
.4 Качества и умения лидера малой группы
. Подражание Христу
Руководитель малой группы, в первую очередь должен иметь характер Христов. Подумайте над такой фразой: "Личная победа предшествует общей". Если лидер не преображен Христом, как можно ожидать, что через него Бог будет преобразовывать других людей? Уподобление Христу достигается через понимание Божьей любви и личной нужды человека в том, чтобы Он действовал в его жизни. Служение должно стать результатом действия Божьей благодати. Любая другая мотивация не будет признана Богом и не выдержит испытаний. Понимание Божьей благодати, действующей в нашей жизни, обретается и поддерживается через размышления над Божьим Словом, веру в Его обетования, молитву и поклонение.
. Умение работать в команде
Перспективные лидеры, редко трудятся в одиночку. Они тесно сотрудничают с другими людьми для осуществления работы, к которой призваны Богом. Часто совместная работа становится испытанием, в котором проявляется и закаляется характер человека. Если человек не может работать в команде, как он будет руководить малой группой? Служение в малых группах – обычная модель, представленная в Новом Завете. Святой Дух призвал Павла и Варнаву как команду миссионеров (Деян 13:2). Хотя позже они пошли в служении каждый своим путем, но тот и другой сформировали собственную команду (Деян 15:36-41). Команда была очень важна для апостола Павла, и он много времени и сил отдавал воспитанию новых лидеров. В его посланиях мы встречаем множество имен членов одной большой команды.
. Развитие даров и способностей людей
Многие лидеры ставят себя в центр служения и стараются все делать своими силами. Но Бог призывает учить и наставлять других людей (2 Тим 2:2). Всегда лучше привлечь к работе десять человек, чем одному выполнять работу за десятерых.
Находя и воспитывая помощников, лидер тем самым как бы продолжает себя. Одна из его основных задач – помочь людям определить духовные дары, чтобы в соответствии с ними нести служение. Лидер занимается подготовкой к служению зрелых членов церкви и воспитанием новообращенных. Это означает, что он в первую очередь должен быть наставником, стремящимся сделать свое служение образцом для подражания.
Частью процесса ученичества является определение новообращенными своих духовных даров и их применение. Прекрасное средство для этого – вовлечение людей в служение. Эффективным способом подготовки к служению может стать ваше совместное с учеником посещение больного или проведение евангелизации.
. Делегирование ответственности
Лидер делегирует, или передает часть своих обязанностей, когда это возможно (Исх 18). Доверие, которое он при этом оказывает людям, позволяет достичь больших результатов в привлечении членов церкви к служению. Существует несколько причин, по которым необходимо разделять ответственность с людьми. Лидер может делегировать обязанности в тех областях служения, где другие люди одареннее его. Иногда он передает обязанности, чтобы дать человеку почувствовать, что это – его служение. Люди более верны тому служению, в котором участвуют сами.
Несмотря на то что лидер всегда ищет способ передать часть своих обязанностей, это не означает, что он принуждает людей делать больше, чем сам. Нельзя также заставлять людей работать сверх сил. Возлагая на людей обязанности служения, лидер должен быть уверен, что у них есть все необходимое для этого. Мудрый лидер учит, показывая на собственном примере, как надо поступать и что делать в том или ином случае.
. Постановка целей и планирование
Постановка целей и планирование – обычная практика, одобряемая Священным Писанием. "Предприятия получают твердость чрез совещание, и по совещании веди войну" (Пр. 20:18). Иисус Христос приводил примеры человека, строящего башню, и царя, идущего на войну, желая показать, что ответственное отношение к работе всегда предполагает необходимость отчетливого понимания того, какова цена достижения поставленной цели и готов ли человек заплатить ее (Лк. 14:28-33). Если мы ответственно относимся к своему служению, то должны ставить перед собой и людьми ясные цели, отчетливо понимать их цену и, исходя из этого, планировать действия заранее.
Хороший лидер ставит цели и задачи и вырабатывает стратегию действий, пребывая в общении с Богом и не забывая принимать во внимание мнения членов команды. Он избегает недостижимых целей. Его планы реалистичны и достаточно гибки, чтобы предусматривать изменяющиеся обстоятельства. Учитывая фазы зарождения и роста церкви, такой лидер вносит преобразования даже в направленность служения.
. Видение служения в малой группе
Лидер – это человек видения. Его взгляд устремлен за пределы настоящего, в будущее, в котором он видит то, что открывает ему Бог. Лидер передает людям видение движения по основанию новых малых групп, чтобы они могли оказать реальную помощь и поддержку служению развития малых групп. Он помогает людям почувствовать личную ответственность за рост и успех этого служения.
. Инициативность
Даже если большинство людей в группе пассивны, лидер должен оставаться инициативным. Пассивный человек начинает что-то делать только под воздействием того или иного совершившегося события. Инициативный человек находится в постоянном поиске новых путей для достижения поставленной цели. Он не ждет, когда его подтолкнут, и действует по собственному побуждению, подобно муравью из (Пр 6:6-8). Он может начать строить на пустом месте. Для него трудности – это возможности, а не препятствия. Основывая малые группы, тоже приходится начинать с нуля. Это означает, что от человека, требуется инициативность. Он должен верить, что Бог совершит великое для Своей славы.
. Личный пример
Лидер показывает личный пример во всех сферах жизни и служения. Поскольку благовествование – важнейшая составляющая при основании малых групп, совершенно очевидно, что оно важно и в жизни ее лидера. Многие члены церкви всегда равняются на лидера. Поэтому, чтобы благовествование стало делом жизни членов церкви, лидеру необходимо самому относиться к нему соответствующим образом.
.5 Характер христианского лидера
Когда Тимофей остался в Ефесе, чтобы поддержать апостола Павла и помочь церкви возрастать, он часто работал с людьми, которые хотели быть учителями или духовными лидерами церкви.
В 1 Тимофею 3:1 Павел пишет, что те, которые хотели бы лидировать, "доброго дела желают". Тем не менее, сразу после этого Павел дает длинный перечень качеств такого человека. Очевидно, он хотел, чтобы Тимофей отобрал определенный тип людей для церковного лидерства. Учение, данное Павлом Тимофею и Титу, формирует могущественный профиль для проверки уровня зрелости христианина.
Человек Божий не "возникает внезапно". Он выращивается Святым Духом в медленном процессе. Тимофей в Ефесе и Тит на острове Крит должны были проверить многих, стремящихся к лидерству. Письма Павла для них были проверкой характера руководства, который в общем является мерилом в развитии характера христианина. В 1 Тимофею 3:1-13 и Титу 1:5-9 дается много стандартов зрелости характера. Непорочный (1 Тимофею 3:2, Титу 1:7).
Безупречный, имеющий неоспоримую честность, безукоризненный, имеющий такой характер, что никто не может заявить о его несовершенстве. Руководитель должен быть примером для стада Божьего, свободный от пороков, скандалов и обвинения. Для этого лидер должен вести себя настолько хорошо, чтобы любое обвинение превратилось в абсурд.
Непорочный человек это: "Тот, который не дает почвы для обвинения". (1 Тимофею 3:2, Расширенный перевод Библии). "С непорочной репутацией". (Титу 1:7) "С неоспоримой честностью и безукоризненный". (Титу 1:7, Расширенный перевод Библии). Муж одной жены (1 Тимофею 3:2, Титу 1:6). Это не значит, что руководитель должен быть женат (Павел не был), но чтобы он был женат на одной жене. Муж одной жены это – не двоеженец. Как "муж одной жены" мужчина не должен иметь связей с другими женщинами. Он должен быть человеком, которого нельзя обвинить в половой беспорядочности или распущенности.
Но, требуя от служителей быть "мужем одной жены", Павел требует от них быть интимно связанными только с одной женщиной. Павел говорит, что лидер должен иметь крепкий брак, со здоровой сексуальной жизнью и не должен умышленно подставлять себя под сексуальные искушения (например такие, как порнографические журналы). Мужчина и женщина должны усердно работать, чтобы достичь огромного единства и любви в своем браке.
Воздержание (1 Тимофею 3:2, Титу 1:8).
Эта черта характера означает умение держать себя в руках, самоконтроль и дисциплину. Лидер должен быть в состоянии контролировать (управлять) собой во всех отношениях: самоконтроль над аппетитом и привязанностью, "Муж благоразумный" (Титу 1:8); свободный от чрезмерностей; умеющий управлять и контролировать ситуации. Некоторые приведенные определения стоит развить. Увещание трезвиться (1 Фесс. 5:6,8) призывает к умеренности. Во (2Тимофею 4:5) Павел увещевает Тимофея: "…переноси скорби, совершай дело благовестника, исполняй служение твое". Умеренный человек имеет ясную перспективу жизни, правильную и плодоносную духовную ориентацию. Умеренный человек не теряет своего физического, психологического, духовного баланса. Он устойчив, всегда ясно мыслит и не теряет своего ведения, находясь под давлением. Он не подвергается ложной уверенности наших дней, он имеет правильную перспективу.
Целомудренный (1 Тимофею 3:2).
Благочинный (1 Тимофею 3:2).
Хорошего поведения, имеющий скромность, спокойный, дисциплинированный, порядочный. Благочинный человек это: спокойный и умеренный; не пустой или напрасный; имеющий самообладание, которое не допускает упреков к служению или Господу. Греческое слово "благочинный" должно быть понято в самом широком смысле как обозначение черты характера, и его определение идет намного дальше, чем очищенный, учтивый, вежливый человек. Благочинный человек живет глубоко упорядоченной жизнью. Глагольная форма слова "благочинный" в греческом языке -"kosmeo". Оно используется для описания хорошо убранного дома (Матфея 12:44), украшенной надгробной плиты (Мф. 23:29), ламп в хорошем состоянии (Мф. 25:7).
Павел говорит, что почтенный человек ведет такой образ жизни, который украшает учение Библии в его речи, одежде, поведении дома, офисе и в том, как он ведет свой бизнес. Бог – есть Бог порядка. Человек Божий также должен быть порядочным и правильным. (1 Фесс. 4:10-12,Кол. 3:23,24, 1 Тим. 6:2, Кол. 4:5,6, 1 Пет. 2:12, Фил. 1:27).
Страннолюбивый (1 Тимофею 3:2, Титу 1:8).
Это означает "любить гостей" (странников). Это значит больше, чем просто брать людей в свой дом. Это значит любить их и быть к ним добрыми во время прибывания их у вас. Лидеру должно нравиться принимать гостей в своем доме и помогать странникам. Любить гостей, наслаждаться компанией других, особенно верующих (1 Тим. 3:2). Любить и быть другом для верующих, странников, чужеземцев (Титу 1:6, Расширенная Библия). "Любовь да будет непритворна; …будьте братолюбивы друг к другу" (Римлянам 12:9,10). "Братолюбие между вами да пребывает. Страннолюбия не забывайте" (Евр. 13:1,2). "Будьте страннолюбивы друг ко другу без ропота". (1 Пет. 4:9).
Учительный (1 Тим.3:2).
Это значит быть квалифицированным учителем. Греческое слово означает не просто учить, а учить квалифицированно. Способный учить в результате того, что был обучен. Греческое слово "didakitkos", использованное здесь, означает "умеющий передавать истину". Это также может быть переведено, как "способный к учению". Это относится к таким человеческим качествам: смиренный, чувствительный, желающий узнать волю Божью.
"Didakitkos" не ищет аргументов и не раздувает их. Он чувствителен к людям, даже к тем, которые запутались, упрямым и ожесточенным. Если он подвергается словесной или физической атаке, он не отвечает тем же. Это жизненный стиль самоконтроля. Те, которые склоны к обучению, также склонны к изучению. Они больше изучают Слово (2 Тим. 2:2). Они прогрессивно верят Слову (Тит. 1:9) и прогрессивно живут по Слову (2 Тим. 2:24,25).
Не пьяница (1 Тим. 3:3, Титу 1:7, Притчи 20:1).
Дословно: не живущий вином или находящийся близко к вину. Мирится ли Павел с питием вообще? В этом месте он не говорит о трезвости. Он использует слово "paoinos", что определенно относится к излишку и означает такое питие, которое приводит человека к потере контроля над собой и зависимости от алкоголя. Павел здесь говорит о перепивании. И последствия этого действительно ужасны (Пр. 23:29-34). Высший закон управляет нами в этом вопросе, "не делать ничего такого, от чего брат твой претыкается" (Рим. 14:21).
Не дерзкий (Титу 1:7).
Лидер не должен быть поглощен своими собственными интересами, самоудовлетворением, упрямством или высокомерием. Он должен покориться власти, стремиться угодить Богу и другим. Не неповинующийся. Несамоугождающий и невысокомерный. Не упрямый. Не впадающий в самовосхваление.
Несамосконцентрированный и не желающий поступать как ему угодно. Самовольный человек стоит на своем собственном пути и кажется никогда не поступится своими желаниями, чтобы послужить другому. Но, если он и делает это, то делает неохотно. Самовольный человек строит мир вокруг себя. Самовольный человек сам себе власть (2 Пет. 2:2,3,10,14,18).
Не гневливый (Титу 1:7).
Не скорый на гнев, не вспыльчивый или гневный. Лидер не должен быть раздражительным, всем недовольным. Не легко раздражаемый и не вспыльчивый. "Не гневливый" (Титу 1:7, Расширенная Библия). Способный управлять своим собственным духом. Человек нескорый на гнев не имеет "короткий фитиль" и не "уклоняется от урегулирования проблем". (Еф. 4:26) является нашим проводником по отношению к гневу: "Гневаясь, не согрешайте". Некоторые чувства гнева неизбежны в этом падшем мире. Но если мы быстро освобождаемся и оставляем их, то они не принесут нам вреда. Тяготящий гнев поражает дух; гнев в виде затаенной ненависти, стремления взять реванш приводит человека к потере перспективы. Те, которые "медленны на гнев" (Иаков 1:19,20) найдут, что сотрудничать с движением Духа намного легче.
Не бийца (1 Тим. 3:3, Титу 1:7). Не насильственный, не воинственный, не драчливый. Драчливый человек ищет повод для ссоры, у него всегда готов веский аргумент и возможна хорошая теологическая драка!
Не сварливый (Титу 3:2).
Не расположенный к спорам или сражениям. Драчливый человек теряет контроль над своими чувствами и контролируется гневом. Он всегда готов сражаться, имеет воинственную природу. Он не всегда может избежать физического насилия. He сварлив (1 Тим. 3:3). Не придирчивый, не скандалист. Это означает кого-то не сварливого и не придирчивого, а мирного. Лидер должен быть человеком мира.
Не быть сопротивляющимся и непобедимым.
Мирный (1 Тим. 3:3). Легко исправляемый. Придирчивый человек доминирует над другими. Он борется против других, соревнуется и спорит с другими. Он несчастлив, если не командует другими и не охотно кому-либо служит. Он не гибкий и не уступчивый: "По-моему, или вообще никак!". Такие люди обычно завистливые и эгоистичные, движимые гордостью. Они склонны к состязаниям и спорам, любят дискуссии, конфликты, борьбу и разногласия.Противоположностью этого является мирный характер, который делает человека хорошим лидером. "Живите в мире друг с другом" – является его лозунгом (Рим. 12:16,18).
Миролюбивый (1 Тим. 3:3).
Терпеливый, мягкий, добрый, деликатный.
В Фил. 4:5 одно и тоже слово переведено в различных стихах как "умеренность", "терпеливость", "ласковое благоразумие". Это греческое слово "epeikes" означает "уступать". Оно использовано в контексте о ненастаивании на своих законных правах: законные права могут стать морально неправильными, если человек пользуется преимуществом или господствует над кем-либо слишком часто. В благородном великодушии превосходящий человек будет уступать даже в мелочах.
Не сребролюбивый (1 Тимофею 3:3).
Такой человек не имеет жадности к деньгам. Основное значение в греческом: "не приобретать деньги нечестными путями" или "не приобретать нечестные деньги любыми путями". Такой человек: Не влюблен в деньги. Не преследует нечестный заработок (1 Тимофею 3:3). Свободный от любви к деньгам (Титу 1:7). Также, этот человек не алчный к имуществу других. Он не любитель денег, не скупой или, попросту, не жадный. Лидер должен быть свободен от любви к деньгам и к тому, что через них можно получить. Жадность к богатству и готовность приобрести его, вероятно, дисквалифицирует человека в служении лидера (1 Тимофею 3:3, Расширенный перевод Библии). Это делает духовное возрастание невозможным.
Хорошо управляющий своим домом (1 Тимофею 3:4, Титу 1:6).
Лидер должен управлять своей семьей (членами семьи, финансами, имуществом и т.д.) отличным образом. Один из аспектов управления заключается в понятии заботливого правления. Это требует больше, чем просто наблюдение за общим направлением, это также требует помощи в ведении семейных дел. Слово "хорошо" в греческом языке является сильным термином, означающим чудесный или отличный, а не просто привлекательный или красивый.
"Дети в подчинении со всей серьезностью" – держать детей под контролем (в послушании, смирении). Термин "серьезность" можно применить как к лидеру так и к его детям. "Со всей серьезностью" обозначает истинное достоинство, уважение, благоговение, почтение. "Верные дети" значит "верующие дети" или дети, верующие в Иисуса Христа как в своего Спасителя (т.е. они являются христианами). Дети лидера должны быть христианами. Дети в подчинении (1 Тимофею 3:4). Контроль над своим домом.
Имеющий доброе свидетельство от внешних (1 Тим. 3:7).
Это результат жизни с отличным свидетельством от окружающих, находящихся вне церкви (нехристианское общество). Репутация может быть в области бизнеса, общественных отношений и гражданского закона. Лидер должен быть уважаемым человеком "на работе" так же, как и в церкви.
Любящие добро (Титу 1:8).
Хотя в версии короля Иакова написано "любящие хороших людей", греческое слово, употребленное здесь, намного шире этого определения. Оно значит любить доброе – добрых людей, добрые действия, мысли, вещи и т.д. Желания лидера должны быть обращены к хорошим вещам Божьим и не основаны на злых, подозрительных или менее важных вещах. "Тот, кто любит хорошие дела и хороших людей (Титу 1:8, Расширенный перевод Библии). "Любящий то, что хорошо" (Титу 1:8, Новая Международная Версия). Возбудитель добродетели. Это подробно описано в Филиппийцам 4:8, где указано, чтобы верующий пребывал в том: "что только истинно… честно… чисто… справедливо… любезно… достославно… добродетель… похвала".
Справедливый (Титу 1:8).
Это праведный, беспристрастный, честный. Под этим подразумевается не только правильное положение перед Богом, но также и правильные, справедливые поступки в отношениях с другими людьми. Это поведение, соответствующее законам Божественного Судьи. Справедливый человек – это: справедливый по характеру; честный в решениях (Титу 1:8); правый в суде; честный в мыслях.
Справедливый человек может принимать зрелые решения и соответственно судить. Бог обильно благословил Соломона потому, что вместо того, чтобы попросить богатства, он молился следующей молитвой: "Господь, дай мне сердце разумное".
Благочестивый (Титу 1:8).
Благочестивый человек стремится к святости, угождает Богу и отделился на Его служение. Противоположные этому черты характера – мирское поведение и похоть. Качества характера, приобретенные в общении с Богом. Добрый. Благочестивый и правильный человек (Титу 1:8, Расширенный перевод Библии). Благочестивый человек активно и постоянно практикует праведность. Он поддерживает свои моральные и религиозные обязательства.
Не новообращенный (1 Тимофею3:6).
Это не новообращенный христианин. Подающие надежду начинающие, имеющие качества для служения, все еще имеют недостаточно зрелую веру, которая нужна для лидерства. Это относится не к молодому возрасту человека, но к его духовной зрелости. Такой лидер легко может стать тщеславным, что в греческом значит "окутанный дымом". Гордость, покрывающая его, подобна дымовому туману. И в этой затуманенной позиции дьявол легко может заставить его преткнуться.
Держащийся истинного слова (Титу 1:9).
Лидер должен иметь крепкую хватку и твердо стоять на Слове Божьем, как он был научен. Он должен знать Писание и соответствующее учение (прочные доктрины), которые он получил. Крепко стоять и быть верным Слову это: никогда не быть склонным идти на компромисс с истиной. Иметь глубокое убеждение в непогрешимости и власти Писания.
Не быть двоязычным (1 Тимофею 3:8).
Это включает: не быть изворотливым, но быть искренним в том, что вы говорите (1 Тимофею 3:8). Не стоять между двумя людьми, говоря что-то одному человеку, а затем сказать другому полностью противоположное.
.6 Как работать над своим характером?
В идеале характер христианина должен быть таким, каким был характер у Христа. В силу нашего несовершенства, совершаемых грехов, иногда лени и отсутствия должного стремления, мы не сможем стать абсолютно такими, как Христос, но мы должны стремиться к этому. Характер христианина неразрывно связан с его духовными свойствами. Поэтому качества характера христианина выражаются в конкретных действиях или в том, что мы можем назвать словом "плод". Итак, в Священном Писании характер верующего человека определяется плодом его духовной жизни: "Плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание" (Гал. 5:22-23). Если проанализировать другие тексты Библии, говорящие о том, каким должен быть характер христианина, то можно сказать, что в нем должны преобладать такие качества, как: любовь к Богу и людям, сдержанность, послушание наставлению, отзывчивость, простота, искренность, честность, смирение, трудолюбие, самокритичность, снисходительность к другим, умение радоваться и видеть позитивное, не быть раздражительным и обидчивым, не быть конфликтным человеком.
Первый шаг на пути к достижению цели – это осознание того, что наша греховная природа требует изменений. Формирование христианского характера начинается с момента покаяния, когда человек предоставляет себя, свою жизнь Богу, чтобы под Его руководством изменять ее. Истина здесь очевидна – нам всем нужно изменяться. При этом надо учесть, что человек сразу избавляется от всего негативного. Напротив, многие из отрицательных качеств в силу того, что идет духовная борьба, начинают давать о себе знать с еще большей силой. Например, человек, который имел такую черту характера, как гордость, будет иметь искушение проявить ее на новом уровне. И причины для гордости будут достаточно "христианскими": он стал сыном Божьим, он получил крещение Духом Святым, он стал лидером домашней группы!
Итак, чтобы нам достичь успеха, в первую очередь необходимо найти Бога, оставив нечестивые и беззаконные пути. Никто не может измениться только собственными усилиями, разве что немного, да и то на короткое время. Обуздать свой характер мы можем только с помощью Духа Святого.
Необходимо отметить, что изменить свой характер можно, только если мы стремимся жить свято. Сколько бы мы не работали над собой, если в нашей жизни есть "запинающий грех" – особого результата не будет. Греховный образ жизни способствует развитию и укреплению негативных качеств характера. Относительно греховной природы Господь дает очень четкое направление движения: "Итак да не царствует грех в смертном вашем теле, чтобы вам повиноваться ему в похотях его; и не предавайте членов ваших греху в орудия неправды, но представьте себя Богу, как оживших из мертвых, и члены ваши Богу в орудия праведности" (Рим. 6: 12-13).
Второй шаг – нам нужно быть готовым прислушиваться к критике нашего характера. Слово Божье говорит нам: "Пусть наказывает меня праведник: это милость; пусть обличает меня: это лучший елей, который не повредит голове моей" (Пс.140:5). Принять обличение нелегко, но это еще одно орудие, которое употребляет Бог, чтобы формировать наш характер. Но нужно помнить, что обличение и клевета, которую широко применяет враг душ человеческих, чтобы деморализовать народ Божий – это совершенно разные вещи. И поэтому не всякому сказанному слову мы должны верить, но пропускать его через сито Божьей истины – Его Слово.
Третий шаг – библейской образование. И это не обязательно обучение в богословских учебных заведениях. Это может быть и самообразование. Но тщательное изучение Библии необходимо для формирования христианского характера. Главной целью такого образования является не подбор фактов и точных указаний, а выработка и только выработка правильного христианского мировоззрения, выработка в себе духовной личности. Апостол Павел пишет своему ученику, духовному сыну Тимофею: "Старайся представить себя Богу достойным, делателем неукоризненным, верно преподающим Слово Истины… занимайся чтением, наставлением, учением" (2Тим. 2:15; 1Тим. 4:13).
Четвертый шаг – постоянная самодисциплина. Из прочитанного выше текста мы можем сделать еще один важный вывод относительно того, что влияет на формирование христианского характера – это дисциплинирование себя. В Писании есть множество текстов, которые имеют в себе слова "старайся", "будь", "занимайся постоянно" и т.д. Все они говорят о постоянной и усердной работой над собой. Ничто не происходит в мгновенье. Самодисциплина – это еще и умение правильно расставлять приоритеты в своей жизни. Пусть главное всегда будет главным! Заключение
В заключение хочу еще раз подчеркнуть взаимосвязь между действиями Духа Святого и формированием христианского характера. Бог действует через человека, если в его жизни существует баланс между плодом духа и дарами.
Если же человек не формирует свой характер, то плод его жизни не соответствует Слову Божьему. Бог, в свою очередь, не может дать ему Свои дары, т.к. прежде, чем проявиться через него, Ему необходимо проявиться в нем через очищение и освящение. Поэтому, очень важно обращать внимание на свой внутренний мир. Если в нем есть порядок, проведена четкая граница между добром и злом, то наш характер является замечательным орудием в руках Божьих, которым Он будет пользоваться для Своей славы. Библиография
1. Под ред. Геске Дж., Четвериной Н. и Хохловского С. 2003. Основание новых церквей. Учебное пособие. Книга 2. Ассоциация "Духовное возрождение" ЕХБ, 320 с.
. Учебная Библия с комментариями Джона Мак-Артура. 2004. СЕО
3. <http://spasinnia.org/en/home-groups/140.html 03.04.2015>
. http://baptizm.ru/wp-content/uploads/2012/02/75-groups.pdf 06.05.2015 <http://baptizm.ru/wp-content/uploads/2012/02/75-groups.pdf 06.05.2015>
. <http://bibleoteka.com/character/15.html> 01.05.2015
. Электронная версия Библии: "Цитата из Библии 6.0"