- Вид работы: Курсовая работа (т)
- Предмет: Культурология
- Язык: Русский , Формат файла: MS Word 38,24 Кб
Хизб ут-Тахрир
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ
КАЗАХСТАН
УНИВЕРСИТЕТ ИНОСТРАННЫХ ЯЗЫКОВ И ДЕЛОВОЙ КАРЬЕРЫ
ФАКУЛЬТЕТ ИСТОРИИ И РЕЛИГИОВЕДЕНИЯ
Кафедра религиоведения
Курсовая работа
Тема: «Хизб ут-Тахрир »
Студентка 2 курса
Сабина
Проверил(а):
Жайлганова К.А
Алматы 2012
Содержание
Введение
IГлава . Основные понятие о Хизб ут-Тахрир
.1Что такое Хизб ут -Тахрир ?.
.2 Причины образования Хизб ут-Тахрир
II Глава. Деятельность Хизб ут – Тахрир.
.1 Идеология, методы , цели
.2Распространение в странах мира
.3 Структура партии
Заключение
Список литературы
Введение
Полное название – «Хизб ут-Тахрир аль-Ислами» (араб. – Исламская партия освобождения)
Лидер – Ата Абу Рашта (Ata Abu Rashta)
Входит в список организаций, признанных по представлению Генпрокуратуры РФ Верховным судом РФ террористическими, ее деятельность запрещена на территории Российской Федерации.
Досье подготовлено Ириной Бороган / ИЦ Agentura.Ru /
Партия представляет собой международную, панисламистскую, суннитскую организацию. [3.12]
Партия создана в 1953 г. в Иерусалиме судьей шариатского апелляционного суда Такиуддином аль-Набхани (Taqiuddin al-Nabbani), через месяц организацию запретили в Иордании. А в 1955 году самому Набхани запретили въезд в страну. Тем не менее, он продолжал вести активную деятельность в Сирии, Ливане, Ираке, где также подвергался преследованиям со стороны властей. Скончался в Бейруте в 1977 году, но к тому времени у «Хизб ут-Тахрир» (ХТ) появились последователи в разных странах мира.
По данным «The Heritage Foundation», ХТ действует в 40 странах мира, в каждой из которых имеет от 5 до 10 тыс. убежденных членов. Точное количество членов неизвестно, но предположительно, насчитывает миллионы человек.
В Европе самое большое отделение партии находится в Великобритании (от 9,5 до 10 тыс. членов). ХТ привлекла внимание СМИ всего мира в 2007 году, когда на международной конференции в Индонезии на стадионе собралось около 100 тыс. членов.
Актуальность темы Возрастающий интерес к процессам политизации исламских движений в мире, и особенно к деятельности религиозно-политической организации «Хизб-ут-Тахрир» не случаен. Эта тема является глобальной проблемой современности и напрямую связана с международным терроризмом и исламским экстремизмом. Она актуальна, как для глав государств, так и в научных кругах и среди политологов. Следует отметить, что общая причина появления этого социально-политического явления заключается, прежде всего, в переходном характере нашей эпохи. XX век стал веком грандиозных политических и идеологических перемен, среди которых наиболее значимым был распад великой страны – СССР. Накопившиеся в процессе социалистического строительства проблемы и противоречия способствовали тому, что всё постсоветское пространство стало ареной социально-политических и идеологических конфликтов, резкого снижения уровня жизни населения, повышения уровня преступности, появления различных политических сил и религиозно-политических партий, которые претендовали на господство и установление нового порядка. [4.2]
Целью Основной целью диссертационного исследования является анализ идеологической основы и политической направленности реакционно-экстремистской партии «Хизб-ут-Тахрир» в современных условиях. Исходя из поставленной цели, и на основе имеющихся материалов, особенно руководящих документов и источников, исходящих от политических лидеров «Хизб-ут-Тахрира» и её штаб-квартиры, которые функционируют в различных .странах мира, в частности европейских, автор исследует и делает конкретный анализ основных идеологических и политических целей «Хизб-ут-Тахрира».
Задачи проекта данная моей курсовой обусловила постановку и решение следующих задач:
– исследовать социально-политические факторы возникновения и основные этапы образования «Хизб-ут-Тахрира» и её распространение в различных странах мира;
узнать идеологию , методы и деятельность «Хизб-ут-Тахрира»
Объектом и предметом исследования в данной работе являются социально-политические и духовные факторы возникновения, образования и распространения «Хизб-ут-Тахрир». Соответственно, объектом исследования, прежде всего, являются те уровни различных сторон духовной жизни общества и отдельных, соответствующих ему, социальных общностей, прежде всего, социальных групп, народов, классов, государств, которые создают необходимые условия для возникновения политических партий и движений.
Предметом исследования являются общие для всех стран мира закономерности возникновения политических партий и особенности их проявления в условиях каждого суверенного государства. Вместе с тем, исследование велось в период второй половины XX века и в начале XXI века. Здесь необходимо учесть тот факт, что страны,
ставшие объектом исследования со стороны диссертанта, находятся на различном уровне экономического, социально-политического и духовно-идеологического развития. Исследование проблемы в данном аспекте позволяют выявить особенности появления «Хизб-ут-Тахрира» в качестве религиозно-политической организации, претендующей на роль ориентира всех мусульман в современном мире путём внедрения в сознание народа соответствующих исламских идеалов, мобилизации мусульманской массы против светских и демократических режимов всех государств мира.
I Глава . Основные понятие о Хизб ут – Тахрир
1.1Что такое Хизб ут -Тахрир ?
Хизб ут-Тахрир аль-Ислами (араб. حزب التحريرýý – «Исламская Партия освобождения») – организация, основанная в 1953 году в Восточном Иерусалиме судьёй местного шариатского апелляционного суда Такиуддином ан-Набхани. В ряде государств Средней Азии и в России Хизб ут-Тахрир аль-Ислами считается террористической организацией. В то же время, ни в США, ни в большинстве европейских государств, до настоящего времени Хизб ут-Тахрир не относится к числу структур, поддерживающих терроризм. После смерти ан-Набхани в 1977 году организацию возглавил палестинец Абдул Кадим Заллум. [6.12] После смерти Заллума в 2003 году организацию возглавил Ата Абу Рашта. Декларируемая цель организации – восстановление справедливого исламского образа жизни и исламского государства (халифата) и воплощения в нём исламской системы опросах вероучения, так и во второстепенных. Эта партия, а именно такое название ближе всего отражает сущность этого течения, была создана в 50-х годах XX в. Такиуддином Набхани [Такиуддин Набхани (1908-1977 гг.) – родился и вырос в Палестине, где получил начальные знания религии, затем обучался в Египте в университетах Аль-Азхар и Дар аль-Улюм. После окончания учебы вернулся на родину, где некоторое время работал учителем и судьей.]. Набхани изложил свои убеждения в большом количестве книг и брошюр, ставших в дальнейшем платформой нового течения. Последователи Хизб ут-тахрир не рассуждают об атрибутах и качествах Аллаха, вечности или сотворенности Слова Божьего, приходе Махди и сошествии Исы, и тому подобных вопросах. Все их внимание сосредоточено на необходимости установления исламского Халифата. Эта необходимость является их главным убеждением; они утверждают, что все мусульмане, которые в течение своей жизни не присягнули законному халифу, умирают смертью джахилии. Это утверждение они основывают на множестве хадисов, приведенных в достоверных сборниках, например: передают со слов Абу Хурайры, сказавшего: «Посланник Аллаха сказал: Кто вышел из подчинения (халифу) и вышел из общины, а потом умер – умер смертью джахилии» [Муслим, Сахих, хадис № 1848-1 в русском издании, Казань 2006.]. Это означает, что от падения султаната в Турции и до наших дней все мусульмане умерли смертью худшей, чем смерть неверных. С этого утверждения начинают свою проповедь сторонники Хизб ут-тахрир. Далее, приведя другие хадисы, они говорят, что человек обязан дать присягу халифу в течение трех дней. Убедив людей в том, что они нуждаются в халифе, и в том, что ему нужно присягнуть в течение трех дней, хизбуттахрировцы призывают принести присягу их лидеру, которого они называют халифом. Первым, кому они присягнули как халифу, был Такиуддин Набхани. После его смерти Хизб ут-тахрир возглавил Абдуль-Кадим Залюм. Проанализировав ошибки мусульман прошлых лет, когда халифат передавался по родственной линии, зачастую личностям, которые совсем не были достойны этого звания, последователи Исламской партии освобождения разработали собственные правила выбора халифа. Согласно их убеждениям, избранного халифа допустимо по решению совета отстранить от должности, в случае если он будет совершать грехи или плохо выполнять свои обязанности. В этом суждении они последовали за хариджитами, также допускавшими смещение неугодного, нечестивого халифа.
1.2 Причины образования Хизб ут-Тахрир
Хизб-ут-Тахрир был образован в ответ на призыв Всевышнего Аллаха:
﴾وَلْتَكُن مِّنكُمْ أُمَّةٌ يَدْعُونَ إِلَى الْخَيْرِ وَيَأْمُرُونَ بِالْمَعْرُوفِوَيَنْهَوْنَ عَنِ الْمُنكَرِ وَأُوْلَـئِكَ هُمُ الْمُفْلِحُونَ﴿ «И пусть будет среди вас группа, которая призывает к добру (Исламу), приказывает одобряемое и запрещает порицаемое. Эти – достигшие успеха»Основатель этой партии – шейх Такъийю-Ддин Ан-Набхани (1908-1977гг), уроженец Палестины. Учиться начал в своем селе, затем поступил в университет Аль-Азхар, а по его окончании в институт «Даруль-Улюм» в Каире. После учебы вернулся в Палестину и работал там учителем и судьей. [7.8] В 1952г. основал свою партию и полностью посвятил себя ее руководству и изданию книг и брошюр, которые вместе взятые являются главным культурным и идеологическим источником партии. Перемещался по Иордании, Сирии и Ливану, пока его не постигла смерть в Бейруте, где и был похоронен.
После смерти Ан-Набхани партию возглавил Абдуль-Кадим Залюм, палестинец, выпускник Аль-Азхара. Он является автором книги «Так был разрушен халифат». В период его руководства партией были открыты ее отделения в Ливане и Иордании.Шейх Ахмад Ад-Дагъур, палестинец, выпускник Аль-Азхара, руководитель отделения партии в Иордании, был арестован за попытку государственного переворота и приговорен к смертной казни, затем приговор был отменен.Шейх Абдуль-Азиз Аль-Бадри из числа ученых Багдада.Устаз Абду-Ррахман Аль-Малики из Дамаска, автор книги «Наилучшая экономическая политика».Устаз Гъаним Абдуху – житель Аммана, автор книги «Опровержение марксистского социализма».
II Глава. Деятельность Хизб ут – Тахрир.
2.1 Идеология, методы, цели
Хизб ут-Тахрир аль-Ислами (Исламская партия освобождения), экстремистское исламское политическое движение, которое добивается «внедрения исконно исламских принципов» и создания исламского Халифата в Центральной Азии. Цель объединения – восстановить исламский образ жизни и принести Ислам в мир. Конечная цель этой секретной сектантской группировки – объединить всю умму, или мировое исламское сообщество, в единый Халифат. Целью является вернуть мусульман к тому исламскому способу жизни в «Дар аль-Ислам» [земле, где укоренились правила Ислама, в отличие от не исламского мира] и в исламское общество, таким образом, чтобы все жизненные дела в обществе решались согласно законов шариата. Основной целью была борьба с неверными и организация всемирного Халифата, охватывающего все страны исламского мира. Эта цель означает возвращение мусульман к такому исламскому образу жизни в Дар аль-Ислам и в исламское сообщество, когда все жизненно важные вопросы в обществе решаются в соответствии с законами шариата, и перспективой в данном случае является халяль и харам под сенью исламского государства, которым является Халифат. В таком государстве мусульмане назначают халифа и обещают слушать его и повиноваться ему при условии, что он будет править согласно Божественному Писанию и Сунне Посланника Божьего, а также при условии, что он передает Ислам в качестве послания миру посредством призыва и джихада.
Предназначением Хизб ут-Тахрир является доносить исламский призыв, чтобы изменить ситуацию в коррумпированном обществе так, чтобы оно превратилось в исламское общество. Оно намеревается осуществить это, сначала изменив уже существующие идеи в обществе на исламские таким образом, чтобы такие идеи стали общественным мнением людей, которые затем подводятся к тому, чтобы применять и действовать, руководствуясь ими. Политическая борьба представляется как борьба против неверующих империалистов, чтобы избавить умму от их господства и освободить ее от их влияния путем уничтожения их интеллектуальных, культурных, политических, экономических и воинских корней в мусульманских странах. Политическая борьба также проявляется в вызове правителям, раскрытии их измен и заговоров против уммы и призыве их к ответу и изменении их, если они отрицали права уммы, или воздерживались от исполнения своих обязанностей по отношению к ней, или игнорировали какие-либо касающиеся ее вопросы, или нарушали законы Ислама.
Информации касательно членов группировки немного. Она осуществляет активную деятельность по всему миру. На данный момент основная база Хизб ут-Тахрир находится в Западной Европе, но у нее много последователей в Узбекистане, Таджикистане, Киргизстане и Казахстане, а также в традиционно мусульманской провинции Синьцзян в Китае. Ее экспансия в Центральную Азию совпала с развалом Советского Союза в начале 1990-х. По одной из оценок в Центральной Азии насчитывается более 10000 ее последователей. Хизб ут-Тахрир аль-Ислами ведет активную деятельность в Центральной Азии с момента развала Советского Союза.
В 1999 году группу обвинили в осуществлении серии бомбардировок столицы Узбекистана, Ташкента. [9.12] Некоторые считают, что она тайно финансирует и осуществляет материально-техническое обеспечение широкого ряда террористических операций в Центральной Азии и в других местах, хотя атаки могу производиться от имени местных групп.
В настоящее время группа подвергается жестоким репрессиям со стороны региональных правительств, которые считают ее радикальную идеологию основной угрозой. За последние годы сотни членов Хизб ут-Тахрир были арестованы в странах Центральной Азии, десятки – в Азербайджане. По свидетельствам правых групировок, в одном только Узбекистане длительные тюремные сроки были назначены в среднем 50 исламским активистам ежемесячно в 1999 и 2000 годах. Следующее за этим относительное уменьшее количества арестов объясняется тем фактом, что Хизб ут-Тахрир ушла в подполье, чтобы избежать преследований. Нетерпимость президента Узбекистана Ислама Каримова по отношению к группе, казалось, стала пользоваться популярностью у властей Казахстана, Киргизстана и Таджикистана, которые усилили репрессии по отношению к группировке, производили аресты, привлекали к судебной ответственности дюжины членов группы и убеждали в распространении листовок и других ненасильственных действиях.
Федеральная служба безопасности России (ФСБ) долгое время обвиняла Хизб ут-Тахрир в наличии связей с сепаратистами и заявленными арабскими наемными солдатами, сражающимися с российскими войсками в непризнанной республике Чечне. По ее заявлениям, к группе не так давно присоединились члены Исламского движения Узбекистана (ИДУ), радикальной исламской организации, базирующейся в Центральной Азии. ИДУ связана с талибской религиозной милицией и также была разгромлена во время военной кампании США в Афганистане.
В феврале 2003 года Верховный Суд России внес Хизб ут-Тахрир и 14 других группировок в список запрещенных террористических организаций. Месяцем раньше Хизб ут-Тахрир была объявлена вне закона в Германии по обвинению в антисемитизме и антиеврейской пропаганде.
В июле 2003 года нелегальные иммигранты в количестве 121 чел., подозреваемые в связях с Хизб ут-Тахрир аль-Ислами, были арестованы Федеральной службой безопасности России (ФСБ). Аресты – крупнейшие акции на данный момент в отношении организации в СНГ- проводились 6 июня 2003 года на Московском научно-исследовательском заводе, на котором, по имеющимся данным, подозреваемые прятались от полиции и миграционных служб. [10.5] Среди лиц, находящихся под арестом, был Алишер Мусаев из Киргизстана и Акрам Ялолов из Таджикистана, которых ФСБ подозревала в принадлежности к лидерам обезвреженной ячейки. Московские СМИ сообщали, что оба задержанных имели при себе ручные гранаты, взрывчатку и боеприпасы, а также пропагандистские исламские листовки. ФСБ заявила, что в результате проведенных арестов была открыта лишь вершина айсберга, что Хизб ут-Тахрир аль-Ислами располагает сетью ячеек, которая покрывает всю Россию. Большинство задержанных были выходцами из Центральной Азии, хотя среди них было несколько славян и арабов.
В отличие от аналогичных исламских группировок, радикальная группировка мусульман-суннитов Хизб ут-Тахрир вербует новых членов независимо от различий между разнообразными течениями в Исламе. В отличие от более традиционных исламских партий, она является наднациональной и отказывается от участия в местной политике. Таким образом, региональным лидерам не удается поглотить группировку, как это произошло с бывшей исламской оппозицией в Таджикистане. Хизб ут-Тахрир не является политической партией в том смысле, что она не хочет участвовать в национальной политике. Она не хочет принимать участие в выборах. Она не хочет быть частью какого-либо коалиционного правительства.
Хизб ут-Тахрир аль-Ислами (Исламская партия освобождения) была основана в Иордании в 1952 году (по некоторым данным в 1953 году) Такиуддиин аль-Набхани, палестинцем, родившимся в селении Иджзим в Северной Палестине в 1909 году. Аль-Набхани изучал мусульманское право в Каирском университете Аль-Азхар, самом главном исламском учебном заведении Египта и интеллектуальном оплоте Ислама [1]. Новая партия описывалась как «политическая партия с Исламом в качестве идеологии и возрождением исламского образа жизни посредством установления Исламского государства (Халифата, Аль-Халифа), которое будет воплощать Ислам (посредством закона шариата) и пропагандировать его во всем мире, в качестве цели».
Аль-Набхани был активным членом Исламского братства, но позже оставил его ряды из-за различий идей. Исламское братство считало Хизб ут-Тахрир аль-Ислами новым соперником. Но Аль-Набхани был близок с Мухаммадом Амин аль-Хусейни, Великим муфтием Иерусалима, с которым он впервые встретился в 1930-х. Аль-Хусейни был среди тех, кто финансировал Хизб ут-Тахрир аль-Ислами в 1950-х. Во время Второй Мировой Войны Аль-Хусейни поддерживал нацистскую Германию. Он встретился с Гитлером в ноябре 1941 года, и нацисты предоставили ему политическое убежище, выплачивая ему ежемесячное «жалование» в 20000 рейх марок за сплочение мусульман на Балканах, в Северной Африке и на Востоке под флагом нацистов. [11.8] В Берлине Мухаммад Амин аль-Хусейни также встретился с Генрихом Гиммлером, известным Рейхсфюрером СС, и его помощником Адольфом Ейхманом.После войны союзники нашли дневник Великого муфтия. На странице с указанием даты 9 ноября 1944 года были написаны следующие слова: «Лучший друг арабов. Ейхман». Над словом «Ейхман» (написанном латинскими буквами) было преписано рукой Аль-Хусейни: «фаирус надира джиддан» и «Кхейр мукхлис лил-араб» – «очень редкий бриллиант» и «лучший спаситель арабов» .Великий муфтий был всесторонне задействован в вербовке, мобилизации и мотивировании молодых мусульман для участия в специальном мусульманском подразделении войск СС, действовавших в Югославии и Венгрии, где они совершали ужасные злодеяния. Именно поэтому после войны Югославия потребовала экстрадиции муфтия, рассматривая его как военного преступника. Хотя Великий муфтий и был военным преступником, вовлеченным нацистами в бесчинства войны и Холокост, Египет предоставил ему политическое убежище после войны. Мухаммад Амин аль-Хусейни был очень популярен среди арабов и палестинцев, лишь пробританские иорданцы были его традиционными противниками. Из-за его значительной популярности в арабском мире западные лидеры и Россия отменили его экстрадицию и судебное разбирательство. Великий муфтий продолжил поддерживать исламистские группировки. Хизб ут-Тахрир аль-Ислами была одной из новых группировок, поддерживаемых ним. Кроме того, он и основатель Хизб ут-Тахрир аль-Ислами были близкими друзьями, и иорданцам это абсолютно не нравилось. Уже в марте 1953 года власти Иордании решили арестовать основателей и запретить партию. Причастность Хизб ут-Тахрир аль-Ислами к неудачным попыткам государственного переворота Хизб ут-Тахрир аль-Ислами была вовлечена в две неудачные попытки государственного переворота в Аммане в 1968 и 1969 году [11]. Вероятнее всего, партии удалось проникнуть в традиционно прозападную армию, основу Хашимитского Королевства Иордании. Хизб ут-Тахрир аль-Ислами хотела заменить умеренное Хашимитское Королевство на антизападный исламский Халифат или государство.Движение распространилось и в другие страны, а именно в Ирак и Сирию, в армии которых также успешно проникли его представители. В 1972 году Хизб ут-Тахрир аль-Ислами пыталась инициировать государственный переворот на юге Ирака. В 1993 Хизб ут-Тахрир аль-Ислами снова была вовлечена в заговор против Короля Иордании Хусейна (который заключил мир с Израилем годом позже) [12].Хотя делегаты Хизб ут-Тахрир аль-Ислами в Европе сейчас настаивают на том, что их движение преследует стратегию ненасилия, основатель Хизб ут-Тахрир аль-Ислами аль-Набхани принуждал его последователей сражаться против неверных под шлагом Халифа (= джихада) и активно пропагандировать идеи движения посредством толкования распространенной обеспечивающей базы [13]. Роль движения в нескольких неудачных государственных переворотах показывает, что здесь мы имеем дело с фанатичной, но хорошо организованной и особо опасной группировкой, которая пытается проникнуть в правительство и армию.Аль-Набхани умер в 1977 году в Бейруте, и его место заменил Абдул Кадим Заллум. Новое руководство отправило делегацию в Париж для встречи с Аятоллой Хомейни перед его возвращением в Иран. Две другие делегации были отправлены позже в Тегеран для встречи с новыми Иранскими лидерами. Последняя делегация прибыла в Тегеран в Мае 1979 года и представила Хомейни «Конституцию Исламского государства», предложенную Хизб ут-Тахрир аль-Ислами. Но Хомейни имел свои собственные идеи в отношении такого государства и не проявил интереса в отношении предложенного. В дальнейшем разочарованные лидеры Хизб ут-Тахрир аль-Ислами обвинили Иранского лидера в том, что он является «предполагаемым Американским агентом» [14].Во второй половине 1980-х и 1990-х движение следовало стратегии использования в своих интересах возрождение Исламского фундаментализма на Ближнем Востоке, в Азии, Европе и Австралии. Хизб ут-Тахрир аль-Ислами распространилось во многих странах и создало довольно крепкую базу в Узбекистане, где оно сотрудничало с Аль-Каидой. Они также имели очень сильную базу в Таджикистане, Киргизстане, Казахстане, Китайской провинции Синьцзян, Северной Африке (Тунисе, Ливии, Египте), Саудовской Аравии, Иордании, Леване, Сирии, странах Персидского залива, Турции, Пакистане и Австралии. (В Турции 23 членам Хизб ут-Тахрир аль-Ислами было предъявлено обвинение в «подрывании основ государства» и они были приговорены к четырем годам заключения в августе 2000 года; в Австралии Хизб ут-Тахрир аль-Ислами способствовали усилению давления среди мусульман и подставили под угрозу их интеграцию в общество).
Партия или движение организовано как фашистская партия, верность верховному руководству («амирам» «Эмиров») абсолютная. Также это своего рода тоталитарное братство, действующее посредством ячеек.
Члены этого движения должны принести следующую клятву:
«Я клянусь Всемогущим Богом быть верным Исламу и защищать его, принимать идеи и конституцию Хизб ут-Тахрир аль-Ислами, быть верным его лидерам и воплощать его решения, даже если они противоречат моим убеждениям до тех пор, пока я являюсь его членом»
Цель партии – возрождение исламской жизни путем установления исламского государства в арабских странах, а затем исламского халифата с последующим распространением Ислама в других странах.
Главное отличие партии в большом акцентировании на культурно-просветительскую сторону и утверждении её в качестве основы для формирования исламской личности, в первую очередь, а затем и всей общины мусульман.
Философия партии в пути достижения своей цели заключается в том, что в любом обществе люди живут за двумя толстыми стенами: стена вероучения и идеологии; и стена законов. Если кто-то намерен изменить это общество изнутри, то он должен сконцентрировать силы воздействия на внешнюю стену (т.е. идеологическая атака). Это должно привести к идеологическому противостоянию, затем к перевороту мысли, а потом и к политическому перевороту. Незыблемое правило партии гласит: «Исправь общество – исправится и личность…»!!
Партия считает, что намеченные ими изменения должны происходить в три этапа:
Идеологическая борьба культурно-просветительскими методами партии. хизб тахрир мусульманский освобождение
Идеологический переворот, который произойдет в результате использования культурных и политических методов.
Взятие власти в свои руки, для достижения чего необходима помощь правителя или других влиятельных политиков.
Партия не придает значения духовному формированию личности и делает акцент на удовлетворение материальных потребностей и инстинктов человека.
Идеологи партии считают неприемлемым принцип повеления одобряемого и порицания запретного на данном этапе, более того, они считают применение этого принципа функцией исламского государства после его становления.
Партия обязывает своих членов соблюдать секретность и конспирацию, даже в тех случаях, когда в этом нет никакой логической надобности.
Партия составила конституцию, специально приготовленную для исламского государства. Она состоит из 187 статей. Несмотря на то, что эта конституция не была применена на практике, она подверглась критике за то, что не отвечает представлениям и потребностям современного исламского государства.
Принципы партии, подвергнутые критике со стороны мусульманских ученых:
а)В области призыва к Исламу: Акцентирование внимания на идеологические и политические стороны и пренебрежение воспитательной и духовной сторонами. Чрезмерное увлечение членов партии спорами с представителями всех существующих исламских течений. Преувеличение роли разума в формировании личности и в вопросах вероучения. Неприятие принципа повеления одобряемого и порицания запретного на данном этапе призыва до становления исламского государства, которое осуществит его силой власти.У каждого, кто знакомится с доктриной партии, складывается впечатление, что главной заботой ее членов является приход к власти.
Узкое понимание целей Ислама и стремление реализовать лишь некоторые из них, при этом пренебрегая другими. Корни идеологии и убеждений
У партии были националистические идеи, они выражены в книге «Миссия арабов», изданной в 1950г. Эти идеи повлияли на формирование принципа первостепенности установления исламского государства сначала в арабских странах, а затем и в других. В самом начале Ан-Набхани имел близкие связи с «Братьями мусульманами» в Иордании и читал лекции на их собраниях. Он хорошо отзывался об их учении и о его основателе шейхе Хасане аль-Банна, но через некоторое время он объявил об основании отдельной организации. Многие призывали его отказаться от своих идей и объединить усилия на пути Аллаха. Среди них устаз Сейид Кутб, который во время своего визита в Кудс много и долго дискутировал с ним, однако Ан-Набхани остался при своем мнении.
2.2 Распространение в странах мира
В начале своей деятельности партия наиболее активно действовала в Иордании, Сирии и Ливане, затем ее влияние распространилось в других исламских государствах, а позднее в Европе и, в частности, в Австрии, Германии и в некоторых регионах бывшего СССР (Украине и Узбекистане). В Иордании партия издавала еженедельную газету под названием «Ар-Райа» («Знамя»), но ее издание было прекращено, после чего они стали издавать в Бейруте другую газету, под названием «Аль-Хадара» («Цивилизация»), издание которой также было приостановлено. [15.8]
Области и регионы, в которых работает партия, они называют «уиляйатами» (подвластная территория). Руководит партией в каждом уиляйате партийная комиссия, состоящая из 3 – 10 человек. Все комиссии подчиняются Тайному Совету Правления. Заключение:Из вышесказанного следует, что «Хизб-ут-Тахрир» является «исламской» политической партией, призывающей к восстановлению исламского государства в форме халифата и считающей, что изменить общество и повлиять на него возможно только идеологической атакой, за которой последует идеологический, а затем и политический переворот. Идеология и методы этой партии противоречат основам вероучения и методам «Ахлюс-сунна уа-ль-джама». Это проявляется в таких вопросах как предпочтение разума текстам Корана и Сунны, схожесть их идей с идеями мутазилитов и других философов. Кроме того, они пренебрегают духовным воспитанием и не считают обязательным претворение в жизнь принципа Призыва к одобряемому и запрета порицаемого. Помимо всего этого, они выносят странные фетвы, не совместимые с принципами исламского правоведения и противоречащие его духу. Перевели и подготовили: Кудаев Расул и Астемиров Анзор Курултай крымско-татарского народа обеспокоен деструктивной деятельностью в Крыму активистов политической организации "Хизбут-Тахрир".
Как говорится в обращении Курултая к мусульманам Крыма, "появление на территории Крыма последователей "Хизб-ут-Тахрир", чья деятельность запрещена практически во всех исламских государствах, а исповедуемые ее членами формы распространения Ислама признаны недопустимыми и еретическими, свидетельствует о том, что в среде противников единства и сплоченности крымско-татарского народа продолжаются поиски более изощренных попыток, способных, по их мнению, не только ослабить волю крымско-татарского народа на пути национального и духовного возрождения, [16.5] но и привнести в крымское общество религиозную нетерпимость и недоверие"."Поэтому и не удивительно, что среди тех, кто явно или скрыто поддерживает раскольническую деятельность последователей организации "Хизб-ут-Тахрир", оказались и те, кто выступает против высшего представительного органа крымско-татарского народа – Курултая и органов национального самоуправления крымских татар", – говорится в обращении.«Всякий раз, сталкиваясь с информацией о деятельности партии Хизб-ут- Тахрир, и соответственно о проявлениях методов борьбы с ним государства, будь то на уровне достоверных свидетельств или слухов, моя память невольно воспроизводит изречения: Берегитесь лжепророков, которые приходят к Вам в овечьей шкуре, а внутри суть волки хищные; Все, что случается снаружи, должно произойти сначала внутри. Семя погружено внутрь, а дерево появляется снаружи.
Осмысление данных изречений приводит, в частности, к мысли о том, что если зрить в корень, то борьба с религиозным экстремизмом, образно выражаясь, отнюдь не должна сводиться всецело к рубке негодных деревьев, дабы очистить лес. Впрочем, начнем сначала с того, что вопросы религиозной убежденности людей – весьма деликатная сфера и поэтому требуют строго взвешенного подхода при их рассмотрении. Тем более, речь идет о борьбе, которая разворачивается вокруг и около Ислама различными силами, что дает основание для тревог. Подчеркиваю, именно тревог, так как исключение вероятности перерождения светского государства в исламское, а равно псевдоисламское, диктует необходимость выработки действенных средств идеологического, политического характера в процессе противостояния новоявленным бесам – религиозным экстремистам. В этом отношении небезынтересна (и небесспорна) точка зрения многих российских экспертов, считающих, что Узбекистан и, вероятно, другие страны Центральной Азии ждут возможные альтернативы потрясениям, связанным с сохранением предпосылок для взрыва радикализма. В частности, Сергей Абашин, анализируя положение в Таджикистане, отмечает возможность усиления новой оппозиции (например Хизб-ут-тахрир), которая попытается изменить политический расклад. Поэтому исследователь полагает, что единственный путь борьбы с экстремизмом и сохранения мира в регионе заключается в переговорах, согласовывании интересов и т.д.
На наш взгляд, безусловно, не вызывает сомнения оправданность легитимных методов принуждения, насилия государства в отношении проповедников и носителей экстремизма. Вместе с тем, нельзя отрицать и того обстоятельства, что дальнейшее предпочтение средств насилия, вместо акцентирования внимания на использование и действенных политических и идеологических методов, может сказаться в ближайшее время негативным образом на общественно-политической обстановке в стране.
К сожалению, природа и жесткая предопределенность действий членов Хизб-ут-тахрир своими программными целями (своей партийной программой), с одной стороны, а с другой – однозначная установка государства (государств) бороться с Хизб-ут-тахрир лишь силовыми методами создают вкупе негативно заряженное энергетическое пространство и тем самым несут реальную угрозу стабильности, миру и спокойствию страны (региона В действительности об этом, в частности, свидетельствует следующее.Хизб-ут-Тахрир аль Исламия в переводе с арабского означает Партия освобождения ислама (Хизб – партия; тахрир – освобождение). Напомню, что эта так называемая Партия свободы основана в Иерусалиме в 1953 году и является радикальной организацией. В последнее десятилетие она распространила свою деятельность на центрально-азиатские государства, Синьцзян-Уйгурский автономный район Китая, Азербайджан. По некоторым данным, ее ячейки создаются в мусульманских регионах России, а также в Москве, Санкт-Петербурге, Нижнем Новгороде, Ростове, Ставрополе, Курске, Воронеже.По словам депутата Законодательного собрания Жогорку Кенеша Кыргызстана Турсунбая Бакир уулу, в его родном Карасуйском районе Ошской области с населением свыше 300 тысяч человек почти каждый пятый-шестой житель является сторонником "Хизб-ут-тахрира".
Исходя из этого факта, можно сделать предположение о значительности числа сторонников "Хизб-ут-тахрир" в масштабе региона, в частности, Узбекистана. Хотя, по самым поверхностным наблюдениям, в последний год в Узбекистане значительно уменьшилось число судебных процессов над хизбутовцами. По некоторым свидетельствам, в стране на самом деле пошла на убыль деятельность Хизб-ут – тахрир. Это, например, выражается в том, что уже практически не встретишь их листовок в общественных местах.
Идейная направленность Хизб-ут-тахрир содержится в написанных основателем данной партии Такийюддийном Набханий книгах Система Ислама, Концепция Хизбут-тахрир, а также в основных учебных пособиях: Положения ислама; Демократия – положение безверия; Общество в Исламе; Политика в Исламе.Эта организация, – по утверждению, Виталия Пономарева, координатора Центральноазиатской программы московского правозащитного центра Мемориал, – безобидная…. Люди могут верить во что угодно, – продолжает рассуждать он, – где угодно собираться, обсуждать, если при этом не призывают к насилию, не призывают к действию, нарушающему права других групп населения, то государство не должно вмешиваться в этот процесс.
И, наконец, резюмируя свои размышления относительно Хизб-ут-тахрир, Пономарев однозначно утверждает: …в её программных документах четко зафиксировано, что эта партия отвергает путь террора, отвергает путь вооруженной борьбы за власть, отвергает путь вооруженного насилия.
Данная точка зрения имеет своих сторонников и находит дальнейшее развитие, в частности, в лице Сании Сагнаевой, аналитика Международной группы изучения кризисов. Так, в передаче радио Озодлик от 6 июля 2002 года, посвященной акции партии Хизб-ут-тахрир у здания узбекистанского посольства в Лондоне, корреспондент обратился к С.Сагнаевой с вопросом: Вообще насколько представляет угрозу для безопасности общества организация Хизб-ут-тахрир?В ответ прозвучало: Существует много слухов относительно Хизб-ут-тахрир. Цель партии – при помощи пропаганды идей Ислама мирным путем изменить современный государственный строй, построить исламский халифат.
Не вдаваясь в пространные рассуждения о том, монстр ли партия Хизб-ут-тахрир или ее только таковым представляют, приведу лишь некоторые изречения из программных документов и издаваемой названной организацией литературы, распространявшихся прежде листовок.
Вот что, например, написано в книге Система Ислама, автором которой является основатель Хизб-ут-тахрир Такийюддийн Набханий: В Исламе подразумевается, что основой общества является доктрина, включающая мысли, настроения, мнения и систему, вытекающие из этой доктрины. Таким образом, исламское общество появляется на свет тогда, когда получают преобладание исламское мышление и настроение, а среди людей распространяется исламский образ жизни, то есть исламская система организации жизни общества.
Для того, чтобы утвердить исламскую систему организации жизни, основатель Хизб-ут-тахрир призывает убрать физические препятствия на этом пути, воспользоваться принуждением, применением силы.Полагаю, нет необходимости в комментариях и аргументах, доказывающих (убеждающих), что Хизб-ут-тахрир по своей идейной направленности является экстремистской религиозной организацией тоталитарного образца.Вот еще один характерный пример (факт), где очевидно, что идеология Хизб-ут-тахрира содержит энергию агрессивности, заражает своих слепой ненавистью против чужих и стремится придать этой самой агрессивности и ненависти фактическую направленность на практику.Так, один из номеров журнала Аль-ваъй (№170, июнь 2001г.) или в узбекском переводе Онг (Сознание), издаваемого Хизб-ут-тахрир на арабском языке для молодежи, полностью посвящен теме Практика становления шахидом.На странице 9 дается определение различия между самоубийством в собственном смысле этого слова и в смысле самоубийцы – камикадзе. В частности, отмечается, что между мусульманином, совершившим самоубийство, и мусульманином, взрывающим себя с целью уничтожения противника, есть существенная разница. [19.3] Потому что первый (самоубийца) убивает лишь себя, а второй (камикадзе) совершает самоубийство, унося с собой противников Ислама. Первый не воюет за веру или распространение Ислама, не убивает противника. А действие камикадзе является джихадом. Оно похоже на борьбу военными средствами. Соответственно, это является по сути своей самым важным великим боем. Если камикадзе, – делается обобщение данным рассуждениям, – совершает свои действия во имя Аллаха, то он обязательно станет шахидом во имя Аллаха. По существу, такие жизненные примеры демонстрируют потенциал насилия хизбутовцев, способность вносить раскол в мусульманскую умму и в то же время показывают отсутствие в их мышлении, поступках признаков, которые бы указывали на проявления любой искренней и глубокой веры в высшие духовные материи, будь то доброта, идеалы справедливости и другие нравственные ценности. Примечательно, что изучению религии хизбутовцы уделяют очень мало времени. Известно, на первом этапе вовлечения в партию (при обучении) в перечень изучаемых предметов входят политика, экономика, социология, география, религия. Причем последней отводится около 10-15 % времени от всего учебного процесса.
Объективности ради надо отметить, что, вероятнее всего, в последнее время в Узбекистане ряды партийцев не увеличиваются. Тем не менее, как нам думается, по причине того, что общество переживает переходный период, для которого свойственны тяжелые экономические и социальные условия жизни, идеология Хизб-ут-тахрир не перестает питать людей мифами, иллюзиями, ложными надеждами, связанными с идеей о том, что только исламское государство может дать людям справедливую и достойную жизнь. Многие молодые люди оказываются в рядах Хизб-ут-тахрир также по своей религиозной безграмотности и, соответственно, незнанию Корана.
И не удивительно, что когда верующие мусульмане советуют им вернуться, вернее, встать на правильный путь, то они, как правило, отвечают: Ваша вера для вас, моя вера – для меня. Это слова из Корана, которые пророк говорил неверным. Налицо невольное признание самими членами Хизб-ут-тахрир своего отступничества от Ислама. Тем не менее, наверное, есть элемент рациональности в мысли, высказанной экспертом Алексеем Суховым: …не исключено, что это – религиозные экстремисты, пытающиеся свергнуть конституционный строй. До тех пор, пока не будет изучено это явление, пока силовые структуры не станут делиться с народом объективной информацией по данному вопросу, авторитет партии будет расти, ее ряды будут увеличиваться…В данном случае необходим диалог и принятие конструктивных решений, возможно, какой-то из сторон противостояния, а может, и обоим придется поступиться своими принципами. [20.3]
Хотя это суждение ни в коей мере не может отражать в целом ситуацию в регионе, нужно отметить, что повседневные реалии Узбекистана и региона в целом диктуют необходимость разработки технологий, преследующих задачу изменить жестокую реальность мира насилия и соответственно репрессивного мышления путем привнесения духовности, морали в социальную и политическую жизнь.В самом деле, нельзя умалчивать, что в обществе наблюдается эрозия нравственных ценностей, когда не ценится сама человеческая жизнь. Следует остановить распадающийся мир человеческого в отношениях между людьми, задуматься о причинах девальвации таких понятий, как милосердие, сострадание, терпимость.
И если мы претендуем на роль строителей гражданского общества, то необходимо, не ожидая пока нас не рассудит время (история), приложить весь свой интеллектуальный, нравственный потенциал к преодолению не изжитых негативных политических стереотипов мышления.
То есть повестка дня на сегодня и завтра заключается в том, чтобы стать, наконец, способными, достойными учениками школы компромисса, которая органически связана с процессами фактической, а не формальной демократизации. Однако все вышеизложенное относительно природы, стратегических целей и действий членов Хизб-ут-тахрир в Узбекистане на сегодняшний день показывает невозможность наведения каких-либо мостов между ними и властью в плане ведения диалога и тем более согласовывания интересов.
P.S. Когда была закончена статья, автору стало известно, что штаб-квартира Хизб-ут-тахрир в Лондоне организует в ближайшее время демонстрации протеста против Правительства Узбекистана в странах Европы, в Австралии, в Индонезии. Эта акция преследует цель поддержки своих сторонников, преследуемых в Узбекистане. Вызывает недоумение факт, что поводом для своих действий они избрали фигуру умершего три года назад члена Хизб-ут-тахрир Фархада Усманова. Не проявление ли это попытки поднять упавших духом своих единомышленников в Узбекистане, деятельность которых стала сводиться на нет? Не показывает ли это однозначно, что деятельность хизбутовцев на местах повсеместно направляется и направлялась извне, а именно – из далекого зарубежья? Не здесь ли произрастают корни древа – Хизб-ут-тахрир? г.Ташкент, 11 июля 2002 года
2.3 Структура партии
Структура партии централизованная. Партия контролируется центральным руководством. Национальные организации обычно находятся под руководством группы из 12 человек, контролирующих местные ячейки. Женские ячейки существуют отдельно от мужских.
Основное подразделение партии – ячейка из пяти членов, лидера которой называют мушриф. В странах Центральной Азии, где партия запрещена, только мушриф знает членов других ячеек. [21.6] Новые члены проходят 2-х летний курс обучения, изучают партийную литературу под руководством наставника перед тем, как дадут клятву верности партии.
Как сами члены «Хизб ут-Тахрир» характеризуют свою деятельность Пресс-секретарь британского отделения ХТ Имран Вахид (Imran Waheed) сказал в интервью журналу New Statesman, что его партия является крупнейшим игроком на идеологическом поле. По его мнению, теория Френисиса Фукуямы о конце истории демонстрирует отсутствие альтернативы идеологии капитализма и западной цивилизации. «Своей работой мы бросаем вызов этому утверждению: мы должны сказать, что он неправ. Мы верим, что Ислам является всеобъемлющей идеологией, представляющей альтернативу западной цивилизации. Мы не считаем, что это угрожает людям на Западе. Вы знаете, что многие люди разочарованы своей жизнью в западной системе, но в данный момент просто нет никакой альтернативы… Ислам и есть такая альтернатива. Мы ищем контактов с западными мыслителями, академиками и массами с целью показать им, что тип государства, который мы хотим установить, то есть когда он установится, западным режимам будет непросто свергнуть с помощью военных акций». На вопрос, как это может произойти в реальности, Имран Вахид ответил, что никто не знает, поскольку это произойдет по воле Создателя. Наша задача, пояснил он, создать подходящие условия для этого. «Набхани (основатель партии), возможно, представлял маленькое государство типа Иордании и Сирии, а сейчас я могу представить огромное, которое занимает большую часть мусульманского мира».
Корреспондент Шив Малик (Shiv Malik) провел в ячеке Хизб-ут-Тахрир месяц в 2004 году, партия разрешила журналисту посещать собрания и участвовать в дискуссиях, поскольку опасалась, что после 11 сентября ее будут ассоциировать с террористическими организациями.
ХТ в России и странах Центральной Азии Точная численность партии неизвестна, но эксперт по ЦА Виталий Пономарев считает, что это десятки тысяч членов, большая часть которых приходится на Узбекистан. Тысячи членов есть в Таджикистане, Кыргызстане, сотни, а может быть, и больше, в Казахстане и России, есть группы также в Азербайджане и на Украине.
ХТ в Узбекистане
Как утверждает эксперт по Центральной Азии Виталий Пономарев в своей книге «Ислам Каримов против «Хизб ут-Тахрир» , деятельность ХТ в Ташкенте была зафиксирована в 1995 году, однако есть сведения, что отдельные группы начали действовать в начале 90-х. Как появились первые ячейки организации, установить сложно, но по данным спецслужб Узбекистана, идеология «Хизб ут-Тахрир» была «импортирована» в страну в 1995 году гражданином Иордании Салохиддином.
В 1995-96 годах издания «Хизб ут-Тахрир» открыто распространялись в мечетях в Ташкенте. Первые группы в Ташкенте и Коканде (называющие себя «Хизб ут-Тахрир» или «Хифс») были преимущественно молодежными по своему составу. Их членов отличало стремление не столько к строгому соблюдению исламских канонов, сколько к оппозиционной религиозно-политической деятельности.
Они осуждали «безбожную власть» в Узбекистане, зарубежных «врагов ислама» в лице США и Израиля и призывали к созданию всемирного исламского государства. Вступающей в ряды «Хизб ут-Тахрир» узбекской молодежи импонировали оппозиционность и открытое обсуждение политических вопросов.
Иерархия узбекистанской организации «Хизб ут-Тахрир», согласно информации правоохранительных органов, включала семь ступеней: мутамад (главный руководитель), масул (руководитель областной организации), мусоид (помощник масула), накиб (руководитель района), накиб ёрдамчиси (помощник накиба), мушриф (руководитель одной или нескольких групп обучения), дорис (послушник). Первичной ячейкой партии являлась халка (звено), объединявшая обычно до пяти человек.
В ходе судебных процессов над членами партии выяснилось, что активисты ХТ знакомились в мечетях с верующими молодыми людьми и предлагали им прочитать одну из брошюр организации, после прочтения четырех брошюр им предлагали вступить в ряды «Хизб ут-Тахрир». Если молодой человек соглашался, он давал клятву верности и получал статус послушника. По некоторым данным, вступающие также давали обязательство хранить партийную тайну. Через три месяца послушник, сдав экзамен, мог претендовать на статус мушрифа, который получал право создать свою обучающую группу – халку. Очень важно, что для членов ХТ принципиальной позицией партии был отказ от насильственных методов борьбы за создание Халифата.
Однако содержание листовок, которые распространялись в мечетях и на улицах городов можно назвать радикальным. Например, «Что стоит за отношениями Америки и Индонезии?», «Что связывает власти Иордании и евреев?», «Основная цель геноцида в Алжире – уничтожение ислама», «Чеченская Республика: как она возродила ислам в душах людей», «Америка является государством-террористом, которое должно быть изгнано из мусульманского мира» и др.
По данным Виталия Пономарева, первые аресты членов ХТ произошли в 1998 году после того, как президент Каримов в интервью прессе отметил активность ХТ в стране и сказал, что «мы не можем допустить и не допустим подобных враждебных происков».
После терактов в Ташкенте в феврале 1999 года министр МВД Алматов, говоря о виновниках взрывов, упомянул «Хизб-ут-Тахрир» (в материалах уголовного дела этих обвинений нет, и вообще, до 2004 года партию не обвиняли в терроризме).
После выступления главы МВД начались массовые аресты членов партии. В ответ на репрессии ХТ в марте 1999 года выпустила первую листовку, касающуюся Центральной Азии и Узбекистана. В ней излагалось отрицательное отношение к терроризму, а президент Узбекистана Ислам Каримов был назван «еврейским кяфиром» и это, как ни странно, привело к росту популярности организации в Узбекистане. Тираж листовки, согласно материалам уголовных дел, достиг сотен тысяч экземпляров. Начался массовый приток новых членов в организацию, и в 1999 году «Хизб-ут-Тахрир» проводила массовые акции, в ходе которых сотни членов выходили на улицы и раздавали листовки.
Тогда же от пыток в тюрьме погиб Фархат Усманов, один из лидеров ташкентской организации «Хизб-ут-Тахрир», арестованный милицией 14 июня 1999 года. Его смерть вызвала большое возмущение, что способствовало росту популярности партии. ХТ стала массовым движением, объединяющим часть оппозиционно настроенных мусульман, особенно узбекской молодежи, представляющей практически все социальные слои. По оценке Пономарева, успех «Хизб ут-Тахрир» в Узбекистане обусловлен тем, что представители этого движения не боятся открыто критиковать варварские действия властей, развязавших массовые репрессии против мусульман.
Чаще всего членов «Хибз-ут-Тахрир» обвиняют в посягательстве на конституционный строй и участии в запрещенной организации, под чем обычно подразумеваются призывы к созданию халифата (хотя специального решения о запрете организации в Узбекистане нет). В ряде случаев обвиняют в организации преступного сообщества (в отношении лидеров), распространении печатной продукции, содержащей идеи экстремизма, сепаратизма и пр.
Сроки колеблются от нескольких лет лишения свободы до 15 лет. Власти Узбекистана предпринимали попытки разгрузить тюрьмы и выпустить на свободу тех членов ХТ, которые напишут покаянные письма на имя президента и подпишут обязательство сотрудничать с правоохранительными органами. Но многие члены «Хизб ут-Тахрир», которые держатся в тюрьмах как сплоченные группы, отказываются от этого. [24.6]
По данным Виталия Пономарева, директора центральноазиатской программы общества «Мемориал», с конца 1997 года в Узбекистане были осуждены около 15 тыс. человек по «исламским» уголовным делам.
ХТ и российские спецслужбы В последние годы российские спецслужбы установили тесное сотрудничество с узбекскими коллегами в рамках ШОС, а поскольку выдача членов ХТ – важнейший для президента Узбекистана Каримова вопрос, то политика ФСБ в этом вопросе определяется этим фактором.
Так в апреле 2008 года директор ФСБ Николай Патрушев в качестве новой террористической угрозы для России обозначил «Хизб ут-Тахрир» и «Исламское движение Узбекистана» (ИДУ), « которые пытаются перенести свою преступную деятельность в Уральский регион».
Хотя никакой достоверной информации о причастности организации к терактам в России нет. Обвинения в терроризме, которые предъявляли членам партии, как правило, рассыпаются еще до суда. Например, в мае 2007 года спецслужбы России отчитались о раскрытии покушения на губернатора Санкт-Петербурга Валентину Матвиенко и распространили информацию, что его готовили члены ХТ. Впоследствии обвиняемых, которые никогда не являлись членами ХТ, оправдал суд.
После того, как в 2003 г. организацию признали террористической, членов «Хизб ут-Тахрир» стали обвинять в участии в запрещенной судом экстремистской организации (ст.282-2 УК РФ), а также в вовлечении в террористическую деятельность (ст.205-1 УК РФ) и даже в организации преступного сообщества (ст.210 УК РФ).
Похищения членов «Хизб-ут-Тахрир» узбекскими спецслужбами
Спецслужбы Узбекистана активизировались на территории России в 2001-2002 гг., и их интересовали исключительно граждане Узбекистана.
По данным Елены Рябининой, руководителя программы «Помощь политическим беженцам из Центральной Азии» комитета «Гражданское содействие», в последние годы участились похищения выходцев из Узбекистана, проживающих в Поволжье, которых узбеки считают причастными к деятельности ХТ и объявляют в розыск. Но поскольку получить подозреваемого по официальным каналам получается далеко не всегда, то его крадут.
Часто спецслужбы оставляют документальные подтверждения своей деятельности. Так произошло в случае с Алишером Усмановым, работавшим преподавателем шариата в медресе в Казани. Усманова власти Узбекистана объявили в 1998 году в розыск за посягательство на конституционный строй, но поскольку он получил российское гражданство, то экстрадиции не подлежал. В 2004 году его задержали в Татарстане уже российские милиционеры по подозрению в причастности к ХТ, но суд это обвинение не поддержал – и Усманова приговорили к нескольким месяцам в колонии-поселении за найденные у него боеприпасы. 29 июля 2005 года его должны были выпустить из СИЗО. Жена приехала за ним, но сотрудники СИЗО пояснили ей, что в 5 утра «он уехал вместе со встречавшими его лицами».
Через три месяца удалось узнать, что Алишер сидит в СИЗО г. Намангана (Узбекистан). А когда правозащитники подняли шум, агентство РИА «Новости» со ссылкой на руководителя Бюро общественных связей СНБ Узбекистана Таракулова опубликовало вот такое сообщение: «Алишер Усманов этапирован из Казани в Узбекистан согласно совместному с ФСБ плану по борьбе с международным терроризмом». Поскольку Генпрокуратура РФ не давала санкции на экстрадицию Усманова, то случившееся можно рассматривать как похищение СНБ Узбекистана гражданина с территории России. При таких же обстоятельствах пропал преподаватель арабского языка Маннобжон Рахматуллаев, выдавать которого российская прокуратура отказалась, и он исчез сразу после выхода из Саратовского СИЗО.
Участие в политике и литература
В 2005 году члены киргизского отделения ХТ поддержали кандидатуру Турсунбая Бакир уулу на пост президента Киргизии, но его не избрали. При этом они не только вели пропаганду в пользу своего кандидата, но и на избирательных участках были его официальными наблюдателями.
Литература, которая распространяется «Хизб-ут-Тахрир» в центральноазиатском регионе и России, включает несколько десятков брошюр. Это книга «Система ислама», с которой начинается обучение, когда человек еще не является членом организации. Журнал «Альвай» (Сознание), зарегистрированный в Ливане в 1985 году (формально не является изданием партии, но издается членами партии). Этот журнал распространяется членами «Хизб-ут-Тахрир» и переводится на разные языки, в т.ч. на русский, узбекский. В России при задержании членов ХТ часто изымают книги «Исламская личность» и «Концепция Хизб ут-Тахрир».
Согласно концепции «Хизб-ут-Тахрир», создание всемирного исламского государства начнется в отдельно взятой стране, существует даже список стран, в которых, по мнению идеологов партии, может начаться этот процесс. Стран СНГ и России в этом списке нет.
Страны, где запрещена деятельность ХТ
Партия запрещена во многих странах Центральной Азии. Как ни странно, специального решения о запрете организации в Узбекистане нет, однако с 1999 года все выявленные члены партии привлекаются к уголовной ответственности. Их обвиняют, как правило, в посягательстве на конституционный строй и участии в запрещенной организации.
В 2005 году в Казахстане ХТ признана экстремистской организацией и деятельность ее запрещена. Как террористическая партия запрещена в Таджикистане и в России.
В Египте партию запретили в 1974 году после обвинений в попытке захвата власти. Большому давлению члены партии подвергались в Ливии, где над ними практиковались внесудебные расправы и аресты, а также в Сирии, где, по информации международных правозащитных организаций, больше тысячи человек находятся в тюрьмах.
Легальной деятельность ХТ признана в странах Европы, исключая Германию, где на ее деятельность наложили запрет из-за антисемитских высказываний.
Организация открыто действует в Индонезии, Малазии, Ливане, ОАЭ и Йемене, в Палестинской Автономии.
Дискуссия об отношении к ХТ на Западе
В Европе, где деятельность ХТ не запрещена, она регулярно подвергается критике за экстремистские призывы и радикальные высказывания. Во время первой войны в Персидском заливе лидер британского отделения Омар Бакри, который призывал убить тогдашнего премьера Джона Мейджера, заявил Daily Star: «Мы отпразднуем его смерть». Его арестовали на 48 часов. Тогда партия делала большое количество радикальных заявлений. Но после терактов 11 сентября в США партия попала под огонь критики, во многих странах рассматривался вопрос о ее запрете, и ХТ отказалась от подобных высказываний.
Великобритания
После терактов 11 сентября 2001 года и взрывов в Лондоне в 2005 году вопрос, имеет ли «Хизб-ут-Тахрир» связи с терроризмом, встал перед властями западных стран. Но, несмотря на давление ультраконсервативных сил, организацию признали не связанной с насилием. В 2005 году для Тони Блэра был подготовлен специальный доклад «Молодые мусульмане и экстремизм», в котором утверждалось, что партия не причастна к терроризму и насилию. [27.8] И власти, хоть и озабочены противодействием пропаганде экстремистских идей, решили не выводить организацию, не совершавшую преступлений, в нелегальное поле, чтобы не радикализировать ее членов и не выращивать из них реальных террористов.
США
В США ХТ тоже не стали запрещать, хотя ультраправые силы требовали этого, рассматривая ХТ как «конвейер для террористов».
Вот точка зрения Зейно Барана (Zeyno Baran), директора международных программ по безопасности и энергетике центра Никсона:
«ХТ выпускает тысячи людей, которым промыли мозги, после того, как они прошли курс обучения в «Хизб ут-Тахрир», они становятся членами таких групп, как «Аль-Каида»… Запад больше не может игнорировать вредное влияние идеологии ХТ, которая отравляет миллионы мусульман через Интернет, листовки и секретные центры обучения… Даже если они не вовлечены в теракты, они действуют как конвейер для террористов».
«Пришло время называть вещи своими именами: это война идеологий и террористические акты только верхушка айсберга», – считает Ариэль Коэн, исследователь из Heritage Foundation, американского правого think-tank. Он рассматривает «Хизб ут-Тахрир» как альтернативную форму глобализации: «Их идеология – это прямой вызов западной модели секулярной, управляемой рынками, толерантной мультикультурной глобализации».
Основатели-идеологи партии:
Основатель этой партии шейх Такиуддином аль-Набхани (1908-1977гг), уроженец Палестины. Учиться начал в своем селе, затем поступил в университет «Аль-Азхар», а по его окончании в институт «Даруль-Улюм» в Каире. После учебы вернулся в Палестину и работал там учителем и судьей. В 1953 г. основал свою партию и полностью посвятил себя ее руководству и изданию книг и брошюр, которые являются главным культурным и идеологическим источником партии. Перемещался по Иордании, Сирии и Ливану, пока не умер в 1977 году Бейруте, где и был похоронен.
После смерти Аль-Набхани партию возглавил Абдуль-Кадим Залюм, 1925 г. р., проживающий в Иордании палестинец, выпускник «Аль-Азхара». Он является автором книги «Так был разрушен халифат». В период его руководства партией были открыты ее отделения в Ливане и Иордании.
Шейх Ахмад Ад-Дагур, палестинец, выпускник «Аль-Азхара», руководитель отделения партии в Иордании, был арестован за попытку государственного переворота и приговорен к смертной казни, затем приговор был отменен.
Шейх Абдуль-Азиз Аль-Бадри из числа ученых Багдада.
Устаз Абду-Ррахман Аль-Малики из Дамаска автор книги «Наилучшая экономическая политика».
Устаз Ганим Абдуху житель Аммана автор книги «Опровержение марксистского социализма.
Заключение
Терроризм и экстремизм относится к числу самых опасных и явлений современности, которое приобретает все более разнообразные формы и угрожающие масштабы [29.3].Особая значимость силовых, политических и правоприменительных методов борьбы с религиозно-политическим экстремизмом вовсе не означает, что идеологическая борьба отходит на задний план. В ней самое активное участие призваны принять общественные объединения, писатели, журналисты, свое веское слово могут сказать религиозные деятели. Общественные объединения и религиозные организации могут сделать очень многое для профилактики религиозно-политического экстремизма, формируя у членов общества терпимость и уважительное отношение к людям иной культуры, к их взглядам, традициям, верованиям, а также принимая участие в сглаживании политических и этнонациональных противоречий. Религия так же оказывает влияние на национальную безопасность казахстанского общества. Особую озабоченность современного казахстанского общества вызывает нетрадиционные религии. В странах появилось достаточно большое количество малочисленных, ранее неизвестных обществу вероисповеданий. Данный факт не может не настораживать, т.к. религиозные авантюристы используют религиозные идеи и лозунги в борьбе за достижение своих противозаконных политических целей. Одной из таких группировок является партия "Хизб-ут-Тахрира", чьи действия согласно законам некоторых стран "О противодействии экстремизму" признаны экстремистскими, а деятельность самой партии запрещена. Как показывают результаты социологических опросов, абсолютное большинство населения отрицательно относится к любым проявлениям религиозного экстремизма и терроризма, однозначно сделав выбор в пользу демократии и светского государства. Обеспечение гарантий безопасности государств возможно лишь учитывая внешние и внутренние неблагоприятные социальные факторы. В то же время внешняя угроза не может быть нейтрализована до тех пор, пока в внутри страны продолжается действие деструктивных криминалиских тенденций. Поэтому политика социальной безопасности общества и государства должна быть направлена на создание эффективной системы противодействия для обеспечения надёжной защиты интересов личности, общества и государств. В настоящее время во внутриполитических сферах интересы состоят в обеспечении гражданского мира, национального согласия, территориальной целостности, единства правового пространства, стабильности государственного власти и её институтов, правопорядка и в завершении процесса становления демократического общества, а также в нейтрализации причин и условий, способствующих возникновению[30.3] социальных, межнациональных и межконфессиональных конфликтов, национального сепаратизма. Для предотвращения проявлений экстремизма местным органам власти государств осуществляют постоянный мониторинг всех религиозных объединений. Особое внимание уделяется религиозным объединениям со смешанным национальным составом или целиком состоящим из национальных меньшинств. Повышенное внимание уделяется анализу работы религиозных объединений с молодежью и деятельности духовных учебных заведений. В настоящее время во многих государствах , направленная на расширение и совершенствование правовой базы обеспечения национальной безопасности и противодействия терроризму и экстремизму. В частности и в Казахстане, на текущий момент времени наиболее важными принятыми правовыми законодательными актами являются закон "О противодействии экстремизму", определяющий правовые и организационные основы противодействия экстремизму, и закон "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам противодействия экстремизму". Таким образом, эффективность борьбы против религиозно-политического экстремизма в нашей стране во многом зависит от того, насколько последовательно и строго выполняются требования законов обеспечивающих национальную безопасность Республики Казахстан:
– запрещающего пропаганду и агитацию, возбуждающие национальную и религиозную ненависть и вражду;
запрещающего создание и деятельность общественных объединений, цели и действия которых направлены на разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни;
запрещающего создание и деятельность общественных объединений, цели и деятельность которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации, подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований;
считающего недопустимым установление какой-либо религии в качестве государственной;
устанавливающего равенство религиозных объединений перед законом.
Проблема укрепления межконфессиональной и межнациональной толерантности требует постоянного внимания. От ее решения зависит внутриполитическая стабильность и безопасность, уверенное движение стран мира к новым горизонтам развития. [31.5]В данном направлении прослеживается последовательная политика, проводятся мероприятия, посвящённые миру и согласию между народами. Особая значимость силовых, политических и правоприменительных методов борьбы с религиозно-политическим экстремизмом вовсе не означает, что идеологическая борьба отходит на задний план. В ней самое активное участие призваны принять общественные объединения, писатели, журналисты, свое веское слово могут сказать религиозные деятели. Общественные объединения и религиозные организации могут сделать очень многое для профилактики религиозно-политического экстремизма, формируя у членов общества терпимость и уважительное отношение к людям иной культуры, к их взглядам, традициям, верованиям, а также принимая участие в сглаживании политических и этнонациональных противоречий.
Список литературы
1 Авцинова Г.И. Экстремизм политический Политическая энциклопедия. [3.12]
Смирнов М. Американцы в исламе. Беседа руководителя исламских исследований в Вашингтонском университете профессора А. Ахмеда с ответственным редактором газеты "НГ – религии" М. Смирновым [4.2]
Нуруллаев А.А. Ислам и национализм// Религия и национализм. – М., 2000. [6.12]
Конституция Республики Казахстан. Алматы: Казахстан, 1995[7.8]
Мейрманов Ж. Сохранить согласие и стабильность/ Общенациональная ежедневная газета Республики Казахстан ОАО Республиканская газета "Казахстанская правда", [9.12]
Иванов В.А., Трофимов Я.Ф. Религии в Казахстане: Справочник. – 2-е изд., перераб. и доп. – Алматы: Аркаим, 2003 [10.5]
Амирова А. А. Диалог конфессий – важный фактор укрепления стабильности в Казахстане /Центр внешней политики и анализа. Внутренняя политика Казахстана. [11.8]
Артемьев А.И. Религия в реалиях казахстанского общества, или к вопросу о духовном согласии и свободе совести // Саясат. -1999 [15.8]
Костюк К.Н. Православный фундаментализм // Полис. -2000 [16.5]
Новак А., Харизматическое движение. Свет на Востоке, 1995 [19.3]
Шпекбаев А., Противодействие вызовам и угрозам XXI века Известия Казахстан – Материалы номера № 50(1079) 6 марта 2006 [20.4]
Трофимов Я. Геополитические аспекты динамики изменения религиозной ситуации в республике Казахстан/ Религия и СМИ, 22 сентября, 2003 [21.6]
Официальный сайт органов прокуратуры Республики Казахстан. Заявление Генерального Прокурора Республики Казахстан Рашида Тусупбекова. [22.7]
Закон Республики Казахстан "О противодействии экстремизму" от 18 февраля 2005 года [23.16]
Заявление Генерального Прокурора Республики Казахстан Рашида Тусупбекова Официальный сайт органов прокуратуры РК 19 января 2006 г. [24.5]
Уголовный кодекс Республики Казахстан, принят 16 июля 1997 г.[25.6]
Уголовное право Республики Казахстан. Алматы: Издательство "Норма-К", 2003[26.4]
Юридический энциклопедический словарь. М., 1989. [27.8]
Международное право в документах. М., 1982. [29.3]
Комментарий к Уголовному кодексу Республики Казахстан. В двух книгах. Книга 1 (статьи 1-174). – Алматы: Издательство "Норма-К", 2003
Панов В. П. Сборник сочинений. 1999. [30.2]
Закон Республики Казахстан "О противодействии экстремизму" №31 от 18 февраля 2005 года[31.5]
Комментарий к Закону РК N 31-III ЗРК "О противодействии экстремизму" от 18 февраля 2005 г.[31.2]
Доброта Л. Омут под названием "Хизб-ут-Тахрир" "Казахстанская правда", №48, 5 марта 2006 г.[31.9]
Чеботарев А. "О некоторых проблемах правового обеспечения противодействия терроризму и экстремизму в Казахстане" Сайт о проблемах региональной и национальной безопасности[31.6]