- Вид работы: Курсовая работа (т)
- Предмет: Культурология
- Язык: Русский , Формат файла: MS Word 14,59 Кб
Ходатаи в Библии
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
1. ХОДАТАЙ. ХОДАТАЙСТВО. ХОДАТАЙСТВЕННАЯ МОЛИТВА
. ИИСУС ХРИСТОС – АБСОЛЮТНЫЙ ОБРАЗЕЦ ДЛЯ ПОДРАЖАНИЯ
2.1 Иисус – наш личный Ходатай
2.2 Иисус – Ходатай Нового Завета
.3 Иисус Христос – эталон ходатайственного служения
.4 Партнеры по ходатайству
. ХОДАТАИ В БИБЛИИ
.1 Авраам ходатайствует о Лоте и его семье
.2 Победа в долине Рефидим – результат ходатайства Моисея
.3 Ходатайство Моисея за Израильский народ
.4 Есфирь – ходатай Израильского народа
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
БИБЛИОГРАФИЯ
ВВЕДЕНИЕ
Необходимость в ходатайстве начинается в сердце Господа. Бывает, кто-то впадает в грех или прегрешение; кого-то атакует сатана, а кому-то просто нужна наша помощь в молитве. Не важно, каковы обстоятельства: Бог любит людей и заботится о них. У Него есть план для их жизни. И наша молитва помогает Богу осуществить Его план для этих людей.
Мы молимся не только потому, что это хороший поступок; мы молимся, потому что в нашем сердце живет Бог. Почему мы молимся за народы? Потому что у Бога есть для них план; Он думает о них. Почему мы молимся за свои семьи? Потому что Господь любит нас и имеет свой план.
Инициатива приходит от Бога. Бог ищет человека с искренним сердцем. Господь не нуждается в "красивом лице" и в "больших бицепсах". Он даст искренней личности способность быть ходатаем между небом и землею.
Библия учит, что "…Сам Дух ходатайствует за нас… Он ходатайствует за святых по воле Божией" (Рим.8:26-27) [1]. Иными словами, Троица не сидит, сложа руки, но исполняет важнейшие Небесные служения. Бог не только ищет человека, но Сам участвует в данном служении.
Не только Иисус несет службу священника, но Библия говорит, что и мы также. В Откр. 1:6 сказано, что и вы, и я сделались царями и священниками Богу благодаря рождению свыше. В нашем служении в качестве царей мы идем и используем Богом данную власть, а как священники, мы служим Богу, принося жертвы хвалы и поклонения, плод наших уст, что доставляет Ему удовольствие. Будучи священниками, мы, как и Иисус, должны ходатайствовать. Господь призвал нас быть ходатаями. Иисус – ходатай на небесах; мы с помощью Святого Духа ходатаи на земле. Молитвы Иисуса звучат на небесах, наши – на земле. Ходатайствуя, мы присоединяемся к Его воле и плану.
1. ХОДАТАЙ. ХОДАТАЙСТВО. ХОДАТАЙСТВЕННАЯ МОЛИТВА
Ходатай – заступник, старатель, проситель за кого; поверенный по делам [9]. Ходатай, один из возможных переводов греческого слова параклетос "помощник", "защитник, выступающий в суде на стороне истца или ответчика". В Ин.14:16,26; 15:26; 16:7 это слово переводится как "утешитель". Согласно 1Ин. 2:1, Иисус Христос ходатайствует за нас перед Своим небесным Отцом, является посредником [10].
Ходатай: 1. Человек, который ходатайствует за кого-нибудь, защищает кого-то провинившегося. 2. Поверенный, ведущий чьи-нибудь дела в суде.
"Ходатайство вовсе не является молитвой. Ходатайственная молитва является молитвой. Ходатайство есть исполнение человеком того, что он или она может делать в молитве" [2, С.38].
Часто мы употребляем слово "ходатайство" как синоним слова "молитва". В обычных разговорах можно заменять одно слово другим, но не в том случае, когда дело касается технических терминов. Вообще молитва означает разговор с Богом. Ходатайство молящегося поступает к Богу в защиту кого-то другого. Любое ходатайство является молитвой, но не каждая молитва является ходатайством.
Латинское слово, переведенное как "ходатайство", состоит из двух слов: "между" и "идти". Таким образом, ходатайство означает "идти между" или "стоять в проломе". Господь говорит устами пророка Иезекииля: "Искал Я у них человека, который поставил бы стену и стал бы предо Мною в проломе за сию землю, чтоб Я не погубил ее, но не нашел" (Иез.22:30) [1]. Это – ясное определение ходатайства.
Говоря теологическим языком, "ходатайство – это акт прошения того, кто с точки зрения Бога имеет на это право, чтобы получить милость для того, кто в этом нуждается". Это приводит к важному заключению о том, что предстояние перед Богом квалифицирует или дисквалифицирует ходатая.
Долгое время почти всякую молитву называли "ходатайственной" или же считалось, что ходатайственная молитва – единственная действенная молитва. Но на самом деле самой действенной молитвой является та молитва, которую вдохновляет Дух Святой и которая нужна в данный момент, – будь-то молитва согласия, молитва веры, молитва хвалы и поклонения или какой-либо другой вид молитвы. Суть ходатайственной молитвы заключается в том, чтобы в молитве встать между человеком или людьми, которые своими проступками навлекли на себя осуждение, и действительным исполнением этого осуждения. Или, выражаясь проще, ходатайственная молитва – это просьба не дать свершиться осуждению. Чтобы она была эффективной, ходатайственную молитву нужно совершать по побуждению и под водительством Святого Духа.
Ходатаи молятся дольше, чем средний христианин, и молятся усиленнее. Они наслаждаются молитвой в большей степени и видят больше ответов на свои молитвы, они с большей готовностью слышат Бога, чем большинство из нас [5, С.68].
Ходатайство – это не одноразовая молитва. Это не молитва веры, когда мы молимся один раз, верим, что получили и пребываем в вере до проявления победы.
Есть такие случаи, когда вы один раз помолились, и больше этот предмет не требует молитвы. В других же случаях вы должны долго носить то, о чем молитесь, в духе или в сердце, пока не почувствуете, что вы молились до победы или же увидите результаты.
Каждая молитва должна заканчиваться ответом, победой, но молитва до победы часто забирает много времени, и мы должны продолжать молиться неделями, месяцами и даже годами, пока не увидим прорыв. В ходатайстве мы продолжаем молиться, пока не ощутим победу, пока не наступит прорыв или пока Святой Дух не отпустит нас.
2. ИИСУС ХРИСТОС – АБСОЛЮТНЫЙ ОБРАЗЕЦ ДЛЯ ПОДРАЖАНИЯ
Ходатайственная молитва "Нет больше той любви, – говорится в Библии, – как если кто положит душу свою за друзей своих". В Царстве Божьем есть много способов положить свою жизнь за других. Один из них – молитва; и когда мы молимся за других, это называется ходатайственная молитва.
Ходатайство рождается в сердце Бога, и рождается оно из любви. Этой молитвой мы приносим жертву всем своим существом, своей жизнью, временем, энергией. У нас есть дар молиться за других людей, за волю Божью, Его планы и цели, которые должны осуществиться на земле.
Господь с нетерпением ждет тех людей, которые так заботливы, чтобы молиться; людей, которые настолько любящие, что готовы отдать себя Ему за нужды других в ходатайственной молитве [4, С.85].
Давайте учиться ходатайственной молитве, глядя на Иисуса, чья жизнь – лучший пример ходатайства в действии. Писание говорит об Иисусе:
"А Сей, как пребывающий вечно, имеет и священство непреходящее, посему и может всегда спасать приходящих чрез Него к Богу, будучи всегда жив, чтобы, ходатайствовать за них" (Евр.7:24-25) [1].
Иисус как непреходящий Священник и сейчас действует в служении перед Отцом, ходатайствуя за нас. Иисус молится за нас!
.1 Иисус – наш личный Ходатай!
Никто так не желает нам успеха, как Иисус. Он знает, с какими сложностями мы сталкиваемся на своем жизненном пути. Он знает, что дьявол пытается потушить нашу заветную мечту. Он знает, что в нашей жизни настают моменты, когда мы будем физически и морально истощены. Иисус понимает каждое наше чувство, понимает каждое искушение, которое когда-либо у вас появится. Ведь во время Его земного служения перед Ним тоже вставали искушения.
В Послании к Евреям 4:15-16 написано: "Ибо мы имеем не такого первосвященника, который не может сострадать нам в немощах наших, но Который, подобно [нам], искушён во всём, кроме греха. Посему да приступаем с дерзновением к престолу благодати, чтобы получить милость и обрести благодать для благовременной помощи" [1].
Наш Первосвященник Иисус понимает всё, с чем мы когда-либо столкнемся. Его трогает наша беспомощность, слабость. Как отец жалеет своих детей, так и Господь жалеет нас (Пс.102:13). Он знает нас и то, что мы сотворены из праха (Пс.102:14). Иисус понимает, что мы ограничены по своей природе и слабы, поэтому взял на Себя роль нашего Ходатая. Он ходатайствует за нас перед Отцом, ссылаясь на наши законные права.
Мы не одиноки на жизненном пути. Иисус рядом с нами. Он молится о нас, ходатайствует за нас, за наше призвание и о восполнении всякой нашей нужды [7].
Господь Бог из любви к миру предсказал Мессию, – такого Священника народу Своему, Который будет вечно святым и вечно пребудет с ним, и народ, если последует за Ним, соблюдая слово Его, то никогда не будет блуждать и страдать за неисправность священников; Он будет ему единственым ходатаем, посредником перед Богом. Господь Бог воплотил в Иисусе всю Свою святость; Он создал Его великим знамением Своим, – дева Мария родила Его от Духа Божия; Он, Иисус, – Сын Божий, сшедший с небес от Бога. Верующий в Него, следует за Ним как за своим пастырем, принимает Его нравственность послушания Богу и тем очищается перед Богом и оправдан в последний день.
Это не значит, что Иисус отменяет священников Закона, т.е., тех, кто служит Богу, научая мир Закону Моисея. Напротив, Он их утверждает тем, что говорит, что Он, Иисус, – пастырь не всякому человеку вообще, а пастырь овцам Божиим, которых Бог дал Ему, т.е., Он пастырь тем, кого прежде священники Закона научили соблюдать заповедям Закона; ибо Он говорит: "Если же его (Моисея) писаниям не верите, – как поверите Моим словам?" (Ин.5:47) [1].
Из этого следует, что священники Закона есть просто священники, а Иисус – первосвященник неизменный во веки веков.
.2 Иисус – Ходатай Нового Завета
ходатай прошение христос завет
В Новом Завете термин "ходатай" употребляется чаще всего по отношению к Иисусу Христу. Действительно, Христос – Ходатай, но обратите внимание: Он не "ведет переговоры" между Богом и людьми. По отношению к Богу Отцу Христос – Его посланник, Его представитель, открывающий людям волю Божию и Его план их спасения. По отношению к людям Он выступает просителем за них перед Богом, их представителем перед Ним, но, кроме этого, Он Сам для них еще и средство, с помощью которого они соединяются с Богом, благодаря тому, что Христос принес Себя в жертву.
Тим.2:5 "… един Бог, един и посредник между Богом и людьми, человек Христос Иисус" [1]. Мы видим Иисуса Христа, как Посредника, то есть Ходатая.
Вариант перевода 1Тим.2:5: Есть лишь один Человек, стоящий между Богом и людьми и приводящий людей к Богу. Это Иисус Христос, Который Сам является Человеком.
Евр.8:6 "Но этот Первосвященник получил служение тем превосходнейшее, чем лучшего Он ходатай завета, который утвержден на лучших обетованиях" [1], т. е. теперь служение Христово гораздо выше, чем было служение Первосвященников прошлого, на основании того, что заключенный через Него завет Бога с Его народом гораздо лучше, поскольку в основу его положено обетование гораздо больших благ.
Евр.9:15 "И потому Он есть ходатай нового завета, дабы вследствие смерти Его, бывшей для искупления от преступлений, сделанных в первом завете, призванные к вечному наследию получили обетованное" [1].
Евр.12:24 "… [вы приступили] к Ходатаю нового завета Иисусу…" [1]. В этих отрывках из Послания апостола Павла к Евреям смысловое ударение в слове "ходатай" делается на том, что именно Христос обеспечивает выполнение завета.
Все примеры употребления этого термина, приведенные выше, подразумевают искупительную жертву Христову, благодаря которой завет и вступил в силу.
Вначале, Иисус за преступников сделался ходатаем (Ис.53:12). Если Иисус, наш Господь и Спаситель жив только для того, чтобы ходатайствовать за нас, тогда мы должны принимать зов Небес с радостью, потому что мы участвуем в делах Небесных. Ходатайство занимает первое место в жизни Иисуса Христа. Исходя из этого, жизнь во Христе – жизнь ходатайства.
В этой роли Он предстоит за нас пред лицом Божиим в качестве адвоката (Евр. 9:24). "…мы имеем Ходатая пред Отцем, Иисуса Христа…" (1 Ин.2:1) [1]. "…Он и одесную Бога, Он и ходатайствует за нас" (Рим.8:34) [1]. То, что мы видим Иисуса – Ходатая пред Богом, означает, что Он является Адвокатом человека в суде Божием. И, на основании законных обетований Божиих для нас, Он заступается за человечество.
.3 Иисус Христос – эталон ходатайственного служения
Господь Сам решил стать Ходатаем. Иисус является эталоном ходатайственного служения, потому что Он и сейчас ходатайствует за нас. И Дух Святой также является участником ходатайственного служения. Святой Дух хочет дать вам такие же взаимоотношения с Богом, чтобы и вы получили радость, силу и вдохновение и оставались сильным ходатаем до конца своей жизни.
Ходатайственное служение Иисуса заключается в том, что Он является Посредником, нашим Первосвященником, нашим Заступником, нашим Утешителем и Тем, Кто молится за нас по правую руку Отца.
.4 Партнеры по ходатайству
Сейчас и во всей вечности у нас, как у брачного партнера Иисуса, есть привилегия ходатайствовать так же, как это делает Он, стоя в проломе за остальное человечество и соглашаясь с Божьими желаниями.
Мы приходим смело и уверенно в Его присутствие, к престолу благодати, так как путь туда открыт для нас истинным Человеком, Иисусом Христом, нашим Женихом. Его милости обновляются для нас каждый день, и Его присутствие дает нам силу ходить в обновленной жизни, которую Он даровал нам через кровь Христа. В этом месте безопасности и близости мы занимаем свое место как Его Невеста и приносим перед Ним нужды окружающих нас людей, провозглашая над ними волю Божью через согласие с Его планами, явленными в Слове Божьем [3, С.17].
3. ХОДАТАИ В БИБЛИИ
Дар ходатайства – это особенная, данная Богом некоторым членам Тела Христа способность молиться в течение продолжительного времени, на регулярной основе и видеть частые и конкретные ответы на свои молитвы на уровне, более высоком, чем у среднею христианина.
Те, кто имеет дар ходатайства:
Молятся дольше. Один час в день – это минимум, который я вычислил: часто они молятся от двух до пяти часов вдень.
Молятся более интенсивно.
Чаще видят ответы на свои молитвы.
Точно уверены, что слышат Господа. Многие имеют сопутствующий дар пророчества [6, С.24].
Дар ходатайства – это духовный дар, которым Бог наделяет Тело Христа. Все христиане должны выполнять роль ходатая.
В Библии очень много ходатаев: Самуил, Даниил, Иеремия… Но мы рассмотрим несколько примеров.
.1 Авраам ходатайствует о Лоте и его семье
В Быт. 18:17-33 история о ходатае Аврааме. "И сказал Господь: утаю ли Я от Авраама, что хочу делать! От Авраама точно произойдет народ великий и сильный, и благословятся в нем все народы земли, ибо Я избрал его для того, чтобы он заповедал сынам своим и дому своему после себя, ходить путем Господним, творя правду и суд; и исполнит Господь над Авраамом, что сказал о нем. И сказал Господь: вопль Содомский и Гоморрский, велик он, и грех их, тяжел он весьма; сойду и посмотрю, точно ли они поступают так, каков вопль на них, восходящий ко Мне, или нет; узнаю. И обратились мужи оттуда и пошли в Содом; Авраам же еще стоял пред лицем Господа.
И подошел Авраам и сказал: неужели Ты погубишь праведного с нечестивым? может быть, есть в этом городе пятьдесят праведников? неужели Ты погубишь, и не пощадишь места сего ради пятидесяти праведников, в нем? не может быть, чтобы Ты поступил так, чтобы Ты погубил праведного с нечестивым, чтобы то же было с праведником, что с нечестивым; не может быть от Тебя! Судия всей земли поступит ли неправосудно? Господь сказал: если Я найду в городе Содоме пятьдесят праведников, то Я ради них пощажу все место сие. Авраам сказал в ответ: вот, я решился говорить Владыке, я, прах и пепел: может быть, до пятидесяти праведников недостанет пяти, неужели за [недостатком] пяти Ты истребишь весь город? Он сказал: не истреблю, если найду там сорок пять. [Авраам] продолжал говорить с Ним и сказал: может быть, найдется там сорок? Он сказал: не сделаю [того] и ради сорока. И сказал [Авраам]: да не прогневается Владыка, что я буду говорить: может быть, найдется там тридцать? Он сказал: не сделаю, если найдется там тридцать. [Авраам] сказал: вот, я решился говорить Владыке: может быть, найдется там двадцать? Он сказал: не истреблю ради двадцати. [Авраам] сказал: да не прогневается Владыка, что я скажу еще однажды: может быть, найдется там десять? Он сказал: не истреблю ради десяти. И пошел Господь, перестав говорить с Авраамом; Авраам же возвратился в свое место". Бог решил уничтожить Содом и Гоморру. Но Бог всегда ищет и хочет иметь защитника. И Он пригласил адвоката Авраама. Авраам стал на защиту. И по ходатайству Авраама Бог вывел из Содома Лота и его семью.
.2 Победа в долине Рефидим – результат ходатайства Моисея
Исх.17 рассказывает нам как Иисус Навин в долине Рефидим победил Амалика, в то время как Моисей находился на близлежащей горе и ходатайствовал за него. Иисус вошел в военную историю как генерал, одержавший победу в этой важной битве. Но мы с вами знаем, что победа была одержана не благодаря выдающимся военным навыкам или смелости, но силой Божьей. Главным человеческим каналом для потока Божьей силы в долину Рефидим был ходатай Моисей. Когда руки Моисея были подняты, Иисус одерживал победу, но когда руки Моисея опускались, Иисус проигрывал. Аарон и Ор пришли на помощь Моисею и взялись поддерживать ходатая, поэтому битва была выиграна.
Чтобы в служении была одержана победа, нужно учитывать две вещи одновременно. Пастор или лидер должен больше молиться и научиться принимать ходатайство.
.3 Ходатайство Моисея за Израильский народ
Однажды Бог собрался поразить народ и сотворить Себе новый, отцом которого стал бы Моисей, но тот просил Его не делать этого. Вот что говорит нам Библия по этому поводу: "Но Моисей стал умолять Господа, Бога Своего, и сказал: да не воспламеняется, Господи, гнев Твой на народ Твой, который Ты вывел из земли Египетской силою великою и рукою крепкою, чтобы Египтяне не говорили: на погибель Он вывел их, чтобы убить их в горах и истребить их с лица земли; отврати пламенный гнев Твой и отмени погубление народа Твоего; вспомни Авраама, Исаака и Израиля (Иакова), рабов Твоих, которым клялся Ты Собою, говоря: умножая умножу семя ваше, как звезды небесные, и всю землю сию, о которой Я сказал, дам семени вашему, и будут владеть (ею) вечно. И отменил Господь зло, о котором сказал, что наведет его на народ Свой" (Исх. 32:11-14) [1]. Один ходатай предотвратил гибель целого народа. Он излил свое сердце перед Богом, и народ был спасен.
3.4 Есфирь – ходатай Израильского народа
Могущественного царя Персии, правившего за 400 лет до Рождества Христова, звали Артаксерксом. Он правил всем Средним Востоком, от Индии до Эфиопии. Артаксеркс влюбляется в красивую еврейскую девушку Есфирь и делает ее царицей, не зная о том, что она иудейка. Между тем приближенный царя верховный князь Аман приходит в ярость оттого, что дядя Есфири Мардохей отказывается ему поклониться.
Узнав, что Мардохей – иудей, Аман в качестве мщения замышляет уничтожить, "убить, погубить и истребить всех Иудеев" по всем областям Персии (Есф.3:13) [1]. Мардохей узнает о замысле Амана и просит Есфирь вступиться за свой народ.
Обычаи того времени не разрешали никому, даже царице, быть инициатором свидания с царем. С царем можно было разговаривать только тогда, когда он первый обращался. Нарушение этого обычая влекло за собой смертный приговор. Но Есфирь рискнула своей жизнью и рассказала царю о злых замыслах Амана. Царь отреагировал благосклонно, он казнил Амана и издал указ по всей Персии, благодаря которому иудейский народ был спасен.
Царь Артаксеркс был, в политическом смысле всемогущим в своем царстве. В злом отношении он представляет Бога. Аман представляет сатану, который пришел украсть, убить и погубить, Есфирь – ходатай, тот кто "стоит в проломе, Мардохей выступает здесь в роли Святого Духа, сообщая Божью волю для Есфири.
Есфирь была смиренной, а не высокомерной. Она подчинялась власти. Она была обращена к голосу Божьему и хотела быть послушной тому, что слышала, даже с риском для жизни. Она зависела от того, что мы сейчас назвали бы Телом Христа, и просила иудеев поддержать её в молитве и посте. Она три дня постилась и сама. И затем, почувствовав духовный сигнал, она была готова сказать: "Пойду к царю, хотя это против закона, и если погибнуть – погибну" (Есф.4:16) [1].
Когда Есфирь приблизилась к трону царя, она была принята, ибо ее связывали с ним отношения любви. Особая интимность в отношениях с Богом – важная составляющая ходатайства. В результате царь использовал свою силу для того, чтобы освободить народ Божий. Как свидетельствуют сегодняшние ходатаи, самой высокой оценкой служения ходатайства является любовь Отца и возможность видеть, как Божья сила высвобождается в процессе их посредничества [6, С.10].
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Многие люди по всему свету хотят лучше знать себя, чтобы быть полезными для общества. Но так же необходимо, чтобы и дети Божьи познали важность быть полезным и доступным для Царства Небесного. Наша жизнь должна приносить пользу Богу и Телу Христову.
В чем же заключается наша полезность пред Господом? Один из приоритетов – ходатайство.
Бог призывает Церковь ходатайствовать. Написано: "Но и ныне ещё говорит Господь: обратитесь ко Мне всем сердцем своим в посте, плаче и рыдании…Между притвором и жертвенником да плачут священники, служители Господни, и говорят: "пощади, Господи, народ Твой, не предай наследия Твоего на поругание, чтобы не издевались над ним народы! Для чего будут говорить: где Бог их?" (Иоиль 2:12, 17) [1].
Сейчас Господь призывает Церковь ходатайствовать, как священников (1Пет. 2:5; Ис. 61:6), призванных посредством крови Иисуса Христа, приносить жертву молитвы за народ.
Церковь – народ, избранный исполнить служение священника "между притвором и жертвенником", представлять пред Богом жертвы и прошения за народ. Бог призывает Церковь стать в пролом. "И смирится народ Мой, который именуется именем Моим, и будут молиться, и взыщут лица Моего… то Я услышу с неба, и прощу грехи их, и исцелю землю их" (2 Пар.7:14) [1]. Пока Церковь не займет место в проломе, Бог будет так далек от народа и верующих в Церкви, что они не увидят славу Божию в спасении и исцелении.
Ходатайство – процесс заступничества. Ходатайство – заступничество пред Богом за Церковь и мир, который не знает Его. Ходатай говорит за человека с Богом и строит мост, чтобы соединить этого человека с Богом. В процессе этого ходатай пред Богом просит Его оправдать дела человека, не знающего Господа, и ограждает его от суда Божьего и гнева сатаны.
Ходатайство – процесс, в котором заступник говорит пред Богом за другого человека, чтобы оправдать его дела, в том числе дела Церкви.
Русское слово "ходатайство" состоит из двух частей: "ходатай" и "ство". Первая часть означает "заступник", "адвокат", а вторая – "просьба", "дело". Поэтому, ходатайство, или заступничество – просьба пред Богом.
И это есть то дело, которым Церковь должна заниматься. Если мы понимаем ходатайство, то мы регулярно будем ходатайствовать за Церковь и погибающий мир.
БИБЛИОГРАФИЯ
1.Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета канонические. В русском переводе с параллельными местами и приложением. – Москва: Российское Библейское Общество, 2007.
.Датч Шитс. Ходатайственная молитва. – К.: Санспарель, 2011. – 297 с.
.Гари Винс. Ходатайство Невесты. – Рука об руку, 2010. – 130 с.
.Мэри Э. Ислейб. Эффективный горячий молитвенник. – Эдем, 1999
5.Питер Вагнер. Сила молитвы. – 2009. – 240 с.
.Питер Вагнер. Молитвенный щит. – Библейский взгляд, 2009. – 90 с.
.Рик Реннер. // Драгоценные истины из греческого языка. Доступен из: http://kovchegspas.ucoz.ru/publ/iisus_vash_lichnyj_khodataj/3-1-0-259
8.Словарь Ожегова, толковый словарь русского языка. Доступен из:
9.Толковый словарь В.Даля. Доступен из:
.Библейская Энциклопедия Брокгауза.