- Вид работы: Курсовая работа (т)
- Предмет: Культурология
- Язык: Русский , Формат файла: MS Word 35,64 Кб
Жаккардовая ткань в интерьере. Керамика Древней Греции
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
МИНКУЛЬТУРЫ РОССИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
Высшего профессионального образования
ТЮМЕНСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ КУЛЬТУРЫ, ИСКУССТВ И СОЦИАЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
Институт изобразительных искусств и музейных технологий
Кафедра декоративно- прикладного искусства этнодизайна
Курсовая работа по дисциплине художественные ремесла на тему: Жаккардовая ткань в интерьере. Керамика Древней Греции.
Выполнила: Ананьева Н.Н.
Тюмень 2011
Оглавление
Введение
Тема 1. История развития жаккардового ткачества
Тема 2. Жаккардовая ткань в интерьере
Тема 3. Керамика Древней Греции
Заключение
Список используемой литературы
Введение
С давних времен человека сопровождают текстильные и керамические промыслы, и даже сегодня они занимают одно из важных мест в современном обществе. Уже долгое время существует большое количество различных тканей, отличающихся друг от друга своим строением и свойствами. Их используют как в одежде, так и в интерьере. Одной из особенной и роскошной тканью является жаккардовая ткань. Это гладкая безворсовая ткань сложного переплетения, в состав которой входят как синтетические, так и органические волокна. Своему названию жаккард обязан изобретателю ткацкого станка для узорчатых тканей Жозефу Мари Жаккарду, который в 1801 году сконструировал первую жаккардовую машину для выработки ткани с крупным узором любой композиции. Эта ткань долговечна, невероятно разнообразна и удобна в пользовании. Жаккард нашел широчайшее применение в нашей повседневной жизни: он используется для изготовления одежды, постельного белья, столовых наборов, постельных принадлежностей и т.д. Все чаще он применяется для оформления окон, обивки матрасов, в качестве чехлов на мебель, покрывал и подушек. Античный мир оставил последующим поколениям богатое наследие. Это касается не только ремесла, но и строительного дела, монетной чеканки, искусства и др. Произведения древних мастеров – великое человеческое достояние, к которому обращались люди всех эпох и народов. В частности, керамические сосуды Древней Греции остаются одними из основных носителей античной культуры. Они имеют не только утилитарное значение, как средства, применяемые в быту и свидетельствующие о существовании гончарного ремесла, но и художественное значение, раскрывающее духовную сторону жизни древних людей. По керамическим сосудам мы можем определить общий уровень культуры и получить более полную картину жизни древних греков.
Целью данной работы является: изучить особенности жаккардовой ткани в интерьере и охарактеризовать основные этапы развития гончарного ремесла Древней Греции.
Задачи:
рассмотреть историю развития жаккардовой ткани;
провести сравнительный анализ тканей жаккардового переплетения с тканями другого переплетения;
выделить основные этапы гончарного искусства Древней Греции;
рассмотреть основные формы сосудов, характер и сюжет рисунка, вид обработки, предназначение сосудов;
жаккардовая ткань интерьер гончарный керамика
Тема 1. История жаккарда
История возникновения жаккардовой ткани связана непосредственно с законодательницей мировой моды – Францией. В 1801 году француз Жозеф Мари Жаккард, потомственный ткач, разработал уникальный ткацкий станок, который позволял производить ткани со сложным запутанным плетением разноцветных нитей. Ткань выходила необычайно красивой как с лицевой стороны, так и с изнаночной. Несмотря на то, что методика многоцветного ручного вязания существовала и до того времени (по свидетельствам истории, самые древние изделия, выполненные в этой технике переплетения нитей, датируются V веком нашей эры), но общепринятое наименование – жакккард – ткань получила именно в честь знаменитого французского ткача. [1.,256с. ] Способ автоматического контроля за нитью на ткацком станке, изобретенном Жозефом Мари Жаккард, состоял в применении специальных карточек с просверленными в них отверстиями, которые проделывались в строго определенных местах, согласно задуманному рисунку. Уникальность жаккардового способа переплетения нитей состояла в возможности контролирования некоторых основ нити при формировании навеса для каждого их направления. Тысячи подобных нитей использовались для формирования запутанных узоров на станке, впоследствии чего и возникал тот или иной орнамент. С помощью своеобразных перфокарт (специальных карточек) задается строго определенная последовательность формирования направления нити для каждого орнамента. До сегодняшнего дня принцип создания жаккардовой ткани остается неизменным, кроме того факта, что современный ткацкий станок управляется компьютером. Как свидетельствует история, Наполеон щедро отблагодарил искусного французского ткача за его уникальное изобретение, назначив пенсию в 3 тысячи франков. При этом он разрешил Жаккарду получать пеню с каждого подобного действующего станка во Франции. Известно, что в Лионе даже возведен памятник Жозефу Мари Жаккарду – сыну ткача, изобретателю оригинального станка для получения жаккардовых тканей, которая впоследствии, как оказалось, стала использоваться для пошива покрывал, чехлов, постельного белья и др. [13 ].
Тема 2. Жаккардовая ткань в интерьере
Изготавливается жаккард благодаря особой технике переплетения в основном из хлопчатобумажной, шелковой, синтетической и другой пряжи. Своеобразный рельефный рисунок, который получается в результате сложного переплетения на плотной ткани, напоминает своего рода гобелен. Чем толще нити, применяемые в плетении, тем прочнее ткань. Рисунок жаккардовой ткани повторяется и создается двумя и более цветами. Он бывает геометрический, растительный и авангардный.
Жаккард – одна из «дорогих» тканей. Жаккардовые ткани очень прочны и долговечны, очень удобны в эксплуатации. Сегодня эту ткань широко используют для пошива столового и постельного белья, штор и одежды. Также используют для обивки мебели и обтягивают качественные матрасы, используя при этом разновидность жаккарда – стреч-жаккард. [12 ]. У белья из жаккардовой ткани гладкая и приятная на ощупь фактура, такое белье выглядит нарядно и ярко. Его контурный рисунок, созданный благодаря особому переплетению, может выглядеть «дорого». Плотное бельё из жаккарда достаточно хорошо впитывает излишнюю влагу. Это особенно актуально зимой, когда в домах работают всевозможные источники отопления. Скатерти из жаккарда изготавливают из смеси шелка, льна и синтетических тканей. Жаккардовой тканью также часто обтягивают матрасы для того, чтобы продлить срок его службы. К тому же применение особой пропитки специальными веществами позволяет избегать появления статического электричества, обеспечивая удобство и комфорт использования. [5.,126с. ].
В интерьере мебельные жаккардовые ткани хорошо сохраняют цвет. Они слабо подвержены влиянию перепадов температур, прочны и мало истираются.
Ткани группы жакккард отличаются от других тканей рисунком, который не только наносится на поверхность путем окраски или получается путем переплетения цветных нитей, но и достигается текстурными особенностями – материал ткется на специальном жаккардовом станке. Эта ткань состоит из большого процента синтетических волокон, что придает материалу высокую прочность и плотность. Жаккард имеет благородную текстуру – ярко выраженный контурный и рельефный подъем рисунка, изысканный внешний вид и является одним из наиболее популярных и дорогих материалов для обивки мебели. Жаккардовая ткань может быть многоцветной и изготавливаться из различного вида нитей, например шелка, хлопка, шерсти, синтетических нитей; плотность ткани регулируется толщиной используемых нитей. Существует несколько типов окрашивания жаккарда, но самые качественные виды ткани получаются при изготовлении из уже окрашенных нитей. [11 ].
Тема 3. Керамика Древней Греции
Кратер краснофигурный. VII в. до н.э. Художественные произведения разных времен и народов настолько отличаются орнаментацией и формами, что в большинстве случаев можно безошибочно определить, к какой эпохе и какому народу они относятся. В то время как египтяне, халдеи, персы и др. восточные народы предпочитали в своей живописи яркие остеклованные краски, и их художественные керамические изделия, относящиеся даже к отдаленнейшим периодам, покрыты глазурью и разрисованы эмалевыми красками простейшего состава, – в древней Греции и Этрурии не знали ни глазури, ни цветных эмалей. Основным материалом для производства глиняных изделий в древней Греции служила простая пластичная железистая глина, дававшая при обжиге черепок кирпично-красного или бледно-желтого цвета. Для раскрашивания изделий использовались землистые краски, из которых особенно замечателен блестящий черный лак. Живопись на античных изделиях производилась по сырой глине, для чего требовалась большая уверенность и решительность руки рисовальщика. Расцвету керамики в Античной Греции предшествовало развитие гончарного дела на острове Крит, одного из ведущих центров Эгейской культуры. До нас дошли критские сосуды разных периодов, расписной декор их очень разнообразен. Чаще всего роспись отличал живой динамичный ритм, свободная плавность рисунка. К числу наиболее известных и совершенных относятся вазы стиля «камарес» (так называется пещера, где они были найдены), с изящными округлыми формами, покрытые черным лаком (разновидность флюсного ангоба), по которому белой и красной красками нанесены крупные, очень своеобразные узоры из звездчатых форм, вихревых розеток, листьев и лепестков, вписанных в мягко круглящиеся овалы (около 1800 г. до н. э.). Известна и ваза так называемого морского стиля из Гурнии (середина II тыс. до н. э.), форма которой несколько расплывчатая, текучая, подчиненная росписи, изображающей большого осьминога, словно охватившего все тулово своими гибкими щупальцами; вокруг него – водоросли и кораллы. Образ морской стихий дается зеленоватыми тонами фона росписи. В полисах Древней Греции керамика становится одним из главных видов художественного ремесла. Своего расцвета она достигает в VI-V вв. до н. э. Изделия греческих мастеров вывозились далеко за пределы Греции и оказывали всюду большое влияние на местную продукцию. Ведущее место среди греческой керамики занимало производство различных сосудов. Знаменитые греческие вазы не были предметом роскоши; многочисленная армия гончаров выполняла их из простой глины, для росписи использовался только лак. Но при всей ограниченности применяемых материалов (греки не знали ни прозрачных глазурей, ни цветных эмалей), расписные вазы превращались в подлинные произведения искусства. В чернофигурных композициях роспись давалась черным лаком по не закрашенному фону, в красно-фигурных – темный лак, напротив, покрывал фон, оставляя изображение не закрашенным (его красноватый цвет – это естественный цвет глиняного черепка). В зависимости от назначения были разработаны разные типы сосудов. Кратер имел широкое горло, он предназначался для смешивания вина с водой; килик – плоская чаша с двумя ручками – из него пили вино; стройный, небольшой, вытянутый кверху лекиф с одной ручкой предназначался для хранения масла при погребальных церемониях. Наиболее прославилась своими на редкость гармоничными и благородными пропорциями стройная амфора – ваза с двумя высокими ручками, предназначавшаяся для хранения масла и вина. Каждый тип вазы отвечал ее назначению, отражал жизненную потребность. При этом формы и декор были хорошо продуманы с учетом пластических свойств самого материала, глины. Масса для изготовления греческих ваз, поначалу бурая и грубая, впоследствии становится более тонкой, твердой и чистой, красного или желтоватого цветов. Техника формовки доходила порой до виртуозности. Неповторимо своеобразны и сами росписи. Ни в какой другой период не достигало прикладное искусство такого удивительного сочетания одухотворенной жизненности и декоративности. Гуманистическое мировоззрение древних эллинов, основанное на глубоком интересе к земному миру, к реальному человеку, нашло свое яркое выражение и в вазописи. Художники вазописцы с большой свободой и наблюдательностью воспроизводили самые различные сцены из реальной жизни и мифологии, с уважением показывали труд ремесленников (мастерскую гончара, скульптора и др.). Человеческие фигуры занимали в композициях основное место, в живых и конкретных образах подчеркивалась красота и значительность земного человека. Эти жизненно естественные изображения были неразрывно связаны с формой вещи, подчеркивали ее архитектурную красоту. Издали же они производили впечатления красивых, ритмично построенных композиций с плавно изгибающимися линиями и силуэтами. Росписи дополнялись орнаментальными мотивами, среди которых преобладали пальметта и меандр. Широкой известностью издавна пользовались небольшие терракотовые скульптурки, встречающиеся при раскопках почти во всех древнегреческих городах и представляющие собой интереснейшие образцы малой пластики. Главным центром их производства была Танагра. Излюбленным мотивом являлось изображение молодой гречанки, исполненное тонкой поэтичности. Особой грациозностью отличались фигурки юных танцовщиц. Большая часть фигурок лепилась в формах, после чего разделывалась от руки.
Такой метод изготовления позволял варьировать сходные решения. При доработке вручную изменения касались наклона или поворота головы, движения рук, деталей прически и одежды и т.д. Не редко одежда окрашивалась в голубые, розовые или белые цвета, волосы – в красный или коричневый, лицо и обнаженные части фигуры были нежно-телесного цвета. В древности любой предмет предоставлял человеку поле для художественной деятельности. Однако особое место среди бытовых предметов занимает глиняное вместилище. Известно, что появление керамических изделий провело четкую границу в культуре человека между мезолитом и неолитом. Недаром археологи часто называют неолит эпохой керамики. Для человека античности в керамике естественно объединяются усилия четырех основных элементов мира. Земля (глина) разводится водой, из нее лепится изделие, которое сначала сохнет на воздухе, а затем обжигается на огне. Да и сам процесс лепки воспринимался как творение (недаром в Древней Руси творением, творчеством называли процесс замеса глины). Естественно, что в античности появляются мифы, рассказывающие о том, как боги вылепили первых людей. Одним из таких мифов стала история о Пандоре ( греч. всем одаренная). Эту женщину слепила из глины Афина, и обжег в огне Гефест, чтобы отомстить людям за огонь, украденный для них Прометеем. Став женой Эпиметея, она, из женского любопытства, открыла данный ей на сохранение пифос (большой яйцевидный сосуд для хранения воды, вина, зерна). Из него вырвались все беды человеческого рода, и лишь маленькая надежда осталась под крышкой сосуда. Так через миф противоречиво вошли в культуру керамические сосуды.Керамика в античности – это не только сосуды. Долгое время мастера Коринфа изготовляли для всей Греции плоские керамические плиты, которыми облицовывали стены зданий и храмов. Их чаще всего украшали объемным рельефом. В храмы же греки приносили керамические вотивные таблички с обещаниями богам (лат. votivus – посвященный богам). Широко была распространена в античном мире круглая керамическая скульптура. Особенно прославился такой скульптурой маленький городок Танагра. Здесь в III в. до н.э. достигло расцвета искусство маленьких (5-30 см) терракотовых статуэток (итал. terra cotta – жженая земля). Они изображали сцены из жизни и либо служили детскими игрушками, либо опускались в могилу. Канфар краснофигурный. VII в. до н.э. Часто керамика для обычного горожанина заменяла дорогие изделия из металла. А многие бытовые вещи делались в античности исключительно из глины (веретена ткацких станков, рыболовные грузила, ульи и т.д.). В Афинах керамическим производством занимался целый квартал гончаров. Он находился в северо-западной части города и частично располагался за городской стеной, близ большого некрополя – официального захоронения павших на войне афинян. Сосуды, изготовлявшиеся здесь, использовались и в быту, и а ритуальных целях. Технология была настолько проста, что часто использовался детский труд. Это позволяло организовывать как небольшие семейные мастерские, так и крупные производства с множеством рабов. Изготовление керамики было столь широко налажено, что название квартала (Керамик) стало названием для всех изделий из глины. Постепенно сложились три способа изготовления керамических сосудов. Самым древним из них была лепка сосуда вручную. Чуть позже появился гончарный круг, а затем некоторые небольшие изделия стали изготовлять с помощью формовочных штампов (негативов). Естественно менялся и характер оформления сосуда. И если для третьего способа характерны рельефные украшения, а для второго – ярусные росписи, то при первом способе оформление еще хаотично и слабо зависит от формы сосуда. Естественно, что орнамент, их украшавший, так или иначе соответствовал этому назначению – быть вместилищем души земли на разных стадиях (именно в крови тогда помещали душу).
Правда, сегодня до нас дошли не многочисленные бытовые вазы, а лишь самые дорогие образцы, сделанные особо прочно и, главным образом, из этрусских захоронений. Не стены пещер или храмов и даже не скульптурные фризы являлись в античности основой для выражения массового художественного мировоззрения, а маленький и подчас очень хрупкий сосуд. Весь мир оказался в руках мастера. Он становится равным богу, творцом. Маленькая поверхность сосуда заставляла экономить художественные средства. Главными становятся линия и цвет. Мелкая, тончайшая пластика и тонкие цветовые оттенки. Содержание всегда (даже в самых роскошных стилях) выражено скупо. Это символическое обозначение, а не изображение (один козел, а не стадо; один осьминог, а не все морские животные). Да и сами формы крайне стилизованы: рога – овалы, ноги – палочки, туловище – треугольники и т.д. При этом, расписывая сосуд, вазописец иногда расчленяет его на четко читающиеся антропоморфные части (тулово, горло, шейка, венчик, ручки, нога), а иногда, наоборот, создавая единый рисунок, сливает эти части в целое. Так закладываются основы искусства миниатюры. Уже в ранней античности мы застаем огромное разнообразие форм ваз и их росписи. В крито-микенском мире для хранения вина, зерна, воды использовались огромные 2-х метровые пифосы, которые закапывали в землю на глубину, превышающую человеческий рост. Так в жарких условиях лучше было сохранять продукты. А с другой стороны, в быту использовали крошечные чашечки с тоненькими практически прозрачными стенками. Их сегодня метко называют яичной скорлупой. В росписи преобладают белая, черная, красная и синяя краски. Вазы стиля Камарес: По имени критского грота Камарес близ Феста получил название первый стиль античной вазописи. Сюжеты вазовой росписи всегда отражают не столько предпочтения вазописца, сколько ритуальную необходимость. Божественная пара на острове Крит была представлена соединением растительного и животного миров. Богиню символизировали растения. На многочисленных критских печатях сохранился ритуал выдергивания священного дерева. Он проходил в середине лета, и после него силы Солнца начинали убывать. Так поддерживались ритмы мира. Ведь не только растения зависели от Солнца, но Солнце зависело от растений – тесное взаимовлияние. Одновременно это был и ритуал смерти богини. Амфора. VII в. до н.э. Весь растительный мир для критянина распадался на две сферы. В первой – природной, естественной человек лишь гость. Это таинственный и незнакомый мир, в который человек может войти лишь в момент ритуала. Вторую растительную сферу человек создавал сам для себя. Во дворцах специально разбивались священные сады, где в особых ямах или горшках выращивались ритуальные цветы (лилии, крокусы).
Такие священные деревья росли в каждом критском святилище.Бог-мужчина – это животное, бык. По имени мифического человеко-быка Минотавра названа и вся культура Крита минойской. Обитал он в самой глубине лабиринта – Дворца лабрисов (двойных топориков), изображения которых во множестве находят и сейчас. Его сосуды – это ритоны. Первоначально это сами отрубленные головы животных (быков), которые жрецы брали за рога, переворачивали и выпивали кровь. Так приобщались к силе земли, которую накапливали в себе быки. Позднее реальные головы заменили их керамическими аналогами. Но также ставить ритон нельзя, и выпивать из горла сосуда-быка нужно весь напиток сразу, не пролив не капли. А еще позже вместо всей головы стали использовать отдельный рог, впитавший всю символику жертвенного питья. Но Крит – остров. И потому древнейшими божествами считались морские. Раковины и моллюски, кораллы и осьминоги смотрят на нас с крито-микенских ваз. Из таких сосудов, снабженных магическим изображением ритуального цветка или морского животного, вливалось в тело царя-жреца не вино, но кровь бога-животного. Происходило мистическое приобщение к богу (ср. причастие в христианской культуре). И формы сосудов вазописцы выбирали под стать сюжету. На высоких сосудах вытягиваются в длину растения. А шарообразные словно обнимают своими щупальцами осьминоги. Геометрия мира и геометрия росписи: Гомеровская Греция – это царство керамики. Керамика в это время настолько показательна для культуры вообще, что сегодня некоторые ученые даже выделяют особый период древнегреческой культуры – геометрику (IX-VIII вв. до н.э.).
Квадраты, ромбы, прямоугольники, круги, линии, зигзаги заполняют пространство сосудов всего античного мира в этот период. Показательно, что в Трое не было найдено ни живописи, ни скульптуры. Лишь мощные цитадели, ювелирные клады, да обилие керамики. Для грека этого периода мир четко распадался на уровни. Человек располагался на средних мирах. Выше – небесные миры. Ниже – подземные (хтонические). Реально человек сталкивается с ними в моменты рождения или смерти (моменты перехода). Сами сосуды начинают играть ритуальную роль уже не только по отношению к богу (приношения сосудов богам и ритуальное питье из них), но и по отношению к умершему человеку. Маленькая урна с прахом умершего закапывается в землю, а над ней на могиле ставится большая человекоподобная амфора с отбитой ножкой или дном. Верхний сосуд служит алтарем. В него наливают ритуальную жидкость (чаще всего мед, разбавленный водой), которая проникает к умершему в подземный мир. Человеческий мир лучше всего поддается изображению. И потому вазописец знаменитой дипилонской вазы, разбивая поверхность сосуда на уровни, помещает в средней части условное, силуэтное изображение похорон. Уровни (нижние и верхние), недоступные живому человеку, отмечены лишь символами верхних и нижних зерен, верхних и нижних вод. Плоские силуэтные фигуры и орнаменты не выписаны на поверхности сосуда, а еще составляют с ним одно целое. Они не стараются отделиться от поверхности, а наоборот, подчеркивают ее. Ваза-ковер: В период греческой архаики возникают тысячи мастерских для изготовления и росписи керамических сосудов. Именно в это время, в VII в. до н.э., в Коринфе возникает особый стиль вазописи, вобравший в себя восточные мотивы. По сосудам протягиваются целые легенды реальных и фантастических животных. Роспись заполняет весь сосуд, покрывая его ковром. Недаром и стиль этот назвали ковровым. Полнота жизни крупного торгового города вылилась на поверхности коринфской керамики. На светлом (прекрасного кремового оттенка) фоне с многочисленными пятнами-розетками словно выстроились черные, слегка подцвеченные пурпуром, силуэты львов, леопардов, пантер, сфинксов, грифонов, пальмовых листьев и цветов лотоса. Контуры их процарапаны, что еще больше выделяет фигуры необычные для Древней Греции фигуры. Вазописец еще не старается достичь тонкости в полутонах, а выражает все через силуэты. Но это уже не бесплотный мир чистых теней, каким он был в геометрическом стиле. Немного подцвечиваясь пурпуром, он приобретает телесность, весомость. Это еще не мир реальной Греции, но уже и не потусторонний мир. Небывалые существа из других стран (чаще из Египта) стали переходной ступенью в интересе художника к своему окружению. Изображение начинает отделяться от поверхности сосуда. Сама же форма сосуда очень рано начала восприниматься как человекоподобная (антропоморфная). Человек ощущал сосуд как маленькое вместилище, в отличие от большого вместилища – дома или города. При этом сам человек тоже оказывался вместилищем, но средних размеров. Для чего же эти вместилища? В доме (городе) помещается человек (люди). Они суть дома, его душа. Самого человека заполняет духовный мир. И вовсе он не безразличен к тому, что его наполняет. Каждое тело предназначено для своего наполнения. Лекиф чернофигурныи. VII в. до н.э. В античности основным содержимым керамических сосудов было вино – кровь земли. Вино (греч. oinos, лат. vinum) довольно поздно обрело в культуре человечества негативный оттенок. И связано это с перемещением культурного центра человечества с юга на север.
В условиях средиземноморского мира оно было целительным напитком, предотвращающим многие болезни (особенно желудочные). Употребляли этот лучший дар Творца (дар божий, источник жизни) исключительно в натуральном виде, как домашнее вино. И обязательно разбавленное чистой родниковой водой. В Древней Греции и Древнем Риме на 3 части воды брали 1 часть вина, или на 5 частей воды – 2 части вина. В библейском регионе пили напиток крепче – на 3 части воды брали 2 части вина. Неразбавленное вино употребляли в античные времена только варвары. Поэтому вино было символом чистоты трапезы.Да и сама виноградная лоза считалась знаком домашнего уюта и обеспеченности жизни. Дело в том, что в Средиземноморье росли лозы до 0,5 м в диаметре и длиной (высотой) с 10-ти этажный дом. Одна гроздь плодов с такой лозы весила около 5-6 кг, а отдельные ягоды достигали размера сливы. Такая лоза могла прокормить целую семью. Многообразие форм сосудов: В античной мифологии красное вино (а именно его, настоянное на изюме, предпочитали греки и римляне) символизировало, с одной стороны юность и вечную жизнь, а с другой – кровь и жертвоприношение. Подобно этому и керамические сосуды четко различались по назначению.
Ваза, позднее ставшая общим обозначением любого античного сосуда, греками отличалась от чаши, кувшина, ритона и урны. Так кувшин снабжался ручками, был с широким горлом и предназначался для черпания и застольного разливания вина (гидрия, ойнохоя, киаф). В кувшине внутреннее пространство закрыто, темно. Для смешивания вина с водой или застольного питья использовались открытые чаши с большой внутренней поверхностью (кратер, скифос, килик, канфар). Культовыми считались исключительно высокие вазы, вытянутые по вертикали, в отличие от горизонтальных чаш (лутофор, лекиф, алабастр). Они чаще других использовались в качестве погребальных урн. Особо закрытыми, защищенными от внешнего мира должны были быть сосуды-хранилища (стамнос, пелика, пифос). Ритоны же, сделанные из голов или рогов животных (или в виде головы), составляли особую, сугубо ритуальную посуду. Завершением долгого пути развития греческой керамики некоторые считают 317 г. до н.э., когда правитель Афин Деметрий Фалерский издал закон, запрещавший роскошь. Бытовая же керамика почти не дошла до нас. Изменилось в афинской керамике и содержание изображения. С одной стороны, все чаще стали появляться мифологические мотивы, связанные с винопитием. Многочисленные пиры, игры, связанные с дионисийским культом, буквально заполоняют поверхности сосудов. С другой стороны, сосуды все больше становятся атрибутами богов и богинь. Соответственно, и их изображения появляются на сосудах. Это Пандора, открывающая теперь уже ящик; Немезида с вазой полной богатств и почета для награждения достойных; Геба как виночерпий богов; юноша Гилас, силящийся вырваться из рук коварных нимф; Кадм, убивающий змея, обвившего горшок. Еще немного, и символика сосуда станет христианской (ваза с языками пламени как атрибут Милосердия; Венера Урания с вазой горящей возвышенной любви и, наконец, цветок в вазе как символ Благовещения). И лишь ненадолго, в эпоху этрусского Рима, возвращается старое ощущение сосуда как тела. Все чаще звучит греческий афоризм soma – sema (тело – могила). И появляются канопы для хранения пепла усопших – одни в виде тела человека с руками, ногами и головой; другие напоминают человекоподобную урну; третьи украшены фигурой человечка, сидящей на сосуде; четвертые скульптурно изображают человека (а то и нескольких) за ритуальным пиром. Ведь по этрусским представлениям переход в иной мир – это вечный пир. Но постепенно культуру этрусков захватывает знание о своей обреченности. Оракул предсказал время ухода народа из истории. Этруски верили оракулу. И этрусской культуре римского периода все больше появляется изображений скорбных стариков.
Керамика Эгейского периода (3 тыс. – 11 в.до н.э.). От древних кикладских островов до нас дошли керамические сосуды. Сосуды обычно были округленной формы, они были украшены примитивным орнаментом, образующим ряд горизонтальных полос. Это распространенный стиль рисунка в период европейского неолита. Несколько позже появляются сосуды со спиралевидным геометрическим орнаментом.
Также на Кикладах встречается керамическая посуда в виде фигурок животных. Очень оригинален сосуд в виде медведя с чашей с острова Сирос (рис.1). Он один из немногих сохранившихся. Возможно, медведь – это символ, означающий хранителя дома; а чаша – символ благополучия, достатка и богатства.
Не уступали и в мастерстве критские мастера. Они изготавливали сосуды, различные по форме и размерам, – от маленьких чашек с тонкими, почти прозрачными стенками (их называют «яичной скорлупой») до громадных глиняных яйцевидных сосудов – пифосов, достигавших двух метров в высоту, в которых хранили зерно, вино, воду. Археолог Эванс считал, что их ёмкость достигала 75 тыс. литров. Для устойчивости их иногда полностью или частично закапывали в землю.
Вазы раскрашивали ярко, и смело, применяя красную, белую, синюю и черную краски. Композиции включали в себя как геометризованные формы, так и образы живой природы. Весьма часто на вазах изображали моллюсков, коралловые рифы, осьминогов, оплетающих щупальцами весь сосуд. Особенно были любимы цветы – лилии, тюльпаны, нежные и хрупкие крокусы. Их изображали как в вазонах, так и на грядках. Но более всего поражают цветы, склоняющие головки под порывами сильного ветра. «Самые красивые вазы минойской эпохи найдены в пещере Камарес близ Феста, откуда происходит их название – вазы «камарес» » [10,с.8-18].
Одним из примеров является знаменитая ваза с осьминогом (рис.2). Здесь ясно мы чувствуем у критских художников любовь к морю, к вечному движению, царящему в нём, к цветовым переливам морской волны. Это искусство радует своей лаконической остротой, устремлённостью внутреннего ритма и тем радостным устремлённым восприятием мира, которое оно отражает.
Отличается своей сдержанностью и суровостью искусство древнего народа, проживающего в городе Микены. Здесь в 1873 году Шлиман нашел шахтовые гробницы, в которых обнаружены керамические сосуды формы кратера, псевдоамфоры, сосуды в виде рога быка, использовавшиеся для ритуальных возлияний.
В 13-14 вв. до н.э. возникает геометризованное изображение в одном из микенских кратеров изображены воины (рис.3). Идущие гуськом воины повторяют одну и ту же схему движения и подобны друг другу, воинов. Это говорит нам о преобладающей роли данного рода занятий, что придает единообразие ритмическому стилю. С 13 в. до н.э. в ахейской керамике резко активизировались новые черты, появились вазы с примитивным геометрическим узором. Так, в дальнейшем их исполнение отличают критский почерк (живой, образный) и микенский (схематический, стилизованный, использующий крупные формы и цельные фрагменты).
Керамическое искусство гомеровского периода (11-8 вв. до н.э.).
«В то время возникали основные керамические формы. Повсеместно использовались своеобразные, обычно зарывавшиеся в землю, бочки из глины – пифосы, в которых хранили зерно и муку. В них могло помещаться большое количество зерна, порой сосуды эти поистине огромны. Не случайно возникла легенда о том, что знаменитый пренебрегавший удобствами философ Диоген жил в бочке. Для вина и оливкового масла употреблялись низкие или вытянутые вверх сосуды с двумя вертикальными ручками – амфоры различных пропорций и форм. Наряду с амфорами, в обиходе греков существовали одноручные кувшины – ольпы, а также эйнохои с тремя сливами для разливания вина. Для ношения воды использовались гидрии – кувшины с тремя ручками. Обычай греков пить разбавленное вино привёл к появлению специальных сосудов для смешивания вина с водой – кратеров. Из них черпаками вино разливали в килики – плоские и неглубокие, но порой довольно крупные чаши с двумя горизонтальными ручками. Застольной глубокой чашей были скифос и катила. Вино пили из канфаров – чаши на ножке с высоко поднимающимися ручками. Для питья вина служил и ритон – сосуд в форме рога. Лекиф – маленький кувшинчик для хранения масла, он имеет устойчивую ножку и воронкообразный венчик. Женщины в домашнем быту пользовались керамическими флаконами для душистого масла и сосудами с крышками для хранения косметических снадобий (леканы, пиксиды, кальпиды). Сосуды специальных форм существовали для кормления грудных детей, для душистых туалетных масел, применяемых в косметике и спорте».
Сосуды гомеровской эпохи обычно покрывались орнаментом в виде простейших фигур: кругов, треугольников, квадратов, ромбов. В формах и рисунках ваз, возникших до IX в. до н. э. выступает несложность чувств и мышления создавших их людей. С течением времени узоры на сосудах геометрического стиля усложняются, более разнообразными становятся и сами керамические формы. В конце IX- начале VIII вв. до н. э. появились вазы со сплошным заполнением поверхности орнаментом. Меандры, треугольники, ромбы, а в самом широком месте вазы – поле, разлинованное в шашечную клетку, можно видеть на тулове амфор.
Вазописцы любили повторение одного итого же мотива изображения животных и птиц. Такой ритмический принцип – важнейшая, художественная особенность вазописи геометрического стиля. Кроме сосудов геометрического стиля употреблявшихся в быту, гончары создавали огромные кувшины, которые служили надгробными памятниками и устанавливались на кладбищах в греческих поселениях. Одним из таких монументов была Дипилонская амфора (рис.4), найденная в 8 в. до н.э. в некрополе Афин, около двойных ворот Дипилона. По форме Дипилонская амфора отличается от амфор, предназначенных для хранения вина и оливкового масла. Вместе с двумя вертикальными ручками по бокам у нее сделаны два небольших горизонтально расположенных выступа.
Поверхность Дипилонской амфоры древние художники покрыли множеством узоров геометрического стиля, расположив их в строгом порядке. Картина, изображенная на вазе заставляет зрителя остановиться в благоговейном молчании, чтобы созерцать сцену оплакивания умершего, возлежавшего на столах. Однообразные фигуры плакальщиков с воздетыми к небу руками также характерны для геометрического стиля: их тела уподоблены треугольникам, руки обозначены прямыми, ломающимися под прямым углом линиями, едва намечены утолщения бедер. Строгая четкость геометрических объемов определила впоследствии сдержанную гармонию и классических произведений.
Росписи на многих вазах геометрического стиля, по-видимому, связаны с магическими воззрениями греков. Так, волнистые линии можно ассоциировать с жидкостью и как бы способствовали постоянной наполненности вазы водой и маслом. Зарисовка сплошь всей поверхности кувшина узорами, очевидно, вызывалась боязнью того, что через незакрашенную часть сосуда могли проникнуть какие-либо злые силы и испортить содержимое сосуда. Однако уже в геометрическом стиле начиналось разрушение магического на основе рисунка: все больше усиливалось внимание художника к конкретным действиям человека, до этого изображаемого схематично, в условной манере.
Своеобразные памятники геометрического стиля создавались к северу от Африки, на родине прославленного греческого поэта Гисиода, и использовались в сельском хозяйстве во многом консервативной Беотии. Здесь геометрический стиль в керамике и мелкой пластике сохранялся дольше, нежели в других областях Эллады. На беотийских вазах в сценах оплакивания драматизм, который хотел передать художник был выражен ярче, сильнее, чем в аттических.
«Аттические росписи зрелого и позднего геометрического стиля отличаются богатой многоречивостью, в Аргосе, росписи, наоборот, предельно лаконичны, в Беотии – экспрессивны, на островах Эгейского моря нарядны. Но для всех этих художественных школ характерны общие качества – выдвижение на первый план образа человека, стремление к гармонии форм, четкость композиции».
Искусство эпохи архаики (7-6 вв. до н.э.).
Для конца 8 в. до н.э. характерен кризис геометрического стиля. Художники 7 в до н.э. начинали обильно вводить в свои композиции орнаментальные и расписные (нередко близкие восточным) мотивы. Поэтому стиль ваз 7 в до н.э., названный в последнее время ковровым, ранее именовали ориенталирующим.
С падением родового строя, господствовавщего в Греции с 11 по 9 в. до н.э., происходили измененения и в искусстве, в обществе формировались вкусы, вызывавшие появление новых художественных форм, в частности вазописи. Появлялась потребность полнее изобразить то, что человек видел в жизни и что представлял себя в мечтах и мифах.
Многие города Греции 7 в. до н.э. славились художественно совершенными роспясями сосудов. Известны вазы с острова Крита, острова Делоса, Меноса, Родоса, Самоса, из Малой Азии (в частности, Милета), североафриканского города Навкратиса. Крупным центром производства ваз в 7 в. – 6 в. до н.э. являлся Коринф, а в 6 в. до н.э. – Аттика, в частности, Афины.
Черты коврового стиля приглушались в Коринфе красочностью декора. Коринфские мастера, сильно подверженные влиянию восточного искусства. В своих росписях мастера применяли чёрный лак, белую краску, коричнево-лиловатый пурпур, наложенный на терракотовый тон. Также коринфские изделия – это чаще всего небольшие флаконы для масла. Росписи на аттических вазах напоминают коринфские, но отличаются более развитым сюжетом.
Своеобразный вариант коврового стиля, представленный в архаике, можно увидеть в расписных аттических амфоре конца 7-нач.6 вв. до н.э., тулово которой занято крупными изображениями летящих Горгон (рис.5). На шейке сосуда в композиции выделено особое поле изображения битвы Геракла с Кентавром Нессом. На фризе верхней части мерно шествуют утки. Ритм движений, эмоциональный строй здесь не такой, как в центре сцены, глее в характере линии проступает взволнованность, приподнятость чувств. Мастер старательно заполняет орнаментом узорами промежутки между фигурками и предметами, подобно тому, как это делал художник геометрического стиля. Но характер рисунка совершенно иной.
К прекрасным образцам Родосских ваз 7 в. до н.э. относится эйнохоя (рис. 6), украшенная фризовыми композициями и орнаментом, плетённым на горле. Формы кувшина не сухие и резкие как в геометрических вазах, а сочные, пухлые. Поверхность сосуда разделена на фризы-полосы, заполненные мерно движущимися животными – козлами и ланями. На широких плечиках эйнохои кроме реальных животных и птиц мастер показал и огромного крылатого сфинкса.
Много расписных, иногда причудливых форм фигурных сосудов в виде головы зверя или человека находится теперь в Средиземноморье: на Балканском полуострове, в Малой Азии, Южной Италии, в Северном Причерноморье (Ольвия). Так, на Кикладских островах найден кувшин в виде грифона (рис.7). Здесь преобладает геометрический стиль.
Чернофигурная и краснофигурная вазопись.
Стремление художника и возможно более точная передача образов реального мира, желание подробнее рассказать, сильнее взволновать, ярче выразить ту или иную идею определили кризис коврового стиля, в росписях которого основное место занимал орнамент.
Чернофигурный стиль отличался от коврового рядом существенных особенностей, мастера реже изображали животных и растений, чаще обращались к человеку, представляли его, прежде всего, в каком-либо сюжете, чаще всего в мифологической ситуации. Орнамент, подчинивший в себе обрамление сцен порой украшал узорами донца горла. Они подчёркивали переходы в формах ваз, места крепления ручек.
Вазописцы постепенно отказывались от системы фризов и предпочитали помещать сцены в крупных клеймах. Заполнявшие пустые места между фигурами узоры начинали исчезать. Выдвижение сюжетного начала, оттеснение декоративности приводило к упрощению красочной палитры. Нередко применявшиеся ранее пурпуры и белая краска теперь использовались гораздо реже.
Особенности чернофигурной техники достаточно отчётливо проявляются в коринфских вазах уже в конце 7 – начала 6 вв. до н. э. и в продукции керамических мастерских Беотии, Лаконики, Ионических городов и, конечно, Аттики, с центром в Афинах. В композициях 6 в. до н. э. начинала усложняться сюжетная канва, появлялась многофигурность.
Выразительный памятник ранней чернофигурной вазописи является коринфский кратер с многофигурной сценой, изображающей отъезд царя в походе против Фив. Манера работы красочным цветовым пятном отличает вазы коринфских мастеров от родосских. На кратере в залитом лаком силуэте процарапаны иглой легко и свободно детали рисунка. Исполнены они с большей артистичностью, как и положено небрежно заходят за края контура.
Ионийскую керамику 6 в. до н. э. всегда можно отличить от лаконской по сюжету и по стилю росписи. Она овеяна большей поэтичностью, в её росписях чаще появляется природа, мастера предпочитают гибкие и плавные линии. На дне одного из киликов художники расположили по всей поверхности два больших дерева, широко раскинувших ветви. Они показали человека, бегущего с восторженно поднятыми руками, птенцов в гнёздах и птиц, несущих им в клюве червяков. Прямых резких линий в этой росписи не найти.
Особенно успешно работали в 6 веке до н. э. гончарные мастерские Аттики. Там создавались выдающиеся памятники чернофигурного стиля. В произведениях искусства этой области, притягивающей к себе уже в годы архаики лучших художников Эллады. Казалось, аккумулировались самые ценные качества, свойственные другим районам. И лиричность Ионии, мужественность Лаконики (Спарты), экспрессия Беотии – всё в памятниках Аттических мастеров как бы переплавлялись в новые своеобразные ценившиеся во всех городах Средиземноморья шедевры.
«Замечательным памятником аттической школы можно назвать огромный, почти полуметровый кратер вазописца Клития и гончара Эрготима сосуд выразителен по форме, поверхность кратера разделена на фризы. Эту вазу называют вазой «Франсуа» (рис.8). Пять поясов, девять мифологических сцен, двести фигур. Торжественное шествие богов на свадьбу, битвы, охота на вепря; люди, кони, кентавры, мчащиеся колесницы. Всё это, вероятно, навеяно ныне утраченной монументальной росписью».
«Но вот проходят всего три-четыре тысячелетия, и перед нами уже иное искусство. Амфора, на которой изображены гомеровские герои Ахиллес и Аякс, играющие в кости (Рим, Ватикан). Роспись исполнена Эксекием, крупнейшим аттическим вазописцем третей четверти 6 в. до н. э. Мастер свободно расположил фигуры: яростно сопротивляющегося льва и расправляющегося с ним Геракла в большей части на тулове вазы, и его спутника Иолая.
Одна из его лучших работ – роспись на амфоре, изображающая двух играющих в шашки воинов. Здесь жанровый мотив приобретает неотложную монументальную внушительность. Другая его роспись «Дионис о ладье», (около 530 г. до н. э.), снаружи на стенках сосуда показаны большие глаза, оберегающие напиток от дурных сил. На дне сосуда изображён бог растительности, покровитель виноградства и виноделия Дионис, возлежащий в ладье.
Близок Экзению по изящности вазописец Амазия в третьей четверти 6 в. до н. э. В его рисунках так много глубоких выразительных линий. Он любит обозначать процарапыванием детали своих фигур, но в прекрасных линиях его рисунка живёт жестокость контура.
Именно в это время возникают росписи мастера Тлесона, изготавливавшего килики на высокой ножке. На их внешней поверхности он обычно или одну фигурку – птиц, какого-либо животного, или человека, красиво располагаются в его композициях и буквы автографы: «Тлесон, сын Неарха сделал». В Ольвии были найдены подобные килики. На сосуде изображены пасущиеся животные, и надпись, расположенная по краю, гласит: «Тихон, Апполону Дельфия посвятил» (рис.9).
Ещё во второй половине 6 в. до н. э. в греческой вазописи заявили о себе новые художественные тенденции. Они были вызваны постепенным переходом мастеров от чёрнофигурной техники к краснофигурной. Хотя силуэтность в чёрнофигурных вазах соответствовала общему характеру архаического искусства, а плоскостность техники фигур полагала сгущение плотности стенок сосудов, чёрнофигурная техника сковывала вазописца-художника. Сопротивление глины при процарапывании деталей по чёрному лаку мешало мастеру создавать гибкую, плавную линию, усложняло процесс работы.
Тяготение к краснофигурной вазописи выступает особенно ярко в творчестве мастера Андокида, в росписи одного сосуда использовавшего порой старую и новую техники (глаза-обереги – антропеи) (рис.10). В его композициях пирующий на Олимпе Геракл, выступает большая объёмность, живее воспринимались движения, более реальными казались действия».
Сейчас художник больше заинтересован не в изображении абстрактных геометрических фигур, а в прорисовке конкретных лиц, людей, животных.
Ремесло ранней и высокой классики (5 в. до н.э.)
Основной областью производства стало Средиземноморье. Центрами производства керамики в 1-ой половине 5 века были Хиос, Лесбос, Самос, Клазомены, Милет. Во 2-ой половине 5 в. до н.э. – Самос, Хиос, Фасос, Менды.
«В Херсонесском некрополе было найдено более полусотни амфор и примерно столько же образцов чернолаковой расписной керамики. К сожалению, сохранилась только часть этой выборки, и к настоящему времени имеется информация о 58 образцах посуды. Амфорная коллекция распределяется следующим образом: 1 «протофасосская», 5 самосских (круга Самоса), 10 хиосских, 3 гераклейских, 7 херсонесских, 2 мендейских, 1 синопская, 1 паросская и 9 амфор, неустановленных центров производства».
Также при раскопках некрополя Херсонеса на северном берегу были найдены захоронения младенцев в амфорах. При совершении погребения с этой целью в амфоре пробивали отверстие, через которое клали тело ребёнка. На стенках амфор обычно видны бороздки – следы острого инструмента, при помощи которого делалась пробоина. Амфоры этого типа в большом количестве найдены на острове Хиосе, откуда они и ведут своё происхождение. Этот тип амфор датируется IV в. до н. э. [7,с.17].
Эпоха классики – время господства краснофигурной вазописи. Но в период наблюдались две тенденции. Одна проявляется в возвышенно-монументальных решениях, для другой характерно решение художественных задач в лирико-элегическом плане, которая порождала техники, так называемой белофигурной вазописи.
Белофигурной вазописью в основном занимались Полигнот и Микон. Их стройные и высокие, красивые по форме сосуды-лекифы или килики имеют обычно довольно широкую ножку, но узкое дно. В самой их форме выражена торжественность и величавость. На белых, имевших погребальное значение лекифах, обычно изображали умерших и прощающихся с ними родственников. Эти сосуды для душистых масел ставили на могилы как памятное приношение живых усопших, на некоторых ликифах нарисовали надгробные стены со стоящими рядом подобными кувшинчиками (рис.11).
В 530-470 гг. до н.э. развивается строгий стиль в храмах фигурной вазописи. Уменьшение числа персонажей, отказ от обильных орнаментов, стремление к простоте выражения и лаконизму в то время стало преобладать над многоцветностью и декоративностью. Мастера стали тяготеть к детальному изображению действительности.
В первую очередь черты строгого стиля проявились в творчестве Эпиктета. Сейчас известны примерно расписанные им сосуды. Сюжеты росписей Эпиктета разные, здесь можно увидеть пастухов со скотом, пирующих гетер. Сатиров и силенов, состязающихся в метании копья, и юношей-атлетов, а также судей, музыкантов-флейтистов и др.
«Близки к стилю Эпиктета росписи ряда сосудов, исполненных в мастерских Памфая. Такова в частности композиция килика с перенесением тела Мемнона – греческого героя, погибающего под Троей. Пластика тел, ритмическая выразительность движения рук строго соотносится с чувством персонажей – в этом главное завоевание мастеров строго стиля.
Евфроний – разносторонний художник. В одной из своих чернофигурных композициях показал торговца оливковым маслом, на других вазах – пирующие гетеры, афинский щеголь Леагр. Берется с успехом Евфраний и за сюжеты высокого стиля (борьба Геракла и великана Антея).
В росписях некоторых мастеров 1-ой половины 5 в. до н.э. можно заметить попытку передать выражение чувств персонажей. Клеофрад – блестящий пластик, умеющий передать сложный в пространственном отношении сцены «Падении Трои» на гидрии (рис. 12). Скупыми средствами передан ракурс и выразительный контраст движений Кассандры, эффективно подчеркнут пластический контраст одетых дев и нагой фигуры».
Во второй четверти 5 в. до н.э. в вазописи господствовал предшествующий свободному стилю переходной прекрасный. Этот стиль в основном захватил сферу белофигурной вазописи. В Греции работал вазописец Полигнот (460-440). Он использовал красную, белую, черную, желтую краски. Он любил изображать горы волнообразными линиями, за которыми частично скрывались фигуры. Перспектив еще не было, но стремление к объемности трактовалось через изображения лиц и фигур. У него были нередко трехчетвертичные и фронтальные изображения.
Этот же выдающийся художник является представителем свободного стиля. Выделяется его амфора с изображением Ахилла и Эос (богиня зари). На одной стороне амфоры, расписанной в этом стиле Полигнотом, изображена богиня зари Эос, выезжающая из колесницы, на другой – грустящий по Брисенде Ахилл. Мастер амфоры с богиней Эос демонстрирует большую свободу рисунков на поверхности сосуда, смело размещают фигуры на различных по своим формам вазах, поэтому стиль росписи с Эос иногда называют свободным. В росписях свободного стиля художник заметно тяготеет к печальным, задумчивым образам».
Свободный стиль сменился в конце 5 в. до н.э. роскошным. Уходит в прошлое пока и элементы классических образов, все чаще в росписях заявляют о себе динамически-красивые сложные рисунки. В жестах, движениях, позах появляется характерная для искусств того времени изысканность, не доходящая, однако, до манерности.
Мастера «роскошного» стиля не только предпочитали многофигурность и многоплановость, они заметно усложняют цветовую гамму. Только теперь, в отличие от сочных резких тонов чёрного лака, оранжевой глины, пурпура и белой краски, преобладают нежные пастельные оттенки голубого, розового, зелёного.
Композиции отличают перегруженность фигурами, театрализованность действия, заметное предпочтение красивым, подвижным, гибким линиям. В трактовке фигур проявляется тенденция сведения образа вновь, как в 7 в. до н. э., к узору, орнаменту. Но это делается уже сознательно, и не случайно, поэтому в дальнейшем вазописцы переходят от «роскошного стиля» к беглому, когда им будет важна уже не сюжетная выразительность фигуры, но её роль как пятна на поверхности сосуда. Так завершается развитие вазописи, исчерпавшей свои возможности после безуспешного соперничества с монументальной живописью.
В композициях конца 5 в. до н. э. это привело к попыткам заменить живописно-графическое изображение того или иного персонажа рельефным. Возникали сосуды, где одну сторону покрывала краснофигурная роспись, а другую – рельефные сцены. По существу, такие керамические изделия представляли как бы промежуточное звено между обычными и фигурными вазами.
Знаменитый образец такой керамики найден на таманском полуострове, в окрестностях древней Фанагории. Не исключено, что фигурный сосуд в виде сфинкса (рис.13), хранящийся в собрании Эрмитажа, был сделан какой-нибудь афинской мастерской и затем привезен на берега Северного Причерноморья.
Флакон для ароматических масел сделан в виде полой внутри фигурки сфинкса, над туловищем которого возвышается горлышко с небольшой ручкой. Сфинкс показан сидящим на подставке на задних лапах и с поднятыми передними. Как и другие фанагорийские сосуды, ваза со сфинксом односторонка. Фигура объёмная, но левая её сторона представляет собой стенку обычного лекифа с краснофигурным орнаментом.
Керамические сосуды в позднюю классику (4 в. до н.э).
В целом рассвет монументальной живописи привёл в самом конце 5 – начала 4 века до н. э. к некоторому упадку вазописи. Порочное, за непригодность средств, стремление приблизить вазопись к живописи, смещение жанров нанесло ущерб графической чёткости, отличавшее шедевры греческой керамики. Роспись начинают заменять намёками, ярко раскрашенными и рельефными фигурами. Некоторые вазы с налепами очень эффектны, но, по существу, это уже не расписная керамика. Налепы могли быть красного, голубого, белого и даже желтого цветов. Применение различных красочных тонов вызывается полным упадком краснофигурной техники вазописи.
Большие любители греческой расписной керамики, этрусские считались лучшими клиентами аттических и коринфских гончарных мастерских. Греческая вазопись в чём-то может определила общее развитие этрусской монументальной живописи.
«В некрополе Панское 1 обнаружено погребение молодой женщины. В правой руке она держала сетчатый лекиф, датировка которого 4 в. до н. э., его первой половиной, не вызывает сомнения. Около кисти левой руки лежал краснофигурный глубокий килик (рис.14). Он имеет примечательное изображение. На стороне А: юноша в лавровом венке сидит на грифоне, скачущем вправо. На стороне Б сюжет более обычен: стоящая женщина с тирсом в левой руке – менада. Форма сосуда, его размеры, характер венчика, профилировка ножки свидетельствуют о том, что килик относится к группе толстостенных киликов конца 5 – начала 4 в. до н. э. Хотя, он ближе всего к чашам, которые датируются четырёхсотым годом или началом 4 в. до н. э. Это видно при изучении содержания сюжета, а также качества рисунка и о возможности отождествить его с работами рисовальщиков этого времени».
В некоторых областях, точнее Фасос, Гераклея, Синопа, Аканфа, было найдено большое количество амфор. В том числе, аттическая краснофигурная гидрия (4 в. до н. э.), с рельефными фигурами Афины и Посейдона, найденного в Керчи. Представляет интерес для истории искусства на этой вазе лишь то, что мы видим воспроизведения более не существующих скульптурных групп западного фронтона Парфенона.
В 4 веке до н. э. боспорские правители и богачи, в том числе, местная и варварская знать, стали главными покупателями расписной аттической керамики. Больше всего греческих ваз этой эпохи найдено в Керчи и многие хранятся в музеях нашей страны. «Так что в специальной литературе пышный стиль этих ваз часто именуется керчинским» [8,с.201].
Заканчивая обзор греческого классического искусства, хочется упомянуть ещё об одном замечательном памятнике, хранящемся в нашем Эрмитаже. Это знаменитая на весь мир Италийская ваза 4 в. до н. э., найденная вблизи древнего города Кумы (в Кампании). Она названа за совершенство композиции и богатство украшения «Царицей ваз» (рис.15), и, хотя, вероятно, не созданная в самой Греции, отражающая высшее достижение греческой пластики. Главное, в чернолаковой вазе из Кум – это её действительно безупречные пропорции, стройный контур. Поражают общая гармония форм и поразительные по красоте многофигурные рельефы (сохранившиеся рельефы яркой раскраски), посвящённые культу богини плодородия Деметры. Здесь же изображены знаменитые Элевсинские мистерии, где самые мрачные сцены сменялись радужными видениями, символизирую смерть и жизнь, вечное увядание и пробуждение природы, печали.
Керамика эпохи эллинизма 3 – 1 века до н. э.
«Художественная керамика Александрии получила широкое распространение за её пределами. Расписные александрийские вазы находят в различных эллинистических городках, в том числе в античных поселениях Ольвии, Боспора, Херсонеса. Создано много различных изделий, украшенных рисунками, выполненные эмалевой краской, поражающие яркостью тонов, орнаментальностью узоров, сложностью красочных сочетаний. Памятники александрийского искусства наряду с пергамскими, родосскими, афинскими дают представление по характеру сложного и противоречивого художественного процесса в период эллинизма основано на тесном слиянии греческих и местных форм, на новых отличавшихся от классических эстетических принципов» [13,c.256].
«В Северном Причерноморье последней четверти 4 – первая треть 3 века местами нахождения амфор являлись: Херсонес, Фасос, Гераклея, Синопа. А во второй трети – конце 3 в. до н. э. к ним добавляются местности: Коса, Радоса, Книда. Прекращают изготовление керамической продукции Гераклея, ближе к первой половине 2 в. до н. э. – Фасос. Активность проявляют Родос, Книд и Кос (вторая половина 2 в. до н. э.)» [9,c.11].
В македонскую эпоху у греков изготовление сосудов перестало быть искусством и превратилось в ремесленное производство поделок, главное достоинство которых заключалось в дорогом материале и богатой декоративной отделке.
Для изготовления чашек с украшенной рельефом поверхностью делали на гончарном кругу глиняную форму, на внутренней её поверхности по сырой глине проводили несколько концентрических бороздок. Между бороздками мастер, пользуясь набором готовых штампов, наносил пояски орнамента. Затем форму обсушивали и обжигали в печи. В таких формах оттискивались рельефные чаши; внутренняя поверхность их обрабатывалась на гончарном круге. Готовое изделие просушивали, покрывали лаком и обжигали. Такая керамика могла изготовляться в эргастериях, выпускавших массовую продукцию.
В качестве примера такой посуды можно привести Мегарскую чашу 2 в. до н. э (рис.16). Тонкими лентами обвивают сосуд орнаменты. Они кажутся суховатыми и схематичными, не сравнится с великолепием расписной керамики прежних лет. Как будто мастера вернулись к своим истокам, геометрическому стилю. Лишь единственное отличие – поверхность сосудов заполняется изображениями не полностью, остаётся пустое место возле кромки сосуда.
Подводя итоги всему выше сказанному, можно сказать, что расписная греческая керамика, как и любое явление, прошла свой путь, который носит циклический характер, имея свое логическое начало и завершение. Начиная с росписей геометрического стиля, продолжая великолепными композициями чернофигурной и краснофигурной техники, она закончила свое существование схематизмом и геометризмом. Однако, последнее явление в эпоху эллинизма существенно отличается от архаического. Если раньше это были плоскостные изображения, то потом, благодаря развитию форм сосудов, лепнины, монументальной скульптуры, они превратились в объемные, и представляли собой лепные полоски, ромбы, круги и прочее.
Уже в этой эпохе, где ваза – это, прежде всего, произведение искусства, а не предмет быта, четко продемонстрирована борьба ремесла гончарного как такового и керамического искусства, выраженного в расписной керамике, в изящных формах и пропорциях сосудов. Мы видим, например, что утилитарное значение, то есть применение их как только посуды, а не предмета любования, становится основным. Потеря своего характера греческой культурой говорит нам о замене ее другой. Совершенно иной путь призвана пройти древнеримская культура.
Заключение
Жаккард является одной из самых популярных тканей. Она впечатляет своей изысканностью и красотой. Станок для изготовления этой замечательной ткани был изобретен Жозефом Мари Жаккардом в 1801 году, и до сегодняшнего дня технология производства ткани и сам станок не претерпели изменений, за исключением того, что современные станки управляются компьютерами. Жаккардовая ткань отличается от других тканей своей плотностью, обладает износостойкостью, многоцветностью, особой текстурой, прочностью и рисунком. Ее используют не только в одежде, но и в интерьере. Из нее получаются замечательные скатерти, салфетки, покрывала, постельное белье. Этот благородный материал также отлично подходит для декорирования интерьера и создания неповторимого стиля помещений. Из жаккардовых велюров шьют шторы, покрывала и чехлы для мебели, способные украсить любую комнату, придать ей шик и создать особую элитарную атмосферу.
Развитию гончарного дела в Греции способствовало обилие хорошей глины. Гончарное ремесло Греции было тесно связано с искусством. Это относится не только к художественной керамике, но и к простым изделиям практического назначения, которые отличались красотой пропорций. Греческая посуда обычно изготовлялась посредством гончарного круга. Простая глиняная посуда широко применялась при приготовлении пищи, служила тарой, а иногда и столовой посудой. Художественная посуда, расписная или покрытая особой глазурью, употреблялась не только в быту, но также и при совершении культовых обрядов, общественных празднествах, использовалась в качестве посвящений и наград. Изготовление изделий из глины прошло долгий путь. Различие в художественных вкусах разных народов сказалось на способах декорирования керамики. Так и в Древней Греции существовали свои особенности и традиции изготовления и оформления керамических сосудов. Там были различные типы сосудов, такие как: кратер, канфар, вазы стиля камерес, амфора и лекиф. Они различаются своей формой, назначением их в быту и декором. Роспись этих изделий полна ритмики и плавности рисунка.
Список используемой литературы:
1. Блиничева, И.Б., Мельников, Б.Н. Я и мир чудесных тканей./И.Б. Блиничева, Б.Н. Мельников. – М., 1976. – 78990 с.
. Бузов, Б.А. Материаловедение в производстве изделий легкой промышленности / Б.А. Бузов, Н.Д. Алыменкова. – М. : Академия, 2008. – 448 с.
. Жихарев, А.П. Материаловедение в производстве изделий легкой промышленности / А.П. Жихарев, Д.Г. Петропаловский, С.К. Кузин, В.Ю. Мишаков. – М. : Академия, 2009. – 448 с.
. Кобылина, М.М. История и культура античного мира /Под ред. Кобылиной, М.М..- М.: Наука, 1977.- 352 с.
. Кукин, Г.Н. Текстильное материаловедение (текстильные полотна и изделия) : учеб. для вузов / Г.Н. Кукин, А.Н. Соловьев, А.И. Кобляков. – Изд. 2-е, перераб. и доп. – М.: Легпромбытиздат, 2010. – 272 с
. Колпинский, Ю.Д. Памятники мирового искусства. Искусство Эгейского мира и Древней Греции / Под ред. Колпинский, Ю.Д. – М.: Искусство, 1970.- 356 с.
. Любимов, Л.Д. Искусство Древнего Мира. – М.: Просвещение, 1996.- 361с.
. Монахов, С.Ю. Греческие амфоры в Северном Причерноморье. Саратов: СГУ, 1999.- 627 с.
. Савостицкий, Н.А. Материаловедение швейного производства / Н.А. Савостицкий, Э.К. Амирова. – М. : Академия, 2009. – 240 с.
. Соколов, Г.И. Искусство Древней Греции.- М.: Просвещение, 1995.
11. <http://seul.net.ua/page/page89.html>
. <http://ru.wikipedia.org/wiki/%C6%E0%EA%EA%E0%F0%E4>
. <http://www.gobelen-mtok.ru/sovet/tkani/>
. <http://www.linorusso.ru/zhakkard.html>