- Вид работы: Реферат
- Предмет: Культурология
- Язык: Русский , Формат файла: MS Word 17,29 Кб
Хозяйственная жизнь города Красноярска и уезда в XVII веке
Оглавление
Введение
1. Основание городов и острогов на территории Красноярского края
2. Пушной промысел Красноярского уезда 17 века
3. Хлебопашество
4. Особенности ведения сельского хозяйства
5. Ремесла и торговля
Заключение
Список использованной литературы
Введение
Актуальность. Сибирь с давних времен влекла к себе русских торговых людей и промышленников. Вернувшиеся из Сибири с «добычей» рассказывали о ее сказочных богатствах, будоража интерес к освоению новых земель на востоке.
В XVI веке, когда Русское государство расширяло торговые связи со странами Запада, где огромным спросом пользовались русские меха, Сибирь с неисчерпаемым запасом пушнины стала еще больше притягивать к себе русский торговый люд, шедший вслед за казацкими отрядами на новые территории, которые позволяли быстро обогатиться. Вспомним хотя бы род купцов Строгановых, получивших земли за Уралом. Строгановы завели там соляные и рыболовные промыслы, пашни. Год от года оборотливые промышленники множили богатства, владения их расширялись. Они даже могли содержать собственное войско, снаряженное пушками и ружьями, возводить новые городки, создавать поселения, строить замки. От строгановских опорных пунктов все дальше на восток продвигались отряды казаков, принося «под высокую государеву руку» новые земли. В первой половине XVII века енисейский воевода Яков Хрипунов решил исследовать земли вверх по Енисею. Поднимаясь по реке, он дошел до владений местного князька племени аринов Тулка. Дабы закрепить за Русью эти территории, здесь следовало поставить острог
Весь XVII век в Красноярске преобладало русское население из поморских городов Русского Севера и других: Вологды, Нижнего Новгорода, Каргополя, Устюга, Холмогор, Архангельска. Таким образом жители Европейской России укоренялись на берегах Енисея, и разнообразие нравов их, наружности, наречия соединялись в течение веков в одно целое. Служили служилые службу по 30, 40 и 50 годов. И даже больше. Численность гарнизона (в 1657 году в нем насчитывалось 370 воинов) почти не менялась.
С приходом русских на берегах Енисея началась новая жизнь. Потомки первых землепроходцев и пришедших из-за Урала к концу XVII века основали несколько городов, а также около 250 сел, деревень, однодворок и зимовий. В них проживало около 35 тысяч человек. Обладая более высоким, чем у местных жителей, уровнем общественного развития, русские определили всю дальнейшую судьбу края.
В приполярных районах широко велся промысел дорогого соболя, песцов и других ценных пушных зверьков. В лучшие охотничьи сезоны русские промысловики добывали в приенисейской тайге до 80 тысяч соболей. По денежной оценке продукция пушного промысла более чем в два раза превышала стоимость выращенного хлеба и произведенных ремесленных изделий. В 70-е годы XVII века пушные богатства значительно истощились. Многие промышленники обратились к рыболовству, солеварению, добыче слюды, сбору хмеля и земледелию
Основными жителями Красноярска были мещане (мелкие ремесленники, торговцы) и казаки, занимавшиеся главным образом земледелием; очень немного чиновников и духовенства. Это был типичный сибирский город того времени с сохранившейся еще рубленой крепостной стеной и башнями с четырех – и восьмискатными шатровыми крышами.
Исходя из вышеперечисленных фактов, мы сформулировали тему исследования: «Хозяйственная жизнь города и уезда в XVIIвеке»
объект исследования- хозяйственная жизнь города и уезда XVIIвека
предмет исследования -история Красноярского края
Целью данной работы является изучение культуры Красноярского края.
Рассмотреть – основание городов и острогов на территории Красноярского края
Изучить- хозяйственная жизнь города и уезда в XVIIвеке
При написании контрольной работы использовался метод изучения и анализ литературных источников
1. Основание городов и острогов на территории Красноярского края
С первых дней острогу Красный Яр пришлось оружием и дипломатией утверждать право на свое существование.
До конца XVII века русские деревни и пашни так и не смогли продвинуться южнее устья Маны. Сам Красный Яр неоднократно подвергался осадам. Главный киргизский князь Иренек передавал красноярскому воеводе через посла в 1665 году:
«На Красном Яру скажи воеводе, чтобы де с качинцев, и с аринцев, и с канских, и со землиц и улусов на Сенгу (джуигарского правителя) ясак велел давать, а будет ясаку не велит воевода дать, и я буду с калмыки, и с киргизы, и с тубинцы, и с алтырцы под Красноярской острог и уезд с воинскими людьми войною».
Долгое время лишь небольшие укрепления — острожки охраняли дальние подступы к Красноярскому острогу. С запада в 1641 году поставили Ачинский острог, вероятно, около современного села Сереж. В 1682 году этот острог был перенесен/на место современного города Ачинска. С востока в 1618 году построили Канский острог (на месте нынешнего села Комарове). В 1626 году острог также, перенесли на место современного города Канска. В 1645 году воздвигнут острог Караульный (теперь в зоне затопления Красноярского водохранилища). Гарнизоны этих укреплений состояли из ежегодно сменяемых казаков-годовалыциков. Окладников А.П. Открытие Сибири. 2-е изд. – М.: Молодая гвардия, 1981.
К концу XVII века основная территория Приенисейского края была присоединена к России. Однако вооруженное сопротивление енисейских киргизов прекратилось лишь в начале XVIII века. В это время Россия напрягала все свои силы в борьбе за Балтику. Нуждаясь в огромных средствах, Петр I потребовал от сибирских воевод решительных действий и полного обложения ясаком племен южной Сибири. Трудовое коренное население все чаще брало сторону русских, надеясь освободиться от разорительного многоданства. В 1701–1704 годах общими военными силами Красноярска, Томска, Енисейска и Кузнецка енисейские киргизы были разбиты. Некоторые князцы, принуждаемые Джунгарией, насильно переселили в 1703 году своих родовичей в предгорья Тянь-Шаня. Остальные присягнули русскому царю и стали вносить ясак. Для защиты присягнувших хакасов в 1787 году был поставлен Абаканский острог (бывшее село Краснотуранское, ныне в зоне Красноярского водохранилища).
Петр I предпринял попытку сразу же закрепиться в Засаянье. Красноярцев обязали на территории современной Тувы построить два острога и содержать в них гарнизоны. Это принесло бы казакам дополнительные тяготы, поэтому красноярцы ограничились строительством в 1728 году одного лишь Саянского острога у подножия Западного Саяна, всего в 60 верстах от Абаканского острога (на месте нынешнего города Саяногорска, близ Саяно-Шушенской ГЭС).
Граница русских владений по верхнему Енисею окончательно была установлена в 1718 году Кяхтинским договором с Маньчжурией. Она прошла по безлюдным вершинам Западного и Восточного Саяна. Окладников А.П. Открытие Сибири. 2-е изд. – М.: Молодая гвардия, 1981.
Присоединение Приенисейского края имело для местного населения огромное прогрессивное значение. Навсегда было покончено с грабительскими набегами монголов, калмыков и многоданством. Народ получил возможность мирно трудиться.
2. Пушной промысел Красноярского уезда17 века
Одной из причин проникновения русского населения вглубь Сибири было освоение промысловых угодий и освоение торговых путей на север и восток страны. Промыслы были развиты в Красноярском уезде в XVII в. В первую очередь это пушной промысел и торговля. Звероловство у русских было целиком товарным, причём почти вся пушнина вывозилась на рынки Европейской России и за границу. Красноярский уезд в XVII веке был богат зверем, поэтому для Красноярского края характерна охота.
Приенисейская тайга была богата животными для промысловой охоты: такими, как соболь, белка, ондатра, норка, северный олень <#”justify”>3. Хлебопашество
Главная роль в экономике края принадлежала земледелию. Первая борозда была проведена, как только русские пришли на пригодные для этого земли. Из-за дороговизны хлеба пашней стремились обзавестись все: и крестьяне, и казаки, и посадские, и казна. Возить «хлебные запасы» из-за Урала было очень накладно, а местное население пашенного земледелия практически не знало. Для обзаведения крестьянским хозяйством требовалось гораздо больше средств, чем для пушного промысла. Поэтому переводимые в Сибирь крестьяне или определенные на пашню ссыльные получали от государства деньги на «подъем», а также «подмогу» , ссуду и налоговые льготы. Размеры этой материальной помощи порой сильно различались и все теснее увязывались с обязательствами новоприборных крестьян по несению казенного тягла .
В 1700 г. выдача подможных денег была запрещена. Правда, раздачу хлеба на семена и освобождение от налогов и натуральных повинностей от года до четырех лет для новоповерстанных крестьян по-прежнему сохранили. Имелась возможность получить и ссуду, которая, в отличие от подмоги, возвращалась. Она оформлялась документально «заемной кабалой» и предоставлялась по желанию крестьян. Определенные меры по привлечению тружеников на свои земли предпринимали три приенисейских монастыря. Со временем частные лица из старожилов тоже стали участвовать в устройстве пришлых людей на пашню. Они либо нанимали их из доли доходов своего хозяйства, либо отдавали свое хозяйство вместе с тяглом, чтобы перейти в другое сословие или переселиться, изменив вид тягла. Так, в 1670 г. красноярские крестьяне Кузьма и Юрий Ефимовы, дети Таскины, сдали свое тягло в виде 0,5 десятины государственной пашни отставному казаку Якиму Дикитину Подпоре и его сыну Игнатию, взяв у них запись «выполнять все повинности, приходящие на их тягло…».
В результате совместных усилий правительства и частных лиц в бассейне Енисея сложился второй по значимости земледельческий район Сибири.
Основной житницей края являлся Енисейский уезд. В более же плодородном Красноярском уезде своего хлеба долго не хватало. Мешали постоянная военная опасность и набеги отрядов кыргызских князей. Так, в 1635 г. пашенные крестьяне Красноярска писали в своей челобитной царю: «…и нас, и жен наших, и детей на пашнях убили 70 человек, а иных в полон свезли». Мало что изменилось к концу века. Посадские люди и крестьяне уезда тоже постоянно жаловались на кыргызов, что «они нам пашен пахать не дают и сен косить, по вся годы угрожают войною, и по их угрозам на… пашнишки свои и сен косить вдаль ездить не смеем. А которые мы, холопы и сироты ваши, живем по деревням и от города удалели верст по 20 и по 30 и по 50, тем оберечься от них… никакими мерами невозможно, бывает их воровской изменнический воинский приход безвестно». Поэтому южная граница приенисейского пахотного поля лежала сразу за Красноярском у речки Овсянки. Северная же граница, что неожиданно для нашего времени, проходила не так уж далеко от Полярного круга – в районе Ворогово, где довольно устойчиво вызревал ячмень.
Подтянутость пашни XVII в. к северу была также связана с нуждами пушного промысла и стала возможной благодаря упорным опытным посевам. Свои агротехнические методы пришлые крестьяне применяли, гибко учитывая почвенно-климатические условия местности.
На вершине же был беднее почвенный слой, и обрабатывать землю оказывалось сложнее. По мере выпашки земель либо прибегали к «росчистям», то есть выжигали ближние лесные участки, либо переходили на новые еланные места. Из-за обилия земель естественное плодородие не восстанавливали. Навоз на поля не вывозили, а сваливали прямо за околицей.
4. Особенности ведения сельского хозяйства
Для того времени сибирское земледелие для нас бы показалось неразвитым, а агротехника – примитивной. Однако следует учесть, что каждая агросистема определяется прежде всего условиями, в которые поставлен труженик.
В Сибири земледелец был прав, обратившись к исторически более ранним экстенсивным формам полеводства, как наиболее выгодным и рациональным. Для расчистки леса под пашню или для поднятия целины односельчане, нередко разной сословной принадлежности, объединялись в «повальные сообщества» . После подготовки новых угодий к хозяйственному использованию их делили на участки – «жеребья» согласно затраченному рабочему времени и средствам. «Вповал» могли также пахать, косить траву, сеять и убирать урожай. Так развитые навыки артельного коллективного труда, издавна присущие русскому народу, помогали переселенцам обживаться на сибирских просторах. Орудия земледельческого труда использовались обычные: ральники, топоры, сохи, бороны, серпы. Пахали сохой с двумя железными сошниками. Она представляла собой универсальное пахотное орудие, которым поднимали целину, обрабатывали окультуренную, уже освоенную залежь или возделывали мягкие пахотные земли. Для разбивки комьев и заделки семян в почву пользовались деревянной бороной. Сев производился вручную. После вызревания хлеб убирался серпами. Стебли срезались на один-два вершка (4,4 см) выше поверхности почвы, чтобы образовавшаяся стерня способствовала задержанию снега на полях. Сжатые колосья связывали в снопы, которые на поле составляли в суслоны. Красноярцы же из-за воинской опасности снопы сразу увозили в крепость и складывали в гумнах, овинах для просушки и обмолота. Обычно молотили зимой, нередко на льду замерзших рек. Для обмолота пользовались деревянными цепами. Отвеивали зерно на ветру с помощью деревянных лопат. Нетронутые сибирские почвы щедро отзывались на труд земледельца. Каждая десятина, засеянная 8 – 10 четвериками (пудами), хлеба давала в 5-8 раз, а на черноземах в 10 – 12 раз больше. Это было явно выше среднерусской урожайности (сам-3). Преимущественно сеяли серые хлеба: озимую рожь, раннеяровую рожь, овес, ячмень. Пшеница и крупяные культуры встречались реже.
Другой важной отраслью хозяйства стало животноводство стойлового оседлого типа. Травы в крае были хорошие, поэтому все сельские и городские жители держали много лошадей, крупный и мелкий рогатый скот, кур, уток, гусей. В натуральном хозяйстве никто не мог обойтись без своих кож, шерсти, молока, мяса, яиц, тягловой силы. В весенне-летнее время скот находился на подножном корму, но пастухов не было (скотные выпасы просто обносили городьбой). Красноярцы же и ангарцы весь молодняк и овец перевозили на острова, где он пасся в полной безопасности до глубокой осени. На зиму для скота заготавливали корма. Основой его пищевого рациона было сено. Траву косили косой-горбушей , которая вместо косовища, то есть древка, имела короткую ручку. Коса-горбуша была хороша на лесных с кустарником полянах, кочковатых лугах и холмистых местах. Благодаря изобилию земель и хорошему травостою обеспеченность скотом у сибиряков была выше, чем у крестьян европейской России. Так, уже по переписи 1645-1646 гг. в Енисейском уезде большинство крестьян имели помимо другого скота не менее четырех лошадей. По тогдашним меркам такие хозяева считались «прожиточными».
Красноярцы держали скота еще больше.
Из технических культур высевались конопля, лен, табак. Они возделывались на огородах в небольшом количестве, так как из Китая привозились большие партии хлопчатобумажных тканей различных сортов, а также «китайский шар» (табак) для курения. Повсеместно в огородах выращивались различные овощи: Репа, которая в те времена заменяла картофель, капуста, лук, чеснок, морковь и огурцы.
красноярский город пушной торговля
5. Ремесла и торговля
Продукты земледелия и животноводства служили также сырьем для различных ремесел и домашних промыслов. Больше всего занимались выделкой кож, шитьем одежды, изготовлением летней и зимней обуви из кожи и шерсти, варкой мыла, литьем сальных свеч, деревообработкой. На всю Восточную Сибирь славилась продукция кузнецов Енисейска. Получаемое из ближних к городу болотных руд железо было ковким и мягким. Сошники, серпы, топоры, косы-горбуши, ножи, скобы, гвозди, листовое и полосовое железо «енисейского дела» можно было встретить на Байкале и Лене, Витиме и Амуре. Кузнечным делом занимались многие.
Так, в челобитной енисейский оброчный крестьянин Ф. Ворогов просил в 1650 г.: «Вели государь, мне, сироте твоему, по тем речкам сторонным изо льготы на 6 лет не того каменья, ис которого остяки и тунгусы плавят по своему, а мне, сироте твоему, по руски домницы поставя годе пригодитца приискивая, железо плавить». В больших количествах енисейские купцы скупали пушнину и перепродавали ее на сибирских и российских ярмарках. Обратно они везли разнообразные «заморские» и русские товары-дорогие ткани, стеклянную посуду, галантерею, вино. Из Китая поступали чай, фарфор, бумага.
Среди других ремесел, связанных с переработкой растительного сырья, выделялось судостроение. Гребные и парусные речные суда сооружали в основном на плотбищах в Енисейском и Красноярском уездах. Судостроительный промысел занимал сотни людей, которые ежегодно ладили только для казенных нужд до 300 судов.
Солеварение в крае вышло за местные рамки. Енисейский посадский Алексей Жилин (Хромой) на Усолке, притоке реки Тасеевой, основал в 1641 г. самое старое в Сибири промышленное предприятие – солеварню. Его варница давала от 2 до 50 тыс. пудов соли ежегодно.
Енисейские посадские люди Алексей и Иван Жилины устроили на правом берегу Усолки соляную варницу. Рассол качали из пробитого колодца. В деревянной башне, сооруженной из листвяжных стволов, шла варка. В первый же сезон братья Жилины добыли 500 пудов поваренной соли. Местная соль была необходима для снабжения не только Енисейска, но и всех гарнизонов возникших к тому времени острогов. Неподалеку была найдена железная и медная руда и началась их плавка и ковка, разведаны залежи бурого угля и слюды.
Во второй половине XVIIв. соляные промыслы на р. Усолке перешли к Енисейскому Спасскому и Туруханскому Троицкому монастырям. «Троицкий монастырь на Усолке имел усолье и варницу, и земли пашенные и сенокосные. Усолье – соляные варницы со всеми угодьями продали монастырю в 1677 и 1678гг. енисейские посадские люди Тихоновы за 1250рублев, поэтому при отписке земель на государя усолье оставлено во владении попа Тихона с братией».
К XVII в. усолье превратилось в одно из крупнейших солеваренных предприятий Сибири. В 80-90-х годах XVIIв. Оно давало ежегодно от 4500 до 7000 пудов соли. Троицкий монастырь полностью сконцентрировал в своих руках торговлю солью и обеспечивал потребности всего Приенисейского края. Монахи вывозили соль на продажу не только в Енисейский уезд, но и в Томск, на Туруханские рыбные промыслы.
Соль проделывала неблизкий путь. Зимой рубили барки – уникальные сооружения, перенятые у поморов. Из бревен делали плаховую дрань, отесывали ее топором, морили, сушили. Через год, когда она сухая, заматерелая, становилась необычно легкой и прочной, пускали ее на днища и борта речных суденышек. В барке не было ни единого гвоздя, ни единой скобы. В трюм входило по нескольку сот пудов соли. Рубили барки топорами, днища не смолили, но трюмы всегда были сухими. Зимой Троицкое подворье превращалась в верфь. С наступлением тепла, по большой воде барки груженые солью сплавлялись по Усолке, потом по Тасеевой, по Ангаре и выходили на Енисей.
На солеваренном заводе работали мастеровые (солевар, подварок, цыренной, мастер, рудоплав) и рядовые работники (всего 20 человек). Часть работников была из монастырских крестьян, они числились как «домовые служители». За свой труд они получали годовое жалование деньгами и натурой (хлебом). В общей сложности ежегодно монастырь выплачивал мастеровым «постоянным работникам завода» более 100 руб. и 1500 пудов хлеба. Помимо постоянных работников, на заводе трудились временные вольнонаемные работники, которых монастырские старцы нанимали «повольною ценою» для починки цырена, заготовки дров (они ежегодно поставляли 2000 саженей).
Пивоварня. Пиво в Красноярске варили с момента его основания. А в 1682 году появилась пивоварня на берегу Енисея.
А начиналось все с самого зарождения острога Красный Яр в 1628 году, когда пиво, судя по воспоминаниям иностранцев и гостей города, служило непременным угощением у хлебосольных красноярцев. Казенные книги того времени пестрят записями о закупке ячменя и хмеля, о пивоварении и продаже пива в квасных избах. В архивах сохранилась масса документов, из которых ясно, что еще в XVII веке в Красноярске активно развивается пивоварение и производство кваса. "…Пива продано и за него денег взято 132 рубля. 18 алтын, 2 деньги; с квасных дробин, и с квасу, и с дрожжей, и с хмеля 2 рубля с полтиною…от винного курения и пивного варения, от починки, и солодовки, и пивоварки…"
Местное пиво из всех современных сортов больше всего напоминало Абаканское – в нем тоже не было консервантов.
Кирпичный завод. 26 апреля 1679 года учинился пожар, и от того меньшой острог выгорел, и соборная церковь… и великого государя анбар, где была ясашная казна, и… государевы хлебные запасы и приказная изба с государевыми делами, и воевоцкой и аманацкой дворы, и судовые всякие припасы и ружье сгорело, и зелейной погреб с порохом взорвало.
В 1685 году анбар с соболиной казной восстановили, и сделали особый погреб для пороховых и винных запасов, с каменным выходом и железными дверями. Для строительства этого входа впервые в Красноярске специально организуется обжиг кирпича, на берегу Енисея.
Торговая площадь. Интересно, что торговая площадь (площадь, что на торгу) с гостиным двором и с таможней, находилась не в центре Посада, а возле Спасской башни, вплотную к стенам Малого острога.
Красноярск был известен конскими ярмарками. Был даже герб: в нижнем поле щита изображены горы – символ окружающих город отрогов Саян, а в верхнем поле – конь, в честь знаменитых ярмарок.
Вообще торговля занимала большое место в экономической жизни города. Через него шли торговые пути в Бухару, Монголию, Китай; в XVII – XVIII веках были частыми гостями бухарские купцы.
Енисейск к концу XVII в. стал вторым по величине в Сибири центром ремесла и торговли. В нем насчитывалось свыше 500 дворов.
«По суше 12 октября я благополучно прибыл в город Енисейск, где отдохнул некоторое время, ибо принужден ждать в нем зимнего или санного пути… Город Енисейск довольно велик и многолюден, его острог достаточно сильно укреплен. На несколько миль вокруг города разбросано множество деревень и монастырей, почва же весьма пригодная для возделывания. Много здесь зерна, мяса, рогатого скота и домашней птицы… Из-за больших холодов плодовые деревья здесь не растут».
Туруханск, бывшее зимовье, которое сделали в 1672 г. центром Мангазейского уезда, состоял всего из 70 дворов. Красноярск оставался главным образом военной крепостью. В его большом остроге было до 300 домов.
Заключение
С первых дней острогу Красный Яр пришлось оружием и дипломатией утверждать право на свое существование.
Петр I предпринял попытку сразу же закрепиться в Засаянье. Красноярцев обязали на территории современной Тувы построить два острога и содержать в них гарнизоны. Граница русских владений по верхнему Енисею окончательно была установлена в 1718 году Кяхтинским договором с Маньчжурией. Она прошла по безлюдным вершинам Западного и Восточного Саяна. Окладников А.П. Открытие Сибири. 2-е изд. – М.: Молодая гвардия, 1981. Присоединение Приенисейского края имело для местного населения огромное прогрессивное значение. Навсегда было покончено с грабительскими набегами монголов, калмыков и многоданством. Народ получил возможность мирно трудиться. Промыслы были развиты в Красноярском уезде в XVII в. В первую очередь это пушной промысел и торговля. Звероловство у русских было целиком товарным, причём почти вся пушнина вывозилась на рынки Европейской России и за границу, торговля занимала большое место в экономической жизни города. Через него шли торговые пути в Бухару, Монголию, Китай; в XVII – XVIII веках были частыми гостями бухарские купцы. Продукты земледелия и животноводства служили также сырьем для различных ремесел и домашних промыслов. Больше всего занимались выделкой кож, шитьем одежды, изготовлением летней и зимней обуви из кожи и шерсти, варкой мыла, литьем сальных свеч, деревообработкой. На всю Восточную Сибирь славилась продукция кузнецов Енисейска. Получаемое из ближних к городу болотных руд железо было ковким и мягким. Сошники, серпы, топоры, косы-горбуши, ножи, скобы, гвозди, листовое и полосовое железо «енисейского дела» можно было встретить на Байкале и Лене, Витиме и Амуре. Кузнечным делом занимались многие. В целом мы наглядно показали хозяйственную жизнь города и уезда в XVII веке.
Список использованной литературы
1.Булак А.Г. История города Красноярска и его культура: учебное пособие: рекомендовано методсоветом ВУЗа. – Красноярск: КИЭ С-Пб АУ и Э, 2006. – 134 с.
2.Дроздов Н. И., Артемьев Е. В., Быконя Г. Ф. Красноярье: пять веков истории. Учебное пособие по краеведению. – Красноярск, 2005.
.Евменова Л.Н. Культура русских переселенцев Приенисейского края: монография. – Красноярск: ВСИТ, 2008.
.Истомин С.Г. Красноярск: история, события, люди. – Красноярск, 2009.
.История Красноярского края – Красноярск: Буква, 2008.
.Красноярск: история в документах и фотографиях. – Красноярск, 2009
.Красноярский край – территория развития. – Красноярск, 2009.
.Миллер Г.Ф. История Сибири. Ч.1, 2. – М.: Дрофа, 2003
.Тобольск и вся Сибирь. В 7 т. Т.7. Красноярск. – Красноярск, 2009