- Вид работы: Реферат
- Предмет: Культурология
- Язык: Русский , Формат файла: MS Word 25,98 kb
История ислама
Содержание
Введение
. Предпосылки возникновения и распространения ислама
. Процесс принятия ислама различными народами
. Последствия принятия ислама
Заключение
Список использованных источников
Введение
Ислам является одной из мировых религий, и, по разным данным, к последователям ислама причисляют себя от 20 до 23 % людей во всем мире. Ислам возник в VII веке н. э. в Аравии, его основателем считается пророк Мухаммед. В переводе с арабского языка термин «ислам» дословно означает «покорность, предание себя Богу». Фундаментальной основой этой религии является вера в единого Бога – Аллаха и подчинение его воле. Это записано в священной книге – Коране, переданном людям через пророка и посланника Аллаха Мухаммеда. В исламе Мухаммед считается последним в череде пророков (Адам, Нух (Ной), Ибрахим (Авраам), Муса (Моисей), Иса (Иисус)). Послания Мухаммеда одновременно подтверждают основные откровения его предшественников и исправляют то, что эти пророки исказили в ниспосланных Аллахом Писаниях: ат-Тауре (Торе), Забуре (Псалмах), Инджиле (Евангелии).
Если мы откроем практически любую газету, включим радиоприемник или телевизор, то мы обязательно увидим или услышим материалы об исламе. Многие из них сопровождаются образами насилия – особенно, если речь идет о Кашмире, Боснии, Алжире или Палестине. Облик ислама, взирающий на нас с газетных полос и телевизионных экранов, зачастую ассоциируется с суровой, бескомпромиссной верой, приверженцы которой, не задумываясь, прибегнут к кровопролитию, не только чтобы отстоять свои принципы, но и чтобы навязать свою волю другим. Между тем, для тех, кто ближе знаком с мусульманами и их традициями, образ «воинствующего ислама» противоречит принципам религии, многие приверженцы которой – а их насчитывается едва ли не миллиард во всем мире – считают ее не менее миролюбивой, чем буддизм или христианство. Слово «ислам» по-арабски означает «подчинение чужой воле» и этимологически очень близко слову «салам» – мир. Во всем мире мусульмане приветствуют друг друга и иностранцев словами «ас салам алейкум» – «мир вам».
По мнению большинства мусульман, подобный образ воинственности – это искажение действительности западными средствами массовой информации. И эта точка зрения имеет под собой серьезные основания. В эпоху, когда общественное мнение формируется передовицами бульварной прессы, образу жизни и ценностям миролюбивого большинства неизбежно уделяется гораздо меньше внимания, чем крикливому меньшинству, ни перед чем не останавливающемуся, чтобы привлечь к себе все взоры. Средства массовой информации выступают в роли кривого зеркала в ярмарочном балагане, необоснованно преувеличивая воинственность немногих и почти ничего не рассказывая о миролюбии или, по крайней мере, нейтральной позиции преобладающей массы людей.
И это не так безобидно, как кажется. Кумулятивный эффект от искаженного общественного сознания подпитывает процесс принятия политических решений. Сэмюэл Хантингтон, являющийся авторитетным профессором Гарвардского университета, утверждает, что «у ислама кровавые границы». Он предрекает «столкновение цивилизаций», «ислама» и «Запада» и возрождение конфуцианского Китая, как наиболее вероятный сценарий развития глобального противостояния после падения марксизма-ленинизма. И многие «отвечают ему взаимностью»: слово «харб» на арабском и других языках исламских народов, означающее «запад», является однокоренным слову «хариб» – «странный»», «иностранный», «чужой». Подпитываемые атавистическим убеждением, бытующим со времен крестоносцев, о том, что каждый чужой – это враг, подобные предсказания легко могут вызвать цепную реакцию. Политика конфронтации, даже просто отчуждения, основанная на тезисе, что ислам представляет собой угрозу новому мировому порядку, действительно способна консолидировать те политические силы в исламском мире, которые проявляют наибольшую агрессивность по отношению к Западу.
Итак, что же такое ислам ? Дать характеристику этому понятию – весьма непростая задача. В сегодняшнее время ислам воспринимается всеми по-разному. Поэтому целью данной работы является показать истинное лицо ислама, который стал не только религией, но и идеологией многих народов.
Мы рассмотрим факторы, которые способствовали принятию и распространению ислама, раскроем процессы развития этой религии, этические нормы, а также проанализируем последствия исламизации многих народов.
ислам вера мусульманин ритуальный
1. Предпосылки возникновения и распространения ислама
Ислам возник в VII веке нашей эры в Аравии, его основателем считается пророк Мухаммед. В классических источниках отражено различие между исламом, исповедуемым мусульманином, и иманом, или верой мумина (верующего). В ходе изначальных войн, итогом которых явилось объединение Аравийского полуострова, подчинение себя (выражение покорности) Богу, каким бы искренним оно ни было, происходило через его представителей в миру: пророка Мухаммеда и его последователей. Таким образом основной предпосылкой возникновения и принятия ислама является фактор объединения и сплочения народа, возможность противостоять врагам и завоевательные походы. Также ислам послужил уничтожению многобожия, происходившему до его принятия. В Коране (священная книга мусульман) упоминается случай, когда группе арабов-бедуинов, утверждавших, что они уверовали, Бог сказал устами пророка: «Вы не уверовали, но говорите: «Мы покорились», ибо еще не вошла вера в ваши сердца» (Коран 49:14).
В результате колоссальных завоеваний арабами огромных территорий во время первых походов по мере возможности проповедовался ислам. Изначально распространение ислама шло через племена. Первыми подчиняли себя «Аллаху и Пророку его» сметавшие все на своем пути бедуины.
За покорностью мусульманскому пророку последует вера, за привлекательностью его божественной харизмы -убежденность. Вполне закономерно, степень такой убежденности, требующаяся от верующего, стала объектом теологических споров. Пуритански настроенные хариджи (раскольники) подходили к этому вопросу однозначно, отказывая закоренелым грешникам в праве называть себя мусульманами. Этот же пуританский подход был возрожден воинствующими группировками в наши дни, которые исключают непоследовательных, или номинальных, мусульман из уммы – всемирного сообщества верующих. Оппоненты такой позиции – мурджииты – допускали, что практически каждый мог считаться мусульманином, если он публично произносил шахаду – символ веры: «Нет божества кроме Аллаха, и Мухаммед – Посланник Его». Большинство же классических источников смотрело на эту проблему шире. Абу Ханифа, чье имя носит одна из четырех официально признанных школ ислама суннитского толка, утверждал, что «те, кто, молясь, обращаются в сторону Мекки, являются истинными верующими, и никакие их действия не могут поколебать их веру». Со временем большинство мусульман пришло к пониманию того, что ислам и иман представляют собой внутренний и внешний аспекты приверженности религии, веры и связанных с этим действий.
Экзотерическое, или «внешнее», проявление веры через соблюдение ритуалов и приверженность законам шариата определяет мусульманина в окружающем его мире. Однако многие пришли к пониманию того, что истинное благочестие содержится только в эзотерическом формате веры, доступном лишь духовной элите. В отсутствие формализованной иерархии (церкви), представителей этой элиты отличало доскональное знание религиозных догматов и владение методами духовной практики, несвойственное массе верующих. Шиитское меньшинство причисляло к этой элите только духовных наследников пророка Мухаммеда и членов его семьи. Эзотерика, включающая поиск скрытых значений, или традиционных, религиозных практик, стала отличительной чертой движений, расходившихся с основной массой в вопросах религии и политики.
Теперь мы видим, что на протяжении всей своей истории ислам демонстрировал исключительную способность адаптироваться к разнообразию культурных форм в «семье» Авраама, объединяющей, наряду с исламом, такие монотеистические религии Западной Азии, как иудаизм и христианство.
2. Процесс принятия, история ислама
Как нам уже известно, что Мухаммед был пророком и основателем ислама, как религии. Мухаммед родился в 570 году в Мекке. Его семья была небогатой, но довольно знатной, принадлежала клану Хашим племени Курайш. Отец Мухаммеда Абдаллах умер во время торговой поездки незадолго до его рождения, и мальчик оказался под опекой деда Абд аль-Муталлиба, главы клана Хашим. Климат Мекки считался неблагоприятным для маленьких детей, и в шестимесячном возрасте Мухаммеда передали на воспитание кормилице в семью кочевников. Мать Мухаммеда Амина умерла, когда мальчику было шесть лет, а через два года Мухаммед пережил еще одно крупное горе – смерть деда и опекуна Абд аль-Муталлиба. Опекуном мальчика стал Абу Талиб – дядя Мухаммеда и новый глава клана Хашим. Абу Талиб был довольно крупным торговцем того времени, он водил караваны и нередко брал с собой в деловые поездки Мухаммеда. Примерно к двадцати годам Мухаммед начал вести самостоятельную жизнь, без формальной опеки со стороны дяди. К тому времени он уже был довольно сведущ в торговле, умел водить караваны, но не имел достаточно средств, чтобы вести дела самостоятельно. Поэтому юноша был вынужден наниматься к более зажиточным торговцам. В 595 году Мухаммед стал вести дела богатой мекканской вдовы Хадиджи бинт Хувайлид, которая была настолько покорена его характером, умом и честностью, что предложила жениться на ней. Хадидже было в то время 40 лет, Мухаммеду – 25. Хадиджа родила Мухаммеду несколько сыновей, скончавшихся в младенчестве, и четырех дочерей: Рукайу, Умм Кулсум, Зайнаб и Фатиму. Пока Хадиджа была жива (она скончалась в 619 году), Мухаммед не имел других жен.
Мухаммед был склонен к уединенным благочестивым размышлениям и часто проводил в одиночестве по несколько дней, а раз в году – и целый месяц, в пещере на склоне горы Хира, у подножия которой лежит Мекка. По преданию, в 610 году, когда Мухаммеду исполнилось около 40 лет, ему во сне было видение, и он услышал обращенный к нему призыв: «Читай! Во имя Господа твоего, который сотворил – сотворил человека из сгустка. Читай! И Господь твой щедрейший, который научил каламом, научил человека тому, чего он не знал» (96:1-5 текст Корана). Это послужило началом целой серии откровений, продолжавшихся до самой смерти Мухаммеда в 632 году. Примерно в 650 году эти откровения были записаны и собраны воедино в священную книгу мусульман Коран.
Первоначально Мухаммед испугался начавшихся откровений и сомневался в их происхождении, думая, что им овладели джинны (злобные духи), однако жена Мухаммеда Хадиджа помогла мужу справиться с сомнениями и убедила его, что безымянный призрак был ангелом Джибраилом (Гавриил), а его видения исходили от Бога. Мухаммед уверился, что избран Богом в качестве посланника (расул Аллах) и пророка (наби), чтобы нести людям его слово. Первые откровения провозглашали величие единственного и единого бога Аллаха, отвергали распространенное в Аравии многобожие, убеждали в неотвратимости Судного дня, предупреждали о грядущем воскресении мертвых и наказании в аду всех, кто не верует в Аллаха.
Поначалу соплеменники воспринимали проповедь Мухаммеда с насмешкой, но постепенно вокруг него образовалась постоянная группа сторонников, признававших в нем пророка и внимательно слушавших его откровения. Мекканская верхушка почувствовала опасность этих проповедей, грозивших уничтожить одну из основ мекканской торговли – культ аравийских божеств, и начала притеснять последователей Мухаммеда – мусульман. Сам Мухаммед находился под защитой своего клана и его главы – дяди Абу Талиба, который, хотя и не принял ислам, считал своей обязанностью защищать члена своего рода. Примерно в 619 году умерли жена Мухаммеда Хадиджа и Абу Талиб, главой клана Хашимов стал Абу Лахаб, который отказал Мухаммеду в покровительстве.
Мухаммед стал искать сторонников вне Мекки. Он обращался с проповедью к торговцам, приезжавшим в город по делам, пытался проповедовать в других городах и становился все более известным. Примерно в 621 году группа жителей крупного оазиса Йасриб, расположенного примерно в 400 км к северу от Мекки, пригласила Мухаммеда выступить в качестве третейского судьи в их затянувшемся и запутанном межклановом конфликте. Они согласились призвать Мухаммеда пророком Аллаха и передать ему в руки управление своим городом. Сначала в Йасриб переселились большинство мекканских мусульман, а сам Мухаммед прибыл туда в сентябре 622 года. С первого месяца (мухаррам) этого года по лунному календарю мусульмане стали отсчитывать годы новой эры по хиджре (переселение), то есть по году переселения Мухаммеда из Мекки в Йасриб, который стал называться Мадинат ан-наби (Город пророка), или просто аль-Мадина (Медина) – Город.
Мухаммед постепенно превращался из простого проповедника в политического лидера общины (уммы). Главной его опорой были пришедшие с ним из Мекки мусульмане – мухаджиры и мединские мусульмане – ансары. В Медине был построен дом Мухаммеда, около него воздвигнута первая мечеть, установлены основы мусульманского ритуала – правила молитвы, омовения, поста и т. д. В откровениях, которые посещали Мухаммеда, подробно разъяснялись правила жизни общины: принципы наследования, раздела имущества, бракосочетания, провозглашались запреты на ростовщичество, азартные игры, вино, употребление в пищу свинины.
Мухаммед поначалу надеялся найти поддержку у иудеев Медины и даже подчеркнуто избрал киблой (направлением, которое надо соблюдать при молитве) Иерусалим, однако они отказались признать в Мухаммеде пророка и даже вступили в контакт с мекканцами – врагами Мухаммеда. Ответом на это был постепенный разрыв. Мухаммед все отчетливее стал говорить об особой роли ислама и его самостоятельности как отдельной религии. Иудеи и христиане порицаются как плохие верующие, ислам объявляется исправлением допущенных ими искажений воли Аллаха. В противовес субботе устанавливается особый мусульманский день для общей молитвы – пятница, главной святыней ислама провозглашается мекканская Кааба, которая становится киблой. Кааба представляет собой каменное здание высотой 15 м. В восточный угол здания вделан «черный камень» (оплавленный метеорит) – главный предмет поклонения в аль – Каабе. Согласно мусульманским легендам, «черный камень» – это белый яхонт из рая, дарованный Аллахом Адаму, когда тот, сброшенный на землю, добрался до Мекки. Черным камень стал позже из – за грехов и порочности людей, чтобы они не увидели рай, который можно было рассмотреть в глубине камня (увидевший рай должен попасть туда после смерти).
Одной из главных религиозных и политических задач Мухаммеда стало освобождение Мекки от господства многобожников и очищение Каабы от языческих идолов и ритуалов. К борьбе с неверующими мекканцами Мухаммед стал готовиться с самого начала жизни в Медине. В 623 году начинаются нападения мусульман на мекканские торговые караваны (газават – мн. ч., от газва – набег). В 624 году при Бадре небольшой мусульманский отряд, возглавляемый Мухаммедом, одерживает победу над мекканским ополчением, несмотря на численное превосходство мекканцев. Эта победа была воспринята как доказательство того, что Аллах на стороне мусульман. В ответ мекканцы в 625 году подошли к Медине, и около горы Ухуд состоялось сражение, в котором мусульмане понесли большие потери, однако мекканцы не развили свой успех и отошли. Военное поражение было связано и с внутренними сложностями в лагере мусульман. Часть мединцев, первоначально охотно принявшая ислам, была недовольна единовластием Мухаммеда и поддерживала тесные связи с мекканцами. Эта внутренняя мединская оппозиция неоднократно осуждается в Коране под именем «лицемеры» (мунафикун).
В течение нескольких лет Мухаммед собирал силы для решительной борьбы с Меккой, укрепляя свое положение в Медине и обеспечивая себе поддержку многих кочевых племен. В 628 году большое войско двинулось в сторону Мекки и остановилось неподалеку – в месте, называемом Худайбийа. Переговоры между мекканцами и мусульманами завершились заключением соглашения о перемирии, согласно которому Мухаммед обязался прекратить наступление и отказаться от боевых действий против Мекки. За это мекканцы давали мусульманам возможность совершить паломничество к Каабе. Ровно через год Мухаммед и его сподвижники совершили в соответствии с договором малое паломничество (умра).
Тем временем сила мединской общины крепла. Были завоеваны богатые оазисы, лежавшие к северу от Медины, все новые и новые кочевые племена становились союзниками Мухаммеда. В этих условиях продолжались тайные переговоры Мухаммеда с мекканцами, многие из которых открыто или тайно принимали ислам. В начале 630 года мусульманское войско беспрепятственно вошло в Мекку. Мухаммед даровал прощение многим бывшим врагам, совершил поклонение Каабе и очистил ее от языческих идолов.
Однако Мухаммед не вернулся жить в Мекку и лишь однажды, в 632 году, совершил одно паломничество в Мекку. Победа над Меккой еще более укрепила уверенность Мухаммеда в себе и подняла его религиозный и политический авторитет в Аравии. В Мекку приехали вожди разных кланов и мелкие правители, чтобы договориться о союзе; многие из них выразили готовность принять ислам. В 631-632 гг. значительная часть Аравийского полуострова в большей или меньшей степени оказывается включенной в политическое образование, возглавляемое Мухаммедом.
В последние годы жизни Мухаммед готовил военную экспедицию против Сирии с целью распространения власти ислама на север. В июне 632 года Мухаммед после непродолжительной болезни неожиданно скончался (существует предание, что он был отравлен). Похоронен он в главной мечети Медины (Мечети пророка).
Мухаммед не оставил указаний по поводу преемника, и после его смерти борьба за власть расколола мусульманскую общину. За право выдвижения на пост халифа, заместителя посланника Аллаха (халифат расул Аллах) и главы общины, соперничали разные политические группировки. Первым халифом стал один из ближайших соратников Мухаммеда – Абу Бакр ас-Сиддик (572-634), которого уже заболевший Мухаммед назначил руководить молитвой.
После смерти Мухаммеда многие племена почти по всей Аравии отреклись от ислама, и первому халифу Абу Бакру пришлось вновь обращать их в мусульманскую веру. Перед смертью Абу Бакр успел назвать имя своего преемника – Омара ибн аль-Хаттаба аль-Фарука (ок. 585-644), который, как и Абу Бакр, тоже был зятем и сподвижником пророка, и община единодушно присягнула новому халифу. За десять лет его правления мусульманское государство расширило свои владения, присоединив Египет, Сирию, Палестину и западную часть Ирана. В Иерусалиме в 638 году халиф Омар подписал с христианами Иерусалима договор, текст которого был канонизирован в начале XII века. Согласно канонизированному тексту, договор обязывал иноверцев соблюдать шесть условий, а именно: не хулить Коран, не возводить клевету на посланника Аллаха, не поносить мусульманскую религию, не прелюбодействовать, не вступать в брак с мусульманками, не склонять мусульман к обращению в свою веру и не оказывать никакой помощи врагам ислама. Иноверцам также рекомендовалось носить отличительные знаки на одежде, не строить дома выше мусульманских, не бить в била, не читать громко свои молитвы и священные книги при мусульманах, не распивать публично опьяняющие напитки, не держать на виду кресты и свиней, хоронить своих покойников тихо и незаметно и соблюдать некоторые другие ограничения.
Омар ввел исчисление новой эры по хиджре, с его именем связано также установление ряда религиозно-правовых предписаний: ежегодное паломничество, наказание бичеванием, побиение камнями за прелюбодеяние и др. Халиф Омар умер 7 ноября 644 года от ран, нанесенных ему в мединской мечети персидским рабом. Перед смертью он назначил совет (шура) из шести старейших сподвижников Мухаммеда для избрания нового халифа.
Совет остановил свой выбор на Османе ибн Аффане (ок. 575-656), также одном из первых последователей Мухаммеда, зяте и тесте пророка (Осман и Мухаммед были женаты на дочерях друг друга). В правление Османа арабы завоевали государства Сасанидов ( иранская династия, правившая в 3 -7 веках на Ближнем и Среднем Востоке ) и укрепили свое положение в Северной Африке вплоть до Туниса и Закавказья. По поручению Османа был составлен сводный единый текст Корана.
Стремление Османа усилить контроль за провинциями ( Ирак, Египет ), выдвижение родственников халифа на ключевые посты, их чрезмерное обогащение вызывали упреки и недовольство. В начале мая 656 года в Медину прибыла делегация египтян, недовольных его правлением. Осман пообещал удовлетворить их требования, но затем послал наместнику письмо с приказом казнить смутьянов. Письмо было перехвачено, египтяне вернулись и с помощью других недовольных осадили дом-Османа. 17 июня бунтовщики, возглавляемые Абдаллахом, сыном первого праведного халифа Абу Бакра, ворвались в дом Османа и убили его.
По предложению египтян новым халифом был избран Али ибн Абу Талиб – двоюродный брат Мухаммеда, зять пророка, женатый на его дочери Фатиме. Избрание Али халифом поддержали многие мусульмане, однако далеко не все согласились с этим решением. Наместник Сирии, родственник убитого халифа, Муавия обвинил Али в причастности к убийству Османа.
Мусульмане-сунниты (от сунна – обычай, пример) считают первых четырех халифов, выбранных из числа ближайших сподвижников Мухаммеда (Абу Бакр, Омар, Осман, Али), праведными халифами, их образ жизни и поступки служат примером для подражания. Сторонников Али, считавших первых трех халифов узурпаторами, лишившими власти единственного законного и праведного халифа – Али, стали называть шиитами (от шиа – приверженцы). Хотя конфликт между двумя группировками носил прежде всего политический характер, обусловленный проблемой власти, со временем появились и значительные теологические разногласия.
После убийства Али шииты провозгласили новым халифом его старшего сына Хасана (ум. в 669 г.), однако после переговоров с Муавией Хасан отказался от притязаний на верховную власть в обмен на огромную денежную компенсацию и большой пожизненный пенсион. Муавия ибн Абу Суфйан (605-680), принадлежавший к знатному курейшитскому роду Омейядов, быстро распространил свою власть на весь Халифат. Как халиф, Муавийа отличался щедростью и снисходительностью к врагам, он покровительствовал поэтам и ученым. Столица Халифата была перенесена в Дамаск, а сын Муавийи Йазид был объявлен официальным преемником, что означало введение принципа династического наследования верховной власти (вместо принципа выборности халифов, существовавшего со времен Мухаммеда).
После смерти халифа Муавийи в 680 году шииты объявили Хусайна, младшего сына Али, своим третьим халифом, но на пути из Мекки в Куфу малочисленный отряд Хусайна был остановлен омейядским войском, и 10 октября 680 года Хусайн пал в бою, получив десятки колотых и рубленых ран. Халиф Йазид публично выразил огорчение по поводу гибели внука пророка. Хусайн был объявлен «величайшим мучеником», а город Кербел, возникший позднее на месте его гибели, превратился в одну из главных шиитских святынь.
Муавийа и другие омейядские халифы продолжили завоевания, начатые их предшественниками. При них исламу покорилась вся Северная Африка, большая часть Пиренейского полуострова, Средняя Азия; они вели длительную, но безуспешную войну против Византии, несколько раз осаждали Константинополь. Завоеванные территории простирались от границ Китая до Атлантического океана. При Омейядах в государственных учреждениях греческий и другие местные языки были заменены на арабский. Возникла мусульманская культура с ее самобытным зодчеством, декоративным искусством, развивалась исламская наука.
Однако халифы из рода Омейядов постоянно сталкивались с враждебностью со стороны мекканских мусульман, которые упрекали их в том, что они нарушали заповеди пророка и занимались преимущественно земными делами. Особенно сильным было возрастающее противостояние со стороны шиитов и хариджитов.
В результате восстания 747-750 годов под руководством Абу Муслима Омейяды были свергнуты, и к власти пришли Аббасиды – прямые потомки Аббаса бин Абд аль-Мутталиба, дяди пророка Мухаммеда. Одному из немногих уцелевших представителей рода Омейядов Абдаррахману удалось добраться до Испании и основать там в 756 году Кордовский эмират, положив начало династии Кордовских Омейядов.
Первым аббасидским халифом стал Абу-аль-Аббас ас-Саффах («щедрый» – этот эпитет впоследствии принимали и другие халифы). Важнейшим следствием государственного переворота и смены власти была утрата арабами привилегированного положения и монополии на власть, уравнение в правах мусульман разного этнического происхождения. Главной опорой Аббасидов стала знать Ирана и Средней Азии, что привело к усилению иранского элемента в политической и духовной жизни Халифата. Центр Халифата переместился из Сирии в Ирак. Столицей государства стал город Багдад, основанный в 762 году халифом аль-Мансуром. Поэтому государство Аббасидов иногда называют также Багдадским халифатом (для отличия от Дамасского халифата Омейядов). Наибольшего могущества Халифат Аббасидов достиг при халифах аль-Мансуре (правил в 754-775 гг.), аль-Махди (775-785 гг.), Харуне ар-Рашиде (786-809 гг.) и аль-Мамуне (813-833 гг.). Багдад стал центром активной интеллектуальной жизни. Триста лет, из более чем пятивековой истории Аббасидской державы (с 749 по 1258 год), были ознаменованы расцветом мусульманской культуры и науки, экономическим подъемом.
Но в конце VIII века от Аббасидского халифата начали отпадать отдельные области (например, Марокко). Б IX веке процесс распада государства Аббасидов усилился: на территории Ирана, Средней Азии, Закавказья, Египта стали образовываться самостоятельные государства, в которых правили местные династии.
История Багдадского халифата заканчивается падением Багдада в 1258 году, когда последний аббасидский халиф был казнен монголами. Мамлюкские правители Египта и Сирии поспешили восстановить халифат в 1261 году, сделав своим халифом аль-Мустансира (дальнего родственника Аббасидов), спасшегося от преследований. В 1517 году, после завоевания Египта турками, его потомок был перевезен в Стамбул, где, согласно оманской официальной традиции, последний Аббасид передал свои права турецкому султану Селиму Грозному (правил в 1512-1520 гг.). В 1924 году институт халифата, духовного центра всех суннитов, был официально упразднен первым президентом Турецкой Республики Кемалем Ататюрком.
Таким образом процесс принятия и распространения ислама – это довольно сложный и многоэтапный процесс.
3. Последствия принятия ислама
В сегодняшнем мире более 700 миллионов человек на вопрос: «Кто ты по вере?» – отвечают арабским словом муслим: « Человек, исповедующий ислам», мусульманин.
Связь веры с традиционным образом жизни была характерна для ислама во все времена, но особенно очевидна она становится сегодня, когда идеологи и политики, выступающие под лозунгом ислама, пытаются как можно больше людей объявить мусульманами только потому, что они придерживаются многих обычаев своих отцов.
Знание основ мусульманской религии весьма различно у различных слоев населения и в разных странах традиционного распространения ислама. Всякий мусульманин знает арабское звучание и смысл символа веры религии ислама: «нет никакого божества, кроме Аллаха, и Мухаммад – посланник Аллаха». Здесь кратко выражены два главных догмата ислама: существует единый, единственный, и вечный всемогущий бог – Аллах; своим посланником Аллах избрал араба из Мекки, Мухаммеда, через него бог передал людям текст священной книги – корана, его руками он основал общину верующих (умма). За 14 веков из небольшой группы Аравии она превратилась в многомиллионную массу людей разных национальностей, разных языков, разных социальных слоев и культурных ориентаций.
Величие бога – Аллаха – выражено во многих формулах, хорошо известных всем мусульманам и часто повторяемых ими в речи, молитвах, бытовых восклицаниях, а также постоянно встречающихся в изящной вязе арабского письма, на памятниках мусульманской архитектуры в Азии, Африке, Европе и Америке: «Аллаху Акбар» – «Аллах самый великий!» и т. д.
Кратчайшее изложение главного догмата ислама содержится 112 суре (главе) Корана: "Во имя Аллаха милостивого, милосердного! Скажи: «Он – Аллах единственный, Аллах могучий. Не рождал и не был рожден, и не было никого подобного ему, никогда». По мусульманской доктрине, люди, не исповедующие ислам, – «неверные», среди них иудеи и христиане выделяются особо как ахль аль – китаб, т. е. «люди Писания». Согласно Корану они верят якобы в того же бога, что и мусульмане. Этот бог и им посылал своих посланников – Моисей (Мусу), Иисуса (Ису), которые несли людям слово божье. Однако люди исказили и забыли то, чему те учили. Поэтому Аллах и направил людям Мухаммада, своего последнего пророка, с божьим словом – Кораном. Это была как бы последняя попытка наставить людей на праведный путь, последнее предупреждение, после которого должен наступить конец мира и Суд, когда всем людям будет воздано по их делам – они попадут в райские сады или в адский огонь.
Эти основы религии знает всякий мусульманин, и образованный и неграмотный. Почти всякий знает и «пять столпов» ислама, пять главных обязанностей верующего. Первый из них – молитва (салят). Молитва мусульман состоит из ряда поклонов, сопровождаемых произнесением различных религиозных формул. Мусульманину предписано пять молитв в сутки; свершать их можно и дома, и в мечети и в поле. Молитве предшествует ритуальное омовение. Пятница является днем всеобщей молитвы, когда все мусульмане должны собираться на коллективную молитву в главную мечеть города, села, округа.
Мечеть (масджид) – и место моления, и помещения для религиозных школ, и центр религиозных проповедей и диспутов.
Третьей ритуальной обязанностью мусульманина является пост (саум). Мусульманский пост заключается в воздержании от пищи, питья и развлечений. Все время должно быть в принципе посвящено человеком Аллаху, занято молитвами, чтением Корана и религиозных сочинений, благочестивыми размышлениями. Главным и обязательным для всех, кроме больных, путешествующих и т. д., является пост в месяц рамадан; кроме того, существует еще дата, в которой поститься желательно. Конец месяца рамадан и соответственно месячного поста отмечается праздником разговенья, вторым по значению праздником в исламе.
Кроме ограничений, связанных с постом, в исламе существует большое количество запретов, регулирующих различные стороны жизни мусульманина. Мусульманину запрещено пить алкогольные напитки, есть свинину, играть в азартные игры. Ислам запрещает ростовщичество – риба. Конечно, не все эти и другие правила строго соблюдаются, но время от времени, в частности в семидесятые годы нашего века, в различных мусульманских государствах усиливается контроль, за соблюдением культовых правил, например поста в рамадан.
Паломничество совершается в месяце зуль – хиджжа, который, как рамадан, является месяцем лунного календаря и потому приходится на разное время года. Паломники, надев специальные белые одежды, и пройдя церемонию ритуального очищения, совершают торжественный обход вокруг Каабы, пьют воду из близлежащего священного источника Замзам. Далее следуют торжественные процессии и моления у холмов и долин вокруг Мекки, связанных с легендой о пребывании в тех местах праотца Ибрахима, первого проповедника единобожия.
Хаджж завершается праздником ид аль – адха, во время которого в память о жертве, принесенной Ибрахимом Аллаху, режут жертвенных животных. Окончание хаджжа является главным мусульманским праздником, который отмечается молитвами и жертвоприношениями по всему мусульманскому миру. Люди, совершившие хаджж, носят почетное прозвище хаджж или хаджжи и пользуются уважением родных в своих родных местах.
Пятой обязанностью мусульманина является закят – обязательный налог на имущество и доходы, который идет в теории на нужды общины и распределяется среди бедных и малоимущих. Кроме того, каждому мусульманину предписывается еще и садака – добровольные пожертвования и милостыня.
На самом деле все эти социально – экономические регуляторы справедливости внутри исламской общины с самого начала были и остались благими пожеланиями. Закят быстро стал обычным государственным налогом, садака шла на нужды религиозного культа, запреты на ростовщичество легко обходились оформлением дачи денег в рост как совместного финансового предприятия кредитора и должника.
Иногда к «столпам ислама» причисляют джихад. Слово это означает полную отдачу мусульманином своих сил, возможностей, времени и, если надо, жизни для торжества своей религии. В большинстве случаев в средние века это сводилось к участию в вооруженной борьбе с «неверными», а значение термина – соответственно к понятию «священная война», и такое его понимание стало традиционным для европейцев. На самом деле понятие джихад значительно шире, и именно в таком широком значении оно употребляется сейчас в мусульманском мире, в частности резолюциях и постановлениях различных общемусульманских конференциях.
Почти каждый мусульманин знает хотя бы несколько фраз из священной книги ислама – Корана, хотя многие значения этих фраз не понимают. Коран произносился и записан по – арабски. В ритуальных целях он используется в арабском оригинале. Для мусульман Коран – прямая речь Аллаха, обращенная к Мухаммаду, а через него ко всем людям. В проповедях Корана и простые мусульмане, и богословы ищут ответы на вопросы частной жизни и жизни общества, текстами Корана оправдывают свои поступки.
Ислам является очень широкой по охвату системой социального регулирования. Почти все стороны жизни мусульманина считаются религиозно значимыми.
Мужчина становится мусульманином после того, как над ним в раннем возрасте совершается обряд обрезания. Заключение брака совершается в присутствии духовных лиц, ими фиксируется и закрепляется чтением священных текстов Корана. Развод для мужчины мусульманина относительно прост, для женщины осложнен, но тоже возможен. Ислам разрешает мужчине иметь до четырех жен, если он в состоянии их одинаково хорошо содержать. В настоящее время на практике многоженство встречается относительно редко, а в некоторых мусульманских странах оно несколько ограничено законодательством. Похоронный обряд также предполагает чтение определенных сур Корана. Хоронят обычно в день кончины; тело кладут в могилу завернутым в саван, без гроба, головой к Мекке. Согласно мусульманским представлениям, все мертвые в День Суда воскреснут, чтобы предстать перед Аллахом и ответить за свои дела и намерения.
Мужчины – мусульмане должны ходить с покрытой головой. Для этого служат разные шапочки типа тюбетейки, а также различные виды чалмы – шарфа, особо повязанного вокруг головы. Женщины должны закрывать лицо и тело от взглядов посторонних мужчин. Традиционная одежда мусульман широкая и удобная для носки в тех странах, в основном южных, где живет большинство мусульман. Обычным атрибутом благочестивого мусульманина являются четки из 99 или 33 бусин, служащие для счета славословий Аллаху. В исламе многократное восхваление Аллаха и повторение его девяносто девяти «прекрасных имен» считается благочестивой обязанностью.
Несмотря на обилие в исламе различных течений, главными из которых являются суннизм и шиизм, среди всех мусульман существует довольно стойкое представление о принадлежности к единой общности людей, объединенных общей верой, общими традициями, общей начальной историей и общими интересами в современном мире.
Наиболее значительной и по сей день является система богословия, созданная аль – Аш’ари (10в). В 7 -10 вв. сложились и основные толки фикха, обычно трактуемого как «мусульманское каноническое право». Эти системы теоретических и практических принципов шариата – праведного образа жизни мусульманина. Именно фикх стал основой социальной системы ислама. В настоящее время сохранилось, да и в средние века, относительно незначительное число людей знало тонкости догматики, а правила фикха всегда были обязательным предметом обучения в семье и в школе, предметом ученых и неученых споров и бесед, столь характерных для быта жителей мусульманских городских кварталах. В трудах по фикху, составляющих наиболее многочисленную группу средневековых арабских рукописей, регламентируются поведение в быту и в обществе, имущественные отношения, правила торговли, отношения в семье, брак.
С 6 – 7 вв. и по сей день концепция шариата – пути к богу через выполнение всех правил Закона – уживается с концепцией тарика, теоретической основой суфизма, согласно которой некоторые люди могут заслужить благоволение Аллаха и даже приблизиться к нему и познать его через состояние экстаза, венчающего жизнь, которая строится по особым, отличным от будничных правилам благочестия и аскетизма.
Для понимания исторической социальной роли ислама важна проблема соотношения государства и духовенства. В исламе нет и церкви, служащей посредником между человеком и Аллахом, ни духовного сословия, обладающего особой благодатью; духовная и светская власть в исламской теории, да отчасти и на практике – нераздельны.
Лозунг превращения религиозной общности всех мусульман в единство политического порядка не раз выдвигался и поддерживался крупными мусульманскими государствами, претендовавшими на особую лидирующую роль.
Таким образом возникновение и развитие ислама наложило огромный отпечаток на последующее развитие мусульманских народов как политическом плане, так и в экономических аспектах, достижениях национальной культуре, и образе жизни людей, приверженцев этой веры.
Огромных достижений достигли мусульмане в таких областях, как архитектура и строительство, работа по металлу и керамика, поэзия и философия. Поистине вызывают восхищение памятники архитектуры у мусульман. Большой исторический вклад они внесли в дело передачи различных ценнейших книг древних философов и мыслителей Византии и других стран. Книги этих мыслителей смогли дойти до нас в арабском переводе. Поскольку большинство из них в подлинниках своих навсегда было утрачено. Большие успех были ими достигнуты и в фундаментальных науках; таких как математика, оптика, астрономия и медицина.
Заключение
И в заключении хочется сказать, что тенденция к религиозному возрождению в современном исламе отражает ход социальных и технологических перемен в мусульманском мире, особенно разрушительный эффект от ускоряющейся урбанизации. В этом смысле тенденция схожа с тем, что происходило в конце XX века в Латинской Америке и странах Африки, расположенных к югу от Сахары, где наблюдалась массовая активизация различных ветвей протестантской церкви. И все же более прилежное следование нормам ислама, проявляющееся в таких практиках, как молитва, пост и хаджж (ежегодное паломничество в Мекку), неизбежно связано с политическими настроениями мусульман, большинство которых проживает в постколониальных государствах, правительства которых имеют репутацию аморальных и бездуховных. Рост образовательного ценза и распространение все новых средств связи привели к падению влияния традиционных религиозных авторитетов, как улемов, так и руководства суфийских братств. Образовавшаяся ниша оказалась заполнена множеством различных движений и лидеров, поголовно утверждающих, что их деятельность носит легитимный характер с точки зрения религии. Существует множество исторических примеров, когда под знаменами религиозного возрождения такие движения бросали вызов власти в мусульманских государствах еще до того, как колониальный и постколониальный международный порядок вывел большую часть мира на свою экономическую и культурную орбиту.
Было бы неверно, однако, делать из этого вывод, что современные политические движения в исламе – не более чем новейшие проявления очередной фазы исторического столетнего цикла. Силы, выступающие под флагом исламского возрождения, о которых буквально кричат газетные заголовки, современны не только по выбираемым методам, включающим новейшие технологии, а также применением пушек, ракет и бомб. Они современны и тем, что приписывают «традиционной» исламской доктрине множество идей, заимствованных из немусульманских духовных традиций. При этом упадок традиционных форм духовности, которые были представлены братствами суфиев, сопровождался «идеологизацией» ислама на политическом уровне, формированием политической идеологии с использованием определенной символики, отобранной из исторического «репертуара» ислама. Этой идеологии, которую часто называют «исламским фундаментализмом», больше подходит термин «исламизм». Латинский суффикс, добавленный к арабскому корню, более точно отражает трансформацию прежних реалий (в данном случае – религии) и связанных с ними традиций в политическую идеологию, также как коммунизм является идеологизацией сущности коммун, социализм – светского общества, а фашизм – древнего символа власти римских консулов. Исламизм – это не ислам. И это важно понимать, хотя разделяющие оба понятия границы часто представляются размытыми. Таким образом поставленная цель в контрольной работе выполнена, а именно показано, что истинный традиционный ислам является глубоко духовной религией, не имеющей ничего общего с исламизмом.
Список использованных источников
Кузьмина Е.В., Все религии мира / под общей редакцией Е.В.Кузьминой.- М.: ХРАНИТЕЛЬ; СПБ.: Сова, 2008г.- 351 стр.
Мэлайз Р., Ислам. Краткое введение / Мэлайз Ратвен: пер. с англ. Е.Чекулаевой.- М.: Астрель: АСТ, 2005г.-188 стр.