- Вид работы: Реферат
- Предмет: Культурология
- Язык: Русский , Формат файла: MS Word 13,97 Кб
Христианская Церковь и римский закон II-III вв.
Реферат
По общей Церковной истории
На тему: «Христианская Церковь и Римский Закон II-III вв.»
План
Введение
. Отношение римского законодательства к христианству
.1 Основные причины враждебного отношения римской власти к христианству
.2 Римские законы, способствовавшие распространению христианства
.3 Христианство и культ императора
. Римские законы II-III веков, имеющие отношение к христианам
Заключение
Список литературы
Введение
Христианство появилось в Римской империи, государственной религией которой было язычество, враждебное самому христианству. Римская империя была самым мощным в мире государством, имела самую развитую и самую сильную систему органов управления и принуждения. Однако за два столетия христианство, находящееся вне закона и проповедующее кротость, смирение и любовь к врагам, победило язычество, несмотря на его непримиримость к инакомыслию и мощную государственную поддержку. В начале IV века христианство получило статус дозволенной религии. Церковные историки называют это чудом распространения Евангелия, одним из доказательств его неземной, Божественной природы. Подобно живому ростку, пробивающемуся через асфальт, истинная вера покоряла сердца язычников, ищущих истину и готовых принять ее, и распространялась в языческой империи.
С другой стороны, действие Промысла Божия совершалось не только через христианских проповедников и мучеников, но и через действия римских властей. Ибо апостол Павел еще при языческом императоре Нероне в Послании к христианам Рима, столице языческой империи, сказал, что «…нет власти не от Бога; существующие же власти от Бога установлены» (Рим.13:1). То есть, хотя римская власть являлась языческой, но она была установлена Христом и являлялась Его орудием. Целью данной работы является рассмотреть, как римское законодательство влияло на христиан и как христианская Церковь по мере своего распространения влияла на отношение к ней римской власти. Это необходимо для понимания природы государственной власти и отношения Церкви и государства в истории.
1. Отношение римского законодательства к христианству
.1 Основные причины враждебного отношения римской власти к христианству
Самой главной причиной враждебного отношения римской власти к христианству являлся закон об обязательном почитании римских богов. Древний мир был очень религиозным. Вся жизнь древних язычников была связана с религией. У каждого дела были свои боги-покровители, почитание которых считалось залогом успеха в любой деятельности. Тем более это относилось к созданию мировой языческой Империи. Когда римляне покоряли какой-то народ, они включали в свой пантеон их богов и почитание их брали под свое покровительство. Создание общеримского пантеона являлось олицетворением духовного единства Империи.
К концу I в. по Р.Х. для наиболее глубокого и массового обоснования огромной власти римского императора и стоящих за ним господствующих классов было закончено «…создание официальной религиозной идеологии и государственного имперского культа…» и был создан культ императора и богини Ромы. Император рассматривался как представитель божественных сил. Участие в культе императора являлось гражданским долгом, а уклонение от него – государственным преступлением.
Второй причиной гонения на христианство явилось отношение римской власти к новым религиям. «Римские законы различали два рода религий: дозволенные, к каковым, кроме национальной, принадлежали все древние религии покоренных народов, и недозволенные; христианство, как религия новая и не принадлежавшая никакому отдельному народу, на этом основании являлось верой недозволенной». Принятие новой веры для языческого сознания являлось изменой своим богам и грозило падением римского государства вообще.
Четвертой причиной гонения на христиан было также само по себе справедливое отношение римской власти к сообществам. По причине благоразумной боязни тайных заговоров против империи римские власти законодательно полностью контролировали все сообщества империи любых видов. «Даже в дозволенных корпорациях императоры старались регулировать каждую мелочь и особенно заботились о том, что бы сходки их не были часты (не более раза в месяц)». Для любого дозволенного собрания так же обязательным было присутствие представителя Римской власти, по принципу: «там, где собирается римский народ, должен присутствовать официальный представитель этого народа и председательствовать на этом собрании. Даже во время республики римское правительство весьма неохотно давало разрешение вообще на устройство каких-нибудь корпораций». Участие же в ночных собраниях считалось тяжким уголовным преступлением.
.2 Римские законы, способствовавшие распространению христианства
римский власть христианство религия
С момента грехопадения наших праотцев смыслом истории человечества было его подготовка к пришествию в мир Христа Спасителя. Господь готовил к Своему пришествию не только избранный народ, но и мир языческий. Одними из самых важных событий в этом можно назвать распространение греко-римской культуры и создание ко времени пришествия в мир Спасителя мировой Римской империи, объединившая весь тогдашний цивилизованный мир. В руках Промысла Божия это политическое единство мира под властью римского императора Августа стало орудием для устроения его духовного единства под властью Христа Спасителя. Создание империи привело к установлению интенсивных экономических связей между провинциями, которые до этого были чуждыми и даже враждебными друг другу государствами. Это создало условия для экономического процветания, необходимого для высвобождения времени для умственного труда и культурного развития. Во всех подчиненных им народах римляне прекратили междоусобицы и установили определенное социальное спокойствие.
Все это привело к активизации и улучшению социальных отношений, а это, в свою очередь, вызвало к необходимости развитие права как системы правовых отношений и общеобязательных социальных норм, установленных или санкционированных государством. Во II-I веках до Р.Х. правоведение в Древнем Риме стало наукой, а в конце I в. до Р.Х. – начале III в. по Р.Х., т.е. в течение первых двух веков существования Церкви, произошел расцвет римского права, которое впоследствии легло в основу права европейских христианских государств.
Особенностью римского права стало то, что оно, в отличие от предыдущих империй, основное внимание уделяло не публичному праву, относящемуся к «положению римского государства», а к частному праву, которое «относится к пользе отдельных лиц». Римские правоведы к индивидууму и частной жизни граждан как к общественнозначимой ценности и стремились обеспечить оптимальные условия самостоятельной деятельности каждому гражданину. До этого древние империи безжалостно использовали граждан для достижения своих государственных целей, не считаясь с их интересами. Теперь же, видимо, под влиянием греческой культуры, одной из основных идей римского права стало то, что личная и семейная жизнь является основой жизни империи. Распространение этой идеи стало подготовкой включенных в империю народов к принятию истины о высоком достоинстве и ценности человеческой личности.
.3 Христианство и культ императора
Культ императора, хотя был языческим, но его идеология соответствовала христианскому учению о власти и об обязанностях христианина по отношению к ней и своей сути явилось подготовкой к принятию его народами империи. Он был разработан на основных положениях «…философии римского стоицизма о высшем разуме, управляющем мудро и справедливо, и нравственном долге людей, терпеливо выполняющих свои обязанности в государстве, обществе, семье». Поскольку это учение о власти было практически христианским, это дало возможность христианам быть христианами и в то же время быть добросовестными гражданами своей страны, отдавать «…кесарево кесарю, а Божие Богу» (Мф.22:21). Впоследствии это стало одним из главных аргументов в защиту христиан, а также послужило одним из средств для разгосударствления язычества и ниспровержения государственной языческой идеологии. Непочитание императора как бога считалось государственным преступлением, ибо считалось, что человек, который не чтит императора как бога, не чтит и созданное богами государство с его законами, а значит, он потенциальный преступник. Христиане же своею жизнью засвидетельствовали, что гражданство не связано с языческой религиозностью.
римский власть христианство регилия
2. Римские законы II-III веков, имеющие отношение к христианам
В 99 г. император Траян (98-117), заботясь о спокойствии в империи, «…возобновил закон, запрещавший тайные общества», а в 104 г., после того, как были обнаружены ночные богослужебные собрания христиан, издал закон, которым принадлежность к христианству признавалась «государственным преступлением, подлежащим наказанию». Но Траян запретил разыскивать христиан и принимать на них анонимные доносы. Этим он ограничил инициативу областных правителей и толпы.
Он постановил, что «…преследование должно приближаться к уголовному судебному процессу, в котором должно быть названо обвиняющее лицо, обвиняемый и его преступление». Согласно римскому закону, вошедшему в каноническое право Церкви, если обвинение оказалось ложным, то наказанию за него подвергается обвинивший. Это было серьезным сдерживающим фактором для преследования христиан, потому что обвиненным мог оказаться оклеветанный язычник или христианин из-за страха наказания мог отречься от Христа. Таким образом, закон Траян, основанный на юридической справедливости не давал возможности для самоуправства языческой толпы.
Согласно христианскому вероучению, ничто не может произойти с нами без воли Божией (см.: Лк. 21:18). Гонители являются слепым орудием в руках Промысла Божия, направляющего обстоятельства людей к их спасению. История показывает, что гонения на христиан были посылаемы для того, чтобы удержать молодые христианские общества от нравственного разложения. Так, пострадавший во время Траяна сщмч. Климент Римский (†101) писал о современном ему нравственном состоянии христиан следующее: «Вся слава была дана вам и исполнилось что написано: "он ел и пил, разжирел и растолстел и сделался непокорен возлюбленный" (Втор.32, 15). А отсюда ревность и зависть, вражда и раздор …Всякий оставил страх Божий, сделался туп в вере Его, не ходит по правилам заповедей Его и не ведет жизни, достойной Христа».
Под влиянием апологии апостола от 70-ти священномученика Кодрата, еп. Афинского, и философа Аристида преемник Траяна Элий Адриан (117-138) издал «…эдикт, которым повелевалось принимать на христиан только формальные доносы, а на крики толпы не обращать внимания», чем оградил христиан от самоуправства языческой толпы. В 129 г. Адриан «…велел начальникам провинций точнее изследовать вины обвиняемых и наказывать только за действительныя преступления. – Конечно, такое распоряжение не вовсе прекратило гонения на христиан; оставалось еще довольно поводов к обвинениям, наприм., в ночных собраниях, в неуважении к императору, потому что они не хотели клясться гением императора или приносить жертвы пред его статуями».
Преемник Адриана Антоний Пий (138-161) руководствовался принципом, выраженным его словами: «лучше сохранить жизнь одного гражданина, чем победить целую тысячу врагов». Когда толпы обвинили в стихийных бедствиях, постигших в то время империю христиан, то Пий, желая восстановить порядок, «…издал эдикт, которым запрещал предпринимать что-либо новое против христиан, оставляя, таким образом, в силе действующие до него законы». Таким образом, «христиане могли существовать даже открыто, могли даже благоденствовать; но достаточно было одного доноса из-за мелочного личного столкновения, – и их противогосударственный характер, выяснялся на суде и их преследовали».
Император Марк Аврелий (161-180), государь-философ, заботившийся о благополучии империи, считал, что «…преступления порождаются главным образом заблуждениями…». «Он смотрел на христиан как на заблуждающихся, упрямых фанатиков и ненавидел их за их, по его понятию, суеверное учение, особенно за их горячую веру в будущую жизнь и святое воодушевление при встрече со смертью». Он повелел разыскивать христиан и предавать пыткам. Но в результате этого гонения мужество, которое проявляли мученики оказывало сильное воздействие на язычников, и многие из них стали переходить в христианство. В правление Марка Аврелия, появилась и распространилась на востоке и западе ересь монтанизма.
Она настолько угрожала христианским общинам, что в Иераполе и Анхиале были проведены Поместные Соборы, на которых она была осуждена. Немного ранее появились гностицизм (александрийский и сирийский) и ересь Маркиона. Гонение при Аврелии было первым, когда христиан стали разыскивать. Из церковных источников известно, что были случаи, когда еретики не выдерживали страданий и отрекались от Христа. Ибо, как сказано в Евангелии, дом основанный не на камне, не выдержит натиска бури, т.е. человек, не имеющий живого общения со Христом, не сможет перенести страдания за Него. Поэтому данное гонение можно рассматривать как средство для обличения духовно-нравственной слабости еретиков, хотя, конечно, многие и из истинных христиан не выдерживали гонений. Проведение Соборов в это сложное для Церкви время говорит о том, что несмотря на гонения она жила полноценной духовной жизнью.
В правление имп. Септимия Севера (196-211) произошло первое проявление «…зарождавшегося в Римской Церкви искажения понятия о своей роли в Церкви Вселенской». Поскольку римляне господствовали над покоренными народами, то и римский епископ, проецируя светские отношения на церковные, стал властительски относиться к другим епископам. В споре о Пасхе тогдашний папа Римский Виктор отлучил малоазийских христиан, отказавшихся праздновать Пасху после 14 нисана, как это делала Римская Церковь. В это время Септимий Север упразднил различие между Италией и провинциями, а его сын Каракалла (211-217) распространил римское гражданство на свободное население всей империи. Таким образом, Промыслом Божиим во II веке императорскими законами было упразднено важное условие для распространения папизма.
Видя, что христиане готовы умереть за свою веру и что даже под страхом смерти не удастся уничтожить христианства, император Септимий Север решил хотя бы воспрепятствовать его расширению. В 202 г. он издал эдикт, «…которым под страхом смерти запрещалось принятие вновь иудейства и христианства».
После смерти Севера, «…до 235 года Церковь имела покой от внешних врагов». В правление имп. Александра Севера (222-235), как предполагают церковные историки, были построены первые христианские храмы – его мать Юлия Мамея, правившая империей была почитательницей Оригена. За это время благополучия снова среди христиан произошло отступление. Как свидетельствует Священное Писание и история, языческий мир в тот период находился в глубоком нравственном кризисе. Христиане, являясь членами Церкви, оставались членами языческого общества. Нравственная деградация не могла не влиять на многих из них. По этой причине, а также по причине падшей человеческой природы христианам первых веков, как свидетельствуют исторические источники, не удавалось устоять на высоте христианского звания. Для их духовного блага Господь попускал на короткое время гонения на них со стороны не только жрецов и языческой толпы, но и со стороны государственной власти. Сщмч. Киприан, еп. Карфагенский (†259) свидетельствует: «Не стало заметно в священниках искреннего благочестия, в служителях – чистой веры, в делах – милосердия, в нравах – благочиния».
С 211 до 251 г., т.е. 40 лет (за исключением времени Максимина), христиане пользовались покоем. Видимо, за это время в христианском обществе снова стало происходить отступление от нравственности. К этому периоду относится высказывание Оригена о нравственном состоянии христианского общества в то время. Он писал: «Если у Иисуса были основания оплакивать Иерусалим, гораздо более их у Него для оплакивания Церкви, которая воздвигнута, чтобы стать домом молитвы, но постыдной алчностью, помрачающей ум ненавистью некоторых (к несчастью, столь многочисленных!) превращена в разбойничье гнездо».
Имп. Декий (249-251), пытаясь укрепить пошатнувшееся государственное управление, которое, как он считал, основывалось на традиционной римской религии, ввел цензуру, а в 251 г. издал эдикт о преследовании христиан по всей империи. Государственная власть не только издала законы против христиан, но и следила за их исполнением на местах. Гонения стали систематическими и повсеместными. «В это жестокое гонение было как много отпавших от христианства вследствие того, что в предшествовавшее ему спокойное время многие принимали христианство не по истинному убеждению, так много и мучеников».
На годы правления императоров Валериана (253-260 гг.) и Галиена (260-268) «…приходится пик политического кризиса Римской империи, а обширная Средиземноморская держава оказалась на грани распада». Валериан попытался стабилизировать внутренний порядок в империи. Следуя политике Декия, в 257 г. он издал эдикт, которым приказывалось «…ссылать в заточение епископов, пресвитеров и диаконов, с запрещением остальным христианам составлять собрания. Эдикт не достиг цели: сосланные епископы из мест заточения управляли своими паствами… Поэтому в 258 г. последовал второй эдикт, которым повелевалось всех епископов, пресвитеров и диаконов казнить, сенаторов и всадников, если они по лишении всех прав и имущество остаются христианами, обезглавливать через усечение мечом; знатных женщин, если они остаются христианками, по лишении имущества ссылать в заточение; находящиеся на службе при дворе лишать прав и имений и в оковах отправлять на работы в царские поместья. О низших классах общества в эдикте даже не упоминалось, так как с ними и всегда поступали жестоко». В 260 г. во время переговоров с персами Валериан предательски был ими схвачен и взят в плен. Он «…стал рабом варварского царя и должен был, по преданию, подставлять свою спину всякий раз, когда персидский царь взбирался на коня». Христиане в этом видели Божие наказание за его жестокое гонение.
В 260 г. императором стал сын Валериана Галлиен. Видимо, пораженный ужасной участью своего отца, он издал два эдикта, которыми объявил христиан свободными от преследования, возвратил им конфискованные имущества, молитвенные дома, кладбища и т.п. «Таким образом, римское правительство предоставляло христианскому обществу права религиозного общества, дозволенного в империи, признавая за ним право имущественного владения».
Имп. Аврелиан (270-175), опытный политик и способный полководец, разгромил внешних врагов и внутренних узурпаторов и восстановил единство империи, вследствие чего он получил титул «Восстановителя мира». Затем он перешел к укреплению внутреннего положения империи. Для усиления императорской власти, которая приняла форму абсолютизма, он принял название «Господин и бог» и ввел культ Непобедимого Солнца как божественного покровителя императора. Поэтому если на первых порах, когда он занимался отражением внешних врагов, он признавал предоставленные его предшественником христианам права, то теперь, в 275 г., он издал эдикт о возобновлении преследования христиан, «…но в том же году был убит…, и эдикт остался без выполнения».
Заключение
В Послании к Римлянам ап. Павел писал: «…нет власти не от Бога; существующие же власти от Бога установлены» (Рим.13:1). История Церкви и Римской империи во II и III веках показывает, что языческая государственная власть, стремившаяся к организации общественной жизни с целью достижения ее благополучия, действительно была властью от Бога и являлась орудием в руках Христа, Царя неба и земли, управляющего всем миром. Императорская власть, как Божие установление, являлась средством воспитания христианского народа Римской империи. За II и III века в Римской империи было семь императоров, известных в истории как издававших законы против христиан и гнавших их: Траян, Аврелий, Септимий Север, Максимин Фракиянин, Декий, Галл (251-253) и Валериан.
Семь императоров были благосклонными к христианам: Антоний Пий, Коммод, Гелиогабал (218-222), Александр Север, Гордиан, Филипп Аравитянин (244-249) и Галиен. Гонения на христиан сменялись периодами спокойствия. История Римской империи II-III веков показала также бессилие язычества как в борьбе против христианства, так и в устроении общественной жизни. После смерти Марка Аврелия в 180 г. закончилось «счастливое время Римской империи», и она начала идти к кризису всей своей социально-экономической и политической системы. Лучшие из римских императоров, пытавшиеся вернуть империи единство и стабильность и оказывавшиеся гонителями христиан, основывались на изживавшем себя язычестве, которое было не способно дать духовные силы для духовного возрождения нравственно деградировавшего римского общества. Поэтому все попытки по восстановлению империи оказывались временными. Только христианство смогло влить новые духовно-нравственные силы в человеческое общество и привести к созданию христианской цивилизации.
Список литературы
1. Арсений (Иващенко), еп. Летопись церковных событий и гражданский, поясняющих церковные, от Рождества Христова. СПб., 2007. – 896 с.
. Болотов В.В., проф. Лекции по истории древней Церкви: В 4-х т. – Репринт. – Киев: Изд. Имени святителя Льва, папы Римского, 2007. – Т. 2: История Церкви в период до Константина Великого. – 474 с.
. Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия 2004. Москва, ООО «Кирилл и Мефодий».
. История Древнего Рима: Учеб. для вузов по спец. «История»/ В.И.Кузищин и др.; Под ред. В.И.Кузищина. – 4-е изю., перераб. и доп. – Высш. шк., 2002. – 383 с.: ил.
. Кареев Н.И. Учебная книга древней истории: С ист. карт.: Учеб. дорев. России по истории / Сост., авт. предисл. и примеч. Е.С.Скворцова. – М.: Просвещение, Учебная литература, 1997. – 320 с.: ил.
. Кураев А., диак. Традиция, догмат, обряд. Апологетический очерк. – М.: Изд-во Братства Святителя Тихона, 1995. – 416 с.
. Огицкий Д.П. Козлов М., свящ. Православие и западное христианство. Учеб. пособие для духовных семинарий и духовных училищ. М., МДА, Изд-во храма св. муч. Татианы, 1999. – 175 с.
. Смирнов Е.И. История христианской Церкви. – М.: Приход храма святых бессребреников Космы и Дамиана на Маросейке, 2007. – 726 с.