- Вид работы: Дипломная (ВКР)
- Предмет: Культурология
- Язык: Русский , Формат файла: MS Word 666,50 kb
Художественный стиль модерн
Содержание
Введение
. Общая характеристика стиля
. Развития стиля в архитектуре
. Развития стиля в живописи и скульптуре
. Художественный стиль в интерьере
Заключение
Список использованной литературы
Приложение
Введение
В данной курсовой работе был рассмотрен один из художественных стилей.
Каждый художественный стиль уникален и появляется в определенную эпоху, в определенное время. Каждый художественный стиль не имеет конкретных дат возникновения и исчезновения, и, как правило, один стиль заканчивает свое существование, когда другой уже входит в силу. При смене стилей не просто одни формы сменяются другими, а, пользуясь терминологией Вельфлина, происходит постоянное перетекание тектонических и конструктивных формообразований и наоборот.век принесший так много нового, неоднозначного, трагичного; заставивший человека усомниться в своей разумности, человечности, впервые в истории противопоставивший в такой степени друг другу достижения культуры и цивилизации, служит и еще долго будет служить предметом исследования для всего социогуманитарного знания.
Каждый период в истории культуры представляет собой сложную мозаику событий и тенденций развития. В данной работе мы главное внимание уделяем становлению и развитию в культуре образа современности (модерна), его предпосылок и трансформаций, результатом которых является состояние общества и культуры, называемое сейчас постсовременностью (постмодерном). Добавим также, что иллюстративным материалом нам послужит в основном искусство XX века.
1. Общая характеристика стиля
В конце XIX в начале XX в. в появляется совершенно новый современный стиль – модерн. Основной признак – декоративность; основной мотив – вьющееся растение; основной принцип – уподобление рукотворной формы природной и наоборот. Появляется органическое слияние конструктивных и декоративных элементов. Фасады домов были несимметричны. Выразительные особенности интерьеров: изогнутые очертания карнизов, круглящиеся дверные и оконные проемы, богатый декор из резного дерева, цветного стекла, металла. Новейшие технико-конструктивные средства и свободная планировка были использованы для постройки зданий с подчеркнуто индивидуализированным обликом. Стиль "модерн" (франц. moderne – новейший, современный)
Модерн – cтиль в eвpoпeйcкoм и aмepикaнcкoм иcкyccтвe нa pyбeжe XIX-XX вeкoв. Мoдepн пepeocмыcливaл и cтилизoвaл чepты иcкyccтвa paзныx эпox, и выpaбoтaл coбcтвeнныe xyдoжecтвeнныe пpиeмы, ocнoвaнныe нa пpинципax acиммeтpии, opнaмeнтaльнocти и дeкopaтивнocтиОбъeктoм cтилизaции мoдepнa также cтaнoвятcя и пpиpoдныe фopмы. Этим oбъяcняeтcя нe тoлькo интepec к pacтитeльным opнaмeнтaм в пpoизвeдeнияx мoдepнa, нo и caмa иx кoмпoзициoннaя и плacтичecкaя cтpyктypa – oбилиe кpивoлинeйныx oчepтaний, oплывaющиx, нepoвныx кoнтypoв, нaпoминaющиx pacтитeльныe фopмы. Тecнo cвязaн c мoдepнoм – cимвoлизм <#”521420.files/image001.jpg”>
Рисунок 1 – Картина в стиле модерн «Танец»
Художественный язык модерна был во многом воплощением идей и образов символизма, сочетающихся со сложным стилизованным растительным декором, ритмом гибких текучих линий и плоскостных цветовых пятен. В этом духе выполнялись произведения декоративного искусства: панно, мозаики, витражи, керамическая облицовка, декоративные рельефы, майоликовая скульптура, фарфоровые и стеклянные вазы и др. Картинам и графическим листам тоже придавались черты декоративной стилизации в духе модерн. С живописью модерна связаны П. Гоген, М. Дени, П. Боннар во Франции, Г. Климт в Австрии, Э. Мунк в Норвегии, М. Врубель, В. Васнецов, А. Бенуа, Л. Бакст, К. Сомов в России. В рамках модерна получила большое распространение книжная и журнальная графика (О. Бердслей в Англии). Особое распространение получила афиша и плакат (А. Тулуз-Лотрек во Франции, А. Муха в Чехии). В изобразительном искусстве стиля модерн неразделенность жанров приводила к относительной несамостоятельности живописи, графики и скульптуры. Целью архитектора, художника, скульптора становится создание синтетического, целостного произведения искусства.
Скульптура модерна отличается динамикой и текучестью форм , виртуозной игрой крупных или же хрупких линий и силуэтов. Модерн стремился стать единым синтетическим стилем, в котором все элементы из окружения человека были выполненные в одном ключе. Вследствие этого в этот период возрос интерес к прикладным искусствам: дизайну интерьеров, керамике, книжной графике. Отличительными особенностями техники модерна являются: отказ от прямых линий и углов в пользу более естественных, натуральных линий. Модерн стремился сочетать художественные и утилитарные функции создаваемых произведений, вовлечь в сферу прекрасного все сферы деятельности человека. Яркими мастерами стиля модерн являлись скульпторы – Огюст Роден, Камилла Клодель, Аристид Майоль, все – Франция; Франтишек Билек – Чехия; Герман Обрист – Германия; Жан Минне – Бельгия.
4. Художественный стиль в интерьере
Модерн достаточно сильно поощрял развитие прикладного искусства. поэтому в архитектуре в стиле модерн часто использованы созданные в том же стиле интерьеры, мебель, витражи, и даже посуда (керамика особенно сильно попала под влияние модерна). Интерьеры в стиле модерн прекрасно вписываются в пространства современных квартир – ему прекрасно соответствуют большие пространства, популярность оригинальных и не консервативных дизайнерских решений, стремление к упрощению и рационализации без ущерба изяществу. Все это как нельзя лучше воплотил в себе дизайн в стиле модерн. База интерьеров сайта salon.ru – подоборка самых актуальных и наиболее интересных интерьеров в стиле модерн. Здесь русский модерн представлен работами лучших дизайнеров, архитекторов и декораторов. Помимо частных интерьеров в стиле модерн, в подборке можно найти профессиональные решения для общественных интерьеров – интерьеры ресторанов, ночных клубов, отелей и даже яхт.
Стилю Модерн свойственны кривые, округлые линии, многоуровневость и ассиметрия. В интерьерах модерна изящные линейные плетения, подвижные растительные узоры рассыпаны по полу, стенам, мебели, лестницам, потолку. Стиль модерн стал выходом за рамки классики, внесением смелых идей и нестандартных форм в интерьер, а также обращением к миру природы за счет ненавязчивого вкрапления растительных орнаментов. Главная деталь дизайна модерна (ар-нуво) – натуральное дерево, не менее популярны камень и гипс. В декоре наилучшим образом сочетается функциональность и декоративность. Интерьеры в стиле модерн прекрасно вписываются в пространства современных квартир. Стилю модерн соответствуют оригинальные и неконсервативные дизайнерские решения, стремление к упрощению без ущерба изяществу, а также большие пространства.
Рисунок 2 – Стены в стиле модерн
Стены в стиле модерн. В верхней части стена может быть затянута шелком или выкрашена, а в нижней части монтируется керамический или дубовый цоколь. На стенах в стиле модерн применяется все тот же растительный орнамент стиля модерн. Стены как бы растут вверх от пола к потолку. Главное не перегрузить стены сложными орнаментами и не превратить квартиру в лес. В интерьере модерна отлично гармонируют между собой совершенно разные материалы, в числе которых можно назвать металл и камень, дерево и стекло, роспись и обои. Облегченной версией модерна могут стать обои нейтральных мягких тонов с неярко выделенным растительным орнаментом.
Рисунок 3 – Потолок в стиле модерн
Потолок в стиле модерн. Гладкий, окрашенный (либо натяжной) с изысканной свисающей люстрой, либо легкая лепнина в виде лепестков и цветков. Можно выбрать тонкие линии, балки темного дерева, обрамляющие белые гладкие кессоны. Также в интерьере в стиле модерн часто применяют витражи с живописным рисунком. Витраж состоит из кусков стекла всевозможных форм, фактур и цветов, которые соединены между собой, в зависимости от технологии производства.
Рисунок 4 – Пол в стиле модерн
Пол в стиле модерн. В интерьере модерна используются как классические приемы, например, паркет, уложенный елочкой или квадратами, так и узорчатый пол (художественный паркет), рисунок которого повторяет изгиб морской волны или переплетение стеблей цветов. Современная фигурная резка также позволяет изготовлять полы из камня или керамогранита с живым рисунком в стиле модерн.
Рисунок 5 – Стол в стиле модерн
Мебель в стиле модерн. В интерьере модерна это мягкие и удобные диваны и кресла, шкафы, столики на витиеватых ножках, буфеты и комоды. Главное, чтобы в них присутствовали художественные «излишества»: матовое или цветное остекление, зеркала с фаской, изящная фурнитура, перламутровая интарсия, вставки из слоновой кости и т. д. При выборе мебельного гарнитура в стиле модерн достаточно обратить внимание на предметы с преобладающей плавной линией, изогнутыми очертаниями и щедрой природной фактурой. С учетом не такого большого временного разрыва, можно приобрести предметы начала прошлого века.
Рисунок 6 – Ваза в стиле модерн
Предметы декора в стиле модерн. В дизайне модерна предметы должны содержать природную тематику, будь то в фигурках, вазах, диванных подушках, багете у зеркала, орнаменте штор или в живых растениях. Под природой понимается также и животный мир (от миниатюрной фарфоровой лягушки до кованой птицы в человеческий рост) и сказочные существа (русалки, эльфы). Важным элементом стиля модерн является мозаика, которая также встречается в разнообразных предметах декора. Безусловно, дополнят интерьер модерна картины в духе модерна с их витиеватыми и смелыми штрихами.
Заключение
На рубеже ХІХ – ХХ веков в истории мировой культуры и искусства возникло новое направление, получившее название модерн. Его зарождение объясняется стремлением художников выйти за пределы замкнутого классического искусства и создать стиль, который бы окружал людей эстетически наполненной предметной средой. Возникнув на Западе, модерн вскоре был воспринят передовыми слоями культурного общества и в других странах, в том числе в Америке и России.
Характерными чертами нового стиля стало – гармоническое соединение (как в природе) самых разных вещей и в этом его прелесть и уникальность. Эпоха нуждалась в художниках универсального дарования, которым бы можно было доверить воплощение самой заветной мечты о слиянии – синтезе искусств.
1. Липатов. Этюды по теории западноевропейского искусства. М., 1963.
. История искусства зарубежных стран. Том 3. М., 1964.
. История западноевропейского искусства III – XX вв. М., 1940.
. www. wikipedia.org
Приложение